Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -13

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ШДЖ-13
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 13
  
   Можно подумать, что если бы эти монахи и монашки, сколько их было в истории церкви, бродили бы по деревням и напрашивались батрачить с апреля до ноября у самых нищих, но трезвых и многодетных крестьян - крестьяне бы от них в ужасе открещивались... Сколько людей в ближних монастырям деревнях умерло от голода или стало бродягами, пока монашки и монахи хорами молитвы распевали... Нет, монастыри на Руси -это всегда было что-то не то, что является делом и духом христианской церкви... Может после вот этого моего текста монастыри станут полезными для тружеников и любимыми народом заведениями?!
  
   Если ещё согласиться, что живи они в последние сто пятьдесят лет -они бы вообще не удостоились признания святыми, то спрошу: что же произошло с церковью за прошедшие столетия?
  
   А. Если высказаться о Боге и о религии очень кратко, в двух предложениях, то вот каковы мои чувства. Бог -не Кто-то, в Ком я нуждаюсь, чтобы заполнить пустоту. Мне пришлось Его принять, потому что мой опыт жизни указывает, что Он есть, я не могу уйти от этого факта. А второе: вытекающие из этого нравственные нормы не являются обязанностями по отношению к Богу или к людям -я не люблю слово "обязанность", -а составляют творческую радость о Боге и благодарность Ему и людям за то, что я имею возможность совершать вот эти конкретные нравственные поступки. И это порождает благоговейное поклонение Богу, благоговейное отношение к людям, благоговение перед жизнью со всеми её ужасами. с.53
  
  В. Итак, нравственные обязанности это не палка для нас, а путь жизни. Можем и не идти, если нет желания. И ходить должны по мере наших сил и настроения, а не по некоей обязанности. И должны быть благодарны Богу, что он создал сегодня или вчера ситуацию, когда мы могли что-то полезное сказать или сделать другому человеку, потому что в этих словах или деле -выполнение нравственной нормы... Но подумайте, сколько кругом христиан, которые не имеют такого стиля мышления "а что я могу сделать сейчас, как христианин с умом и душой"... И насколько вероятно, что кто не смотрит постоянно с этой стороны -тот и за десять лет может ничего не сделать? Когда десять тысяч христиан за двадцать лет даже не подумают "что сделать другому человеку" -тогда и тот один, который хотя бы раз в месяц подумает -уже свет для Бога, пусть даже он за двадцать лет двадцать раз подумал -и ни разу не собрался или постеснялся сделать... Один из возможных примеров этого рода: поношенную обувь или одежду можно выкинуть на свалку, а можно потратить два-три часа и отнести куда-то, где она попадётся на глаза не бомжам. Любопытно, что в городе двое из трёх бомжей одеты заметно лучше чем я... Вы знаете, сколько прекрасной мебели за год выбрасывают на свалки, когда есть множество людей всех возрастов, которые её бы взяли...
  
   Но гораздо важнее для нас разобраться в ситуации разницы понятий "люди" и "жизнь"... Когда в нашей жизни большая и неприятная неудача с человеком -почему мы обычно обвиняем этого человека, а не безличную "жизнь"? Когда у нас большая радость с человеком -почему мы хвалим этого человека, а не безличную жизнь? Что же тогда мы назовём ситуацией, когда нас несёт и крутит все 50 лет после школы стихия жизни, которой до нас нет никакого дела?! Надо признать, что и хороших и плохих людей мы встретили потому только, что столкнулись с ними в бурях и водоворотах потоков стихии жизни. И поэтому нам не за что обвинять человека плохого и не за что хвалить человека хорошего -обоих к нам принесла и унесла от нас стихия жизни.
  
   Именно через людей стихия жизни нас носит по нашей судьбе. На безличную стихию жизни мы не додумаемся обижаться, а вот на плохого человека обиду почему-то можем носить десятилетиями и даже от чувства обиды совершить преступление против личности другого человека, например, убить от ревности. Полная бессмыслица получается... И понимающих всё это, вероятно, не больше пяти-шести на каждую тысячу тех, кто моложе двадцати семи лет. А если бы эту истину в школе каждый год по пять раз объясняли с девятого класса -насколько меньше было бы среди молодёжи обид и преступлений, вызванных чувством обиды? Если в России до сих пор не способны создать для школы курс философии -как выглядит общая духовная ситуация в России? В советское время центром идеологической работы должно было быть разрушение духовных основ идеологии и психологии уголовных преступлений. А вместо этого десятки тысяч дядек и тёток, именуемых "идеологическими работниками", занимались воплежом "Слава КПСС"... Этот канцелярский сброд в те времена почему-то очень не любил дворников и гардеробщиков, обсуждающих проблемы политики, но за версту обходил местные райотделы милиции, где пухли алкаши и вырождались в бандитов...
  
  А. Я говорил, что у меня есть какое-то свидетельство тому, что Бог существует. Что, по-вашему, свидетельствует о том, что Он не существует? На чем основывается ваша вера в отсутствие Бога? с.54
  В. И чем на уровне психологии ваша вера в отсутствие Бога отличается от нашей веры в его присутствие, если допустить, что наша вера -не из каких-то событий нашей жизни, а неведомо откуда, как почти у всех христиан?
   У лучших христиан вера выросла из какого-то события в жизни. Ваше неверие выросло из отсутствия каких-то событий в жизни известных вам людей безбожных. Если бы у кого-то из ближних знакомых, например, ночью упал бы шкаф или чайник с плиты на кухне -это называется полтергейстом -вы бы об этом узнали. На Бога, понятно, вы бы не подумали. Но ведь у вас вся жизнь проходит без каких-либо слухов, что где-то с кем-то случилось что-то невероятное. Как можно отсутствие событий положить в основу вашего безверия, если есть люди, вера которых выросла из какого-то события?
  
   Вы сами по себе в каком смысле в толпе ваших современников являетесь одним из 10 000 самых замечательных по душе или уму людей, чтобы иметь желание, чтобы Бог и вас удостоил каким-либо событием для вдохновления на веру в Него? Кто вы такой? Ещё один шкурный, трусливый, но превежливый и безобидный червяк в том клубке ничтожных червей, которые называются толпой.
  
   Если бы вы мне сказали: вот, я доктор наук, всё-таки, но я в Бога не верю -я бы вас с возмущением спросил: а за кого же вы считаете тех докторов наук, которых по Руси найдётся десятка три среди всех тысяч докторов наук, и эти три десятка -верят в Бога. Как люди, с интеллектуальным уровнем кандидата или доктора наук могут не верить факту, что другие кандидаты и доктора наук верят в Бога?! Стало быть среди людей этого уровня в Бога не верят люди типа "дурак учёный"...
  
   А уж вы -рядовые червяки толпы, люди, у которых не было ни ума, чтобы до двадцати лет прочитать хотя бы сто пятьдесят книжек (вы же поголовно не прочитали даже пяти книжек...), ни чувства, чтобы любить поэзию (на Руси на миллион населения всего один-два человека, которые до двадцати лет прочитали больше ста стихотворений и влюблённо заучили наизусть больше десяти стихотворений и за год их сами себе продекламировали раз тридцать...) -что вы сможете понять умом или почувствовать про Бога душой?!
  
   Когда в Новом Завете сказано "не мечите жемчуга перед свиньями" -это указано и на то, что свиньи отличаются непроходимой тупостью и непрошибаемым невежеством. То есть, все вы, кто за год читает меньше десяти книг -свиньи -свиньями... Знаете сколько в жизни свиней совершенно безобидных и чрезвычайно вежливых? Согласны ли вы, что во многих ситуациях вежливость является формой издевательства? Согласны ли вы, что издевательству над человеком можно придать вежливую форму? Если вы свиней представляете себе обязательно носителями зла и порока -значит вы за всю жизнь не потрудились досконально вдуматься, что такое свинство человека.
  
  Б. Я не вижу доказательств тому, что Бог существует. Не вижу оснований верить, что Бог есть. То, что вы принимаете за доказательство, мне таковым не представляется.
  
  В. Понимаете ли, если у меня был какой-то факт, который посеял в меня веру, то вас в тот день и час рядом не было. И если бы вы были тогда рядом со мной в комнате -не факт, что вы бы восприняли нечто как знак от Бога. Вот если у вас в комнате шкаф раза три за неделю упадёт -может вы и воспримете как факт от Бога... Но если шкаф упадет три раза за десять лет -вы найдёте мудрое объяснение и сами себе поверите безусловно, и про Бога слушать не станете... И всё-же вы хотите, чтобы в вашей жизни имел место хотя бы один факт со стороны Бога. Но это чисто логически нелепое желание при такой исходной позиции.
  
   Далее, миллион человек вам честно скажет, что не видит оснований для своей веры. Я скажу, что в жизни у меня был факт, а вы, поскольку со мной в одной комнате три года не жили, подумаете, что я как все всегда готов приврать. Митрополит Антоний тоже говорит, что в его жизни был факт, от которого пошла его вера -но и это вам ничего не говорит, хотя его-то вы не решитесь заподозрить в желании приврать... Таким образом ваше безверие в Бога -это какая-то психологическая бочка, где вы сами себя замуровали намертво... Вам не кажется?
  
  А. Допустим, вы нашу веру считаете легковерием.
  Б. Вам и подобным вам людям ведомо чувство, которое подсказывает, что нечто, что можно назвать Богом, "может" существовать. Но мне это представляется чувством, будто существует нечто, что уместно "назвать" Богом, а не доказательством, что Бог существует. Мне оно представляется скорее ощущением, чем подлинно доказательством.
   В. Главное тут в том, что что-то есть, что мы называем Богом. Мы про Бога говорим не на основе воображения и мифа, а потому что что-то есть. А вы, если это однажды почувствуете, скажете, что это можно назвать Богом, если есть такое желание, но оно не обязательно является Богом. Но вместо того чтобы говорить "это не обязательно является проявлением Бога", вы должны говорить "это является проявлением вот чего", или "это можно назвать например вот так-то".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"