Перейдём к толкованию замечательнейшей идеи Первого Сонета Шекспира:
"но как зрелости наступает пора умирания, любящий её наследник должен хранить о ней память..."
Итак, если вы - любящий наследник, вы - храните память.
Я просто обдумываю приведенный выше тезис и излагаю его по-иному, логически видоизменяя.
Итак, если вы - любящий, вы - храните...
Полагаю, точно также любящие вас, будут хранить память о вас. Логично?
Если вы - не любили, будут ли помнить о вас?
Наверно, можно об этом и не думать: далеко ещё пора зрелости, далеко - пора её умирания.
Но такая установка не означает ли - отсутствие памяти?
Если у нас есть память, мы любим своих предшественников.
Если у нас нет памяти, значит - мы не любим своих предшественников?
Если мы не любим, будут ли любить нас? Если мы не помним, будут ли помнить нас?
Итак, память, память... Если мы не помним, значит - мы не любим.
Если мы не любим, значит - нас не любят.
Если нас не любят, значит - нас не помнят.
Если нас не помнят, нас - нет.
Итак, память, память... Нас не помнят, потому что и мы - не помнили.
Нас не любят, потому что и мы не любили.
Если мы любим, у нас есть память.
Если у нас нет памяти, значит, нас - нет...
Может показаться, что я занимаюсь тафтологией, демагогией, бесконечно перемалываю
одно и то же.
Нет. Просто мысли Шекспира кажутся мне объёмными: можно обдумывать их в прямом направлении,
можно в обратном: можно определять любящего наследника как того, у кого есть память;
а можно определять того, у кого есть память, как - любящего наследника.
И это замечательно! "Любовь - кольцо, а у кольца - начала нет и нет конца".
И проводить в таких рассуждениях можно много-много минут.
Впрочем, пора бы сделать вывод: память - это важно!
Конечно, и любовь - это важно. Но пока речь не о любви. Пока речь - о памяти.
Вернёмся к Сонету. Сказано: "любящий наследник хранит память".
И после этих слов Шекспир переходит от штиля - к буре.
От спокойного, логического повествования - к громам и молниям.
После этих слов Шекспир обращается к тому, у кого - нет памяти.
К тому, кто "заключил контракт со своими ясными глазами".
Меняется интонация и тон!
Я не хочу здесь вдаваться в исследование интонационных различий
первого и второго катрена (желающие убедиться в наличии противопоставления
легко могут это сделать).
Я хочу отметить, что память является неким рубежом, определяющим отношение
Шекспира к своему собеседнику:
"есть у тебя память, значит - у тебя всё хорошо, значит - у тебя всё в порядке,
отойди-ка, сынок, в сторонку.
А у тебя памяти нет? иди-ка сюда! иди, иди!
сейчас я достану розги и всыплю тебе по первое число; всыплю, чтобы знал, как уважать и чтить".
Итак, память... Память - это важно.
Вы можете согласиться со мной, можете не согласиться,
но, с моей точки зрения, все Сонеты - это беседа с тем, у кого нет памяти.
Беседа, цель которой - пробудить память.
Такая постановка вопроса может показаться странной. Разве можно пробудить память?
Если у нас нет памяти о наших предках, разве можно её пробудить?
Ведь память - это информация о том, что было пережито нами когда-то.
Но разве информация о наших предках есть в нас?
Ведь бывает, что не чтим мы и не любим прадедов и прапрадедов не оттого, что сами мы плохие,
а оттого, что наши прапрадеды умерли задолго до нашего рождения.
Что мы могли знать о них? Нас не было тогда на земле.
Какая может быть в нас память? Как мы можем её пробудить?
Не знаю как... Каждый решает эти вопросы самостоятельно.
Кто-то знает ответы на эти вопросы, кто-то чувствует для себя остроту этих вопросов,
кто-то только задаёт их себе, для кого-то они кажутся надуманнымми и бессмысленными
(а люди, задающие себе такого рода вопросы, - близкими к сумасшествию).
Это мистика и эзотерика.
Однако, хочу обратить внимание, что Начавший Беседу ведёт себя так,
словно для него самого таких вопросов не существует,
словно у него есть естественное знание и утвердительные ответы на эти вопросы:
- Начавший Беседу первыми своими словами провозглашает
"от прекраснейших созданий мы желаем прекрасного", эти слова могли бы произнести ангелы.
- Начавший Беседу не общается к тому, кто знает истину;
Начавший Беседу обращается к тому, кому истина пока неведома;
в этом смысле, поведение Начавшего Беседу напоминает поведение Спасителя,
спустившегося на Землю для того, чтобы помочь людям - увидеть свет;
свет нужен не тому, кто естественным образом его видит; свет нужен тому, кто его не видит;
- Начавший Беседу ведёт себя так, словно смерти для него - не существует;
напомню заключительные слова Сонета; Начавший Беседу произносит: "пожалей мир, или
иначе мир поглотит в могиле и тебя", немало не сомневаясь, что он, Начавший Беседу,
- не из тех, кого пожирает могила.
Ограничусь пока только этими примерами; из Первого Сонета; из ближайшего материала.
Желающие найти в словах Начавшего Беседу многочисленные намёки, которыми он отличает себя
от простого смертного, могут произвести поиск самостоятельно.
Различные проблемы в трактовке Сонетов естественным образом разрешаются, если
начать толковать Сонеты в эзотерическом смысле; если видеть в Начавшем Беседу
не простого смертного, а того, устами которого говорит Господь.
Правда, возникают другие вопросы, - как посмел Шекспир вещать от имени Господа!
Какая неслыханная дерзость! Куда смотрела церковь!
А церковь - просто не поняла. Хотя это совсем другая история.
Впрочем, я отвлёкся. О чём я давече говорил? Ах да! О памяти...