В. И сколько светлых людей по общинам задвинуты в тёмные углы...
И. Для науки смирения, батенька, для смирения... Но эти общины должны понимать, что за подобную свою слепоту, за свою упорную глупость и беспросветную тупость они будут призваны к страшному ответу... Мы же про светлого человека никогда не знаем -свет в нём сильный как дар от Христа, или свет-то в нём слабенький, но это не дар от Христа, а Сам Христос... В полном соответствии с Библией, где Бог являлся не в громе и молнии, а в неуловимом движении ветерка...
В. Не вера, а какая -то куча загадок и ребусов.
И. Потому что званы все, но избранных окажется не очень много... И через эти загадки и ребусы только избранным будет дано пройти. Где же страх и трепет перед Господом у людей, которые воображают, что если они крещеные, постились, свечек наставили, значит Господь обязательно их примет? Господь их примет, когда даже в общине многие их не принимают? Я бы судил общину по тому, насколько она напоминает отношения детей, которые позавчера съехались в пионерский лагерь -и жизнь кипит куда живее, чем дома на улице и в классе была... Сколько общин, где все, кто там больше десяти лет -какие то вежливые пни обомшелые...
И. Православие -солнечный свет, исходящий на землю. Светит для всех, но не все освещаются им, ибо кто в подвале, кто закрыл свои окна, кто закрыл свои глаза... с.458
В. А сколько людей с душевным и умственным уровнем баранов? Если я скажу, что жил в восьми городах и трёх деревнях и сменил двадцать пять мест работы, то сколько-нибудь не дубоголовый россиянин старше сорока лет разве решится спросить меня, сколько я там видел людей умных, то есть таких, которые прочитали в жизни больше двухсот книг? Знали бы вы сколько я по местам работ видел людей моложе тридцати лет, переполненных бараньей самоуверенностью, что они вполне умные и живут правильно... И где они теперь, когда им за пятьдесят лет? Если человек был умным, то ведь с возрастом он всё больше имеет отличий от нашего быдла кухонно-огородного?
Если человек старше пятидесяти лет и у него нет нравственных критериев, чтобы описывать различия между людьми и самому себе дать оценку, значит кроме вежливой подлости шкурника советского у него за душонкой ничего нет. Ну, с мужиками понятно -пивопийцы перекатные... А кто-то должен разобраться со старыми бабами? Если так безотрадны старухи, которые ходят по церквям, конфессиям и сектам, то какие уродины по душам старухи безбожные!! А я глядя на старух отлично помню молодых девок и бабёнок, которых на работах видел дубинами и шантрапой всех пошибов, когда они были моложе тридцати лет...
И. Невольно возникает вопрос: не являются ли мои мысли, хотя бы в самой малой мере, отказом от чистоты православной веры, от той чистоты, ради которой столько было отдано крови и ревности святыми отцами?
В. Чистота православия проявляет себя в том, что она является огнём правды. И только в этом. Есть ещё и то, что является болотом православия.
И. Что святые ищут? Прославления для себя или для Бога? Конечно для Бога. И всякое истинное прославление святых есть прежде всего прославление Бога: "Дивен Бог во святых Своих...". А сектант неразумно, не по духу, отрицает эту ветвь жизни духа, не признает почитания святых и нет у сектантов святых. Получается, что в угоду себе сектанты готовы выбросить из Библии слова "Дивен Бог во святых Своих...". Мы утверждаем духовную реальность и необходимость почитания святых, пребывающих во Христе. Может ли спастись человек, не признающий этой реальности?
В. Но что получается в итоге? Сегодня молимся одному святому, завтра сразу двум, послезавтра ещё один святой... И за весь год -сколько набирается дней, когда кроме как Христу помолиться некому? Может всего пять дней таких? Каждому святому поклон отвесить, а потом подойти к Христу? Ничем не лучше -сперва Христу три поклона отвесить, а потом ещё к святому идти, о котором кроме имени не знаешь ничего. Как можно почитать человека, о котором кроме имени за всю жизнь ничего не узнаешь? Ну купит человек этот старорусский сборник басен, называемый "Жития Святых" -да нормальный человек больше пяти имен никогда не запомнит, а в этом басеннике на шести тысячах страниц наверное полторы тысячи святых. Если то что есть -это почитание святых, то как всё это должно выглядеть, чтобы стать карикатурой на почитание?
И. Почитание святых должно служить помощью в спасении, одним из средств спасения. Можно ли считать предлогом для осуждения сектанта то, что он отказался от этой помощи, выбрал другое средство? В православии не может быть места для осуждения перед Богом конкретного человека. Но рассуждение о человеке должно быть предельно полным. И такое рассуждение очень часто выходит в осуждение человеку.
В. Таким образом осуждение имеет два аспекта. В одном отношении человека осуждать нельзя, но в другом отношении его нужно осудить в полной мере. Всякого рода дипломатические умолчания являются ложью и не бывает в церкви, общине, секте, лжи во благо человеку. Куда уж верующим до таких тонкостей умственной жизни... И начинает в поколениях накапливаться дух лживости, согласны? И раз этот дух накапливался столетиями, то где уж простым людям признать вдруг правду? Стало быть церковь в целом к правде будет возвратно идти тоже столетиями, через поколения...
И. Нельзя осуждать перед Богом, но нужно осудить для того, чтобы я и другие не пошли вот этим порочным путём. Конечно, это две совершенно разные вещи.
Если мы прославляем Бога "прямо", и прославляем нелицемерно, святые и ангелы, конечно, ликуют, радуются, духовно лобзают такого прославляющего.
В. Можно представить себе самочувствие святого, которому я перед иконой поклон отвесил, чтобы уже через десять секунд забыть и этот поклон и его имя... Это ли образец нелицемерия? Я бы запретил поклоняться святому, если мы не знаем о его жизни. Я бы утверждал, что вот такое пустое поклонение -это угли возмездия, которые в ответ сыплются нам на голову... Если знаю о жизни только одного святого -вот и пусть у меня раз в году будет истинный праздник и для него истинная радость, а для всех остальных святых-найдется другой поклонник, если не в этом храме, то в соседнем, не в этом городе, так в соседней деревне. Вам не кажется, что мои слова позволяют реально оздоровить дух православия и поднять у православных их моральную планку?
И. Если человек поёт величание и акафисты святым...
В. На церковно-славянском?! В храме полно людей, которые как бараны отреагируют на чтение лучших современных стихов, а вот от церковно-славянского вытья у них в душах непременно потоки душевной теплоты проистекают? Не смешите нас...
И. ...а в жизни своей этот человек не имеет любви к их духу, духу христовой чистоты, правды и любви, -этот человек является более поругателем святых, чем прославителем и почитателем... Благодаря ему, может быть, многие перестали прославлять святых, отвратившись от подобных следствий подобных прославлений...
И. Всё в Православной Церкви должно оживлять и одухотворять человека.
В. Да уж, послушаешь пять минут церковно-славянские завывания -ух как оживишься... Да ещё при случае мне наврут не краснея, что все, кто отлично знает церковно-славянский -немедленно оживляются и возвышаются... Мне вот кажется, оживление и возвышение от поэзии или музыки, воспринимается самим человеком так же, как приятное состояние на душе после поллитры пива, например... И приятно, и ещё хочется продолжения до изнеможения -я в своё время мог часами слушать музыку. Классическую. Которая не для толпы народного дикого сброда...
О чём вообще говорить, если из тысячи человек в храме, только у десяти через полчаса не возникает желания "скорее бы всё это кончилось!!..."?! Сравните, с каким чувством человек в семнадцать лет готов немедленно побежать хоть за пивом, хоть на дискотеку, и с каким чувством на вас посмотрит верующий, который точно знает, что при каждой встрече вы его вздумаете звать в храм на очередную службу, хотя он там уже отстоял позавчера... Да он наконец будет от вас в первую же подворотню нырять и там за мусорницей присядет минут на пять... Притом с молитвой "Пронеси, Господи!"...
И. Мы, православные пастыри, -учители во Христе. Учитель Един -Господь Иисус Христос, и никто вне Его не может быть учителем. Мы не во имя своё, но во имя Христово учительствуем. Но вот мы видим, что кто-то выучился быть учеником Христовым без нас. Что же? Будем ли мы против него восставать, как хотели апостолы восстать против тех, кто "не ходит с ними" (Лк.9,49)? Они получили достойную отповедь Учителя, годную и для нас, православных пастырей. с.459
И. Мы радоваться должны, что человек силою Всемогущего Духа, Который "дышит где хочет", чудесно преобразил свою жизнь и приносит Богу плод. Нам не ясен путь Духа в этом человеке? Но разве мы поставлены судить о путях Духа, если плоды Духа ясны нашими глазам? По плодам велено узнавать.
И. Не прощается грех один только - против Святого Духа, против любви к Нему. Любящий неправду, восхваляющий грех, наслаждающийся злобой повинен в этом грехе, но никак не тот, кто умственно "признаёт или не признаёт" те или иные истины того или иного вероисповедания. Если я духовный дальтоник и не вижу того или иного цвета в природе духовного мира, но остальные цвета вижу так же, как видят все, -неужели я отверженный? Я скорее должен быть предметом особых попечений, особого сострадания. с.460