Вейзе: другие произведения.

Дина Рубина, "Почерк Леонардо"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зачётная рецензия первого семестра, курс "Современная русская литература". Enjoy!!!


Московский педагогический государственный университет

Филологический факультет

Рецензия на книгу Д. Рубиной "Почерк Леонардо"

  
  
  

Чаплыгиной Л. А.

Группа 102

Москва

2008

  
  
  

Рецензия на книгу Дины Рубиной "Почерк Леонардо"

М.: Эксмо, 2008.

   Дина Рубина - одна из ярчайших представителей современной прозы. Ее произведения переведены на тринадцать языков, а роман "На солнечной стороне улицы" получил Букеровскую премию. В этом году вышла новая книга, "Почерк Леонардо".
   Само название романа готовит читателя к тому, что ему придется столкнуться с загадками, поскольку именно с тайнами ассоциируется имя легендарного учёного эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. И действительно, сразу же есть над чем поломать голову. В аннотации дается весьма общее описание не фабулы, но некой гениальной женщины, которую неведомый "он" называет ангелом. Но во втором эпиграфе к книге читаем фразу из Спинозы: "Итак, пусть никто не ожидает, что мы будем что-нибудь говорить об ангелах". Таким образом, что следует ожидать читателю, неизвестно.
   Человеку, открывшему "Почерк Леонардо", не стоит также ждать, что он сразу же поймёт расстановку персонажей. Кто такая Маша, кто - истощённая девочка Аня? Кто во второй главке пишет письмо "зеркальной девочке", по всей видимости, главной героине? Что-то начинает проясняться в третьей главке, рассказе неведомого Володи о "ней" и фаготисте Сене. Лишь в пятой главке, в которой последний описывает две встречи с Нютой, мы понимаем, что она и есть та самая "зеркальная женщина".
   Время, пространство, люди в "Почерке Леонардо" перемешаны и скомканы, но отнюдь не случайны. Собственно повествование - это эпизоды из детства и в последних частях действия взрослой Анны, все от третьего лица. Но это - лишь малая часть книги. В основном жизнь главной героини восстанавливается читателем по воспоминаниям Володи и письмам Сени.
   А в романе всё неслучайно: и люди, и города, и события. Создается ощущение, что жизнь Анны - это калейдоскоп, детская игрушка: стекляшки одни и те же, а сочетаний, благодаря зеркалам, великое множество. Почти все, кто составляет окружение главной героини, каким-то образом знакомы друг с другом, бывали в одних и тех же местах.
   Собственно хронологию событий, описанных в романе - от поездки Маши в Ейск до письма Роберта Аркадию Викторовичу - можно восстановить, только дочитав книгу до конца, причем собирать осколки фактов о жизни Анны нужно очень внимательно и осторожно, не пропуская ни одной, вскользь упомянутой детали. Иначе мозаика повествования не сложится.
   Роман действительно сложно воспринимать. Но при линейном сюжете он не был бы и вполовину так интересен. Читая его,
   чувствуешь себя кем-то вроде того следователя из Интерпола. Тем более что, преодолевая сложную структуру романа, читатель открывает для себя удивительного человека с удивительной жизнью.
   Анна вследствие раздробленности повествования предстает перед нами в четырёх ипостасях: ребёнка в киевских зарисовках, профессионала в рассказе Володи, любящего и любимого человека в письмах Сени и, наконец, взрослой женщины в редких повествованиях "от неё". Всё, что написано о ней в аннотации, верно. Она - амбидекстр, ясновидящая. Она сама - зеркальная плоскость калейдоскопа, отражающая различные сочетания людей.
   Но закроем глаза на её сверхъестественные способности. И мы увидим женщину, которая живёт так, а не иначе, потому что по-другому нельзя. Если по-другому, голова болит и не слишком-то хочется жить и действовать. Анна и ушла-то в другую реальность потому, что в этой всё стало неправильно, её дар обернулся для неё бедами. Но вернуться она может, пришла же она к своему Сене, сыграть напоследок "Лили Марлен"! Потому что обещала быть с ним в эту метель.
   Судьба сводит Анну с разнообразнейшими людьми: приёмные родители, Ариша-косенькая, Володя, Элиэзер с братом, Женевьева и, конечно, Сеня.
   Почему Анна выстрадала, вытанцевала, получила именно его? Пожалуй, потому что только он смог хоть немного разделить ее дар - увидеть и принять свою жизнь, что она ему передала в дверях его номера. Ведь как через всю книгу зеркала, так сквозь все письма музыканта проходит ниточка-мотив его последней пурги. В письме из второй главки части первой читаем, что Аннины инопланетные зеркальные письмена всегда "накрывают его каким-то гулким метельным ужасом". Сеня своими письмами по мере сил развлекал Анну, не требовал от нее ничего, единственное, что он просил: "Только возвращайся, бога ради...". Как же Володя осмелился назвать этого романтика, мечтателя, вдохновенного музыканта, истинно любящего человека старым лабухом? Эти два слова резко диссонируют со всем образом "старого деревянного духового".
   Прекрасен язык повествования. Мало у кого из современных русскоязычных писателей я встречаю такое удивительно трепетное отношение к Слову, как у Дины Рубиной. Вскользь, двумя-тремя парами фраз она рисует столь точные образы, что, закрыв глаза, можно с лёгкостью представить себе каждого человека, каждое место, каждую деталь. Манеру речи различных персонажей также не перепутаешь. Густой, насыщенный и в то же время лёгкий стиль "Почерка Леонардо" помогает не отвлекаться от чтения-разгадывания книги.
   Мне как-то сказали, что в "Почерке Леонардо" невозможно влюбиться и сострадать ни одному персонажу, настолько они принижены. Верно. Влюбиться нельзя, можно только полюбить, такими, какие они есть. Дина Рубина написала о людях, которые морально равны нам, они не лучше и не хуже. Жизнь в романе, несмотря ни на что, обыденна. Анна не считает свой дар чем-то особенным, в детстве она искренне удивлялась тому, что кто-то устроен иначе, нежели она. Но люди в массе своей её, отличающуюся ото всех, не принимают и боятся, в чем и состоит трагедия этой зеркальной женщины.
   Да, "Почерк Леонардо" - книга "на любителя". Но по её прочтении у любителя, родившегося девятнадцатого сентября, возникает иррациональная гордость за то, что у него тоже "как у папы". Любителю хочется сделать массу вещей: поездить по Германии, услышать игру на карильоне, попробовать писать почерком Леонардо. А главное, хочется на досуге еще раз прочитать эту книгу.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) О.Бард "Карфаген 2020. Полигон"(Боевая фантастика) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Т.Ильясов "Знамение. Вертиго"(Постапокалипсис) С.Панченко "Вода: Наперегонки со смертью."(Постапокалипсис) Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) С.Климовцова "Я не хочу участвовать в сюжете. Том 1."(Уся (Wuxia)) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"