Часть 113. "Всё ясно для чистого взора: И царский венец, и..."
Глава 567
"А день? Какой был день тогда? - Ах да. Среда".
Много раз вспоминал я тот день. Ругал себя, что ввязался в это дело. Что взвалил на себя груз... нет, не "шапки" - не дай боже! - роль подпорки для этого... столпа, "государя святорусского". Да хоть бы он сам "ровно стоял"! А он-то ещё и думал, делал, сам собой заваливался да выкручивался. Это не считая всякой... посторонней напасти. Которая - во множ-ж-жестве!
Как хорошо было во Всеволжске! Берды ткачам придумывал, свиноматок привесистых выводил...
Потом тоска проходила, и возвращалось холодное острое понимание: жить возле Руси и быть от неё свободным - невозможно. И - стыдно. Нужно эту громадину перетряхнуть, отделить гниль да избоину, вычистить да заново собрать.
"Нужно" - мне.
В те дни всё, даже и жизни наши, держалось на скорости. "Фактор времени". Мы принимали решения и реализовывали их чуть быстрее наших противников.
Боголюбский - кавалерист. Ему такая манера привычна: аля-улю! Клинки наголо! В галоп! Марш-марш!
Наши же "оппоненты" были людьми более "пехотными". Более стремящиеся к продуманному, взвешенному, рассмотренному со всех сторон, "удивительно умно", как крестьяне землю делят, решению. К стойкости. Не к резвости. Они опаздывали. На чуть-чуть. То есть - навсегда.
День взятия Киева, начавшийся для меня с вечера дня предыдущего, тянулся и тянулся. Роль сапёра-диверсанта сменилась на роль мечника, командира, прокурора, психоаналитика, богослова, артефактора, следователя по особо важным... Казалось - куда уж дальше?
Оказалось - есть.
Тогда, в Десятинной, глядя в распахнутый гроб обнажённый, ободранной Варвары Великомученицы, на белое изувеченное тело юной девушки, упокоившейся восемь веков назад и ничем, в нынешние беззаконные времена, не защищаемое, но наоборот - святостью, славой своей приманивающее шишей да воров, Боголюбский принял решение. Тяжёлое. Ему - противное.
В бессилии злобствования на татей неизвестных дёргал он меч, дёргал губами. Потом, чуть успокоившись, глядя на икону Богородицы у дальнего алтаря, в конце тридцатиметрового зала, перекрестился. Деловито, будто от соратников своих, потребовал:
- Помогай, Господи. Смилуйся, Царица Небесная.
Повернулся ко мне и сухо скомандовал:
- Быть по сему. Делай.
"Делай", в текущем контексте, означало: "венчаться будем".
"Венчаться", если кто не понял, не с девицей-красавицей, даже не с Ванькой - лысым ублюдком, как, может, кому подумалось. "Венчаться" - со "Святой Русью". Со всей. Во всей её протяжённости, многолюдстве и разнообразии.
"Постелите им степь, занавесьте им окна туманом, в изголовье поставьте ночную звезду".
Мда... "В постели было весело и шумно". Можно добавить: многолюдно.
Будет. В "степи застеленной". А вот насчёт "весело"... При ориентированности Боголюбского на "суды и казни"... "весело" - будет. Но не сразу. Сперва - под венец. "До свадьбы - ни-ни".
А труд гос-брако-сочетания - взвалили на меня.
"Инициатива - наказуема".
"Ты кричал? - Вот ты и полетишь".
Андрей фыркнул напоследок, глянул на кипарисовый саркофаг Варвары Великомученицы и пошёл.
Я, естественно, ап-ап... а как?... а кто?... а где?...
Только и сообразил спросить, уже в спину:
- Сегодня?
Боголюбский, не оборачиваясь, махнул ручкой. Так это... неопределённо. И ссутулившись, чуть скособочившись, "шаркающей кавалерийской походкой..." - ушёл. Я бы сказал: сбежал. А я остался. В этом во всём... перед этим всем...
Ф-факеншит! Уелбантуренный коронообразно! Из меня ж церемониймейстер... такой же как балетмейстер!
Ты этого хотел, Ваня? - Бойся желаний: они исполняются.
***
Всякий, кому приходилось организовывать кое-какое семейное мероприятие, типа свадьбы или похорон, на сотню-другую гостей, представляет себе объём суеты, которую надо упорядочить. Что меня всегда радовало при переходе к капитализму - стремительный рост числа разнообразных бюро ритуальных услуг. Появился выбор! Между "Нимфой", у которой, как известно, кисть жидкая, туды ее в качель, и запойным гробовых дел мастером Безенчуком, с гробом как огурчик, отборным, на любителя.
В таких заведениях накапливаются атрибуты и реквизиты, сценарии и физиономии. Наиболее продвинутые ритуальщики способны учиться и у клиентов. Через несколько лет могут выдать не только вариации сметы, но и вариации стиля:
- Какую свадьбу делать будем? Православную, народную, под олигарха?
Правда, на ответ:
- Кавээновскую. С омоновскими элементами, - вздрагивают.
Провожая взглядом дружку жениха, затаскивающего в помещения для предстоящего торжество шесть стволов разного индивидуально-автоматического.
***
Моя ситуация... хоть вешайся. Сценария нет. Не только мизансцены не расписаны - нет даже самих текстов. Самое скверное - нет квалифицированной команды.
"Театр начинается с вешалки" - кто будет тремпелем?
"Примадонна" в любой момент может сказать:
- А я передумал. Пшли все с отседова.
"Дирижёр" может отбросить "палочку" и начать проклинать. По матери и святоотеческому наследию. Или просто отбросить. Копыта. По возрасту.
А кордебалет, в момент апофеоза, запросто вытащит... нет, не то, что вы подумали - мечи славные. И "танец маленьких лебедей" перейдёт в "пляски умирающих людей".
"Глаза боятся, а руки делают" - русская народная. Эх, если бы такое можно было сделать одними руками...
"Дети у вас прелестные. Но то, что вы делаете руками..." - наблюдение иностранца. Эх, если бы такое можно было сделать... исключительно как детей.
Захлёбываясь в море очевидных проблем, я, однако, нашёл два положительных момента:
- акустика. В Десятинной с акустикой хорошо. Голосники - вмазаны, своды - выверены.
- зрители. Какую бы хрень мы тут не толкали - аншлаг гарантирован. Потом, правда, могут и в капусту порубать.
"Снова в нашем зале, в нашем зале нет пустого места, Это значит юмор, значит, юмор поднимает флаг!".
"Юмор" у меня... как русский народ - государство-образующий. Виноват: государе-образующий. После мероприятия образуется Государь, одна штука. А жо поделаешь? Чего-нибудь из поздне-советской классики типа:
"Я слышал, в толпе говорили, Венец неподъемный такой, Напрасно Андрюшку сгубили, И вышел я вслед за толпой".
не пройдёт. Выйти я не смогу. Ежели что не так - вынесут. Вперёд ногами.
"Некоторые выглядят храбрыми, потому что боятся убежать" - храбрюсь. Ибо тут фиг убежишь.
Девочка! Не слушай дурней! Какие, нафиг, восходящий Юпитер с ретроградным Сатурном! Венера разворачивается обратной стороной и, пребываяв такой позиции, поджидаетдогоняющего её Марса. А Меркурий делает, извиняюсь за выражение,"ингрессию", переходяв знак Близнецов. Чтоприбавляет неустойчивости глобальным мировым процессам...
Факенши-и-ит!Какая астрология, какие предзнаменования?! Или бармы на Боголюбском в среду, или мы все в гробу в пятницу! У меня был один день. И плевать что уже первая неделя Великого Поста. А в субботу память воина-новобранца Феодора Тирина...
"Млад человек Федор Тирин! Малым ты малешенек И разумом тупешенек, И от роду тебе двенадсять лет!".
Да, девочка, похоже. На меня. Но другие-то и вовсе... делоне сделают.
Коронации готовят месяцами, а то и годами. У меня времени... да нет его совсем!
Антоний, епископ Черниговский, которого я "обрадовал":
- Сегодня вечером государя венчать будешь, - потрясенно осел на саркофаг Варвары Великомученицы и пытался схватить воздух ртом, как карась, вытащенный из пруда.
Пришлось несколько... активизировать дедушку:
- Ты, Антоний, не рассиживайся тут. Времени мало, дел много.
Я конструктивно оглядел помещение.
- Та-ак. Место хорошее, намоленное. Мутатория, правда, нет. Ничего, обойдёмся. С тебя общий чин, молитвы и хор. Поздравления, окропления. Прибрать, помыть. Припряги местный причт. Налой вон туда поставь. Чертоги и прочие выгородки строить не будем. Стул бы где найти... Ну, чтобы сел. На стол.
***
Полагаю, что коллеги не понимают. Пожалуй - ничего не понимают. Кроме одного: в конце на чьей-то голове должна быть "шапка". Это как пропустить бракосочетание, беременность, кормление, воспитание, болячки, школу, дурные компании... привести сыночка к военкому и сказать:
- Вот вам мальчик, - и приподнакрыть "ребёнка" "кепочкой". Уставного образца.
***
Разницу между чином и разрядом в процедуре коронации понимаете? Последовательность венчания и миропомазанья в России и на Западе разная. Какой смысл придаётся этому различию?
Не моя проблема: за основу взят средневизантийский чин, в котором миропомазанья нет. Почему? - Чту традиции. Итить меня патриархально.
Великий Князь - чисто светский владыка. Причащаться под двумя видами в алтаре, как делал царь Феодор - неуместно. Залить Боголюбского сакральностью с благодатностью... Азия-с. Не поймут-с. Ни князья, ни иерархи.
Хуже: он сам взбесится. Андрей - человек глубоко верующий, место своё понимает. На фразу:
- Ныне на тебе дух святой почивает, - ответит матерно.
***
Европейские варвары, в силу уровня соц.развития, не могли воспользоваться для усиления власти "культом императоров" и прибегли, для придания особой харизмы, к помазанию. В 751 г. майордом Пипин Короткий был возведён на престол папой римским именно мазанием, а не коронацией. Мазали голову крестообразно. Позднее стали мазюкать не только головы, но и лица. Известны помазания руки, спины, груди.
Нынешние греки без этого обходятся, и нам не надь. "Мы - Третий Рим!". Хотя ни мы, ни они про то ещё не знают.
Проще: сохраняю отделение церкви от государства. Исконно-посконное. "Мухи - отдельно, котлеты - отдельно".
***
Для кого в коронационном зале должны стоять три золотых стула? - Не мой вопрос: стульев золотых нет. Вообще. Притащили из Западного дворца... чудище неподъемное - здоровенное дубовое кресло.
Хорошо бы ещё таких покрывал натащить. Как в воскресенье 4 февраля 1498 г. в соборной церкви Успения в Московском Кремле при венчании Иваном III Великим его Дмитрия-внука. Там даже покрытие пола и обивка стульев были выдержаны в бело-золотых тонах.
Чего нет - того нет. И воспроизвести пурпур с золотом - цветовую гамму венчания Ивана IV Грозного - тоже нечем.
Чисто для знатоков: коронации проводятся по воскресеньям с утра. Часиков с восьми. У меня - среда, Великий Пост и по времени... хорошо, если после обеда начнём. А закончим... блин! К утру следующего дня.
Я не за себя волнуюсь! Я-то - "мышь белая, генномодифицированная". Вчера с утра выспавшаяся. С тех пор почти и не напрягался: всего-то делов - Киев взять. А вот партнёры у меня... люди пожилые, утомляющиеся.
"Всенощная служба" - знаю. Всенощная коронация... никогда не пробовал.
Х-ха! Я никакой пока не пробовал! "Всё когда-то случается в первый раз". Здесь "первый" - на весь мир. Так я ж попандопуло! "Головой в новизны с разбега".
Поймал Искандера, объяснил.
Какое счастье, что я ему Плутарха посылал! - Хоть разговаривать можно. Разослали сеунчеев звать епископов. Чем больше - тем лучше. А кто не придёт - ему же хуже.
Переяславльский и Ростовский - мгновенно, "как штык". В смысле: "как рожно" - штыков тут нет. Уже бегут. А вот Смоленский Михаил гонцу в ответ не мычит, не телится:
- Надобно помолиться.
И бегом к Благочестнику - совета спрашивать.
Ну и фиг с тобой, нам и так хватит.
Снова к Искандеру:
- Мертвяки по двору валяются. Непорядок: тут государь на престол садиться пойдёт, а тут кровища с дермищем по всему двору. Вляпается же.
Смотрит непонимающе. Туповат наследник.
Тормозит: ночь штурма, крутая рубка, первая победа. Да ещё какая! Герои! Витязи! Итить-ять их противопехотно. Но дерьмо-то убирать надо. И ждать мне некогда.
- Вели гридням своим. Да позови обозных. И выкинь посторонних из детинца. Если какая-нибудь гнида недорезанная в самый момент с ножом кинется... Ты ж тут главный.
Он главнокомандующий - пусть и командует. Главно.
Оне-с - думают-с. Ну-ну. А я пока с Антонием Черниговским сценарий прикину.
В храме уже шла приборка: прямо в дверях столкнулся с группой несунов - мертвеца тащат.
- Забрался, вишь ты, на хоры. Да тама кровью и истёк. Нам-то невдомёк, а сверху-то кап-кап. Пошли, глянули...
- Тащите. Там вон, где Бабий торжок, в рядок складывают.
Только вошёл - крик. Какой-то поп у Антония пытается чашку большую отобрать. Поп здоровый, толстый, Владимирский. А Антоний хоть и старенький, а цепкий: уцепился за чашкину ножку и на ней болтается. Не отдаёт.
- Охрим, убери дурня с храма.
Охрим приблизился. Огляделся. Приложился. Владимирскому по почкам. Тот продышался и с колен в крик:
- Да я...! Самому...! Вас всех... так, и так, и эдак...
Подошли двое моих мечников, посмотрели. Сделали дурню "коробочку" щитами по ушам. Вынесли болезного на белый свет.
Нормалёк - уменьшаю мировую энтропию. Пока только в Десятинной. Но, факеншит, что со "Святой Русью" делать?! Вот так, с парой мечников, по стране ходить и со всех встречных ушей пыль стряхивать?
Антоний отдышался, прислуге навставлял, присел ко мне на лавочку под аркой, в затишке. Начали прикидывать порядок мероприятия.
- Пантелеймошка, пиши. Действие первое: в храм собираются епископы в полной парадной форме. С регалиями, с архи- и не очень мадритами.
Тут у меня сразу вопрос:
- Антоний, Поликарпа, игумена Печерского, выпускать? Он нынче в Порубе сидит.
Этот Поликарп - первый, в русских документах упомянутый лет через пять, архимандрит.
- Не-не-не! Христом Богом! Не надо его! Буянить будет, сквернословить, за бороды хватать, одежды рвать...
Значит, архи- не будет. Одни простые мандриты. Как-то... целостность картины нарушается. А где я их возьму?! - Не завелись ещё такие на "Святой Руси".
- Ладно. Ты - старший по команде. Как учитель твой Онуфрий четверть века назад. О! Началось.
Оперативно гонцы отработали: архипастыри явились по вызову и уже кучкуются помаленьку у входа в ожидании "третьего звонка". Буфет? - Нет. Ни - буфета, ни - гардероба. Ну, тогда и отопления не надо.
Княжий сеунчей докладывает:
- К Поросьскому и Белгородскому послали. Но они, ежели приедут, то только завтра к ночи.
- Ну и фиг с ними.
- И Смоленского Михаила нет.
- Ну и фиг с ним ещё раз. Глянь! Инсигнии подвезли! Заноси-раскладывай. Как некуда?! Тащите стол! Откуда-откуда... из любого дворца! И скатёрку побогаче! Бегом!
Притащили, поставили, накрыли. Под пристальными взглядами архиереев и шушуканьем певчих и служек разложили весь венчальный гарнитур: венец, бармы, цепь "аравийского золота" с частицей "креста животворящего", "крабицу сердоликову из нее же Август кесарь веселящийся". Чего-то не хватает...
- А где крест?
- Который? Животворящий - вот.
- Главный. Княгини Ольги.
Сгоняли в Михайловский Златоверхий, набили там кому-то морду, притащили самую первую святыню христианскую "Святой Руси": крест дубовый, осмиконечный.
"Крест деревянный иль чугунный назначен нам в грядущей мгле...".
В "грядущей" - вариативно, а вот в той же "мгле", но "прошедшей" - однозначно.
"С чего начинается Родина?" - теперь знаю. Русская православная родина начинается с греческого дубового полена. Фигурно вырезанного.
Блок прав: "Нам внятно всё. И острый..., и сумрачный...".
Или вот такой: резной "в своей дубовой кирпичности".
***
Ольга крестилась в Царьграде, где и получила в дар эту деревяшку. Другие деятели золотые кресты получали, самоцветами изукрашенные, а ей - полено. То-то она позже императора крыла... нелицеприятно, грозилось басилевса в Почайне выдерживать, как она его в Суде дожидалась, в Рим послов посылала.
Прошло двести лет. И где те блестяшки? Не то драгоценно, что злато-серебро, изумруды-яхонты, а то, что это "полено" - "заря перед рассветом" возле сердца своего носила.
Ещё одного символа нет. Но забрать его у Андрея - как у голодной собаки кость отобрать. Меч Святого Бориса. Сам принесёт.
В 13-14 веках в передаваемых по наследству реликвиях московских князей проскакивает "сабля золотая". Тоже из коронационных атрибутов. Позднее оружие из ритуалов венчания на царство в России исчезает. Не потому ли В.И.Ленин велел убрать меч из эскиза герба первого пролетарского государства?
***
- Иване, а что петь будем?
М-мать! "Катюшу"!
"Выходила к клиросу Катюша. Выводила певчих за собой".
- Антоний, первенствующий епископ - ты. Тебе и решать. По сценарию... э... виноват - по чинопоследованию сперва молебен "во здравие" м-м-м... претендента. И о процветании "Святой Руси". Потом - служба часов. Вели начинать. Как некому?! Парни! Пономаря с Феодорова монастыря - сюда. В облачении. По лицу не бейте. Дальше... Во время чтения часов приносят в храм Царские регалии. У нас - уже? - Поторопились. Ничего, вынесем и снова занесём. Епископы в полном облачении встречают регалии каждением и окроплением, и остаются при входе в храм для встречи м-м-м... кандидата в г. В смысле: в государи. Антоний, глянь профессионально: они в полной парадке? - Так пусть сбегают переоденутся! Быстро! А ты?
- Ты ж видишь!
- Вижу. Сыскивать... некогда. Итого: считаем полным парадным облачением старшего епископа по Руси в условиях бармо-возложения - чёрную рясу с простым серебряным крестом на шее... и митрополичьим посохом в руках.
- Нет! Так нельзя! Над нами смеяться будут!
- Или плакать. От умиления. Иисус золотого шитья не носил. А посох... Антоний, скажи честно: кому более достойному можно отдать оный символ власти ныне умершего друга твоего, предстоятеля церкви русской, в сей наиважнейший момент возложения барм и венчания на царство первого на Святой Руси Государя? - То-то. Пошли дальше. При вступлении в собор соискателя ты один приветствуешь его и даёшь целовать Крест. Наверно - Ольгин. После окропляешь Святою водою. Вода есть? - Факеншит! Так освяти! Андрей входит в храм в предшествии Епископов, делает земной поклон пред Царскими вратами, прикладываются к местным иконам и садится на приготовленный Трон (седалище) посреди церкви, Епископы становятся по обеим сторонам от Трона к Царским вратам. Седалище? - Ага, вижу. Нет, не пойдёт. Спиной к зрителям - нельзя, спиной к Царским вратам - нельзя. Унесите-ка его влево... дальше, к стенке... вполоборота... в другую сторону. Годится. Под правую руку - Варвара, под левую - приятель наш, Климент Святой.
- Нельзя! На Трон только после возложения венца!
- Антоний! Ты же пожилой человек. Я вот о твоём здоровье думаю: как ты всё это выдержишь. Андрею ещё хуже: он два дня в седле, не спав, не отдыхав. А у него спина больная. Я бы и тебя посадил. Да некуда. Кстати: ни раздеваний, ни переодеваний ни тебе, ни ему не надо. Сквозняки тут, не дай бог застудитесь. Дальше: во время входа поётся псалом: "...милость и суд воспою Тебе, Господи...". Как князь усядется - пускаем Мачечича. Прямо по осевой к Царским вратам. Не доходя до стола с цацками... виноват - с инсигниями, ты его перехватываешь. Он говорит тебе типа... я - не я, и шапка - не моя. В смысле: своей волей отстраняю, вручаю и уповаю. Мда... В руки ничего не давать - может не сдержаться. "Вручаю"... э... не Андрею, а Господу и Богородице. Посредством тебя. Текст ему... сейчас придумаю. Потом подредактируешь. Ты благословляешь и отпускаешь взад. Типа: налево кругом, в строй шагом арш. Ну, где князья толпится будут. Первенствующий епископ, в смысле: ты, всходишь на амвон и спрашиваешь у князя о его вероисповедании. Тот в ответ читает вслух Символ Веры.
- Сидя?
- Да хоть по переписке! Басилевсы расписку патриархам дают. Не жмись Антоний! Импровизируй! "Умный не скажет, дурак не поймёт" - наша народная мудрость. Один чёрт, никто лучше тебя ритуала не знает. Ой. Чёрта в храме помянул. Тьфу-тьфу-тьфу. Дальше: после всенародного исповедания Веры трижды вопрошаешь: согласен ли он сесть? В смысле: на престол предков своих. Великим Князем и Государем всея Руси?
- Он отвечает сидя?
- Да что ты привязался?! Как спину ему скрючит, так и ответит. После троекратного "да" читаешь молитву: "Царю царствующих и Господи господствующих, иже чрез пророка Твоего Самуила, раба Твоего Давида, поставив царя и главу народа Твоего, сам, Господи, Царю Святый, ниспошли силу Твою от святаго жилища Твоего чрез руки мои, грешника, и поставь раба Твоего Андрея, царя нашего и главу верного народа Твоего, воздвигни во дни его справедливость и множество мира, покори под нозе его все варварские языки, хотящие войн, да и мы, тихое и беспечальное житие проводя, прославим великолепное имя Твое молитвами и заступлением пречистыя Твоея Матери, святаго и славнаго пророка Самуила и святаго и славнаго богоотца и пророка Давида, святых и боговенчанных великих царей и равноапостольных Константина и Елены и всех Твоих святых. Яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь".
Что за компания?! Одни евреи с греками! Нет, чтобы какого-нибудь "Дубослава" с "Щепомиром" вспомянуть.
Хотя закономерно: русские в христианство "пришли на готовенькое". Заимствовали ритуалы мирового уровня, а не своё доморощенное лепили.
Следую предкам, заимствую. Здесь - из флорентийского чина коронации Мануила II по Игнатию Смоленскому. Обгоняем греков на пару-тройку столетий. Но - без "миром нарда помазанья".
- Государем - прежде не называли, царей - на Руси нет, "всея Руси" - не было.
- Теперь будет. Трижды спросишь. И чтобы чётко прозвучало: "государь" и "всея Руси".
- Такого не бывало!
- "Всея Руси"? Посмотри на печать покойного митрополита Константина. Он - первый "всея". Так и память об убиенном друге твоём в веках сохранится.
Антоний тяжко вздохнул.
Непосредственная причина смерти митрополита Константина - две половецких стрелы, пробивших бедняге лёгкие. Не я.
Причина стрел - нападение толпы киевлян, подстрекаемых духовенством во главе с митрополитом, на мой отряд. Не я.
Причина нападения толпы - захват города армией коалиции князей. Не я.
Причина коалиции - "хищник киевский". Не я.
Мда... "но осадочек остался".
- После третьего "да" - благословляешь. На княжение и... государствление? - слова такого нет. Как Рюрика: володеть и княжить? На володение. Тут петь "Царю небесный...", произнести великую ектинию, с присоединением прошений о благословенном Царствовании; спеть: "Бог господь..." и тропарь: "Спаси, Господи люди Твоя...", читать паремия, Апостолов и Евангелие.
- А что конкретно?
- Паремия (Ис.49,13-19) - о покрове Божием над Царем; Апостол (Рим.13,1-7) - о повиновении Царям; Евангелие (Матф.22,15-23) - о подати Кесарю.
Антоний шевелит губами - запоминает. Как прилежный первоклашка. Ничего, епископ, прорвёмся. Для тебя эта коронация тоже первая. И, дай бог, последняя. В смысле: Боголюбскому - многие лета.
- Как про деньги спели, в смысле: про подати - пошло одевание. Епископы берут со стола причиндалы, благословляют их, окропляют и отдают тебе. Ты показываешь публике, передаёшь Андрею. Крест на цепочке, бармы...
- Ожерелье он сам не возложит. Тяжело. Да и застёжка там... Прошлый раз, как на Жиздора возлагали, помогать пришлось. А после, как он снимал, разозлился с чего-то и крючок вовсе сломал.
- Факеншит! Не ругавшись... За полтора года не удосужились починить?! Бардак системный! Пантелейка, у тебя проволочки не найдётся?
С тех пор, как я запустил в народ "кафтанЫ с карманАми", карманы у мальчишек всегда полны всяких... сокровищ. Нашлись и проволоки, аж три. Откуда? - Я в последнем недоумении. Проволоку здесь, кроме как в скани, нигде постоянно не используют. А уж стальную...
- Подносишь князю бармы, он их на себя напяливает... э... возлагает. Ты поправляешь и вот так, крючёчечками, зацепляешь. На, спрячь в рукав. При каждом облачении произносишь: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" и осеняешь князя поверх главы Крестным знамением. После барм гонишь текст: "Господь одел Его силою с высоты, наложил на главу Его венец от камене честнаго, даровал Ему долготу дней, дал в десницу Его скипетр спасения, посадил Его на Престоле правды, сохранил Его под Своим покровом и укрепил Его Царство". Не забудешь? Пантелейка, записал? Потом... Подносишь на подушке шапку. Ту самую, которая "Мономахова", которая не шапка, а венец. Он возлагает на Свою главу, причём ты повторяешь: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь".
Деталь русского обряда: корону надевает сам государь, а не иерарх. Похоже на коронацию Наполеона I.
- Как он шапку надел - объясняешь. Для тупых, наверное: "Видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всея Русского Престола, венчает видимо Царь славы Христос...".
Здесь надо забабахать вставочку. В Московском обряде такого не было, но тут времена и ситуация другие.
- Берёшь на подушку меч Бориса и крест Ольги и подносишь Андрею. Он встаёт и, возложив руки на реликвии, клянётся служить всей земле Русской. Обещает быть за всё хорошее против всего плохого. Блюсть и споспешествовать. Текст он знает: во Владимире в Успенском клялся. Там, кстати, уже было "Великий Князь Всея Руси". Лишь бы он "Государя" добавить не забыл.
- Э... присягает.
- Да, виноват, ошибся.
В русском обряде не используют слово "клятва". Ибо сказано у Иисуса: "не клянитесь". Говорят: присяга.
Первая присяга в создаваемом, буквально на коленке моего вестового, ритуале об-брамления. Такого нет ни в Византии, ни в Европах, ни в Московскую или Императорскую эпоху. Сюзерен ничего не обещает "земству". Но в "Святой Руси" есть "изменниче земли", есть соответственно, и присяга ей. Её надо притащить. Ой, виноват: "принести".
***
И хорошо бы, чтобы два этих замученных пожилых человека не завалились в процессе.
Коллеги, вам группы туристов-пенсионеров по Великой Китайской Стене водить не приходилось? Когда вся толпа, увидев транспарант с цитатой из Мао: "Кто осилил - молодец!", кидается на длинную, крутую, с высоченными, местами стёртыми, ступеньками, лестницу доказывать своё молодечество. А в Милане на Дуомо лазили? Я понимаю, что там лифт есть, но по лестнице же интереснее! А потом ловить замученных подъёмом людей на скользком, жирном на ощупь, чуть сбрызнутом дождиком, мраморе плит крыши?
***
- Потом Государь берет с подушки, поднесённой тобой, в правую руку меч св.Бориса, в левую - крест св.Ольги. А ты каждый раз повторяешь: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". И вновь разъясняешь для затупленных: "Богом венчанный, Богом дарованный и Богом приукрашенный, Благочестивый, Благочестивейший Самодержавнейший Великий Князь и Государь Всея Руси! Приими крест и меч, еже есть видимый образ данного Тебе от Всевышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякого желаемого им благополучия".
Бедный Антоний. Я-то гоню чин коронации русских императоров по памяти с вариациями. А ему это всё исполнять. Память у церковников хорошая: склеротики в этом бизнесе не выживают. Но многовато получается. То-то он так жадно поглядывает на скоропись Пантелея: надеется урвать себе.
Что радует: Великой Княгини и Государыни в Киеве не наблюдается. А вопрос с наследником... Об это мы ещё больно биться будем, но пока соответствующие части в ритуале пропускаем.
- Засим диакон... у тебя в хозяйстве звероподобно рыкающий диакон найдётся? - Хорошо. Провозглашает многолетие Государю. Государь становится на колени и вслух произносит молитву, в которой просит Господа: "Настави Мя в деле, на неже (на которое) послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем...". Мда... Боюсь, что Андрея с колен поднимать придётся. "Тяжела ты, шапка Мономаха". И прочие висюльки и накладки. Подбери пару гридней поблагообразнее. Чтобы рядом стояли. В кольчугах под облачениями.
- В церкви диаконы служат!
- Церковную службу - диаконы. Воинскую - воины. Да и не кинутся попы грудью на ножи Государя закрывать.
- Ожидаешь... воровства? Душегубства прямо во храме божьем, во время молитвы?!
- Допускаю такую возможность. Так-то, господин главный епископ.
Антоний смотрит одурело. Да, русских князей пока в церквях не режут. В отличии как эмиров с халифами в мечетях. Но Андрей войдёт сюда князем, а станет Государем. Новая сущность. Можно такого у амвона подколоть? Ножиком? - Тут как с жизнью на Марсе: "науке пока неизвестно". И я, своим "злокозненным умишком", прозреваю здесь ненулевую вероятность: законам того самого Исаака не противоречит. Так что, надобны оснащённые и обученные бодигардеры.
Если бы люди, которые закрывали покойного митрополита Константина от стрел половецких, были бы в кольчугах, то "объект", да и они сами, остались бы живы.
Учитываю опыт противника.
Глава 568
- Читаешь молитву, с коленопреклонением всех присутствующих и пением песни: "Тебе Бога хвалим". Отмолебствовали и он снова садится на это... чудище дубовое. В смысле: трон государев. Тут все, под твоё дирижирование, хором орут "свят". Троекратно. Раздельно. С перекатами...? - Не, не срепетировано. Затем... поучение государю. Блин. Андрею только поучений не хватает! Выпускаем Кирилла Туровского. Если успею поймать и уболтать.
***
Антоний кривится. Кирилл - "златоуст". В смысле: пока не заткнёшь - будет "златом устить". Есть упоминания (в РИ) поучений, с которыми Кирилл обращался к Боголюбскому. Предполагают, что это были вариации обвинительной речи Кирилла против Бешеного Феди на соборе в Киеве в августе 1168 г. Как отнёсся Боголюбский к поучениям какого-то мальчишки-епископа (Кириллу - сорок, Андрею - шестьдесят) из захолустного городка с другого края "Святой Руси", ставленника враждебной ветви рюриковичей - летописцы не сообщают.
***
- Долго будет? - Установим регламент.
Антоний снова вылупляется: слово неизвестное. Regle ("правило") - слишком далеко.
- Свечка мерная есть? Поставишь и, как половина прогорит - прогонишь. Мда... лучше - треть.
Как бы они не сцепились. Архипастыри, итить их рукоположить.
Я, конечно, больше о сваре между князьями переживаю, но если епископы начнут прямо на коронации друг друга створками Царских ворот по лицу хлопать... тогда гридни точно железки повытягают.
- После Кирилла... князья русские поштучно присягают Государю. Встав на одно колено, возложив руки на меч и крест на коленях государя. Порядок - по старшинству по лествице. Нет. Сперва - андреевич, потом юрьевичи, остальные мономашичи, прочие рюриковичи.
- Э... а вот Матас и Живчик... кого первым?
Оба эти князя - не Мономашичи.
Мономах "сел на стол" не "в очередь", а по призыву киевлян, что сбило "лествицу". Потом Изя Блескучий бил дядю своего Долгорукого. Бил-бил, но "лествицу" не осилил и призвал другого дядю - Вячко. Потом и вовсе "не в масть" сел Жиздор. А между мономашичами влезали разные "гориславичи"...
Систему старшинства надо приводить к однозначности. Так, чтобы князья не думали о себе розно, чтобы не вцеплялись друг другу в горло из-за места в церемонии или в застолье, сводя, из-за собственных понятий об "ущемления чести", на убой гридней и разоряя селения русские.
Хорошо, что хоть из полоцких "рогволдов" никого нет: их родоначальник - старший сын Крестителя.
- А Ярослава? Братца Жиздора полонённого? Он теперь среди Волынских князей старший?
А хрен его знает! Может - он, может - старший сын Жиздора. Который от полюбовницы невенчанной. Или Подкидыш? Который вообще "подкидыш", но это тайна?
- Нет. Позже, по усмотрению Государя... посмотрим.
Как здесь всё запущено... Должен же быть чёткий порядок замещения, "в затылок", вплоть до министра сельского хозяйства, как у американцев. А тут... существуют разные мнения. Княжеский плюрализм, итить его либерастически.
- Сгоняй служку к княжьему бирючу. Ему выкликать, ему и голову на плаху нести. Ежели что. Присяга князей... тоже Владимирская. С "почитать в отца место". Потом литургия и... присяга епископов.
Факеншит! Думал - не получится. Прошибить старшего русского епископа до ошеломления.
У Антония, как часто бывает у пожилых людей, набрякшие, полуопущенные веки. "В распах" не открываются. Но вот же - может! Нормальный, привычный уже мне на "Святой Руси" вид "рублёвых юбилейных" гляделок. Достал-таки дедушку. Можно, пожалуй, и иридодиагностикой заняться.
Антоний снова, в который уж раз за несколько часов нашего личного знакомства, изумлённо вскидывает на меня глаза, отрицательно трясёт головой, не находя слов.
Нашёл. Молодец. Кратко, ёмко:
- Нет!
- Да, Антоний. Пастырь отвечает перед Богом, паствой, Государем.
- Нет! Они не пойдут!
"Они" - имеют корпоративный интерес. Общий. Но "они" - "я, ты, он, она".
Виноват: "она" - нет. Бабы ни архи-, ни просто иереями не бывают. Таково правило. Есть подтверждающее его исключение: Евфросиния Полоцкая. Она, конечно, не иерей. Но если рявкнет - вся епархия на уши встанет. В удобную для конкретной бабушки позу. Уникальное свойство уникальной личности.
Так они все такие! В смысле: уникальные. Каждый. Каждый имеет личные интересы. Или - "личные представления о корпоративных интересах". В смысле: о благе божеском. Онуфрий и пять других епископов провели интронизацию Смолятича, следуя "своим представлениям" о благе "корпорации". Константина II отзовут с Руси (в РИ), за несовпадение его "личных представлений" с "линией партии". Поскольку "линия" несколько... вильнула.