Если даже инквизиция почти в самом своём начале запретила еврейские погромы, то имеем ли мы право хотя бы думать плохое о евреях? Если мы данного еврея знаем меньше трёх лет -по какому праву мы о нём думаем плохо? Если же мы плохо думаем сразу о всех евреях города, тем более губернии (экие у нас масштабы "государственного мышления"...), всей России или мира -то чем же от нас отличаются те бандитские сволочи, которые преднамеренно убивают конкретного еврея, которого выслеживали месяца два?
И почему мы плохо думаем про знакомого еврея? Потому что он не захотел стать нашим собутыльником, хотя мы хотели его своей водкой поить? Если я -рыло огородное, то, понятно, можно не говорить мне про добрые отношения к знакомым евреям. Но если я отношу себя к людям интеллигентным, то как получается, что за всю жизнь у меня не было добрых отношений с интеллигентным евреем? И почему мы требуем, чтобы на 1000 евреев дружелюбных людей было куда больше чем на 1000 русских?
А. Евангелие -это Божие слово, к нам обращённое, и в нём лежит та сила оживлять, пробуждать вечность в нас, которая была в словах Спасителя, когда Он проповедовал на земле... -с.151
В. От сорока до семидесяти тысяч человек слышали проповедь Христа, но только двенадцать человек были его учениками... Христианство, возникшее после воскресения -это явление совсем иного порядка. И надо бы напоминать безбожникам, что при жизни Христа, когда Его услышали десятки тысяч человек, никакого христианства так и не возникло, три года всё оставалось на уровне 12 учеников. Спрашивается -что такое могло случиться, если после того как Христос исчез, стал словами о Нём -масса людей вдруг словно проснулась и приняла новую веру?!
А для богослова интересная проблема: среди тех, кто принял христианство в течении 5 лет после Воскресения Христа, сколько было людей, которые в прошлые времена где-то уже видели живого Христа и слышали Его слова? Давайте предположим, что таких, поздно прозревших была только половина. Тогда, как безбожники объяснят появление второй половины христиан?! Что такое прошло по обществу и миру как волна и наконец разбудило эти души и умы?!
Можете вы понять реальную разницу между ситуацией, когда сегодня Иван идёт в собрание христиан, поскольку там несколько десятков человек уже, и когда в те времена Иван шел в собрание христиан где было от 2 до 10 человек только в первые месяцы существования этого собрания? Может Ивану в те времена больше и некуда было пойти? Может в те времена в том поселении только христиане имели привычку собираться постоянно? Может в те времена Ивану просто надоели разные местные посиделки с бессмысленными и бесполезными разговорами о происшествиях в данном поселении? А тут -разговоры про Бога сразу уводили ум и душу куда-то за пределы поселения?
Если в тогдашнем поселении было от 200 до 700 жителей, если жизнь поселян была зарегулирована столетиями традиции, то что же могло происходить в поселении кроме появления на ночь прохожего путника которые мог что-то рассказать об увиденном и услышанном?
Насколько вероятно, что в те времена новости между поселениями распространялись со скоростью пять километров за неделю -то есть на расстояние сто километров за двадцать недель? И что там могло быть нового, кроме пожара, удара молнии, овцы, которую задрал волк -несмотря на то, что отару охраняла не маленькая стая свирепых псов? Мы в наше время уже и представить не можем уклад жизни в рамках жизни по традиции многих веков в то время.
А. Если истина про Бога остаётся только логической, умственной, головной - истиной -она ещё не наша, мы ещё к ней не проснулись, не ожили... с.151
В. В живом понимании её нами, в нашей способности самостоятельно на неё посмотреть с других сторон, о существовании которых нам не рассказали. Выше я уже пытался сказать вам про живое и мёртвое существование истины про Бога для нас. Хочу добавить, что это касается всех вообще истин, какие существуют в мире, о каких мы услышали. Посмотрите, сколько в жизни нашей есть такого, с чем мы согласны по чужому мнению, но о чём не сможем сказать что-то из своего понимания, в дополнение чужого мнения или даже в его развитие.
А. Слыша слово, которое звучит правдой, которое раскрывает в нашей душе чувство красоты, которое нам передаёт смысл, какого мы раньше не знали... с.151
В. Чтобы почувствовать в чужом слове какую-то правду, красоту или смысл -совершенно недостаточно это слово услышать. Надо прожить что-то в жизни. В 27 лет для нас правда и смысл и красота жизни совсем не такие, какими они были в 16 лет. И не такие, какими они будут в 47 лет. Но если до 47 лет мы доживём как бездумные бараны толпы, как люди, которые не отличаются умственно от людей толпы -мы ничего не почувствуем. Надо быть человеком, который сам много лет ставит много разных вопросов о жизни. Только тогда чужое слово иногда может оказаться ответом, который мы сами долго искали, но не успели найти.
Где мы на Руси найдём людей подобного уровня ума и души? Заметьте, на Руси понятие "это красивое, а это некрасивое" находится исключительно в обороте среди незначительной части молодых людей. Среди молодых девушек, похоже, в тысячу раз меньше тех, у кого имеется реальная эмоционально-художественная жизнь на уровне потребности в красоте.
Не надо переоценивать факт, что есть какое-то количество людей с сознанием обезьян, которые, например, увидят что-то в кино, услышат, например, знаменитых когда-то бзитлов, и начинают носиться некоторое время с понятиями "вот это красиво!"... Думаю, в России за несколько десятилетий не было и 50 человек, у которых к реальному чувству от музыки бзитлов прикладывались такие же реальные чувства по поводу иных явлений жизни и культуры.
Если толпа вдруг возбуждается симпатией к чему-то, создаёт моду на что-то, то на деле это вырождается в отборное безобразие. В своё время сколько бзитломанок были сначала наглыми молодыми негодяйками, а уж потом околомузыкальными тёлками, и за следующие сорок лет все они так и не стали носительницами музыкальной культурности хотя бы на уровне проучившихся в музыкальной школе два года... Когда-то я бабам в экономическом отделе сообщил, что в магазине появилась пластинка с музыкой Вивальди. Соплятая еврейка прошипела "Я покупаю только импортные пластинки". И на роже у неё было такое выражение, словно она разговаривает с прохожим бомжом, а не с человеком, который тут работает уже полтора года... Вообще-то это типичное и массовое хамское состояние бабьего коллектива в любой конторе...
Для массы людей их повседневный быт и ихние симпатии к "образам из культуры" -назовём это так, никогда и нигде не пересекаются.
Давайте вспомним примерно 20 лет до 1980 года, когда россияне приходили в крайнее возбуждение от любого фильма снятого в Индии. И где же сегодня в жизни россиян духовные и умственные последствия от просмотра этих фильмов? Что осталось в головах и душах россиян от некоей "Рабыни Изауры", которую вся Россия смотрела примерно так же, как полинезийцы 17 века смотрели бы?
Поэтому попытки объяснить дело у отца Антония никак не относятся к состоянию понимания и возможностям понимать у верующих или неверующих. Для большинства людей их вера в Бога -такой же идол суеверия, как у других людей вера в гадания цыганок.
А. Но это не легковерие; недостаточно сказать: я такого-то человека уважаю, наверное, то, что он говорит, -правда, и поэтому я становлюсь верующим... Мы можем быть разбиты диалектически и верующими не стать. И я могу вам привести в пример то, что случилось лет тридцать тому назад в России.
Молодой человек, студент, снимал комнату у одного священника. Он был убеждённый юный безбожник; священник был умный, образованный человек, они вели бесконечные диспуты, и в конечном итоге студент оказался без аргументов, был диалектически разбит. Из этого он сделал умственное заключение: раз он умственно разбит, то он "должен" стать верующим. Он крестился, пошел в богословскую школу, стал священником, стал преподавать богословие и через несколько лет вдруг обнаружил, что он "не" верит в Бога, -что у него отняли его убеждение безбожника, но не дали веры. И он ушел и снова стал пропагандистом безбожия. с. 152
В. И ведь понятно, что в России за сто лет появляется не больше ста человек с таким уровнем умственной жизни, как у этого студента, и что в прошлые десятилетия из всех таких людей скорее всего лишь один этот студент имел возможность наслушаться и надуматься о вере, а все прочие в основном стали кандидатами разных серьёзных наук.
Из всего многообразия чувств и переживаний, которые доступны людям, каждому отдельному человеку доступны не все эти чувства и переживания. Ну допустим, что существуют два десятка чувств и семь десятков переживаний. Добавьте к этому, что чувство или переживание для данного человека может иметь природные рамки, в силу чего я данное чувство никогда не переживу сильнее чем "слабое" или "среднее".
Давайте представим, что мы с вами договорились о том, что так называемая первая любовь может случиться только пока человек моложе семнадцати лет, пока он в основном совершенно независим от обычного уровня отношений людей в жизни. И окажется, что на всю Россию чувство первой любви переживает пять-семь человек за пятьдесят лет... У остальных любви не случается, бывают: симпатия; нравится; влюбленность; увлеченность; любовный невроз; любовный психоз; любовная психопатия (самоубийство или убийство девы в том числе...); любовная одурелость...