Вербовая Ольга Леонидовна: другие произведения.

Часть третья. Ещё одно письмо Тане

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов: "Дар", "Облачный этюд", "Из сказки", "Сбудемся", "Чудесные пряники", "Друид" и "Закат Империи".

  Привет, Таня! Спасибо тебе за рассказы. Прочитала - действительно очень хорошие вещи. Жаль только, что незаслуженно отклонены.
  Вчера сидели с Наташей читали миниатюры. В первую очередь не прошедшие в финал. Наташа так хвалила "Радугу над городом". Говорит, грех было не оценить такой деликатес.
  
  Рассказ под названием "ДАР" дважды униженной и оскорблённой НАТАЛИКИ тоже, по её мнению, деликатес. Но ты не думай: Наташе он понравился не только из-за совпадении имён: её и автора. Просто она не любит приторно сладкие блюда, говорит, должно быть немного острой приправы или пикантной кислинки. Так же и рассказы: когда весь сюжет - сплошной сахарный сироп - это плохо. А когда от него так и веет безнадёгой - ещё хуже. Понимаем, что есть жанры сами по себе мрачные: про войну, ужастики. Но даже когда в рассказе всё очень даже неутешительно, автор должен оставлять хоть крупицу надежды.
  Но в "Даре", к счастью, всё не так плохо. Начало и вовсе самое мирное - мальчик, бабочка. Но оказывается не всё так просто. "Здесь сами стены дышат злом. Здесь каждая тень - хищный враг. Здесь даже воздух отравлен, страшнее яда - его прозрачная чистота. Чёрный мрамор прямого коридора, по ту сторону - солнечный свет". Есть он, есть этот "свет в конце тоннеля"! Пока, кстати, воины Света одерживают верх.
  Но темные силы не дремлют. "Провидцы сказали, взойдёт Звезда Заката и в мир придёт тот, имя кому - Тьма". Звучит угрожающе. Только глаза у того князя Тьмы какие-то странные. Я понимаю сравнения с расплавленным золотом - его блеск слепит души. Но сравнивать глаза Зла с незаходящим солнцем - это уже, согласитесь, чересчур. Глаза - это зеркало души. Ну, не могут у столь тёмной личности быть такие глаза.
  Но и дитя Добра вот-вот должно родиться. "Дитя Чёрного Солнца". Почему чёрного, если оно дитя Добра?
  А дальше, Таня, меня просто убило! "Ребёнок смотрел на неё [на бабочку] и от детской улыбки ещё ярче стал день. От улыбки и - от сияния солнечных глаз". Да, да, от улыбки этого самого Золотоокого (уж дитя Тьмы могли бы назвать Желтоглазым - звучало бы не так ласково).
  Потом будущему Повелителю Тьмы удаётся заполучить Белую Звезду. "Белая Звезда - это Свет, истинный Свет, Свет сердца".
  Не менее странно ведут себя воины Света, требуя от Мастера убить ребёнка, который, кстати, ещё не сделал ничего плохого. Кто-то может возразить: "Так сделает". Но справедливо ли убивать человека до совершения преступления? Которое он, может быть, и не совершит.
  Вот и выходит в рассказе, что Свет и Тьма - просто название. Ярлыки. Как в гитлеровской Германии: мы, арийцы, полноценная раса, а они, евреи и славяне - недочеловеки. И вот "истинные арийцы" решили "спасать мир" от "неполноценных", подчас не задумываясь, что своими действиями только приумножают зло. К счастью, Мастер вовремя это понял и остановился.
  "Свет нынче взял слишком много Силы", - говорит Мастер. И тут можно подумать, что основная идея рассказа - Света на существует без Тьмы, Добра без Зла. Но "сияние солнечных глаз" ставит всё на свои месте. Не тот светел, кто принадлежит к "хорошей" расе, а тот, у которого душа добрая. И глупо ожидать, что все представители одной нации будут замечательными, а представители "неполноценных рас" все поголовно плохие.
  А Наташа и вовсе видит здесь намёк на Соединённые Штаты. То они "спасают" Японию, кидая бомбы на Нагасаки и Хиросиму, то Вьетнам, убивая женщин и детей, то Латинскую Америку, поставив там кровавых диктаторов-фашистов. Так что поди-разберись, где Свет, а где Тьма.
  
  А вот "ОБЛАЧНЫЙ ЭТЮД" ОЛЬГИ КАЛИНИНОЙ - там вообще нет места злу. И тьме тоже - её там как раз не хватает. Рассказ о двоих влюблённых, попавших в рай. Здесь они едят сладости, спят на мягких облачных перинах и с облаков смотрят на землю. Поневоле вспомнила песню из фильма "За спичками": "Как хорошо подняться в облака, в облака, в облака! Если смотреть на землю свысока, наша жизнь прекрасна и легка". Их жизнь была бы прекрасной, если бы не было так скучно. Отчего им было скучно? От безделия. Знаю, нам, студенткам, которые едва могут выкроить свободную минуту, трудно в это поверить. Но ты, наверное, сталкивалась с этим в конце летних каникул. Когда они наступают, думаешь: вот и славно - целых два месяца! А когда за окном конец августа, уже скучаешь по институту, по однокурсникам. И даже писание рефератов не кажется таким уж злом.
  "Снова негде было отыскать того, что никогда так остро не ощущалось ими как жизненная необходимость, - тьмы". Вот так и получается: когда сплошные проблемы, хочется отдыха. А вот когда всё гладко - скучаешь. Хочется небольшой сложности, чтобы пошевелить мозгами и, благополучно преодолев её, гордиться своей победой.
  Или, может, здесь тьма касается любви. Он с этой девушкой уже целый месяц бок о бок и, по-видимому, знает её уже давно. Она уже перестала быть для него загадкой, стала, как говорил Эйзенштейн из "Летучей мыши", "прочитанной книгой". Возможно, им не хватает таинственности в отношениях. Им уже не надо завоёвывать друг друга, между ними уже нет прежней страсти. Они притёрлись друг к другу и теперь возвращаются с небес на землю. Поначалу я, правда, не поняла, причём здесь горшочек с золотом. Может быть, решили, что совместный поиск клада оживит их отношения.
  Однако, прочитав комментарии Волшебницы (кстати, Наташа придерживается того же мнения), я поняла, что возможно и другое толкование. "Нельзя, никогда нельзя сводить наслаждение только до утех тела. Мало есть сладости, сделанные из облаков, и валяться на мягких облачных перинах. Ни к чему небо тем, кто не умеет летать"... Это слова Волшебницы. Наташа сказала почти то же самое: "Если предаёшься плотским удовольствиям и не думаешь о духовном, жить будет скучно". А в словах: "А ты обещаешь, что мы найдем внизу горшочек с золотом?" и вовсе видит зацикленность на материальном. Получается, что они любят не друг друга, а красивую жизнь. И самое интересное, не знаю, кто из нас больше прав. Решать автору.
  
  И снова про любовь. "ИЗ СКАЗКИ", которую написала ШЕЙРА. Благородный принц и прекрасная принцесса встречаются в кафе и не знают, как начать разговор. "Слишком давно не виделись" и боятся друг на друга смотреть. Однако они чётко улавливают мысли друг друга. Но заговорить не решаются. Почему? Потому что их отношения дали трещину. И эту трещину они должны перепрыгнуть вместе и только вместе. То есть, чтобы помириться, нужно, чтобы оба готовы были сделать шаг навстречу. "Зачем ты спрятала от меня ключи от волшебного замка из детской сказки?" - спрашивает принц принцессу. Но в ответ принцесса отвечает, что ключи от семейного счастья были в его руках. И тогда принц понимает, что они оба неправы. Что всему виной "их глупая грызня за власть", которая убивает сказку. К счастью, всё заканчивается хорошо - принц и принцесса мирятся и клянутся, что впредь не будут. "Виноваты мы, а любовь права".
  Наверное, ты удивишься, почему я не пишу, что сказала Наташа. Просто она ещё не читала этой сказки. Это я уже потом, после её ухода. Но я обязательно дам.
  
  И вот ещё один рассказ о любви. Называется "НП: СБУДЕМСЯ". Автор ВИКТОРИЯ ГЕТМАНОВА. Признаюсь, сначала я не поняла сюжета. Но Наташа объяснила. Начало относится к прошлому столетию. Это сразу видно по мельнице. Трое: главная героиня, её жених и сестра Алёна играют в прятки. Девушки прячутся, а парень их ищет. Но неожиданно всё заканчивается трагически: лесной пожар уносит жизни всех троих. Притом девушка продолжает стоять за камнями, потому что парень её не нашёл. И сгорела.
  Теперь уже после смерти девушка сама начинает искать близких. Первой находит Алёнку. Она уже нашла отца и учительницу и теперь звала сестру на корабль с алыми парусами. Но узнав, что жениха там нет, главная героиня отказывается ехать с Алёнкой. Даже надпись на камне "территория Ада" её не пугает.
  Не найдя его в аду, девушка отправляется в кругосветное путешествие ("Я обошла всю землю"), а когда возвращается, оказывается, что великаны построили на этом месте цветущий сад. А потом и вовсе оказалось, что это самый настоящий рай. Здесь и Адам, и Ева, и яблоки. Именно здесь она наконец-то увидела своего возлюбленного...
  Почему-то когда молодые венчаются, они клянутся быть вместе в радости и в горести, в болезни и в здравии, в богатстве и в бедности, "пока смерть не разлучит нас". И в любви клянутся "до гроба". Только в пьесе Лопе де Вега про командора Оканьи главная героиня говорила мужу: "...Чтоб даже после смерти брак мне не принёс с тобой разлуки". Так что любовь есть не только до гроба, но даже после.
  Когда Наташа растолковала меня, горе-критику, сюжет, тут-то я и поняла смысл. Гордая дивчина кокетничает с любимым, скрывает свои чувства, словом, прячется от любви. А потеряв любовь, понимает, что "под лежачий камень вода не течёт" и сама начинает искать эту любовь. Поиски долгие и трудные, сначала приносят ей мучения (территория Ада), но по мере приближения к цели ад превращается в рай. И тут-то главное снова не упустить любовь. К счастью, на этот раз героиня изменяет правилам и выдаёт себя. И что самое удивительное - не надо было далеко ходить, потому как любимый был совсем близко. Надо было просто увидеть.
  Прочитали из интереса отзывы критиков, и надо же - мало кто понял, о чём рассказ. Так что считай, Наташа первооткрыватель.
  
  В рассказе "ЧУДЕСНЫЕ ПРЯНИКИ. СКАЗКА. КСИ06" - главную героиню тоже зовут Алёнка. Она мне, не скрою, сразу понравилась. Всё для людей делает, притом бескорыстно, не богатства ради ("Она и денег-то брала ровно столько, чтобы на муку, да на сахар хватало"). Односельчане ходят к ней всей деревней, берут пряники и расходятся по домам. Совершенно ясно, что им нужна не компания Алёнки, не общение с ней, а пряники, которые исполняют желания. Притом их жадность приобрела пирамидальную форму: друг друга сторонятся, чтобы только не делиться пряниками, Алёнке не говорят об их волшебной силе, чтобы не дай Боже, не перестала их печь. Словом, типичное "общество массового потребления с развитым хватательным рефлексом". Наташа как раз анекдот рассказала: приходит женщина в аптеку и просит, дайте таблеток от жадности, да побольше, побольше...
  Зато уж кому не помешало бы чуток эгоизма, так это Алёнке. "У ней-то и самой в холодильнике пусто, в магазин бы сходить, да никак люди не отпускают, все пряничков просят. Ну, как под Рождество человеку отказать". Много ли нынче таких людей, которые, всё делая для других будет довольствоваться выпавшим из противня пряничком? Тем более, что те другие её явно используют.
  Сама Алёнка много для себя не требует. Помню, ещё в школе писала стишок под диктовку. "Мне мало надо: краюху хлеба да крынку молока, да это небо, да эти облака". Вот и в Рождество она загадывает скромное желание: настоящий рождественский стол и весёлую жизнь в селе.
  Однако она не ожидала, что желание так скоро сбудется. Потому и удивилась, когда сельчане начали приходить к ней один за другим, принося всякие вкусности.
  И, конечно же, исполнилось Алёнкино самое заветное желание - пошла жизнь в селе как и раньше. "А пряники теперь открыто ели и друг дружке добра желали. И ведь что интересно: чудесных-то среди них стало больше попадаться". А мне кажется, последнее немудрено как раз потому, что люди перестали быть эгоистами. Алёнкины пряники и искренняя забота о людях сделали своё дело.
  Вот и мораль ясна: умей не только брать, но и отдавать - и жить станет веселее. Так как она проста, у нас с Наташей особых разногласий не возникло. Но когда она прочитала критику (не помню, кто писал, но там были слова "скучно, герой безлик" и всё что-то "псевдо, псевдо, псевдо"), она так ругалась. Такое впечатление, что для судей конкурса только безнадёжно жестокое и есть настоящее. А всё разумное, доброе и вечное - всё "псевдо". Ну ладушки, пускай это будет на их совести! А мы с Наташей очень рекомендуем её почитать. Кстати, автора зовут ЕВГЕНИЙ УСОВИЧ.
  
  Но если уж говорить о дилемме брать/отдавать, то грех не упомянуть "ДРУИДА" ОЛЬГИ ВАНИЧКИНОЙ. Тоже очень рекомендую почитать.
  Главные герои рассказа - Фрейдис и её учитель-друид. Вот это учитель от Бога! Он ни к чему не принуждает ученицу, но тем не менее учит многим мудрым вещам. Я всегда уважала учителей, которые не впихивают, не говорят "надо и всё", а действуют исподволь так, что ученикам кажется, будто они сами до всего додумались. А так как рассказ о мудром учителе, то в нём, как и следовало ожидать, полно мудрых мыслей.
  Во-первых, учить нравственности (хоть и говорят "нарушение свободы") не только можно, но и нужно. На первый взгляд, учитель даёт Фрейдис выбор между добром и злом, говоря ей: "Я говорил о черных магах, можешь стать одним из них, тут я тебе не указ". Однако делает всё, чтобы ей самой не хотелось стать чёрным магом. Как? Не словами и даже не угрозой расстроиться, если она откажется служить истине. Делами, как, собственно и воспитывает детей умный человек. "Вы брали мою силу пятнадцать лет, но я не болела", - говорит ему Фрейдис. Сила ученицы и была платой за обучение. Но друид брал не "по тарифу", а "по возможностям", чтобы не причинить ей вреда. Только один раз во время первого испытания он давил разумом, чем едва не довёл Фрейдис до истощения. Это он тоже сделал в педагогических целях. Чтобы показать, "что бывает с теми, у кого забирают не в меру жизненных соков?" Испытав на себе, уже не думаешь, что можно так просто отнять силу у другого. Если ты, конечно, не законченный садист.
  Во-вторых, имеет место тема власти и могущества. Власть привлекательна, к ней стремятся. Недаром источник могущества описывается как окованная золотом чаша. Однако не все знают, что власть - это также большая ответственность - "Сама вода походила на ртуть - стальная, ощутимо "тяжелая", давящая". Нет, не пугайся - автор не призывает к анархии. Но правитель, которому дана власть над людьми, должен знать меру. Да, давая одним благо, он отнимает его у других. Вся налоговая политика на этом построена. Но плох тот правитель, который "для блага общества" облагает народ непосильными налогами. Ещё хуже, когда он расходует средства налогоплательщиков по пустякам - например, себе на дворцы. Веришь ли, когда мы с мамой ездили в Питер и смотрели дворцы, мне они ни капельки е понравились. Особенно Екатерининский. Потому что чересчур роскошный. Мало кто задумывается, это построено за счёт голодающих крестьян. Также хороша Елизавета, зацикливающаяся на своих платьях. "Это яд, но не для тела. Один глоток - и твоя душа поранится".
  В-третьих, явно прослеживается связь человека с природой. Только тот, кто не теряет этой связи, может стать могущественным магом. Собственно, магия и есть взаимодействия с природой. Взять хоть бы Фрейдис - она черпает силы от своего дерева - берёзы. На воле, вдали от деревьев, она быстро слабеет. Наташа даже в шутку сказала: "Отослать бы "зелёным" - порадовать их".
  И, наконец, в-четвёртых, самый верный путь - это путь наверх, но не к вершинам власти, а по лестнице духовности. Нелёгкий и скользкий этот путь, но разве жизнь лёгкая сама по себе? "Слабый, отказавшийся от власти, но зато честный перед собой и перед другими" - вот кто достоин вознестись к белому небу. Впрочем, я заметила, что Фрейдис отнюдь не такая уж и слабая. Ибо не может быть слабым тот, кто силён духом. Друид, кстати говоря, заметил, что Фрейдис боролась до последнего, пощады не просила. Но главное, она нашла в себе силы не поддаться соблазну, а это уже многое значит.
  Всё это оказалась не оценённым судьями конкурса. Наташа говорит: расстрелять их мало. Буквально превратила обсуждение рассказа в митинг правозащитников. Однако я рада, что рассказ вышел хотя бы в полуфинал.
  
  Каэн ин Телль дер Тормарран из "ЗАКАТА ИМПЕРИИ" чем-то похожа на Фрейдис. Она Советник и Жрица Белого Древа Жизни. Идёт война, "враги захватывают все новые, беззащитные территории". И у них есть страшное оружие, которое заставляет солдат пугаться и бежать с поля боя. Задача Каэн и других жриц - подбадривать испуганных. И делает она это с мастерством профессионального психолога. Солдат ожидает, что его начнут стыдить. И кто? "Избалованная неженка... ничего не знающая о жизни". Но Каэн и не думает его стыдить. Сначала наводит на мысль, что всё она знает, всё видела, но не боится. Хотя она не могла видеть таинственного Этого, потому что защищается от Этого охранными амулетами. "Чтобы не нашло, не почувствовало, не раздавило"... Потом поёт песню (скорей всего, патриотическую). В награду за свои старания иногда слышит: "Спасибо". И за это нечастое "спасибо" Каэн трудится без устали, подбадривая более пяти десятка солдат. Потому что она и другие жрицы - последняя надежда Империи, и это - её долг.
  Наташа как ярая феминистка просто в восторге. Ещё бы: слабая женщина, совсем недавно ставшая совершеннолетней, морально поддерживает воинов, вдохновляя их на подвиги. Рассказывают, однажды, когда Павел Первый муштровал воинов в Гатчинском дворце, одна фрейлина нечаянно зашла в ту залу. И доблестные офицеры при виде дамы тут же встали по стойке "смирно". С тех пор Павел Первый специально приглашал дам на такие мероприятия. Так что, дорогие мужчины, не стоит недооценивать нас, женщин!
  Только жалко бедную Каэн - я бы на её месте уже давно волком завыла.
  Кстати, написала это ЕКАТЕРИНА ОЗЕРОВА.
  
  Только ты не думай, что все рассказы, не прошедшие в финал, такие хорошие. Это мы с Наташей специально выбрали самые лучшие. Иные читаешь и диву даёшься - это сколько ж бумаги марается этой, с позволения сказать, "литературой"! А иные прочитаешь, жалеешь, что не они стали победителями. Особенно жалко, что среди победителей не оказалось "Друида" и "Культа Кошки", о котором я писала в предыдущем письме.
  Кстати, ты не пробовала открыть рассказы Цветковой Марианны "Красота русалочья" и "Магазин ощущений"? Я пробовала - не открывается. Может, Цветкова настолько обиделась, что её не оценили, что убрала из Самиздата? Смотрела обзоры, понять хоть, о чём были рассказы. "Красоту русалочью" обвинили в житейско-бытовой пошлости, а "Магазин ощущений", судя по отзывам, интересный рассказ. Так что если Марианна случайно прочитает письмо, пусть вернёт "Магазин ощущений".
  Об остальных напишу позже.
  Пока.
  Твоя Оля. Привет от Наташи.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Кострова "Кафедра артефактов 2. Помолвленные магией"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) LitaWolf "Враг мой. Академия Блонвур 2"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Е.Флат "Присвоенная невеста"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 3, Легион"(ЛитРПГ) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"