Вербовая Ольга Леонидовна: другие произведения.

Часть четвёртая. Ещё письмо от Тани

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов: "George M. Avery", "Гавань Воздушных Кораблей", "Скерцо", "Вместе навсегда", "Трубач" и "Сказка о Звёздочке"

  Привет, Оля! Рассматривая все рассказы, не вышедшие в финал, я нашла ещё несколько униженных и оскорблённых авторов. Особенно посчастливилось найти про любовь: "George M. Avery", "Вместе навсегда", "Скерцо" и "Гавань воздушных кораблей". Есть и на другую тему: высших и низших социальных слоёв, а также извечный вопрос добра и зла. Но лучше сначала поговорим о той "долготерпимой и милосердной, которая не завидует, не превозносится, благословенна и прекрасна" - о Любви.
  
  Лауре Льевр "George M. Avery"
  Главный герой - молодой человек лет двадцати. Как нетрудно догадаться, зовут его Георг. Да, да, я тоже сначала подумала, что главный герой - Джордж. Но автор, видимо, решил, что слишком торжественное, королевское имя Георг будет лучше. Ладно, в конце концов, какая разница, как его зовут. "Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет", - сказал бы на это гениальный Шекспир. Главное, что это за человек.
  Георг, по-видимому, романтичный юноша. Любит природу, и эта любовь проявляется даже в его манере одеваться: зелёный свитер, напоминавший "последнее дерево августа в осеннем лесу, уже потерявшем свои листья" и малиновое пальто. Даже дождь его не пугает - он смело идёт по лужам и пытается разглядеть, "что за скрытая жизнь кипит там, в лужах". О том, чтобы вернуться домой и взять зонтик, Георг даже не задумывается. Хотя любой, мне кажется, как раз об этом бы и подумал в первую очередь. Но Георг предпочитает любоваться на лужи и смотреть, что там за цветок скрывается под прибитыми дождём растениями.
  Его увлечения - музыка и книги. Будучи продавцом в книжном магазине, он относится к книгам как к живым существам. Про музыку я сразу догадалась, когда он слушал по плейру виолончель. Надо сказать, не слишком частые увлечения для современного молодого человека.
  Кроме того, Георг любит животных. И больше всех - своего кота: дымчатого, с голубыми глазами. А имя-то у кота шикарное - Тит Лукреций! Если прочитать дальше, то поймёшь, что эту кличку он оправдывает на все сто. Каким-то шестым чувством чует, когда надо возвращаться домой, чтобы успеть к ужину, и кажется, понимает человеческую речь. По крайней мере, Георг так думает, спрашивая: "Что скажешь?".
  А вот, собственно, и сам сюжет - Георг находит между растениями цветок и записку. Читает, а там (мистика, ей Богу, мистика!) - его имя и приглашение на бал. "В зеркале, напротив старого комода". Как и следовало ожидать, сначала он принимает это за розыгрыш. Вернувшись домой, показывает это Титу Лукрецию. Но "мудрец-философ" не разделяет мнения хозяина и приносит ему галстук. И Георг соглашается идти на бал.
  Зеркало. Оно появляется в самом начале, когда Георг рассматривает своё отражение. И когда он прижимается к нему носом, начинает колыхаться. Теперь оно тоже колышется, приглашая Георга войти внутрь. Он подчиняется.
  В бальном зале, сделанном из камней, мрамора и зеркал, всё кажется живым и естественным. И мраморный пол, похожий на лёд, и свечи, как солнечные лучики, и стекло, как мыльный пузырь.
  Георг, любуясь всей этой красотой, чувствует себя чужим. Люди здесь вежливы, но холодны. Похожие на гордые розы. Но в уголке стоит "чертополох", то есть, девушка, такая же романтичная, но несмелая, как и сам Георг. Вот она, родная душа!
  Тут Георг становится увереннее. Настолько, чтобы подойти к ней и пригласить на танец. Она охотно принимает приглашение. И Георг, который вообще-то плохо танцует, начинает "парить в вихре зеркальных брызг". Напоследок даже осмелился украсть её поцелуй. И вдруг всё кончается...
  Что всё-таки произошло, я так и не поняла. Но владелец магазина обнаружил Георга лежащим без сознания у зеркала. Принёс домой. Всё, что происходило на балу, можно было бы принять за бред или сон, если бы не одно но. Записка от той девушки: "Мы еще обязательно увидимся. С любовью, Лу".
  Когда я прочитала это, мне хотелось плакать. Оттого, что конкурс оказался так несправедлив к произведениям, дающим надежду, превознося те, которые цинично её отнимают. Как та крыса из "Гавани воздушных кораблей", да простят меня авторы.
  
  Ольга Ваничкина "Гавань Воздушных Кораблей"
  Что это за гавань? И вообще, что это за место? Небесный град? Рай? Или и вовсе какой-то придуманный волшебный мир? Но крыса сказала, что это Посмертная Юдоль, в которой живут погибшие герои книг. Притом положительные и отрицательные живут в одном мире, потому что сотворить ад вышло бы слишком дорого. Но по справедливости те, кто поддался старым чувствам ненависти и злобы, обитали далеко внизу, в Чёрном городе. Наверху остались либо те, кто очистился от грехов, либо погибшие положительные герои. Хоть они, по словам крысы, погибают реже, но всё же есть и такие.
  Кем был при жизни главный герой? Из рассказа следует, что волшебником. Добрым или злым, непонятно. Крыса намекает, что злым. Может быть, она просто соврала, дабы толкнуть Викая на нехорошие дела?
  Однако в этой жизни ни о чём нехорошем у главного героя и помыслов нет. Цель, к которой он идёт, самая благородная - найти девушку, в которую он влюбился с первого взгляда. Есть к ней два пути: один короткий да гладкий, а другой долгий и тяжкий. Последовать первым Викаю мешает недостаток денег - он "неверному блеску золота предпочитал сияние отражённого солнца". И он решается идти вторым - по Золотой Дороге. Здесь я улавливаю идею рассказа - не ищите лёгких путей к сердцу любимой (или любимого).
  Итак, Золотая Дорога - что это? "Жёлтые валуны, плотно подогнанные друг к другу, висели над землёй и уводили ввысь, к облакам и небу". Именно так выглядит путь к Чистой и Светлой. И чтобы ступить на эту дорогу, нужно закрыть дверь в прошлое.
  Но вот появляется крыса, называющая себя Богиней Любви. Запрещает Викаю идти дальше, говорит, что девушка любит другого. Здесь я и заподозрила неладное: если это правда, почему крыса так беспокоится, как бы они не встретились? И к чему эта странная фраза: "Ты же хочешь их разлучить". Непонятно, как он сумеет разлучить двух любящих? Разве что увести девушку силой, чего Викай, как я поняла, делать не собирается.
  В конце выясняется, что всё, что говорила крыса - ложь. И не Богиня она никакая, а злая ведьма, раба прежних пороков. И Скипетр в виде тростинки она украла из музея. Но главное, она тоже его искала. И тот "другой", которого она любит и ждёт - сам Викай. "Я всегда тебя ждала", - говорит она ему. И он, как оказалось, знал её в прошлой жизни. Не как грешницу и злючку, а как борца со злом.
  Так что если тебе кто-то будет говорить про любимого: он другую любит, не слушай, не верь. Может, этот кто-то хочет из зависти разрушить вашу любовь.
  
  Игорь Кириллов "Скерцо"
  И снова случайная встреча, обмен взглядами и внезапно нахлынувшая Любовь. И столетья им не преграда.
  Героиня рассказа - сильная женщина из прошлого. Вернее, ей приходится быть таковой. Социальный статус - королева - не позволяет ей быть тем, кем она по утрам мечтает - слабой женщиной. Просто Алисией. Но королева не позволяет себе даже думать об этом. "Надо же, какие крамольные мысли изредка будоражат ее воображение - ни дать, ни взять бунтовщики среди спокойной и мирной паствы".
  Если внимательнее вчитаться в историю Алисии, то раскрываются все её комплексы. Она не знает, как выглядит благополучная семья. Я надеюсь, ты не станешь судить о семейном благополучии, руководствуюсь критериями: пьют - не пьют, бьют - не бьют. Хотя это тоже важный элемент. Кстати говоря, в королевской семье, как и в семьях последнего забулдыги, тоже встречаются случаи пьянства и рукоприкладства. Можно ли назвать благополучной семью принца Ренье из Монако и Грейс Келли? Да, им завидовали, многие киноактрисы (я уже не говорю об обычных женщинах) мечтали оказаться на месте Грейс. Но только теперь становится ясным, что принц вёл разгульную жизнь и действительно не гнушался рукоприкладством в отношении супруги. А ведь для общества они были так счастливы. Или принц Чарльз с принцессой Дианой. Не совсем понимаю, что у них происходило за стенами Букингемского дворца, но их развод ни для кого не тайна. Так же у Алисии - осталась без матери, отец женился на другой, которая его и отравила. Сделала ли она это из ревности или изначально выходила замуж за "трон и золото", неизвестно. Но факт остаётся фактом - Алисия не видела счастливой семьи и даже не представляет, как она выглядит.
  Более того, она не уверена в собственной привлекательности. "Свою красоту и своё ложе? Нет, этим не прельстишь! Прелестниц на свете хоть отбавляй". Притом когда в гневе кидает подушку, старается попасть в зеркало.
  Зато когда она действительно чувствует себя уверенно, это когда ей подчиняются. Власть и богатство - всё, что, по её мнению, притягивает к ней многочисленных поклонников. Нетрудно подумать такое, когда вокруг много корыстолюбцев.
  Однажды проснувшись и не увидев верных фрейлин, она впервые испугалась. Чего? Понятно, что она оказалась заперта в собственной спальне, фактически в плену. В этом случае наверняка любой испугается. Особенно когда пленитель неизвестен и его намерения - тайна за семью печатями. Но чего в первую очередь испугается обычная женщина? Правильно - что изнасилуют или, что ещё хуже, убьют. Ничего этого не приходит Алисии в голову. Главная мысль - "кому теперь она королева?".
  Но плакать, с ужасом ожидая, что будет, не в её характере. Она привыкла действовать. Но её действие (разбить табуретом окно) привели к совершенно неожиданному результату. А неожиданностей королева боится, как огня. Честно говоря, я тоже сначала не поняла, что это был за вой, поэтому испугалась не меньше.
  И вот заходит "тюремщик", странно одетый (тогда-то я и поняла, что Алисия попала в будущее), и начинает вести себя совершенно нетипично для тюремщика ("Боже, дядя меня убьет!"). Если бы это был действительно злой маг, который взял Алисию в плен, он бы, наверное, процедил что-то злобное, типа: всё равно не убежишь, королевушка, снаружи собаки злые (лес непроходимый, болото и др.). Неужели если бы могла Алисия так легко убежать, он бы заранее не позаботился о решётках на окнах?
  И далее, как в фильме "Ирония судьбы" - "Что Вы здесь делайте, а ну-ка выметайтесь!" - "Сами выметайтесь" - "Это мой квартира (вернее, замок)!" - "Нет, моя (т.е. мой)!". Так и познакомились Филипп и Алисия.
  Тут впервые в жизни королева позволила себе заплакать. Совсем как обычная женщина. В безвыходных ситуациях, когда не знаешь, что делать, на помощь приходит женская интуиция. Именно она подсказала Алисии заплакать, чтобы смягчить мужское сердце слезами. Пусть она сделала это ненамеренно, но интуиция тоже никак не связана ни с сознанием, ни с логикой.
  Как и следовало ожидать, на Филиппа женские слёзы подействовали и, вместо того, чтобы подобно своему дяди, вызывать милицию, он утешает девушку и поит чаем. "А полиции я что-нибудь совру, не привыкать!... Сам чудил".
  И Алисия на глазах меняется. Позволяет Филиппу обнимать себя, в её голосе пропадает высокомерие, и она корит себя за поведение неподобающее статусу королевы. Но мало-помалу её начинает привлекать простота вопросов и ответов без оттенка вычурности. И она даже начинает кокетничать с Филиппом. И, наконец, расслабляясь от его поцелуя, "Алисия поняла, что мир, в который она попала, не так уж и плох, даже если в нем нет власти - ее власти".
  Вот, пожалуй, и мораль сказки - даже сильной женщине хочется любви и тепла. Хочется побыть слабой, чтобы мужчина подставил своё плечо, позаботился о ней. Просто побыть женщиной.
  Кстати, а не потому ли женщинам приходится быть сильными, что мужчин мало? Нет, я не о статистике, где на десять девчонок девять ребят... Я о том, что многие мужчины недостойны даже называться так. На них нельзя положиться, а в тяжёлой ситуации, когда женщине как никогда нужна опора и поддержка, они или начинают пить или бросают её. И всё бремя опять ложится на женские плечи. Как сейчас помню: еду в автобусе, разговариваю с попутчицей. И она мне рассказывает, что у неё погиб сын, а муж так переживал, что... Нет, не умер. И даже не спился. Нашёл другую, на десять лет моложе, заимел от неё ребёнка и ушёл к ней. А ты, жёнушка, оставайся одна со своим горем. Язык не повернётся назвать такого мужчиной!
  Ну ладно, оставим в покое мутированных самцов - если кому-то они и нужны, то только не нам. И конечно, не Алисии. Будем надеяться, что она никогда не потеряет Филиппа.
  
  Татьяна Пырлицану "Вместе навсегда"
  "Но с любовью не шути! Не шути! Ее шути! Не играй в любовь!" - гласит знакомая с советских времён песня. А как не играть, если в том мире, где живёт Рита, всё ненастоящее, фальшивое. На первый взгляд может показаться, что автор рассказывает страшилку про неразумного ребёнка, но нет - за толстым слоем наигранной детскости видны игры взрослых людей. Хоть бы начать с того, что свадьба - далеко не детская игрушка.
  Главная героиня - незаметная девочка, которую никто из ребят не воспринимает всерьёз. С первого взгляда видно, что ей разрешают играть вместе со всеми только из милости. И поэтому считают, что можно "садиться ей на шею", вернее сказать, поручать то, чего никто не хочет делать. Она в чём-то не такая как все, чего всеми силами старается не показать. Когда ей говорят: если не будешь жмурить, ты с нами не играешь, Рита соглашается. Причина банальная - боязнь одиночества. Но не понимает девочка, что одиночество уже коснулось её своими тёмными одеждами. Слышала когда-нибудь такое выражение - "тяжёлое одиночество вдвоём"? Одиночество души, которого окружающие не видят, потому как для них эти двое - друзья или влюблённые. Рита же одинока в большой компании.
  А что же родители? Они так заняты своей карьерой, что дети им только мешают. Сначала всё выглядело вполне естественно - муж и жена собрались в ресторан на деловой ужин, и решили оставить детей у соседке. Но когда я увидела это: "Роль хозяйки вечера требует много сил. И гости ваши пусть развлекаются в свое удовольствие", я просто глазам своим не поверила. С каких это пор деловые ужины устраивают дома? Да ещё в угоду гостям детей убирают! Может, я чего-то не понимаю - у меня ж родители бизнесом не занимаются, но мне кажется, что это уж чересчур. Это уже не уважение к важным гостям, а чистой воды лизоблюдство. Кстати, одна из игр, свойственных взрослым.
  Такая простая вещь, как детская игра в прятки - тоже удел взрослых. Если дети стремятся спрятать, грубо говоря, свои тела, то взрослые - свои души, свои мысли, в конце концов, свою жизнь. Стремятся не быть, а казаться. Такими, чтобы окружающие сочли их "своими в доску". Хотя у тех тоже нет "самости" - они тоже кажутся. И напрасно кто-то честно старается найти к ним подход. На просьбу: "Только не уходите далеко" - этому кому-то отвечают: "Еще чего! Это нам решать, где прятаться". А когда искателю кажется, что он нашёл их, они возьмут да "перепрячутся в других местах".
  Когда Рита поднялась на чердак, автор выявляет ещё один порок, свойственный взрослым - вещизм. "Перед ее глазами открылось невероятное зрелище. Это было просторное помещение, наполненное всевозможными вещами". Только не говори, что только дети так восхищаются вещами. Кто часами говорит с соседкой о шубах, платьях, украшениях? Кто мечтает о бриллиантовых кольцах? И, наконец, кто завидует жёнам миллионеров, у которых всё это есть? И что самое страшное, в упор не замечают, что живут эти жёны не только с вещами, а прежде всего с человеком. И часто не видят (или не хотят видеть), что женщина так же "счастлива" в браке, как певица Жасмин.
  Другой взрослый порок - "встречать по одёжке". "Красивый, - подумала про себя Рита", увидев мальчика.
  Но самое скверное - это игра в любовь, о которой, собственно, и пойдёт речь. Женщина устала от одиночества, и вот находится красивый мужчина, который обратил на неё внимание. Далее знакомство, цветы, романтичная музыка. Мужчина носит женщину на руках, исполняет её желания и капризы, и та, растаяв, готовится к свадьбе. При этом не замечает, что мужчина мёртв для любви. Не в смысле того, что он вообще призрак - просто его душа любви не знает. Да и она не испытывает к нему особых чувств. Почему же она тогда соглашается? Во-первых, боится остаться одинокой; а во-вторых, общественное мнение. "Мама мне сказала, что когда тетя и дядя любят друг друга, они целуются и ложатся вместе в одну постель". Иными словами, потому что так принято. Кем и когда принято, правда, неизвестно, но мало кто заморачивает себе голову такими вопросами. В основном, как Рита, решают, "что не стоит думать о вещах, которые ей непонятны". Ну, и в-третьих, для статуса замужней дамы, чтобы все девчонки от зависти попадали.
  И вот произнесена свадебная клятва, прозвучавшая пустым звуком. Ведь о любви не было и речи. С одиночеством покончено, дань обществу отдана, статус имеется. Что ещё для счастья надо? Но вдруг жизненная карусель начинает раскачивать всё сильнее и сильнее. Радужные мечты и иллюзии разбиваются, как стекло. И витавшая в облаках женщина падает вниз на грешную землю. Израненная осколками мнимого счастья, она начинает плакать и сожалеть.
  Жаль, конечно, дурочку (девочка ведь не злая), но, по-моему, весьма поучительно. Интересно, заметили ли судьи конкурса, что девочка Рита - это не просто девочка, а "маленькая взрослая" недалёкого ума, с развитым стадным чувством, которая, вдобавок, ищёт ответы на вопросы в "сером ящике с экраном" ("Я видела это по телевизору")? Но если и заметили, то явно недооценили.
  Вот, пожалуй, и всё о любви. Теперь будем промывать косточки другим, не-любовным сюжетам.
  
  Евгения Боголюбская "Трубач"
  Уж сколько раз твердили миру, что один в поле не воин. Каким бы благородным не было твоё сердце, как бы ни чисты были твои намерения, и как бы ни прекрасны были твои поступки, ты не изменишь мир в одиночку. Бред, бред и ещё раз бред, - говорит на это автор миниатюры. Что меня в ней зацепило? Не только опровержение "народной мудрости" (или, лучше сказать, народной глупости). Сам сюжет достоин был пройти в финал, но, наверное, потому и не прошёл, что один из лучших.
  Повествование ведётся от лица Архангела Гавриила. Поручил ему Господь назначить дату конца света. Не зная, как приступить к заданию, Гавриил советуется с руководством, и Бог ему отвечает: "Раз в год ищи на Земле праведников, и если найдёшь их менее десяти, значит, время пришло".
  И это оказалось так трудно. В монастырях и больницах, где, казалось бы, праведников должно быть видимо-невидимо, удалось найти всего восемь человек. Это неудивительно. У меня из головы не выходит случай с одной преподавательницей. Когда у неё умерла мать, священник сказал бабушке: "Ваша дочь была некрещёной, и ей место в аду".
  Кстати, туда и попадают подобные "праведники". Да и "братец чернокрылый", как оказалось, тут ни при чём. Он и сам замучился, бедненький. Ещё бы! С такой-то очередью грешных душ.
  Девятого праведника Архангел нашёл в деревне. Он работал знахарем. По определению церкви, профессия греховная, ибо колдовство и гадания - от дьявола. Но автор ставит под сомнение этот тезис. Ведь одно дело, использовать колдовство для наведения порчи или с целью наживы. И совсем другое - лечить больных, снимать проклятия и тому подобное.
  Самым трудным было найти десятого, последнего. Это была случайная встреча в тот момент, когда Архангел уже отчаялся. Спасительницей оказалась сероглазая девочка с чистой душой. Редкое явление, как на собственном опыте убедился Архангел ("В робкой надежде я взглянул на лица детей и отшатнулся". Дети ведь пошли жестокие, даже, как сказал Стивен Кинг, ещё больше, чем взрослые.)
  Вот так один-единственный человек, сам того не подозревая, спас мир от разрушения. "Моя спасительница", - так назвал её Архангел и через год в первую очередь пришёл именно к ней, к малолетнему ангелочку. Больше всего его (да и меня, как читателя) обрадовало то, что она не ожесточилась, а осталась сама собой.
  Едва удерживаюсь от того, чтобы не обрушить на судей конкурса новый поток критики. Но лучше остановлюсь и быстренько перейду к другому рассказу...
  
  Юлия Чернюк "Сказка о Звёздочке"
  И снова небесная тема. Но теперь уже не об ангелах и не об архангелах пойдёт речь. Скорее о высших и низших социальных слоях. Да, да, хоть в самой сказке таких слов не встречается, но разве так сложно понять, к чему клонит автор?
  А клонит он к детям тех, кто имеет деньги и высокий статус в обществе. Они-то считают ниже своего достоинства общаться с теми, кто ниже, будь то богатство или профессия. Их дети ведут разгульную и беззаботную жизнь: наряжаются в блестящие платьица, ходят на вечеринки и дискотеки и, конечно же, общаются исключительно с себе подобными. "Уважающие себя звезды должны думать только о том, что о них будут думать другие звезды", - так родители воспитывают в ребёнке гордыню. Главный принцип, которому подчинена их жизнь - не быть, а казаться. Демонстрировать не лучшие свои качества, а богатство и положение.
  И вот нашлась одна необычная "звёздочка", которую тянет к "простому люду". Ей не по душе вся эта показуха, она жаждет простого человеческого общения. И тайком от родителей однажды осуществляет свою мечту.
  Спустившись на землю, она ведёт себя весьма скромно. "Простите, я не знала, что этот цветок уже занят, иначе бы ни за что не села на него". Эти слова заставили бабочку сменить гнев на милость. А ведь это так просто.
  Конец получился очень счастливый - Звёздочка нашла много новых друзей. И родители, по-видимому, если не одобрили её выбор, то не стали препятствовать общению.
  Не знаю, честно, чем эта сказка не понравилась судьям? И сюжет не избитый, и идея замечательная. Так что не надо зазнаваться! Ведь тот, кто зазнаётся, отнимает у себя самое ценное - дружбу. Зачем вот так себя обкрадывать?
  
  Только собралась отправить тебе письмо, как получила от тебя целый список "Униженных". Вижу "знакомые лица"! Та же Ольга Ваничкина... Выходит, она дважды униженная и оскорблённая. Насчёт "Магазина ощущений", знаешь, я тоже пыталась его открыть. И тоже присоединяюсь к просьбе: автор, верните рассказ! Ну, пожалуйста!
  "Друида" прочту обязательно.
  Наташе от меня тоже привет.
  Пока.
  Жду ответа, как соловей лета.
  Твоя Таня.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"