Вавилин Алексей Васильевич : другие произведения.

Размышлялки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

  
  
  Размышлялки...
  Не думаю, что кто-нибудь, когда-нибудь будет читать эти строки, хотя попытаться себя понять заставляет меня садиться за машинку и печатать свои мысли на бумаге.
  Себя помню с малых лет, когда ещё не представлял интереса для окружающих меня людей. Нас было трое на руках у мамы, которая 27лет от роду осталась без мужа и всю свою жизнь посвятила нам. Война тому виновата, что мы так тяжело жили. Что бы мне не говорили о том, кто виноват, а кто не виноват в инициировании войны, вряд ли я смогу принять чужую точку зрения безоговорочно точной, ибо моя точка зрения для меня самая точная. Я рос без отца - безотцовщина, как у нас говорили. Даже сегодня у меня осадок в душе от этого - наверняка, у меня был бы другой подход к решению проблем жизни, если бы отец руководил моими детскими поступками, было бы другое воспитание, а может и другое видение мира.
  С детства не воспринимал немцев, они были для меня все ненадёжными и подлежали наказанию во все времена за войну и её жертвы. Это потом, много лет спустя, я начну видеть и в своей стране людей, похожих мыслями и действиями на фашистов, нацистов. Как иначе оценивать людей с символикой нацистов на одежде, на теле, во внешнем оформлении , с нацисткой литературой, поступками, схожими с наци сегодня? Как понимать политику 'выдавливания' русских с территории целых государств, где они строили предприятия, помогали развивать экономику, культуру, обучали национальные кадры? Это малая толика проблем, которые не дают покоя при здравом размышлении о сегодняшнем дне.
  Касьянов, Немцов, Лужков - люди, которые были во власти, вскормлены и обучены за счёт государственного ' кармана', в одночасье стали в лагере наших недругов и как могли, обворовывали это государство, считай - свой народ, и старались развалить это государство. Не от скудоумия ли это, не в угоду ли наших традиционных недругов и на их деньги 'работают' подобные людишки? Не пора ли всех призвать к ответственности за все прегрешения против нашего народа? На мой взгляд, все, кто перевёл свои наворованные деньги на зарубежные счета и приобрёл недвижимость - враг своего народа и подлежит наказанию, возвратом всех капиталов в страну, где они уворованы. . Неужели нас можно убедить, что все эти абрамовичи, прохоровы, лужковы и прочая воровская шпана заработали свои миллиарды честным трудом? Неужели можно поверить, что нельзя остановить коррупционный беспредел в стране ? Не верю!!! Это сделать можно, если не оглядываться на 'дяденек'. Где и кем видано , чтобы глава семейства спрашивал мнение соседа, какой порядок ему установить в своей семье? Ответ очевиден. Мне нужен этот порядок, мне при таком режиме комфортно, меня не интересует чужое мнение. Также должно быть в стране - мы устанавливаем тот режим, который востребован народом, а не 'западными партнёрами'.
   Моё детство прошло в заботах о завтрашнем дне, к этому нас приучила повседневная жизнь. У нас со сверстниками не было свободного времяпровождения, как это принято понимать сегодня. Мы помогали своим родителям зарабатывать трудодни в колхозе - если мне память не изменяет, на одного взрослого человека надо было заработать больше трёхсот трудодней в год Отпусков не было, выходных не было, они появились в начале шестидесятых годов прошлого века. Поэтому мы в каникулы работали на лошадях на полевых работах: боронили, возили копна, навоз, гребли, иногда трелевали лес со взрослыми на пару.; пасли коней в ночном, коров.; собирали колосья после жнейки - иными словами, выполняли посильную работу за трудодень, а на трудодень в конце года давали солому для скота и немного муки. Поэтому мы весной с ребятами на полях искали прошлогоднюю картошку- она весной была сладкая и можно было её есть - было голодно, собирали пистики и другие полезные и необходимые для желудка растения.
  Наверное, трудно сегодня миллиардерам представить, каких лишений натерпелся народ, чтобы создать ценности, которые они воруют и вкладывают наворованное в экономику тех, по вине котрых народ страны испытал все лишения. Им нет оправдания во времени и места в обществе! Невозможно представить цинизм и глубину деградации личности, если таковая имеет место быть, когда с экрана телеканала нас агитирует один из воров , чтобы на выборах голосовали за него - 'достойного кандидата', среди остальных воров. Самое печальное, что находятся поддерживающие его, наверное платит прилично, иного метода действа они не видят.
  Впрочем, не стоит уж и удивляться, ибо всё наше телевидение давно уже скатилось ниже плинтуса. Кто правит балом на экране? Вы посмотрите, различные группы и их поклонники Что нам пропагандируют сии группы? Внебрачных детей, делёж наследства , очередного мужа известной актрисы или очередную жену артиста . Смотрите очередное шоу - кто в зале? Да те же артисты, которые при всех на экране копаются в грязном белье друг друга. Чему и что могут привить эти, с позволения сказать , артисты людям? Высокую культуру? Вряд ли такое возможно. Мне очень неприятно, если не сказать отвратительно, смотреть на Ларису Гузееву, когда на всю Россию она высказалась, что терпеть не может художественную самодеятельность и самодеятельных артистов. Только уж сразу бы обьявила, что она из рода графинь и играет на сцене и в кино для лордов, графов, но не для плебс. Странно, не правда ли слышать подобное из уст ведущей программу на телеканале? Не понимаю я таких фифочек,которые кормятся от народа и тут же воротят свой грязный нос от народа.
  Я не стыжусь, что с детства ходил в лаптях и эти лапти научился плести тоже с детства - они были основной обувью и обувью всепогодной. Первая резиновая обувь у меня появилась в шестом классе. С пятого класса мы учились за три километра от дома и здесь мы проходили свою школу жизни... Известно, что дети повторяют своих родителей, взрослых одним словом. Пока шли эти три километра мы отстаивали свои позиции: вначале играли в прятки - благо рельеф местности, снег, обросшие кустарником кюветы, позволяли,- а потом боролись с ребятами с другой деревни( встречи происходили на полпути), как итог - опоздание на первый урок и неприятные беседы. Всё бы ничего, если б так продолжалось всё время... к сожалению , среди нас , правда не из нашей деревни, оказался воришка. Ребята стали замечать, что из холщовых сумок стали пропадать паёчки, а давали с собой кусочек хлеба с одной или двумя варёными картофелинами, иногда с луком. В это время и у меня украли мою еду, если память не изменяет это был 6 класс. Знали бы как было обидно до слёз - это ведь целый день быть голодным и дома не очень сытно в то время было. Мои одноклассники нашли воришку, который уже доедал мой скудный обед. Был бы он из неполной или бедной семьи, можно было бы хоть попытаться понять, хотя воровство в любом виде отвратительно по сути. А этот хомячок был из довольно обеспеченной семьи, отец был полный сил и энергии. А сын оказался мерзавцем по сути. Конечно ему этого не простили - я с ним дрался все три километра, пацаны в нашу драку не вмешивались, но предупредили, чтобы он по нашей тропе больше не ходил (этот парень избрал путь воровства в жизни, отсидел не раз). Подростки выносят решение один раз и больше не пересматривают, он больше не ходил с нами, а стал ходить стороной по лесу. Эта драка имела для меня продолжение на завтрашний день. Нас разнимал секретарь сельсовета и он рассказал об этом директору школы , который меня тут же вызвал и предложил всё рассказать. Смешные люди, где это видано, чтобы пацанские дела выкладывались на обозрение взрослых? Конечно я отмолчался, поэтому директор предложил, чтобы пришла в школу мама. А мама не пришла из-за работы в бригаде. Встал вопрос о моём исключении из школы (драка была поводом , а основная причина - мой конфликт на уроке химии с учительницей, которая завернула моё ухо аж по самое не могу и я вынужден был ударить её по руке). Меня спасло умение играть на гармошке - я аккомпанировал школьному хору, который должен был выехать на районный смотр и заменить меня было некому.
  Самое интересное, что гармошку себе купил мой брат, когда уезжал на заготовку леса , закрывал на замок. А я целыми днями сидел дома один - мама работала, сестра училась. В то время нам провели радио и электричество, я гвоздём приловчился открывать замок и стал учиться извлекать звуки вначале, а потом и подбирать мелодии, которые звучали по радио. К тому же моя мама была известная песенница в окрестности, а если запевали вместе с моей сестрой, то это было целое событие - чистые, звучные голоса, а песни какие... в наше время их уже не поют. О моих' репетициях' никто не мог и подумать. Первый раз я себя расшифровал, когда провожали моего брата в армию. В то время новобранцев провожала вся деревня, ходили из дома в дом, пили и плясали, - это была традиция того периода в наших краях.. Когда пришли к нам, мой брат решил повеселить всех своей музыкой, поплясали и тогда я попросил разрешения поиграть. Мой брат удивился, но гармошку дал - так я стал известен, и с того момента стали приглашать на все праздники, помочи, свадьбы. Правда моя мама держала всё под контролем и баловаться не позволяла, да и мне не нужно было ничего. Помнится осенью за четыре километра хозяин шёл пешком и нёс мою гармошку , меня посадил на лошадь , чтобы я ехал верхом. И обратно домой привёз , чтобы в школу не опоздал. Эта жизненная школа приучила меня к экономии времени .
   Всё это к тому, что большое увидеть не так уж и сложно, если о контурах, о габаритах - другое дело суметь увидеть малое в большом - это не каждому дано. Большая река начинается с капли, ручейка, речки. Поэтому отрицая малое, автоматически отрицаешь большое. Кому это не ведомо, тот беден изначально своим содержимым- я о 'великих' артистах.
   После седьмого класса мы учились вместе с моим братом( к тому времени он был комиссован с Балтийского флота по болезни ) за 20км от дома, он в девятом классе, а я в восьмом. Наша мама приняла такое решение - нам дать среднее образование, может, как она рассуждала, удастся нам учиться дальше и избежать всю жизнь работать в колхозе.
  Не от хорошей жизни в её голове появились эти мысли. Работали в колхозе от темна до темна без выходных и отпусков. Облагались всевозможными налогами: масло надо сдавать, шерсть, яйцо, шкуры свиней - по пол шкуры в год, содержание канав, полотна дороги и т.д. В то время мне была уготована жизнь вечного колхозника, паспорт не был предусмотрен, а значит и выехать с места без справки сельсовета было нельзя. Мой внук уже в восьмом классе получил паспорт, а я.... Вот такова она жизнь в деревне была.
  Ходили каждую неделю домой за продуктами, да и надо было помочь , что успевали сделать - о пропуске занятий и речи не могло быть. После двух лет учёбы нас перевели в среднюю школу районного центра из-за физика, которого взяли служить в армию. Школа находилась уже в пятидесяти километрах от дома. Брата взяли на работу в райком ВЛКСМ. Понятно, он был моим поводырем по жизни на тот момент. Год пролетел незаметно, правда, попытались и здесь меня исключить из школы, уже второй раз за короткую жизнь и главное совершенно без причины перед выпускными экзаменами, дело шло к последнему звонку почти. Наш десятый класс располагался на первом этаже, а напротив располагалось спортивное поле, на которое мы устремлялись в перемену через окно - весна, солнце, зелёная травка. В один из перерывов мы были с другом на спортполе и на урок заскочили через окно, наша парта была около окна, всё бы ничего да окна все были открыты, в классе гулял ветер. Кто-то из ребят придумал связать все плафоны на одну верёвочку и концы вывел на последнюю парту, был урок астрономии ( мы учительницу звали между собой' Венерой')., к сожалению она была в очках и не очень чётко видела. Когда учительница вошла в класс , плафоны ритмично стали качаться, она раза два снимала очки, чтобы понять причинно- следственную связь колебания плафонов, коль это не удалось, то пошла традиционным, но как всегда в таких случаях ошибочным путём - обвинила меня с другом(мы сидели на последней парте). Когда мы доказали, что не виноваты в этом действе, ничего лучше не придумала как обозвать всех 'свиньями'. Это уж был перебор...я задал ей простой вопрос: Может ли учитель так грубо обзывать учеников? Понятно, что я стал объектом атаки для педагогического коллектива. Слава богу, был среди них светлого ума человек - завуч, который пришёл к нам в класс и во всём разобрался. Педсовет всё же был и выговор мне дали, хотели, чтобы я на педсовете извинился перед учительницей, но этого я делать не стал - за что, я никого не оскорблял и ничего не делал. Этот конфликт разрешился довольно просто - 'Венера' извинилась за грубость перед классом, а мы - перед ней.
  Я сегодня, сейчас не очень понимаю, если не сказать совсем не понимаю, до какой пропасти довели всю образовательную систему у нас в государстве всякие ' фурсенки', ' ливановы' и прочие яйцеголовые от науки мужи? Нас учили по системе, которая отрабатывалась и совершенствовалась веками и которую считали наиболее совершенной в мире, её изучали зарубежные страны. Если же сегодняшнее обучение называть совершенствованием, то я никогда ничего не понимал в ней. Мне думается скоро наши внуки и правнуки ничего системного изучать не будут и не будут искать причинно-следственные связи между событиями, закономерностями, явлениями, фактами наконец, а будут познавать непознанное методом ' тыка'. Грустно от этого.
   Если раньше учились у нас Системе обучения молодёжи, то боюсь скоро нам самим впору будет учиться у кого-нибудь. Наверное, я слишком отстал от педагогической жизни...хотя ещё могу сложить к шести два, именно восемь уроков в один из дней у восьмиклассников в одной из неплохих школ нашего города , раньше же были неукоснительные требования к составлению расписания и нагрузкам школьников. Выдаётся занятие как факультатив , тогда почему включено в расписание, а не за сеткой? Неужели дети стали психологически, умственно, физически более выносливы и способны все восемь часов воспринимать и усваивать новую информацию? Вряд ли. Просто всем далеко безразлично усваивается ли подаваемый материал и при этом совершенно неважно в каком подростки физическом состоянии. Мне почему - то думается, что сегодня и школа включилась в процесс извлечения не тех ценностей, которые призвана извлекать. И до каких рубежей мы дойдём? Не получится ли что мы со временем докатимся до уровня необразованного общества? Мне приходится иногда беседовать с подростками и слушать их разговоры между собой - превалирует в лексике мат в общении друг с другом. Очень куцые знания в классической литературе, а в географии, в политической обстановке полное незнание. Можно отследить цепочку в ' развитии' нашего общества в связи с экспериментами, которым подвергается школьное образование... выбора у высших учебных заведений нет - надо выбирать среди слабых ' более сильных', эти 'более сильные' плохо усваивают специальные дисциплины, коль скоро нет системных знаний, этих недоучек надо выпускать, ибо других нет. Приходят они, страдальцы, в мир общества , где надо свои знания вкладывать в дело, а их недостаточно и получается...катастрофа. Нет ни у кого права доводить дело обучения до такой катастрофы !!! И если дело к этому движется, значит наши руководители выполняют чей-то заказ. Не случайно наши противники, ( не партнёры, а противники, они никогда не будут нашими партнёрами), тратят огромные суммы средств для развала нашей страны. Им удалось развалить СССР, теперь организовывают различные группы внутри нашего государства - лимоновы, касьяновы, рыжковы, немцовы, хакамады и им подобные ,причислившие себя к оппозиции, создаётся впечатление, что они являются проводниками западных идей дальнейшего развала страны. Если это так, то это отвратительно! Похоже я воюю с ветром, мало толку от моих мыслей, изложенных на ' бумаге'. А что можно мне, простому пенсионеру сделать? Идти с палицей в руках на этих деклассированных элементов войной? Пожалуй это мне не по силам, да и не реально. Одно меня относительно успокаивает - это надежда на то, что ученики, которых обучал и воспитывал не окажутся в стане разрушителей нашей государственности. Если это не так, то большая часть наиболее производительной жизни прошла у меня без пользы.
   После получения аттестата среднего образования я вернулся домой и начал работать в бригаде колхоза - у меня не было выбора, если не поступал никуда на учёбу. Сын колхозника должен быть колхозником! А разве сейчас по - другому? Увы! И сейчас картина жизненная ничуть не изменилась в лучшую сторону. Если ты сын артиста, то быть тебе артистом, певца - певцом, музыканта - музыкантом, чиновника - чиновником, врача - врачом. И совсем не важно, есть у тебя талант в этой сфере или нет, важно, что твои близкие принадлежат этому кругу. Редкостный случай, когда талант пробивает самостоятельно себе дорогу. Больше чем уверен, не быть мне в просвещении, если бы в десятом классе меня не выделил только по ему известным признакам историк, он же директор школы. В один день меня вызвали к телефону, который находился в трёх километрах от моего родного дома. Конечно я терялся в догадках, кто меня может вызвать, да и по телефону я разговаривать не умел и не приходилось вроде - это сейчас мои внуки не только с телефоном, но и с компьютером на ' ты'. Конечно, я пришёл и позвонили именно мне с районного отдела образования и вызывали к ним за приказом. Можно представить моё замешательство после разговора с районом. В отделе образования мне дали приказ о назначении учителем физической культуры в родную семилетнюю школу. Ходил я на работу три дня, но уроки мне не дали, уж не ведаю по какой причине. Снова вызов в район и направление в У-Косу учителем истории и физкультуры, а уж в школе мне дали и арифметику, и библиотеку школьную, и классное руководство - для полного счастья. Жили мы в одной комнате три холостяка, все работники школы. Было довольно весело жить. Нравился посёлок сплавщиков на устье р. Коса, впадавшей в р. Кама, особенно весело весной, когда в школу ходишь по плавучим тротуарам, а по улицам ходят катера. Было - то мне семнадцать лет всего. Понятно, после года работы я решил поступать в государственный университет на исторический факультет по специализации подводная археология - надо же выдумать себе такое, всё о специализации было взято из справочника для поступающих...только не посмотрел на год выпуска этого справочника, он был устаревшим , т.е. не отражал реалии того года, а реалии были таковы: кафедры и специализации по подводной археологии не было из-за отсутствия доктора археологических наук, который уехал в Свердловск, и там открылась кафедра археологии. Иными словами, поступил на исторический факультет. Анализирую события того времени и весь период учёбы, работы и диву даёшься, какие повороты и коленца выписывает жизнь. В те шестидесятые по прихоти какого-то недоумка в университет без производственного стажа не принимали. Для чего этот выкрутас? На что это реально влияло? - на осознанность в выборе специальности? - вряд ли. Тем более этот стаж никак не влиял на специальный стаж, скажем педагогический. Если твой стаж до поступления составлял один год, то ты считался очником - вечерником и ещё год работал на заводе или предприятии, а вечером учился. Продуманным это требование трудно назвать, если не наоборот. Конечно плюс был один - получал заводскую специальность, например, резчик холодной резки. Поскольку археология 'от меня принципиально отказалась', коль не было специализации, то я видел в перспективе работу в школе.
  В науке себя я не видел, ибо наука мне конечно была нужна , но я науке был не нужен - это кредо я вывел сразу же без сомнений, конечно, если очень постараться, то можно было и кандидатскую как - то защитить,...но надо ли это науке? Видел в жизни я кандидатов разных, даже таких, которые товарищами считали президентов американских. Не думаю, чтобы такие слабо ориентированные в пространстве и во времени могли принести пользу науке, или продвинуть науку. Вот в силу этих причин я и поставил перед собой задачу - максимально взять за период учёбы полезного для работы с подростками в сельской местности - себя в городе не видел. Этим объясняется работа в секции борьбы, была попытка заниматься в секции бокса. Борьба была мне более симпатична, поэтому и успехи были более весомыми: первое место в университете, второе место по области, даже был участником финала первенства России по ' Буревестнику'. Участие в ансамбле баянистов Университета. Наш университет очень много создавал условий, чтобы студенты не только на занятиях могли получать и прикасаться к основам науки, но и в свободное от занятий время могли бы расширять свой кругозор через встречи со знаменитостями того времени. От нас нужно было всего лишь правильно распорядиться своим временем. На меня произвели колоссальное впечатление встречи: с композиторами братьями Пакрасс; с Давидом Ойстрахом - известный скрипач в моё время; с отрядом космонавтов; с оперными солистами нашего областного театра оперы и балета; артистами эстрады; артистами театра и кино. А как здорово проходили факультетские 'капустники', подготовленные силами преподавателей и студентов - активистов? - это же каскад юмора, дружеских шаржей, сатиры незлобивой из жизни студентов.
  Мне немыслимо повезло учиться на историка в шестидесятые годы прошлого столетия. Очень нравился метод бережного знакомства с наукой, который применял профессорско-преподавательский состав факультета со студентами с первых занятий. Никто не запрещал применять любой источник для доказательства твоей точки зрения на семинарских занятиях. Более того, всё чаще стали включать дополнительные источники для подготовки рефератов и всемерно поощрялись инициатива, стремление доказать свою точку зрения, корректно поправлялись явные улёты. Старались помочь выбрать тему курсовой работы так, чтобы со временем она переросла в дипломный проект, Дипломному проекту предшествовала практика преддипломная, моя практика проходила в г. Ленинград: в ЦГИА, в библиотеке академии наук, в библиотеке Салтыкова-Щедрина, целых полтора месяца работы. Пожалуй эти полтора месяца напряжённой работы в Ленинграде мне очень много дали и в смысле расширения кругозора, и в смысле специальных знаний по работе с архивными делами. Пожалуй не было дня, чтобы мы с другом Славой не были в славных исторических местах города и окрестностях. Такое обилие материала было собрано, сфотографировано, что систематизировать пришлось уже 'дома' , в университете, в процессе подготовки дипломного проекта. Конечно, всё нельзя было запомнить, записать, сфотографировать, но основного материала с избытком хватило на дипломный проект. Даже некоторые источники позволяли не во всём соглашаться с известными корифеями исторической науки по политике горнопромышленников Урала. Этот мелкий факт показывает, как бережно профессорско - преподавательский состав факультета относился к своим воспитанникам. Конечно, ничего не стоило руководителю дипломной работы просто сказать о допущенной ошибке или неправильно понятого документа, извлечённого из архивного дела и всё на этом. Однако не было изменено утверждение дипломанта руководителем проекта , а равно и рецензентом дипломной работы. Диспут был намеренно перенесён на время защиты проекта. От такого метода работа преподавательского состава только выиграла, студенты знали, что могут смело выдвигать идеи, если они основаны на фактах, документах. Мне несказанно повезло, что учился в тот период, когда преобладала атмосфера доверия, дружелюбия на факультете . Мы могли предложить декану поменять нам преподавателя, если его знания, на наш взгляд, были, мягко говоря, слабыми. Помню такой случай, когда руководитель семинарских занятий по диамату нам показался слабоватым для нас. Решили его проверить на очередном семинарском....- подготовили на основе источников две диаметрально противоположные точки зрения, которые и были высказаны на занятии. Самое удивительное, что он согласился с обоими студентами - смеху было... Конечно деканат принял очевидно меры, хотя специально никто не докладывал, а может и были среди нас информаторы, которые доложили о событиях того случая - мы больше того преподавателя не видели на наших занятиях. Жалости особой не было понятно почему, - нам в тот период нужен был специалист высокого класса, с большим объёмом знаний, который мог бы не только кивать головой , делая видимость согласия, но и вовремя остановить процесс откровенного словоблудия, который был характерен для отдельных личностей. В дальнейшем мы часто пользовались приёмом ' разночтений', когда отдельные положения проблемы излагались в разных ракурсах дабы попытаться понять отдельные оттенки философского толкования. Мне это пригодилось после окончания университета, во время работы в школе , когда я взял на вооружение проблемный метод обучения. Помнится Л. Е. Кертман перед тем, как начать читать свой курс лекций по новейшей истории, озвучил, а потом вывесил целый список тем, по которым мы должны были написать рефераты, используя доступную литературу. Каждый выбирал себе тему и работал над ней целый семестр. Должен сказать, что мы без принуждения старались добросовестно изучить проблему и написать в срок, хотя бы потому, что профессор пользовался непререкаемым авторитетом среди нас. Написанным можно было пользоваться во время защиты реферата, а реферат был третьим вопросом на экзамене. Период ' Странной войны' - тема моего реферата, и он у меня получился, коль даже на выпускном вечере в разговоре со мной профессор упоминал об этом. Конечно, я был приятно удивлён! Какие же мы беспечные в своей жизни - редко ценим то, что подарено временем, не всегда стараемся взять то, что лежит на поверхности. Вела у нас курс политэкономии одна достаточно знающая свой предмет преподаватель... единственный недостаток у неё - совершенно монотонный и непривлекательный монолог на занятиях. Этот недостаток был определяющим в наших отношениях с ней. Мы с моим другом, как правило, сидели с кучей газет и знакомились прессой. Такое поведение не осталось без внимания и нас хотели выдворить с аудитории, но... понятно, результат был нулевой. Как говорится - муж с женой спят в одной постели, а мысли у них разные. Правды ради скажу, она отыгралась за наше неуважение по полной программе на экзамене - меня дважды отправляла изучать труд К. Маркса 'Капитал', только с третьей попытки сдал экзамен. Это было сделано правильно и с пользой для дела: во- первых я хорошо стал знать предмет; во- вторых я понял как нельзя вести себя педагогу, ведь всего-то и требовалось от неё проанализировать сложившуюся ситуацию наедине. Она была безусловно умной женщиной и вполне могла сделать правильный вывод. Жаль, но по всей видимости в каждом из нас сидит диктатор, у одних он проявляется мгновенно в скоропалительных поступках, о которых со времен приходится жалеть; у других он хорошо вышколен и редко проявляет себя, выжидает удобное время, которое может и не наступить. Несколько позже у нас состоялся с ней не совсем обычный разговор о роли преподавателя в жизни будущего специалиста, речь шла о взаимоотношениях между студентом и преподавателем ВУЗа. Похоже было, что она поняла абсурдность своего поступка. Хотя бы эта мысль уже радует, что человек начал думать о своих отношениях со студентами. Обидно, когда тебя за думающего не хотят признавать и не дают такого права, пытаясь превратить тебя в существо недоразвитое. Студенты очень чутко реагируют на неправильные акценты, которые определяются в процессе взаимных действий. Человек ДОЛЖЕН ВСЕГДА думать о своих действиях - спонтанность редко даёт положительный эффект, более того человек обязан вести себя либо в соответствии сложившейся ситуации, либо согласно обретённому положению в обществе людей. В своей жизни мне приходилось встречаться с разными людьми и с людьми разного уровня иерархической лестницы общества от рабочих сучкорубов и землепашцев до министра и президента России. Люди, случайно попавшие на определённую ступень этой лестницы, в скором времени оказываются за бортом этой ступени, а другие оказываются в стане врагов того общества, которое их вскормило и обучило, дало известность в сообществе. Помнится ко мне , во времена директорства в школе , обратился один руководитель восьмилетней школы помочь с материалами для дипломной работы- он учился заочно в Университете. Конечно помог, помощь- то нужна была пустяковая, консультационного характера. Через маленький промежуток времени он показал диплом и нагрудный знак . Прошло немного времени и меня начали уговаривать стать заведующим районным отделом образования. На начальном этапе все эти разговоры я воспринимал как шутку, а когда понял, что всё это серьёзно, то отказался и предложил кандидатуру молодого специалиста, имеющего опыт руководящей работы. В конечном варианте кандидатура была утверждена на должности заврайоно . Гораздо позже я понял, что человек в этом кресле он случайный. К сожалению, мы подобные ошибки совершаем и это не такая уж редкость. Другое дело, сей факт говорит о недостаточно чёткой системе подготовки резерва кадров, поэтому у власти оказываются люди, не понимающие, зачем эта структура власти нужна и какого их предназначение в этой структуре Дело в том, что новоиспечённый руководитель вскоре глубокой ночью стал будить директоров школ для 'профилактических' бесед. Легко представить состояние директора школы на работе после бессонной и дурацкой ночной беседы... Одно хорошо, что у нас директора школ имели довольно тесные связи и добрые отношения друг с другом. В районе систематически проводились совещания с директорами на базе школ района, на которых происходил обмен опытом работы по разным проблемам школьной жизни. На одном из таких совещаний, мы попросили заврайоно зайти на огонёк,(женщин директоров не пригласили) .На наш огонёк он пришёл, я уж не знаю, что он предполагал увидеть, но его ожидания явно не оправдались. Его посадили в центр круга и каждый директор высказал своё мнение о его методах работы. Порывался он сбежать, но его не отпустили пока не высказались все. Эта история имела продолжение - оказалось, что заврайоно ещё и лжец. Доложил в районе, что якобы я его избил после совещания. Меня хотели заслушать на бюро райкома партии, но при разговоре о явке на бюро я попросил пригласить всех директоров школ, которые участвовали в профилактической беседе. Меня на бюро не вызвали, а заслушали заврайоно и объявили выговор с занесением....Это пример неподготовленности к властным структурам. В последствии этого человека освободили от этой должности и к сожалению не мог он взять себя в руки, исход творчества печален. Другой пример: Где теперь Касьянов, бывший премьер-министр ? А Немцов, который хотел всех чиновников пересадить на отечественные машины отечественного автопрома? - Правильно ,в стане наших врагов. И опять таки всё указывает на отсутствие системы подготовки кадров. А может дело и вовсе не в отсутствии системы подготовки кадров? Может дело в отсутствии предметного разговора о руководстве делом в процессе жизнедеятельности человека, который должен бы вестись в процессе обучения в общеобразовательных школах? Наверное, мы в системе образования упускаем эту проблему, поэтому человек не всегда понимает своё место в обществе. Мне думается неправильно в ВУЗах учат только специальности и профилю, а надо бы давать предмет для потенциальных руководителей коллективов. Может есть смысл внимательно проанализировать всю вузовскую программу с тем, чтобы найти возможность включить предмет для будущих руководителей. Есть смысл в этом аспекте ориентировать и в старших классах общеобразовательных школ, не говоря о средних специальных учебных заведениях. Не думаю, чтобы кто-то стал спорить по этому вопросу. Скорей всего, государство только выиграет от подобной работы. Что получается на практике? Молодой специалист после окончания знает почти всё о своей специальности, но почти ничего не знает о административном праве, законах труда и заработной платы, сметах, психологии коллектива, методах и методике руководства, о взаимодействии с организациями и органами управления, формах хозяйственной деятельности и многое другое. Хорошо, если молодой человек приучил себя внимательно анализировать события, происходящие в его окружении, в этом случае есть шанс научиться без большого ущерба у жизни, но всё равно это затратный механизм. Большие потери неминуемы, если человек поверхностный и его ничего особо не беспокоит кроме собственной персоны. Такой человек способен на любую гадость ради собственной выгоды.
  Да.... нерадостную картину я увидел в перспективном будущем страны. Такая система подготовки кадров укладывается в схему -' общего образования', ' общей подготовки кадров',. Может дело в этом пресловутом слове?, когда занимаемся не формированием конкретной личности, а личности 'вообще'?Мне представляется эта проблема нерешаема при тех требованиях к наполняемости групп в садиках, классов в общеобразовательных школах, групп в средних учебных заведениях и в ВУЗах. При наполняемости группы в 20 - 40 человек о воспитании конкретного индивидуума речи быть не может, а речь может идти 'о воспитании вообще'. Поэтому, наверное, в структуры власти попадают случайные люди, которые спешат быстрее 'набраться' в государственной кормушке и ' вовремя ' ретироваться в оппозицию или заграничные хоромы , если достаточно наворовал.
  Мне помнится один случай из практики работы в парткоме рейда. В то время многие занимались подготовкой кадров для своего предприятия и направляли учиться в ВУЗы своих стипендиатов. Когда стипендиаты предприятия заканчивали институт, возвращались на своё предприятие и гарантированно получали работу по специальности. Проблема заключалась в том, что руководство предприятия не представляло на какой руководящей должности можно использовать молодого специалиста,. На нашем предприятии практиковали назначать их несуществующими в штатном расписании помощниками: помощник мастера лесозаготовок или механика, технорука...звучит не правда ли? Только через время уже назначали на должность, если себя проявил на 'стажёрской' работе. Самое пагубное в этой схеме то, что оставался риск быть вечным стажёром. Факты подобного рода уже были и были, к сожалению, случаи, когда ' стажёр' привыкал к ничегонеделанию или полуделанью и из этой рубашки уже не вырастал. Поэтому мы решили немного изменить методику - по окончании института сразу назначать на должность, при этом осторожно изучать действия с первых шагов. Практика показала жизнеспособность этого метода. Самостоятельность и ответственность за принятые решения быстрее формируют личность руководителя и становится ясно, будет ли новый руководитель или быть ему вечно на вторых ролях. Это примерно то же , что с талантливым человеком, если человек талантлив, то талантлив во всём, иногда нужно спровоцировать ситуацию, при которой неминуемо талант себя проявит. С руководителем немного сложнее, ибо талант- это проявление наклонности к определённой деятельности , при этом не обязательно кого-то вести за собой. Руководитель же должен не только само- организоваться, но и организовать других и повести их за собой, для этого важно , чтобы твои поступки были не только поняты другими, но и приняты для руководства в деле. Сложнее с теми, кто не может и не умеет руководить, но всеми силами и слабыми познаниями стремится к власти. Это очень большая проблема для коллектива , когда в кресле руководителя оказывается человек случайный и не понимающий назначение человека во власти.
   И самое отвратительное , на мой взгляд, в системе подбора и назначения кадров в нашей стране - это 'кумовство' среди руководителей , когда на руководящую должность назначают по знакомству, а не по способностям. Помнится на одном учебном заведении предстояли выборы директора ( такая форма в прошлом существовала), чтобы коллектив избрал родственника профсоюзного лидера ( было известно, что за различные нарушения он был освобождён с должности руководителя другого заведения) , других претендентов отправили под благовидным предлогом в длительные командировки. Справедливости ради скажу, в этой должности он также нарушал нормативы в своих интересах. Таких примеров много и они говорят об одном - нет никакой системы при подборе и расстановке кадров! Не действует принцип неотвратимости наказания для руководителей всех рангов! К сожалению в большинстве случаев действует принцип дружеских, и , если хотите, клановых связей . Должен действовать для всех принцип - умышленно нарушил норму поведения, закон , никогда не быть тебе больше руководителем! , только при таком подходе будет порядок в системе и структурах власти. К великому сожалению, мои наблюдения на протяжении всей жизни показывают, что у нас в системе отношений между людьми допускается колоссальная ошибка, которая не позволяет формировать личность , способную ценить результаты труда других, подобных ему людей. Мы не думаем, когда без разрешения берём вещь нам не принадлежащую, которая для хозяина может представлять невосполнимую потерю. Редко задумываемся, когда присваиваем результат труда целого коллектива. И самое печальное, что присвоителей защищают целая свора защитников и приближённых сторонников. Возникает вопрос , где слабое звено в системе формирования личности ? Хотим ли мы найти это звено? Мне думается, найти причину и слабое звено можно , но большие сомнения, что мы хотим изменить всё к лучшему. Иначе давно бы не только нашли, но и устранили существующее положение в обществе. Странное положение - из страны уходят из года в год миллиарды долларов и никто не несёт ответственности за это . Понятно, что эти деньги ворованные и ворованные у своей страны, у своего народа , а никто к ответу никого не призывает. Что это? Всё и всем прощающая власть? Тогда почему сажают людей за мелкие хищения? Не понимаю я такого разного подхода к проблеме воровства! Здесь может быть один вывод - в нашем обществе не востребованы ни честный труд, ни охрана результатов труда общества и частных людей. Наверное изначально в нашей системе воспитания в государственном масштабе допущена серьёзная ошибка - в формуле ' всё в стране коллективное - всё в стране моё' забыли или скорее не разъяснили, что коллективность предполагает прежде всего ответственность, а не только потребление . При этом должна быть индивидуальная ответственность за результаты коллективного труда. Теперь же допущена очередная глобальная ошибка - в одночасье ( в историческом смысле) появились лица, уворовавшие эту коллективную собственность у всех, создававших своим трудом эту собственность. Поэтому новые собственники - воры стараются побыстрее спрятать уворованное за границей, дабы не успели снова национализировать ими наворованное. Странно, но факт, правительство не предпринимает никаких телодвижений, чтобы остановить процесс утечки капиталов из страны. Мне не понятно и то, что стало модно почему-то учиться и получать специальность за границей . Здесь может быть один вывод - довели образовательную систему до полного развала и снова никто за это не ответил. Лечиться и оперироваться тоже едем за бугор за приличную плату, тем самым финансами поддерживаем развитие зарубежной медицины . Прекратится ли эта вакханалия беспредала ?- трудно сказать, по - моему вряд ли . ТЫРМАС НИ !
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"