Веденькина Лидия Николаевна: другие произведения.

Дидактический комплекс по теме: "Цветок и плод""

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дидактический комплекс по ботанике

  Тематический план
  Тема: "Цветок и плод" (4 часа)
   В ходе изучения данной темы поставлены следующие задачи:
  Образовательные:
   Сформировать представление о цветке, как генеративном органе покрытосемянных растений о процессах цветения и опыления, раскрыть биологическое значение частей цветка;
   Познакомить с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение;
   Показать взаимосвязь между цветением, опылением, оплодотворением;
   Раскрыть преимущества перекрестного опыления перед самоопылением.
   Сформировать понятия о плоде, как важном генеративном органе.
   Познакомить с многообразием плодов и семян.
   Показать различные приспособления плодов и семян к распространению растений, возникшие в процессе эволюции.
  Развивающие:
   Продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками учебника.
   Закрепить умение слушать, анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
   Закрепить навыки проведения лабораторных работ, использования лабораторного оборудования.
   Развить фантазию и память учащихся;
   Подвести к выводу о значении плодов и семян в в природе и жизни людей;
   Научить применять полученные знания в учёбе и на практике;
  Воспитательные:
   Воспитать у детей гуманные чувства, взгляды и убеждения к живой природе;
   Формирование правил рационального отношения к природе
   Формирование ответственного отношения к учебе
   Продолжить развитие бережного отношения к растениям, экологического мышления в целом.
  Средства обучения : схемы - "Соцветия: простые и сложные", "Строение цветка", "Механизм опыления"; таблицы - "Строение плода", "Многообразие плодов и семян", гербарий покрытосемянных растений, цветущие растения кабинета, влажные препараты цветков вишни (заспиртованные объекты), модель цветка вишни, плодов
  
  
  Краткое содержание программы по теме "Цветок и плод"
  Учащиеся узнают особенности строения и значения цветков и плодов в жизни растения, узнают о значении и многообразии различных соцветий, способах распространения плодов и семян, зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
  Литература для учащихся
  Основная
  1) Пономарева, И. Н. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники/ И. Н.Пономарева, О. А. Корнилова, В. С, Кучменко - М.: Вентана-Граф, 2002
  Дополнительная:
  1) Пасечник В. B. Биология 6 класс. / В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2002.
  2Чебышев Н.В. Биология. Ботаника и эволюционная экология. Пособие для школьников 6 класса/Н.В. Чебышев, С.В. Кузнецов, С.Г. Зайчикова - М.: Новая волна, 2007.
  Литература для учителя:
  Основная:
  1) Пономарева, И. Н. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: методическое пособие / Пономарева И. Н, О. А. Корнилова, В. С, В. С Кучменко - М., 1999 г.
  Дополнительная:
  1)программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Биология / сосст. В.С. Кучменко - М.: Дрофа, 2001.
  2) Настольная книга учителя биологии. Методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя. - М.: Астрель, 2007.
  3) Пасечник, В. В. Биология, 6 класс. / В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2002.
  4) Пономарева И. Н. Биология. 6 класс. Методическое пособие. / Пономарева, Кучменко, Симонова М.: Вентана-Графф, 2002.
  5) Пономаpева И. H. Биология, 6 класс./ И.И. Пономарева с соавт. - М.: 2002..
  
  
  Структурно-логическая схема уроков
  Тема Основные вопросы Тип, вид урока
  1. Строение цветка
  . 1. Цветок. Общая характеристика.
  2.Строение цветка
  3.Формула цветка
  4.Лаборатораная работа "Строение цветка" Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, объяснение, лабораторная работа
  2. Цветок и соцветие 1.Соцветие.
  2.Простые и сложные соцветия.
  3. Типы ветвления соцветий.
  4. Лабораторная работа "Рассмотрение соцветий".
  5. Значение соцветий Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, фронтальный и индивидуальный опрос, объяснение, лабораторная работа
  3. Опыление цветковых растений
   1.Цветение
  2.Опыление и оплодотворение
  3. Типы опыления.
  Искусственное опыление Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, объяснение, контроль знаний, лабораторная работа
  4. Плод. Распространение плодов. 1. Плод . общая характеристика.
  2. Функция плодов
  3. Способы распространения плодов и семян
  4. Контроль знаний Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, объяснение, фронтальный опрос, самостоятельная работа
  
  
  
  
  
  Биологические понятия, формируемые при изучении темы.
  
  Имеющиеся понятия Новые понятия Перспективное развитие понятий
  Семя, проросток, зародыш, семядоля, покрытосеменные, однодольные, двудольные, эндосперм, пигмент (к вопросу об окраске цветка) опыление, перекрестное опыление, самоопыление, цветок, плод, зоохория, аквахория, мирмекохория, анемохория, околоплодник, семязачаток, пестик - гинецей, тычинка - андроцей, пыльца, опыление, завязь (верхняя и нижняя), актиноморфные, зигоморфные Оплодотворение, генеративные органы, вегетативные органы, дробление (деление), онтогенез, половое размножения
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Межпередметные связи
  Внутрипредметные Межпредметные
  Преемственные Перспективные Преемственные Перспективные
  Биология (6 кл)
  -Семя. Внешнее и внутреннее строение семени
  - разнообразие растений
  - Среды жизни растений
  
  
   1. Биология 6 класс
  -рост и развитие растительного организма.
  -систематика растений характеристика классов, отдельных семейств.
  2. Общая биология(10 кл).
   Индивидуальное развитие организмов.
   - митоз, и мейоз, оплодотворение
  -дробление оплодотворенной яйцеклетки.
  3. Эволюционное учение
   - появление голосемянных и цветковых растений.
   Естествознание (5 кл)
  - распространение растений по земному шару
  -сезонные явления в жизни растений
  - взаимоотношения организмов
   Экология 9 класс
  - среды жизни
  - цепи питания.
  Экология 11 класс:
  -глобальная проблема голода.
   - генетически модифици-рованные продукты питания.
  Неорганическая химия (8 кл)
  - свойства воды.
  Органическая химия (11 кл):
   - углеводы, жиры, растительные и животные жиры
  
  
  
  
  Урок Љ1
  Тема "Строение цветка"
  Задачи урока:
  Образовательные: Познакомить учащихся с цветком, как генеративным органом покрытосемянных растений. Сформировать у учащихся знания о строении цветка, познакомить с записью и расшифровкой формулы цветка, биологическим значении частей цветка. Расширить знания учащихся о значении цветущих растений в жизни человека
  Развивающие: продолжить работу над формированием умения с текстом и рисунками учебника, анализировать, сопоставлять, выполнять лабораторные работы
  Воспитывающие: продолжить работу над формированием бережного отношения к природе, ответственного отношения к учебе.
  Тип и вид урока: Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с учебником, фронтальный опрос, фронтальная беседа, лабораторная работа
  Оборудование: таблица "Строение цветка", гербарий покрытосемянных, картинки с изображением цветов, влажные препараты цветков яблони, препаровальные иглы, предметные стекла, лупы.
  
  
  
  
  Ход Урока.
  
  Этап Содержание, методы, методические приемы
  1. Организационный момент - 1,5 мин Приветствую класс, отмечаю отсутствующих
  3. Подготовка к изучению нового материала Сообщение темы урока и задач учащимся.
  Тема урока "строение цветка"
  Цель урока: познакомиться со строением цветка покрытосемянных растений.
  Запись темы учениками в тетрадь
  Основные вопросы урока:
  1. Цветок. Общая характеристика.
  2.Строение цветка
  3.Формула цветка
  4.Лаборатораная работа "Строение цветка"
  4. Изучение новой темы 1. Цветок. Общая характеристика
  Актуализация знаний в форме беседы:
  • А приходилось ли вам когда-нибудь видеть, как распускается цветок? Как вы думаете, когда в какое время суток распускается цветок? От чего зависит окраска цветка?
  Прочтение строк из стихотворения В. Солоухина:
  Вы проходите мимо цветка?
  Наклонитесь, поглядите на чудо,
  Которое видеть раньше вы нигде не могли.
  Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
  Из одной и той же черного цвета земли
  Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой.
  Сегодня на уроке мы не пройдем мимо цветка, а постараемся познакомиться с ним как можно ближе.
  Беседа
  • Как вы думаете, зачем растениям нужен такой орган как цветок?
  • Почему цветок образуется только после развития вегетативных органов у большинства растений, а знаете ли вы растения, образующие сначала цветы (пример мать-и-мачеха и др. первоцветы)?
  •
  2. Строение цветка
  Рассказ с демонстрацией модели строения цветка вишни и таблицы "строение цветка" по пунктам:
   Околоцветник. Простой и двойной околоцветник, в чем их различие
   Цветоножка
   Цветоложе
   Пестик (рыльце столбик завязь, семяпочки), его значение
   Тычинка (тычиночная нить пыльник, пыльца), значение.
   Лепестки, их значение, наличие или отсутствие у разных видов растений.
   Чашелистик
   Цветоножка
  Запись основных моментов рассказа в тетрадь:
  Околоцветник - часть цветка растения, выполняющая функции защиты от неблагоприятных факторов внешней среды и привлечения насекомых-опылителей.
   Простой( тюльпан)
  Околоцветник
   Двойной (груша)
   Чашечка сростнолистная (редька)
   раздельнолистная (картофель)
  Околоцветник сростнолепестной (душистый табак)
   Венчик раздельнолепестной (лютик)
  Контроль знаний6зарисовка на доске и в тетрадях цветка, части которого ученики подписывают самостоятельно:
  
  Проверка правильности подписи частей цветка
  
  Демонстрация рисунков цветков гороха и яблони.
  Беседа
  • Посмотрите внимательно на изображения, какая особенность формы цветка, его симметрии сразу бросается в глаза?
  Запись результатов обсуждения в виде тезисов
  Выделяют цветки:
  -Актиноморфные - правильные -с лучевой, или многосторонней симметрией (яблоня, вишня)
  -Зигоморфные -неправильные - с зеркальной симметрией или отсутствием симметрии (горох, лютик)
  
  Беседа:
  • Как вы думаете, у всех ли цветков есть и пестик и тычинка
  • Есть ли растения, на которых цветки только с пестиками или только с тычинками?
  Объяснение
  Обоеполые - цветки, содержащие одновременно и пестик и тычинку (вишня, тюльпан)
  Однополые - цветки, содержащие только пестики или только тычинки (огурцы, тыквы) называются пестичные и тычиночные.
  Однодомные растения - пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении (огурец, тыква, ольха, дуб).Двудомные - пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях (тополь, осина, хмель, крапива)
  
  3. Формула цветка
  Рассказ
  Каждая часть цветка имеет свое название и краткое обозначение. С помощью таких обозначений можно "записать" внешнее и внутреннее строение цветка. Такие записи удобны при характеристике цветков растений различных семейств.
  Запись таблицы в тетради
  название Обозначение Запись формулы на примере гороха
  Чашечка Са Са(5)
  Венчик Со Со1,2
  Простой околоцветник Р
  Актиноморфные цветки *
  
  Зигоморфные
  
  
  Андроцей -тычинки цветка( ) А А(9) ,1
  Гинецей - пестики цветка( ) G G1
  Сросшиеся части цветка () ()
  
  Совместный разбор формулы цветка томата *Са(5) Со(5) А(5) G(2)
  Самостоятельная запись формулы цветка по карточкам с описанием цветка (крестоцветные):правильный обоеполый цветок. Околоцветник двойной, чашечка состоит из 4 свободных чашелистиков. Венчик из 4 свободных лепестков. Тычинок шесть: две более короткие, 4 более длинные. Гинецей сросшийся из 2-х плодолистиков.
  Проверка правильности написания: *Са4 Со4 А2+4 G(2)
  
  4. Лабораторная работа "Строение цветка"
  Цель работы: изучить строение цветка.
  Инструктаж по технике безопасности
  Оборудование и материалы: цветки, чашки Петри, лупы, препаровальные иглы, пинцеты.
  Инструкция:
  Рассмотрите цветок яблони (мокрый препарат) под лупой. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Внимательно рассмотрите указанные части цветка.
  Расчлените цветок, подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу:
  Строение цветка
  Части цветка Число частей цветка
  Цветоножка 1
  Цветоложе 1
  Чашелистики 5
  Лепестки венчика 5
  Тычинки много
  Пестики 1
  Ответьте на вопросы (письменно) - правильный ответ подчеркнут:
  Какой околоцветник у этого цветка - простой или двойной?
  Какая чашечка - раздельнолистная или сростнолистная?
  Какой венчик - раздельнолепестный или сростнолепестный?
  Из каких частей они состоят тычинки?
  Из каких частей он состоит пестик?
  После просмотра промыть стекла и привести в порядок инструменты.
  
  
  Закрепление материала по вопросам:
  Фронтальная беседа по вопросам:
  • Какие типы околоцветников бывают?
  • Какие растения называют однодомными и двудомными? В чем их отличия?
  • Какие части выделяют в околоцветнике?
  • Наиболее важные органы цветка - это....
  
  Выводы:
  Цветок - орган полового размножения растений. Главные части цветка - пестик с семязачатками и тычинки с пыльцой. Околоцветник защищает основные части цветка и является средством привлечения опылителей.
  
  
  Домашнее задание - 1 мин. Параграф 23. Читать, отвечать на вопросы, дооформить лабораторную работу, ответить (устно) на вопросы в конце параграфа.
  
  
  
  
  
  
  
  
  Урок Љ2
  Тема: "Цветок и соцветие".
  
  Задачи урока:
  Образовательные: раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить с наиболее распространенными соцветиями, их биологическим значением.
  Развивающие: закрепить умение работать самостоятельно с учебником, анализировать, поставлять, делать выводы. Формирование научного мировоззрения
  Воспитательные: Продолжить работу по развитию нравственно-эстетического отношения к природе, показывая красоту и неповторимость природы во всех формах проявления жизни на Земле. Формирование бережного отношения к растениям, экологического мышления в целом, способствуя активному осмыслению рационального использования растительных ресурсов/
  Тип и вид урока: комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение лабораторной работы, зарисовка объектов.
  Оборудование: таблицы "Строение цветка", "многообразие соцветий", гербарий покрытосемянных, картинки с изображением покрытосемянных.
  
  
  
  
  
  
  Ход урока.
  
  Этап Содержание, методы, методические приемы
  1. Организационный момент - 1,5 мин Приветствую класс, отмечаю отсутствующих
  2. Контроль знаний Контроль знаний по карточкам
  Вариант 1
  1. Дать определение терминам: генеративные органы, андроцей
  2. что изображено на рисунке?
  .
  Подписать части органа, указать
  их функции
  
  
  3. Привести примеры растений с простым и двойным околоцветником.
  4. Назвать функции лепестков в цветке.
  Вариант 2
  1. Дать определение терминам: геницей, цветок
  2. что изображено на рисунке?
  Подписать части органа, указать
  их функции
  
  
  
  
  3. Привести примеры однодомных и двудомных растений
  4. Какие растения называют однодомными?
  3. подготовка к изучению нового материала Сообщение темы урока и задач учащимся:
  Тема: "Цветок и соцветие"
  Цель урока: познакомить учащихся с различными типами соцветий.
  Задачи урока:
  1. Соцветие.
  2.Простые и сложные соцветия.
  3. Типы ветвления соцветий.
  4. Лабораторная работа "Рассмотрение соцветий".
  5. Значение соцветий
  4. Изучение новой темы 1) Соцветия
  Беседы
  • Вы замечали, каких растений в природе больше6 тех, что имеют большие одиночные цветки или же со множеством мелких?
  • Приведите примеры растений с крупными одиночными цветками и со сможетвом мелких цветков.
  • Как называется образование. На котором расположено множество цветков?
  • Почему в соцветиях образуется больше плодов и семян?
  Запись определения: соцветия - это группа цветков, цветков, расположенных на побеге в определенном порядке.
   Просты -черемуха, рябина, вишня
  Соцветия
   сложные - сирень, морковь
  
  2. Типы соцветий
  А) Запись определения: простые соцветия - соцветия, цветки в которых располагаются по одному на главной оси.
  Рассказ о видах простых соцветий с демонстрацией их на таблице "многообразие соцветий" Заполнение таблицы в тетрадях и на доске
  Виды простых соцветий
  Название Виды растений у каких встречается Краткое описание Рисунок
  Кисть черемуха Поочередное прикрепление цветоножек, несущих цветки к главной оси соцветия
  Колос Лисохвост, подорожник Цветки сидят на главной оси
  Щиток рябина, боярышник Цветоножки разной длины. Поэтому соцветие имеет вид щита
  Зонтик вишня Все цветоножки выходят от верхушечной точки соцветия
  Початок кукуруза Главная ось соцветия разросшаяся
  Головка клевер Видоизмененный зонтик с разросшейся главной осью
  Корзинка Ромашка, подсолнух Главная ось разрастается в виде чашечки или ложа
  
  Б). Сложные соцветия.
   Запись определения: сложные соцветия - соцветия, в которых на главной оси располагаются не цветки, а небольшие разветвленные соцветия
  Рассказ о видах сложных соцветий с демонстрацией их на таблице "многообразие соцветий" В ходе рассказа рассмотреть
   Сложный колос
   Метелка
   Сложный зонтик
  После рассказа заполнение таблицы:
  Сложные соцветия
  
  
  Название Виды растений у каких встречается Краткое описание Рисунок
  Сложный колос Рожь, пшеница На главной оси от каждого узла вместо цветков отходят боковые побеги с сидячими на них цветками
  Метелка сирень От главной оси отходят боковые побеги первого и второго порядка, несущие цветки
  Сложный зонтик морковь На верхушке главной оси вместо цветков отходят простые зонтики
  
  Беседа:
  • Как вы думаете, чаше в природе встречаются простые соцветия или сложные?
  
  3. Типы ветвления соцветий.
  Рассказ с зарисовкой основных типов ветвления в соцветии на доске.
   Извилина
   Завиток
   Развилина
   Многолучевик
  Извилина
  в ботанике - соцветие (сложный монохазий), в котором от главной одноцветковой оси (ветви) последовательно отходят вправо и влево боковые одноцветковые оси, перерастающие материнские.
  У лютика едкого
  
  
  
  Завиток
  спирально закручена более молодая часть с нераспустившимися цветками.
  У незабудки
  
  Развилина (дихазий)
  Под цветком главной оси располагаются супротивно расположенные ветви
  У гвоздики.
  
  
  Многолучевик (плейохазий)
  Ниже цветка, которым оканчивается главная ось, развивается несколько боковых осей
   У молочая
  
  
  
  Отмечаю особенности расположения цветков при различных типах ветвления. Называю виды растений, имеющие соцветия данного типа ветвления.
  
  4. Выполнение лабораторной работы Љ11 "Рассмотрение соцветий"
   Цель - знакомство с типами соцветий.
  Оборудование: гербарий растений с соцветиями6 подорожник. Василек, сирень, клевер, ромашка
  Ход работы
  1. Познакомиться с предложенными гербариями растений и соцветиями
  2. Рассмотреть соцветие черемухи. Сделать схематический рисунок этого соцветия.
  3. Определить типы соцветий подорожника, клевера, василька, ромашки.
  
  5. Значение соцветий
  Беседа
  • Зачем растению нужны соцветия? Какие преимущества имеет соцветие по сравнению с одиночными крупными цветками?
  Записывается в тетрадь
  Значение соцветий
  • в соцветие объединяются обычно мелкие цветки.
  • собранные вместе они создают яркость и ароматность цветовой части побега, что привлекает опылителей.
  • при наступлении неблагоприятных условий боковые цветки соцветия защищают центральные.
  
  Обобщение и выводы: цветки, одиночные или собранные в соцветия являются органами полового размножения. Соцветие всегда более заметно для опылителя чем в одиночные цветки, в нем обычно образуется больше плодов и семян, чем в одиночных цветках.
  
   Изучить текст и рисунки параграфов 38,39.подготовиться к проверке знаний по пройденной теме.
  
  Урок Љ3
  Тема: "Цветение и опыление растений".
  
  Задачи урока:
  Образовательные: сформировать понятие о цветении и опылении; показать взаимосвязь между цветением, опылением, оплодотворением; познакомить с различными типами опыления цветков и факторами их определяющими; раскрыть преимущества перекрестного опыления перед самоопылением.
  Развивающие: закрепить умение работать самостоятельно с учебником, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Формирование внимания, логического мышления, умения давать четкие и краткие ответы на вопросы.
  Воспитательные: Формирование бережного отношения к растениям, экологического мышления в целом, способствуя активному осмыслению рационального использования растительных ресурсов, ответственного отношения к учебе.
  Тип и вид урока: комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, объяснение, контроль знаний в форме тестовой работы.
  Оборудование: таблицы, цветущие растения, гербарий самоопыляемых и перекрестноопыляемых растений, схемы механизма опыления.
  
  
  
  
  
  Ход урока.
  
  Этап Содержание, методы, методические приемы
  1. Организационный момент - 1,5 мин Приветствую класс, отмечаю отсутствующих
  2. Контроль знаний Фронтальный опрос по вопросам:
  1 Что такое околоцветник, виды околоцветников? Какие виды околоцветников бывают7 примеры растений с различными типами околоцветников.
  2. У каких растений есть пестичные (тычиночные) цветки?
  3. Какие растения называют однодомными?
  4.Что характерно для соцветия корзинка, колоса, головка, початок?
  5 Каково значение соцветий?
  6. Зачем нужна формула цветка, обозначения андроцея, гинецея, лепестков, чашелистиков.
  7. Перечислите типы ветвления соцветий, приведите примеры.
  
  3. подготовка к изучению нового материала Сообщение темы урока и задач учащимся:
  Тема: "Цветение и опыление растений"
  Цель урока - познакомится с процессами цветения и опыления у цветковых растений.
  Задачи урока:
  1.Цветение
  2.Опыление и оплодотворение
  3. Насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения
  4. Искусственное опыление
  4. Изучение новой темы 1) Цветение
   Рассказ
   Этапы цветения: формирование цветочной почки, раскрытие цветка. Цветение, увядание
   Время цветения у разных видов растений6 днем (лютик ромашка) и ночью (душистый табак)
   Сезонность цветения: первоцветы, растения цветущие летом и осенью, цветение растений в тропиках и пустынях.
   Продолжительность цветения (кувшинковые - 25 мин, 70-80 суток тропических орхидей).
  Запись определения в тетрадь:
  Цветение - состояние от раскрытия цветка до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Длительность цветения зависит от особенностей цикла растения и условий внешней среды.
  
  2.Опыление и оплодотворение
  Объяснение
   Для того, чтобы произошло оплодотворение необходимо, чтобы мужские гаметы переместились на пестик, в котором развиваются женские гаметы, т.е. пыльца попала на рыльце пестика. Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика называют опылением. Опыление - необходимое условие для процесса оплодотворения, происходящего в цветке. Оно доставляет с пыльцой мужские половые клетки (спермии) на рыльце пестика.
  Рассказ с элементами объяснения и демонстрацией схем по пунктам
   Виды опыления: самоопыление и перекрестное опыление
   Преимущества перекрестного опыления
   Факторы, обеспечивающие опыление растений.
  Запись основных моментов рассказа в тетрадь:
  опыление - оплодотворение яйцеклетки спермием с образованием плодов и семян.
  опыление Естественное Перекрестное Насекомыми
   Самоопыление Ветром
   Искусственное
  
  Перекрестным опылением называют опыление, при котором пыльца переносится с одного цветка на другой.
  Самоопыление - пыльца переносится с тычинки на пестик внутри одного цветка.
  Рассказ
  Самоопыление происходит у гороха, фасоли, ячменя, овса, хлопчатника, пшеницы и риса.
  Перенос пыльцы происходит еще до распускания цветка. При самоопылении семя несет признаки только одного родителя.
   Оплодотворение, Образование плодов и семян
  Запись схемы оплодотворения в тетрадь:
  Вегетативная клетка пыльцевая трубка
  Генеративная клетка 2 спермия спермий + яйцеклетка= зигота зародыш
   спермий + центр.клетка= эндосперм
  
  3. Насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения
  Самостоятельная работа: сравнить цветки ржи, яблони. Описать их.
  Определите, какой из этих цветков будет опыляться ветром, а какой - насекомыми.
  Заполнение таблицы.
  Признак Насекомоопыляемые (яблоня, черемуха, тюльпан, клевер) Ветроопыляемые
  (тополь, береза, рожь, ольха)
  Размер цветка Крупный цветок или соцветие Мелкие
  Окраска цветка Яркая Невзрачная
  Наличие соцветий Есть Часто отсутствуют
  Наличие нектара, аромата Часто имеют приятный аромат, нектар нет
  Особенности пыльцы Клейкая, тяжелая Легкая
  Другие особенности Цветут весной и летом Цветут ранней весной
  
  4. Искусственное опыление
  Чтение статьи параграфа или сообщение ученика
  задание
   Прочитайте статью параграфа 44.
   Сформулируйте определение "искусственное опыление"
   С какой целью его проводят?
   Как опыляют плодово-ягодные растения?
   Почему иногда подсолнечник опыляют искусственно? Как?
  
  Закрепление материала в форме беседы:
  • Почему у ветроопыляемых растений цветение происходит рваней весной?
  • Какие приспособления для опыления имеют насекомоопыляемые растения?
  • В чем заключается преимущество перекрестного опыления?
  • Зачем человеку искусственное опыление?
  • В чем смысл цветения и опыления
  
  Обобщение и выводы:
  Опыление - это перенос пыльцы с пыльника на рыльце пестика. У большинства растений перекрестное опыление - обычное явление, осуществляемое с помощью животных, ветра, воды. Некоторым растениям свойственно самоопыление. После опыления происходит оплодотворение и в завязи начинает развиваться плод, а в нем семена. Цветение растений, опыление, оплодотворение - обязательные условия образования плодов и семян.
  
   Параграф 24, подготовиться контролю знаний.
  
  Урок Љ4
  Тема: "Плод. Его значение и многообразие форм".
  
  Задачи урока:
  Образовательные: сформировать понятие о плодах, познакомить учащихся с некоторыми видами сочных и сухих плодов и научить их распознавать, сформировать понятие о плоде, как важном генеративном органе растения; познакомить обучающихся с биологическим значением приспособлений к рассеиванию семян обеспечивающих цветковым растениям широкое распространение по земному шару
  Развивающие: закрепить умение работать самостоятельно с учебником, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Формирование внимания, логического мышления, умения давать четкие и краткие ответы на вопросы.
  Воспитательные: продолжить работу над формированием бережного отношения к природе, ответственного отношения к учебе.
  Тип и вид урока: комбинированный: фронтальный опрос, рассказ учителя с элементами беседы, объяснение, самостоятельная работа.
  Оборудование: таблицы "Строение плода", "Многообразие плодов и семян", коллекция плодов семян, муляжи плодов.
  
  
  
  
  
  Ход урока.
  
  Этап Содержание, методы, методические приемы
  1. Организационный момент - 1,5 мин Приветствую класс, отмечаю отсутствующих
  2. Контроль знаний Индивидуальный :
  • Что такое цветение? .
  • Какие типы опыления существуют?
  • Назовите особенности строения цветков и пыльцы у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
  • В чем разница между самоопылением и искусственным опылением?
  3. подготовка к изучению нового материала Сообщение темы урока и задач учащимся:
  Тема: "Плод. Его значение и многообразие форм"
  Цель познакомиться с многообразием плодов и семян, их распространеним.
  Вопросы урока:
  1.. Плод. Общая характеристика.
  2. Функция плодов
  3. Способы распространения плодов и семян
  4. Контроль знаний
  4. Изучение новой темы 1.Плод. общая характеристика.
   Актуализация знаний в форме беседы
  Много ли семян производит одно растение в год? Подорожник большой образует 14 тыс. семян, пастушья сумка - 73 тыс., редька дикая - 12 тыс., полынь горькая - 102 тыс. как вы думаете зачем растению столько семян? А есть ли растения, у которых вырастают 1-2 семени? Для чего столько семян образуют растения? Рассказ
  После цветения образуются плоды, которые несут семена. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник выполняет защитную функцию. В образовании околоплодника принимают участие не только стенки завязи, но и цветоложе, тычинки, пестик.
  Беседа
  • Сравните два плода: подсолнечника и яблони. В чем отличие околоплодников?
  • По характеру околоплодника их делят на сухие и сочные. Сравните теперь два сухих плода: подсолнечника и фасоли. В чем отличие? Сравните два сочных плода: яблока и вишни. В чем отличие?
  Заполняем поэтапно схему:
  плоды
  
   сухие сочные
  
  
   многосемянные односемянные многосемянные односемянные
   коробочка, боб семянка, орех, ягода, тыквина, костянка, многокостянка
   стручок желудь, зерновка, померанец
   крылатка
  
  2) Функции плодов
  Актуализация знаний в форме беседы
  • Где находятся семена таких растений, как яблоня, вишня, арбуз, малина?
  • Что происходит в завязи после оплодотворения?
  Запись в тетрадь:
  После оплодотворения яйцеклетка в завязи начинает активно делиться. Завязь начинает активно развиваться, преобразуясь в плод. При этом в семязачатке идет развитие семени с зародышем.
  Плод - важнейший генеративный орган цветковых растений.
  Рассказ о преобразовании органов цветка в плод с поэтапной записью на доске и в тетрадях
  Покровы семязачатка семенная кожура
  Весь семязачаток семя
  Стенки завязи околоплодник
  Завязь плод
  Беседа
  • Как вы думаете зачем растению нужны плоды? Каково их значение для человека
  По результатам беседы запись тезисов в тетрадь:
  Плоды выполняют функции:
  Обеспечение развития и созревания семян
  Обеспечивает защиту семени
  Осуществляют распространение семян
  Рассказ о многообразии семян с демонстрацией различных форм семян на таблице и в коллекции семян.
  
  3.Способы распространения семян и плодов
  Беседа
  • Что бы произошло, если бы все семена опадали около материнского растения и прорастали? Однако в природе это не происходит.
  • Как распространяются (рассеиваются) семена в природе?
  Запись определений в тетрадь:
  Анемохория - распространение семян и плодов при помощи ветра(береза. клен)
  Зоохория - распространении семян и плодов при помощи животных (выделяют внутреннюю и внешнюю зоохорию)(гравилат речной, персик)
  Аквахория - распространение плодов и семян при помощи воды (водяной орех, или чилим).
  
  Беседа
  • Каково значение плодов для человека?
  Обобщение и выводы:
  Плод - важнейший генеративный орган цветковых растений., обеспечивающий развитие, созревание, защиту семени. Плоды и семена являются органами полового размножения растений и служат расселению растений на новые территории. Многообразие плодов обуславливается различными способами распространения семян.
  
  4. Контроль знаний:
  Инструктаж по выполнению контрольной работы по вариантам. После выполнения контрольной работы собрать тетради.
   Вариант 1 (правильный ответ в тесте - курсивом)
  I. Обозначьте части цветка.
  
  
  
  II. Какие соцветия изображены? Приведите пример растения для каждого соцветия.
  А Б В
  
  
  III. Выберите правильный ответ.
  1. Цветок - это орган растения, который обеспечивает:
  а) семенное размножение;
  б) оплодотворение;
  в) привлечение насекомых.
  2. Главные части цветка:
  а) венчик;
  б) чашечка;
  в) пестик и тычинки;
  3. Околоцветник называют двойным, если есть:
   а) чашечка и венчик;
  б) только чашечка,
  в) только венчик.
  4. Неправильный цветок у:
   а) яблони,
  б) гороха,
  в) тюльпана.
  5. Семязачатки развиваются:
   а) в пыльнике,
  б) в рыльце,
  в) в завязи.
  6. Цветки обоеполые у:
  а) ивы и вишни,
  б) яблони и пшеницы,
  в) огурца и кукурузы.
  7. Двудомные растения - это:
  а) ива и вишня,
  б) тополь и ива,
  в) яблоня и пшеница.
  8. Соцветие кисть у:
  а) сирени,
  б) черемухи,
  в) клевера.
  9. Животными распространяются семена:
  а) гравилата речного,
  б) березы,
  в) клена.
  10. Плод орех:
  а)гороха,
  б)яблони,
   в) лещины.
  
  III. Каково биологическое значение соцветий?
  
  
  Вариант 2.
  I. Назовите главные части цветка. Обозначьте их части. Какой околоцветник у изображенного цветка?
  
  
  II. Какие типы ветвления изображены? Приведите пример растения для каждого соцветия.
   А Б В
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  II. Выберите правильный ответ.
  1. Цветок - это орган растения, который обеспечивает:
  а) привлечение насекомых,
  б) оплодотворение;
  в) семенное размножение.
  2. Главные части цветка:
  а) чашечка;
  б) венчик;
   в) пестик и тычинки;
  3. Околоцветник называют двойным, если есть:
  а) только чашечка;
  б) чашечка и венчик,
  в) только венчик.
  4. Правильный цветок у:
   а) яблони
  б) гороха,
   в) виолы.
  5. Пыльца развиваются:
  а) в рыльце,
  б) в пыльнике,
   в) в завязи.
  6. Цветки обоеполые у:
  а) ивы и вишни,
  б) яблони и пшеницы,
  в) огурца и кукурузы.
  7. Однодомные растения - это:
  а) огурец и кукуруза,
  б) тополь и ива,
  в) яблоня и пшеница.
  8. Соцветие кисть у:
  а) сирени,
   б) черемухи,
  в) клевера.
  9. Стенки завязи образуют
  а)плод
  б)околоплодник,
  в)семенную кожуру
  10. Распространяются плоды ветром у :
   а)березы,
  б) яблони,
  в) шиповника.
  III Каково биологическое значение плодов?
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) М.Ртуть "Попала, или Муж под кроватью"(Любовное фэнтези) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"