Но практически на приходе должна быть книга учёта рабочих часов -безбожникам помогать пятнадцать часов за год -кроме инвалидов не по пьянкам, прихожанам тридцать часов тем, кто на приходе меньше трёх лет и сорок часов остальным.
И. Беда в том, что исключительность и чистоту самого православия многие в истории переносили и переносят на себя, возвышая тем и себя и -обольщая. Высокая самоквалификация опасна, особенно в религии. Об этом ясно предупреждает слово Божие: "...Когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою..." (Лк.14,10). Православие, то есть горячность и чистота веры Христовой, началось среди мученичества. Оно было знаменем страдальчески-огненного пути к Богу, высоко несло в веках эту царственную печать и было в истории самим удостоверением о мученичестве...Но что мы мы видим теперь?
Вследствие долгого союза, почти слияния психологии церковной и государственной, в "православных" странах "православие" стало обращаться в законничество, в некую легализованную привилегированность некоторых людей на земле и перед Небом. Люди присваивали себе эту привелегированность близости к Богу через своё рождение и крещение. И "православными" в истории стали себя именовать люди не только мало верующие, но и совсем неверующие -или не знающие, во что они верят, не знающие духа веры, разума Церкви... На Балканах и в России можно было встретить, например, "православного", не верящего в загробную жизнь или верящего "в перевоплощение" и так далее... Произошла подмена содержания в самом термине "православный" и потускнело целостное, жизненное его содержание.
И лишь смиренное осознание православными людьми своей слабости, греховности и великой ответственности перед Богом может вернуть истине Православия ей подобающее сияние. Необходим Православию дух смиренности и покаянности! Только он является печатью Православия, духовным о нем удостоверением. Дух Православия стыдится тщеславного подчеркивания своей православности. Праведные не выносят разглашения своей праведности, православные -рекламы своей православности. Своё именование "православный" православные несут, радуясь об истине Господней и стыдясь за себя. И этот дух не мешает, а помогает быть смелым в исповедании веры.
В. В практической жизни православный россиянин просто увязнет в проблеме -как стыдиться за себя и уважать себя как "православного". И поскольку он в этой проблеме вязнет, а вязнут очень немногие, большинство вообще этой проблемы в свое душе не имеет и не поймёт, по причине своего младенческого православного состояния, постольку на практике происходят всякого рода искривления, обычно невидимые даже среди православных. Люди не понимают, что они в принципе не ангельские существа и поэтому нет ничего удивительного, если в конкретном человеке сразу сочетаются и какие-то большие достоинства, и какие-то большие недостатки.
И после этого позвольте возмутиться известным изречением Нового Завета о соломинке в чужом глазу и бревне в своём. Это же сплошная демагогия. Пустые слова. И когда они звучат столетиями -что же они сеют в душах? Кому конкретно и когда они помогли на памяти прихожан любой общины? Словесный треск и ничего более. А не мешало бы обстоятельно разобраться с теми, кто вот этими словами пытается отразить чужие замечания. Но особенно надо разобраться с теми, кому эти слова зашили рты... Тысячи людей могли бы наговорить много чего, но молчат. Ну неужели все эти тысячи далеки от истинного понимания?
Давайте, перефразируем эти слова так: "воображаешь соломинку в чужом глазу, и не замечаешь бревна в своём". Я утверждаю, что такая перефразировка является подлинной духовной революцией для ситуации связанной с этим местом. И я утверждаю, что из каждых 10 000 моих читателей только один поймёт где и почему тут революция... Закрывая эту тему я отмечу, что когда вам пытаются зашить рот этой пустой демагогией из Нового Завета, вы всегда можете спросить оппонента "а может только в вашем воображении в моём глазу целое бревно лежит?".
И что вам ответит оппонент и сколько времени вы при желании потратите на эти бесплодные дебаты? Как совместить эти слова с принципиальным положением, что христианин должен благодарить того, кто его ругает даже без дела? А если его ругают за дело -почему Новый Завет молчит, что же ему делать, помимо благодарности за ругань эту? Эти мои рассуждения прямо подтверждают утверждения текстологов Нового Завета о том, что текст Нового Завета до канонизации, за триста лет был не один раз переписан во многих местах и многими болванами, которые его меняли и дописывали на все лады...
И. Отдалившиеся же от духа Православия воспринимают свою "православность" именно так, как понимал своё сыновство старший брат в евангельской притче о блудном сыне. Чувствуя своё "старшинство", они зазирают сперва не христиан, потом "не таких, как они", христиан и, наконец, кончают осуждением всех православных, которые не принадлежат к их малой группировке... Разве мы не видим именно этого и в наши дни? По мере зазирания других людей мнимо-православные считают себя всё более чистыми, более избранными и "исповедническими" в Православии. Так рождается отвратительное новозаветное фарисейство, утешение людей не Божией, а своей святыней.
И. Нет религиозной веры без чувства её святости и драгоценности. Не может быть обращения к истине без осознания величия этой истины.
В. И что может осознавать человек тупой, малообразованный, погруженный в свою напыщенную глупость? Если грамотность -величайший дар человеку от Господа, чтобы человек через грамотность мог найти себе лучших в мире собеседников среди лучших в мире духовных книг, то самоочевидно, что средний христианин среднего безбожника по начитанности должен превосходить раз в двадцать... А что мы видим на Руси?! Множество безбожников раз в двадцать превосходят по начитанности среднего христианина...
И. Но нельзя забывать, что именно Христова истина является прежде всего в пути и блаженстве духовного нищания.
В. Вопрос о некиих нищих -самый извращённый невеждами вопрос христианской толпы в России. Практически все нищенство понимают как стремление быть максимально тупым и безграмотным человеком. А я понимаю нищенство как осознание своего всестороннего убожества по уму и по душе и неустанное стремление к тем местам, где меня могут насытить умом и культурой. Христианская духовная литература -это бесчисленные ряды пиршественных столов на которых стоят десятки тысяч блюд, изготовленных духовными авторами всех времён. И где же тут пирующие?
Все, кто читает за год меньше четырёх тысяч страниц каких угодно книг, должны однозначно понимать, что они не христиане, а язычники которые идолопоклонствуют перед слухами о некоем Христе Иисусе.
И. Кто поймёт свою верность правой вере не как свою истинность в вере, а как Божию милость и правду, открытые ему через веру, тот сядет у самого дальнего конца Христовой истины и будет более скорбеть от рассматривания немощей в себе самом и в своей церковной ограде, нежели в оградах других людей и церквей.
В. Но ведь все церковные подонки хором запоют, что все и везде должны молчать о безобразных людях в церкви и о безобразиях очень многих приходов и епархий... Отец Иоанн, Вы же по очень плохой традиции чрезвычайно переоцениваете способность толпы мирян и почти всех священников видеть положение вещей таким, каким оно является на деле.
Если вам понятно, что в ближайшие полвека нет реальной возможности изменить ситуацию к лучшему, то вы думаете, что надо просто отмалчиваться о ситуации. Всему мол своё время, всё по воле Господа когда-нибудь само образуется. На первый взгляд это очень правильная позиция. Но ведь в жизни любая точка зрения имеет и свою противоположность. И ход истории говорит, что рано или поздно утверждается та сторона истины, которую старались не замечать и не признавать. Одно дело толко швырять камни за ограду чужого церковного огорода. Другое дело -всматриваться и вдумываться в то, что там видим.
Из моих рассуждений получается, что я полностью уничтожил основания для этих сладких песен "буду молча скорбеть о себе самом...". А откуда мы видим, что другим хватит сил ума и души понять ситуацию с ними? Их всеобщее раздражение на мои обсуждения ничего не говорит о неверности или недостоинстве моих или ваших обсуждений...
Как видите, мы пришли к проблеме знания христианами ситуации в христианстве. Как можно проповедовать незнание и невежество? Чем призывы к молчанию отличаются от этой проповеди? Или как мудрое молчание одних отделить от молчания невежд? Молчать -значит скрывать от других своё знание. Где тут вы видите дух христианства? Ведь поскольку за христианами стоит премудрый Господь, постольку социум христиан по знаниям должен неизмеримо превосходить социум безбожников. А на самом деле по знаниям и образованности в России христиане лет на 150 отстают даже от средних безбожников... И особенно христиане должны превосходить безбожников по духу самокритичности. В противовес духу оголтелого самомнения у безбожников.