Верещагин Олег Николаевич : другие произведения.

Врала одна баба...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.02*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кое-что по мелочи об антоновских делах на Тамбовщине...


Олег Верещагин

ВРАЛА ОДНА БАБА...

  
   О, как судьба твоя горька!
   Смотри: твой кровный брат
   Лежит с мушкетом у ручья,
   Враждой к тебе объят -
   Убьёт тебя исподтишка -
   И будет горд и рад!

Дж.Р.Киплинг

  
   Весной этого года я участвовал в краеведческих дебатах по вопросу, который считается у нас "больным" - по вопросу "антоновского восстания". Результаты дебатов были разгромны - краеведческая общественность, и наша и московская, на 70% выступила на стороне Антонова. Если честно, временами мне казалось, простите, что я наблюдаю паноптикум с дешёвой ярмарки - например, один гражданин через слово натурально начинал плакать, в промежутках между рыданиями призывая большевиков каяться за ВСЁ негативное, что произошло в мировом масштабе с 1914 по 1990 годы (я не шучу!). Другой на каждую мою фразу успевал громко ввернуть ядовитую шуточку, пока я так же громко не напомнил ему слова из "Гусарской баллады": "Мадмуазель! ВАС слушал Я!" - и он, побагровев, умолк.. Третий - "московский гость" - в ответ на моё выступление, в самом начала меня перебив, иронично (ну как же, "столичный в провинции"!) и вальяжно осведомился: "Откуда у вас эти данные?" Я ответил, что в компьютере у меня 22 листа ссылок, и это ссылки на документы, что он желает увидеть? Он ответил, что обязательно посмотрит позже и более на всём протяжении двух-с-лишним-часовой дискуссии даже не пытался меня о чём-то спрашивать. Когда я после окончания этого балагана остановил его буквально за руку и сказал: "Какие ссылки вас интересуют?" - он устало покривился и попросил его извинить, он очень, ОЧЕНЬ устал...
   Я никогда не любил клоунов...
   ...А вопрос-то, между прочим, никакой не "больной". Но его старательно пытаются СДЕЛАТЬ больным. Целей при этом преследуется несколько, но две из них наиболее очевидны -
   1.старым счётам нужна кровь. Реанимируя их, нас, русских, тамбовчан - пытаются разделить и стравить насмерть, и это вовсе не так смешно, как может показаться. История демонстрирует нам примеры того, как оживают и начинают жрать людей куда более древние счёты, казалось бы, давно превращённые в прах.
   2.обвиняя коммунистов в бедах и разорении Тамбовщины, современная власть "отводит глаза" - в точности, как поступает кое-какая нечисть! - людям, чтобы они подольше не замечали, насколько сама эта власть воровская и убогая, чтобы казаться приемлемой "на фоне" нарисованной "историками" ужасающей картины "красного террора".
   Шум вокруг "антоновщины" стал особенно громким в последние несколько лет - ощущение такое, что в нищей, стремительно вымирающей Тамбовщине нет иных проблем, кроме тех событий. Причём любой, кто призывает относиться к тем делам спокойно и объективно, тут же получает ярлыки "русофоба", "пособника палачей русского народа" и так далее и тому подобное.
   Не минула и меня сия чаша. Почти в каждом споре я убеждался, что властная пропаганда поработала крепко - люди не желают думать, не желают читать документы, но зато легко оперируют страшилками из коленочных поделок типа "Жила одна баба", а так же бесчисленными и жуткими отсылками к неким бесфамильным и места проживания не имевшим "очевидцам". Перекос в мозгах у моих земляков очевиден. Я не могу не вспоминать разговор в автобусе - мой собеседник ругательски ругал нынешнюю власть, восхвалял Сталина, ностальгировал по СССР... а когда разговор зашёл об Антонове - заявил, что это был народный заступник и что он давно заслужил памятник от благодарных потомков.
   Как это может вообще уживаться в одном здравом сознании - я для себя объяснить не могу...
   ...Наверное, никто не разобрался в "антоновском вопросе" так ёмко и в то же время сжато, как мой земляк товарищ Топильский. Собственно, после его статьи об антоновщине и браться-то за тему не хочется - для умных всё сказано, а дураки так и будут твердить про "ядовитые газы, которыми отравили все тамбовские деревни". Но как-то меня заело воспоминаниями - и я решил сказать свою пару слов, ничуть не претендуя на какие-то открытия. Просто - НАПОМНИТЬ...

* * *

   23 сентября 1916 г. правительство объявило продразвёрстку и ввело её со 2 декабря. К 31 декабря она должна была быть доведена до каждого двора. Количество подлежащего сдаче хлеба составляло 772 млн. пудов. Это начало тамбовской крестьянской истории, если кто не помнит. Но я не хочу колоть глаза никому напоминанием этого простого факта.
   Давайте посмотрим, что было потом. Уже НЕ при царе, который ввёл продразвёрстку...
   ..."В гражданской войне нет правых и виноватых!" Многие из моих соратников-коммунистов очень не любят этот лозунг, но лично я считаю его справедливым. Более кровавого и омерзительного зрелища, чем избиение друг друга людьми одной крови и языка - представить себе невозможно. Я недаром вынес в эпиграф статьи жуткие строки Киплинга. Тем не менее, гражданские войны - данность КАЖДОЙ страны, и наша страна тут далеко не первая и по жестокости и по процентному к населению числу жертв. Посему я уверен твёрдо, что участников гражданской войны надо судить не по их лозунгам или даже действиям, а по тому - что они начинают делать в случае победы и к чему приводят страну.
   С красными тут всё ясно - мы живём в мире, построенном Советской Властью, мы все - дети и внуки крестьян, получивших при советской власти образование и зачастую вообще оставшихся в живых потому, что в СССР была поднята на грандиозную высоту медицина.
   Нет такой ясности с белыми. Но там, ориентируясь на наиболее последовательных и выдающихся лидеров, вроде Деникина, тоже можно вычленить некую государственную составляющую и некое глобальное видение будущего, с которым можно соглашаться или не соглашаться, критиковать его или принимать. Во всяком случае - это там ЕСТЬ.
   А что же крестьянские бунты? Вот тут их защитникам приходится вступать на скользкую дорожку "давления на совесть" и, дабы вызвать к повстанцам симпатию, живописать зверства их противников. Ну, о зверствах мы ещё поговорим. А вот политическая составляющая мировоззрения крестьян-бунтовщиков была проста: из города пусть нам везут "ситчик, серники и гас", а мы городу ничего не должны. Дико, почти первобытно, узкий кругозор крестьянина делал его - автоматический! - врагом ЛЮБОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА. Никакие события за пределами деревенской околицы крестьянством просто не воспринимались, как нечто реальное и могущее затронуть его лично.
   Участь "аграрного" государства в те времена - либо быть открыто покорённым технически развитыми соседями - либо, в лучшем случае, стать их бесправным сельхозпридатком. Но таких слов и понятий крестьянин тоже не воспринимал.
   То есть, в ЛУЧШЕМ (!!!) случае победившие антоновцы создали бы сельхозстрану вроде тогдашней Аргентины. И участь её была бы такая же - "крестьянский рай" вскоре сожрал бы французский или английский капитал...
   ...Таким образом, мы видим, что у мира победивших антоновцев НЕ БЫЛО НИКАКОГО БУДУЩЕГО. Сколько бы не фантазировали на эту тему романтики "крестьянской правды". А каково же отношение к антоновцам самих крестьян - тех, кого они, по твёрдому убеждению современных либеральных историков, защищали от большевиков?
   Как-то само собой, как говорится, априори, считается, что крестьяне Антонова любили и уважали. Откуда взялось это мнение - не очень ясно, потому что в ответ на подобный вопрос историки делают высокомерное лицо - и ты чувствуешь себя полным ничтожеством, не знающим простейших вещей. Но я как-то не привык себя чувствовать ничтожеством, да вдобавок обладают здоровым любопытством.
   Вот перед вами воспоминания об антоновцах жителей ОДНОГО-ЕДИНСТВЕННОГО села Тамбовщины - с.Абакумово Токаревского района, откуда банд... пардон, ПОВСТАНЦЫ вербовали бойцов в Битюгский полк.

ЧЬИ ЖЕ ЗВЕРСТВА?

   Данилова Д.М. вспоминает: "Согнали нас к церкви, вывели десять человек и расстреляли, среди них несколько человек из семьи Булгако­вых. Те мужики, кто жив остался, пошли к бандитам, т.к. боялись. Погнали их на Кочетовку. Но люди не хотели идти к бандитам и кто посмелее по дороге разбегались. Конечно, кто-то погиб, а некоторые смогли сбежать".
   Вихляева Т.И.: "Бандиты сильно издевались над семьями красноармейцев. Мой отец, Истомин Василий Федорович, был красным. Его жену, Истомину Ольгу Михайловну вывели на расстрел. Как и почему ее не расстреляли не известно. Но вскоре младший брат Василия Федоровича, Иван, был в банде. Собирался он основательно, нужно было сплести плетку и сшить седло. Когда все приготовил, он ушёл в банду".
   "Часто приходили то красные, то зеленые, то другие группы людей по 15-18 человек и расстреливали сельчан. Приходилось прятать мужчин ото всех. В одной семье мужчину прятали на дереве. Вяз был огромным и на крону никто не смотрел. А у него там был целый дом. Но все-таки его вы­следили", -- рассказывает Петрова Л .К.
   А в семье Астафуровой А.Т. чуть не произошла трагедия: "Мой отец не поехал с антоновским отрядом воевать, спрятался в коровьих яслях. Они нашли его, положили голову на порог, вы­нули саблю и хотели отрубить голову. Мама упала со слезами на колени пе­ред ними, умоляя о милости, т.к. у нас в семье к тому времени было шесть детей. Его отпустили". Все чаще люди стали называть антоновцев, за их действия, бандитами и очень боялись попасть как к красным, так и к антоновцам, начиная мстить и тем и другим за жестокость. Так Плаксина З.И. рассказывает: "С нами по соседству жила Истомина Домна, бабушка Дамаша, так ее звали дети. Ее муж, Андрей, был в банде...Кто-то из одно­сельчан поджёг их дом".
   Запомнили сельчане "самостийные" банды Маруси, Ложинова, за их осо­бую кровавую резню. Много людей погибло за это кровавое время. Одних расстреливали у церкви, других прямо на кладбище, третьих насиловали, четвертых заживо сажали на кол. В краеведческой комнате школы хранится воспоминание Даниловой Д.М., которая была очевидцем тех да­леких событий: "Вот был такой случай в Михайловке (это деревня в с. Абакумовке). В семье Яковлевых дочь забеременела в девках, отец узнал и стал над ней издеваться. А в этой семье брат был в банде. Однажды он приехал домой, вывел отца на огород к себе и застрелил". Люди боялись выходить на улицу, да и дома не было спасения.
   Петрова Л.К. запомнила рассказ своей свекрови об одном зверстве: "Моя свекровь, Макарова Зинаида Константиновна, рассказывала о сестре, 1903 пр., В их семье Чуксиных один брат был мобилизован в Красную ар­мию. За это его сестру взяли в заложники зеленые. Они долго над ней изде­вались, изнасиловали, отрезали грудь и возили в назидание по деревне. Ее труп забрали и похоронили на Бреховке семья Плотниковых".
   Воспоминания Шотникова Ивана Андриано­вича: "У нас на Бреховке (это деревня в с. Абакумовке) жил Швецов Макар Николаевич, его молодым забрали в банду...Он со своим дружком избили двух парней с Ушакова конца (окраина Абакумовки), те пришли к девкам. Они их зверски избили, одного сразу насмерть, а второму весь низ вырезали... Этого парня увидел мой дядя, Плотников Константин Андреевич. Он запряг лошадь и в Токаревку повез парня. Его жена, Люба, поехала с ним и всю дорогу приговаривала: "Костюша, кажется скачут, догонют нас".
   Жительница села Евсеева А.С. вспоминает: "Моя мама, Куксова Дарья Владимировна, родилась и всю жизнь прожила в с. Гладышево... Однажды в наших местах побывал сам Антонов...Он сказал моей матери: "Что-то ты разговорилась, а сама беглого прячешь. А вообще, да, молодая, не за ту ниточку потянули. Надо было убивать виновных, а мы тех, на кого кто был зол, но доносу"
   Следует помнить, что в то время, по подсчётам историков, 40% мужчин Тамбовщины в возрасте 21 года - 40 лет имели опыт реальной войны (Первой мировой), в армии служили и те, кто младше или старше. В 80% домов были винтовки, почти везде - ещё какое-то огнестрельное оружие. В сёлах имелось несколько сотен пулемётов разных типов и не менее двадцати пушек (!) - всё это тамбовчане хозяйственно притащили с фронта. Часто позже красными отмечалось, насколько страшный удар мог нанести "простой крестьянин" саблей в рукопашном бою и как ловки тамбовчане в седле - а чему удивляться, если в наших краях формировались два драгунских и кирасирский полки?!
   Кроме того, крестьянин по самому образу своей жизни привык к крови и жестокости, кроме того, у тамбовчан была масса старых обид друг на друга - и нередко, пользуясь отсутствием всякой власти, село шло ВОЕВАТЬ на село за старые обиды. А то и просто всем селом отправлялись грабить соседей. И для этого им не нужны были ни призывы "романтика" Антонова, ни пресловутый "красный террор"...
   Вот такими были "борцы за крестьянскую правду", которых сейчас восхваляют на разные голоса...

О "ЗАЛОЖНИКАХ"

   Очень часто мне приходится встречать рассказы о том, что красные хватали заложников целыми деревнями и тут же расстреливали. Причём тут опять же находятся толпы очевидцев (откуда?! Всех же расстреляли!), которые расписывают апокалиптическую жуть - и в самом деле начинаешь верить про то, что Тамбовщина превратилась в пустыню. Рассказывают про то, что "большевики убили на тамбовской земле 250 000 человек, из которых половина - женщины и дети".
   Но вот незадача. Заложников, как я понимаю, берут для того, чтобы в случае продолжения сопротивления их расстрелять или повесить? Кстати, взятие заложников - ОБЫЧНАЯ И ЗАКОННАЯ ПРАКТИКА ВСЕХ ВОЮЮЩИХ АРМИЙ ТОГО ВРЕМЕНИ. А знаменитый приказ Тухачевского, которым любят козырять сторонники четверти миллиона убитых, списан с английского приказа лорда Китченера от 1900 года. Который, в свою очередь, представляет собой слегка переделанный германский приказ по оккупационным войскам во Франции в 1871 году.
   Ну да ладно. Но тогда что ЭТО такое?
   "В наскоро оборудованных губернским управлением принудительных работ концентрационных лагерях для заложников наряду со взрослыми в большом количестве содержались и дети. 27 июня 1921 года на заседании полномочной комиссии ВЦИК был отмечен "большой наплыв в концентрационно-полевые лагеря малолетних, начиная от грудных детей", предлагали детей-заложников до 15 лет содержать отдельно от взрослых, и чтобы с трёхлетними детьми имели право находится их матери. Даже после проведения кампании по разгрузке концлагерей в июле 1921 года (восстание к тому времени было практически подавлено, и заложники с маленькими детьми были распущены по домам) там всё ещё находилось свыше 450 детей-заложников в возрасте от 1 до 10 лет. Общее число крестьян Тамбовской губернии, подвергшихся репрессиям, оценивается в 30-50 тысяч человек."
   То есть, тамбовские концентрационные лагеря приняли в себя не более 50 000 человек. Из более чем двухмиллионного населения губернии. Вообще нет ни единой мало-мальски достоверной информации, чтобы в этих лагерях кто-то осуществлял репрессии. Более того, там было полно детей. И, когда лагеря закрыли, а содержавшихся в них людей ОТПУСТИЛИ - часть детей там ещё и осталась.
   Я подозреваю, что речь идёт о подлоге, который мы наблюдаем в истории с английскими концлагерями для буров в Южной Африке. Уже сто лет англичанам колют глаза этой историей - а между тем, лагеря эти предназначались для КОНЦЕНТРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, чтобы лишить бурские партизанские отряды поддержки. А вовсе не для УНИЧТОЖЕНИЯ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ.
   То же самое и тут. В лагеря переселяли деревни, которые на самом деле активно поддерживали бандитов (как видим, считанные проценты от общего числа населения!) и, видимо, помещали оставшихся без родителей детей. Когда антоновская эпопея кончилась - ворота лагерей просто открыли.

* * *

   Истории с "отравлением деревень газами", с "организованным большевиками на Тамбовщине голодом" - я даже разбирать не стану. Они - просто ложь от начала и до конца. Как, впрочем, и вся наскоро пишущаяся сейчас "на коленке" история "героического сопротивления тамбовского крестьянства большевистским убийцам".
   Как говорится - ВРАЛА ОДНА БАБА...
  
  

Оценка: 3.02*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"