Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ШДЖ-4
  
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 4
  
   Категорически заявляю, что во всякой живой церкви (а не в тупом сборище сектантов данного прихода или данной церковной канцелярии) должны лично и наперечёт знать любого автора, который за пять лет сможет написать третий текст, если общий объём всех написанных текстов превысил 15 страниц. Не знающие люди в подобных собраниях и канцеляриях -это унылые духовные мракобесы, уверенные, что в христианстве всё и давно сказано и надо лишь усердно читать и заучивать цитаты которым под 1500 лет...
  
   А сколько по Руси во всех собраниях всех пошибов мы найдём людей, прочитавших за 40 лет больше 400 книг ( до 160000 страниц)?! Тем более -сколько людей, заучивших больше 200 строчек цитат хотя бы только из Библии?!
   И вот на этом безлюдье некоторые лица воображают себя христианами и при этом с откровенной или скрытой злобностью относятся к "новым авторам" в своём местечке?! И это -церковь живая и христиане живые?!
  
   В завершение этой темы позвольте послать вас погулять по Сети и поискать там тёплое, доброе и плодотворное место для будущих или фактических духовных писателей!!
   Церковное сообщество должно что-то делать, глядя на эту мрачную духовную пустыню? И почему оно за последние 20 лет фактически ничего не сделало?
  
   Необходимо специально отметить, что на последних около 60 страницах данной книги нашим собеседником стал Архиепископ Иоанн (Шаховской).
  
  А. Первая тема, о которой я хотел бы сказать и над которой мне хотелось бы подумать вместе с вами, это тема о вопрошании у Бога о смысле Его попущения событиям мира сего, о законности подобного вопрошания, о том, чего требует добросовестное вопрошание, и вопрос о наших сомнениях по поводу воли Божией. А это нас должно подвести к вопросу о вере, о её существе и о том, как можно жить по вере. с.5
  
  А. Большинство верующих верует самотёком, как их учили дома, как их учили в школе. То, как вся обстановка их обучает или поддерживает веру, является достаточным основанием для веры. В наше время этого недостаточно. Те из нас, у кого есть крепкая, сознательная вера, постоянно встречаются с вопрошанием других людей, и, как апостол Петр говорит, мы должны быть в состоянии каждому дать ответ (1 Пет 3:15). Дать ответ с любовью, с благоговением, дать ответ во спасение, но такой ответ, который был бы убедителен. А ответ никогда не бывает убедительным, если все его составные части взяты из цитат либо из Священного Писания, либо из какого-нибудь другого источника - из святых отцов, из наставлений духовных писателей. Убедителен тот ответ, который человек может дать изнутри собственного опыта. Пусть этот опыт будет зачаточный, пусть он будет несовершенный, но он должен быть личный. Отвечать на чужой вопрос: "Так говорят другие" -не стоит. И без нас люди знают, что другие "как-то так" говорят. с.6
  
  А. Разница между вопросом и сомнением заключается в том, что вопрос открыт. Человек, который чего- либо не знал, который не задумывался на чем- либо, ставит этот вопрос перед собой. Жизнь ставит этот вопрос, обстоятельства его ставят, или он вырастет из глубин души.
   Сомнение имеет другое свойство. Сомнение заключается в том,что нечто, прежде казавшееся нам достоверным, несомненным, простым, вдруг перестает быть простым, перестает быть несомненным,ставится под вопрос.
  
  А. Но если при вопрошании речь идет о неизвестном, то сомнение ставит под вопрос то, во что мы верили. Или что мы знали. И нам надо научиться справляться и с вопросами, и с сомнениями.
  
  А. Каждый раз, когда в нас рождается какой-либо вопрос, связанный с нашим мировоззрением, с нашей верой, с нашим представлением о Боге, о человеке, о себе, мы должны радоваться и благодарить за это Бога. Это значит, что мы переросли какую-то предыдущую стадию нашего развития, когда вопроса не существовало, потому что мы ещё не доросли до него, а теперь он перед нами стоит ясно, ярко и нам даёт возможность вырасти в новую меру внутреннего нашего развития. с.7
  
  А. Сомнение -это момент, когда ставится под вопрос то, во что я верил раньше, то, что мне казалось несомненным, простым. И очень часто верующие пугаются сомнения. Почему? Потому что им кажется, будто при сомнении в чем либо, относящемся к Богу, к мировоззрению, к человеку, к жизни, ставится под вопрос самая жизнь, самая вера в человека, самая вера в Бога, колеблется наша уверенность в том, что мы стоим как бы на камне, что под нами не шатается земля. И вот тут мы должны научиться с умом, со смелостью и со смирением относиться к вопросам, которые нам ставит наше внутреннее сомнение. Слово "сомнение" значит, в сущности, что в нас раньше было одно мнение, одно представление о вещах, а теперь выросло второе, которое сопоставляется с первым, и тот простой ответ, который у нас был в душе, двоится.
  
  А. Надо искать возможность услышать или понять самому что-либо, что не укладывается в принятый у меня образ представления о чём-либо. Чтобы новое знание могло взорвать мой образ представления. Потому что только тогда он может стать шире, полнее, глубже и моё представление о конкретном предмете или ситуации сможет расшириться, станет более полным и следовательно более ценным. Без этого моё понятие о конкретном явлении рано или поздно устареет. с.8
  
  А. Когда человек рождается в вере, то есть когда он просто рождается в христианской семье, которая его обучает вере раньше, чем он ещё успеет создать или поднять какие-нибудь вопросы, он остаётся в течение очень долгого времени, порой в течение всей жизни, в состоянии умственного детства. Его представления о Боге, о жизни, о человеке, о творении никогда не перерастают тех представлений, которые были ему навязаны или предложены в детстве. Но он растёт в других отношениях, он встречается со школой, с университетом, он встречается просто с людьми инакомыслящими, у которых есть вопросы, не обусловленные их детским воспитанием, -и вот тогда начинается внутренний конфликт. И очень многие теряют веру не потому, что вера несостоятельна, а потому, что их представление о вере или о содержании веры является представлением ребёнка, тогда как их ум и общее развитие далеко превзошли эту стадию. Очень легко пройти через всю жизнь, закрыв глаза и уши на вопросы, которые ставятся другими людьми. Эти вопросы ставятся ими не только для себя. они ставятся людьми для нас. с.9
  
  А. Мой духовный отец как-то мне сказал: никто не может отказаться от земного и взойти в вечную жизнь, если он не увидит в глазах или на лице хоть одного человека сияние вечной жизни... Если мы не встретили ни одного человека, из которого хоть брезжит свет вечности, наша вера ещё очень слаба. Это может быть легковерие, это может быть желание держаться хоть за что-то, но это не та творческая и преобладающая вера, которую мы видим в апостолах и в первом поколении христиан. с.11
  
  А. Мы можем поверить человеку и можем поверить Христу только тогда, когда мы можем сказать: то, что ты говоришь, звучит истиной, и охватывает меня радостью, и раскрывается передо мной как красота.
  
  А. Пока вера не стала хотя бы в какой-то мере личным опытом, она является только одним из возможных мировоззрений, но спасительной, решающей для жизни силы она ещё не имеет. с.12
  
  А. Если мы посмотрим на карту, мы увидим, что Капернаум, Кана Галилейская, Вифсаида - все эти места находятся в немногих километрах друг от друга. Апостолы, конечно, друг друга знали, может быть, детьми, подростками, юношами. И шаг за шагом они узнавали во Христе, в Иисусе из Назарета нечто, чего они раньше ни в ком и никогда не видали. Постепенно перед ними раскрывалась личность Христа, и раскрытие это завершилось тем, что, в конечно итоге, они в Нем узнали своего Учителя, своего Наставника и оказались готовы за Ним идти, куда бы Он ни пошел. с.13
  
  В. И много ли в современном мире случаев, когда дружба возникает до 7, до 12, до 18 лет -и сохраняется на всю жизнь? Или что-то подобное есть среди тех, кому уже 24-27-32 года?! До чего должны быть испоганены в мире дети последних поколений, если о дружбе говорить не приходится? Сопоставим количество дружб у приличных детей любого города за последние 20 лет и количество преступных шаек за эти же годы среди их ровесников когда они перевалили за 12 лет... За 20 лет ни одной дружбы, и до 50 шаек, если в городе более 100 тыс. жителей? Это дети?! Или это зверьё без мозгов и души? Может меня захотите спросить, поскольку я в школе успел перебывать в 8 коллективах? Или сразу понимаете, чего я наговорю про тех, кого там увидел? Если вы старше 27 лет -и сами ничего нигде никогда не наговорили, но всегда с пылом лезете не соглашаться, если кто-то наговорит о том, о чём вы бы за все 70 лет после школы не задумались, если бы его не услышали -и считаете себя за умных людей, то объясните, а что бы на вашем месте наговорили глупые люди, если они тоже не согласны с его речами?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"