ПРЕДИСЛОВИЕ.
В предыдущей заметке о «Графе Нулине»,
я высказал идею о том, что эту поэму Пушкина нужно трактовать глубже ситуации, которая описана в поэме.
Что поэма представляет собой — аллегорию, иносказание.
Смысл поэмы — совсем не шуточный.
За видимой шуткой — скрывается священнодействие.
В данной заметке — поразмышляю о «Графе Нулине» чуть больше.
ЭТО ВАМ НЕ ШУТКИ.
Тема поэмы — серьёзная. Тема поэмы — настолько серьёзная, настолько сокровенная, что автор даже не произносит её!
Тема поэмы — это размышления о природе творчества. Поэма о том — что человек ищет, и о том — что человек находит.
Это — тема, настолько для поэта сокровенная, что он даже не говорит о ней!
«Граф Нулин» — это настоящее чудо. Поэт смог выразить свои мысли, не называя их!
По сути, «Граф Нулин» — это беззвучная молитва, обращённая к высшим сферам.
Что мы видим в «Графе Нулине» ? Шутку. Забаву. Дурачество. Смех.
А за этим смехом — есть настоящее. Есть настолько настоящее, что его — невозможно выразить словами.
Слова — разрушат это обращение к высшим сферам, если попытаться обратиться к ним со словами.
Поэтому, в «Графе Нулине» поэт использует невозможное. То, чего не может быть.
Пушкин пишет невидимым языком. Обращается невидимыми словами.
И эти невидимые, ненаписанные слова вдруг — проявляются. Вдруг это невидимое становится — видимым.
Влюбленный граф в потемках бродит,
Дорогу ощупью находит
Видите этого влюблённого графа, который бродит в потёмках ?
Видите Пушкина, который поставил себе цель — описать невозможное, и который — осуществил невозможное ?
Кем видится «Граф Нулин» ? Шуткой. А вглядишься — и это уже не шутка.
СВЯЩЕННАЯ ЖЕРТВА.
Есть у Пушкина очень серьёзные стихотворения. Примерно в это же время, когда был написан «Граф Нулин», написано стихотворение «Поэт».
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;.
На первый взгляд, у стихотворения «Поэт» нет пересечений с «Графом Нулиным»
Стихотворение «Поэт» повествует — о высоком, о священной жертве Аполлону. «Граф Нулин» — о чём угодно, только не об этом.
«Граф Нулин» как раз повествует — о заботах суетного света, в которые малодушно погружён поэт.
А ведь это не так! За этими заботами суетного света — есть мысли поэта, устремлённые — туда!
Что бы он ни делал, какую бы безделицу он ни писал, всё устремленно — туда! Это — священные дары Аполлону! И никак иначе!
И возможно даже, что «Граф Нулин» — это более дорогая жертва Аполлону, нежели стихотворение «Поэт».
Что «Поэт» ? Чистый пафос, почти не отличимый от лести. Примет ли Аполлон такую жертву ? Примет. Обрадуется ли ? Обрадуется.
Но ещё больше обрадуется — «Нулину», подарку утончённому и изысканному, негромкому и трепетному.
ПОРА, ПОРА! РОГА ТРУБЯТ.
Рассмотрим теперь «Графа Нулина» подробнее.
Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Итак, поэма начинается с описания подготовки к охоте. Как я уже упоминал, выражение рога трубят, представляет собой каламбур Пушкина.
Рога трубят — это подготовка к охоте. И одновременно, фривольный намёк на то, что муж, отправляющийся на охоту, и оставляющий жену без внимания, может превратиться в рогоносца.
Но рога трубят, это не только это! У выражения рога трубят не двойной, а тройной смысл!
Пора, пора! рога трубят; означают ещё — начало новой поэмы. Это — зов Аполлона. Так Аполлон требует поэта — ко священной жертве.
И это — истинное значение того, что происходит. Охотник и вся эта суматоха во дворе — это метафора того, что происходит в душе поэта.
Поэт был малодушно погружён в заботы суетного света. Он спал. Силы его дремали. Но — пришло утро. Аполлон потребовал священной жертвы. Воззвал к поэту. Пробудил поэта. Поэт услышал. И что вокруг?
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят
А вокруг — уже почти всё готово. Псари уже облачились в охотничьи уборы и сидят на конях. Кто такие псари? Псари — это могучие силы поэта. Это — его талант. Это — его способности. Это — его фантазия. Всё — пробудилось.
Борзые прыгают на сворах
Да мало сказать — "пробудилось". Всё — в нетерпении. Борзые — ждут, когда их отправят на охоту. Аж прыгают от нетерпения. А что это за охота? Это — обычная охота поэта. Поиск слова. Поиск рифмы. Поиск метафоры. Поиск образа.
ВЫХОДИТ БАРИН НА КРЫЛЬЦО.
Выходит барин на крыльцо;
Всё, подбочась, обозревает,
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
А это о чём? Кто выходит? Проснувшийся поэт выходит. Пробудившееся сознание поэта выходит. Пробудившееся сознание поэта собралось поохотиться. Его зовёт на охоту — его замысел.
Он проснулся. Вышел из дома. И с удовольствием видит — как всё ожило. Псари уже на конях. А борзые прыгают от нетерпения.
Но барин здесь — главный. Подбочась, он обозревает происходящее. Сияя приятной важностью.
Чекмень затянутый на нем,
Турецкой нож за кушаком,
За пазухой во фляжке ром,
И рог на бронзовой цепочке.
Какая красота! Что ещё нужно для хорошей охоты? Чекмень, нож и фляжка рома за пазухой. И ещё у него свой рог есть. Как у Аполлона! Чем он не Аполллон? Как затрубит! И борзые выгонят на него зайца. Красота.
НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА.
В ночном чепце, в одном платочке,
Глазами сонными жена
Сердито смотрит из окна
На сбор, на псарную тревогу...
Если барин, собравшийся на охоту, это — разбуженное желание поэта, то кто же тогда — его жена?
Жена поэта — это тоже он сам. Жена поэта — это другая половина его сознания.
Так бывает, и даже у обычного человека, что мысленно человек возносится к небесам, а внутренний голос возвращает на землю: «Стой! Куда полетел?»
Даже и обычный человек состоит из противоречий. Человек — это единое целое (образно говоря, семья).
При этом, одна человека может стремиться в небо (условно говоря, его мужская половина), другая часть человека может оставаться на земле (условно говоря, его женская половина).
Образно говоря, происходит расщепление сознания человека: муж — отправился на охоту, а жена — осталась дома.
Вспомним Высоцкого. В таком раздвоении нет ничего сверхестественного.
И вкусы, и запросы мои странны,
Я экзотичен, мягко говоря,
Могу одновременно грызть стаканы
И Шиллера читать без словаря.
Так что, кто такая Наталья Павловна ? Она — также представляет собой alter ego поэта.
И охотник, отправляющийся на охоту, и его жена Наталья Павловна, остающаяся дома, — это один и тот же человек. Это — разные части одного сознания.
Неудивительно, что сознание расщепляется. Одна наша часть вполне может желать охоты, довольно обозревать происходящие приготовления,
а другая часть — вполне может досадовать и сердиться на то, что её лишают привычного уклада.
Вот мужу подвели коня;
Он холку хвать и в стремя ногу,
Кричит жене: не жди меня!
И выезжает на дорогу.
Сравните с фрагментом из Полтавы:
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят...
Есть что-то общее.
Выходит барин на крыльцо;
Всё, подбочась, обозревает,
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
Охота она такая. Охота!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Пушкин — гений. Это ж надо такое придумать! Как красиво и образно он мыслил!
|