И. Все мы званы в вечный мир. Но избранным окажется лишь тот, кто войдёт в Христову Жизнь. Церковность открывает Церковь, но её не ограничивает. Оттого молитва в храме не есть какой-либо долг для верующего; это радостнейшая для человека возможность и благо.
Ни в чём в мире нет одного только "внешнего". Всё у людей всегда одухотворено каким-то духом, светлым или тёмным, грешным или святым, добрым или злым (тем именно, чем одухотворён человек). И всё спасается только направленностью ко Христу.
В. И каким же духом полон человек типа "серая мышка в норке"? Да он хуже и злобнее самых злобных. Среди злобных, уверен, долго надо искать тех, кто производит впечатление добрых. А вот эти серые мышки такое впечатление поголовно производят, пока отношения с ними не серьёзнее "разговоров мимоходом". Толпа состоит из серых мышек, тихих и вежливых, а вот жизнь людей из чего состоит? Где в Толпе праздник Добра и Света? Сплошь да рядом серая мышка, особенно из бабского сословия, оказывается отпетой шкурницей, пока она моложе шестидесяти лет, а потом отличается тупостью, глупостью, бескультурием огородницы...
Была ли у людей на самом деле личная и семейная жизнь, если после 60 лет их способности общения, когда они одиноки, или за пределами семьи, ниже, чем у 5-летних в песочнице?!
И. "Обрядов" как чего-то внешнего тоже в Церкви нет... Говорят иногда: "обряд крещения", "обряд венчания"...Но это не обряды, это реальности, таинства и священнодействия. И не одни священники, а все верующие люди в действии веры и молитвы священнодействуют. Всякая молитва, к Богу возводящая, есть священнодействие. И все истинные христиане являются "царственным священством", о котором говорит апостол Пётр.
Но не только бесполезны, а и вредны священные действия людей, не одухотворенные благоговением, верой и любовью к Богу. Крестное знамение, совершаемое бездушно, никакого освящающего значения не имеет.
В. Попробуйте растолковать российской бабе любого возраста, чем бездушность отличается от присутствия души... Добродушность к душе имеет не больше отношения, чем и цвет волос у человека... В понимании церковном, бездушность это вполне определённое, частое или постоянное, самочувствие человека и отсутствие у него каких-то определённых интересов и дел в жизни. Две тысячи лет церковь слова разные сеет -и никто не сможет сказать мне "да вот книга, где описано различие между бездушным и задушевным человеком". За две тысячи лет такую книгу, типа обзора ситуаций бездушности и душевности среди людей, написать не смогли все эти двести тысяч якобы духовных писателей...
Я не сомневаюсь, что перечитав две сотни книг, я многое узнаю об этом. А сколько людей возьмётся перечитать две сотни книг ради этого знания? И сколько лет у нас уйдет на это чтение примерно восьмидесяти тысяч страниц? А собрать всю эту информацию в одну книжку на четыреста страниц, потом прибавить еще две такие книжки -это разве уже сделано? Вы ещё скажите, что я сам виноват -плохо искал... Да такая книга должна в церковных магазинах лежать рядом с Библией, а не где-то там на десятой полке под потолком среди сорока метров этих полок, всего в десяти церковных магазинах Руси... Да можно ли в церковном магазине размещать книги ниже метра и выше полутора метров?!
И. Молитвенное склонение головы есть священнодействие поклона как смирения перед Богом... В современном гордом, тщеславном человеке исчезает потребность даже малого склонения перед святыней... Жалко пресмыкающиеся перед себе подобными грешниками, люди отказываются от малейшего поклонения Живому Богу.
Слово "христианин" не удержало своей первохристианской белоснежности. Однако если сказать (с уважением и многозначительностью) о каком-либо человеке: "он христианин", это будет хорошей характеристикой и может прозвучать высоко даже для слуха неверующих.
В. В быту, однако, всегда есть риск, что к вам подойдёт какой-то непонятный швалёк с улицы, и нагловато скажет "раз ты христианин, ты должен сделать для меня то-то и то-то, в духе твоей братской любви...". Тем более что в жизни есть психически проблемные люди, которые пытаются быть иждивенцами около христианских благотворительных возможностей. Я большую часть моей жизни находился в полном недоумении, пытаясь понять, как мне себя вести, если где-то я повстречаю подобного человека...
Очевидно, христиане должны внедрить в общественном поведении привычку для всех: "тебе нужны деньги на еду -я сейчас тебе куплю булку хлеба и пакет молока, а вся остальная твоя нужда -это тебе за что-то наказание от Бога и ты свои проблемы сам решай, или проси денег у твоего родственника...". Поскольку вы не работали как я на 25 местах работ, постольку вы даже и не представляете, сколько по цехам шляется всяких прохиндеев с полууголовным духом, которые норовят выпросить у одного сигарету, у другого денег "на обед в столовой"... И большой ли был грех с моей стороны, что до 55 лет я был явно сбит с толку чужим нахальством и мямлися там, где надо было почти матом отвечать прохвосту попрошайному?
Мы даже человеку, который в церковь ходит больше трёх лет, не должны помогать деньгами, а только продуктами и личной работой руками. Он должен свои проблемы воспринимать как посланные от Бога и проявлять разумное поведение и терпение. Посмотрите на ситуацию: один просит денег на еду, он пенсию или зарплату получит только через неделю. А другой всю неделю пьёт воду и жуёт хлеб по 150 грамм в день и благодарит Господа за то, что получил возможность попоститься по настоящему на деле... А помогать руками -вот тут мы можем на стройке дома христианина за год отработать даже 200 часов, если он хромой или после инфаркта -посадить ему на огороде и осенью убрать -и много чего другого сделать. А вы знаете, сколько есть христиан, которые, если нужны деньги на еду всего на 3 дня -попросят взаймы столько, словно собираются за 3 дня 4 раза побывать в ресторане!!!
Мы вообще в мирской жизни не должны давать взаймы заведомым безбожникам, должны отвечать "я христианин, а христиане денег взаймы не дают, потому что деньги созданы сатаной. Но я могу придти к тебе домой раза три-четыре и помочь тебе там руками". Если этот безбожник -не прохвост, то от того, что вы ему дома руками что-то бесплатно сделали, потратив десять или двадцать часов -это он про христиан на всю жизнь запомнит в городе и деревне, где -попроси кого расколоть четыре полена за пять минут -с вас запросят денег на бутылку водки...
Даже оторопь берёт -эта тенденция драть деньги на водку цветёт на Руси лет восемьдесят, а христиане, хотя и знают, но не ломают этот дух в народе, своими руками работая по просьбам, по расценке -за восемь часов работы булка хлеба... А какой бы здоровый дух они могли бы насадить в России, если бы додумались до этого после 1930 года как тайное сопротивление гонениям на христианство!!! Вы уверены, что те, кто жили до 1990 года -не будут отвечать перед Богом за эти десятилетия бездумности? Россия гнила, а эти -только дома крестились и бубнили молитвы... И ведь все эти неумные богомольцы и богомолки едины в том, что они даже имея Евангелие, за всю жизнь не прочитали там и двадцати страниц. Были эти люди христианами?
Что вы думаете о создании в приходах службы христианской помощи -когда мы в городах и посёлках будем конкретным людям помогать до 20 часов в году, но денег за работу будем брать в 5 раз меньше, чем полупьяные местные рвачи?
Вам не кажется, что тут я натурально додумался до чего-то вроде "священной войны" христиан с пьяными рвачугами? Мы можем даже часов 5 поработать на человека совсем бесплатно?
И. Имя "христианин" поблекло, потому что в мире было и остается немало номинальных христиан (и православных, и католиков, и протестантов), ничем, в сущности, не отличающихся по своей психологии и делам от людей, всецело погруженных в чувственность и суетные дела "мира сего". Но понятие "православный" особенно пострадало в истории. Имя "христианин" несет в себе своё содержание и цель: Господь Иисус Христос. Христово имя светит даже среди не соответственного ему "христианства". Слово же "православный" заключает в себе, кроме исповедания истинной веры, ещё и понятие какой-то человеческой исключительности, выделенности человека в самом христианстве, как бы возвышения его правды и его веры над правдой и верой других людей.
В. Да вы сами посмотрите -что я говорил перед тем, как Вы всё это сказали...
(Примечание: прошу читателей постоянно помнить, что о.Иоанн говорил и писал почти за 40 лет до того, как я прочитал его книгу. В свете этого наша перекличка мнений становится фактом поразительным, прямо организованным Волей Божией для мира сего...).
В условиях России единственный реальный путь христиан в мире -помогать другим своими руками. Если каждый, кто считает себя христианином, всего пятьдесят часов в году потратит, чтобы своими руками помочь любому, кто просит о помощи (оставив в храме записку), не рассуживая, кому он помогает -полупьяному зеку, которого неделю назад освободили, или святому инвалиду на костылях -какой моральный вес будет у христиан примерно через двадцать лет? На чужом огороде с лопатой или в чужом хлеву с вилами общение с человеком более реально, чем разговор через забор о Боге!!
Вопрос христианам: и как же относиться к обычной в России ситуации, когда ушлый безбожник руками христиан за год себе построит двухэтажный дом, 300 квадратных метров (за год у него на стройке перебывают 120 местных христиан и поработают часов восемьсот...)? А ведь таких сообразительных людей в такое время на Руси расплодится едва не три миллиона -и что тут можно сказать? Я бы сказал, что это будет жертва христиан для славы Господа, и возможно, даже наказание во искупление грехов перед Богом допущенных христианами России в прошлые восемьдесят лет...