|
|
||
ВЫХОДКА ТЕЛЕМАХА
В первой песне Одиссеи есть странная сцена, произошедшая между Телемахом и Пенелопой. Телемах говорит Пенелопе, чтобы она шла заниматься хозяйством и не вступала в разговоры мужчин. Он говорит он так, конечно, в мягких выражениях, но, по сути своей, говорит следующее: 'Женщина! Твоё место на кухне. Иди и не высовывайся'. Говорит он это матери своей. Матери! Хозяйке дома! Царице! Прилюдно! Это что-то немыслимое... Что за странная нетерпимость к женскому слову? Причем, несколькими фразами ранее (до того, как отправить Пенелопу заниматься домашним хозяйством), Телемах замечал, и справедливо замечал, что не нужно запрещать певцу петь о том, о чем пожелает (потому что ему, дескать, волею богов посылается вдохновение), и тут же, не моргнув глазом, он сам запрещает своей матери высказывать свое мнение, то есть поступает вопреки тому, что декларировал только что. Можно ли, после такой выходки Телемаха, считать его рассудительным и богоравным ? Гомер часто так его называет. А вот, что еще говорит Гомер:
Оказывается, слова Телемаха, в которых он говорит Пенелопе идти заниматься хозяйством, Гомер считает многоумными! Как же так? Вот — эти слова Гомер считает многоумными:
Это, конечно, замечательно, что Телемах один повелитель у себя, но как объяснить его поступок? Можно ли объяснить прилюдное унижение, которое он выразил своей матери, другой причиной, кроме той, что он сбрендил? И можно ли, после этой выходки, считать Телемаха положительным персонажем? Загадка... И загадка эта, как мне представляется, является неразрешимой на повествовательном уровне Одиссеи. Другими словами, если считать Телемаха и Пенелопу литературными персонажами, то поступок Телемаха нужно трактовать однозначно. Как мальчишескую выходку. После чего Телемаха нельзя уже воспринимать положительно. А кроме того, возникает недоверие и к Гомеру, который часто называет Телемаха рассудительным. Но загадка поступка Телемаха, которая не находит объяснения на событийном уровне Одиссеи, достаточно просто объясняется на другом, на иносказательном уровне. Кто такие Телемах, Пенелопа и Одиссей? Это — три аспекта человека. Человек един, но его можно рассматривать по-разному. Есть — физический аспект (это Пенелопа). Есть — духовный аспект (это Одиссей). Есть — осознающий аспект (это Телемах). Человек — это единство мужского и женского, мира духовного и мира физического, священный брак Одиссея и Пенелопы. В этом браке у них рождается ребенок. Этот ребенок есть — Сознание человека. И вот этот ребёнок, Телемах, начинает познавать мир, начинает познавать Себя, и возникают вопросы: где моя мать? Вот она — мать-природа, у меня перед глазами, у меня есть руки и ноги, я вижу свои руки и свои ноги, я ощущаю свою физическую природу, я узнаю свою мать. А где мой отец? А неизвестно! Говорят, он ушёл на войну, и до сих пор не вернулся. Может быть, он жив. А может быть, и нет. Неизвестно! Вот, что собой представляет иносказание о Телемахе, Пенелопе и Одиссее. Это повествование о Самосознании, которое хочет узнать о своём отце, о своей духовной природе. Накануне Самосознанию, то есть Телемаху, явилась вестница духовного мира, то есть пришла в голову умная мысль, посетила богиня Афина. Умная мысль сказала Самосознанию, что нужно брать ответственность за свою судьбу на себя самого, нужно самому отправляться на поиски своего отца, не ждать, что кто-то придёт и расскажет, или что отец сам объявит самого себя. И вот, вскоре после этого, после визита вестницы духовного мира, и состоялась сцена между Телемахом и Пенелопой. Это не столько сцена между спятившим сыном и матерью-царицей, сколько разговор между Самосознанием и его физической Природой. Что говорит Телемах?
И что означают эти слова? А означают они то, что Сознание признаёт, что оно не может познать своего отца, духовного отца, с помощью органов физического мира. Потому и говорит 'удались'. Это Сознание не матери своей говорит, физической природе. Это Сознание самому себе говорит. Физические органы не помогут в познании духовного мира. Отца нельзя увидеть глазами. Нельзя услышать звуки от его шагов. Потому что природа его — другая. Не физическая. Потому и 'удались'. Мать-Природа должна заниматься своим делом. То есть — обеспечением жизнедеятельности организма. А Сознание, если оно хочет найти своего отца, должно искать другие инструменты, чтобы обнаружить его. Инструменты не-физической природы. Какие? Этого я не знаю. Но они должны быть. Поэтому обращение Телемаха к матери — это не поступок неуважения, а осознание того, что каждый должен заниматься своим делом: хозяйка физического дома должна заниматься хозяйством, а Сознание — должно учиться тому, как и посредством чего оно может познавать мир духовный. Каждому — своё. Природе — природное. Исследователю — исследуемое.
|
25.07.2024 07:30 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"