Верещагин Олег Николаевич : другие произведения.

Запрет на детство

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему, кто и зачем старается запретить детство? И к чему это приведёт?


ЗАПРЕТ НА ДЕТСТВО

   Самое спокойное, бесконфликтное и толерантное место - кладбище.
   Одна из основных функций государства - обеспечение безопасности своих граждан. И самой обычной, повседневной безопасности - и безопасности от внешнего врага. Собственно, за этим государства когда-то и создавались и, учитывая их изначально далеко не идеальную модель, люди терпели государства лишь постольку, поскольку они выполняли эти свои обязанности. Лучше, хуже - во всяком случае, степень безопасности была такова, что основная масса людей предпочитала её безвластию или вражескому нашествию.
   Если государство переставало соответствовать чаяньям людей... никто из вас не задумывался, почему французские крестьяне поднялись на знаменитую Жакерию сразу после того, как рыцарское ополчение проиграло англичанам важнейшую битву? До этого крестьяне покорно и долго (война шла уже не первый год!) терпели и поборы своих дворян, и реквизиции продуктов армией, а тут вдруг - взбунтовались, да как! А всё было просто. В глазах крестьянина государство и его военные слуги - рыцари - НЕ ВЫПОЛНИЛИ то, ради чего крестьянин их кормил. Не защитили страну от захватчиков.
   Со временем многое изменилось. Но основная функция государства - обеспечивать гражданам безопасность в обмен на лояльность в дни мира и войны - осталась неизменной.
   И, я вам скажу, очень тяжкой для государства. Оно было бы радо, иметь такой народ, который бы всё отдавал и ничего не требовал. С точки зрения нынешних правителей это явилось бы идеалом общественных отношений. Однако - не выходит...
   Правда, часть забот о своём народе либерально-капиталистическое государство потихоньку-полегоньку с себя ухитрилось спихнуть, да так, что люди зачастую этого и не заметили. Например, та же война. О феодалах старых времён много можно сказать нехорошего. Но нельзя забывать одну очень важную вещь: в случае войны феодал со своими детьми и дружиной выступал в поход - сражаться. От крестьянина, как правило, этого долгие века никто не требовал. Так поступали во время войн почти все правители почти всех стран - либо сами вели войска на войну, либо посылали детей, племянников, внуков и т.д. Никому во власти не приходило в голову собрать, вооружить и послать воевать НАРОД, а самим - остаться в безопасном тылу.
   Теперь представьте себе нынешних мировых лидеров, которые не то что сами воюют в бесчисленных конфликтах по земному шару, но хотя бы отряжают на эти войны своих детей. Представили? Нет? Я тоже нет. Не работает воображение. При этом войны объявляются нынешними правителями с неподражаемой лёгкостью и зачастую - за сотни и тысячи километров от родной земли. Так как эти правители совершенно точно знают - ни им, ни их близким НЕ ПРИДЁТСЯ сражаться за правое либо неправое дело. Их функция "управлять". А класть головы обязан народ.
   Но если от необходимости личным примером поднимать боевой дух людей наши власти, грубо говоря, "отбодались", то множество иных социальных обязательств им с себя скинуть ну никак не удаётся. Самое тяжкое, наверное, то, что приходится обеспечивать "электорату" безопасность на улицах. Понятно, что и эта проблема от власть имущих страшно далека - и они сами, и опять же их близкие всю жизнь проводят под надёжной охраной. Но люди-то требуют и угрожают - кто просто не проголосовать на выборах, а кто - примером всё тех же французских крестьян прошлого.
   К нашему с вами сожалению, с тех давних времён государство стало куда как хитрей. Гаркнуть: "Такова моя королевская воля, молчать, холопы!" - уже не получается. Приходится действовать иначе - например, убеждать людей, что они УЖЕ ЖИВУТ в безопасном обществе, надо только соблюдать... скажем так... э... некоторые правила. Ну, там, носить с собой два бумажника, чтобы один можно было сразу отдать уличному грабителю. Не заходить в "некоторые района" города. Детей встречать и забирать из школы, даже если она в ста метрах от дома. Распоряжений и советов по поводу того, как безопасно жить - в среднем демократическом государстве тьма-тьмущая, они широко обсуждаются и доводятся до массового сознания почти назойливо. Отчего у человека волей-неволей возникает нелогичное, но твёрдое ощущение, что ГОСУДАРСТВО-то о нём заботится, это ОН как-то "неправильно" себя ведёт. А если вести себя "правильно" - то и никакой опасности, ведь правда? В конце концов, даже в клетке с голодными хищниками вполне можно выжить и жить - достаточно залезть в ещё одну клетку, поменьше... можно даже комфортно её обставить... это ведь не трудно совсем, а уровень безопасности - даже выше, чем на свободе, да и кому она нужна, разве нет?..
   ...Но если в "свободном мире" эта тактика вполне себя оправдывает, то "на постсоветском пространстве" ещё живы и даже вполне в силе десятки миллионов людей, которые неплохо помнят, КАК выглядит настоящая безопасность граждан. И они буквально неуёмно вспоминают это "а вот как было в Советском Союзе..." - отчего у чиновников начинается головная и зубная боль. Так как сравнения с теми временами возлюбленная ими современность, в которой ОНИ-ТО как раз чувствую себя вполне уютно - НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ.
   И более всего людей беспокоит даже не собственная, а - ДЕТСКАЯ безопасность. Люди многое готовы стерпеть и перенести молча, но известия о пропавших без вести (в мирное время и в количестве десятков человек в месяц... между тем как сорок лет назад ОДНА такая пропажа означала переполох на всю область!), ставших жертвами насильников или бандитов детях - по-прежнему берут за душу и заставляют протестовать. А чиновникам, соответственно, нужно что-то делать. Как-то реагировать.
   Разумней всего было бы, собственно, вернуть СССР (не его внешние формы, на чём сейчас пытается играть власть - а внутреннее содержание!) Однако такое возвращение будет означать гибель современного государства и всего чиновничьего класса. Остаётся перенимать западный богатый опыт - как убедить живущего на помойке человека в том, что он живёт в раю и что государство о нём заботится ежесекундно. И что его дети находятся в полной безопасности. Достаточно только купить им клет... кхм, выполнять некоторые правила, да-да.

* * *

   В случае если государство не может (либо не хочет!) обеспечить реальную детскую безопасность, в ход идёт масштабная спецоперация, представляющая собой пускание дыма в глаза общественности - и одновременно атаку и на семью и на нацию.
   Поступают просто. Начинаются разговоры - сперва "общественные обсуждения", потом - рекомендации разным "органам", потом - законы - о создании так называемых "доброжелательных для ребёнка", "безопасных для детства" "зон". Я об этом изобретении уже много раз писал. Фактически это резервации, имитирующие "настоящий мир" и находящиеся под строгой охраной и контролем. Всё в них подчинено "безопасности ребёнка", ссора, синяк, драка, попытка привнести нечто новое, что-то сделать самостоятельно (хотя бы придумать игру или сделать игрушку!) - объявляются "крайне опасными".
   Учёными давно доказано (подчёркиваю это слово!), что выросло целое поколение и растёт второе, которые, будучи питомцами искусственно созданной игровой, развивающей, сверхбезопасной среды - страдают заниженной самооценкой, "безрукостью", не способны на быстрое решение, не могут противостоять мало-мальскому давлению, пасуют перед трудностями и даже небольшой физической болью. В сущности, в загонах "доброжелательных зон" выращена добыча для любого, кто даст себе труд преодолеть "охранный периметр". Пока что массово таких случаев не происходит - а те, что происходят, потрясают нас лёгкостью, с которой одиночка с ножом, бейсбольной битой или просто голыми руками расправляется со своими жертвами и - внимание! - теми, кто должен их "оберегать": охранниками, воспитателями, учителями...
   ПОКА ЧТО НЕ ПРОИСХОДИТ МАССОВО. Пока что. Но в мире ничто не вечно - особенно не вечна самоуспокоительная иллюзия детской безопасности. Безопасность в условиях современного мира, в котором государство отказалось от обеспечения безопасности граждан, а представители правоохранительных органов опаздывают на место преступления в 100 случаях 100, не может исходить извне и не может быть пассивной. В большей или меньшей, но безопасности, находится тот, кто с детских лет приучен действовать активно. Но учить ребёнка быть активным, самому строить исследование мира вокруг, самому выбирать развивающие модели в реальной, "некомпьютерной", игре - это ЗАПРЕЩЕНО согласно всё тем же государственным концепциям: что вы, ребёнок может НАВРЕДИТЬ СЕБЕ!
   После того, как массово созданы "доброжелательные" овчарни и население приучено к мысли, что там и только там дети находятся в истинной безопасности - начинается вторая фаза спецоперации. Находят виновных. Виновных в том, что с детьми всё-таки нет-нет, да что-то случается. (В сущности, если глянуть статистику - гораздо чаще, чем с их дедушками, которые умели оценить опасность и так или иначе противостоять ей, жили в реальном мире и были знакомы с настоящей жизнью. То, что для современного ребёнка является почти смертельным воздействием - для них зачастую проходило незамеченным.)
   Виновными в тех же 100 случаях из 100 по священному западному опыту объявлены... правильно, РОДИТЕЛИ. Они - "не обеспечили". Они - "не последовали рекомендациям". Они - "не досмотрели". Они - "не проконтролировали". И особенно, отдельно, виноваты те родители, с детьми которых пока что ничего не случилось - но которые являются противниками загонов и считают, что речка для ребёнка лучше бассейна, овраг - лучше искусственной горки, сломанная палка - лучше "мягкого" шеста. Кто считает, что порез, ожог, ушиб, даже перелом - не такая уж высокая плата за ВКУСНУЮ жизнь, в которой есть место поиску, борьбе, соперничеству, даже вражде. Настоящим чувствам, потерям и обретениям, а не их "безопасным" суррогатам.
   Собственно, на Западе такие родители официально записаны в околопреступники. У нас они пока что составляют БОЛЬШИНСТВО.
   Пока что. Потому что атаки на детство под флагом "безопасности ребёнка" ведутся в РФ постоянно, с яростным упорством и на самом высоком уровне. Не так давно главдетомбудсман всея РФ Д.Астахов (в последние два года много раз и очень громко объявлявший себя противником ювенальной юстиции и всевластья внесемейных органов контроля и опеки!) открыто сказал, что каждый ребёнок, не достигший 12 лет и находящийся вне присмотра взрослых - потенциально находится в опасности. А точнее - ОСТАВЛЕН В ОПАСНОСТИ... кем? Правильно, молодцы, читатели - РОДИТЕЛЯМИ! См. статья УК РФ "Оставление в опасности".
   С удивительным злокозненным упорством у ребёнка хотят отобрать его 7, 8, 9, 10, 11 лет - самые светлые, самые ослепительно-прекрасные годы познания мира. Заменить их искусственной средой. Рисовым отваром. Экраном компьютера, где "всё есть и всё, как настоящее, только лучше, потому что безопасное!" Фактически хотят приговорить детство к глобальному заключению под надзор - с угрозой "в случае чего" разлучить с мамой и папой "ради твоей же безопасности".
   Государство расписывается в своём бессилии в создании НА САМОМ ДЕЛЕ безопасного мира - без наркоты, педофилов, похитителей детей. Но при этом старается СДЕЛАТЬ ВИД, что оно - изо всех сил заботится о детях! Это мерзко. И ужасно. Особенно это отвратительно, потому что нужно быть нарочито слепым, чтобы не видеть, как подобная политика искалечила детей западных стран. Можно сравнивать их с их дедами и даже отцами - это очень просто и очень наглядно.
   В замечательной повести австралийца Алана Маршалла "Я умею прыгать через лужи!" отец главного героя говорит своей жене, матери мальчика, которая боится за сына (ему предстоит жестокая драка с постоянно задирающим его более сильным мальчишкой): "Оберегая от ран его тело, мы можем навечно искалечить его душу." Это очень простые и очень мудрые слова. Даже странно, что они СОВЕРШЕННО забыты по всему Западу и подвергаются нападкам у нас. Впрочем... если вдуматься, то ничего такого уж странного тут нет. С детства привыкший к безопасности, боящийся боли и неспособный на усилия человек - удобный материал для превращения его в раба. Более того, в раба, уверенного, что государство о нём заботится и благодарного за клетку, в которой он сидит.
   Штука в том, что мальчик, который перочинным ножом обстругивает деревяшку, чтобы сделать "пестик" и поиграть "в войнушку" - приспособленней к жизни, быстрей соображает, многократно меньше подвержен физическим и психическим недугам, чем его ровесник, живущий в мире, где "всё есть", а "поиграть" - значит, сесть к компу или выйти на площадку, огороженную металлической сеткой, где стоят качели-горки с безопасно скруглёнными углами.
   Но при виде плохонького дешёвого складничка в руках мальчишки поднимается такой истошный вопль, словно он играет гранатой с выдернутой чекой. "Он порежется! Он УБЬЁТ КОГО-НИБУДЬ!!!" Отдай немедленно, это не игрушка!
   Нет, дорогие мои - НЕ ИГРУШКА - это планшетник, который вы купили сыну на его десятый день рождения. Не игрушка это - а смертельная наркота в красивой упаковке. А перочинник, от которого у вас началась такая, простите, дефекация - как раз ИГРУШКА. Игрушка будущего мужчины. И даже если он порежется - и даже если порежется глубоко - и даже если закапает кровью штаны... что ж, в следующий раз будет осторожней с предметом, который может порезать.
   Почему-то мысль о таком порядке вещей непереносима для огромного числа тех, кто работает с детьми. Хотя... простите меня, женщины, но, учитывая, что подавляющее большинство таковых женщинами и являются - всё очень и очень объяснимо. И печально. "Безопасность ребёнка!" - огненными буквами написано в мозгу каждой женщины. Плевать, что ребёнку - 10-15 лет. Плевать, что он ничего опасного в сущности и не делает. Плевать, что его просто распирает от обычного желания мальчишеского риска. Плевать. "БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА!"
   К сожалению, в лице женщин наша власть массово находит себе вернейших союзников в превращении мальчишек ещё на дедсадовских стульчиках - в средний пол...
   ...Кстати. Даже сейчас отчётливо видно различие там, где эксперимента ради наши "средние" дети находятся вместе с такими же "средними" европейскими или американскими. Пока у них в руках "гаджеты" - различие не очень заметно. Но вот компоглупилки отняты. После короткого ступора начинается тихое (сперва) бурление в среде русских "варварят". Они расползаются. Они что-то придумывают. Кто-то уже ревёт. Кто-то что-то копает. Двое примериваются, оглядываясь по сторонам, проскользнуть под забор. Кто-то влез в совершенно негигиеничный прудик. И так далее, и тому подобное.
   Западные детишки представляют собой страшное зрелище. Они похожи на кучку барашков, которых выгнали из тёплого сарайчика на холодный ветер. В глазах непонимание (а что мне делать?!). Во взглядах, обращённых на взрослого руководителя эксперимента (он не имеет права вмешиваться, если нет РЕАЛЬНОЙ опасности) - тоскливый вопрос: "Скажите что-нибудь..." Будущие "свободные граждане свободного мира", "полноценные личности", на которых под страхом тюрьмы запрещено "давить" их родителям - ждут прямого приказа взрослого человека... Они не смеют отойти с того места, куда их поставили в самом начале. Мир вокруг ужасен. Вопящие и мечущиеся русские ровесники кажутся маленькими чудищами - сейчас набросятся, а взрослый не защищает, а сам я защищаться не умею!!! Меня не научили!!!
   Вы знаете - они не понимают слов "пошли на речку", "вот это будет как будто меч" и прочее. У них не работает фантазия. Голова начинена готовыми рецептами и кусками из фильмов ужасов. В их понимании мир за пределами "площадки" (она может быть больше или меньше, но она есть ВСЕГДА!) - населён маньяками, убийцами и монстрами...
   ...Кстати. При более длительном свободном общении с русскими ребятишками - их западные сверстники на удивление быстро приходят в норму. В природную, естественную, радующую глаз норму. Они делятся на мальчишек и девчонок. Они начинают играть в войну и в куклы. Они начинают драться и устанавливать приоритеты и иерархию - и отстаивать своё место в жизни, свои взгляды на мир и свои принципы. У них появляются друзья (с этим - особенно тяжко, смысла этого слова основная масса детей на Западе НЕ ПОНИМАЕТ!)
   Видимо, это и пугает власти всех мастей и национальностей? Мне кажется, я правильно понимаю тему... но тогда всё плохо. ОЧЕНЬ. СОВСЕМ...

* * *

   Чем меньше у ребёнка "готовых" игрушек - тем он умней, решительней, находчивей. Чем шире поле его деятельности - двор, улица, квартал, город, пригородные роща и пруд - тем более стойким, закалённым, радостным он будет в своём детстве. "Придумать замену" тут НЕВОЗМОЖНО, не верьте тем, кто вас в этом убеждает, какими бы терминами и примерами он не оперировал.
   Функция государства - в том, чтобы ИСХОДЯЩИЕ ОТ СКВЕРНЫХ, ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ ОПАСНОСТИ НЕ ПРОБРАЛИСЬ В ЭТОТ ДЕТСКИЙ МИР. А вовсе не в том, чтобы замкнуть ребёнка в "безопасном" загончике, оставив ВЕСЬ МИР на откуп мерзавцам и тварям. СССР справлялся с этой задачей на пятёрку. Может быть - с минусом. Но на пятёрку. Современное наше государство - имеет твёрдый "неуд"... и страстно желает, как и все двоечники, изменить правила получения оценок вместо того, чтобы "подтянуться по предмету".
   Трагедия - когда ребёнка похищают, когда его насилуют, подсаживают на наркоту, втягивают в преступления. Трагедия - и вина ГОСУДАРСТВА. ТОЛЬКО его вина. РОДИТЕЛИ - не могут контролировать преступников. Это - функция ГОСУДАРСТВА. Впрочем... иногда это начинают делать и доведённые до отчаянья родители. Граждане чиновники. ВАМ ЭТО НАДО?
   Когда ребёнок тонет, когда он разбивается, упав с дерева - это тоже трагедия. Но такая же, как ураган или наводнение. Они не зависят от воли людей, злой или доброй. Невозможно от этого спрятаться в бункер на всю жизнь. Можно только научиться плавать, научиться лазать по деревьям и - да - правильно падать с них. Поверьте, жизнь ребёнка от этого станет лишь полнее и ярче.
   Взрослые. В первую очередь - мужчины. Не хватайте за руки мальчишку, который делает "взрывпакет" или "дымовуху". Лучше расскажите, как их ПРАВИЛЬНО делать. Вы ведь их ТОЖЕ делали, разве нет? И этот мальчишка - БУДЕТ их делать, потому что - ИНТЕРЕСНО!
   Да, вы можете пойти тем самым, "европейским" путём. Кастрировать его душу. Внушить ему - всей силой взрослого умения - что "это нельзя!", "это опасно!" И он не будет этого делать, скорей всего. Вот только... вот только кусочек яркой мозаики Детства выпадет из огромного цветного панно, и останется там тёмная унылая щербинка.
   Одна? Может быть - одна. А может быть - только ПЕРВАЯ. Ведь есть столько вещей, от которых его надо "уберечь ради его безопасности"! Нет, от БОЛЬШИХ бед, от бед НАСТОЯЩИХ вы его не убережёте, они не в вашей власти - они во власти ГОСУДАРСТВА. А вот от мелких радостей, которые вы будут считать бедами - почему же, вполне получится уберечь... И всё то же государство вам в этом охотно поможет. Будьте уверены. Встанет на дыбы оно в том случае, если вы вздумаете ребёнка, например, научить стрелять. Или пошлёте за водой в колодец...
   ...Как делать шпоночные самострелы - мне показал взрослый дядька, сосед. По уму он совершал преступление, да-да - "ребёнок выбьет себе глаз! Как можно!" А я ему до сих пор благодарен. Я не стану объяснять - почему. Если вы это понимаете, как я - то зачем? А если нет - то какой смысл?

* * *

   По своему детскому опыту, опыту своих друзей (и опыту нынешних детей) я могу точно сказать, что дети ХХI века на явную опасность реагируют трояко:
   1.бегство. Это самое частое для моих детских лет. Сумасшедшее, без разбору и без памяти - но бегство, когда, кажется, за тебя бежит кто-то другой. В таком бегстве я как-то раз перелетел, сам не помня, как, через трёхметровый забор (мне было лет 12). Иногда бегство с криком - или непроизвольным, или (намного реже) рассчитанным - чтобы услышали и помогли взрослые;
   2.бросок навстречу опасности. Если опасность не так уж велика, если мальчишка уверен в своих силах или наоборот - обезумел от отчаянья - он вполне может броситься вперёд, "на врага", иногда даже не продумав, что именно собирается делать;
   3.вялая покорность. К величайшему моему сожалению - это очень распространённая, как бы не САМАЯ распространённая реакция современных детей и подростков. "Варёная макарона", иногда со слезами, но в целом абсолютно покорно ждущая, что с нею сейчас будет и не принимающая никаких мер к своему спасению.
   Это - прямое следствие уже начавшего проникать в нашу жизнь преклонения перед навязываемой государством "позой эмбриона" вкупе с ожиданием "спасателей", "компетентных специалистов", "как в кино". Которые опаздывают, напомню, практически всегда.
   И родители, потерявшие ребёнка или получившие его искалеченным морально или физически, вынуждены ещё и выслушивать упрёки чиновников - и доброхотных подпевал, простите! - про то, что "не обеспечили", "не научили", "не предусмотрели".
   И ведь то же самое можно сказать не о физической, а, если так можно выразиться, о моральной, опасности, или о бытовых либо учебных трудностях. Перед нею пасуют. Пасуют почти сразу. Иногда - после первой же попытки, бывает - не предприняв даже и её, испугавшись внешней сложности какого-то дела. Не наученные ничего преодолевать с детства, всегда оглядывающиеся в поисках сторонней помощи, постоянно зависящие от взрослых (и ловко пользующиеся этой зависимостью, кстати!), 14-16-летние "детишки" беспомощны не только перед гопником с арматуриной в руке, но и перед достаточно простой арифметической задачей. "38 х 23 = ?" - и 10-классник на голову выше меня впивается в свой мобильник с приложением-калькулятором, как в спасательный круг. А мне, грешному, даже бумага для такого действия не нужна, я в уме это делаю...
   ...Детство "по-цивилизованному", растянутое до 16, 18, 21 года (при этом почему-то с началом сексуального просвещения в 9, 7, 4 года! И с кое-где имеющейся возможностью посадить 7-летнего в тюрьму, 14-летнего - на электрический стул!) Детство, зацикленное на "безопасности", зависящей неясно от кого и строящейся по непонятно каким критериям - "опасен" свой собственный дом, если там нет родителей (а то и если они есть...), но почему-то "безопасна" всё та же детская площадка, за которой следит камера наблюдения. Детство, которое, в сущности, перестало быть детством, перестало быть порой познания и открытия мира, то есть, лишилось своего коренного, глубинного, смысла - но при этом желает быть вечным. Ни за что не отвечать. Ничего не предпринимать. И - никогда не взрослеть. Детство, не заслуживающее своего имени.
   Но это не знаменитый Питер Пэн, "мальчик, который не взрослеет" - Питер Пэн тратил своё вечное детство на совершенно безумные приключения, на борьбу с пиратами, на войну и мир с индейцами, на спасение друзей - короче говоря, вёл себя, как квинтэссенция Мальчишки. Нормального, обычного мальчишки. Здесь же мы имеем дело с вечной опаской всего на свете. Вечным страхом сделать хотя бы один лишний (читай - самостоятельный!) шажок. Какие приключения, о чём вы... Разве у ребёнка, который воспитан, как жертва - может быть хотя бы мысль о приключениях?
   Желание как можно дольше не взрослеть приводит, парадоксально, к наступающей ещё в детстве старости со всеми её страхами и бессилием... Напуганным и бессильным - легче лёгкого управлять. Власть это отлично понимает. Достаточно увидеть, как дети на уроке старательно рассчитывают свою будущую пенсию, чтобы понять, насколько всё скверно...
   И остаётся только горько повторить за одной француженкой: "Мы все больны собачьей старостью!"
  

Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"