Аннотация: О короткой мимолётной любви в стройотряде под мелодию песни. Немного истории об этой песне.
Люди встречаются, люди влюбляются.
После сдачи сессии первого курса мы с братом поехали в стройотряд в Тюмень, в село Бердюжье. Объединённому стройотряду области выделили отдельный поезд, и мы ехали спецрейсом прямиком в Сибирь. Нас с братом провожали сёстры, мы стояли в толпе провожающих возле вокзала, сёстры давали нам напутствия, играла музыка. "Люди встречаются, люди влюбляются, женятся" - прозвучала популярная в то лето песня в исполнении ансамбля "Веселые ребята".
По прибытии в Тюмень мы разместились на окраине села на берегу озера. Строили двухэтажный жилой дом, на каждую квартиру в доме полагался деревянный дощатый сарай. Два ряда этих сараев мы построили на второй день, и сами жили в них по два человека. Штаб отряда предупредил стройотрядовцев, что мы приехали сюда работать, строить, с местным населением поддерживать нормальные, желательно дружеские контакты, в конфликты не вступать и, во избежание непредвиденных ситуаций, в свободное время лагерь не покидать. Что-то в этом духе, короче, в драки не ввязываться, а лучше их вообще не допускать, не провоцировать. Ну и, конечно, сухой закон (правда, с исключениями для командира отряда - ну что поделаешь, не повезло нам с командиром). Работали мы с 8 и до темноты, и без выходных. После ужина у костра песни под гитару, иногда споры-беседы. Мне хватало общения с нашими ребятами и девчатами. А что ещё можно делать в свободное время? Я, молодой, наивный, только после отъезда из Тюмени узнал, что ребята вечерами бегали в село в клуб.
Первый выходной у нас был на день строителя, это середина августа. Баня, праздничный завтрак и обед. А вечером мы пошли в сельский клуб на танцы. В Тюмени много дождей, а в тот год вначале августа даже пошёл маленький снежок, который тут же растаял. Сапоги и стройотрядовская хлопчатобумажная форма не самая подходящая одежда для танцев, но лучшего у меня не было: форма больше походила на рабочую робу, а кроме сапог у меня были босоножки и кеды, которые точно не подходили из-за луж на дороге после постоянных тюменских дождей.
Незадолго до стройотряда я посмотрел фильм "Грек Зорба", в котором немолодой грек рассказывает, учит жизни путешественника-англичанина (или американца). Обычный крестьянский быт, односельчане выращивают виноград, вместе работают, вместе отдыхают, вместе пьют молодое вино. Мужчины, большинство из них уже в возрасте, танцуют сиртаки, групповой танец. В конце фильма Зорба учит путешественника танцевать сиртаки. Не знаю, то ли это слова героя фильма, то ли это мои собственные мысли от впечатлений этого простого незамысловатого фильма. Не важно, умеешь ли ты танцевать, умеешь ли чувствовать мелодию и ритм танца, знаешь ли ты па и фигуры танца, важно понимать, что танец - это состояние души. И если душа просит, если душа хочет, то ты станцуешь, тело само найдёт форму выражения твоих чувств. И пусть это будет не так, как принято, но это будет твоим танцем, порывом твоей души. А мелодия, музыка - это лишь средства разбудить душу, привести её в состояние танца. Ещё один культовый фильм конца 60-ых годов "Влюблённые". Герой актёра Родиона Нахапетова (в фильме герой частично повторяет судьбу самого актёра) узнаёт, что его девушка, с которой они давно встречаются, любит другого, оказывается, что любит он один. И состояние героя такое, что только кулаком в стенд с фотографией, состояние - дальше некуда. В таком состоянии главное не дать злости охватить себя. Родин, герой, приходит в кафе-ресторан, в соседней компании девчушка лет 14, а может и вовсе 12. Он приглашает её на танец. Они начинают танцевать, девчушка говорит с улыбкой: "Вы неправильно танцуете", и забавно смеётся. "Да?" - переспрашивает герой, но просит барабанщика "Жги, жги!" И своим неправильным танцем заводит всю публику, всеобщее веселье, восторг. А герой незаметно уходит.
Танцы были в разгаре. Подошёл брат: "Есть две девчонки. Класс. Сестрички. Пойдём вдвоём". Я соглашаюсь и не успеваю разобрать, хочет ли он танцевать с какой-то одной из сестричек, или просто приглашает меня в компанию. Мы подходим, приглашаем, звучит песня:
"Люди встречаются, люди влюбляются, женятся.
Мне не везет в этом так, что просто беда.
Вот, наконец, вчера вечером встретил я девушку,
Там где тревожно гудят, стучат поезда".
Под эту мелодию танцуют шейк. Вообще-то, шейк - это старинный английский бальный танец, быстрый танец. Благодаря "Битлз" этот танец стал любимым на всей планете. Не знаю, как его танцевали англичане в старину, а во время моей молодости его танцевали и парами раздельно, и небольшими группками, и большой компанией в значительный круг. Танцевали, кто во что горазд, кто-то топтался на месте, но большинство прыгали, выделывая различные коленца, выплёскивая всю свою энергию и силу в танец.
Я сразу обратил внимание на одну из сестёр, а когда зазвучал второй куплет песни, так и вовсе перестал замечать что-либо вокруг.
"Волосы светлые в косы вплетенные, а глаза,
Неба бездонного синь, в улыбке весна.
Стройная, милая, очень красивая девушка.
Может быть где-то, где-то рядом она".
Казалось, что автор текста (Олег Жуков) писал слова песни, глядя на мою девушку (уже мою?). Светлые волосы длиной ниже плеч были заплетены не в тугую косу, а как бы лишь слегка в пушистую небольшую косу. Синие-синие глаза, глядя в которые невозможно было оторваться и, казалось, можно было в них утонуть. И улыбка! Впрочем, все описания излишни, сама песня была её портретом. В песне всего лишь два куплета, поэтому в конце несколько раз проигрывается куплет. Когда началась строка "может быть где-то, где-то рядом она", я подошёл обнял её и мы продолжали танцевать парой. После этого танца я её уже не отпускал: мы танцевали и быстрые танцы вместе в группе, и, если позволяла мелодия, танцевали парой. Оказывается, и в сапогах (обычных кирзовых сапогах для стройки) можно замечательно танцевать. И неважно, во что ты одет. Танец (парный) - это своего рода тест, а может ли у пары что-либо получиться. "Да. У нас всё получится", - говорили нам (или мне) наши танцы. Отпора, отказа у девушки не было. Нам вместе было хорошо. И не нужны были слова: иногда молчание говорит больше слов. Я узнал только, что её зовут Лида, да назвал своё имя. В конце танцев вновь звучал хит того вечера "Люди встречаются", и я как будто ещё раз пережил чувство влюблённости, словно песня говорила, если ты ещё не влюбился, так влюбляйся, чёрт возьми! После танца они с сестрой быстро ушли, и я так и не успел ей ничего сказать.
Где её теперь искать? И как? Наш отряд через две недели уезжал, у меня оставалось одно воскресение, чтобы что-то предпринять. На (наше) удивление для отряда опять был выходной. Обычно в последние недели идёт штурмовая работа, но у нашего отряда дела складывались не так, как хотелось, у кого-то опустились руки. Вечером в компании ребят я отправился в сельский клуб. Брат и ребята пошли танцевать. А я томительно ждал, придут - не придут.
Они пришли. Втроём. С ними был парень-крепыш. Я подошёл, поздоровался. Начался танец. Мы танцевали вчетвером, и я мучительно думал, кто же лишний? Может, он с сестрой пришёл? "Пойдём, покурим", - предложил крепыш. "Пойдём", - согласился я. Чего ожидать от крепыша, я не знал, на всякий случай окинул взглядом ближних танцующих: ни брата, ни наших ребят не было видно.
Мы вышли, немного отошли от выхода. Парень сказал:
- Вообще-то я не курю.
- Я тоже не курю.
- Виктор, можно Витя, - крепыш взял инициативу на себя и протянул руку - я пожал, дуэли-мордобоя у нас уже не будет. А он продолжил:
- Мы с Лидой с десятого класса встречаемся. Я поступил в училище в Севастополе, а она здесь в Тюмени учится. У меня всё лето практика в море была. Вот только на две недели удалось вырваться. К сентябрю уже надо в Севастополь прибыть. Мы практически год не виделись.
Он ещё что-то говорил, я не очень слушал. Мы вернулись. "Моя" (или уже не моя) девушка отвела меня в сторонку:
- Ты хороший парень. Но... Может, ты с моей сестрой... потанцуешь? Она - хорошая.
- Не-э-э... Счастья вам... с Витей!
На площадке зазвучал хит этого года "Люди встречаются":
"В свой вагон вошла она. Улыбнулась из окна. Поезд тронул, а я вслед Лишь рукой помахал ей в ответ".
Венгерский композитор Гаваша (или Хаваша) написал песню "Чёрный поезд", которая сразу стала хитом в Венгрии. Венгерский певец-красавчик Янош Коош исполнил её на концерте у нас. Юрий Антонов с Олегом Жуковым прямо на концерте попросили ноты песни у венгерских коллег, Жуков написал слова, Антонов сделал аранжировку. А появилась песня "Люди встречаются" в 1971 году (за год до нашей работы в Тюмени) в исполнении ВИА "Весёлые ребята", солировал Владимир Фазылов (с поразительным свистом).
Я шёл к себе в лагерь и думал. Странно, Лида вообще могла ничего не говорить своему крепышу обо мне, ведь практически ничего не было. Ничего не было, кроме нескольких танцев. Рука на спине, рука на талии, мы даже ни разу не коснулись телами в танце - выдержали "пионерское" расстояние. Да, могло бы быть (танец-тест подтверждал), если бы не было крепыша. Может, мои влюблённые глаза видели больше, и я сам чувствовал больше, чем было на самом деле? И как надо доверять друг другу, быть уверенным друг в друге, чтобы рассказать всё без утайки, без умалчивания, чтобы правильно понять другого и не напридумывать того, чего не было. Можно было только порадоваться за них. Я встретил замечательную девушку Лиду, но кто-то её встретил раньше меня, "мне ж не везет в этом так, что просто беда". Что ж, любви вам, девушка Лида и будущий капитан-подводник Витя. И на долгие годы запомнился её песенный портрет "волосы светлые в косы вплетенные, а глаза, неба бездонного синь, в улыбке весна".