Величко Валерия К. : другие произведения.

Сущность педагогической деятельности (ответ к семинару по дисциплине "Педагогика"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.59*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ответ к семинару. предназначено для студентов педагогических ВУЗов I курса. Список источников в конце документа. обновлено от 04.03.2015

  
  Московский государственный областной университет
  
  
  
  
   Сущность педагогической деятельности.
  
  
  
  
  
   "Задача учителя - открывать новую перспективу размышления ученика"
   Конфуций.
  
  Профессия педагога - одна из самых старейших профессий мира, своими корнями уходя в историю. Какую ставит перед собой цель педагогика? Почему она так важна и востребована на протяжении столетий? Ответ на этот вопрос кроется в сущности педагогической деятельности. Древнегреческий ученый и философ Платон привел очень точное сравнение, которое отображает всю важность профессии педагога: " Если башмачник будет плохо делать обувь, жители города будут немного хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране вырастет поколение дурных и невежественных людей". Действительно, если педагог будет пренебрегать своими обязанностями, то его воспитанники, которые являются будущим государства и нации, не имея должных знаний, навыков, умений, и культурного воспитания, будут вести себя к деградации, и как следствие, государство к краху.
   В первобытном обществе функцию педагога брали на себя родители: они учили ребенка шить, разделывать мясо, охотиться и.т.д. Однако, с ростом научного знания, с увеличением классовой разобщенности, культуры и появлением ремесла, все более начала подниматься потребность в человеке, обладающим определенными навыками и умениями, способного передавать их другим людям, все более обострялся вопрос с образованием.
  Изначально, слово "педагог" ( "пайдос" - дитя, "аго" - вести) - обозначало совсем не то, что мы привыкли понимать под этим термином. В Древней Греции "педагогом" звался раб, ведущий ребенка своего хозяина в школу, где его обучал другой раб, но уже "ученый". Со временем эти понятия начали переосмысливаться, и педагогом стал человек, который не просто дает знания, но и является духовным наставником. Во многих древних государствах ставился вопрос об образовании. В Древней Греции и Древнем Риме уделялось особое внимание детскому образованию, такими философами и учеными как Платон, Аристотель и Сократ. Уже тогда выяснялось, как сделать воспитательный процесс наиболее эффективным, поэтому подмечались важные мелочи, вплоть до того, какого цвета должны быть стены, и какая музыка должна звучать, что бы ученики воспринимали материал и обрабатывали его наиболее продуктивно. Можно привести еще один пример в лице средневекового государства Чосон, нынешней Южной Кореи. Тогдашнее средневековое государство было строгим блюстителем конфуцианства, что, несомненно, отразилось на его системе образования. Среди пяти этических норм конфуцианства: гуманность, этичность, верность, справедливость и образованность, последнее считалось наиболее важным, поскольку считалось, что люди обладавшие знанием могут постичь гуманность и остальные добродетели. Поэтому, профессия учителя высоко ценилась в чосонском обществе. В знаменитом трактате писателя Пак Ту Се (XVII в.) " Беседа в Ёровоне" есть слова о том, что Учитель играет в жизни человека важную роль, т.к. именно он накладывает на чистую, как лист бумаги, духовную основу человека, тот узор совершенства, который отличал бы его от других. В средневековой Корее считалось за честь помочь ученому человеку, даже если он не слишком богат, что доказывает ценность людей, разбирающихся в науках и готовых делиться своими знаниями с другими.
  На протяжении многих лет складывалось понятие сущности педагогической деятельности. Некоторые педагогические школы утверждают, что это должен быть духовный наставник, другие - что педагог должен быть именно учителем своего предмета и не более. Например, Я.А. Коменский говорил о том, что учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей, что показывает, что Я.Н. Коменский видел приоритетом именно воспитание. А.С. Макаренко подчеркивал, что ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль, что ставит превыше всего знание своего предмета. Однако, одно невозможно без другого. В связи с этим, можно педагогическую деятельность можно разделить на два важных пункта:
  
  1) Передача обучаемым необходимого объема знаний по своему предмету.
  
  2) Аспект формирования и воспитания моральной нормативности личности.
  
   Исходя из этого, можно сделать вывод, что сущность педагогической деятельности состоит в обучении и воспитании подрастающего поколения, и ее функция заключается в подготовке подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры и полученных знаний.
  
  
   Содержание педагогической деятельности.
  
  
   чтобы наиболее полно раскрыть данную тему, нужно, прежде всего, понять, что подразумевает за собой термин "содержание педагогической деятельности"?
  Содержанием преподавательской деятельности является взаимодействие с людьми. Общение с учениками, с его ближайшим окружением (семья), процесс организации педагогом учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Иными словами, содержанием педагогической деятельности является правильно организованный учебный-воспитательный процесс, который должен подготовить учеников к самостоятельной работе, ее организации, на основе тех знаний, которые дал преподаватель.
  Преподаватели могут использовать следующие инструменты:
  
  1) В качестве основного инструмента используется научное знание (теоретическое и эмпирическое), на основе которого формируется базисные знания учащихся, их тезаурус.
  
  2) "Носители" знаний. Для уровня школы это учебники и энциклопедии.
  
  3) Вспомогательные средства: технические, компьютерные, графические.
  
  Способами передачи знаний от педагога к воспитанникам является прежде всего объяснение и наглядный показ объяснения. От этих двух способов производными идут способы закрепления полученного материала, например, сделанная учеником практическая работа.
  
  Подытоживая сказанное, придем к следующему заключению:
  Содержание педагогической деятельности немыслимо без:
  
  1) Наличия цели и задач педагогической деятельности.
  
  2) Выбора и применения средств воздействия на
  учащегося
  
  3) Контроля и оценки собственных знаний (самооценка).
  
  
   Структура педагогической деятельности.
  
  Педагогическая деятельность подразумевает под собой единый процесс обучения и воспитания, и как любой процесс, педагогическая деятельность имеет свою структуру. По Митиной Л.С. структура педагогической деятельности имеет следующий вид:
  
  1) Мотивация.
  2) Педагогические цели и задачи.
  3) Предмет педагогической деятельности.
  4) Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
  5) Продукт и результат педагогической деятельности.
  
  Рассмотрим эти пять пунктов более подробно:
   Для успешной реализации целей и задач педагогической деятельности необходимо создать учащимся стимул для изучения предмета, представить его в таком выгодном свете, чтобы ученик хотел развивать знания в данном предмете. Это приближает к выполнению педагогических задач и целей. В основном, целью педагогической деятельности ставится всемерное развитие человеческой личности (становление и ее преобразование) в жизни и развитии общества на основе научного познания ( в данном случае не берем искусство и культуру, которое несомненно вносит свой важный вклад в развитие личности человека, формировании его ценностей и мировоззрения). К педагогическим задачам относятся конкретизация путей создания эффективной педагогической системы, которая должна вести к выполнению основной педагогической цели. Цель определяет содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов.
  И от этого мы плавно подходим к термину "предмета" педагогической деятельности. Предметом педагогической деятельности является школьник, студент - обучающийся.
  О средствах и приемах мы уже говорили ранее.
  И, наконец, из всего этого следует понятие "продукта и результата" педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности служит приобретенный обучаемым индивидуальный опыт, его научные, нравственно-этические, эмоционально-смысловые знания. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий и.т.д. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося, состоящее в:
  
  1) его личностном совершенствовании;
  2) интеллектуальном совершенствовании;
  3) становлении его как личности, как объекта учебной деятельности.
  
  
  
   Функции педагогической деятельности.
  
  В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
  
  1. В целеполагающую группу входят следующие функции:
  ориентационная;
  развивающая;
  мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
  информационная.
  Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
  
  2. В организационно-структурную группу (по Н. В.Кузьминой) входят следующие функции:
  конструктивная;
  организаторская;
  коммуникативная;
  гностическая.
  
  Так, конструктивная функция обеспечивает:
  а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
  б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
  в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
  Организаторская функция реализуется через организацию:
  а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
  б) различных видов деятельности учащихся;
  в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
  Коммуникативная функция предполагает:
  а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;
  б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
  Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
  а) содержания и способов воздействия на других людей;
  б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
  в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
  
  
  По В. А. Сластенину:
  
  1) Обучающая
  2) Воспитывающая
  3) Развивающая
  4) Самовоспитывающая (формирует у ученика основы самовоспитания)
  5) Гуманистическая (связана с развитием личности, ее творческой индивидуальности, признанием ее прав)
  
  Особенности и универсальные характеристики педагогической деятельности.
  
  Главной особенностью педагогической деятельности является то, что она относится к типу "человек-человек" - к системе взаимодействия личностей. Педагогическая деятельность осуществляет воспитание, обучение и воздействие на человека. Из слов преподавателя МГОУ проф. Артамоновой Е.И, главными особенностями педагогической деятельности являются:
  
  1) Природа педагогической деятельности, которая тесно связана с учеником во всем богатстве его жизнедеятельности.
  
  2) Арсенал методов, элементы общественной культуры которыми владеет педагог, определяющими его профессиональную подготовку.
  
   Нельзя не учесть, что педагогическая деятельность тесно связана с другими науками, т.к. объект педагогической деятельности это растущий и развивающийся человек. Педагогика базируется на общественных науках и опирается на фундаментальные работы таких великих русских физиологов как И.М. Сеченов и И.П. Павлова, по вопросам нервно-психологического развития человека (в особенности - детей и подростков), рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств, что необходимо учитывать при построении учебного процесса, разработки режимов труда и отдыха. Связь педагогики и медицины привела к появлению специальной педагогики, которая при помощи терапевтических средств облегчает социализацию детей, имеющих коррекционные дефекты.
   Наиболее тесной является связь педагогики и психологических наук. Чтобы достичь цели педагогической деятельности и получить удовлетворительные результаты, необходимо учитывать психологические особенности людей разных возрастов, понимать свойства человеческой натуры, ее потребности. Исходя из законов развития психической деятельности человека, нужно строить образование (обучение и воспитание).
   Педагогическая деятельность связана так же с философией, которая является основой для методологической практики педагогики. Еще с древних времен ученые философы (Платон, Аристотель, Сократ и.т.д.) задавались целью найти ответ на ряд общих вопросов ("что повышает эффективность образования?") и решить проблемы цели образования, формирования мировоззрения, взаимосвязи коллектива и личности.
   Большую роль в политике и экономике государства выполняет именно деятельность педагога. Школа выполняет социальный заказ общества. По мнению М.М. Рубинштейна, любое государство выражает свою яркую заинтересованность в детях и подрастающем поколении в целом. Ни государство, ни родители не могут рассматривать детей как частное дело семьи ребенка. Достаточно посмотреть на средний класс общества, чтоб определить какие ценности и "личность вцелом" хотят создать руководители страны. Рубинштейн приводит в пример СССР в послевоенное время, когда страна находилась в упадке после окончания Великой Отечественной Войны, и были необходимы рабочие руки для восстановления промышленности, и как следствие, экономики государства, что вывело бы СССР на арену сильнейших государств мира, которыми стали государства, первыми восстановившимися после Второй Мировой Войны. Что бы получить максимальное количество рабочих, государство старалось создать для этого подходящие условия. Через педагогов, как проводников между подрастающим поколением и правительством начали воспеваться те ценности, которые определяли рабочего человека как самое важное звено в цепи общества.
   Наблюдается так же связь между педагогикой и социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп населения, влияние окружающей среды на человека, воспитание личности.
  
  
  
  
  
  
  
  Список источников:
  
  http://cyberleninka.ru/article/n/tema-obrazovaniya-v-literature-korei-perioda-choson
  
  http://uchebnik.biz/book/29-vvedenie-v-pedagogicheskuyu-deyatelnost/23-225-soderzhanie-deyatelnosti-uchitelya.html
  
  http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html
  
  http://www.pedlib.ru/Books/6/0423/6_0423-23.shtml
  
  М.Е.Вайндорф - Сысоева, Л. П. Крившенко /:"Педагогика" краткий курс лекций, 2004, Юрайт
Оценка: 6.59*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"