Верещагин Олег Николаевич: другие произведения.

Поставьте памятник деревне... посмертно?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Peклaмa:


Оценка: 8.97*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О проблемах деревень Кирсановщины... и не только Кирсановщины.


ПОСТАВЬТЕ ПАМЯТНИК ДЕРЕВНЕ...

...ПОСМЕРТНО?

   Всё началось с одной из листовок Кирсановского райкома КПРФ, где мы обратили внимание на усиливающуюся тенденцию закрытия сельских школ.
   Обычно, надо сказать, районная власть до объяснения своих действий не снисходит, если исключить парадные отчёты и выступления на публичных мероприятиях, по которым можно заключить только одно: в районе всё благополучно. Но на этот раз мы удостоились даже опровержения в "Кирсановской Газете". Возмущённого опровержения, в котором было сказано, что ни одна школа в районе не была закрыта.
   Для людей, далёких от проблемы. Я сам отработал 13 лет в одной из таких незакрытых сельских школ - в селе Сурки. Её закрыли в 2007 году, когда я ещё и в партии не состоял. Но Сурки село маленькое, может быть, про эту закрытую школу просто забыли, бывает, люди занятые? Может, мы и правда напраслину возвели на администрацию района? Однако, в последующие пять лет я работал ещё в двух школах. Обе они были сначала "филиализованы" (подчинены более крупным школам), потом - превращены в четырёхлетки, а затем одна из них - в селе Кобяки - опять же закрыта.
   Наверное, мне это приснилось?..
   ..Уже достаточно давно отмечено: если в селе закрывается школа - то это село умирает в течение следующих нескольких лет. За последние же пять лет число сельских школ в России сократилось на 37%.
   Сокращение сельского населения - это общая проблема России. И, конечно, нелепо было бы взять и обвинить районную власть Кирсановщины в некоем зломыслии, искоренении русского села (да никто этого и не делал). И вообще, можно задать вопрос: не перепутаны ли тут причина и следствие? Возможно, это не село умирает после закрытия школы, а сокращение численности жителей села - особенно детей! - приводит к тому, что школа становится "нерентабельной"?
   Да ведь и "оптимизация", "филиализация" и прочая лизация сельских школ - это общеобластная, а то и общероссийская проблема, появившаяся одновременно с заокеанской эпидемией жёлтых автобусов, которые де должны комфортно развозить школьников из отдалённых мест в благоустроенные крупные "базовые" школы - а на деле крадут у каждого ребёнка от часа до трёх часов времени ежедневно.
   Всё это, кстати, верно. Вызывает сомнение тут вот какой факт. Может ли вообще образование быть "рентабельным" в чисто финансовом исчислении?
   Нет. Нет, ещё раз нет и нет. Школа в принципе, по определению, не приносит и не может приносить денег - если только это не частный колледж для детей миллионеров, да и то вряд ли. Если же начать искать пути сэкономить на школах - то подобная экономия аукнется не очень быстро, но смертоносно. И сэкономленные миллионы или даже миллиарды вполне могут пойти на могильный памятник целому государству.
   Сам путь - поиск финансовой выгоды в деле образования, какой бы эта выгода ни была - порочен и опасен.
   Первое "ау" я уже назвал. Точней - целых два. Это уничтожение села - тот, кто с детства постоянно его покидает, не чувствует никакой привязанности к нему, уже не вернётся туда насовсем, став взрослым - и пожирание детского времени в бесконечных утомительных поездках. Но это ещё далеко не всё, увы.
   Катастрофическое падение уровня образования в стране - а оно именно катастрофическое, иначе это не определить! - особенно сильно бьёт по сельским детям. Как раз опять же потому, что они тратят уйму времени на разъезды с одной стороны, а с другой - очень трудно чему-то научить ребёнка, у которого в голове постоянная мысль (зачастую на фоне недосыпа) о том, что надо ещё добираться домой за 20-40 километров. Конечно, это не главная причина того, что современные школьники по уровню своих знаний не дотягивают до школьников-ровесников прошлого примерно как детсадовец до девятиклассника. Главная причина - в том, что наше образование вообще стало полем для экспериментов каких-то маньяков, иначе не скажешь, которые сумели превратить лучших в мире учеников в полуграмотный (это не преувеличение) и суеверный сброд, понятия не имеющий о дисциплине (а значит - ничего в жизни не способный добиться...) Но, повторяю, для сельских детей это усугубляется ещё и оторванностью от малой родины и бесконечной тратой времени. Отсюда же и оскорбительная, совершенно не соответствующая действительности, байка о "тупости" детей из села.
   На селе исчезла прослойка учителей, как носителей культуры и авторитета. Конечно, и это связано опять же не только с закрытием школ. Педагоги (учителями их называть не стоит, это именно педагоги - рабы, прислуживающие хозяевам "на ниве" наблюдения за детьми) уже давно стали одними из самых верных слуг власти. Они настолько прочно взяты в бюджетные тиски, что даже помыслить не могут о величии своей профессии, им просто не до этого - любые подобные мысли погребаются под валами бумаг и умирают под экономическим прессингом. Педагоги выполняют безропотно и послушно любые инициативы власти - ведут за детьми политическую слежку, внедряют в жизнь школ безумные понятия "толерантности" и "свободы личности ребёнка", занимаются рискованным педагогическим экспериментированием по "передовым западным методикам", организуют массовые про-властные мероприятия, оказывают моральное и финансовое давление на родителей, служат доносчиками в интересах органов опеки.; доносят и друг на друга - в конкурентной борьбе, в чаянье прибавки в полтысячи рублей. Да и авторитет педагогов в глазах и родителей и учеников недорого стоит. И всё-таки - всё-таки в каждом селе именно школа ещё недавно была центром праздников, концертов, мероприятий, а слово учителя немало весило в самых разнообразных спорах и даже скандалах. Сейчас ничего этого нет, пусто и дико на селе без школы.
   Проживание в деревне для ребёнка и безопасней, и просто-напросто здоровей, чем в городе, особенно крупном. Многие родители, гоняясь за неким "культурным досугом", буквально силком запихивают ребёнка в мегаполис, таскают его по курортам на каникулах, записывают в секции, кружки и бассейны, платят за всё это немалые деньги - словно находясь под гипнозом, в полной уверенности, что обеспечивают своему ребёнку "гармоничное развитие" и "безопасность". При этом, как правило, и родители, и дети живут в постоянном страхе перед транспортом, маньяками, грабителями, хулиганами и т.д. и т.п., перемещаясь по жизни буквально перебежками от одного охраняемого места к другому. Потом те же самые родители тащат того же самого ребёнка к психологу - лечить от целого комплекса фобий (помогите, я даже не понимаю, откуда это у него!) и развивать самостоятельность (помогите, он сам вообще ничего не способен делать!) Естественно, "помогают" им тоже за деньги. Ребёнок в большом городе дышит тем, чем дышать не следует, ест то, что есть нельзя, дети массово (речь уже о десятках процентов!) страдают аллергиями и ожирением - зато у него есть "пространство для развития". Когда я слушаю таких родителей, мне начинает казаться, что они просто бредят или находятся под гипнозом. (Кстати, власти такое положение дел удобно. И тут суть даже не в том, что родители платят буквально за каждое движение своего ребёнка. Может быть, это излишне конспирологично, но я уверен: вытеснение людей в мегаполисы имеет своей целью создание в конечном счёте легко контролируемых резерваций, населённых, а точней, набитых, во всём зависимыми от "специалистов" существами. А на месте бывших сёл всё чаще возникают коттеджные посёлки, где дети богачей живут так, как дети и должны жить - среди живой воды, свободно растущей зелени, под чистым небом, дыша нормальным воздухом и не трясясь над каждым своим шагом...)
   Дети перестают понимать мир, в котором они живут. Они вообще выпадают из реальности в искусственное пространство. И "учёные" - то ли кретины, то ли сволочи! - открыто радуются тому, что это, оказывается, "формируется новая среда", которая нам, отсталым лохам, непонятна и недоступна. Шесть лет назад летом я был свидетелем и участником истории, которая буквально меня поразила. У меня гостили московские друзья с 13-летним сыном. Рано утром я вышел во двор и застал мальчика медитирующим над грядкой с огурцами. Он изучал грядку так внимательно, что я тоже заинтересовался и, подойдя, спросил, что там такого любопытного. Оказалось, мальчику очень понравились красивые жёлтые цветочки и ему хочется знать, что это такое и как их разводить. Честное слово, я сперва даже не мог понять, о чём идёт речь. Я не видел никаких цветочков, на грядке росли огурцы. Когда же до меня дошло, о чём идёт речь и дошло, что мальчишка не шутит - я даже слегка испугался. В свою очередь, в мои объяснения, что это - огурцы - он поверил не сразу, только когда я нашёл одну из первых завязей и показал ему маленький огурчик, увенчанный этим самым цветочком. Для москвича увидеть такое было откровением... Нет, то, что они коров и лошадей не видят - это мелочи уже. Дети не видят собак. "Потому что завести собаку - это большая ответственность!" Возможно, так и есть в ненормальном пространстве большого города. В селе же собака для ребёнка - это не некая киношно звучащая "ответственность", а просто - собака, как и было веками и как это и должно быть. Друг-приятель по играм и сторож двора. Сделать что-то своими руками для ребёнка из большого города - недостижимая вещь. Порез на пальце - повод для настоящего истерического припадка, и это я говорю о мальчиках, о мальчиках и не о малышах, да ещё и взрослые тут же с воплями ужаса начинают бегать вокруг...
   Разрушение деревни как основы основ, как корневой системы и символа России - это, пожалуй, самое жуткое. Снова и снова встречая каждое лето гостей по линии "Русского Лада" из самых разных мест, я летом показываю им наши деревни. Людей до столбняка поражает то, в каких красивых местах те стоят - и как мало они населены. Гости, которые приезжают из дальнего зарубежья, вообще оказываются в шоке. Один немец сказал мне с горечью, что мы, русские, даже не понимаем, насколько мы богаты и свободны, ведь в Германии даже чтобы просто войти в лес - нужно платить деньги, развести там костёр - платить штраф, взять с собой своего сына - нарваться на конфликт с органами опеки, завести домашнюю живность - получить судебный процесс с могущественными корпорациями, травящими людей "продуктами питания". Дико смотреть, как мы отказываемся от этого неизмеримого богатства ради фитнес-центров, бассейнов с раствором хлорки и магазинного изобилия вымытых в растворе шампуня овощей и фруктов со вкусом химического картона.

* * *

   Если у кого-то при слове "село" возникает картина вросших по окна в землю одноэтажных домиков вдоль пыльной кривой тропинки - то я вынужден слегка разочаровать скептиков. Я десятки раз видел брошенные многоэтажные дома, в которых были газ и вода. Видел некогда замечательные асфальтовые дороги, разрушенные проросшей через них травой. Видел сожжённые корпуса школ, запертые на ржавые замки клубы с покосившимися и облезшими досками объявлений, покинутые детские площадки около закрытых садиков, покосившиеся водонапорные башни и огромные пространства машинных дворов и ферм. И всё это были - сёла. Места, где можно было жить ничуть не менее удобно, чем в городе, а работа находилась под боком. Теперь всё это - мертво.
   Да, отток людей из сёл начался ещё при Советской Власти. Я не знаю, что это было - чья-то непродуманная политика или напротив, вполне обдуманная диверсия, создание образа села, как отсталого, глухого, бескультурного места, откуда только и бежать. Но убито село было вовсе не при "проклятых коммуняках". Убито, разграблено и разорено было русское село властью "демократов". Как раз потому, что было опасно для них, а вовсе не из-за его "экономической нерентабельности".
   Село кормило страну. Село привязывало людей к родной земле. Село давало детям здоровое и свободное детство. Всё это было непереносимо "гайдарышам" (да простит меня Аркадий Гайдар!) и чубайсятам, всей этой антирусской бесовщине во власти.
   Сейчас меня пытаются убедить, что разрушительные процессы на селе идут лишь "в силу инерции". Что власти давно осознали важность села для государства и "повернулись к нему лицом". Что всё скоро наладится.
   Возможно, человеку, живущему в Москве, в это и удастся поверить. Может быть, ему даже не придётся себя заставлять это делать - верить. А мне достаточно пройти двадцать минут неспешным пешим ходом, чтобы увидеть, мягко говоря, неискренность этих заявлений. Более того - стремительно повторяют судьбу сёл и малые города, в том числе - мой родной Кирсанов...
   ...Но это уже, как говорится, другая история...
  
  

Оценка: 8.97*6  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Субботина "Невеста Темного принца" (Романтическая проза) | | Т.Тур "Женить принца" (Любовное фэнтези) | | М.Чёрная "Академия погодной магии" (Приключенческое фэнтези) | | В.Свободина "Вынужденная помощница для тирана" (Современный любовный роман) | | Ю.Эллисон "Хранитель" (Любовное фэнтези) | | О.Гринберга "Краткое пособие по выживанию для молодой попаданки" (Приключенческое фэнтези) | | Т.Мирная "Чёрная смородина" (Фэнтези) | | Л.Миленина "Полюби меня " (Любовные романы) | | .Sandra "Порочное влечение" (Романтическая проза) | | К.Демина "Леди и некромант. Часть 2. Тени прошлого" (Приключенческое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"