Но если я старше вас на эти семь, тем более на двадцать лет, то ведь я за всю жизнь видел не один десяток людей, декларировавших какие-либо намерения и даже одной недели, двадцати часов не потративших на их реализацию. Так почему я должен думать, что вы-то, первый и последний человек среди знакомых, который в самом деле хотя бы сто часов потратит на реализацию своих намерений?
И вполне естественно, что в нашем хамском обществе никто не скажет "тебе виднее...", все, зная про себя и других своих знакомых, закаркают "да куда тебе! Много ты захотел!...".
Иметь чувство антипатии к тому, кто не ждёт от нас пользы -ещё не значит страдать от этого чувства.
А. Мы чувствуем, что в нас есть какие-то возможности, но для того, чтобы их осуществить, нам нужна была бы поддержка верующего сердца, человеческой любви, человека, который бы сказал: Да! Не бойся! Ты можешь себя осуществить!
Но иногда, когда нам дано такое доверие, когда оно нам подарено, нам вдруг делается страшно: а что если я это доверие обману? с.188
В. Да кто из тех, которые смогли пройти путь своей мечты хотя бы за пределы трех лет занятий, в начале этого пути могли предвидеть все перемены настроения за предстоящие три года? Чего уж проще -заранее знать, что никто и никогда не имеет ста процентов гарантии удачи? Думаю, надо рассчитывать только на пятнадцать процентов гарантии удачи... Какой-то преуспевающий американец признался, что из десяти дел, за которые он брался, только одно приносило прибыль... Разве у других людей больше дел получалось? Интересно, на миллион человек сколько тех, кто хотя бы за одно дело взялся и довёл до конца и сколько тех, кто брался за три дела, за пять дел, за десять дел?
А. Мы должны знать, что у нас есть какие-то ограничения для меры будущего предполагаемого успеха. Эти ограничения мы не всегда можем обнаружить до того, как начнем трудиться. Только когда мы приступаем к изучению какой-нибудь науки, к чтению какой-нибудь книги, к какому бы то ни было делу, мы видим, сколько мы можем осуществить и где кончаются наши возможности. с.189
В. Мы в наших возможностях растём во времени. И то, что меня остановило в текущем году, не остановит меня через год или пять лет, когда я снова приступлю к данному делу... Но кто из нас достаточно умный, чтобы идти с остановками? Сколько было таких людей за сто лет, которые шли десятилетиями -и дошли до цели? Кто эти люди -фанатики или гении? Разве эта толпа уличных суетников из десяти гениев века признает всех десятерых своим умом, а не задницей государственной пропаганды из телевидения? И нужна ли гению слава от стада баранов толпы?
Напомню ходячие и никому не известные принципы:
- Кто идет -тот куда-то когда-нибудь придёт;
- Бороться и искать, найти и не сдаваться.
А. Есть притча о талантах. Неважно, что там говорится на примере денег. Суть там та, что человек был осуждён за то, что испугался и не решился ничего сделать. с.190
В. В быту можно столкнуться со мнением "ты неудачник"... Итак, я сколько-то времени что-то делал, но ничего не получилось, но мои занятия дали мне и новые знания и какой-то разного рода реальный опыт. А Иван ничего не делал и у него нет ни новых знаний, ни опыта. И вот мне говорят, что я неудачник, а про Ивана ничего не говорят, представляете?! Самые большие неудачники -те, кто бездельничают, вам не кажется? А я, может быть, возьмусь за второе, потом за пятое дело... Лично я примерно в двадцать восемь лет взялся -и через два-три года смог свободно читать на немецком и английском языках полные комплекты школьных учебников. И тут же бросил. Вузовских учебников не было и времени не было листать словарь туда-сюда из расчета за три минуты узнать перевод трёх слов только... Я учился только чтению текста, не занимался грамматикой и произношением. Кстати, сами оцените варварский уровень преподавания иностранных языков на Руси до 2000 года из факта, что учебники не избавляли ученика от необходимости до 70% времени тратить на листание словаря...
Вопрос: я занимался таким же неумным делом, как битье баклуш? Кстати, насколько мне известно, битье баклуш является разновидностью заготовки дров... потом из баклуш вырезали деревянные ложки. И если в нашем огородном райцентре я оказался первым и единственным за всю его прошлую и будущую историю человеком, на этом уровне выучившим два языка -это само по себе, для моей души, имело ценность в те годы? В России вообще не понимают, что такое "дела для души"... А в Англии есть пословица: джентльмен тот, кто берётся за дело безнадежное... Зато многие на Руси готовы на любое преступление "для кармана", то есть для выпивки, для вещизма, или просто для чувства жадности. А что такое чувство жадности? Симптом психиатрического заболевания "бред богатства".
А. Вы в золотые годы молодости нашли в себе храбрость, мужество, радость, творческую радость себя осуществлять среди тупых свиней огородных и пьяниц этого райцентра. Хоть вы не гений -но вы человек, а не тупая и ленивая свинья, которая только жрала, напивалась и дурела глядя московские телепередачи. Хотя вы в райцентре ничем не выдавались, но вы были самим собой настолько полно и прекрасно, насколько вам было дано от природы, то есть, насколько вас таким хотел тогда видеть Бог. Хотя вы тогда в Бога не верили. Среди свиней и ослов райцентра вы были настоящий человек! Что ещё надо для счастья по мерке Бога и перед Богом? с.191 (импровизация)
В. Уж в чём Вы правы, отец Антоний, это в том, что мы наше понятие о счастье должны иметь по мерке Бога, а не по мерке толпы окружающих баранов...
А. И не будем мы на этого человека накладывать бремена неудобоносимые...
В. А в быту каждый тупой хам, который и в пятьдесят лет не знает, сколько вокруг хамов, хамок и хамства, имел понятие, каким же я должен быть среди людей и даже в жизни... И был я для них дураком в некоем роде. А все райцентровые пьяни и воры были для них вполне нормальные люди...
А. Ну, за всю их хамскую тупость по отношению к Вам с них Бог спросит... Когда мы будем стоять на суде перед Ним -перед нами пройдёт вся наша жизнь с того момента, когда мы обрели память длиной на семь дней в прошлое. И этому сброду толпы Господь припомнит всё, о чём сами мы забыли даже через три минуты... Даже нашим родителям Господь много чего припомнит, хотя, вероятно, не у нас на глазах.
А. Мы не станем на него накладывать тяжесть, которой он никак понести не может, потому что мы не станем требовать с него, чтобы он стал тем, чем он никогда, даже в мечте не становился, а будем ему говорить: Смотри: в тебе такое богатство души и духа! Осуществи его!... с.191
В. И сколько душевно богатых людей было в любом маленьком или большом поселении за двести лет? Безвредное существование примерно пятнадцати процентов людей -это ведь только существование, это не деятельность по осуществлению безвредной жизни. И сколько в остальных людях тупости и свинства? Ведь дух шкурности в человеке -это свинство человека.
А. Но он скажет: Где же это богатство, каково оно? -А ты не мерь! Ты просто творчески становись самим собой.
В. Ну, для людей толпы это непонятный совет... Они с детства со всех сторон стиснуты толпой. И сразу понятно, что те, кто до тридцати лет ставят себя выше окружающих -заражены духом высокомерия, а не духом самореализации. Именно до тридцати лет нужно при всякой возможности всесторонне и глубоко изучать личность каждого дурака, тем более общественный образ любой компании дураков... А для этого надо быть человеком, который в этом возрасте безразлично относится к самому дурачьему, самому хамскому, самому оскорбительному отношению...
А. Но это и значит -быть смиренным по высочайшему христианскому стандарту! Ведь психиатра ничем не удивишь и не обидишь и не возмутишь даже в толпе на рынке... Хоть в лицо психиатру плюньте -потом сами же будете думать, что он среди дураков -самый свинцовый дурак, если только утёрся...
В. Ну, я бы на плевок улыбнулся и сказал "Будь здоров!...".Быть моложе тридцати лет и уже иметь способность наблюдать, изучать и осмысливать -да сколько таких людей на миллион?! Погуляем по сети и поищем таких в самиздате по разделам публицистики и философии? И в практической жизни, если вы -такая личность в двадцать пять лет, то когда же вы повстречаете хотя бы просто безвредного человека для приятельских отношений? Ведь даже в церковном собрании те, кто моложе сорока пяти лет, явно хуже в смысле общительности, чем люди безбожные...
А. Где не хватит ума -восполняй сердцем; где не хватит крепости -восполняй товариществом. И ты увидишь: чего ты не можешь осуществить один, то в сотрудничестве с другими, вместе с другими ты можешь осуществить и можешь сделать вклад в общую сокровищницу людей. с.191
В. Отец Антоний, всё это у Вас -какая-то романтическая идеологическая фразеология... Общая сокровищница толпы ничего не имеет кроме свинства и хамства и злословия баранов психиатрических. Повторяю: безвредное существование примерно пятнадцати процентов окружающих людей -это вовсе не жизнь людей среди людей и для людей. Это вообще не жизнь человека, а примитивное существование примитивных психологически природных существ. Сразу понятно -они произошли от обезьян...
А. В одном из рассказов немецкого писателя Бертольда Брехта есть приблизительно такой диалог. Спрашивают одного человека: "Что вы делаете, когда любите кого-нибудь?" - "Я, -отвечает он,- проект составляю о нем". - "Проект? А что дальше?". - "А затем я забочусь о том, чтобы они оба совпали". - "А скажите: кто или что должен совпасть с другим: человек с проектом или проект с человеком?". - "Конечно, -отвечает господин Кернер, -должен совпасть человек с проектом".