Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Непонятная жертва

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:






О МЕТАМОРФОЗАХ. НЕПОНЯТНАЯ ЖЕРТВА.

Древние греки постоянно осуществляли жертвоприношения. После победы — жертва. Перед началом нового дела — жертва.
Богов в античности было много. Каждый бог — требовал себе своей жертвы. А если человек не приносил жертвы какому-нибудь из богов, могла возникнуть ситуация Калидо́нской охоты, когда божество — гневалось на человека за непочтительное отношение к божеству и наказывала человека каким-нибудь ужасным бедствием.
А ведь кроме основных, двенадцати олимпийских богов, были и другие боги! Которые тоже требовали жертвоприношений! И тоже обижались, если их обходили вниманием. И тоже могли наказать. Речной бог Ахело́й, например.
Где же древний человек мог взять столько скота для всех этих многочисленных жертвоприношений ? Помилуйте: греки воевали под Тро́ей десять лет. Десять лет они непрерывно приносили жертвы Юпитеру или Минерве, воздавая благодарности за победы. При этом, греки сжигали на кострах каких-то быков. Они всех этих быков привезли — с собой? Откуда у них, вдали от дома, столько быков?
Я думаю, что жертвы, которые приносили древние греки и которые описываются у Гоме́ра или Ови́дия, — это тоже аллегория.
Вот современный человек не осуществляет жертвоприношений в том виде, как описывается в античной литературе. Современный человек не сжигает на костре сотню быков. Но разве современный человек не жертвует?
Когда мы любим, мы приносим жертву Вене́ре. Когда гневаемся, приносим жертву Ма́рсу. Возделывая сад, приносим жертву Цере́ре. Занимаясь семьёй, приносим жертву Юно́не.

Мы отдаём божествам — часть своей энергии. Часть своих сил. И это — жертва.
Вспомним Пушкина.

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполло́н,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен

Таким образом, творчество — это священная жертва, жертва — Аполло́ну.
Со священной жертвой Аполло́ну как будто всё ясно. Но давайте перейдём к сестре Аполло́на — к охотнице Диа́не (она же Артеми́да). Давайте подумаем, какая жертва нужна ей.
Это — загадка. Диа́на и сама — сплошная загадка. Любовь её не интересует. Её интересует только охота. Только охота и ничего кроме охоты. Причём, жертвы своей она — требует. Настойчиво требует. Требует так — что попробуй только не дай. О Калидонской охоте я уже напоминал.
И вот вопрос — какую жертву требует Диа́на?
С Вене́рой, с Ма́рсом, с Цере́рой, с Юно́ной — будто бы ясно. С жертвой Юпи́теру будто бы тоже. С Аполло́ном — ясно. Ясно с Вулка́ном (Гефе́стом). Ясно с Ва́кхом (Дио́нисом).

А что требует от нас Диа́на? Чтобы мы отправились на охоту и подстрелили зайца?
Рассмотрим одну загадочную историю, в которой Диа́на была очень разгневана. И требовала жертву.
Это — история принесения в жертву Ифиге́нии, дочери Агаме́мнона, повелителя народов.
Вкратце перескажу основные обстоятельства этой истории. А затем — поразмышляем.

Дело было так:
  • Греки преследовали Пари́са, похитившего Еле́ну.
  • Греки собрали огромное войско и намеревались отплыть в море на тысяче кораблей, но...
  • Не могли выйти в море, потому что на море бушевала буря, которая не утихала.
  • Прорицатель сказал, что так — гневается Диа́на.
  • Прорицатель сказал, что Диа́на — требует жертву.
  • Прорицатель сказал, что в жертву нужно принести Ифиге́нию, дочь предводителя Агаме́мнона.
  • Агаме́мнон не соглашался.
  • Ифиге́ния приняла решение принести себя в жертву добровольно.
  • Жрецы (со слезами на глазах) уже собирались заколоть Ифиге́нию.
  • В последний момент Диа́на осуществила подмену: забрала Ифиге́нию себе, а вместо неё на алтарь положила жертвенное животное.
  • Одни жрецы заметили подмену.
  • Другие жрецы так и думали, что жертву была принесена Ифиге́ния.
  • После того, как жертва была принесена, Диа́на успокоилась, буря на море прекратилась, греки получили возможность добраться до Тро́и.


 []
Дикость какая-то! Несуразица! Нелепица!
Получается, что Диа́на — не даёт грекам пути, пока главный из них не принесёт в жертву свою дочь. И путь открывается только тогда, когда главный — приносит такую жертву.
То, что в конце концов Диа́на совершила подмену, и вместо Ифиге́нии закололи кого-то другого, не должно нас успокаивать.
Было намерение Агаме́мнона пожертвовать дочерью? Было! А раз было, значит жертва — была принесена.
С изобретением огнестрельного оружия возникла ситуация, когда убийство совершается опосредовано: убивает не человек своими собственными руками, убивает пуля, которая вылетает из оружия, а человек — вроде бы не причём, а всего лишь — наводит прицел да нажимает на спусковой механизм. Но — раз намерение было, человек, применивший оружие, всё-таки становится убийцей.
Так и с Ифиге́нией. С одной стороны, её не принесли в жертву (потому что она осталась жива). С другой стороны, принесли (поскольку было намерение её принести).
Итак, в истории с Ифиге́нией — у нас опять есть элементы иносказания. Жертвоприношение Ифиге́нии — это опять аллегория.
Вопрос: что всё это означает? Что подразумевается под этим жертвоприношением? Чего требует Диа́на на самом деле?
Сейчас изложу свою версию...
Как было отмечено в предыдущей заметке, война за Еле́ну — это война за собственную душу.

Человек приходит к осознанию того, что его душа скрыта от него, находится где-то глубоко внутри, заключена в крепость, нужно собирать силы, вспоминать все свои знания и навыки, приобретённые за годы жизни, нужно отправляться в путь.

И тут — препятствие. Буря на море. Оказывается, отправиться в путешествие вглубь себя, не так просто.

Это — не простая буря. Это — не обычная буря. Обычная буря успокаивается через какое-то время. Если бы речь шла об обычной буре, разве греки не могли бы дождаться её завершения?

Подумаешь, посидели бы в Авли́де год. Или два.

Нет! Это именно — не обычная буря. Это та буря — которая не позволит человеку даже стронуться с места.

Попробуйте заглянуть внутрь себя достаточно глубоко!

Мгновенно — налетает ветер, собираются тучи, разом нахлынут тысячи чувств, огромные волны столкнутся между собой, разные чувства борются не на жизнь, а на смерть.

Нет-нет да и подумаешь: "Нетушки. Лучше туда не заглядывать. Лучше и безопаснее быть на берегу".

А как же душа? Как же похищенная Елена? Да что Елена. Тут — земных забот хватает.
А вот как раз Ифиге́ния — это и есть иносказательное имя для земных забот. Это как раз и есть то, что нужно принести в жертву, для того, чтобы отправиться в путешествие.
Буря — не утихнет до тех пор, пока земное будет преобладать над самым важным.

Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
30.01.2022 09:50

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список