Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Память, память! ты же можешь, ты должна...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:


продолжение, начало здесь


Перейдём к толкованию замечательнейшей идеи Первого Сонета Шекспира: "но как зрелости наступает пора умирания, любящий её наследник должен хранить о ней память..."

Итак, если вы - любящий наследник, вы - храните память. Я просто обдумываю приведенный выше тезис и излагаю его по-иному, логически видоизменяя. Итак, если вы - любящий, вы - храните... Полагаю, точно также любящие вас, будут хранить память о вас. Логично? Если вы - не любили, будут ли помнить о вас? Наверно, можно об этом и не думать: далеко ещё пора зрелости, далеко - пора её умирания. Но такая установка не означает ли - отсутствие памяти? Если у нас есть память, мы любим своих предшественников. Если у нас нет памяти, значит - мы не любим своих предшественников? Если мы не любим, будут ли любить нас? Если мы не помним, будут ли помнить нас? Итак, память, память... Если мы не помним, значит - мы не любим. Если мы не любим, значит - нас не любят. Если нас не любят, значит - нас не помнят. Если нас не помнят, нас - нет. Итак, память, память... Нас не помнят, потому что и мы - не помнили. Нас не любят, потому что и мы не любили. Если мы любим, у нас есть память. Если у нас нет памяти, значит, нас - нет...

Может показаться, что я занимаюсь тафтологией, демагогией, бесконечно перемалываю одно и то же. Нет. Просто мысли Шекспира кажутся мне объёмными: можно обдумывать их в прямом направлении, можно в обратном: можно определять любящего наследника как того, у кого есть память; а можно определять того, у кого есть память, как - любящего наследника. И это замечательно! "Любовь - кольцо, а у кольца - начала нет и нет конца". И проводить в таких рассуждениях можно много-много минут.

Впрочем, пора бы сделать вывод: память - это важно!

Конечно, и любовь - это важно. Но пока речь не о любви. Пока речь - о памяти. Вернёмся к Сонету. Сказано: "любящий наследник хранит память". И после этих слов Шекспир переходит от штиля - к буре. От спокойного, логического повествования - к громам и молниям. После этих слов Шекспир обращается к тому, у кого - нет памяти. К тому, кто "заключил контракт со своими ясными глазами". Меняется интонация и тон! Я не хочу здесь вдаваться в исследование интонационных различий первого и второго катрена (желающие убедиться в наличии противопоставления легко могут это сделать). Я хочу отметить, что память является неким рубежом, определяющим отношение Шекспира к своему собеседнику: "есть у тебя память, значит - у тебя всё хорошо, значит - у тебя всё в порядке, отойди-ка, сынок, в сторонку. А у тебя памяти нет? иди-ка сюда! иди, иди! сейчас я достану розги и всыплю тебе по первое число; всыплю, чтобы знал, как уважать и чтить".

Итак, память... Память - это важно. Вы можете согласиться со мной, можете не согласиться, но, с моей точки зрения, все Сонеты - это беседа с тем, у кого нет памяти. Беседа, цель которой - пробудить память.

Такая постановка вопроса может показаться странной. Разве можно пробудить память? Если у нас нет памяти о наших предках, разве можно её пробудить? Ведь память - это информация о том, что было пережито нами когда-то. Но разве информация о наших предках есть в нас? Ведь бывает, что не чтим мы и не любим прадедов и прапрадедов не оттого, что сами мы плохие, а оттого, что наши прапрадеды умерли задолго до нашего рождения. Что мы могли знать о них? Нас не было тогда на земле. Какая может быть в нас память? Как мы можем её пробудить?

Не знаю как... Каждый решает эти вопросы самостоятельно. Кто-то знает ответы на эти вопросы, кто-то чувствует для себя остроту этих вопросов, кто-то только задаёт их себе, для кого-то они кажутся надуманнымми и бессмысленными (а люди, задающие себе такого рода вопросы, - близкими к сумасшествию). Это мистика и эзотерика.

Однако, хочу обратить внимание, что Начавший Беседу ведёт себя так, словно для него самого таких вопросов не существует, словно у него есть естественное знание и утвердительные ответы на эти вопросы:

- Начавший Беседу первыми своими словами провозглашает "от прекраснейших созданий мы желаем прекрасного", эти слова могли бы произнести ангелы.

- Начавший Беседу не общается к тому, кто знает истину; Начавший Беседу обращается к тому, кому истина пока неведома; в этом смысле, поведение Начавшего Беседу напоминает поведение Спасителя, спустившегося на Землю для того, чтобы помочь людям - увидеть свет; свет нужен не тому, кто естественным образом его видит; свет нужен тому, кто его не видит;

- Начавший Беседу ведёт себя так, словно смерти для него - не существует; напомню заключительные слова Сонета; Начавший Беседу произносит: "пожалей мир, или иначе мир поглотит в могиле и тебя", немало не сомневаясь, что он, Начавший Беседу, - не из тех, кого пожирает могила.

Ограничусь пока только этими примерами; из Первого Сонета; из ближайшего материала. Желающие найти в словах Начавшего Беседу многочисленные намёки, которыми он отличает себя от простого смертного, могут произвести поиск самостоятельно. Различные проблемы в трактовке Сонетов естественным образом разрешаются, если начать толковать Сонеты в эзотерическом смысле; если видеть в Начавшем Беседу не простого смертного, а того, устами которого говорит Господь. Правда, возникают другие вопросы, - как посмел Шекспир вещать от имени Господа! Какая неслыханная дерзость! Куда смотрела церковь! А церковь - просто не поняла. Хотя это совсем другая история.

Впрочем, я отвлёкся. О чём я давече говорил? Ах да! О памяти...


продолжение здесь



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"