Великанова Мария : другие произведения.

Социально неадаптированные

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ на конкурс "Книга будущего". Опубликовано в газете "Просто фантастика" номер 4, 2005 год


   Меня что-то больно стукнуло по голове, и я проснулся. С удивлением огляделся, пытаясь определить, где нахожусь и что происходит. Опять заснул на работе! Жена, должно быть, звонила. Я встал из кресла, рассеянно потирая ушибленный столом лоб.
   Мила всё ещё корпела над "Потерянным раем" - переводила в аудиоформу. Хорошая девочка, прилежная. Воспитанница, а лучше любой секретарши. Что бы ни говорили о моих детях, они молодцы; сам бы я не справился. Понимаю, почему ребята так быстро согласились помочь: я, пожалуй, первый, кто признал их на что-то способными; единственный преподаватель, не повторяющий им ежедневно, что они бесперспективны.
   Когда меня только прислали в ШСОН, друзья спорили, сколько недель я продержусь. Три мои предшественника ушли, не проработав и месяца. Понятно, встретили меня настороженно - и ученики, и коллеги.
   Раньше я и не догадывался, как трудно может быть учителю. Конечно, в институте нам объясняли тонкости педмастерства, но там же в неокрепшие наши головы вдолбили, что мы - светочи науки, и дети должны смотреть на нас с обожанием, потому что мы - их дорога в жизнь. Без знаний, которые мы им даём, они не смогут подняться по социальной лестнице выше неквалифицированных чернорабочих... Ну, и так далее.
   ШСОН - школа социально неадаптированных - собрал вместе триста пятьдесят детей, не желавших учиться. Они не были ленивы, напротив, во многих из них я видел быстрый ум и неординарный стиль мышления. Но знания эти дети отвергали столь яростно и убеждённо, что собственные родители, не в силах справиться с ними, отправляли их в специальные заведения. ШСОН применял разные методы воздействия: от попыток заинтересовать, как правило, заканчивающихся неудачей, до прямого насилия и телесных наказаний.
   Проработав учителем литературы полгода, я согласился принять участие в эксперименте - ШСОНе, где дети не только учились, но и жили. Мне казалось, что именно во внеурочное время с ними происходит нечто, мешающее им развиваться, как положено.
   Я пытался перекраивать программу, создавать разнообразные кружки, обсуждать с учениками поведение героев, выискивая в нём близкие им порывы и стремления... Одним словом, я бился с ними вот уже пятый год.
   Помимо всего прочего, ШСОН испытывал острую нехватку учебников. В управлении образования в ответ на наши запросы твердили: "Успевающим не хватает, а ваши недоумки перебьются". Мы перебивались - вместе с недоумками. Приспособились. Купили к одному из компьютеров библиотечное программное обеспечение и научили нескольких старшеклассников им пользоваться. Теперь я разыскивал по музеям старые бумажные книги, а ребята вечерами просиживали в моём кабинете, переводя их в образоформы. Работа несложная - сиди себе, переворачивай страницы, а программа расшифровывает текст и формирует книгу.
   Сам я - кинестетик, и кинетоформы книг из моей библиотеки доступны ученикам. Они делают в основном аудио- и видеоформы. Хватает. Только вот интересуются ими мало.
   Я подошёл к притихшей Миле, заглянул ей через плечо. Она уже закончила делать книги (норма - пятнадцать копий за вечер) и просто перелистывала пожелтевшие бумажные страницы. Наверное, воображала себя девицей, жившей лет триста тому назад, когда читали только так - пробегая глазами ряды неодинаковых значков. Примитивная технология, но даже с её помощью люди читали взахлёб, долгие часы проводили, оторвавшись от мира и позабыв обо всём, кроме приключений героев. Сейчас всё намного проще: аудиал получает звуковую запись, визуал смотрит фильм, кинестетик рполучает совокупность осязаемых, понятных ему образов - каждый читает книгу так, как ближе его природе. И быстрее выходит - не тратится время на дешифровку напечатанных знаков, сопоставление их последовательности и образа, возникающего в сознании. Почему же моим детям это неинтересно? Почему они морщатся, стоит мне задать им прочесть "Дон Кихота" или "Отелло", и просят: "А вы расскажите, о чём это, только покороче"?
   Милу я поблагодарил и отправил спать. Вздохнул, глядя на стопку аудиоформ: неужели для моих учеников "Потерянный рай" так и останется потерянным?
   На следующий день у компьютера работал Владек - мальчик хороший, вдумчивый, но - абсолютно "нелитературный". Он помогал мне исключительно в плане личного одолжения - чтобы я не засиживался в кабинете допоздна. Сегодня Владек снимал "Ромео и Джульетту". Уже в который раз я напрасно надеялся, что хоть эта замечательная история любви заинтересует детей. В который раз мне предстояло ошибиться... Это угнетало.
   В тишине кабинета звонок фона прозвучал неожиданно громко. Звонил инспектор районного управления - как обычно, через пару часов после окончания рабочего дня ему пришло в голову приехать с проверку. Спасибо, хоть предупредил.
   - Владек, иди, хватит на сегодня. Ты молодец, очень мне помог.
   - Но ведь ещё рано, сэр! Я сделал только половину...
   - Ко мне сейчас приедет проверка. Не надо тебе здесь быть. Ты же знаешь, они не любят, когда вам доверяют аппаратуру.
   - Сэр... - Владек замялся. В руках парень держал бумажную книгу. - Сэр, можно я возьму это с собой?
   - Это? Зачем?
   Мальчишка неожиданно густо покраснел.
   - Хочется узнать, чем закончится.
   Я не сразу понял, что он имеет в виду.
   - Но зачем тебе бумажная? В ней же ничего не понятно, возьми аудио, ты их наделал штук семь!
   Владек покраснел ещё больше.
   - Мне... мне понятно, сэр. Я научился читать эти значки, пока работаю здесь. Это легко, и в компьютере программа есть... На случай, если в книжке что-то повреждено, обучалка. Ну, типа чтобы тот, кто переводит, понимал, что написано, если какое-то слово разобрать невозможно. Я нашёл обучалку и... Я странички переворачивал, пока она делает, я читаю. Сэр, ну пожалуйста, мне неинтересно ашку слушать!
   - А значки разбирать интересно?
   - Значки - да.
   Я задумчиво посмотрел на дорогущий музейный экспонат, который Владек собирался утащить в общую спальню и - готов поспорить! - засунуть на ночь под подушку: куда ещё спрячешь книгу от любопытных глаз?
   - Ну ладно, бери. Только не забудь принести завтра, мне её вернуть надо.
   - Я принесу, сэр, - парнишка просиял. - Спасибо, сэр.
   Он убежал, прижимая "Ромео и Джульетту" к груди, словно это была пухлая пачка денег или разрешение месяц не ходить в школу. А я безуспешно пытался понять, что же сейчас произошло. В животворящую силу Шекспира уже как-то не верилось. Может, Владеку понравилось решать головоломку - разгадывать значки? Наверное, это забавно, когда за чередой смешных чёрных жучков перед глазами вдруг проступает слово...
   Инспектор был мной недоволен: я отвечал ему невпопад и вообще мало обращал на него внимание, занятый своими мыслями.
   К утру созрело решение. Я вызвал по одному всех ребят, помогавших мне делать книги, и подверг их тщательнейшему допросу. Результаты его, похожие у всех, оказались ошеломляющими.
   - Тед, ты умеешь разбирать значки в бумажных книгах?
   - Да, сэр.
   - Та сам научился или кто-то помог?
   - Ребята сказали, что там есть обучалка, показали её, я и научился.
   - Тебе нравится?
   - Да, это интересно.
   - Что именно интересно?
   Пауза. Парень с трудом подбирает слова.
   - Ну... Там не так всё, как в обычных книгах. Обычно когда читаешь, тебе что-то показывают, и это нельзя изменить. Остановить можно, назад прокрутить можно, но изменить - никак. А когда буквы читаешь, то сам себе придумываешь, что представлять. И такое иногда представляется... Их не просто видишь - слышно, как они разговаривают, они вино пьют - терпкий вкус на губах... Милка вон говорит, духи у этой... Елизаветы... пахнут... Всё так по-разному получается, и так... правильно. Читаешь - а образы сами встают, и чувствуешь: так и надо. А что значки? Значков и не замечаешь, когда читаешь. Я никогда таких крутых видео не смотрел, как эти, из книжки.
   Я усадил своих ребят в ряд. Дал каждому "Потерянный рай", сделанный Милкой накануне. То, что им полагалось по психохарактеристикам: кому аудиоформу, кому видео, кому кинето. Потом велел пересказать письменно содержание. Взял образоформы, которые у них получились, прочёл. Как обычно, пришёл в ужас. Сунул им в руки сделанные простым копиром для картинок экземпляры бумажной книги и отправил вон - разбирать значки. Ускакали, довольные. Будто и не читать заставил.
   Второй пересказ меня ошеломил. Дети запоминали детали, дорисовывали по-своему образы, спорили с автором... Я долго силился что-то понять. Потом бросил. Только крутится в голове обрывок мысли: при вычислении психохарактеристик моих воспитанников их психотипы были определены с точностью до восьмидесяти процентов. То есть получается, что та же Мила, например, аудиал с примесью кинестетика, что ли...
   Теперь у нас новый предмет - буквенное письмо. Мы не называем его старым: для нас оно - окно в мир. Я всё так же прошу в музее бумажные книги, и всё так же ученики множат их по вечерам. Только теперь - на копире.
   Самое трудное - найти столько бумаги.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"