Вавилин Алексей Васильевич : другие произведения.

Инструмент

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Инструмент.!
  Редко мы задумываемся о значении некоторых наших задатков, данных нам природой. К примеру - голос дан чтобы подавать звуковые сигналы; ноги и руки чтобы подавать условные движения: а уши - чтобы улавливать звуки, глаза - чтобы видеть и воспроизводить окружающую среду. Таким образом! Человек является оптимально воспринимающим и отражающим среду обитания своей жизни.
  Состоялся у меня в одной из многочисленных поездок по стране, в силу особенностей работы в разные периоды жизни , разговор -на мой взгляд очень забавный в том плане, что отражает суть поднятой в начале этого разговора темы "об инструменте"...Мой собеседник оказался человеком жизнерадостным и контактным. Зная о нашей долгой совместной поездке- около 14час.- мы довольно быстро нашли общие темы для беседы. Странно, но Лёня ( назовём его Лёней), мгновенно узнал, что я имею некое отношение к музыке. Это действительно было верно, ибо я долгое время пытался научиться играть на клавишных инструментах.
  Он начал свой рассказ с самого первого шага. Его брат купил в своё время гармошку- " хромку", так её тогда называли в народе и на неделю уезжал в леспромхоз от колхоза на лошади на трелёвку леса. Лёне целыми днями делать было нечего, дом был на краю деревни 150мет. до ближайшего дома - без обуви по снегу не набегаешься, поэтому приходилось сидеть на подоконнике и наблюдать за людьми, птицами. Наконец провели электрическую линию, а следом и проводное радиовещание - стало совсем весело - весь день из репродуктора " лилась" музыка.
  В один из дней Лёня решил посмотреть гармонь, но футляр, оказывается, был закрыт на замок, пришлось применить " народный" ключ - гвоздь и... удивлению мальчика не было предела, - футляр открылся! Первые извлечённые звуки при нажатии на клавиши были изумительны и сразу очаровали Леню, он понял, чтобы не случилось в его жизни, он будет учиться играть на гармошке.
  С этого дня он с нетерпением стал ждать, когда родные оставят его одного с гармошкой и со звуками, которые он начал учиться извлекать. Воспроизводил звуки вначале без системы, просто извлекал, а со временем возникла идея воспроизводить звуки, которые слышал по радиовещанию. К его радости часто передавали песни народные, лирические, которые импонировали ему с детства , потому что мама и сестра долгими зимними вечерами всегда пели на два голоса народные песни. Это стало отправной точкой его " вхождения в музыкальную жизнь".
  Конечно , если бы брат Лёни не купил гармонь, то и возможно эта область жизни была бы похожа на жизни других людей, которые никогда в жизни не держали в руках никакого инструмента. Но к его счастью случай дал ему шанс ознакомиться ещё одной стороной жизни человека. Долго ему пришлось тренироваться тайно от родных - пока не начался призыв в армию, куда должен был идти брат Лёни. В той местности "новобранцев" провожали всей деревней, много гуляли, плясали в каждой избе призывника и, конечно пили всё, что было с градусами. Играли на "заслонке" от печки, а звуки производили ложкой, иногда плясовые звуки издавали губами.
  Брат Лёни решил удивить всех своей игрой на гармони и случай подвернулся. Конечно, он много тренировался на гармони, и кое-чего получалось прилично. Когда он немножко устал, младший брат решил его выручить и попросил дать ему поиграть. Вначале он дал ему подзатыльник, маленький щелчок по затыльнику с вопросом: " когда и где учился?", затем передал гармонь. Когда Лёня заиграл плясовую из их деревни и все присутствующие вскочили в круг и закачались половицы в такт музыке...,с этого момента его участь и участь гармошки была решена навсегда. Так он стал легальным семейным и деревенским музыкантом - стали приглашать на всякие торжества, юбилеи, не говоря о вечерних танцульках и плясках на природе, особенно молодёжь любила устраивать танцы около дома Лёни: не очень далеко нести гармошку( хотя эта работа входила в обязанность одного из юношей-кавалеров), место живописное - недалеко стоял "парк" больше 30деревьев кедрача, пригорок как будто специально для плясок - хороводов и почти весь населённый пункт как на ладони.
  Гармонисту было всего от роду 7лет, чуть голова высовывалась из-за гармошки, поэтому он часто уставал, отдыхал - в это время молодые назначали друг другу свидания. Многие семьи начинались на этих танцах. В то время была ещё жива традиция - красть девушек - будущих жён. Сестру у Лёни именно украли, посадили в сани, укутали и увезли за 8км от родной деревни, продержали 3 дня и только тогда приехали мириться и свататься. По традиции за столом должен быть мужчина семьи, тем мужчиной был известный Лёня - гармонист( брат его служил в армии), в этот день впервые в жизни пробовал он спиртное. По традиции в стакан накидал ложек и вилок, чтобы за каждый вытащенный предмет целовались прилюдно под крики: "Горько!", а "голове семьи", т.е. ему надо было сделать глоток спиртного - конечно, вскоре он опьянел и пошёл в деревню " силу показывать", правды ради скажем, прошёл всего около 100метров и потерял тропу, чуть не уснул, спохватились, когда нужен стал гармонист, тогда и нашли и привели домой.
  Помнится еще один случай, когда хозяин, пригласивший его на какие-то торжества, шёл осенью по грязи, ведя лошадь под уздечку, а гармонист сидел на лошади, его накормили и только тогда предложили играть. Подобные вечера имели свои плюсы для отработки различных переходных вариантов, подбора аккордов и т.д., через некоторое время практики он уже свободно мог владеть голосовой и басовой клавиатурой. После вечера игры руки слабо слушались, надо было дать им время восстановиться, отдохнуть- хозяин обратно привёз как и увёз, в этом плане его мама была очень строгая, если кто не вовремя привезёт, больше никуда не пустит, можно и не спрашивать.
  Закончив начальную школу в своей деревне, они стали учиться в семилетней школе за 3км, стало веселее, много игр по дороге, много разных соблазнов пропустить занятия и т.д. Лёня сразу попал в поле зрения руководителя самодеятельности школы - это была властная учительница, Екатерина Иосифовна, жена директора, от неё так просто не уйдёшь с репетиции, - нужны были железобетонные аргументы, чтобы пропустить репетицию,- оказывается, во всей школе не нашли ни одного гармониста, чтобы аккомпанировать хору и солистам, школа должна была заранее подготовиться к весеннему смотру самодеятельности школ района - очень значимое в то время мероприятие районного масштаба.
  Он считал, просто плохо искали, в таком довольно большом коллективе должен был быть гармонист. В будущем он убедится, что был прав, думая именно так. Начал он привыкать к напряжённой жизни - учёба, репетиции, почти голодная жизнь: жили бедно, в школу давали на обед картофелину и кусочек хлеба, если он был. В это время в школе появился " воришка", который стал таскать из сумок одноклассников скудные продукты, которые родители давали детям. Дошла очередь и до Лёниного обеда, который исчез во время перемены, но он быстро вычислил воришку - в этот день репетиции не было, а было " выяснение отношений" с воришкой на протяжении всех трёх километров: дрались отчаянно, но никто из остальных школьников ни одной из сторон не помогал, лишь когда Денис - воришка достал из кармана гвоздь для драки, ребята его "разоружили" и предупредили, чтобы по этой дороге с ними он больше не ходил. Действительно, он стал зимой ходить стороной на лыжах. (К слову сказать, этот воришка уже взрослым угодил на зону и там познакомился "прелестями" жизни в заключении). Назавтра о драке узнал директор школы и его пригласили к нему, там был его родственник, который видел их драку и Лёня понял, что " влип " основательно. Действительно, директор попросил рассказать подробности происшествия (странно, что работая директором детского коллектива, не понимал простой истины, что пацаны никогда не посвятят взрослых в свои секреты). Конечно его просьба не была удовлетворена, тогда он на завтрашний день пригласил его с мамой - на что он тоже отказал, мотивируя, что мама работает в бригаде и её с работы не отпустят, некем заменить . Было принято решение об исключении Леонида из школы. В это время зашла к директору Екатерина Иосифовна, Лёню попросили выйти из кабинета и началась довольно бурная беседа (слышно было по голосам). После стало известно, что исключения из школы не будет, маму приглашать не будут - тогда впервые Лёня понял силу человека, владеющего и - н - с -т - р - у - м - е - н - т - о - м.
   Вскоре после этого инцидента возникла ситуация , которая тоже привела к исключению из школы, - в то время не было Закона о всеобуче, поэтому очень ненавязчиво учиняли спрос с руководителей школ за отсев учащихся, - а ситуация простая - ученик повернулся во время урока к соседу с задней парты и спросил неуслышанный им вопрос , а учительница схватила его за ухо и завернула по самое не могу, к несчастью это было ухо , с которого происходили гнойные выделения ( осложнение после болезни корью), и этим ухом Лёня плохо слышал. Снова скандал, вновь кабинет директора, слёзы учительницы, угроза исключения и решительное заявление руководителя самодеятельности, что снимает с себя ответственность за качество подготовки к районному смотру , потому что не дают спокойно работать гармонисту. И на сей раз гроза прошла мимо, его оставили в школе и не стали больше тревожить, а по результатам смотра даже наградили носками.
  В рассматриваемое время любое подобное награждение на общешкольной линейке имело значимость признания серьёзности вклада в коллективный результат. Наверное, так бы он и остался играть на гармошке, если бы заведующий клубом не задумал купить баян в клуб, чтобы привлечь молодёжь на вечера,- (правды ради надо сказать, что на баяне играть никто не мог) , опять же Лёня стал изредка брать баян в руки, (выбирать баян заведующий клубом взял с собой его, потому что он один мог определять звучание инструмента). Со временем удалось освоить клавиатуру голосовую, а затем и с басовой тихонько разобрался, стало интереснее заниматься баяном. К большому сожалению ничего не получилось с поступлением в музыкальную школу после четвёртого класса, - заявление о зачислении в школу отправил с родственником, который то ли потерял её, то ли просто не отправил, считая это детской прихотью, - так закончилась первая попытка изучить музыкальную грамоту через систему образования.
  Второй раз он попытался поступить в музыкальное училище по классу баяна, но, не имея начального музыкального образования и говорить было не о чём. Правды ради скажем, что когда Лёня приехал в училище, ему повезло, выслушал его один из сотрудников (как выяснилось позже он являлся директором учебного заведения), когда выяснил в беседе зачем и откуда приехал: проверил музыкальный слух по своей методике, музыкальную память, "пальцовку" на клавишном инструменте, сольфеджио - по всем заданиям поставил оценку "отлично", а по музыкальной грамоте нулевая оценка, так как был музыкально безграмотен. Пожалуй, тогда директор принял довольно человечное решение - Лёне дадут место в общежитии училища, устроят на работу в одном из цехов шефствующего над училищем завода, прикрепят студента четвёртого курса, который за год должен был ликвидировать музыкальную безграмотность Лёни. К сожалению, и здесь ему не повезло..... уехал и устроился на работу в леспромхоз до начала учебного года, чтобы хоть немного заработать на первый период жизни - увы! Не удалось осуществить мечту - получил от брата телеграмму о болезни матери, вынужден был уволиться и уехать домой (мама и раньше не блистала здоровьем), приехал домой и узнал, что мама здорова, а брат, по своей инициативе, решил его отправить в девятый класс, чтобы получить среднее образование - вот таким образом, не особо стесняясь, меняются ориентиры и направления в жизни.
  Лёня сделал очень важный для себя вывод с этого поступка брата - никогда не принимать решение без мнения своих детей, только совместное решение может быть приемлемо для сторон, если оно согласовано. Может быть после этого у него возникло чувство некоторого отчуждения к инструменту ( за всю долгую жизнь никогда не покупал себе инструмент, хотя дома всегда были инструменты разного класса и фабрик). Говорят знакомые, что он большой талант, если, не имея музыкального образования, играет любую песню, наигрывает любую мелодию.
  Произошёл с ним курьёзный случай... Учился он уже в университете и на доске объявлений увидел запись и режим работы ансамбля баянистов университета, мимо такого случая пройти было довольно сложно, поэтому он пришёл на очередную репетицию, дабы разведать свои возможности - уж очень хотелось, чтобы не отказали. Он сразу узнал человека, который проверял его способности в музыкальном училище, он был руководителем ансамбля баянистов университета. Лёня понял, что у него шансов нет , тем не менее решил попытаться попасть в состав ансамбля, когда ознакомительный разговор и проверочные задания были закончены, о радость!, его взяли и дали вести первую партию, которую всегда готов был подстраховать руководитель.
  Но какой инструмент был у руководителя! - если он сильнее растягивал мех баяна, то остальные 12 баянов просто были не слышны! Каждая мелодия была расписана на 7партий и каждый член ансамбля играл свою партию. Готовили 3 концертных номера к смотру самодеятельности студенческой театральной весны. Должен отметить, что наш ансамбль занял первое место среди всех ансамблей потому что у нас каждый вёл свою партию, а другие ансамбли играли все одну и ту же мелодию. Ансамбль участвовал в 10 концертах со своими тремя номерами, было очень интересно. Самое неожиданное было то , что в одно утро по университетскому радиовещанию Лёню поздравили с днём рождения и номером из их концертной программы, - Полонез Огинского, где он вёл первую партию. Конечно, было неожиданно и здорово приятно!
  Вся его университетская учёба была подчинена одной цели - максимум знаний получить в стенах учебного заведения и приобрести по возможности другие навыки и знания, которые должны пригодиться в сельской школе, куда по его предположениям он попадёт по распределению, -этот комплекс знаний и навыков должен был помочь сельским школьникам максимально быстро адаптироваться в любой среде. Этими целями объясняется его согласие участвовать на первенстве университета по " самбо" хотя раньше он слышал, но понятия не имел о самой борьбе. А тут его товарищ предложил выступить в весовой категории для него вполне приемлемой, не связанной ни с "уменьшением ни с увеличением" веса. Тренировался со старшей группой, как считалось со сборной университетской командой ( времени до первенства оставалось 1,5мес.), потому готовили его по ускоренной программе, задача была до безобразия простая -можно проиграть все встречи с максимумом штрафных очков должно быть у противника т.е. просто встречайся, сопротивляйся, можешь проигрывать.
  К несчастью для соперников Леонида у него было иное мнение и он не собирался просто сдавать позиции без сопротивления. Первая встреча на ковре показала, что он намерен жёстко бороться - благо природа наделила его достаточно длинными руками, что позволяло держать соперника на расстоянии, затрудняющей проводить приёмы на корпус. Этот факт стал чуть ли не главным в его технике борьбы в последующих схватках. За один день у него было три схватки, и все три он выиграл с преимуществом, что давало право на следующий круг соревнований. На него стал посматривать тренер сборной университета, как покажут последующие события, ему предложат место стать членом сборной, - суть в том, что он все бои выиграл и стал чемпионом университета.
  А дальше события стали развиваться стремительно - через 1,5 месяца предстояли соревнования на первенство области, а через 3 месяца их команду впервые в истории университета пригласили на первенство России. Результатами спортивными он был доволен в целом, хотя на первенстве республики мог выступить и лучше, некоторые ( первую проиграл из- за того, что технические приёмы были недостаточно отработаны, а вторую " схватку " проиграл только по той причине, что морально был не подготовлен рвать связки при проведении приёма в ходе борьбы), об этом после схваток популярно объяснил ( через шею ) тренер команды и здорово разозлил его - из его команды в его весовой категории все отказывались с ним тренироваться после возвращения с соревнований. Причина до элементарного, проста - на тренировке стал проводить приёмы так же жёстко как проводили их на соревнованиях. Больших успехов он не достиг, но научился падать, освоил технику проведения некоторых приёмов, научился дозировать нагрузку на организм.
  Гораздо позже он поймёт как же интуитивно, но правильно, выбраны были им те инструменты воздействия на подростков, которые имели явную поддержку среди них и их готовность к исполнению любой его просьбы. Всё было довольно просто: в коллективе учащихся в лучшем случае слышали о таком виде борьбы как " самбо ", но редко кто видел эту борьбу, а в объявлении было сказано, что запись ведёт сам руководитель школы - это было большой неожиданностью для учеников. Желающих записаться было много, и здесь возникла проблема - кого брать в группу? (ребят, склонных нарушению дисциплины, - чтобы "немного" сбавить их энергию, либо вполне надёжных, контролирующих себя ребят ) Было принято решение группу сформировать смешанную и посмотреть их на практике , тем более с обувью для борьбы , с куртками и ковром для борьбы школу как всегда подвели руководящие работники, пришлось всем проявить смекалку и приспособить подручные средства.
  В начальной стадии тренировок никто из коллектива учителей не верил, что у молодого руководителя что - то путное выйдет, но, когда в корпусах школы учащиеся прекратили курить, тогда стали более благосклонно относиться к начинаниям нового руководителя школы. Со временем члены секции стали дежурить на вечерах не только школьных, но и посёлковых. Конечно, было тревожно их пускать на эти дежурства, но после случая, когда школьники не только утихомирили хулиганов, но и отобрали у одного из них холодное оружие, он стал немного увереннее в членах секции.
   Практика дальнейшей жизни показала, что его методы работы с подростками дали хорошие результаты - ребята стали собраннее, более дисциплинированными, более внимательными друг к другу. Самым примечательным того периода времени было желание чувствовать локоть своих членов команды.
  Вторым его начинанием было, объявление - " о репетиции, умеющих играть на клавишных инструментах, в кабинете руководителя школы. Результат превзошёл все его ожидания - на первую репетицию пришли 9чел., со своими инструментами: кто - с гармошкой, кто с баяном. Прослушивание показало, что ребята кое - что умеют наигрывать и все владеют музыкальной памятью, пришлось для каждого наигрывать его партию. Для начала наиграл 3 мелодии на баяне, чтобы они могли запомнить их, а дальше шёл процесс репетиций и отработки самой партии.
  Это надо видеть, с каким старанием ребята отрабатывали каждый звук, каждое "колено" мелодии. Достаточно долго учили каждый свой вариант звучания мелодии, потому что была расписана вся музыка песни на три партии, иными словами - на каждой партии было три музыканта, которые тренировались на каждой репетиции, пока не стали играть свою партию без ошибок, а в дальнейшем начался процесс объединения всех партий в единую музыку, которая стала номером их программы. Мелодии были подобраны простенькие, народные, чтобы ребятам было легко ориентироваться. Сложнее было с единым звучанием при разном классе музыкальных инструментов, с некоторым разнозвучием пришлось смириться - уж очень большое старание проявляли все игроки на репетициях.
  Конечно, риск был большой для такого коллектива , никто из ребят никогда не выступал публично, а тут надо было выступать на районном смотре и в составе ансамбля, ответственность многократно увеличивается и волнение каждого зашкаливало допустимые пределы, поэтому руководителю как никогда приходилось контролировать ситуацию в их среде. К чести всех ребят нужно сказать, испытание сценой они выдержали достаточно успешно и не растерялись, зрителями были приняты довольно доброжелательно, более того, многие руководители школ удивлялись такому количеству музыкантов в одной школе.
  Справедливости ради скажем, что с детским коллективом надо работать постоянно и знать их наклонности, интересы. Думается, в каждом подростковом коллективе есть ребята, которые так или иначе пытаются овладеть музыкальным инструментом. Главное для руководителя - выявить таких ребят и организовать их работу под контролем думающего руководителя.
  Мой собеседник с теплотой вспоминал время работы с подростками в школе и сейчас убеждён в том, что с ними можно всегда найти общий язык и выработать единые правила поведения, приемлемые для обеих сторон.
  Проработал он с разными возрастами учащихся и наблюдал их с 7до40летних воспитуемых, и с каждой возрастной группой удавалось вырабатывать единые правила, которые не нарушались или нарушались за редким исключением ( среди взрослых курсантов были рецидивисты, имевшие 2-3 "ходки" в места лишения свободы за нарушение правил общежития.).
  Больше всего его поразило то, что совместное решение с рецидивистами выполнялось неукоснительно. Был случай, который показал ему, что за совместно принятое с ними решение будет выполнено пренепременно. Их группа за неделю должна была заготовить 10тонн сена для колхоза. Лёня с курсантами договорились, что если курсанты выполнят задание за3-4дня, то оставшиеся дни( до 7дней срок их командировки на сенозаготовительные работы), они могут на занятия не приходить.
  В конце первого рабочего дня Лёня с бригадиром совхоза приехали принимать работу, удивлению Лёни не было предела, когда бригадир определила при приёмке объём стога сена в 6тонн. Когда бригадир уехала, он показал им, что их хитрость не удалась и если они не устранят недостаток, то договор их будет аннулирован. Надо было видеть, с каким рвением они принялись устранять свою обманку и к их чести скажу, что с этого случая ни разу не было факта невыполнения договора в принципе. Им удалось выполнить задание за 4 дня и , как договаривались, 3 дня курсанты имели в своём распоряжении, могли ехать к родным домой.
  Правда попытался директор училища отменить их соглашение, но Лёня отстоял своё решение , к чести директора, он не стал настаивать на своём решении. В этом случае важно главное правило работы в коллективе - никогда не нарушай правила договора с коллективом, можешь потерять доверие навсегда.
   Впоследствии в жизни Лёни особых изменений не произошло, если не считать смену деятельности в разных коллективах. Постоянным была его игра на инструменте на вечерах в коллективах, чем снискал к себе уважение коллег. Пришлось один раз играть на свадьбе своей племянницы целый вечер, что сказалось на руках - на следующий день руки стали опухшими. Дома же играет постоянно - благо все: и мама, и сестра, и жена были отменными певуньями. А сейчас играет для себя и тех, кто попросит - говорят получается неплохо. Из всего долгого периода игры на инструменте понял одну простую истину - игра на инструменте не только создаёт определённое настроение, но и притупляет внутреннюю и внешнюю боль. Особенно это ощутимо сказывается в периоды болезни и одиночества, ХОТЯ ПРАВИЛО - ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, ЖИУВЁТ И УМИРАЕТ В ОДИНОЧЕСТВЕ, -= действует постоянно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"