Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -45

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ШДЖ-45
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 45
  
   А. И от нас зависит, выбрать его или нет; "заставить" нас Бог не может. с.155
  В. Да вы посмотрите на жизнь в любом большом поселении, где меньше десяти тысяч жителей и все всегда на виду... Много ли там за пятьдесят лет было тех, кто разумно что-то там выбрал себе в жизни? Одна моя деревенская родственница, дочь абсолютно безграмотных родителей, выучилась в медицинском институте, по направлению попала в областной город за две тысячи километров от института и там через восемь лет была по её незаметной должности на фармацевтической фабрике в числе десяти самых влиятельных лиц всего региона... Не говорите, что она что-то там в жизни выбирала, добивалась и добилась...
  
  Б. Что значит: "Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2:13)? ) с.156
  
  А. Дух Святой в нас действует, зовет, возбуждает наше действие и всегда раскрывает перед нами путь жизни; но в какой-то момент решение за нами: принимаем мы или не принимаем, выбираем мы "за" Бога или "против" Него? Или просто коснеем, даже не выбирая ничего, а колеблясь так, что мы все равно ничего не совершаем? Но все, что в нас есть доброго, все, что в нас есть предельно живого, -это от воздействия Божия.
  
  В. Разве любое наше хотение и любое наше действие -по Его благоволению осветило наши головы и подвигло нас на какие-то действия -если мы про Бога в данном случае не вспоминаем или вообще не знаем? Какие же хотения и действия в нас производит Сатана? Снова давайте посмотрим на жизнь в поселениях где меньше десяти тысяч жителей. Думаю, что в более крупных поселениях ситуация намного хуже. Живя в таком поселении сколько раз за один год мы услышим о делах злых? А что мы услышим о делах добрых? Если мы там много лет ходим в церковь -что мы услышим о делах добрых?! В этом приходе, нет сомнения, мы найдём двух или даже пятерых бабушек, которые уже старше шестидесяти лет и которые произведут на нас впечатление самых добродушных среди всей оравы местных старых богомолок. Но разве добродушие имеет отношение к добрым делам?
  
   Беру на себя смелость утверждать, что на деле, на четыре-пять районов, а это под двести пятьдесят тысяч населения, за пятьдесят лет было не больше пять-семи женщин, которым хватило ума и понимания на доброе дело какое-то... Ну хотя бы найти молодую или старую инвалидку и помочь ей посадить огород и убрать осенью... Или мужиков богомольных подвигнуть на помощь инвалиду... И при этом ничего не говорить про Бога кроме того что "нас к этому делу подвигнул наш христианский дух". А уж про богомолок, которые моложе шестидесяти лет нечего сказать кроме того, что они в их возрасте слова "добрые дела" понимают на уровне поселковых дурочек двадцати трёх лет, которые вообще от вас первого услышат выражение "добрые дела" и даже не поймут, что это такое... То есть население там -дикари на уровне этак двенадцатого века...
  
   Но к безбожникам это не относится. Дух Святой обходит их с таким же пренебрежением, с каким они сами смотрят на Бога. Ведь свобода воли у человека означает свободу стать священником или стать бандитом, стать образованным человеком и стать запившейся свиньёй алкогольной. Некоторый минимум доброго заложен в нас в процессе работы машины "лотереи генетических комбинаций". Мне кажется, что кто не согласен с моими рассуждениями об этом, те не смогут вразумительно объяснить суть дела на примере множества людей, которые в разнообразии своём показывают всевозможные варианты умственной неполноценности на медицинском уровне...
  
   Приходится ставить вопрос так: а есть ли у нас какие-то подлинные реальные знания о мире людей, если мы совершенно ничего даже понаслышке не знаем о разнообразии идиотизма, о разнообразии психических болезней и о разнообразии психологически проблемных людей? Если все те суждения, профессиональные и непрофессиональные, о людях, из которых состоят общественные науки и все виды искусства, созданы людьми, которые не имели познаний на данном уровне разнообразия этих проявлений ущербности множества людей, то ведь всё это не достижения цивилизации, а дикарское шарлатание, и поэтому общественные науки и искусство следует обнулить и начать заново их создавать...
  
  А. У меня есть очень определённое убеждение; но то, что это моё убеждение и что оно определённое, совершенно не значит, что это -правда. Поэтому я вам скажу, как я это воспринимаю. Человек не является как бы отдельной бусинкой, нанизанной в ожерелье. Мы все являемся продолжением предыдущих родов и наследуем и добро, и зло. с.156
  
   Я хочу вам сейчас дать один-другой образ, которые просто меня поразили в какой-то момент жизни. Когда мне было лет девятнадцать, я встретил одного священника, очень странного, которого я спросил (не объясняя ему, почему я спрашиваю, потому что мой вопрос должен был прозвучать так: "Каким образом вы, такой тронутый, решили стать священником?"): "Можете ли вы мне объяснить, почему вы стали священником, отец Михаил?". Он мне ответил: "Да: потому что один из моих предков совершил убийство". Моя реакция на это была в мыслях: в таком случае лучше бы тебе священником не делаться; и я его спросил, как это у него связывается. И он ответил: "Потому что я унаследовал от этого своего предка всю его человечность, я её принимаю на себя, и я "всё" принес Богу в дар, став священником. В моём священстве этот мой предок принесён Богу в жертву живую; он оправдан в этом моём священстве"...
  
   Я помню одну старую женщину, которая мне говорила, что её смущает, что к ней приходят мысли, искушения, сомнения, которые всецело ей чужды; у неё такое чувство, что она тут ни при чём. И когда мы начали докапываться до причин, до её родителей и близких предков (очень-то далеко не зайдёшь), то оказалось, что каждый раз, как то или другое находило на неё, это было искушение, или состояние, или греховность, или что-то, что можно было найти в жизни одного из её предков. с.158.
  
  Б. Это очень страшно: мы как бы связаны настолько с нашими предками, что не можем из этого выйти...
  
  А. Можем выйти: вы сделайтесь настоящим человеком -и ваши предки в вас оправданы. Мы можем их потопить, но мы можем их и вознести; и в этом громадная надежда. Потому что если бы речь шла только о том, чтобы спасать свою шкуру для вечности, оно, может быть, и стоило бы, но стоило бы не много; а если думать, что от того, что я делаюсь настоящим человеком, все поколения до меня находят какое-то восполнение, что я одним шагом ввожу их глубже, глубже в вечную жизнь, то это совершенно другое дело, для этого стоит жить. Может быть, слово это немножко громкое, но как бы "во искупление" или "во славу" тех, кто жил до вас, до меня, до каждого из нас. Это мои выкладки, это не святоотеческое учение. с.158.
  
  Б. Я не знаю ярко Христа. У меня была глубокая тоска по Нему, я решила креститься, и осталось то же самое. Если бы меня спросили: "Какой ваш Христос?" -я бы ничего не могла сказать, в этом смысле моё свидетельство о Нём было бы очень бедным, и меня удивляет, что можно жить относительно серьёзно со Христом, в то же время не зная Его. И я решила спросить: как Вы Его знаете?
  
  А. Здесь несколько разных моментов. Первое: в житиях святых мы находим целый ряд примеров, когда Господь, видя крепость души того или иного подвижника, допускал в нём эту пустоту, ему доверял эту пустоту, это подвиг верности без доказательств. Один пример, который мне стелется годы и годы, это рассказ из жизни святого Антония Великого. Он как-то был искушаем, "кричал" к Богу о помощи, и никакой помощи не было, и никакого чувства Бога не было. В конечном итоге он победил искушение, но в изнеможении упал на голую землю и лежал без сил. И в тот момент Христос ему явился. Антоний на Него посмотрел и говорит: "Господи, где же Ты был, когда я был в борении?". И Христос ему сказал: "Невидимо стоял рядом с тобой, готовый тебе помочь, если бы только ты потерял мужество". И в этом смысле отсутствие живого опыта -это знак Божьего доверия к нам, к нашей верности. с.159
  
  В. А сколько есть людей хоть совсем тупых, хоть очень полноценных, которые от слов Антония придут в явное или тайное раздражение, поскольку для них жития святых -сборник старинных досужих басен? Разве мало в этих житиях понаписано такого, что по сути ничем не отличается от рассказов до 15 века про леших, русалок, домовых? А в житиях святых такие же россказни, но так сказать "о делах светлых"... Попробуем эту тему обсужать?
  
   Первый вопрос: откуда взялись жития святых? Если обычно перед нами нечто, что несколько столетий существовало как устное повествование и только после шестнадцатого века обрело письменную форму, то некоторое конкретное повествование о святом только за сто лет через сколько голов и языков прошло по цепочке устного "телефона" и полностью изменилось по содержанию и смыслу?
  
   Посмотрите на наше время. Сколько есть людей, которые нагло и бессовестно врут, желая как-то своими враками возвысить Бога? То в христианской газете напечатана басня, якобы накануне пресловутой Курской битвы 1943 года в небе был явлен Образ Богородицы. То в другой христианской газете также нагло врут, что у знаменитого лётчика той войны в кабине самолёта находилась икона... А уж как врали и выдумывали в 13 веке?
   И сколько среди верующих есть людей, которые морщатся, читая жития святых - "что это за басни!...", но хвалят их усердно, руководясь понятием "так обязан говорить кто верит в Бога"?!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"