Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -38

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ШДЖ-38
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 38
  
   Для Бунина это была психологическая травма на остальные 60 лет его жизни... Но с точки зрения Бога -насколько я помню - родитель этой девы был врачом, а до этого брака Бунин попал под призыв в солдаты на три года... И доктор нашел -или придумал, кто теперь скажет, или кто камень бросит...- что у Бунина "недостаточный объём груди", и человека объявили не годным в мирное время... Вроде того, что меня, у которого всего 10% слуха, без всяких там обследований на приборе, тоже объявили раза 3 "негодным в мирное время, в военное время годным к нестроевой службе"... А трудно ли обмануть этот самый прибор?! Называется аудиометром? В поезде один фронтовик узнав об этом сказал, что он бы всю медкомиссию расстрелял за то что я тоже годен...
  
  А. Вы упоминали писателей. Есть басня Крылова "Сочинитель и разбойник", где описываются два человека: один -убийца, другой писатель, автор средней нравственности романчиков, скажем так. Оба умерли и кипят в смежных котлах. И вот в процессе кипения писатель оказывается на поверхности, смотрит через край в котёл своего соседа, думая: меня-то так кипятят -каково же ему, убийце? И оказывается, что убийца лежит в тёплой воде и наслаждается отдыхом. Писатель тогда зовёт дежурного беса, говорит: "Что за порядки у вас, безобразие! Я написал только несколько мерзких романчиков, а вы меня так круто кипятите, а он убил человека -и вы ему даёте спокойно лежать в тёплой воде, как в ванне. Что это значит?". А дежурный чёрт ему отвечает: "Это намеренно. Понимаешь, он в момент ярости убил человека -так мы его вскипятим, а потом даём немножко отойти. А тебе каждый раз, когда кто-нибудь покупает один из твоих романов, мы прибавляем по полену". с.139
  
  В. Мне на ум как-то тут пришло вот такое соображение. Те кто попадают после смерти к бесам на существование или расправу, люди разные. Если бесы эту сторону их жизни как-то различают, то не может быть, чтобы там более праведные попадали в более лёгкие условия. Должно быть наоборот? И если у Господа в обителях какой-либо строй порядка, то у бесов должен быть верх беспорядка. Возможно, что у бесов покойникам предстоит основательно потрудиться чтобы выделиться. Ну не благими же делами придётся выделяться в этом сообществе? Стало быть люди, которые в земной жизни не имели духа любви и общения, чем меньше они натворили среди живых плохого, тем больше будут вынуждены в сообществе бесов натворить плохого по принуждению. Ведь если бесы учитывают что один вспылил и убил, а другой не замечен во вспыльчивости, то с другого за безотрадность жизни больше спросится. Если в земной жизни человеку одинаково противно было сотворить хорошее или плохое, то в сообществе бесов его за эту лень на плохое весьма свирепо погоняют. Из подобных моих рассуждений хорошо видно, что около так называемого ада действительно может существовать чистилище.
  
  А. Каждый из нас по наследству получает свойства тела и души от всех предков, начиная от Адама и Евы. Но мы получаем иногда свойства не хорошие и не плохие: от нас зависит, что мы из них сделаем. с.141
  
  В. Элементарный расчёт. Будем условно считать что одно поколение -это тридцать лет. И с учётом детской смертности будем считать, что у данной семьи только два потомка.
   Женились Иван и Марья. Двое детей, четверо внуков, восемь правнуков. В десятом поколении, всего через триста лет уже 1024 потомка. А за 900 лет получается, что мы в России все друг другу родня от двух до пяти раз. В зависимости от территории и прошлой подвижности населения на ней. И поскольку Господь не отвечает за неудачные комбинации генов, постольку есть вопрос -а в этой комбинаторике генов по законам математической статистики возможно улучшение генетической ситуации за пределами многих тысячелетий? Ведь какая-то часть генетически полноценных людей оставляет потомков меньше, чем такая же часть средних людей, а генетически худшие люди оставляют потомков больше.
  
   Допустим, что количество полноценных людей на 50 тысяч населения возрастает всего на четыре человека в поколении. Допустим,что сегодня мы имеем всего восемь таких людей на поколение. Делим 49 992 на 4, получаем 12 498 поколений. Умножаем на 30 лет и получаем 374 940 лет до наиболее вероятной даты Второго Пришествия Христа.
   Но ведь на самом деле наступит время, когда в поколении будет добавляться 5-6-7 и более полноценных людей. Будет любопытно, если профессиональный математик высчитает, например, 777 лет до Второго Пришествия...
   И можно предположить, что более полноценные генетические комбинации оказываются более устойчивыми когда создаётся в организме женщины ребёнок, более сильными.
  
  А. Очень важно,чтобы мы общались и обогащали друг друга и знанием, и, главным образом, опытом, и ещё, может быть, больше -вопросами, которые у нас есть. Я хочу сказать нечто о вопросах. Очень важно, чтобы мы перед собой ставили честно и со всей доступной нам правдивостью те вопросы, которые перед нами ставит и наша вера, и наша церковность, и наша жизнь в современном мире. с.142
  
  В. Умение ставить вопросы -это тоже умение, которое нужно приобретать и развивать всю жизнь. Кандидаты философских наук практически все не умеют ставить вопросы. Они их выдумывают. Или сочиняют. Что же говорить о простых людях? Для умения ставить вопросы надо как минимум быть человеком, который главной целью своей жизни имеет пожизненное самообразование. А не какой-то там отдых на диване в форме балдения от глазения патологически глупых телепередач для почти хронических пациентов дурдома... Следовательно, если вы по многим причинам приобрели способность ставить вопросы, -от вашего совета эту способность никогда не приобретут даже пятьдесят миллионов человек, если вас им показать по телевизору за год сто раз. А вас ведь и трёх раз за год не покажут.
  
  А. Я делаю различие между этими тремя вещами, потому что наша вера заключается в том глубинном общении с Богом, которое покоится либо на жажде, на голоде, который живёт в нас, либо на непосредственной уверенности и знании о Нём через общение, через приобщенность. Церковность же, с одной стороны, расширяет нашу личную веру, наш опыт о Боге, о тайне бытия, но, с другой стороны, она ставит перед нами вопросы, потому что Церковь в своем существе -одно, а Церковь, какой мы её видим, испытываем, которой мы являемся, -другое. с142
  
  В. Жажда... Кто-то от жажды о Боге читает за год больше пятисот страниц, кто-то от этой жажды каждый год пишет что-нибудь хотя бы двадцать страниц. Дневники Иоанна Кронштадтского, это, кажется, восемь томов или больше -вот пример жажды для человека, который по разным причинам не может быть большим читателем или маленьким писателем. Итак, давайте посмотрим на три сотни наиболее заметных церковников Руси живших одновременно с Иоанном Кронштадтским. Оставим в стороне всех, кто тогда написал хотя бы пятьдесят страниц. Много ли мы найдём тех, кто действительно был увлечён чтением духовной литературы и читал хотя бы полторы тысячи страниц за год? Думаю -человек сорок из трехсот. Остальные были скорее учёные невежи с мёртвыми умами. Не по вежливости же признавать у них жажду о Боге? И ведь были хотя бы семьдесят человек у которых и вежливость была на уровне "отстаньте от меня скорее!"?
  
   Со священниками советского времени ситуация была ещё ужаснее. И где же вся эта масса священников, выпущенных после 1998 года, могла бы пройти ту школу и вышколенность общения, которую и до 1917 года могли давать не больше 5000 священников во всей Руси? Почитайте о священниках в книге генерала Петра Григоренко "В подполье можно встретить только крыс" и где-то в эссе (обозванных романами...) Олега Виговского "Краснодарские лета"...
  
   Кто сегодня в России способен наблюдать процессы ситуации с массой священников?! Как их наблюдать?! И как результаты такого наблюдения внести в жизнь священников если личное общение с лучшим священником на 3-4 года невозможно?
  
  А. С одной стороны, мы говорим о Церкви как о Теле Христовом, о том месте, где пребывает Дух Святой, говорим, употребляя слова апостола Павла, об обществе святых, т. е. людей, которые всецело, до конца себя Богу отдали и посвятили. Но, с другой стороны, мы все сознаем, и лично и коллективно, что мы грешники, что мы очень далеки от Бога и очень мало похожи на Христа, Который должен быть прообразом всякого христианина. И в этом отношении, святой Ефрем Сирин писал, что Церковь это не общество торжествующих святых, это толпа кающихся грешников... с.143
  
  В. Кто-то несмотря на все свои достойные дела считает себя грешником из принципа. А кто-то охотно кается, кается, кается, даже на каждой вечерней молитве дома, но идёт год за годом, а он никаких причин для добрых дел себе кругом не видит. Разве христианину достаточно только не делать дел явно безобразных?
  
   Даже Вочман Ни и Витнесс Ли безнадежно увязли в болоте этой проблемы: раз благодать Господа даётся даром, дела добрые ничего не прибавят, и каким бы добрейшим человеком вы ни были -ваша плоть для Господа омерзительна, постольку сами никогда ничего не делайте, позвольте Господу Самому всё делать... Более ясного я в их книгах пока не обнаружил. А книг на русском языке больше трехсот, и возможно, ещё четыре сотни ждут перевода...
  
   Я додумался до того, что мы живём одновременно и в мире наших прихожан, и в мире окружающих светских людей. Вот в мире наших прихожан мы и не должны заботиться о каких-либо добрых делах. А вот в мире светских людей мы должны быть люди более чем добрейшие, чтобы про нас там с уважением говорили "они -христиане"... Тем более, что добрые дела начинаются уже с доброй улыбки и почти всегда могут ограничиваться для не прихожан только добрыми словами. Которых в толпе дождаться -дело весьма редкое... Поразительно, что Вочман Ни и Витнесс Ли не заметили эту сторону проблемы...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"