А. Мне кажется страшно интересной и важной для нас Ваша постановка проблемы, потому что она просто бьёт по нам, верующим; она ставит нас под вопрос в самом радикальном смысле слова. Уже апостол Павел говорил, что из-за нас, христиан "имя Божие порочится среди народов" (Рим.2:24). с.92
В. Даже среди народов... Я всегда это место вспоминал как "среди окружающих людей", а тут, оказывается -целые народы, посмотрев на нас уходят к другим богам...
А. И вот вы нам ставите этот вопрос в упор, потому что если бы мы были иными - "мы" в данное время и "мы" в прошлом, -то убедительность существования Бога и выявление Его свойств -тех, о которых Вы говорите: Его ум, Его доброта, Его мудрость, Его творчество, -была бы доступна, всякий неверующий мог бы в это поверить; тогда как "мы" набрасываем какой-то мрак на то, что кажется нам действительно сияющим ликом Божиим. с.92
Б. Меня не нужно убеждать, я не отрицаю существования Бога, я просто в Него не верю. Мне очень трудно себе представить Бога, Который оказывает влияние на судьбу человечества и на судьбу отдельных людей: Он допускает столько зла, что это кажется парадоксальным. Уж скорее, более вероятным мне кажется, что если Бог существует, то Он создал мир, создал механизм и сказал людям: управляйтесь с этим сами... Но Вы совершенно правы, и я не понимаю, как Церковь может отвернуться от этого вопроса, я не понимаю, почему Церковь иногда -и так часто - от него отворачивается. Это, по-моему, такой вопрос, которым должна заниматься Церковь ради верующих, ради себя, и конечно, ради Бога.
Я знал людей, которые становились религиозными, потому что их мучил вопрос о возникновении зла: я также знал людей, которые разочаровались в религии по этой причине. Первые чувствовали или приходили к убеждению, что понятия добра и зла не могли возникнуть сами по себе, что их должна была создать высшая сила; зачем существует добро, им было, конечно, ясно, а на вопрос о том, почему и для чего существует зло, они надеялись получить ответ от религии. Вторые, те, кто разочаровался в религии, приходили к убеждению, что она не дает ответа на вопрос: как сочетать существование всемогущего Бога, олицетворяющего добро, справедливость, с тем, что творится на земле; не только в области человеческих взаимоотношений, но и в природе, где царят хаос, борьба и жестокость. Какой ответ даёте Вы на этот вопрос?
В. Думаю, что у вас будет разная реакция на то, что завтра меня изобьют хулиганы и я буду месяц в больнице лежать и на то, что у вашей родственницы ребёнок в пять лет будет убит негодяем. Вам мера зла в отношении к ребёнку покажется неимоверной, а про меня скажете "не повезло ему...". А вот истинно верующий Вам скажет, что душа ребёнка сейчас радостно бегает в райском саду и не помнит как её земное тело убивали, как оно умирало. Более того, о насильственной смерти не помнит душа любого человека. Если мы сумеем убить врага, то только потому, что Господь нам это позволил. И мы должны помнить, что Бог два раза не судит. И поэтому, раз наш враг убит, нами или неведомо кем и когда -она этим земным самосудом перед Богом спасена и оправдана. Вот откуда исходит Завет Христа "не судите и не мстите!"...
И лично я не имею дерзости задать вопрос: да почему Сам Христос в то время не объяснил нам почему мы не должны судить. Однако понятно, что если бы Он тогда это объяснил -в мире было бы куда меньше убитых самосудом мести... Так что безбожник и это обстоятельство может выставить против Христа, как видите...
И очень может быть, что в Раю наши души -моя и того, кого я убил из мести - будут постоянно видеть друг друга... Ещё страшнее будет мне, если я за убийство из мести буду навеки извергнут во Тьму Вечную, я, бывший среди лучших христиан в своём приходе, а он, безбожник, которого я и убил как убийцу -будет ходить в Свете Бога... Я не вижу в этом возмутительной несправедливости. Потому что он совершил убийство как раб Сатаны, как человек ослеплённый Сатаной, поддавшись ли импульсу или по умыслу -это не важно. А я, христианин, или просто добропорядочный человек, над которым Сатана не имел полной власти -совершил убийство убийцы по умыслу, имел много времени, чтобы не раз подумать над ситуацией -и не образумился. Что же говорить про случаи, когда мы просто носим в душе жажду мести не за убийство, да притом жаждем, чтобы это кто-то другой совершил месть для нашего удовлетворения? Жаждой мести является уже наше категорическое нежелание молиться за людей, которых мы справедливо презираем: "Господи, просвети душу этого человека и наполни его Твоим Сиянием и спаси его душу от Тьмы Вечной..."... Ну как я, с моей высоты души, могу презирать тех, кто по душе -безбожные и подлые червяки?! И тем не менее я многих людей презираю и за них молюсь так: "Господи, отдаю их на Суд Твой"... И что же будет, если там в конце, Господь мне неожиданно ответит - "сам их сейчас осуди на Вечную жизнь или Вечную смерть..."? И я, в земной жизни слегка потрясённый рубкой головы петуху -там радостно пошлю отпетого убийцу на смерть?! Да ведь может быть и так, что там Господь меня заставит своими руками поубивать всех, кого я не желаю видеть в Доме Его, притом -вполне справедливо не желаю, и десятки, сотни людей, пострадавших от осуждённого мною -будут ликовать глядя как я его убиваю там с разрешения Господа... И мне это будет там великой радостью?! А может мне будет хуже, чем проклятому Богом?!
Но если там Господь даст мне, вам, каждому всё "по желанию души твоей" -то где же несправедливость, если Он дело суда последнего отдаст мне, вам, каждому, и затем лишь нас будет судить по-справедливости?
В первой половине жизни мне даже подумать было страшно, что я могу кого-то убить, зато во второй половине жизни как часто меня посещает состояние "хоть бы этого уже убить успели за прошедшие сорок лет, а эта подохла бы той же старой девой и такой же оглоблей мороженой, какой она была в двадцать пять умных лет...". А если бы у меня было желание не убийства для кого-то, а "хоть бы он в тюрьме сдох" -это разве хоть чем-то отличалось бы в лучшую сторону? И все понимают, что немало есть баб любого возраста, даже столетних, про которых сказать "мороженая оглобля" -самое безобидное, что можно сказать об их делах жизни... Не говорю о наркоманках и алкашихах. Вспомню лучше дочь, которая в девятнадцать лет пыталась найти киллера для ликвидации своего отца-миллионера...
А кто из нас сегодня обрадуется, узнав, каких неприятных людей он увидит в раю, если они умрут не своей смертью, хотя мы не имели в себе духа мести и не носили злобную память о них. Поэтому в наших интересах молиться, чтобы любые из таких людей жили долго и пришли к Богу не как жертвы чьей-то злобы? Обязательно найдутся люди, которые воскликнут "я лучше в ад уйду, чем в Раю общаться с подобной мразью!!..". Все эти носители подобного ответа едва ли обсуждают конкретный случай у конкретного человека, а берутся за решение на уровне самых общих понятий "вот зло, а вот добро"... Ищут универсальный ответ в мире, где не только человек, а любой мотылек -единственен и неповторим за все миллиарды лет существования жизни...
Давайте допустим, что часть людей произошла от Адама и Евы, а часть от обезьяна и обезьянихи (ибо это Сатана попытался создать человека вслед за Богом, но получились обезьяны ) -очень многое в мире будет выглядеть как имеющее простой ответ... Чего нам удивляться на потомка пары обезьян?! Может Гитлер, бывший одним из самых самообразованных людей того времени, то есть бывший реально образованным, а не учёным остолопом с научной степенью, как всегда были девять из десяти даже академиков, -может Гитлер гениально понял, что есть люди, и есть недочеловеки? Уверены ли вы, что у нас бы на него также шипели, если бы он это определение приклеил к французам или британцам, а не к негодяям России, которые в те годы громили церковь и писали друг на друга доносы наперегонки? Не очень уж давно в одной газете писали, что Россия по качеству населения и степени дикости -Белая Африка. Для вас это менее оскорбительно, чем "недочеловеки"?
А. Христианин обычно отвечает так: из одинаковых предпосылок можно прийти и к вере, и к сомнению. Бог всемогущ; но Он создал человека свободным, и эта свобода, конечно, несет с собой возможность и добра, и зла; возможность отклонения от закона жизни или, наоборот, участия в этом законе жизни. Если бы Бог создал человека не способным на отклонения, человек был бы также неспособен ни на что положительное. Скажем, любовь немыслима иначе как в категориях свободы; нельзя себя отдать, когда нельзя отказать в самоотдаче; нельзя человека любить, если это чисто механическое соотношение; если бы не было свободы отказа, отречения, если не было бы, в конечном итоге, возможности зла, то любовь была бы просто силой притяжения, силой, связующей все единицы, но никак не создающей между ними нравственное соотношение. с.94
Б. Допускаете ли Вы, что Бог, всемогущий Бог заботиться о людях, следит за судьбами человечества, помогает людям, следит за тем, чтобы на земле зло не восторжествовало?
А. Да; в этом я глубоко убеждён;и опять-таки, с моей христианской точки зрения, мне Бог представляется именно не безответственным Богом, Который человека создал, одарил его этой ужасной свободой, которая может всё разорить и всё разрушить, а потом -употребляя образы Ивана Карамазова -"ждёт" где-то в конце времён момента, когда Он его будет судить и засудит за то, что человек "не так" пользовался данной ему свободой. с.95