...я до сих пор не знаю, что такое в вашем городе мещанство и купечество; что они также начинают модничать и курить сигарки, это дело повсюдное... (Нашим бы эмансипаторшам лет 50 назад заголосить, что курящие россиянки - это стадо мартышек...-В.В.).
Священникам нашим особенно нужна беседа с такими уже готовыми людьми, которые умели бы в немногих, но ярких и метких чертах очертить им пределы и обязанности всякого звания и должности. Часто, единственно из-за этого, иной из них не знает, как ему быть с прихожанами и слушателями, изъясняется общими местами, не обращенными никакой стороной непосредственно к предмету. Войдите также в его особенное положение, помогите его жене и детям, если приход у него беден. Кто погрубей и позадористей, погрозите тому архиереем; .... Напоминайте им, что обязанность их слишком страшна, что ответ они дадут больше, чем кто-либо из людей всякого другого звания, что теперь и Синод и сам Государь обращают особенное внимание на жизнь священника, что всем готовится переборка, потому что не только высшее правительство, но даже все до единого в государстве частные люди начинают замечать, что причина злу всего есть та, что священники стали нерадиво исполнять свои должности...
... есть в русском человеке сокровенные струны, которых он сам не знает, по которым можно так ударить, что он весь встрепенётся (бутылку надо показать русскому человеку чтобы он весь встрепенулся!!..-В.В.).
Я вас между прочим ещё побраню за следующие ваши строки, которые здесь выставлю вам перед глаза: "Грустно и даже горестно видеть вблизи состояние России, но, впрочем, не следует об этом говорить. Мы должны с надеждой и светлым взором смотреть в будущее, которое в руках милосердного Бога". В руках милосердного Бога всё: и настоящее, и прошедшее, и будущее. Оттого и вся беда наша, что мы не глядим в настоящее, а глядим в будущее. Оттого и беда вся, что как только, всмотревшись в настоящее, заметим мы, что иное в нём горестно и грустно, другое просто гадко или же делается не так, как бы нам хотелось, мы махнём на всё рукой и давай пялить глаза в будущее. Оттого Бог и ума нам не даёт; оттого и будущее висит у нас у всех точно на воздухе: слышат некоторые, что оно хорошо, благодаря некоторым передовым людям, которые тоже услышали его чутьём и ещё не проверили законным арифметическим выводом; но как достигнуть этого будущего, никто не знает. Оно точно кислый виноград. Безделицу позабыли! Позабыли все, что пути и дороги к этому светлому будущему сокрыты именно в этом тёмном и запутанном настоящем, которого никто не хочет узнавать: всяк считает его низким и недостойным своего внимания и даже сердится, если выставляют его на вид всем.
Введите же меня в познание настоящего. Не смущайтесь мерзостями и подавайте мне всякую мерзость! Для меня мерзости не в диковинку: я сам довольно мерзок. Пока я ещё мало входил в мерзости, меня всякая мерзость смущала, я приходил от многого в уныние, и мне становилось страшно за Россию; с тех же пор, как стал я побольше всматриваться в мерзости, я просветлел духом; передо мной стали обнаруживаться исходы, средства и пути, и я возблагоговел ещё более перед Провиденьем. И теперь больше всего благодарю Бога за то, что сподобил Он меня, хотя отчасти, узнать мерзости, как мои собственные, так и бедных моих собратьев. И если есть во мне какая-нибудь капля ума, свойственная не всем людям, так и то оттого, что всматривался я побольше в эти мерзости.
...Замечания твои о школах совершенно справедливы. Учить мужика грамоте затем, чтобы доставить ему возможность читать пустые книжонки, которые издают для народа европейские человеколюбцы, есть действительно вздор. Главное уже то, что у мужика нет вовсе для этого времени. После стольких работ никакая книжонка не полезет в голову, и, пришедши домой, он заснёт, убитый, богатырским сном. ...Деревенский священник может сказать гораздо больше истинно нужного для мужика, нежели все эти книжонки... Народ наш не глуп, что бежит, как от чорта, от всякой письменной бумаги. Знает, что там притык всей человеческой путаницы, крючкотворства и каверзничеств. По-настоящему ему не следует и знать, есть ли какие-нибудь другие книги, кроме святых (а ведь правда эта через 160 лет сияет ослепляюще до того, что возникает желание закрыть на Руси 70% школ выше начальных... Где вы на Руси видите толпу людей, которых образование из грязных шкурных и нагловатых свиней превратило в людей, о дружбе с которыми вы мечтаете?! Что такое на самом деле в нашей стране якобы образованные девы? Кому нужен этот мираж псевдообразования? Педагогам (тупым безнадежно...) для прокорма? -В.В.).
Если священник дурен, то этому почти всегда виноваты сами помещики. Они наместо того, чтобы пригреть его у себя в доме как родного, поселить в нём желание беседы лучшей, которая могла бы его чему-нибудь поучить, бросят его среди мужиков, молодого и неопытного, когда он ещё и не знает, что такое мужик, поставят его в такое положение, что он ещё должен потворствовать и угождать им, наместо того, чтобы уже с самого начала иметь над ними некоторую власть, и после этого вопиют, что у них священники дурные, что они приобрели мужицкие ухватки и ничем не отличаются от простых мужиков. Да я спрашиваю: кто не огрубеет даже из приготовленных и воспитанных?
...Разбогатеешь ты как Крез, в противность тем подслеповатым людям, которые думают, будто выгоды помещика идут врознь с выгодами мужиков. (А что-ж не разбогател при мамином именье сам автор?-В.В.)
... я очутился в городе, где не было почти ни души мне близкой, без всяких средств, рискуя умереть, не только от болезни и страданий душевных, но даже от голода. Это было уже давно тому. Спасён я был государем (Николаем 1- В.В.). Нежданно ко мне пришла от него помощь (за рубежами Руси -В.В.). Услышал ли он сердцем, что бедный подданный его на своём неслужащем и незаметном поприще помышлял сослужить ему такую же честную службу, какую сослужили ему другие на своих служащих и заметных поприщах, или это было просто обычное движенье милости его (благодаря Государю, Пушкин набрал долгов на 90 тысяч рублей из казны?- В.В.). Но эта помощь меня подняла вдруг. Мне было приятно в эту минуту быть обязану ему, а не кому-либо другому.
...Будет окончена картина (Иванова -В.В.) - беднейший двор в Европе заплатит за неё охотно те деньги, какие теперь плотят за вновь находимые картины прежних великих мастеров, и таким картинам не бывает цена меньше ста или двухсот тысяч. Устройте так, чтобы награда выдана была не за картину, но за самоотвержение и беспримерную любовь к искусству, чтобы это послужило в урок художникам. Урок этот нужен, чтобы видели все другие, как нужно любить искусство. Что нужно, как Иванов, умереть для всех приманок жизни; как Иванов, учиться и считать себя век учеником; как Иванов, отказывать себе во всём, даже и в лишнем блюде в праздничный день; как Иванов, надеть простую плисовую куртку, когда оборвались все средства, и пренебречь пустыми приличиями; как Иванов, вытерпеть всё и при высоком и нежном образованьи душевном (сколько в советской и российской литературе только за последние 40 лет толкалось авторов с душонками типа "подворотники пивные"?!- В.В.), при большой чувствительности ко всему, вынести все колкие поражения и даже то, когда угодно было некоторым провозгласить его сумасшедшим и распустить этот слух таким образом, чтобы он собственными ушами, на всяком шагу, мог его слышать... (В России в 1989 году срочно выгнали с учёта в психдиспансерах почти 2 млн. человек - кого наша гебня для отчёта о работе причислила к диссидентам, по основаниям намного более вздорным и пустым, чем было в США при маккартизме. Как интересно было бы собрать свидетельства этих людей об отношении россиян к этим якобы сумасшедшим... Как интересно было бы узнать сколько таких людей перебывало в психушках и умерло там до 1989 года на радость зверюгам из 5 Управления гебни и фашистам из Кремля (статистика стала менее устрашающей?...)... А сколько умерло в психушках? Вспомним рабочего, шахтёра, одного из 5 величайших русских поэтов 20 века В.Соколова (Валентин Зэка), которого бессудно 17 лет морили в психушках и он там умер? (неужто он успел переслать стихи на Запад? Ведь без этого получается предумышленно организованное убийство бандой шизофреничных психиатров Шахтинской спецпсихушки; или в МВД сидел вполне конкретный бандит-генерал, и зажравшийся гад этот сделал всё что мог, чтобы убить шахтера измором в психушке по желанию своей морды?... И сколько бандитов как было, так и сегодня толчётся в МВД и гебне?!... Какие газетно-литературные поджопники российской власти не потрудились за прошедшие 20 лет написать 20 книг и снять 10 телесериалов о советском психиатрическом Освенциме?!-В.В.)). ...За эти-то подвиги нужно, чтобы ему была выдана награда. Это нужно особенно для художников молодых и выступающих на поприще художества, чтобы не думали они о том, как заводить галстучки да сертучки, да делать долги для поддержанья какого-то веса в обществе; чтобы знали вперёд, что подкрепленье и помощь со стороны правительства ожидают только тех, которые уже не помышляют о сертучках да о пирушках с товарищами, но отдались своему делу как монах монастырю.
...Есть люди, которые должны век остаться нищими. Нищенство есть блаженство, которого ещё не раскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его сладость и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продаст её ни за какие сокровища здешнего мира ( разве с точки глубокой философии апология нищеты менее состоятельна и продуктивна, чем апология богатства? В истории Руси за последние 20 лет что должно перевесить: 50 000 трупов очумевших искателей богатства и 5 миллионов разбогатевших полуидиотов каких-то или 25-55 "богатых" людей, которые не стали суками при деньгах?- В.В.)