А. Мы живём в обществе людей, из которых каждый знает Бога по-своему, а вместе с тем Бог-то один, Тот же самый. И поэтому, если говорить о том, как мы познаём Бога и как мы Его знаем, можно сказать: я тебе могу сказать о Боге нечто, что я знаю, а ты мне скажи то, что ты знаешь, и сообща мы Его познаем глубже, шире, легче и благоговейнее. И в этом, может быть, смысл общинной жизни христиан. Каждый знает Бога, а вместе, делясь своим опытом не только в разговоре, но в общей молитве, в общении сердец, души, мы друг с другом делимся и приобщаемся друг ко другу. с.14
В. А если наше собрание -собрание религиозных людей, тупых и без Бога, то что мы можем сказать друг другу?! Какой у нас в общине может быть дух единой семьи, если приходя на собрание мы желаем "скорее бы оно закончилось, у меня ещё столько дел на сегодня есть..."? Вы хотя бы приблизительно можете себе представить, с какой мерой свинства в любой общине отнесутся к человеку, который способен каждую неделю приходить на собрание и приносить написанный за неделю текст, от 1 до 15 страниц, где он что-то понял для себя про Бога? Вы знаете какое это свинство, когда 100 человек ходящих на собрание, за год не прочитают даже 5 духовных книг своей же церкви?! Вам не кажется, что на собрание мы должны ходить с чувством, похожим на то, что вот, за столько лет получили возможность побывать у своих родных в другом городе, так теперь, увидев их, мы за 8 часов не сможем с ними наговориться? Где же в нашем собрании Бог Живой? В каких людей мы превращаемся, походив на собрание больше 3 лет? Остаёмся всё теми же...
А. Приходит момент, когда мы действительно истощили, исчерпали всё, что знаем сами, и всё, что нам может сказать наш ближний и даже Церковь.
В. Вот в вашем конкретном собрании сколько таких людей можно обнаружить? Почти все даже через 20 лет ничего не знают, не понимают. Это сразу видно по тому факту, что никакого духа семьи и дружбы в собрании нет. Надо быть абсолютно дикими людьми, чтобы за дух семьи и дружбы считать обыкновенную уличную вежливость...
А. Где грань между опытом и верой? Есть место у святого Макария Великого, где он старается определить грань между живым, непосредственным опытом и верой, которая из него проистекает. И он дает пример: представьте себе, что вы лежите в лодке, которую качает море. В это время у вас есть живой опыт моря, которое вас несет, волн, которые вас качают, неба, которое широко расстилается над вашей головой, звёзд, всего. Вы лежите и все это опытно знаете. Но потом начинается отлив, и вдруг лодка оказывается на песке. У вас больше нет живого непосредственного опыта того, что вы пережили, но никто у вас не может отнять уверенность, то есть опытное знание того, что с вами произошло. Вы знаете, что такое море, вы знаете, что такое колебание волн, вы знаете, что такое высокое бездонное небо и звезды, -все это вы знаете. Это уверенность в том, что перестало быть предметом вашего чувственного опыта. И вот здесь вы должны помнить, что вера заключается не в том, чтобы голословно поверить сказанному нам, а в том, чтобы, хоть частично, хоть сколько-то пережив нечто, сохранить это в нашем опыте как уверенность. с.15
А. Есть вопрос о том, что такое Церковь и что такое общество.
И Ветхий Завет, и Новый Завет, и отцы Церкви нам говорят о том, что человеческое призвание в основе своей заключается в том, чтобы "всё" сотворенное Богом освятить, приобщить к Божественной жизни, превратить в святыню. Каждый из нас это может сделать над самим собой, но только совместным трудом мы можем это произвести со всем миром. Церковь -это удел Божий, это союз людей, которые услышали, что они призваны воссоздать мир таким, чтобы в нем был простор и для человека, выросшего в полную меру своего достоинства, и для Самого Бога, соединившегося с людьми. Мы все, и верующие, и неверующие, вместе должны строить град человеческий, земной град, это град, который человеческими силами можно построить только как город, в котором всем выносимо жить, город, в котором люди друг друга не травят, град, в котором можно всем уместиться, если только потесниться немножко, -и этот град слишком мал для всего роста человеческого. Человек должен строить град, который его превышает. Град человеческий должен стать градом Божиим, то есть таким градом, первым гражданином которого мог бы быть Господь наш Иисус Христос, единственный Человек, Который достоин этого звания, потому что Он является одновременно Богом воплощенным.
Поэтому Церковь является обществом людей, которое в этот мирской град сообща, общими усилиями, тем, что "они" являются уже Божиим уделом на земле, вносят измерение, которого не может иметь этот град, пока Бог в него не вступил, а Бог может вступить в него, только если Он призываем. Бог насильно не вторгается в человеческую жизнь, но Он входит куда бы то ни было, где найдётся живая душа, которая скажет: "Приди, Господи, и приди скоро!" (Откр.22:17, 20). Вот в этом отношении Церковь является как бы авангардом Царствия Божия, является группой посланников, которые друг друга поддерживают, друг другу помогают, призвание которых - сделать святыню из поруганного и изуродованного мира. И в этом отношении отдельный человек не может собой заменить всю тайну Церкви, всю тайну общества, которое построено по образу Святой Троицы: общества, о котором Хомяков говорил, что Церковь -организм любви. Это живое тело, которое живёт только любовью, но любовью жертвенной, любовью, которая хочет всё превратить в царство любви и бесконечной, бездонной радости. с.18
А. Если всё, чего можно достигнуть, -это то, что ты, да я, да мы сейчас можем явить, если вся полнота сыновства могла быть изображена в каждом из нас, какие мы сейчас есть, было бы очень печально и, действительно, Царство вечное было бы тоской неизмеримой. То есть сыновство уже есть здесь как взаимное отношение с Богом, мы для Него -родные дети, Он для нас -родной Отец, это правда, но, с другой стороны, мы должны вырасти в меру этого сыновства, стать такими, каков Христос, какова Матерь Божия: это мера наша, не меньше. И вот здесь антиномия: действительно, пока что на земле всё двойственно, мы уже в вечности -и мы ещё во времени, мы уже в Царстве Божием -и мы ещё в царстве мира. Мы ещё рабы и слуги, потому что по психологии мы ведь боимся наказания, надеемся на награду, а не только любим так, чтобы всё было легко совершить по любви, а вместе с этим мы уже дети родные, свои Богу. с.19
А. Если бы блудный сын не оказался голодным, одиноким, брошенным и несчастным, он бы не вернулся. Несомненно, что все человеческие обстоятельства играют роль в нашем внутреннем становлении, несомненно также, что Ветхий и Новый Завет правы, когда на словах и на примерах поясняют нам, что надежная обеспеченность в конечном итоге разделяет нас от Бога и мы нуждаемся в некоторой степени внутренней неуверенности, чтобы не отяжелеть. Вспомните выражение Священного Писания: утучнел и оставил Бога (Втор. 32:15). Когда мы тучнеем, когда вокруг обстановка спокойная, уютная, без проблем, мы ничего не ищем. Между разумом и сердцем человека есть разлад: сердце всегда не удовлетворено, потому что заполнить его может только Бог, ум же может удовлетвориться малым и до края заполниться тварным содержанием. Это одна из причин, почему столь многие люди, зрелые в интеллектуальном отношении, но без внутренней зрелости, бедные сердцем, не испытывают никакого побуждения искать Бога, они богатеют количественно, а вместе с тем где-то на большой глубине чувствуют пустоту и страх. с.20
Но чтобы найти Бога, недостаточно быть голодным, холодным, одиноким! Надо, чтобы где-то в нас осталась способность повернуться в сторону Бога. Блудный сын смог обернуться к отцу, потому что в его жизни была любовь отчая и были отношения с отцом. Вот почему наша ответственность очень велика в отношении всех тех, кто не может повернуться к Богу, потому что "мы" никогда не явили им Бога! Тысячи, тысячи людей могли бы повернуться к Богу через Церковь, через христиан или непосредственно, если бы в какой-то момент христиане, отдельный христианин, Церковь им открыли видение Бога, тогда как на деле очень часто причина, почему люди не могут верить в Бога, -это именно "мы"! Если всё, на что способен Бог, это создать "таких" людей, то уж нет, спасибо! Если Бог удовлетворяется таким дурным обществом, чего ради мне примыкать к нему? Чего мне искать в мире, принадлежащем Богу, если христиане таковы? с.22
А. Мы употребляем слово "наказал" в современном смысле, беря его из славянского, где оно значило "наставил". "Отдать наказ" не значит наказать в смысле "покарать" кого- нибудь, а - "дать указание".. Бог действительно может допустить, чтобы на нас пали все последствия того, что мы делаем или чем мы являемся, потому что нет другого способа заставить нас опомниться. Если мы бросали бы кирпичи над головой, и Бог каждый кирпич останавливал в воздухе, мы никогда не дознались бы, что кирпич может на голову упасть. (Простите, это мой род богословия, это мой уровень.) И мне кажется, что если что-то случается, то не потому, что Бог говорит : вот, Я тебе задам! У моей мамы был воспитатель, который говорил: "Ксеничка, смотри: Бог терпит, терпит, да как хлопнет!". В это я не верю, но верю, что, когда мы сами отказываемся понять, Он нам говорит: хорошо, тогда пойми из опыта. Кирпичей мы не бросаем, но мы многое другое делаем похуже, что возвращается на нас ответной волной. с.23
Вопрос: В наши дни часто люди ищут "собственного", какого-то "нового" Бога...
А. Отвечу просто: если ты понял, что нужно искать настоящего Бога, -ищи и действуй прямо! И не заботься ни о чём -остальные последуют за тобой!