Б. Чтобы ощущать ценность всякого человека, нет нужды в Боге.
В. Я от 2 до 250 раз побывал в каждой конфессии города, кроме лютеран. Которые находятся неведомо где, какие-то подпольщики... Я бы не сказал, что где-либо, кроме Адвентистов и баптистов, заметил наличие сердечности. А ведь поскольку я в некотором смысле очень тяжелый инвалид, постольку было бы естественно, что ко мне относятся с повышенным вниманием. Затем, много лет спустя, я стал человеком, который в городе за последние 100 лет единственный духовный активный писатель. Успел немало про Бога выложить в Сеть. И с этой информацией прошелся по всем конфессиям, начиная с местной секты Православных. И что? А ничего. Они все и везде никакой ценности человека во мне не заметили... Но я хотя бы понял, что Православие является Церковью как-то в целом, а на уровне конкретной Митрополии или епархии оно запросто может быть прогнившей сектой...
А про ценность всякого бандита, совершившего убийство, или вот про ценность человека, который уже 10 лет сносно живёт за счёт того, что он вор карманный -вы потолкуйте побольше пострадавшим от них... Кто, где и когда у вас на глазах, занимался преуменьшением человеческой ценности огородного обывателя, который при этом не выпивоха?! Вы себе создали мифологию по этой теме чтобы держаться подальше от реальных проблем жизни!... Даже бомжи... Да неужели нет на свете людей, которые потерпели больше несчастий, чем они, но не стали алкашами? Право быть бомжами имеют только те, у кого есть психиатрическая инвалидность 2й группы. Все остальные, если не хотят работать по доброй воле, должны юридически получить статус рабов и отправляться на рабовладельческие поселения при местах заключения. Если через 150 лет этих бездельников разведётся в 5 раз больше -вы и тогда будете распевать ваши песенки о вашем человеколюбии?!
Я вот не сомневаюсь, что 90% бомжей, попав под надзор, будут и добросовестно работать, и жить там в намного более человеческих условиях чем бродяги бездомные... И только вы, человеколюбивые фантазеры, уже полвека свободу самой дикой жизни ставите выше возможности жить на человеческом современном уровне?!
Православие является Церковью как-то в общем и целом... Если посмотреть на нынешнего Патриарха у православных, то, помимо того, что он принял в дар от Лужкова элитную квартиру, отхватив себе весь 9й этаж, и затем вчинил иск на 20 миллионов рублей православному священнику, живущему этажом ниже, поскольку внизу был ремонт, а у Патриарха какие-то ширпотребовские книжонки немного запылились, -Патриарх вздумал себе под Москвой построить дачу и там напакостил с рубкой леса до полной невозможности -если бы не была ликвидирована лесная охрана -Патриарх бы набегался по судам и прокурорам... (Смотрите информацию в "Новой газете" около 27.08.2013 по поводу озеленения в Москве.) И какой поднимется якобы христианский гвалт, если этот священник вздумает в суде спорить со своим Патриархом, как почти все христиане будут страстно желать, чтобы священника этого вышвырнули из сана...
Понимаете, никто не мешал Патриарху пригласить в свою злосчастную квартиру полсотни журналистов и показать им полтора сантиметра пыли на этих книжонках... Может Патриарх эту пыль показал в натуре священнику снизу, или суд к нему на квартиру приехал и осмотрел это страшное дело на месте? Квартира священника арестована в счёт этих 20 миллионов рублей. Интересно, кому её продадут после конфискации. И почему я нигде не видел изложения мнения этого священника?!
А. Я бы сказал: чтобы быть в меру человека, чтобы не опуститься так низко, каким был я, не обязательно знать, что есть Бог. Я бы добавил, что Бог не нуждается, чтобы мы знали, что Он есть: "Он и так есть". Для меня проблема Бога в следующем. Я не нуждаюсь в Нем, чтобы иметь мировоззрение. Я не нуждаюсь в Боге, чтобы заполнить прорехи в моем мировоззрении. Я обнаружил, что Он есть, и ничего не могу с этим поделать, так же как когда обнаруживал научные факты. Для меня Он -факт, и потому Он имеет значение, Он играет роль, точно также, как когда обнаруживаешь существование какого-то человека: жизнь меняется по сравнению с предыдущим моментом. с.47
В. Нужно всем запомнить это слово "факт" -как исходный пункт признания Бога. Моё желание, настроение или увлечение, если оно не возникло на основе какого-то реального факта повседневной жизни -это мираж фантазии. Возможно, и с этой стороны можно придти к искренней вере в Бога... Но чем дальше ваша вера от опоры на факт вашей жизни, тем важнее, чтобы ваша жизнь отличалась полнотой ума и души, а не ограничивалась скудной для прихожан или обильной для священника, пастора, старейшины, болтовней на тему Бога. Вас не смущает, что в христианской литературе отсутствует самоочевидная тема различия веры искренней от веры воображаемой? Конечно, не священнику, пастору, старейшине, даже не прихожанам, которые знают меня больше трёх лет, судить какого рода моя или ваша вера. Только Бог это знает. Но есть тема и эта тема постоянно должна стоять перед совестью каждого кто называет себя христианином... Если я хожу перед Богом без страха и трепета, то если бы вы это точно знали обо мне -вы бы имели право не признавать меня христианином, а признавать самоуверенным, или наглым, или хамоватым человеком...
Б. Обязательно ли существует связь между верой в Бога и нравственностью? Какова она? И поскольку церковь за две тысячи лет как будто не сделала нас лучше -скорее за последние две тысячи лет светская мысль больше способствовала нашему совершенствованию, -можно ли сказать, что Церковь исполнила своё предназначение? Иными словами, насколько нравственность вытекает из веры в Бога? Почему Церковь не преуспела, не сделала нас высоконравственными существами?
В. А чем доказано, что светская мысль что-либо дала человеку? Приблизительно, за две тысячи лет было около пяти десятков заметных открывателей чего-нибудь в возможностях человека, и до пяти сотен развивателей или излагателей чужих принципов этого рода. Слушателей в храмах и на собраниях было под три миллиарда, скорее всего. А светская мысль до двадцатого века выразила себя, приблизительно в двух -двенадцати - миллионах экземпляров пяти тысяч названий книг. Эти книги прочитали около трёх -тридцати -миллионов человек, поскольку три четверти книг или того больше оказались тогда частной собственностью конкретных лиц. Светская мысль, поскольку она существует только на книжном уровне, вообще не может считаться отражением образа мыслей населения страны или всей Европы. Практически все заметные народные движения или группы, известные нам из истории до двадцатого века, своими истоками имеют во всяком случае не самые знаменитые книги светской мысли, написанные лет за пятьдесят или более до возникновения этих народных движений или появления групп.
Светская мысль -это фактически был словесный шум, совершенно бесполезный для практики жизни в первые 30-120 лет после своего возникновения. Да и в последующем времени... Вот из светской мысли выросли понятия о демократии и наконец оформились как понятия права. Но ведь конкретно всю эту практическую работу, продолжавшуюся около 180 лет, проделали примерно 1500-3500 конкретных лиц. Крестьяне и бродяги ко всем этим делам никогда и близко не оказывались. Купцов того времени подобные идеи не очень интересовали. Среди государственных чиновников кроме вышеуказанных 1500-3500 "делающих" лиц, было примерно 12-25 тысяч "руководимых" лиц, которым смысл и суть руководящих указаний были глубоко безразличны... Поэтому нет смысла всерьёз приписывать светской мысли какое-то реальное действие в обществе.
Я не смогу объяснить, но я хорошо чувствую, что если сегодня Иванов додумается до чего-то важного, но это важное станет правилом, правом или законом через 120-180 лет, то это уже надо называть как-то иначе, а не полезным влиянием измышлений Иванова на общество... Государственный механизм -это не общество. Общество -это не население данной территории за данные 50-250 лет. Тут соотношения и связи какие-то очень не прямые, понимаете? Если посмотреть на историю, что мы увидим? Была власть священников, стала власть царей и королей, заменилась властью населения (выборные лица). И что дальше? Не думайте, что выборная система -это конец пути. Так что же дальше? Рано или поздно выборная система себя изживёт -посмотрите на опыт России после разгона стада баранов бандитных коммунистов... Мы же всему миру и сейчас нечто на практике демонстрируем, как демонстрировали пшик коммунистических понятий...
Допустим, далее будет снова власть царей и королей, а за ними власть священников. Но тогда священники будут уже не этим наглым сбродом, каким были до 20 века, а людьми всесторонне развитой Церкви. А там -опять власть царей и королей, -круговорот человечества привязанного к колесу власти...
А. Я совершенно уверен, что за верой в Бога должна следовать нравственность, потому что, если мы считаем, что мир выстроен кем-то или чем-то вокруг какого-то числа великих принципов, это должно отразиться на нашем поведении. с.48
В. Жизнь показывает наличие сразу нескольких типов, или систем, или образов поведения. Самый обычный тип поведения -стадо болванов мечтающих завалиться миллионами рублей и пробездельничать всю жизнь... Действительно -потомки обезьян... Психиатры могут нам рассказать воистину умопомрачительные истории о разбогатевших законно людях. Самая известная -одна баба на Руси, кажется в Башкирии, сорвала в лотерею джек-пот под два десятка миллионов -и за полгода пропила со всей роднёй, которая за 50 лет вдруг припомнила, что есть у них эта родственница... Мне кажется, я бы не забыл, если бы в этой информации упоминалось, что она всем родственникам накупила квартир, машин, мотоциклов, велосипедов...