( Попутно я хочу поставить перед вами проблему. Вот якобы естественным образом возникла гора высотой в несколько километров. Потом пошли века... Гору обдувают ветра, бороздят ледники, поливают дожди. Ну, допустим, что за 1000 лет гора теряет всего 1 сантиметр своей высоты. За миллион лет стала ниже на 10 метров, за 100 миллионов лет на километр. Значит, за 800 миллионов лет даже от Эвереста ничего не останется? Тем более, что может остаться от неровностей в пределах ста метров? А если допустить, что гора за 1000 лет теряет всего 2 сантиметра по высоте -получится ещё хуже для геологических теорий мироздания... Какие-то заметные неровности можно допустить на 200 километров вокруг горы. Стало быть хотя бы треть поверхности земли ныне должна быть идеально ровной... А где подобное есть в размерах больше 100 тысяч квадратных километров? Если же принять за правду, что Бог сотворил землю 7520 лет назад, то вот эта геология уже не портит нашу систему понятий.)
А. О вере в невидимое можно и так говорить. Окно в церкви -витраж из цветных стекол. Вы его видели днём, когда через него солнце било. Но вот вы пришли в церковь поздно вечером. Где витраж? Было ли реальным то, что вы видели днём? А вместе с вами пришел в церковь человек, который никогда никаких витражей не видел. Будет ли для него реальным ваш рассказ? Несомненно, что будет. Даже если он тут проездом, через два часа уедет и никогда в жизни нигде витража не увидит. Просто он вам-то верит и через ваш рассказ верит в этот витраж. Также можно и в Бога верить. Если вам про Бога говорит человек не авторитетный -пойдем по цепочке: от кого он услышал и поверил? А тот от кого услышал и поверил? В глубину веков нам зайти не получится. Но когда в данной стране миллионы верующих -могу ли я считать, что среди них нет людей более чем умных, у которых вера -не на уровне басни, услышанной от бабушки в детские годы? Могу ли я, если меня никто не посчитает даже за минимально умного человека, быть уверенным, что среди миллионов верующих в моей стране нет ни одного весьма умного человека? (Это даётся в изложении-В.В.).
А. Слово "сомнение" состоит из двух частей: "со" и "мнение", -мнить одновременно две разные вещи. с.180
В. В быту оно понимается как слово "неуверенность".
А. Сомнение мы воспринимаем всегда -во всяком случае, верующие -трагично: вдруг все заколебалось; то, что казалось безусловным, несомненным, начинает двоиться, -и мы делаем громадную ошибку, двоякую ошибку.
В. В быту мы обычно осознаем чувство неуверенности, но так никогда и не доходим до осознания и осмысления хотя бы одного из двух возможных для некоей ситуации мнений...
А. Во-первых, сомнение относится не к Самому Живому Богу, а к тому, что мы о Нём думали, как мы себе Его представляли; Живой Бог от нашего сомнения не меняется.
А во-вторых, мы напрасно боимся, потому что сомнение нам не говорит: "А вдруг Бога нет, а вдруг всё то, во что я верил, не существует", а говорит только: "Ты думал младенчески, пора тебе начать думать по-взрослому; у тебя были детские представления, пора тебе составить представления взрослые; ты думал о Боге примитивно, думай о Нем глубже, истинней". с.181
В. Вероятно, если бы об этом говорилось не в Духовной Академии, отец Антоний говорил бы с учётом, что заурядному верующему в райцентре или деревне совершенно не по силам подобный разносторонний умственный напряг: думать и обдумывать... Немало есть людей, которые сами про себя не смогут отчётливо понять, почему они не согласны с каким-то мнением о чем-то.
А. Сомнение является для ученого орудием его труда. Когда он собрал в горсть все существующие разрозненные факты, он старается их соединить между собой в какую-нибудь теорию, общее представление. Если он хороший ученый, как только он это сделал, он начинает ставить свое собственное представление под вопрос, начинает спрашивать себя: нет ли логической ошибки в моём построении, нет ли передергивания, нет ли чего -нибудь непродуманного и недодуманного, нет ли где-нибудь трещины? И ещё: если он всего этого не находит, он начинает искать новые данные, от которых рухнет его представление, потому что ему не его представление дорого, а та реальность, которую он исследует. И он потому может ставить под вопрос своё представление, что ни одной минуты не колеблется в той реальности, которая вокруг него есть. с.181
В. Есть ещё и интуитивный тип мышления. И есть многообразные сочетания интуитивных версий и исследования сущности вопроса. Но, это намного выше голов и возможностей обычных верующих. А ведь вера в истину, проверенную веками -это не вера в истину живую для меня... Опять мы перед стеной "все званые, но мало окажется избранных и принятых"... Сколько верующих сами себя навсегда заморозили в рамки вежливости обычной в толпе на улице... А церковь должна быть местом для сердечности, которой может и не быть в моей семье... Но вы посмотрите сколько есть собраний где мужчины и женщины словно с тайным страхом смотрят друг на друга... Сектовед Дворкин (или где-то кто-то когда-то) среди прочего упоминает про секту в которой специально один-два раза в году создавались развратные отношения (мужчины стояли на этой стороне, женщины на той, выключался свет, все раздевались и по звонку во тьме встречались и сношались...).
Но мне кажется, что если бы это было правдой -авторы первой подобной публикации упомянули бы максимальный и минимальный возраст женщин в этой секте... Я скорее поверю в то, что есть на Руси женщины -людоедки, чем в то, что особы старше 27 лет захотят участвовать в подобной секте.
Мне кажется, что заведомая клевета на секту в глазах Бога является богохульством на Самого Бога. И поскольку сектовед Дворкин заведомо не тратил своё время чтобы в каждой секте лично участвовать по 2-3 года, постольку достоверность его антисектантских понятий, основанная на легковерном повторении злобных информаций из 45х уже ртов в цепочке слухов -превращает его книгу в полную чепуху...
Когда в России развернула свою деятельность группа "Живой поток", которая занята посевом в России концепции христианства, созданной Вочманом Ни и Витнессом Ли после 1930 года (в Азии эта церковь к 2010 году имела свыше 3х миллионов верующих... Притом эти верующие на 80% люди, которые за год читают в среднем около 350 страниц в духовных книгах... А в Православии и католичестве -только 1-2 человека из тысячи читают за год не менее 30 страниц? Даже среди священников во всей РПЦ только 15-20 из 1000 читают за год хотя бы не меньше 500 страниц?...) представители этой церкви специально встретились с господином Дворкиным чтобы объяснить ему суть дела и попросили его не относить их к сектантам. Затем они специально для Дворкина перевели на русский и издали 3-4 книжки по этой же теме применительно к истории данного течения христианства. А господин Дворкин уже которое десятилетие не убирает свою клевету из книжонки "Сектоведение"... Более того, господин Дворкин сам занимается измышлением, якобы члены этого христианского направления упорно выслеживали в США человека, который написал книгу их порочащую и наконец -в Непале(!!...) столкнули его в пропасть (!!!...)...
Я лично имею право спросить: как именно бывшему якобы хиппи Дворкину удалось втереться в доверие к некоторым высшим лицам РПЦ и при их содействии выехать из России в США для участия там в церковной жизни? А как далеко или близко от Дворкина был КГБ, если одно время Дворкин был духовником и советником министра юстиции РФ? Кроме Дворкина в те времена во всей России не было ни одного молодого человека, достойного командировки в США?!
В своё время я по разным каналам дважды пытался объясниться с господином Дворкиным. Он отмолчался. Конечно, если он по 2-3 раза за месяц получает от верующих тексты размером в 8-15 страниц, он не имеет сил и времени отвечать хотя бы половине авторов. Но если он раз в 10 лет получает один текст длиннее 5 страниц и отмалчивается -что это такое, если не высокомерие? И что именно должен делать Дворкин, чтобы называться хамом? Скромно сообщаю, что господин Дворкин был в те времена уведомлён и о том, что в моём лице перед ним автор ещё одного варианта переложения Псалтыри на современный русский язык. Человек, возможно, сумевший придать Псалтыри даже благородный "дизайн"... (в экземплярах, отпечатанных дома на принтере некоторые места текста выделяются другим цветом, всего около 4 цветов использовано; при выкладке в Сети браузеры не сохраняют дизайн текста...).
Пройдёт 100 лет. В 2115 году окажется, что за прошлые 100 лет всего 5 авторов переписали Псалтырь современным русским языком. И окажется, что поскольку эти авторы не епископы и даже не священники, постольку РПЦ никак не отреагировала на их труды? Вам не кажется, что подобный факт будет основанием для самого свирепого разноса умственному и духовному состоянию примерно 500 высших лиц РПЦ в 2005-2105гг.? Вообще-то умственное и духовное состояние этих 500 высших лиц как-либо влияет на ситуацию в РПЦ во времена их жизни и деятельности? Личности этих лиц подлежат обсуждению на том основании, что они для каждого из нас "братья", а начальники они -только для себе подобных, обозначенных в штатном расписании?
А чем замороженные отношения среди собирающихся лучше, если там и тут смотреть на состояние души у человека? Тут что же, ситуация -сплошные плюсы, а вот в той секте ситуация-сплошные минусы? Но ведь повсюду и всегда в жизни мы имеем некое равновесие плюсов и минусов в любом явлении. Про эту странную секту (где практикуют половое сношение во тьме со случайно там пойманным...) мы должны произвести анализ с позиций христианских, а не с полным умственным бессилием обозвать её развратным сборищем?