Ленин, Чернышевский, Культура, Интеллигенция, Традиция, Пётр, Петербург
Что посоветовать читать сыну или дочке в 18 лет?..
В 18 лет я был в Советской Армии, и читать там было абсолютно нечего - кроме полного собрания сочинений В. И. Ленина в обычно пустующей Ленинской комнате, которая играла роль, своего рода, часовни при каждом воинском подразделении в советских вооружённых силах.
Зато уж Ленина я тогда читал как самую захватывающую беллетристику, запоем. И по гроб жизни я буду обязан Ленину за то - что он не дал мне тогда превратиться в тупую скотину, заставлял думать, заряжал оптимизмом и колоссальнейшей энергией.
А главное - он давал Картину Мира и Карту Мира, он давал, по-своему, Целостное Мировоззрение, он говорил о том, что является Смыслом Истории и Смыслом Жизни...
Смыслом Истории и самим Смыслом Жизни, с точки зрения Ленина, как последовательного марксиста, являлось поступательное диалектическое развитие человека и общества, которое, через закономерные фазы борьбы социальных, классовых противоположностей, должно привести к их революционному снятию и к грандиозному синтезу всего исторического опыта человечества, к гармонической форме общественного устройства, которую марксисты называли Мировой Коммуной.
На юного Ленина (тогда ещё Владимира Ульянова) оказала огромнейшее воздействие казнь его старшего брата Александра Ульянова, в 1887 году, народовольца, группа которого (в основном, студенческая) готовила покушение на императора Александра Третьего.
Ленин вырос из народовольчества, и его взгляды можно считать, в значительной степени, синтезом западно-европейского марксизма и русского народничества. Прямыми последователями народников были русские социалисты-революционеры (эсеры), и Ленин очень много брал из их программы на протяжении всего хода Русской революции, вплоть до Кронштадского мятежа в 1921 году.
Назову лишь три классические работы Ленина, произведшие на меня огромное впечатление:
"С чего начать?"
"Что делать?"
"Государство и революция"...
Были и другие любимые работы...
Повторю: я это тогда читал - как самую лучшую, и захватывающую, художественную литературу!..
Ленин не стеснялся в выражениях. Это может и привлекать, и отталкивать. Но искренность Ленина несомненна, и она реально привлекала к нему, и его идеям, огромное множество самых разных людей...
...
Очень интересны его письма...
Чрезвычайна интересна переписка Ленина с его возлюбленной Инессой Арманд - но там, в 5-ом издании ПСС, она была представлена лишь в очень урезанном виде...
Инесса Арманд была, конечно, совершенно фантастическая женщина!.. И они оба, и Ленин, и Инесса, пожертвовали своей любовью ради дела революции, и чтобы никого не смущать и не вводить в шок (в том числе, и в политический шок) своим скандальным романом...
Надежда Крупская была с Инессой очень дружна, и она была готова уступить мужа подруге; но Ленин не принял от неё этой жертвы, он прекрасно понимал, что это он и Инесса, ради спокойствия и порядка в партии, должны перестать видеться друг с другом... Инесса переживала этот разрыв страшно тяжело, о чём писала и в письмах. А Ленин... Здесь можно только догадываться... Или ждать публикации ещё не опубликованных материалов.
Но когда он, после покушения на него в августе 1918 года, пришёл в сознание, после ранения, он первым делом попросил придти к нему Инессу...
И смерть Инессы от холеры в 1920 году, на Кавказе, едва не свела в могилу, тогда же, его самого, тому есть свидетельства очевидцев...
Это были живые люди! И незауряднейшие люди!..
...
Специалисты говорят, что около трети работ Ленина не было издано в СССР. А многие его работы при Ельцине были фальсифицированы, были подброшены в его архивы и в чистом виде фальшивки, с целью его дискредитации. Кто и когда в этом разберётся?..
Лев Троцкий, в эмиграции, подробно разбирает и демонстрирует, как были фальсифицированы воспоминания Максима Горького о Ленине, где Ленин высказывался Горькому о Троцком (в подлиннике - сугубо положительно, в поздней версии - сугубо отрицательно).
А работы Маркса и Энгельса в СССР были переведены на русский и изданы не больше, чем на треть...
...
Позже я, всё-таки, добрался до нашей армейской библиотеки. Она ютилась в очень тесном и живописном закутке, с книжными полками до самого высоченного потолка, и там была прекрасная библиотекарша, интеллигентнейшая женщина. Время от времени туда наведывался наш начальник части (который ненавидел нашу библиотекаршу, и это было вполне взаимно) и с руганью, и обещаниями наказания, выгонял оттуда всех немногих солдат, кого там заставал...
И я перечёл тогда "Что делать?" Чернышевского. Чисто художественный уровень этого знаменитого "культового" романа (да и то, больше лишь с формальной стороны), конечно, "оставляет желать". Но его огромное идейное и нравственное воздействие на множество людей и 19-го, и 20-го веков (в том числе и на самого Ленина) было засвидетельствовано неоднократно. И я здесь тоже не был исключением...
Чернышевский в своём романе, ко всему прочему, выступает за радикальную революцию в брачно-семейных отношениях и, вообще, в представлениях о любви и в отношениях между мужчиной и женщиной... Тема и сейчас - актуальнейшая!..
А в "снах" главной героини романа, Веры Павловны, даны подробные и красочные картины, очень радужные и оптимистические, грядущего социалистического общества. Картины, конечно, "утопические", но в них, как во всех социальных утопиях, есть своя "неувядающая прелесть", есть великая мечта, Красная Мечта, без которой невозможно жить человечеству...
Ленин вспоминал, что этот роман Чернышевского был перечитан им четырежды, и он его "всего перепахал". Да, я и сам, как и очень многие до меня, мог бы подписаться под этим определением...
Чернышевский оказал чрезвычайнейшее влияние на всех наших народников и на все последующие поколения русских революционеров, да и просто на все поколения русской интеллигенции, начиная с 1860-х годов...
...
Мой армейский друг (и мой тайный товарищ по революционным убеждениям) взял из этой нашей армейской библиотеки очень старый сборник произведений Чехова, и среди них он указал мне на интереснейший "Рассказ неизвестного человека". Герой этого рассказа (точнее, повести), революционер (надо полагать, народоволец), больной чахоткой, готовит покушение на какого-то важного царского сановника. Ради этой цели ему удаётся устроиться лакеем к сыну этого сановника, тоже очень богатого и преуспевающего человека, петербургского чиновника...
И вот, этот сановник, наконец-то, приехал на квартиру своего сына, в его отсутствие. Он сел, не раздеваясь, не снимая шубы, за стол в кабинете сына и стал что-то писать. И за его спиной стоял главный герой рассказа, тайный революционер-подпольщик в образе услужливого лакея, ожидая приказаний от барина...
Он мог запросто в этой ситуации убить этого сановника (хотя бы стукнуть по голове какими-нибудь канделябрами), ради чего им и было всё затеяно, весь этот очень тяжёлый для него и унизительный спектакль... И он не смог его убить. Он не смог, когда увидел его совершено вблизи, убить этого очень старого, больного и совершенно измотанного жизнью человека...
В этот момент он утратил веру в спасительность революционного террора для общества, и он утратил, как можно понять, саму веру в идеалы революционного социализма. И он, написав откровенное объяснительное письмо своему хозяину, сбегает от него. Сбегает вместе с несчастной любовницей своего барина, сбежавшей от своего законного мужа к любовнику и трусливо обманутой и преданной им. И они уезжают за границу, в Италию, потом во Францию, где он просто нуждается в лечении. И где судьба его спутницы разрешается трагически, в том числе, и по его вине...
Прочтя эту повесть Чехова, я остро и глубоко почувствовал, что и мои революционные и философские взгляды в будущем могут радикально измениться. Это чувство, или даже открытие, и пугало меня отчасти, но, в то же время, и открывало для меня какие-то очень большие и очень загадочные перспективы...
В 1981 году вышел одноимённый фильм, где главные роли сыграли Александр Кайдановский и Евгения Симонова...
...
К Библии я потом пришёл совершенно закономерно. Впервые я увидел её, и раскрыл, где-то в 1973 году, в читальном зале Отдела рукописей и редких книг Публичной библиотеки, где я тогда работал, после армии, младшим библиотекарем. Она стояла в особом закрытом шкафу, специально для сотрудников. Это было ещё дореволюционное издание. И надо понимать, насколько это была тогда, действительно, редкая и полу-запрещённая книга, в то советское атеистическое время.
Кажется, мне потребовалось тогда около года усиленного ежедневного чтения, чтобы прочесть её целиком, от Книги Бытия - до Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Читал я в то время и другую философскую и духовную литературу. И если в начале 1973 года я ещё был атеистом и материалистом, то в конце этого года я уже был философским идеалистом и глубоко и страстно верующим (пережив настоящее откровение в ночь на Новый Год 1973/74, о чём я писал не раз)...
Библия и по сей день остаётся Книгой No1 в истории человечества. Рядом с ней могут быть поставлены только другие священные писания основных религий: Коран, Веды, Упанишады, Бхагавадгита, Авеста, Старшая Эдда, Дао дэ цзин, также Дхаммапада и другие буддистские сутры (особенно, на мой взгляд, "Сутра сердца" и "Алмазная сутра").
4.5.2007
"С кем вы, мастера культуры?"
Хороший вопрос...
Но сначала надо ответить на вопросы:
1). Кто мы вообще?
2). Что такое культура?
А потом:
1). Кто мы сейчас?
2). Что есть культура сейчас?
Как я сам отвечаю на эти вопросы?..
Попробую написать об этом ниже...
30.5.2007
Последние шаманы
Кто мы? И что такое культура?..
На эти вопросы не может быть лёгких ответов. А не ответим - конец и нам, и культуре. И, похоже, что мы весьма недалеки от такого итога...
Кто мы?.. Кто мы - люди?.. От этого вопроса можно сойти с ума. Но и объехать его - невозможно...
Люди - это носители разума? Разумные существа?.. Тогда можно ли будет считать людьми различных киберботов, носителей искусственного интеллекта, если по своей биологии они не будут людьми, но по своему разуму они будут не менее совершенны, чем люди?.. А если - даже более совершенны?..
А ведь, в принципе, и биологического человека можно создать гораздо более совершенного, чем он есть сейчас, хотя бы путём различных генетических манипуляций...
Если человек (если мы "хомо сапиенсы") - это носитель разума, то человек - это и носитель культуры.
Человек, разум и культура - это вещи совершенно неразделимые, и они могут быть по-настоящему поняты - только вместе, а не по отдельности.
Интеллигенция - это создатели, носители и хранители культуры. И это - умножители и распространители культуры!
Быть носителем разума - хоть сколько-нибудь развитого и сознающего себя разума - это значит быть носителем культуры, это значит быть представителем интеллигенции.
Кто мы - интеллигенция?..
В своих старых записях нашёл:
"Интеллигент, гуманист и утопист суть одно".
Мы теперь давно уже - не утописты, и не гуманисты. Похоже - что и не интеллигенты. Потому что без утопии - нет гуманизма, и нет культуры, и нет интеллигенции.
Утопия - это мечта, и это не просто мечта - а мечта социальная и универсальная...
Красная Мечта...
Если "простой человек" мечтает о семье - "просто о семье", то интеллигенция - мечтает о Мировой Семье, Мировой Общине, Мировой Коммуне.
Интеллигенция живёт Мировой Мечтой.
И обычная, самая естественная, мечта "простого человека" (о браке и семье, о счастье и любви) - это лишь фрактальная проекция единой и универсальной Мировой Мечты, Космической Мечты.
Интеллигенция без Космической Мечты перестаёт быть интеллигенцией. И общество без Мировой Мечты, Космической Мечты - обречено на деградацию, разрушение и вырождение...
...
Культура - это, по идее, то, что должна нести в себе интеллигенция. Нести в себе - и нести в мир.
Нет интеллигенции - нет и культуры, нет культуры - нет и интеллигенции... Что мы, кстати, и видим...
Культура - это Традиция. А Традиция - это последовательная передача изначального импульса Мысли и Жизни, импульса Развития...
Когда-то, в первобытные времена, носителями Традиции и Культуры были шаманы. Они были посредниками: между человеком - и Космосом, между плотью - и Духом, на практике осуществляя их единство и обеспечивая транс-граничные коммуникации и единство реальности как таковой.
И русские до-революционные, и советские после-революционные, интеллигенты 60-80-х годов (поэты, художники, музыканты, учёные, философы) - были, можно сказать, последними шаманами. Последними носителями Традиции и Культуры...
Мировой Традиции и Мировой Культуры...
Если сейчас эта нить Традиции прервётся - никакой России уже не будет...
Возможно - что и человечества не будет. Если мы так и не успеем ответить на вопрос: КТО МЫ?..
Надо возвращаться к Первоистоку...
И возрождать Традицию и Культуру...
И возрождать интеллигенцию!..
Это - вопрос жизни и смерти...
31.5.2007 22:06
Потеря веры
Екатерина, то, о чём вы пишете, происходит не только лично с вами:
"Тяжело терять веру..."
"Потеря веры в прежние идеалы - это страшно и убийственно..."
"Происходит разрушение авторитетов..."
"Происходит - разрушение светлого образа, пусть мифа, но очень светлого..."
"Падение кумиров продолжается..."
"Сейчас огромнейшая потребность в расширении знаний..."
Лев Толстой, как вы цитируете, в молодости относившийся к Петру восторженно, позже оставляет о нём такие строчки:
"Был осатанелый зверь... Великий мерзавец, благочестивейший разбойник, убийца, который кощунствовал над Евангелием..."
"Медный всадник" Пушкина - это "роман ужасов"...
...
Екатерина, здесь проблема - в самом нашем восприятии реальности как таковой. В любом человеке пребывают Бог и сатана, и оба эти полюса - неисчерпаемы, хотя минус в отрицательной степени даёт плюс, и отрицание отрицания превращается в утверждение.
Но мы так и не поняли, что такое диалектика (и синтез противоположностей), и подменяем её дуализмом...
И особенно это касается великих личностей...
Так же - и в отношении к миру, и к жизни:
мир прекрасен - мир ужасен...
жизнь прекрасна - жизнь ужасна...
Реальность неисчерпаема в любой своей точке, и наше прошлое непредсказуемо ровно настолько, насколько непредсказуемо наше будущее. И своё прошлое мы творим не в меньшей степени, чем своё будущее. Каковы мы - таково будет и наше прошлое...
Любые кумиры обречены на падение. Это происходит всегда, когда Бесконечное подменяется конечным.
Для очень многих наших соотечественников и современников такими кумирами оказались Ленин, Сталин и коммунизм. А ещё ранее - для множества людей (очень умных и очень честных людей) величайшей трагедией оказалось разочарование в религии, потому что этим людям были предъявлены "неопровержимые аргументы и факты", что религия - это ложь, зло и величайшая мерзость...
Но вся проблема - в ограниченности и несовершенстве нашего сознания, в его расколотости, двойственности, в неспособности во всём хаосе поступающих впечатлений увидеть Единое и Абсолютное, Целое, Гармонию... Единство противоположностей!..
Мы дуалисты - а не диалектики. Мы не понимаем, что такое Инь/Ян. И в этом наша драма и трагедия...
В Петре действительно боролись Бог и сатана (как и в Ленине, и в Сталине). И жизнь этих людей - величайшая драма и подлинная трагедия, как драматична и трагична - и вся история России, и вся Мировая История.
Но попробуйте почитать трагедии Софокла, Шекспира, и само Евангелие. Только глубочайший голос сердца может вам подсказать, что во всей этой Мировой Голгофе есть Высший Смысл...
21.8.2007 21:46
Научиться чувствовать и понимать оттенки можно через живопись, музыку, поэзию. Более того, настоящее искусство (как и религия) учит пониманию единства самых полярных противоположностей, с чем наша повседневная, житейская, дуалистическая логика, как правило, не справляется...
"Медный всадник" Пушкина - это, по оценке многих литературоведов, самое загадочное произведение во всей русской литературе. Здесь возникают прямые ассоциации и с ветхозаветным потопом, и с Концом Света в Апокалипсисе, и с Октябрьской революцией, и ещё много-много всего...
Здесь природное, космическое, историческое и мистическое сливаются воедино. В этой вещи - ключ и к истории Петербурга, и к истории России, а, наверное, и к глубочайшим тайнам самого Мироздания...
Я - коренной петербуржец, и по собственным глубочайшим ощущениям могу сказать, что этот город насквозь пропитан сверх-человеческим по мощи духом Петра, со всеми фантастическими противоречиями этой незауряднейшей личности. Тонкие, чувствительные натуры в этом городе страдают, болеют и сходят с ума. Но здесь же происходят самые невероятные творческие озарения...
Конечно, как никто другой, дух Петербурга (и дух Петра!) почувствовал и выразил Достоевский, в "Преступлении и наказании" особенно, хотя и во многих других своих вещах тоже.
И его понимание Русской Идеи, высказанное в его знаменитой предсмертной Пушкинской речи, что "русский человек - это брат всех людей", и что призвание русского человека и русского народа - это "всепримирение людей через всепримирение идей", это могло возникнуть и произойти только в этом городе, в городе Петра...
Есть легенда, что масоны строили Санкт-Петербург ("Город Священного Камня") как грядущую Столицу Мира...