Вербицкая Клавдия Валерьевна : другие произведения.

По итогам 18-й Мини-прозы или идеологические размышления о литературе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разбор следующих рассказов МП-18: "Тихая дрянь", "Каин, где твой брат Авель", "Две жизни Лексея Петровича", "Время чужое, время своё", "Самый глубокий фьорд", "Паром звонит в колокол", "Акваретто со льдом, пожалуйста", "Ботинзон", "Язык народа моего", "В центральном парке культуры и отдыха".


По итогам 18-й Мини-прозы

или идеологически размышления о литературе

  
   Рассказы с восемнадцатой Мини-прозы оставили противоречивые впечатления. Есть удачные, есть интересные, есть оригинальные. В общем, есть всякие. Разного литературного уровня, разного авторского мастерства. О мастерстве уже много говорили люди, которые в литературности разбираются лучше меня. Я же хочу поделиться мыслями о содержании некоторых рассказов.
   Точнее даже не о самом содержании, а о том, куда оно ведёт. Всё чаще мне вспоминаются почти пророческие слова товарища Огурцова: "Нужно, чтобы музыка вела, но в то же время и не уводила!" То, что раньше было смешным, сейчас можно использовать как основной принцип творчества, не важно, музыкального или литературного. Сейчас многие пишут (что греха таить, сама писательским недугом страдаю). Но многие ли задумываются о том, а куда поведёт читателя написанное ими произведение? Чему оно может научить, к каким деяниям сподвигнуть? Конечно, литература - не учебник жизни, но никакая информация не проходит для человека бесследно, поэтому строго и требовательно надо относиться к собственным произведениям.
   По итогам Мини-прозы у меня сложилось впечатление, что некоторые авторы вообще не думали о том, куда может вести их рассказ. Попробую раскрыть примерный "маршрут" нескольких финалистов. Сразу поясню: я не буду разбирать реалистичность и достоверность мира, мотиваций героев, их отношений и судеб. Я лишь покажу, какие смыслы прячутся за некоторыми их поступками.
  
   2 голоса 8 баллов - "Тихая дрянь"
   Условная "постапокалиптика". После тяжёлой эпидемии жить на Земле тяжело, несколько человек прячутся в горах, живут в палатках, готовят на костре. Иногда выбираются в большой мир за добычей. Однажды вместе с добычей приводят беженцев из карантинного лагеря. Мужчина героини закрутил роман с пришлой девицей, героиня шустро, чтобы всё было справедливо, окрутила приятеля соперницы.
   И вот что интересно. Героиня не скрываясь (от читателей) думает о том, что ненавидит женщин. Постепенно из текста становится ясно: она ревнива, хоть и утверждает обратное. И женщины для неё - просто конкурентки, к которым не равнодушен её мужчина. И вот она весь рассказ прячет свои истинные чувства. Она не закатывает скандалы, что можно назвать мудрым поведением, но при этом тихо ненавидит ту, с которой довольно долго уже живёт у одного костра. И рассказ пропитан этой чисто женской ненавистью, ощущением собственной эксклюзивности и независимости - при том что никакой независимости нет. Есть лишь страх потерять любимого мужчину.
   Когда в их лагере появляется двое спасённых из карантинного лагеря (оставим за скобками вопрос об угрозе заражения, которые беженцы могут представлять), мужчина героини завязывает отношения с пришлой девушкой. Героиня выбирает себе её мужчину. Причём не потому, что он ей понравился, и даже не из обоюдного желания отомстить. Нет, она лишь хочет, чтобы всё было по справедливости, как героиня её понимает. Судя по описанным реакциям её основного мужчины, он всё понял, но принял как данность. Видимо, по принципу, чем бы дитя не тешилось, лишь бы кофе по утрам варило. Что про всё это думал новый любовник героини, читателю не рассказано.
   Итак, в качестве примера для подражания читателю (точнее, читательнице) предлагается: страх, замаскированный лицемерием, эгоизм и чувство превосходства над другими. И ещё пользовательское отношение к мужчинам. Возможно, основного мужчину героиня любила, но вот второго просто использовала для установления справедливости. Точнее, своего женского самоутверждения. Чувства и ожидания средства решения данной проблемы её не волновали, средству чувства не положены...
   Но это одна линия отношений в рассказе, а есть ещё и другая.
   Рядом с лагерем героев рассказа обосновались непонятные существа, как позже выяснится - то ли ангелы, то ли младшие боги. Мистические существа, которым стало интересно крутиться среди людей. С одним из этих существ героиня даже подружилась. Точнее, я думала, что между ними сложилась дружба. И однажды, когда героине было тошно и тоскливо, это существо предложило ей игру в её жизнь. И показало, как всё могло быть иначе, так, что знакомство с её любимым мужчиной не состоялось бы. И реальная жизнь сразу стала не такой уж тоскливой.
   Когда её мужчина увлёкся другой девушкой, героине снова стало плохо-тоскливо. Даже чужой мужчина не помог разогнать тоску. И к ней пришло то существо, снова предложило помощь. Их разговор услышал её основной мужчина (он был кем-то вроде лидера этой группы), и тут же заинтересовался, а что может это существо кроме говорения. Для выяснения неясных возможностей существо было посажено на цепь. Героиня пыталась протестовать, но её спокойно проигнорировали. Случайно выяснилось, что существо не переносит чеснок, и ему на шею повесили мешочек с чесноком. А теперь представьте, что у вас серьёзная аллергия на что-то. И это что-то вам привешивают на шею. Доблестное поведение главного героя, а героиня лишь тихо просит перестать мучить пленника. Но её мужчина непреклонен, заставляя существо говорить. Кстати, зачем - непонятно. В итоге заработал-таки предсказание: безоблачное будущее. И в конце-концов отпустил ослабевшее существо на все четыре стороны. А героиня (вот подвиг!) влепила мучителю пощёчину. А потом ушла в палатку мириться. И ещё радовалась, что её мужчина не ушёл с другой, а всё-таки решил помириться с ней.
   А мохнатое существо в ту ночь умерло. Автор позволяет лишь две строчки по этому поводу:
   "Чеснок для них оказался не просто неприятен, смертелен.
   Но откуда мы могли это знать?"
   Я - не я, и лошадь не моя. Живое существо теряет клочьями шерсть, еле-еле говорит, практически не держится на лапах... Откуда взрослые люди могли знать, что от аллергии можно умереть? Я уж не говорю о том, что отпустить больного друга одного, оставить его без помощи - это подлость. Существо рисковало, предлагая помощь. Существо помогало героине, когда ей было плохо. А когда стало плохо ему, героиня предпочла потрахатьтся. Видимо, мохнатый бог не был ей другом. Просто она и его использовала в своих интересах.
   Что ж, используйте людей, предавайте, оставляйте больных без помощи, не мешайте подлости - и сорок минут горячего секса вам обеспечены! Так написано в рассказе, только я не хочу такой жизни. Спасибо, автор, эту гадость кушайте сами.
   Понятно, герои расплатятся за подлость - когда-нибудь потом, когда лето будет безоблачным, проще говоря, начнётся засуха. Но это потом в рассказе не отражено. В рассказе всё заканчивается как-то никак. Боги уходят, люди остаются, засуха то ли будет, то ли нет.
   А предательство уже свершилось. Как и убийство. Только у героев нет переживаний ни о том, ни о другом. Есть лишь досада, что ими управляет "такая тихая дрянь". Будто их силком заставляли привязывать аллерген к аллергику.
   Да, из "полезного", что есть в рассказе. Героиню зовут Люся, а её мужчину - Тимур. Вроде бы, есть в этом рассказе своего роду предупреждение: "Люси", держитесь подальше от властных, упрямых и агрессивных "Тимуров". Вот только кое-что в поведении и характере героине позволяет сделать обратные выводы, что это как раз "Тимурам" лучше держаться подальше от лицемерных, циничных "Люсь".
  
   4 голоса 14 баллов - "Каин, где твой брат Авель""
   Начало рассказа - это воспоминания о неудавшейся жизни главного героя. О том, как любимая жена ушла к другому, забрав сына. Как вернулась через сколько-то лет, прошедшая через руки, постели и браки стольких мужчин, что от нежной возлюбленной прошлых лет ничего и не осталось. Тем не менее, герой её принял, хоть и пришёл в ужас от перемен в её внешности и характере. Сын папу не принял. Мол, хотел бы видится, нашёл бы способ. Герой и это проглотил, не попытавшись наладить отношения.
   Но главной характеристикой героя и его способа налаживать и поддерживать отношения я считаю фразу " Сколько девушек назначало ему свидания вон у тех ступенек?" И после этого герой смеет сетовать, что жена сменила его скромную двушку на особняк в центре города, а молодого учёного - на лысого и трижды знаменитого режиссёра. Короче, променяла скромного мужчинку на деньги.
   Угу. Если кому-то нравится так думать, пусть думает. А я расскажу одну простую нашу женскую хитрость. Даже две, я сегодня добрая. Во-первых, те женщины, которые предпочитают жениться на деньгах, как правило делают это сразу, не дожидаясь довеска, затрудняющего брак на деньгах. Есть, конечно, исключения, но, как правило, уход от когда-то любимого мужа к большим деньгам не происходит сам по себе, отношения начинают разлаживаться за какое-то время до того. Когда-то разлад протекает быстро, когда-то длится годами, но и в том и в другом случае сначала идёт женское недовольство финансовым неблагополучием семьи, а только потом поиск другого варианта. Так что? Герой не смог услышать жену, не смог с ней договорится, не смог поставить на место, в конце концов? Так кто ему тогда злобный Буратино?
   Если женщина бросает мужчину неожиданно, да к тому же меняет его на другого, значит, первый мужчина её чем-то не устроил. И вовсе не деньгами (денежное недовольство проявилось бы раньше, я уже говорила). В таких спонтанных уходах женщина уходит к другому мужчине. Ни к деньгам, ни к карьере, ни к славе. А просто к мужчине.
   А теперь вторая хитрость: мужики, хотите, чтобы женщины от вас не уходили? Не допускайте, чтобы девушки сами назначали вам свидания. Даже самые отвязные феминистки тают от приглашения прогуляться в ближайший парк, сходить в кино, где идёт интересный фильм (не забудьте указать, что билеты уже куплены/заказаны, или что вы их закажете вот прямо сейчас, когда девушка выберет сеанс: сразу после работы или ночной). Мы можем быть стервами, сушёными воблами или шлюхами, но мы идём за мужчиной. Если нам приходится вырваться вперёд - приглашать на свидание, покупать билеты в кино, искать информацию о каких-то развлекательных мероприятиях, а потом ещё и организовывать выход на них, мы незаметно превращаемся в мужиков. А вам охота спать с мужиками? Возможен и другой вариант - мы уйдём за тем, кто пригласит нас в женскую жизнь. За тем, кто разрешит нам быть женщиной. У этого пути есть свои издержки, которые вполне познала героиня. Но, по крайней мере, она хотя бы несколько лет побыла женщиной, герой же мужчиной не был никогда.
   И вот герой бродит по парку, вспоминает свою жизнь и случайно натыкается на труп повешенного. Рассмотрев, кто это, приходит в ужас, оступается, проваливается в канализационный люк, который сам же (ещё в детстве) открыл. Точнее, они с приятелем хотели посмотреть, кто провалится в люк. Посмотрели. Автор, от имени героя, осуждает сантехника, который выбрался-таки из люка, но крышку искать не стал. Осуждения к хулиганам, не вернувшим крышку на место, в тексте нет. Правда, реализован принцип из пословицы "не рой яму другому", пусть и расплата произошла через много лет.
   Итогом же этой расплаты стала вторая часть рассказа, мистическая, если можно так сказать. Герой долго ползает под землёй и в конце-концов выбирается на поверхность в незнакомом месте. В этом незнакомом месте он попадает в некий посёлок, где его радостно привечает молодая девушка. Которая прекрасно знает его привычки и кулинарные пристрастия, более того, утверждает, что он тут не в первый раз.
   После обеда они благополучно заваливаются в койку. А, выбравшись из койки, герой обнаруживает, что помолодел на три десятка лет.
   В общем, дальше идёт всякая мистика, и деревня, в которой нет ни одного парня, одни старики, и все девушки смотрят на него с надеждой и ожиданием. И разговор с "мудрым старцем", который знает про него всё, но не говорит больше, чем "положено". Правда, рассказывает легенду о Сизифе, обсуждает специфику адских наказаний и что можно отнять у человека память, чтобы каждая ситуация казалось наказуемому первой и давала надежду на спасение, которого не будет. В общем, отвлечённая философская беседа. Вроде бы. Пока не выяснилось, что великий грешник, обречённый на такое наказание на самом деле существует, причём регулярно приходит в этот посёлок, где забирает у женщин грехи, возвращая им молодость. Разумеется, через секс. Не плохо тамошние бабы устроились. Прелюбодействуй, и будет тебе прощение грехов - так, что ли? Может, перепрофилировать женские тюрьмы в бордели, а?
   Ну, и финал рассказа. Герой оказавшийся Каином, регулярно проживающий чужие жизни и в итоге убивающий сам себя... Героиня, наблюдающая за убийством со скукой и отчуждением... Вряд ли это часть наказания, скорей всего, это лишь отражение нашей жизни. Той самой, в которой смерть - это просто картинка из передачи "Дорожный патруль" или аналогичных ей. Убийство - ничего не значащий акт перевода другого человека из состояния жизни в эту картинку.
   Я не рассматриваю религиозную составляющую этого рассказа, я не теолог. Даже не верующая, я не разбираюсь в вопросе. Но и убийство, и самоубийство в рамках предложенной традиции являются грехами. Искупать один грех новыми... ладно, пусть. Если не считать того, что герой (пусть даже и Каин) получил ту пресловутую лицензию и на одно, и на другое. А с ним и читатели, которые прошли один его цикл от начала и до конца.
  
   4 голоса 16 баллов - Две жизни Лексея Петровича
   Автор предлагает нам отправится в некий мир будущего, где у людей к собственным природным мозгам прилагается программное обеспечение, без которого прожить невозможно.
   А ещё благодаря этому программному обеспечению государство решило проблему наказания преступников: сознание отделяется от тела на срок наказания, тело под управлением ПО уходит в специальное место, где его никто не обидит и даже накормит. А сама личность витает где-то.
   И вот герой попадает в такую виртуальную тюрьму. За то, что сбросил карманника на рельсы метро под поезд. Драка в толкучке метро в час пик, в ходе которой вор падает на рельсы. А отвечает тот, кто, вообще-то, защищался. Ладно, проглотим. Доказательства злого умысла карманника нет, а факт столкновения есть. Стало быть, герой огрёб почти справедливо.
   А дальше начинаются интересности. У героя ПО оказалось пиратским, поэтому его тело отправилось сначала домой, куда автоматика его не пустила, потому что хозяин числился отбывающим наказание. Пиратское ПО, не имеющее в себе инструкций, как действовать в отсутствие хозяина, направило тело по маршруту, которым хозяин часто ходил. Привело его к дому девушки, которой герой был увлечён, но не рискнул познакомиться.
   Потому что герой - мелкая сошка в дизайнерском отделе при госслужбе. А она - сотрудница крупной корпорации, при должности и зарплате. Вот только эта девушка приютила-пригрела странного парня не от мира сего и даже пристроила на работу (оставим за скобками вопрос "как", автор его ловко обходит) уборщиком. Когда сознание вернулось на место, тело уже работало маленьким начальником (старшим уборщиком). А в свободное от работы время имело его девушку.
   А теперь интересная деталь из устройства того мира. Государство скупает за бесценок лучшие умы, выдают жилплощать типа "шкаф минимальной комфортности" и обеспечивает минимально необходимым для жизни набором работа-зарплата. Корпорации берут почти всех, но пройти наверх можно лишь с самого низа, то есть с уборщика. Опять же, непонятно, зачем забивать гвозди микроскопами. Почему не взять дизайнера на должность "подай-принеси-пошёл на фиг" в профильный отдел. Как специалист сможет проявить свой профессионализм? Дизайнер - художественно раскладывая мусор по коридорам? А бухгалтер - подсчитывая штуки мусора, собранные с конкретного участка этажа? С другой стороны, это проблема корпорации, как из массы уборщиков выбрать тех, то способен на что-то большее. И где брать это большее, если перспективные уборщики кончились, а в новых потребности нет.
   Тут интересно другое. Герой выбрал надёжный вариант - работу на государство. И вот теперь, сидя в изоляции от тела и переосмысливая прожитую жизнь, понял, как он был не прав. Что надо было идти в корпорации, медленно кропотливо подниматься наверх. И решает, что, выбравшись на свободу, первым делом поменяет работу и станет добиваться ту девушку. Которую в тот момент имело его тело под управлением пиратского ПО.
   В итоге, герой получает место в корпорации, причём минуя самую нижнюю-непристижную ступень, ведь когда он вернулся в тело, то получил то рабочее место, которое уже это самое тело занимало. Пусть маленького, но начальника. Да и с девушкой никаких проблем - он уже в её постели.
   Эдакое "по щучьему велению"... Вот только в первоисточнике герой всё-таки САМ выловил свою щуку, а в предложенном рассказе герою всё свалилось само по себе вместе с пиратским ПО и сроком за убийство, в котором он, кстати, нисколько не раскаивается. И мысли о том, что он лишил человека, пусть и вора, жизни, его не терзают, не мешают планировать свою будущую жизнь и перечитывать классику.
  
   5 голосов 17 баллов - Время чужое, время своё.
   Криминальный экшн-боевик. Стрельбы, правда, мало, зато много гонок. Герои воруют время, создавая аварийные ситуации на дороге. Когда соберут времени достаточно, они его продадут. Есть два момента. Во-первых, это занятие само по себе опасно, поскольку любая аварийная ситуация может закончиться ДТП. Во-вторых, существует монополия на торговлю временем (да, в будущем это возможно и активно используется), и герои, стало быть, нарушают право компании-монополиста распоряжаться ценным ресурсом. Кстати, кроме мотива заработать денег, иногда проскальзывает идея утереть нос монополисту. То, что при этом утирании могут пострадать посторонние люди - воров-экстремальщиков не беспокоит.
   Их беспокоит лишь прибыль. И главная героиня, чуть не падая с ног, возвращается на трассу, чтобы добыть ещё полторы минуты времени. И организатор всего этого действа, отправляя её добирать недобранное, не думает о том, что она может не выдержать и долбанутся где-то на трассе. На большой скорости. Не думает он и о том, сколько человек уставшая водительница заберёт с собой.
   В общем, сколько бы там ни говорили про идейную борьбу с монополистом, деньги ведут их к цели, деньги заставляют их рисковать своими и чужими жизнями.
   И всё это на фоне любовных страданий героини, а так же её переживаний от собственной усталости. То есть, героиня - просто слабая женщина, попавшая в трудную ситуацию, и пытающаяся добыть себе денег любой ценой. То, что ценой может стать чужая жизнь, как-то упускается из вида, ведь героиня - хороший водитель.
   Потом погибает организатор проекта, герои лихорадочно начинают искать выходы на заказчика. Даже что-то находят. Правда, находят они подставное лицо компании-монополиста, о чём, естественно не знают, но подозревают неладное. Итогом всего этого становится взрыв того склада, где хранился контейнер (то есть, уничтожение доказательств преступления). А так же возвращение живого и здорового организатора, который, благодаря наворованному времени, перенёсся на два часа вперёд после собственной смерти и продолжил жить, как ни в чём ни бывало.
   Короче, преступники поимели компанию-монополиста, и... наверно, вернулись на трассу. Пусть даже они не будут больше воровать время, но их опыт создания аварийных ситуаций никуда не делся. Интересно, те пять человек, что отметили этот рассказ в финале, пристёгиваются за рулём? Я бы посоветовала им не пренебрегать правилами безопасности. Таких экстремалов хватает на любой дороге, и они ведь могут не знать, что тот, кого они подрезали, им симпатизирует.
  
   3 голоса 23 балла - Самый глубокий фьорд
   Этот рассказ переносит читателя в Норвегию. Мир викингов и древних саг. Вот только проблемы у героя вполне себе жизненные: он уехал в Осло в поисках лучшей доли из родной глухомани, потерял там работу, и теперь ему нужно вернутся домой с поражением.
   Но до дома герой не долетел, его мягко изъяли из самолёта, поместили в мир тех самых саг.
   После чего его сначала хотели утопить в болоте, потом познакомили с владетелем тех мест - властным мальчиком, который пообещал всё объяснить, а до объяснения морочил ответами на задаваемые вопросы, которые не давали возможности сложить целостную картинку происходящего. Потом по его душу заявилась главная злодейка тех мест, утащила героя за собой, подробно объяснила, что к чему.
   А дело в обычном проклятии. Ну, дело житейское, бывает. Приехала в славное королевство чужестранка, соблазнила местного короля, а королева возьми да и пожалуйся троллю. Тролль любил королеву, пусть и безответно, вот и наслал проклятие на королевство. А чужестранку разделил пополам. Одна её часть попала в наш мир, где живёт обычной жизнью, но так и не находит счастья. Даже жених (главный герой) умотал от неё в поисках новых впечатлений. Вторая половина, оставшаяся в этом мире, бродит в тоске и одиночестве, и ждёт того, кого она полюбит. А тот, кого она полюбит, должен убить её в этом мире. А любит она вовсе не короля уже, а главного героя, своего жениха, который, спасаясь от скуки и тоски, сбежал в Осло.
   Ну, как вам?
   Вспоминаем:
   "Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного,
   ... украла меня, еще малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силой нечистою, оборотила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, ... пока найдется красная девица, ... и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною" (С.Т. Аксаков)
   "Стань же ты чудищем лесным и будь им до тех пор пока красна-девица за тебя, за страшилище, своею волею замуж не пойдёт!"("Финист - Ясный Сокол")
   " Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет...
   И вот тут-то юная фея появилась из-за полога и громко сказала:
   -- Утешьтесь, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрет, а только заснет глубоким сном и будет спать ровно сто лет -- до тех пор, пока ее не разбудит прекрасный принц." (Ш. Перро)
   Продолжать? Проклятия снимались любовью, самоотверженностью, готовностью пожертвовать собой ради другого. Да, возможны и другие варианты, сказки бывают разные. Но неужели в нашем мире мало зла, что его надо увеличивать ещё и сказочными убийствами?
   Конечно, задача героя упрощается тем, что сказочная половина чужестранки превращается в рыбу, и у героя есть возможность убить не человека, а животное. Но ведь по сути он всё равно убивает человека, пусть и заколдованного. К тому же, любящего его. Ради спасения целого королевства и своей невесты в придачу, не спорю. И, тем не менее, это убийство беззащитного. Даже не поединок с троллем (драконом/чёрным рыцарем/тёмным властелином). И опять убийство становится средством решить проблемы. Как чужие, так и свои.
  
   5 голосов 23 балла - Паром звонит в колокол
   Здесь автор предлагает что-то вроде антиутопии. Есть тоталитарное государство, в котором жители даже не винтики, а ржавое железо для этих винтиков. Где щенка могут отобрать у хозяина просто за то, что он громко топает. Правда, в это государстве есть "гостинка" - зона, куда ездят отдыхать иностранцы. Место, где совершенно безопасно, правда, нельзя привозить (и уж тем более торговать) наркотики и порнографию.
   Герой, скучающий мальчик-мажор едет отдохнуть, жалея, что отец настоял именно на этом маршруте. Как отдыхать без травы и порнушки мальчик не очень понимает. Правда, ему всё объяснили доблестные сотрудники спецслужб - его по ошибке загребли в кутузку. Вели контрабандиста с порнухой, а под руку попался сей мальчик.
   В соседней камере сидела милая девочка. Наёмница. Идейная, между прочим. Никогда не берётся за дела, которые считает несправедливыми. Заказ на дестабилизацию обстановки в этой тоталитарной стране она сочла справедливым. Сам же заказ состоял в том, чтобы выпустить в местном метро крысу, заражённую неким вирусом. Выздоровление после него проходит через два месяца, но в эти два месяца больные люди становятся почти полностью недееспособны. Два месяца болеть чем-то вроде гриппа, да ещё с желтоватой сыпью... да в масштабах практически всего островного государства. Не хило так, посадить на карантин целый остров, практически остановить производство, в том числе и пищевую промышленность. Да, через два месяца люди поправятся. Но что они будут есть эти два месяца? Кто будет поддерживать водопровод и канализацию в порядке. Кто будет лечить людей, если они заболеют чем-то более серьёзным? Такое вот маленькое задание со справедливыми целями.
   Героиня в чём-то прокололась (или её подставили), угодила за решётку, но быстренько вербанула себе исполнителя.
   Потом начался мистический боевик, в ходе которого крысу не выпустили, зато запустили то ТВ ролик, где местный тиран развлекается то в роли мазохиста под хлыстом садистки, то с наркотиком и маленькой девочкой... В общем, великий диктатор оказался обычным извращенцем в самом плохом смысле этого слова. Пока народ переживал сей волнительный показ, герой с примкнувшими к нему стариком и девочкой покинул остров на экспроприированном плавсредстве, а наёмница, отвлекшая на себя внимание, геройски погибла в метро.
   Красивый боевик, так и просится на голливудский экран.
   Есть только одно но. Интересно показана дихотомия. С одной стороны - вседозволенность и распущенность. С другой - честь и долг. С одной - свобода, с другой - тирания. В итоге же те, кто следовали чести и долгу оказались обмануты тем, кому служили. Тем, кто создал для них этот долг и назвал честью исполнять его. Диктатура, особенно такая "антиутопичесая" - это плохо. Но честь и долг - это хорошо. Зачем же так низводить эти два понятия, зачем топить их в нечистотах от старого извращенца?
  
   8 голосов 26 баллов - Акваретто со льдом, пожалуйста
   И ещё одна постапокалиптика. В этот раз экологическая. Автор предлагает читателю мир, где почти не осталось пресной воды, а солёную опресняют на специальных фабриках и выдают по талонам или продают за деньги. При фабрике есть охранники, которые не дают рабочим выносить воду. Охранников все ненавидят, потому что они не пускают людей к воде. Тот факт, что воды мало, никого не волнует.
   Главный герой - обычный охранник на опреснителе. И ему нравится одна девушка, которая не хочет с ним даже здороваться. Однажды один рабочий, не имеющий достаточно денег, чтобы обеспечить водой двух детей, попытался вынести под одеждой контейнер с водой. Герой, не раздумывая, выстрелил короткой очередью по ногам "несуна". Через полчаса к выходу подошла девушка, у которой он заметил некоторое увеличение объёма груди и остановил на личный досмотр. Нащупав под одеждой пакет с водой, он отпустил её. Потом они случайно столкнулись в метро, потом она всё-таки согласилась встретиться с ним, он даже купил для неё дорогущий коктейль - воду со льдом - и ещё два литра воды для её маленького племянника. А во время одной из встреч девушка пожаловалась, что на опреснителе зреет недовольство, и, если норму не увеличат, будет бунт. Герой тут же стал рассказывать своей возлюбленной о том, какая тяжёлая судьба её ждёт, если станет известно, что она встречается с охранником. И о том, как тяжело служить в гидрохране, потому что никто не любит охранников, не хочет общаться и всячески отвергает. А потом случается бунт. В том самом секторе, где работает героиня. И вот финальная стадия операции по захвату бунтовщиков: солдаты врываются внутрь цеха, начинается стрельба. Майор командует стрелять по всем стоящим (хотя команды лечь на пол не дал), а герой, вместо того чтобы поддержать командира огнём, высматривает героиню. Увидев, понимает, что майор сейчас выстрелит в неё, поэтому выбивает у него из рук автомат и кидается на девушку, закрывая её от пуль. Потом был трибунал, герою вкатили срок, а девушка со свободы оставляла ему записки на стене, что напротив его камеры.
   У меня много претензий к содержанию, но "идеологическая" только одна: явная подмена "плохого" "хорошим".
   К примеру. "Несун" воровал воду не себе, а детям. В тексте есть упоминания о других попытках выноса, но они не раскрыты. Раскрыт именно этот случай: несчастный отец, который поступает плохо, но он не себе, он детям, поэтому он хороший. Это не сказано открытым текстом, но то, что написано формирует сочувствие к нему и негатив к охранникам, которые лишили семью кормильца.
   Девушка, которая не раскаивается в содеянном, вытащила воду опять же не себе, а племяннику-сироте, от которого отказались другие родственники. Опять же, она хорошая, а что воду украла, так ведь не себе же!
   Хороший герой, ведь он спас любимую девушку. И неважно, что он рисковал жизнью командира и других бойцов. И снова это не сказано прямо, но поскольку формируется сочувствие именно к нему, несчастному мученику системы, то как-то уходит на второй план требование бунтовщиков. А ведь люди, против которых вышла гидрохрана, грозили вылить очищенную воду, наработанную за день. Половину городской нормы воды, подготовленной к выдаче жителям.
   В итоге мы получаем героя, обретшего счастье даже в тюрьме, героиню, ждущую его освобождения, и все они белые и пушистые. Все они хорошие. А жители города, которые могли остаться без воды - это так, мелочи, служащие антуражем для красивой истории об обретении счастья.
   Когда за счастье, любовь, понимание, взаимность расплачиваются своими жизнями - это нормально и естественно. В этом же рассказе за счастье, любовь, понимание, взаимность расплата велась чужими жизнями. Если кто-то считает, что это хорошо, представьте себя жителем того города. И какой бы была ваша судьба, если бы бунтовщики успели открыть кран.
  
   7 голосов, 31 балл - "Ботинзон"
   В далёком будущем один зоолог увидел на каком-то форуме восторженный отзыв о малоизвестной планете. Турист восхищался закатами и прочими красотами, а зоолога взволновало упоминание забавных норок на пляже, из которых выглядывали какие-то крошечные животные, причём эти животные светились в темноте. По этому описанию зоолог сделал вывод, что на той планете обитают морские черви какого-то там вида. Правда, про свечение червей этого вида науке ничего не было известно, и зоолог отправился в путь за новыми знаниями.
   После чего начались всякие неприятности: НТ-кабина оказалась сломанной, техподдержка предложила справляться своими силами, потому как эту никому не нужную планету давно сняли с обслуживания.
   В общем, зоо-турист застрял.
   Вскоре на необитаемой планете обнаружился и "Пятница" - робот с непомерным самомнением и ненасытной жаждой общения.
   А ещё этот робот оказался наркоманом. Дело в том, что черви на той планете всё-таки обитали. Более того, эти черви, попадая в кислотную среду, выделяют сильный галлюциноген. В итоге, кайф ловили оба. Зоолог глотал "дозу", а робот ловил радиосигнал, который посылает червь в момент смерти. В общем, всем хорошо, все получают свой кайф. Особенно автор, рассказывающий, какие яркие видения посещали героя после приёма "дозы".
   А потом явились инопланетники, загрузили в свой корабль партию червей и забрали зоолога. Перед отлётом человек пообещал, что расскажет об этой планете, и сюда повалят люди, которым будет нужен лидер. Эта идея сильно понравилась роботу. Тех ста шестидесяти четырёх, что похоронены на соседнем островке, оказалось недостаточно, чтобы оплатить абгрейд собственного механизма. Есть в том мире разновидность инопланетников, которым нужны щитовидные железы... Конечно, зоолог не знал, зачем робот заманивает сюда людей.
   Правда, и робот не знал, что человек не вернётся домой: инопланетники поставили его перед фактом, что он будет разводить у них закупленных червей.
   Да, зло почти наказано: робот не получит приток новых людей, человек, чуть было не послуживший посредником в распространении нового наркотика и, пусть по незнанию, в убийстве, стал рабом. Но... всё это как-то невнятно и, опять же, незавершенно. Именно то, что зло не остановлено совсем, а лишь отсрочено в исполнении, не даёт сказать, что "наши победили". Робот так же будет заманивать людей, если не сейчас, так потом. И могил на соседнем островке будет всё больше и больше. А зоолог, скорей всего, загнётся, так и не поняв, что наркомания - путь в один конец, даже если "дозой" служат иноземные организмы. Если же он успеет наладить ферму по разведению, то это лишь вопрос времени, когда новый наркотик появится на человеческом наркорынке.
   То есть, в момент завершения рассказа, герои просто не получают осуществление своих надежд. Но зло, ими инициированное, остаётся, более того, получает возможности для развития. И остаётся примером для подражания в нашей объективной реальности.
  
   5 голосов, 33 балла - "Язык народа моего"
   Герой этого рассказа - командир команды наёмников. Несколько раз в своих рейдах он сталкивается с одним человеком, который изучает редкие языки. Всё бы ничего, но вскоре после ухода этого "коллекционера" случается какое-то ЧП и народ, носитель редкого языка, погибает. То землетрясение, то цунами, то ещё какая напасть - и всё, нет маленького поселения, а с ним нет и языка, на котором говорили жители.
   Однажды этот коллекционер приходит в деревню героя.
   Герой убивает чужака, надеясь тем снять проклятие, а потом уводит жителей в другое место. Через месяц сель уничтожил их старую деревню, а с ней и два соседних села, в которых говорили на том же языке.
   Но и его односельчане постепенно стали забывать родной язык.
   Тогда герой стал искать другого колдуна, чтобы тот нашёл способ избавить его народ от проклятья. Нашёл одну ведьму, которая утверждала, что проклятья нет и от судьбы не уйти. Но та же ведьма нагадала, что вопрошающий убил её соплеменника. Она тоже собирала редкие языки. И герой вызнал от неё подробности... Хранители лишь забирают языки тех народов, которые должны погибнуть. Когда есть возможность, возвращают их в мир, найдя подходящих носителей.
   Рассказ неплох... Вот только одного не могу понять: зачем было убивать колдуна? Герой - не пацан зелёный, но он убивает единственный источник информации о проклятии до того, как выяснил, а что за проклятье и можно ли его снять... Зачем? Для того, чтобы показать, как герой поспешил, как он ошибся и как раскаялся? Возможно. Но если бы он просто поговорил и всё тоже самое узнал ни от начинающей ведьмы, а от опытного хранителя, толку было бы больше. Ведь договориться, получить информацию, посоветоваться со знающем человеком эффективнее, чем просто подчиниться собственному страху. Жаль, что этого сравнения в тексте нет. А есть лишь выбивание информации из запуганной девчонки. Тоже эффективный метод. Только он, как и убийство, построен на силе одного над бессилием другого. Разговора равных снова нет.
  
   А теперь - безусловный победитель данного "топа", он же - пятое место финала...
   7 голосов, 41 балл - "В центральном парке культуры и отдыха"
   Простенький рассказ о загробной жизни. Три человека оказываются в неком парке, мучительно вспоминают, кто они и что они. Находят там своих умерших знакомых... В итоге выясняется, их рекрутировали в небесное воинство. Всех троих в одну боевую группу. Убийцу, его жертву и врача, убитого тем же убийцей, когда пытался спасти жертву.
   Но герою мало стать бойцом небесного воинства, он требует высшего суда, получает его, и вдруг обнаруживает, что нет единых критериев, чтобы его судить. После долгого описания "суда" герой (тот самый врач) уходит растерянный, вдруг обнаруживший, что нет каких-то общих критериев добра и зла.
   А с ним потерянным оказывается и читатель. Если критериев добра и зла нет, то как жить? Можно, конечно вспомнить о том, что "все в этом мире правы..." Можно гордо представить себя вершителем истины: всё субъективно, даже наши представления о добре и зле, о хорошем и плохом, о допустимом и недопустимом.
   Вот только никуда не деться от того, что "сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок". Какой урок можно извлечь из этого рассказа? Даже если ты убьёшь, тебе могут счесть достойным сражаться на стороне света? То есть, преступление не есть зло? Идите, воруйте, убивайте, пейте горькую в больших количествах... и пусть ваша совесть спит спокойно, все эти деяния за границами понятий добра и зла, то есть злом не являются.
   Многоплановый такой "намёк".
   Я не призываю литературу к морализаторству. Я лишь прошу пишущих людей помнить о том, какой "намёк" будет прочтён читателями. Добро в сказках побеждало зло вовсе не потому, что "историю пишут победители", а потому что это был самый простой способ объяснить людям, что в обществе считается злом, а что - добром. То, что предложено в этом рассказе, это даже хуже простой подмены понятий, это просто их отрицание. Ни добра, ни зла нет, потому что невозможно оценить, что есть зло, а что есть добро. Но если добра и зла нет, то нет и добрых и злых, хороших и плохих поступков, значит, поступать можно так, как хочется в текущий момент. Например, убить, украсть, изнасиловать... почему нет? Ведь добра и зла нет. Благодаря всем тем, кто так радостно проповедует отсутствие единых критериев оценки добра и зла.
  
   Времена меняются. Меняются представления о том, что можно, а что нельзя. О том, что хорошо, а что плохо. Но есть то, что проходит сквозь времена, иногда что-то теряется в суете и разрухе, но потом возвращается, находится, обретается вновь. Потому что есть в нашей жизни что-то, без чего жить безнадежно и бесприютно. И тем, кто забыл, что "зло называется злом", я желаю вспомнить...

http://www.youtube.com/watch?v=wZS-66ZIVho

   Так же, мне бы хотелось, чтобы пишущие люди помнили о том, что если мы не расскажем об этом читателям, больше этого не сделает никто.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"