А. Если мы хотим начать себя любить творчески, так чтобы стать действительно человеком в полном смысле этого слова... с.225
В. Я жил в 3 деревнях и 8 городах. Сменил 25 мест работы. И не видел ни одного человека, понимавшего что такое ум и глупость, душевность и тупость, злобность и доброжелательность. Почти 900 девок и баб увидел. Почти 2200 парней и мужиков. И вот такое беспредельное пустоголовие... На всю Россию вероятно за 50 лет было только 500 человек, имевших желание стать человеком в полном смысле этого слова. И кто из них дорос до желания стать писателем? Если перекопать всех кто на Руси писал больше 7 лет и написал больше 300 страниц, включая графоманов, то сколько их было за весь 20 век? И кто из них прописал героя, который под парусом разума плыл в сторону желания стать более человечным человеком? Разве вежливый и безвредный человек, который во всех отношениях существователь а не деятель -это человек? Человечность человека начинается с его общительности. Но ведь в России можно заметить несколько типов общительности. Какой из них мы с вами решимся назвать признаком умного и благородного человека, несущего людям какой-нибудь свет? Россияне проповедь христианства услышат куда скорее, чем проповедь человечности человека... Тот факт, что война с Украиной не вызвала в России восстания и расправы с федерастами Лугандона и бандой в Кремле -куда поставило российских негодяев?
Конечно, теперь россияне и подлее и ниже чем дураки прошлых времён, которые были сперва цареубийцами, затем христопродавцами...
А. ... осуществить все свои человеческие возможности, мы должны принять -хотя бы предварительно -всё, что в нас есть, не разбирая, что нам кажется хорошим или привлекательным, а просто всё, без остатка. с.225
В. Это самоочевидно. Чтобы куда-то придти -нужно туда идти. Но в смысле ваших слов -идти надо больше десяти лет, пока увидишь, докуда дошел и сколько осталось. За десять лет затратить на дело своей мечты от семи до двадцати тысяч часов времени после работы -много ли таких смелых людей?! Если дело интересное, то можно и без смелости взяться. Вероятно в России пять-восемь человек из каждой сотни брались за два-три дела, потратили на них от пяти до двухсот часов прежде чем бросили... А ведь две тысячи часов занятий только одним делом -это минимум...
А. Есть интересный рассказ из жизни Ганди. Его упрекали в том, что он подстрекал бедноту к забастовке: это-де не соответствует дальнейшей его деятельности; и он дал замечательное объяснение. Он говорит: эти люди были трусы; я их научил насилию, чтобы победить трусость; а когда трусость в них была побеждена, тогда я научил их любви, чтобы победить насилие. с.226
В. И что в итоге? Надо ведь посмотреть на тех детей и внуков этих людей, которые были моложе 5 лет в дни "победы над трусостью"...
А. В нас есть свойства, которые неприглядны, но в данное время ничем не могут быть заменены. Человек, который труслив, с радостью назовёт свою трусость кротостью и смирением.
В. Да в целом городе не найдётся человека, способного про себя или других понять у кого трусость, а у кого кротость и смирение... И если отец Антоний и прочие будут трезво оценивать количество толковых людей в толпе, то всем проповедникам христианства придётся безнадежно умолкнуть навсегда... Ведь и плоды проповедей за последние 200 лет -нулевые, хоть на уровне приходов, хоть среди толпы на улицах... Люди, которые приходят в храмы, так никогда и не становятся другими как личности... Горбатый хам может стать очень вежливым и приятным человеком, но так и останется горбатым... Давайте масштаб личности оценивать на уровне: в 19 лет вот этот Ваня был таким поросёнком без мозгов, а в 45 лет он уже и человек среди людей на уровне "мы редко в жизни общались с такими тёплыми людьми" и к тому же замечательный публицист или даже философ профессиональный... А если про вас в 60 лет можно сказать лишь то, что вы стали вежливее себя в 19 лет -при чём тут ваша "личность"?!...
Подите, поищите среди христиан таких людей, которых можно назвать целеустремленными... Даже среди священников -долго надо искать. Обычный священник, получив сан, облегчённо вздыхает: отмучился от учения, наконец-таки...
Есть радость деятельности, но есть и радость бездельничать...
А целеустремленный человек каким был бы? У него было бы желание так или иначе учиться дальше. Просто читать книги без всякой цели -это тоже учение. Минимум желаний целеустремленного человека -читать книги. Давайте вспомним, а лучше снова перечитаем цитату Н.В. Гоголя, которая тут уже приведена. Повторим, ибо повторение -мать учения?
=== ...Друг мой! считай себя не иначе, как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться, что силы твои достигнули настоящей зрелости и развития и что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик, и до самого гроба ученик. По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока ещё кое-как идут вперёд его силы; дальше же этого срока в нём ничто не подвигается, и всё им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего (но если это в самом деле так - можно ли на 7000 высших должностей в государстве Российском допускать людей старше 32 лет и можно ли на этих должностях держать старых балбесов старее 45 лет?!-В.В.). Но для христианина этого не существует, и, где для других предел совершенства, там для него оно только начинается.
(Следовательно, из христианства надо нещадно гнать всех тупых и глупых, не способных ни много читать, ни думать, ни писать о своих раздумьях...-В.В.). Самые способные и самые даровитые из людей, перевалясь за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Перебери всех философов и первейших всесветных гениев: лучшая пора их была только во время их полного мужества; потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Вспомни о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребёнок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих. Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши (и много ли за последние 80 лет на Руси было юношей, которые видели вдали что-то более существенное, чем пивной ларек своего райцентрика?-В.В.). Угаснула пред ним даль и подвиги - угаснула и сила стремящая (а ведь в толпе болванов и баранов социализма любой юноша мог бы поставить себе целью жизни: путём самообразования стать через 20 лет одним из 100 000 наиболее просвещенных людей своего времени... Каким же нужно быть скотиной, чтобы не избрать себе эту цель в жизни?- В.В.). Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя, беспрестанно просветляющийся, открывает ему новые недостатки в себе самом, с которыми нужно производить новые битвы. Оттого и все его силы не только не могут в нём заснуть или ослабеть, но ещё возбуждаются беспрестанно; а желанье быть лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придаёт ему такие шпоры, каких не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие. Вот причина, почему христианин тогда идёт вперёд, когда другие назад, и отчего становится он, чем дальше, умнее. (Не кажется ли вам, что этими раздумьями Н.В.Гоголь заслужил причисления его к лику святых Православной церкви? И нет ли у вас желания задаться вопросом: а сколько истинных христиан было на Руси за последние 170 лет? И не кажется ли вам, что если всякого рода атеисты и безбожники - не скоты безголовые, они должны говорить "против веры" имея в виду тех христиан, о которых говорил Гоголь, а не всякое придурочное мусорье постильно-крестильное, от которого тошно всем до невозможности? И о которых много уже наговорил Ницше в "Антихристе"...-В.В.)