АВТОР. На пыльном чердаке старинного дома лежала рас-пухшая потрепанная книга. Распухла она от дождя и снега, проникающих через дырявую крышу, а истрепали ее холод-ные ветры, которые чувствовали себя хозяевами везде, куда им случалось залететь. Когда солнце заглядывало в круглое чердачное окно и будило забытые вещи, книга, шелестя страницами, закрывалась и становилась неподвижной до наступления следующей ночи... (Чердак дома. Разбросаны игрушки и старая мебель. Большая книга у стены. Света-ет. В чердачном окне появляется Лучик. Обходит чердак, останавливается около книги.) Каждое утро Лучик солнца читал на книге одно и то же слово...
ЛУЧИК. Симфония... Что же это такое - симфония?
ГОЛОС ИЗ КНИГИ. Ах, ах, ах! Как возмутительно! Он не знает, что такое симфония! Стыд! Позор! Ах, ах!
ЛУЧИК. А вот и не стыд! И не позор! Столько лет я прино-шу вам свет и тепло, хочу познакомиться, а вы вместо бла-годарности, ругаетесь! Если вы такие ворчливые, то очень скоро все ваши листы покоробятся и на вас никто и взгля-нуть не пожелает.
ГОЛОСА ИЗ КНИГИ. Ах, ах! Мы будем плохо выглядеть? Какое несчастье! На нас никто не пожелает взглянуть? Ах, ах! А ведь мы такие хорошие! А ведь мы такие хорошие!
ЛУЧИК. Нет-нет! Не расстраивайтесь! Это я сказал от оби-ды на ваше ворчание. Давайте знакомиться. (Ноты выпры-гивают из книги с криками: "давайте знакомиться!" и об-ступают Лучика). Меня зовут Лучик.
НОТЫ (удивленно). Лучик? Лучик? Настоящий солнечный Лучик?
СКРИП. Ну что ж, слушайте!. Давным-давно жил в нашем городе один замечательный музыкант с маленькой дочкой. Как он появился здесь, никто не помнил. Только горожанам казалось, что он постоянно жил рядом с ними и всегда иг-рал для них на своей скрипке. У него были удивительные руки! Со всех уголков города люди приходили слушать. Музыка заставляла смеяться и плакать вместе с ней... (Часть улицы возле дома Музыканта. Он играет на скрипке, рядом с ним его маленькая дочь).
Горожане, очарованные, слушали и слушали чудесные звуки скрипки. Они тесней прижимались друг к другу, чаще улыбались. Морщинки на их лицах разглаживались... Но вот однажды к дому Музыканта подошел незнакомый господин. (Появляется Маэстро).
МУЗЫКАНТ. Вы любите музыку и хотите, чтобы я вам по-играл? Я не впервые вижу вас возле моего дома. Кто вы та-кой?
МАЭСТРО. Можете называть меня, ну, скажем, Маэстро! Вы талантливы... но вы бедны. А у меня есть все. Все... кро-ме таланта... Предлагаю вам следующее: вся музыка, кото-рую вы сочиняете, становится моей. Я ее у вас покупаю! И вы получите много денег.
МУЗЫКАНТ. Моя музыка принадлежит всем. Вы, как и все, можете слушать ее совершенно бесплатно. Зачем же день-ги?
МАЭСТРО. Наверное, я плохо объяснил (с усмешкой). Как все?! Нет! Я хочу, чтобы музыка принадлежала мне одному. Вы прославите мое имя!
МУЗЫКАНТ. Нет! Я не могу согласиться! Моя музыка нужна людям!
МАЭСТРО. Сотни лет эти люди жили без вас и вашей му-зыки. Они никогда не смогут оценить тебя!
МУЗЫКАНТ. Ни к чему весь этот разговор. Пожалуйста, уходите!
МАЭСТРО. Хорошо, я уйду! Но беру эти стены в свидетели, скоро я вернусь и мы поговорим по-другому!
СКРИП. На сегодня хватит. Спокойной ночи, детки.
НОТЫ. Спокойного дня вам, дедушка!
Явление 6. (Автор, стулья, игрушки)
АВТОР. На чердаке наступила тишина. Книга и ее обитате-ли уснули. Лишь изредка скрипнут поломанные стулья или всплакнут во сне забытые игрушки, вспомнив далекое дет-ство.
СТУЛЬЯ И ИГРУШКИ. Эх, эх, эх! Верой служили и прав-дою!
Эх, эх, эх! Старость пришла, - вот беда!
И никого мы не радуем,
Брошены здесь навсегда.
Полный свет, занавес.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Явление 7
(Автор, ноты, Скрип)
АВТОР. Поздним вечером, Когда Лучик солнца уже спал со своими братьями далеко за горизонтом, старая книга про-снулась. В тишине чердака, освещаемого лишь бледным светом луны да мерцающими огнями уличных фонарей, прошелестели страницы. Раздались негромкие голоса. Нот-ки нехотя поднимались со своих постелей.
СКРИП. Меня вам, господин Бемоль, не понизить. Я по-старше буду, да и поглавней. А ну-ка, займите свое место!
БЕМОЛЬ (виновато). Сейчас, уже иду!
ДИЕЗ. Пов-в-вешу!
СКРИП (Бекару и Диезу). И вы, господа, если не успокои-тесь, я вынужден буду доложить Графине Репризе, что вы срываете подготовку к балу по случаю ее именин.
БЕКАР. От-менить!
СКРИП. Что отменить? Именины?
БЕКАР. Нет-нет, что вы! Я имел в виду совсем другое. (за-мялся) От-тменить все разговоры! Будем репетировать!
Явление 9
(те же и Реприза)
РЕПРИЗА (входит заспанная). Ночью был такой шум! Я долго не могла уснуть. Кто устроил беспорядок?
ДИЕЗ. Ноты! И меня они разбудили!
БЕКАР. (важно). Это я отменил их на весь день.
БЕМОЛЬ. Ну какая разница, кто?! И кого? Ведь мы все де-лаем одно дело! (графине) Я тоже долго не мог уснуть, во-рочался, ворочался и... сочинил для вас, прекрасная графи-ня, прекрасную песенку. Сейчас вы с ума сойдете от востор-га, или вывалитесь из кресла! (берет гитару, поет).
ВСЕ ПРИСУТСТВУЮЩИЕ: Если ты пришла сюда, всем известно: не закончить никогда эту песню... Много раз.
СКРИП. Довольно, графиня! Прекратите повторять! Надо репетировать!
БЕКАР. БЕМОЛЬ, ДИЕЗ. Браво, браво, графиня!
СКРИП (строго). Займите свое место, господа! (господа за-нимают свои места). Нотки, приготовьтесь! Веселый танец с тридцать седьмой страницы! Внимание, начали!
Нота СИ. Ой, уже утро! ( светает, все, кроме Скрипа, с кри-ками: - Ой, уже утро!" прячутся в книгу).
ЛУЧИК (запрыгивает в окно). Почему все убежали от меня? Где же мои новые друзья? Здравствуйте, дедушка!
СКРИП. А, это ты, малыш! Здравствуй! Мне про тебя рас-сказывали нотки. Ты нам сорвал репетицию, пришел не во-время.
ЛУЧИК. Я всегда прихожу вовремя, дедушка! Тем более, что нотки обещали мне рассказать о симфонии. (Нотки появ-ляются одна за другой, приветствуют и обнимают Лучика).
Итак, мы остановились на том, что Маэстро ушел от Музыканта ни с чем. Вновь музы-ка радовала и согревала людей, вселяла в их сердца силы и надежды. И продолжалось бы так долго-долго, если бы од-нажды утром, проснувшись, Музыкант не увидел, что его маленькой дочки нет.
Явление 11. (те же, Музыкант, Маэстро, горожане)
МУЗЫКАНТ (ко всем присутствующим). Вы не видели мою дочь? ( к Маэстро) А вы? (Маэстро отворачивается). Ее ни-где нет. Кому я сделал плохое?
БЕКАР (появляется с шумом, за ним Бемоль, Диез, Репри-за). Отменить! Заменить! Арестовать!
ЛУЧИК. Ой, мне пора! (выпрыгивает в окно).
РЕПРИЗА. Господа! Я с волнением жду того часа, когда нас найдут! Это скоро произойдет, господа! Мы выступим пе-ред большой аудиторией, в прекрасном зале.
БЕКАР. Но прежде необходимо выучить всю симфонию. Надо заставить ноты трудиться.
СКРИП. Нет, господа. Ноты-то как раз работают. А вы вер-титесь у них под ногами, отвлекаете. Если бы не ваши ка-призы, графиня Реприза, мы бы уже давно выучили всю симфонию!
РЕПРИЗА. Вот видите, господа! Пора серьезно браться за работу! Начали, господа!
МАЭСТРО. Я очень сочувствую вашему горю и хотел бы помочь вам.
МУЗЫКАНТ. Чем вы можете помочь мне?
МАЭСТРО. Вы не передумали?
МУЗЫКАНТ. Она у вас?
МАЭСТРО. Вы не ответили на мой вопрос.
МУЗЫКАНТ. Нет, не передумал.
МАЭСТРО. Упрямец! Скоро ты умрешь в горе и нищете! И твоя музыка умрет вместе с тобой!
МУЗЫКАНТ. Музыка останется в сердцах живущих.
МАЭСТРО. Люди тоже умрут. Все умрут. Некому будет вспомнить о тебе. Соглашайся! Ты станешь богатым! (Пау-за). К тебе вернется твоя дочь!
МУЗЫКАНТ. Где она?
МАЭСТРО. Соглашайся! Ты будешь сочинять музыку, как прежде. Только теперь она будет принадлежать мне (высы-пает на стол деньги). Это тебе за сегодняшнюю песню. Как там? (Напевает). "Пропала моя маленькая девочка..." Я слушал и, поверишь ли, чуть не заплакал.
МУЗЫКАНТ. Ко мне вернется моя девочка?
МАЭСТРО. Да.
МУЗЫКАНТ. Я согласен... (Маэстро хлопает в ладоши, по-является дочь Музыканта.)
МУЗЫКАНТ. Нам неудачи так часто грозят и черные тучи,
Но не смогут они жизнь остановить.
Твой голосок и улыбка твоя меня согревают.
ГОРОЖАНЕ. Завтра будет опять он для нас играть...
СКРИП. Музыкант и его маленькая дочь снова были вместе. Но в жизни Музыканта эта встреча стала последней радо-стью. На следующее утро Музыкант решил записать вче-рашнюю мелодию. Но, как ни старался, не мог ее вспом-нить.
МУЗЫКАНТ. Что такое? Никогда со мной не было ничего подобного. Не помню, совсем не помню. Забыл... Еще это странное письмо: "Благодарю вас за очаровательную музы-ку. Мне она очень понравилась. Вы талантливый сочини-тель и вы сделаете бессмертным мое имя..."
Какие глупости! Я не давал Маэстро ни одного листа своих нот! Ах, эта коварная сделка!
СКРИП. Вся боль уставшего сердца бедного Музыканта превращались в нескончаемые мелодии. Но стоило однажды исполнить сочиненную музыку, как ноты оживали и убегали с нотного листа. Куда убегали, никто не знал. И никто не знает до сих пор, что стало с его музыкой, прозвучавшей лишь однажды...
Нота РЕ. Что было дальше, дедушка?
Явление 14
(те же и Лучик)
ЛУЧИК (запрыгивает в окно). Можно, я расскажу, дедушка?
СКРИП. Ты знаешь эту сказку, малыш?
ЛУЧИК. Я знаю эту историю. Я видел ее.
НОТЫ. Расскажи, расскажи, Лучик!
ЛУЧИК. Ноты, проданные Маэстро, не захотели служить новому хозяину, сбежали от него и спрятались на чердаке старинного дома в обивке старого кресла. После смерти Му-зыканта всемирно известный Маэстро уехал в дальнюю страну и никто бы никогда не узнал о последнем и лучшем сочинении Музыканта, если бы ветер не перевернул старое кресло и не растрепал обивку. Так вы оказались здесь.
Нота ДО. Так мы и есть последняя симфония бедного Му-зыканта?
СКРИП. Я думал, что рассказываю сказку...
ЛУЧИК. Я и сам только сегодня понял, что ваша сказка - это совсем не сказка, а жизнь. И мне довелось видеть эту жизнь. Я знал Музыканта, играл с его маленькой дочкой, видел Маэстро... Все это было так давно!
СКРИП. А как же звали нашего Музыканта? Его имени нет на нашей обложке!
ЛУЧИК. Имя стерлось от времени. Но я знаю, где оно есть. И я сделаю так, что вас скоро найдут! (выпрыгивает в окно).
Нота СИ. Дедушка Скрип! Нам надо стараться!
Нота ЛЯ. Мы должны репетировать днем и ночью. Пусть весь мир услышит нас и узнает настоящего автора симфо-нии.
Явление 15
(Беззвучно идет репетиция на сцене, в которой учавствуют все обитатели Партитуры. Лучик подходит к мальчику из зала и поет ему).
ЛУЧИК. На чердаке давным-давно живет скучает сказка.
Иди туда и посмотри, какие там игрушки.
Когда ты в гости к ним придешь и с ними поиграешь,
Такую вещь ты там найдешь, что ахнут все мальчишки.
Ты не поверил мне, малыш, ты все еще в сомненьях.
Иди, иди, не то другой отыщет эту сказку.
МАЛЬЧИК. А если там и правда что-то есть? Я еще ни разу не был на чердаке. Пойду, посмотрю! (поднимается на сце-ну, ходит по "чердаку"). Какая книга! Может, это сказка?
АВТОР. И книга ожила. Она звучала легко и свободно, рас-сказывая о самом большом счастье на земле, какое выдается на долю человека, - счастье жить на земле и быть нужным людям.
Именно об этом мечтал бедный Музыкант из старинного сказочного города.
Когда состоялся первый концерт, зрители увидели дедушку Скрипа, услышали прекрасные голоса нот. Иногда вступали Реприза, Диез, Бемоль, но это было так редко, что на них никто не обращал внимания. А господин Бекар за весь вечер вообще не издал ни одного звука, будто в рот воды набрал.
После первого концерта состоялись другие. Симфония жи-вет, звучит. Она ждет вас, своих слушателей. А имя!? Спро-сите вы. Имя? Разве это главное...