"В лунном сиянии снег серебрится, Вдоль по дороге троечка мчится. Динь-динь-дон, динь-динь-дон - Колокольчик звенит, Этот звон, этот звон О любви говорит".
О любви к кому? - Ну вы спросили! Конечно, ко мне. А кого ещё нормальный законченный эгоист, вроде меня, может полюбить в этом, в высшей мере среднем святорусском средневековье? Не поверите: вокруг ни одного генсека или президента! Какого-нибудь там авангарда или, к примеру, организующей и движущей силы, или хоть бы "отца нации"... ничего. Даже три апельсина полюбить... некого.
Вот и приходиться... Самому звенеть. Бубенчиками по морозу. А жо поделаешь? Всё - сам, всё - сам... Вполне по "коньку-горбунку":
"Средний был гермафродит. Сам и трахнет, и родит".
А рожаю я тут...
"Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь, Не мышонка, не лягушку, А неведому зверушку".
Бедненькая. Как я её понимаю! У меня-то ещё хуже. Такая "неведома зверушка" лезет... Рожаю "историко-культурную общность". Народ. Ни - истории, ни - культуры. Извините за подробности. Не то - лютичи, не то - зверичи. Азиопейцы? Евразиойцы? - Пусть будут... "стрелочники".
Процесс - пошёл. Головка уже видна. Но до перерезания пуповины и хлопка по попке... А уж до внятного "мяу"... Ох, Господи, не доживу.
А ведь как хорошо всё начиналось! Банкет за Лугой, хороший коньяк, приятственная любовница на десерт, мощный успокаивающий звук мотора моей ХЗ, раннее утро, пустое шоссе...
"Вдоль по дороге троечка мчится...".
И ведь ничего не предвещало! Колокольчики так и не позвонили. Не свезло. У поворота на Кащенку. Там надо транспарант поставить. "Не проходите мимо". И меленько ниже: "а то пролетите".
Я - "пролетел". "Восемь веков - полёт нормальный". Прям к серийным убийцам. Головосекам-людорубам. Факеншит! Как вспомню...
Да это-то фигня! Выжил же!
А вот дальше выживать в этой полной ж... Э-э-э... В "Святой Руси". Извращённо-изощрённо-вывернутой. Всё - не так! Всё - через... Как всегда у нас.
Вру - снег такой же. А остальное... даже звёзды на небе... вещи, запахи, люди...
Люди - это... Это факеншит уелбантуренный! Они - не такие! Таких - даже в Кащенке нет. Мать их...
Э-э-э... В смысле - наши матери. Сильно пра-... И отцы. Такие же.
И принялся я выживать. Ничего в туземной жизни не понимая.
"Учите мат.часть, коллеги! А то до смерти замордуют".
"Мордовали" - больно. На каждом шагу. Из-за каждого угла. По темечку... И по другим частям тела.
Выжил-таки. Сам себе удивляюсь.
"И не раз в пути привычном, У дорог, в пыли колонн, Был рассеян я частично, А частично истреблен...".
Кроме дорог, колонн и привычного пути - всё правильно. Особенно - "не раз".
Есть у меня, конечно, кое-какие таланты. Но чтобы талант выживаемости... до такой степени... Даже и не предполагал. А вот же - прорезался. Как у той коровы в бомболюке: "захочешь жить - и не так раскорячишься".
"В одиночку без подручных, Может - стыдно, может - скучно".
А главное - невозможно. "Человек - тварь общественная". Первое общество, в которое я вляпнулся после вляпа, в лице боярыни Степаниды свет Слудовны и сынка её Хотенея...
Факеншит! Встречу - зарежу! Почему? - Не почему, а для чего! Для "чтобы не было"!
Так вот, я к ним - со всей душой! Как к людям. А они - не люди, они - бояре, господа прирождённые. Они меня предали. На смерть отправили. А я снова выжил! Хрен вам! "Не дождётесь"!
Добрался до Рябиновки, прикинулся ветошью, пристроился в семейство боярское, затихарился...
Х-ха! Батюшка названный - Аким Янович Рябина - меня выгнал. Закономерно: ежели человек наловчился мимо Кащенки пролетать, то... "лететь тебе, любимый мой, с одним крылом". Но не далеко. Какая-то заимка воровская... И - пошло. Не по кругу, а по спирали - с расширением на каждом витке. С ветерком и повизгиванием на поворотах.
А шо вы хочите? - У меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель... А, ещё эти... "гейзер свободы" и "брандспойт инноваций". И, конечно, шило. В некоторых местах.
Кого побил, кого порезал, кому мозги задурил. Не-не-не! Не только насилием! "Кусочники", к примеру, сами приходили. Голяди сильно просились, ещё там некоторые...
Человек один - не выживает. Как тот одинокий муравей в банке. Начал строить вокруг себя "домик", "кокон" из людей вить-завивать. А тут... Вам нравиться жить в выгребной яме? Уточню: в своей. Но - в выгребной. Мне - нет. А здесь - все так живут. Обычай у них такой. С-с-святорусский. С дедов-прадедов.
Честно: плохо здешние живут. Голодно, холодно, грязно. Недолго.
Про 90% кариеса у новгородских словен рассказывать? А с чего они, вы думаете, Рюрика призвали? - Зубы мужик хорошо выбивал, почти без боли.
Стал я это дело менять. Тут подправлю, там подчистю. "Кокон" мой растёт и хорошеет...
"Стоит терем-теремок. Он не низок, не высок".
Три этажа - разве ж это много?
"Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества". Это я - ещё со школьной скамьи... И с других скамей - тоже. "Общество" я себе обустроил. Рябиновская вотчина называется. А дальше... третья производная? "Общество" тоже в обществе живёт. И Пердуновка моя - в окружении нормального средневекового святорусского б... болота.
"Хуже нету той минуты, когда власть да грызть начнёт". А власти тамошние начали... чего-то с под-меня хотеть. Посматривать, прицениваться, примеряться... Жить по моему - не дадут, по ихнему... подташнивает. Извините.
"Асфальт на темечке". Не только в карман - в душу лезут! Сволочи.
"Ах, куда же ты, Ванёк, здесь же - твари! Не ходил бы ты Ванёк, во бояре. У князей-то - дураков, чай, найдётся. Без тебя "Святая Русь" обойдётся".
И выскочить из-под них - никак.
Кому "никак", а кому "как". Какается... как так и надо. Совдепия с дерьмократией в фазах распада и становления создают широкий спектр познания возможностей. В смысле приобретения жизненного опыта и развития измышлительных способностей. Для тех кто выжил.
"Чтоб тебе жить в эпоху перемен!".
Я ещё и не придумал ничего, мозги ещё только примерялись. Как бы гранит проблем в щебень делишек перевести, а душа-то...
"А душа уже взлетела... Вроде...".
Про своё нутро, где двигатель, бегатель и прыгатель - я уже...? Вы думаете, "эксперт по сложным системам" - кто может всё наперёд продумать? - Не-а. Про обратные связи слышали? Про отработку по отклонениям, про адаптирующиеся системы, нейронные сети, "чёрных лебедей", "теорию катастроф"...? Реактивность от реакционности отличаете?
С интуитивной логикой не работали? - Наша. Исконно-посконная.
В классической древнегреческой - "исключение третьего". А у нас - включение третьего. "Третьим будешь?" - постоянно и повсеместно.
Выбирая из двух - в дерьмо или на плаху - я выбрал третье.
Тю! "Я выбрал...". Фигня. У нас даже президентов "сердцем" выбирают. Чем другим - просто страшно.
Вы свою жену по уму выбирали? По имуществу, потенциальному наследству, кругу связей родственников...? - Сочувствую. Жить вы будете с человеком. А не с этими... атрибутами. Хотя, конечно, в супружеской жизни всегда есть место подвигу. Опять же, "Виагра", говорят, подешевела... Терпите, бедолаги.
"Бачили очи шо купували...".
Я ещё ничего не понял. Кроме того, что "так жить нельзя и я так жить не буду", а душа, или там, интуиция, уже погнала мои мозги на изобретение всяких каверз и приключений.
Ну невдобняк мне в шкурке смоленского недо-полу-боярича! И жмёт, и трёт, и... выворачивает.
Мда... порезвился. В той избушке для "прыщей" на подворье Смоленских князей, поди, и по сию пору запашок стоит.
Э-эх... "Самую великую княжну" жалко. Такая девушка была...!
И я - убёг. Типа: героически бежал, или, там, трусливо дезертировал. Не "куда", а "откуда" - оттуда, где мне было тошно. И попал в ещё бОльшую тошниловку - в Бряхимовский поход. Трудов... - до кровавых мозолей, условия... - сортир походный. Баб - нету.
Слушайте, у вас в голове нейроны есть? - Не, не нейтроны - эти-то везде. А именно, которые с аксонами? А в сети они собираются? - Вот и у меня также. Как соберутся, как начнут друг у друга электрические потенциалы выравнивать... Спать невозможно!
Это к тому, что вопрос с бабами нейроны решили.
Правда... были потери. В моём окружении. За что я, уже без всяких аксонов и приколов, взыскал смертно. Не по щучьему велению, а по моему хотению.
А дальше - как всегда. Делов - понаделал, хотелок - поуелбантуривал. Нейрончики-то жить хотят! Давай аксончиками шевелить, иончики туда-сюда гонять, выводить головушку плешивую из-под топора палаческого.
Вот и обосновался я на Стрелке. Сижу тихо-мирно, никого не трогаю, "кокон" себе выплетаю. Дятловы горы. Гнездуюсь я тут. Вполне по совпадению названия и сущности. Хорошее место.
По первости - всё было красиво. Из-под топора - выскочил, из-под - "асфальта" убежал. Податей - не платить, чьим-то законам - не кланяться, чужое дерьмо - не расхлёбывать. Сам себе хозяин.
"И тут - тебя нет, и тут - тебя нет". Красота!
У меня - всё есть. А чего нет - сделаю или куплю. На этой земле да с моими асконами...!
У вас, кстати, они тоже есть. Так что вы меня понимаете.
Одна беда - дела делаются людьми. Хоть бы я и семи пядей во лбу был, а бревно с двух концов не ухватить.
"Нет человека - нет проблемы".
Кто это сказал? - Идиот! Попробуй стропила в одиночку поставить! Или так и будешь в землянке жить?
Человек - всегда проблема. Проблемы - надо решать. А не устранять вместе с источником. Иначе - "грабли".
"Только на Руси человек, наступив в темноте на грабли, радуется: не украли пока".
***
Прилетел как-то в Россию инопланетянин. Встретил мужика у пивного ларька. Заговорили за жизнь. Так это, весьма дружелюбно. Без всяких "Звёздных войн" и "Четвёртых июлей". По плечу похлопал, тараньку подал, Васей назвал.
--
Ну и как там у вас, на Альфе Центавра?
--
Да всё путём.
Рассказывает живенько так, по простому, пивка хлебнул - не побрезговал, по плечу похлопал, анекдоту посмеялся. Нормальный мужик.
--
Слышь, альфист-центровист. А скажи-ка ты мне, а как вы там... сношаетесь?
--
А вот так, - ответил инопланетянин и похлопал Васю по плечику.
***
Вот так и я со здешней святорусской жизнью: то она - меня по плечику похлопывает, то я - её. Вы меня понимаете? Тоже в очереди рядом инопланетянами стояли?
Подобно тому, как я сам, вляпнувшись в "Святую Русь" после "пролёта мимо Кащенки", одуревал от окружающего, не понимал людей, впадал в панику, в непрерывную тревожность, так и здешние жители не понимали меня. Моих целей, возможностей, границ допустимого...
Мне от них ничего не нужно. Лишь бы детишек своих в душегубках не травили - ну непристойно же! Но им - было нужно моё. Моё майно. Чтобы обогатиться. Моя защита. Чтобы выжить. Мои мозги. Что бы обогатиться, выжить и отобрать чужое майно. Моя душа. Чтобы управлять мною.
А морда не треснет?
"Воли своей не отдам никому!".
Все получили желаемое. На моих условиях.
"Бойтесь желаний - они исполняются".
Кто-то заплатил прежним образом жизни, кто-то - самой жизнью.
Почти все стали жить лучше. По критерию здоровья, сытости, безопасности, стабильности, грамотности... По другим критериям... - по всякому.
Мой Всеволжск рос. Разумно, планомерно.
Ну... Относительно. Какая может быть планомерность в среднем средневековье?! Когда на всё: "аллах акбар" и "божья воля".
"То понос, то золотуха" - русское вековое народное наблюдение.
Городок втягивал в себя ресурсы, людей, территории. Создавал. Новых людей, новые вещи, новые стереотипы и правила.
Я не давал этому вареву остывать, помешивал и подкидывал. Заставлял побулькивать - переходить от одной цели к другой, от целей достижения статики: "вот распашем поле и всё будет хорошо" - к динамике: "вот распашем это поле, и другое, и третье. И будем распахивать по сто новых полей каждый год". Поёживаясь от неприятного понимания того, что впереди всё чаще маячит диалектика с её законами "единства и борьбы противоположностей", "отрицания отрицания" и "перехода количества в качество".
Проще: всё всем всегда "хорошо" - не будет никогда. А со временем любое "хорошо" - станет "плохо".
"Круговорот воды в природе" - в школе учили, "круговорот дерьма" там же - по себе знаете, а вот как у вас, коллеги, с круговоротом "добра и зла"? Сами додумались или Гегеля почитывали?
Любое моё "благое дело", если только от него хоть какой-то толк случится, превратится со временем в гадость, мерзость и злодеяние неописуемое. И - наоборот. Прямо - хоть не делай ничего!
Но и ничегонеделание точно также мерцает - то светом, то тьмой.
"На свете счастья нет, Но есть покой и воля".
У меня и "покоя" нет. К счастью.
***
Во. Ещё одно "беспокойство" подвалило. Ну-ну, заходи, выкладывай - что там у тебя.
--
Ну, Ванечка, я тебе службу сослужила. Теперь, как уговаривались, с тебя три желания.
"У меня есть три желанья, Нету рыбки золотой".
Рыбки у неё нет. А Ванька-лысый есть. Пришло время изображать карася из драг.металла.
***
Не самый худший вариант:
"Золотая рыбка, ты? Личико не прячь-ка. Нет, голуба, это я - Белая горячка".
***
Бывшая Суздальская княгиня Улита, бывшая инокиня Софья, нынешняя Софочка, "тётушка" - широким шагом явилась в мой балаган, пинком открыла двери, ляпнулась с размаху широкой задницей на низкую лавку, поелозила чуток, устраиваясь в хозяйской позе. Уставилась на меня довольным взглядом.
--
Ты ж от слова своего не отступишь? Исполнишь, как сговаривались? Тебе ж ха-ха... сама Пресвятая Богородица лжу заборонила.
Вот стерва! И ведь не дура же! Но чуть оклемается, чуть жизнь меньше прижимает - сразу пытается меня оседлать. Во всех смыслах.
--
Конечно исполню. Ты желания-то придумала? Вот и славно. Сейчас с делами малость раскидаюсь. Ты вели там малую баньку топить. Я через... часика три и приду.
Пару месяцев назад князь Рязанский, про прозванию Калауз, решил потрогать меня за... хлебопоставки. Что хлеб для меня - товар стратегический, что кроме как с Рязаньщины, мне его получить неоткуда - сообразить нетрудно. А тут ещё слухи пошли о моём богачестве. О серебре арабском древнем, дарованном Богородицей в Муроме.
Калауз и раскатал губёнки свои - выставил мыто на вывоз хлеба. Заград.пошлины. Экая глупость, несуразность и нарушение техники охраны труда. Как заглядывать в ствол заряженного орудия, дёргая за шнурок.
В Рязани - "калаузнуло".
"Мы мирные люди, но наш быр-ныр-поезд...".
Одним княжеством на "Святой Руси" меньше стало. Князь Калауз освободил занимаемую им административно-военно-наследственную должность. В связи с внезапной и скоропостижной смертью. Себя, глупого, и всего своего семейства.
--
Ах-ах! Кара божья за грехи наши человеческие! Помолимся же, братие!
И все - прослезились.
Вакансия была занята моим другом-приятелем (ежели таковое может быть позволено сказать о русском князе) - Живчиком Муромским.
Главный хозяин здешних мест - Андрей Юрьевич Боголюбский, князь Суздальский, он же - Китай Бешеный, немедля кинулся в Рязань. Стричь купоны и снимать пенки.
С моей, между прочим, работы.
Но я не жадный.
А мне привалило счастье. В форме Бешеного Феди - епископа Ростовского Феодора. Которого я... имал. С боем. И казнил. По суду. Гильотиной. Поскольку такой мерзости по земле ходить... "лишний в реале".
Андрей чего-то унюхал и прислал ко мне своего старшего сына Изяслава. С дружиной.
"Жареным запахло" так, что я даже и поинтересоваться забыл: а в чём, собственно претензии? "Какие ваши доказательства?".
Сходу организовал Изяславу "шемаханскую царицу".
"Его за руку я взял, Порно-сценку показал. И потом, в полночи ровно Приневолил безусловно".
Вынес помороки, набекрень с разбрызгом. Вплоть до самоубийства семнадцатилетнего парня.
При всех моих талантах перевоплощения, лицедейства и скоморошничества... Не, "шемаханскую царицу" сам... не.
Картинка, показанная Изяславу, не была, как может кому-то показалось, чистой случайностью.
***
Как говаривал один мудрый человек по поводу американских вестернов, заполонивших европейские кинозалы между мировыми войнами:
--
Я могу поверить, что хорошенькая девушка в полном макияже и городском платье оказалась в каньонах Дикого Запада, и сорвалась с тропинки в бездонную пропасть. Я могу поверить, что именно в это мгновение там проезжал красавец ковбой, который, без всяких задних мыслей, кинулся на выручку и, в самый последний момент, поймал бедняжку над отвесным обрывом. Но вот что рядом оказался кинооператор с заряженной и работающей кинокамерой... нет, поверить не могу.
Здесь - "кина нету". Нет средств фиксации изображения. Ближе - театр, спектакль, балаган, самодеятельность. Кино можно и назавтра показать, в театре - каждый день надо что-то новенькое.
***
Актриса, "прима" прошедшего "спектакля для взрослых", пришла требовать свой гонорар.
Бенефициантка, факеншит!
Софочку я использовал "в тёмную". Никакое силовое воздействие, вообще - принуждение, для этой... актёрки нельзя было применять. Только - словами. И не слова лжи!
--
Забота у меня ныне, тётушка. Мнится мне, что Сухан, мертвяк мои ходячий - задурил. По нему не видать, но по нему и вовсе ничего не видать! Мара, похоже, ему надоела. А такому-то мужику без этого, сама понимаешь...
--
Тю! Так он же мертвяк! Прикажи - пусть в кулачок. Или ещё какое "дупло на ёлке" сыщет...
--
Говоришь, а не понимаешь! Это ж мертвяк! Души-то нет! Как с такого приказа бездушье его может уелбантуриться да вспзд... Мда. Одному богу известно.
--
Тебе что - в городке давалок мало? Вели - десяток твоего мертвяка обслужит. Да мне наперёд скажи - глянуть хочу. Интересно как он это дело... Бабы такие страсти сказывают... Брешут, поди, дуры.
--
Тут дело такое... Приказать-то можно. Только все бабы Мару бояться. Вдруг заклятие наложит? Наколдует, что б заросло всё гладенько. Дуры, конечно. На такое заклятие даже и у Мараны силов не достанет. Но страх бабский - есть. А Сухан - он же мертвяк! У него ж чуйка... ого-го! Это нормальному мужику - лишь бы ляжки в стороны и дырка на месте. А он-то - бездушный. Ежели и вторая душа со страху ни жива, ни мертва - ему как? Прикинь-ка как Мара его к себе привязала - всех трусих пуганула. А мужик-то справный, гожий. Ты-то как, смелая? Поджилки не трясутся? Опять же - тебе самой посмотреть охота. А не лучше ль - и попробовать? Тебе - забава, мне - забота долой. Жаль будет, коли доброго слугу потеряю. По пустому, считай, поводу.
Софья, к этому времени, переругалась со всей верхушкой здешнего женского общества. Её привычка к первенству вдруг натолкнулись на другие яркие личности. Рассказывать о том, что она - бывшая княгиня Суздальская, бывшая монахиня Ростовская - не рисковала. Имена - "Улита", "Кучковна" - не звучали. А "Софья", "Софочка" - имя, принятое при постриге - не связывались с общеизвестной персоной.
Тень Боголюбского, его возможной мести заставляла вести себя тихо. А норов, выработанная годами привычка повелевать - не давали.
Я представил её как полонянку из сгоревшей Москвы, взятую мною для услужения в долгом путешествии. Это было подтверждено позднее и пришедшими с Кастусем литвинами. На ложе к себе я не звал, слугам мять запретил. Такая... холопка общего пользования ограниченного применения. Хозработы на подхвате. Статус неясный, но низкий, в шешнадцатом ряду.
Пребывать в таком состоянии она не то чтобы не хотела - просто не могла. Чудо-стиральные машины, возле которых она покрутилась в кучах грязного белья, в холодной и горячей воде, её не вдохновили. Сменила несколько мест в моём большом хозяйстве, чудом проскочила мимо кнута с последующими "кирпичиками", попала в "теремную дворню". Хотя терема у меня ещё нет. Сумела проявить себя:
--
А вот слыхала я, что у княгини Суждальской в тереме кафтаны иначе шьют. Запошивочным швом, говорят.
***
Русские аристократки довольно много занимаются хозяйством. Не всяким. Но шитьё - обязательно. Понятно, что покои боярыни или княгини - не швейная фабрика. Но уметь и понимать - должна каждая. Вообще - всякая женщина на "Святой Руси" сама вышивает своё приданое. Почти все - полностью обшивают свои семьи.
Шитьё - одно из основных времяпрепровождений аристократок. Чуть выдалась свободная минутка:
--
На! Штопай!
или там, вышивай. Безделье - грех, женщина должна быть круглосуточно занята полезным и богоугодным трудом. Крестьянка может хоть корову подоить или двор подмести, аристократке постоянно - "на иглу!".
Распространённость "швейности" не только нашла выражение в массе обычаев, пословиц, касающихся самого ремесла, но и подвинула нормативы православия. Тот же "Домострой", как и более древние "умные книги", требует не пускать женщину к окну. Ибо будет сиё способствовать греховности. Ибо женщина, в силу мелкости ума своего, будет постоянно увлекаема уличной суетой и беспорядочностью в ущерб праведным трудам и молитвам. Но окошко - основной источник освещения в домах. И женщине запрещается обычаем садиться перед окном, "дабы любытствованием бездумным диавольским попущением смущена не бываема была", но можно рядом, у окна.
Формально - на лавке у стены, к окну спиной или боком. Рукоделие освещено. А что на улицу глянуть - только голову повернуть...
Новая одежда - форменные кафтаны - вызвала бурные споры между моими мастерицами. Один кафтан построить - искусство, пару сотен - производство. Сшила да распорола - не пройдёт. Нужна технология. Массовая, простая, однонаправленная.
Об особенностях средневекового рынка, о ремесленном производстве - я уже... с разных сторон и неоднократно.
В швейном ремесле - такого никто на "Святой Руси" не знает.
Ме-е-едленно.
Никто в мире(!) не шьёт массово одежду.
Рынок готовой одежды - с конца 19 в. Сама основа машинной строчки - иголка с ушком возле острия - австрийский патент 1814 г. Патент легендарного Зингера - 1851.
Одежда делается только на заказ. На конкретного человека.
Вам понятно? - Нет, непредставимо.
--
Дорогой, заглянем в бутик. Я там блузочку видела...
Не заглянем. Магазинов готовой одежды нет. Нигде. Вообще.
Шопинг - есть, шмотинга - нет.
Вся одежда (вся!) шьётся хозяйкой из отреза, "штуки", рулона ткани. "На руках". Исключения - импортные халаты и платочки. Ещё - меховое: шубы, шапки, рукавицы... Это - мужское дело. Всё остальное - сама, своей иголкой.
Вся одежда многократно ушивается, расшивается, перелицовывается, штопается, распарывается... Шесть возрастов женских колготок помните? - "Под юбку, в сапоги... для процеживания побелки".
Здесь так - с каждой тряпкой. Только побелки нет. Новая ненадёванная рубаха - событие, в большинстве семейств на "Святой Руси", более редкое, чем рождение ребёнка.
Новорожденному дают рубашоночку - "родильную", "крестильную". Потом он десятилетиями донашивает одежду старших.
***
Про типоразмеры - я Гапе растолковал. Но дело не в том - толстый/худой/короткий/длинный. Вообще, в мыслях мастериц нет возможности пошить одежду, не видя, не прикинув, не сняв прежде мерку с человека.
"Этого не может быть! Потому что не может быть никогда!".
У Софьи сработал опыт ведения большого хозяйства. Привычка к пренебрежению "хотелками" слуг. В крестьянском-то хозяйстве сошьёшь мужу рубаху "не так" - получишь по уху.
Ещё: способность воспринимать и придумывать новое.
--
Да не кудахтайте вы, бабы! Мужики-то все одинаковые. Уж поверьте мне. Наберём десяток разных, мерки с них снимем. Да и будем шить на всех.
--
Да как же так?! У одного руки длиньше, у другого - короче...
--
И что? У которого короче - рукавов не подвернуть? Ничё, приспособятся.
***
Чисто для знатоков: весь "великий, могучий, созданный волей народной" носил, вплоть до брежневского застоя - купленное на вырост. Помнится характерный взгляд хозяйки дома, выворачивающей штанины примеренных уже штанов сына:
--
Нет, не годится. Выпускать нечего.
**
Хозяйственные навыки Софьи произвели впечатление. Увы, ясность ума, сообразительность, энергия, дополнялись у Софочки свободолюбием. Которое, в нынешних условиях, реализовывались в склочности, интриганстве, карьеризме.
Чтобы быть свободным самому - нужно иметь множество рабов. Как в "Республике" Платона.
Платонов с аристотелями Софочка не читала, но суть - спинным мозгом потомственной русской аристократки и многолетней княгини - чувствовала.
Рабства у меня нет. Но есть зеки, слуги, "карантинщики", должники, данники... Теперь - чиновники.
По разному, но - зависимые, подчинённые. Непривычно для "Святой Руси", но разнообразие форм зависимости - понятны княгине Суздальской. Именно в повествовании о событиях в Боголюбово впервые прозвучит в русских летописях слово "дворянин". По сути - министериал.
***
На "Святой Руси" и позже - в Руси Московской, часто говорят "милостивец". Это не тот, кто "милость" даёт, господин, а тот кто "милость" получает. Сама "милость" имеет смысл не подаяния, милостыни, а жалования, содержания, платы.
В Германии министериалы с XI века составляют особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Их несвобода - в невозможности бросить службу "по собственному желанию". Преимущества этого сословия побуждали свободных, а с середины XII века - вот как раз сейчас - даже знатных, добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов.
О связи между Боголюбским и Барбароссой - я уже... Андрей опыт Фридриха - знал, с немцами - общался. Софочка в этом варилась, вариантности зависимости - не шугалась.
***
Она хотела власти. Как воздуха - здесь, сейчас, больше, немедленно...
Увы, она опоздала. На чуть-чуть. Попади она ко мне в Пердуновку... я бы просто и не понял - какая "тигра людоедская" ко мне пришла. Схарчила бы к взаимному удовольствию... Да хоть бы сюда, на Стрелку, но год назад... Сейчас опыта понимания здешних человеков - у меня больше стало. Да и места вокруг заняты. Гапа, Трифа, Мара, Цыба, сестрица Марьянка, мать Манефа... с каждой из них меня объединяет общий жизненный и эмоциональный опыт. Опыт потерь, опыт побед. Взаимный умственный и душевный интерес.
С ней...
Честно говоря, сам по себе я Софочке не сильно интересен.
Меня это сперва несколько... расстраивало. Как же так?! Я ж такой весь из себя...! Попандопуло иггдрасилькнутое! Из 21 века...! Да мы там все...! И перья из задницы веером...!
Потом - просто радовало. Она вызывала во мне чувство опасности.
Дамасская сабля. Со множеством лезвий. Отравленных.
"Увидеть ужасного ядовитого паука - ерунда! - По-настоящему страшно становится, когда он пропадает из виду...".
Я старался не выпускать её из поля зрения. Потащил в Усть-Ветлужский торг. И потом постоянно... Но у меня своих дел - выше крыши. Ведь сдохнем же! С голодухи перемрём или ещё чего такое же! Если я не буду постоянно подпрыгивать, выёживаться и уелбантуривать!
По счастью... или по несчастью? - бежать с Всеволжска Софочка не собиралась. Наоборот, стремилась подлезть ко мне поближе. Причина простая: власть здесь - проистекала от Ваньки-лысого. Она алкала власти. А я держал её в отдалении. И жёстко запретил своим ближникам с ней общаться. Понятно, что она на мои слова наплевала и попыталась обойти запрет. Начиная, естественно с красавчика Чарджи. Тот плюнул ей под ноги и ушёл.
Табу, неприкасаемая.
--
Может - заразная? Воевода-то без причины не сказал бы...
Обнаружив отторжение с моей стороны, со стороны моих ближников, вообще - носителей власти во всяком патриархальном обществе - взрослых мужчин, она накинулась на подростков, на Точильщика, когда тот начал расспрашивать её по моему совету. Увы, снова облом.
Злорадство - нехорошее чувство. Но... слаб я, слаб. Вид её напряжённо соображающего лица, нахмуренного лобика... Стыдно, конечно, но меня - радовало. При том, что помятуя о завязке "1001 ночи", о даме из сундука, обманывающей своего джина с сотнями мужчин у него "на рогах", победить её я не надеялся.
Про "мускулистое тело" в голове я уже...?
Повторю: у мужчин мускулы - снаружи, у женщин - внутри. Самые опасные - между полушариями. Я имею в виду: головного мозга.
Яркая, умная, беспринципная, прошедшая половецко-византийскую школу интриги в Кидешах...
Глава 464
***
У меня на восемь веков больше опыта человечества. Но вот в этой области... Я могу разобраться в ткацких станках - у меня есть мастера, есть учителя. Потом-то, поняв суть и подробности, могу что-то улучшить. Но в части дворцовой интриги... без наставника... научателя и спасателя... Не, ребяты, даже и не надейтесь.
Я понимаю коллег, которые: "И нам любое дело по плечу!". Вам закваска бычьих шкур в разных видах дерьма - как? "По плечу"? - Конечно. После того, как кто-то покажет. Или сами перепробуете варианты. Ну, угробите небольшое стадо крупного рогатого... Это чисто вопрос денег, труда, времени.
"Интрига" - это вопрос людей. Их жизней, их отношения к вам. Вплоть до ненависти и попыток убить. Будете академически экспериментировать? Составьте рототабельную матрицу планирования. С крестиками в конце каждой строки и столбца. Собственного крестика, намогильного.
***
Самая надёжная победа - смерть противника. Убить Софочку - не проблема. Уронить в Волгу. С камнем на шее. Но... Причинять мне "прямого и явного вреда" она себе не позволяла. И я ждал. Подобно тому, как Андрей в Боголюбово ждал проявления от меня чего-то такого, что позволило бы однозначно решить - "враг", так и я ждал сходного от Софьи.
Ещё притормаживала связь между Софьей и Андреем - непонятно, чего Боголюбскому в голову стукнет.
Он - в раздрае, я - на подвесе. Чего он по этой теме решит - непонятно. Ещё хуже: даже исполнение его прямого приказа не означает "правильно". Нужно учесть не только явные, но и скрытые, даже от него самого, мотивы и следствия.
Завишу я от него. Вплоть до самого существования.
И моя "жаба". Ну ведь редкостная же женщина! Неужто нельзя её как-то... к моей пользе приспособить?!
Софья напрочь не желала примириться со своим статусом. Нормальный путь - "честно выслужиться" - она отметала. Дорогу "через постель" я ей закрыл. Она химичила и комбинировала, хитрила, интриговала и пыталась найти свой "путь наверх", свой "персональный золотой лифт".
"Один - в поле не воин" - не только военная мудрость.
Софья попыталась построить свою команду в женской части населения.
Я уже говорил, что мужская и женская половины стай хомнутых сапиенсом имеют довольно раздельные иерархии.
Гапа, как это свойственно добрым, здоровым, уверенным в себе женщинам, сперва была в восторге от Софочки. Потом, почуяв, что та "тянет одеяло на себя" - обиделась. Дальше... обычная эскалация конфликта. В женской среде. С кучей недомолвок, непоняток.