Верюжский Николай Александрович: другие произведения.

Командующий Балтийским Флотом

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К 150-летию со дня рождения адмирала русского флота Николая Оттовича Эссена.

  
  
  
  
  
  
  
  
   Командующий Балтийским флотом
  
   "Не боится ни моря, ни начальства!"
  
   АДМИРАЛ Н.О.ЭССЕН
  
   В истории Российского Военно-морского флота среди известных флотоводцев, новаторов использования боевого оружия, применения новых современных тактических приёмов ведения активных боевых действий кораблями флота достойное место занимает адмирал Николай Оттович Эссен. К сожалению, имя этого адмирала не часто упоминается как в материалах по военно-морскому искусству, так и в среде морского офицерства, 23 декабря 2010 года которому исполняется 150 лет со дня рождения.
  
   С юных лет и до последних своих дней жизнь этого достойного, честного и храброго боевого офицера была целиком и полностью была отдана служению российскому военно-морскому флоту.
  
   В приказе командующего Балтийским флотом адмирала Н.О.Эссена 1-го августа 1914 года в связи с началом Первой мировой войны были изложены его основные принципы и взгляды на ход происходящих событий:
   "С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю к одной цели - защищать Родину от посягательств врага и вступать в бой с ним без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только возможны.
   Да исполнит каждый из нас величайший долг перед Родиной - жизнью своей защитит её неприкосновенность и да последует примеру тех, кто двести лет назад с великим императором во главе своими подвигами и кровью положили в этих водах начало нашему флоту!"
  
   Николай Оттович Эссен глубоко переживал печальные итоги русско-японской войны 1904-1905 годов, непосредственным участником которой он являлся, командуя в чине капитана 2-го ранга эскадренным броненосцем "Севастополь".
  
   О событиях того периода, героическом боевом участии в морских сражениях броненосца "Севастополь" рассказ будет отдельный. Однако тут непременно следует указать, что командир броненосца Н.О.Эссен за личную храбрость в боях с японцами был награждён орденом Святого Георгия Победоносца IV степени и произведён к чину капитан 1-го ранга.
  
   Н.О.Эссен отказался идти в японский плен, дал подписку о неучастии в войне и вскоре через США вернулся в Россию. По возвращению в Петербург был назначен командиром 20-го флотского экипажа. Имея немалый боевой опыт в ходе прошедшей войны на море, результаты которой привели к большим потерям русского флота, Н.О.Эссен понимал, что необходимо делать необходимые выводы.
  
   Летом 1905 года Николай Оттович выступил с яркой лекцией, в которой подверг жесткой критике положение на флоте и высказал свое мнение о том, что необходимо готовить флот к активным действиям, придерживаясь взглядов своего старшего наставника и учителя по службе на Тихоокеанском флоте вице-адмирала С.О.Макарова "Помни войну!
  
   Содержание этого выступления стали известны морскому министру вице-адмиралу А.А. Бирилеву, который немедленно вызвал к себе на беседу капитана 1-го ранга Эссена. Итогом этой встречи явилось его назначение заведующим Стратегической частью военно-морского ученого отдела Главного Морского штаба, при сохранении на прежней должности командира экипажа.
  
   Став начальником Стратегической части Главного морского штаба, Н.О.Эссен организовал работу по изучению минувшей войны, анализу публикаций военных специалистов всего мира. Наблюдая за трудами своих подчинённых офицеров, обладавших боевым опытом, Николай Оттович, пытаясь представить, какой флот нужен России на будущее, требовал от них плодотворных идей по предотвращению подобной трагедии в будущем.
  
   Необходимость реформирования флота становилась все очевиднее как Морскому Министру, так и Совету Государственной Обороны.
   Первым важным шагом по преобразованию морского ведомства стал разработанный А.В. Колчаком и А.Н. Щегловым проект создания Морского генерального штаба как органа оперативно-стратегического планирования и управления флотом. Весной 1906 года проект был утвержден императором.
  
   Началось и успешно продолжилось в течение нескольких лет интенсивное строительство боевых кораблей: линкоров "Андрей Первозванный", "Император Павел I", крейсеров "Баян" и "Паллада", минных транспортов "Енисей" и "Амур". В состав флота вошли канонерские лодки "Сивуч", "Бобр", "Кореец", "Гиляк", первые дизельные подлодки "Минога" и "Акула". В Тулоне заканчивались испытания броненосного крейсера "Адмирал Макаров".
  
   С марта по август 1906 года Н.О.Эссен был командирован в Англию в качестве командира строящегося там крейсера "Рюрик (II)", названного в честь героически погибшего.
  Известно, что 14 августа 1904 г. в пятичасовом морском бою с превосходящими силами японских кораблей броненосный крейсер русского флота "Рюрик" получил значительные повреждения. Неприятель ожидал, что крейсер, буквально истерзанный в ходе артиллерийского боя, вот-вот поднимет сигнал о добровольной сдаче в плен. Однако по приказу открыть кингстоны, отданному младшим артиллерийским офицером лейтенантом Константином Ивановым, который принял командование кораблём в связи с гибелью старших офицеров, броненосный крейсер русского флота "Рюрик" с поднятым Андреевским флагом и взвившимся на мачте флажным сигналом "Погибаю, но не сдаюсь!" на глазах поражённых победителей скрылся под водой. Героический подвиг! Не менее, а может даже более значительный, чем историческая гибель крейсера "Варяг".
  
   Пришедший из Англии новый "Рюрик (II)"стал сильнейшим кораблем и флагманом Балтийского флота.
  
   В сентябре 1906 года капитан 1-го ранга Н.О.Эссен получил назначение на ответственную должность начальника Отряда минных крейсеров, дислоцированного в Либаве. Ему предстояло командовать наиболее современными кораблями и частью старых миноносцев. Отряд должен был стать первым боеспособным соединением вместо почти полностью погибшего на Дальнем Востоке флота Балтики. Видя в своем отряде зародыш нового Балтийского флота, Н.О.Эссен считал главной задачей заложить в его организацию идеи и принципы, выношенные им в Порт-Артуре. Предстояло, наряду с выработкой прогрессивной тактики минного флота, добиться, чтобы личный состав в совершенстве овладел техникой и боевыми средствами, а также воспитать новых командиров и офицеров для флота.
   Интенсивные тренировки и многочисленные учения сделали из Отряда минных крейсеров основное боевое ядро возрождающегося Балтийского флота. Действия кораблей Отряда при плавании в различных районах Балтийского моря и в сложных условиях, в том числе и зимних, их состояние и подготовка команд была высоко оценена в ходе ряда инспекторских проверок.
  
   5 апреля 1907 года Н.О.Эссена произвели в контр-адмиралы. Осенью того же года Отряд минных крейсеров преобразовали в Первую минную дивизию. Не знающий отдыха командир дивизии своей энергией и творческой смелостью привлекал активных и деятельных морских офицеров в число сторонников коренной ломки устаревших ещё со времён парусного флота тактических приёмов и принципов боевой подготовки. Первой заповедью нового в жизни флота, которое настойчиво внедрял командир дивизии, стал близкий макаровскому духу лозунг: "Учиться тому, что нужно на войне!" Поскольку на кораблях остро не хватало офицеров и младших специалистов, на некоторых эсминцах не было и половины нужного числа кочегаров, комендоров, то при дивизии стали создавать свои школы рулевых, минеров, артиллеристов-наводчиков. Для офицеров были оборудованы тренажеры по девиации компаса, минный, артиллерийский и радиотелеграфный классы. Для создания резерва унтер-офицеров учредили школу юнг в Кронштадте.
  
   24 ноября 1908 года Н.О.Эссена назначили начальником Соединенных отрядов на правах начальника Морских сил Балтийского моря.
   Начался новый этап в истории Балтийского флота, от которого ждали возрождения его боевой мощи. Планы и взгляды Н.О. Эссена нашли полное понимание со стороны своего помощника - начальника штаба капитана 1-го ранга К.В. Стеценко - старого его знакомого по Порт-Артуру. Стремясь распространить во флоте порядки 1-й Минной дивизии с её духом боевитости, Николай Оттович решительно назначал в штабы, на корабли и в соединения своих либавских командиров и специалистов. Это было, поистине, время непобежденных героев Порт-Артура и Цусимы, лейтенантов, рано созревших в горниле войны. Эссеновскую дивизию принял командир порт-артурской "Дианы" князь А.Л. Ливен, 2-ю Минную возглавил бывший командир "Изумруда" барон В.Н. Ферзен - тот, что в Цусиме увел свой корабль от сдавшегося адмирала Небогатова и спас флаг и команду от плена. Ещё одному георгиевскому кавалеру - М.Ф. Шульцу Эссен поручил создание Отряда минных заградителей. Георгиевские кавалеры К.А. Порембский, А.Ф. Титов, Л.К. Теше, С.В. Зарубаев, С.Н. Дмитриев, Е.И. Криницкий стали командовать наиболее ценными кораблями. Застрявшие в ремонте "Громобой", "Диана", "Аврора" были поручены опытным командирам из 1-й Минной - Л.С. Максимову, Ф.А. Вяткину, П.Н. Лескову, а старейшая, но самая сильная из канонерских лодок "Храбрый" - А.И. Непенину.
  
   Начальник Морских сил Балтийского моря регулярно выводил разнородные силы флота в едином ордере, приучая командиров кораблей и соединений флота к совместным действиям. Причем Н.О.Эссен всячески усложнял условия плавания: ходить без лоцманов в штормовую погоду, ночью, во льдах, разных районах Балтийского моря. Каждый выход кораблей в море имел целью отработку конкретных оперативно-тактических задач: двусторонний артиллерийский бой, торпедные атаки, минные постановки, взаимодействие с сухопутными войсками, дислоцированными в приморской зоне. Морские офицеры под непосредственным руководством Н.О.Эссена становились виртуозами управления кораблями и боевыми средствами, их отличала самостоятельность и уверенность в себе. Высшей похвалой в устах Начальника Морсил Балтфлота была аттестация: "Не боится ни моря, ни начальства!"
  
   В апреле 1910 года Н.О.Эссена произвели в вице-адмиралы. С начала ранней весны и таяния льдов корабли провели одиночную подготовку и были готовы к проведению морского учения, на котором должны были присутствовать члены Государственной Думы, чтобы получить поддержку планам развития флота. В ходе учения кораблей "по защите столицы от вторжения морских сил агрессора" был продемонстрирован артиллерийский бой между кораблями и минная атака. Картина проведённого морского учения произвела неизгладимое впечатление на депутатов.
  
   Летом 1910 года отряд кораблей Балтийского флота совершил плавание в Средиземное море не только с учебными целями, но и с демонстрацией своей боевой мощи возрождающегося российского флота после жестокого поражения в войне с японцами.
  
   С 1911года Н.О.Эссен - командующий морскими силами Балтийского моря, должности, по существу сравнимой с обязанностями командующего флотом. В состав флота к тому времени входили: четыре линейных корабля ("Слава", "Цесаревич", "Император Павел", "Андрей Первозванный"); три броненосных крейсера; семь крейсеров; 49 эскадренных миноносцев; 21 миноносец; 11 подводных лодок; 6 заградителей и другие корабли. Флот под руководством командующего морскими силами был приведён в боевую готовность. Вместе с тем, что нарастала опасность возникновения новой войны, срочно требовалось пополнение флота новыми современными боевыми кораблями.
  
   В 1912 году Н.О.Эссен добился утверждение Думой пятилетней "Программы усиленного судостроения 1912-1916 гг.", согласно которой до 1916 года предполагалось построить 4 линейных и 4 легких крейсера, 30 эсминцев и 12 подводных лодок. Однако, объективности ради, приходилось рассчитывать и действовать с учётом того, чем располагал флот в данный момент.
  
   Одновременно велось усиление береговой артиллерии. Вблизи Кронштадта возводились могучие береговые укрепления-форты Ино, Красная Горка, Серая Лошадь, Тотлебен, Обручев. Разворачивалась постройка укреплений на острове Нарген и у Порккалауда с переносом главной операционной базы флота в Ревель. Н.О.Эссен с энтузиазмом отнесся к возможности выдвинуть флот дальше от столицы. Он постоянно находился на кораблях, его обращения к командам с призывом "Помни войну!" способствовали пробуждению творческих сил среди преданных флоту моряков. Создавалась стройная система дислокации флота. Главной базой флота являлся Гельсингфорс. Бригада крейсеров стояла в Ревеле. Переводные базы - Либава и Виндава. Пункты базирования легких сил - Балтийский порт, Рогокюль, Усть-Двинск. Летом 1913 года был утвержден план создания пунктов базирования легких сил и подводных лодок в Моонзундском и Або-Аландском морских районах. В Кронштадте находились корабли резерва, он же служил главной ремонтной базой флота. Интенсивно велась реконструкция Ревельского и Свеаборгского портов, продолжались сооружаться батареи на берегах Финского залива.
  
   К началу Первой мировой войны по разработанному плану Н.О.Эссена в Финском заливе была создана глубоко эшелонированная оборона, опиравшаяся на минно-артиллерийские позиции.
  
   В апреле 1913 года Н.О. Эссену было присвоено звание адмирала. Свой флаг он держал на "Рюрике" и каждый час продолжал тратить на подготовку к войне. На общефлотских стрельбах, проведённых 4 июля, броненосцы и крейсера продемонстрировали слаженную и сосредоточенную стрельбу по движущимся целям, а "Рюрик", демонстрирую отличную подготовку комендоров в ночных условиях, за 8 минут в результате точного попадания разбил щит.
  
   В августе 1913 года после очередных маневров эскадра Балтийского флота под флагом Эссена в составе: флагмана крейсера "Рюрика", четырёх линкоров, бригады крейсеров, полудивизиона эсминцев и транспорта отправилась в зарубежный поход с посещением портов Великобритании и Норвегии. Плавание в навигационном отношении было сложным. Экипажи кораблей получили хорошую морскую практику совместного плавания. Датские проливы прошли без лоцманов. Северное море встретило корабли сильным штормом. В Портсмуте, где была предусмотрена первая стоянка кораблей эскадры, моряков встречали доброжелательно и радушно, как сама королева, так и местные власти, и жители города. Эскадра кораблей во время всего похода и при посещении других портов уверенно продемонстрировала боевую мощь и боеспособность русского флота.
  
   Корабли Балтийского флота готовились к войне основательно. Уже в апреле 1914 года на проводимых маневрах командиры кораблей получили жёлтые пакеты с приказом распечатать их в случае начала военных действий.
  
   Поскольку германский флот обладал численным превосходством, адмирал Н.О.Эссен считал необходимым, не ограничиваясь обороной, от которой он не отказывался, одновременно связать противника активными операциями у его берегов, в частности минными постановками. "Настоящие действия с нашей стороны были бы неожиданностью для всего мира, - смело утверждал адмирал. - Во-первых, потому, что со времен Екатерины наш флот только оборонялся, и, во-вторых, потому, что наступление Андреевского флага против второго флота мира (Германии - НВ) будет всем казаться немыслимым. Однако оно выполнимо и по трудности своей не превышает планов, выполненных великими людьми в свое время".
   К сожалению план активных боевых действий, выдвигаемых Н.О.Эссеном, не получил поддержки. Основными действиями оставалось ведение оборонительной борьбы. Было решено в случае войны первоначально дать бой неприятелю на Нарген-Порккалаудской минно-артиллерийской позиции. Тем не менее, флагман по своей инициативе отдал приказ готовить план активных действий. В его замысел входил взрыв шлюзов Кильского канала и действия в Датских проливах, не позволяющие противнику прорваться на Балтику. Вместе с проведением других мероприятий, Н.О.Эссен планировал массовую постановку минных заграждений на основных транспортных маршрутах вблизи портов и мест базирования неприятельского флота.
  
   Адмирал Н.О.Эссен был готов начать действия даже без разрешения правительства, чтобы решительным ударом нарушить планы врага.
   События развивались стремительно. В канун начала Первой Мировой войны 17 (30 - нового стиля) июля 1914 адмирал Н.О.Эссен был назначен командующим Балтийским флотом. Объявлена мобилизация. Эссен послал телеграмму морскому министру: "Если не получу ответа сегодня ночью, утром поставлю заграждение". 18 (31) июля, несмотря на запрет императора производить минные постановки, адмирал Н.О.Эссен, помня о судьбе Тихоокеанской эскадры, на свой страх и риск решил ставить главное минное заграждение. Когда поступило разрешение ставить мины, корабли уже были на позиции. Минные заградители под прикрытием линейных кораблей приступили к постановке минных заграждений.
  
   В полдень 18 (31) июля начальник Отряда минных заградителей контр-адмирал В.Л Канин докладывал: "Согласно приказу "Ладога", "Нарова", "Амур" и "Енисей" выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с интервалом 45-85 м. Работа проведена за 4 часа 25 минут...". Таким образом, все подступы к Финскому заливу были надежно закрыты. Основные силы флота были развернуты в устье Финского залива.
  
   На следующий день, 19 июля (1 августа - нов.стиль), Германия официально объявила войну России. Но когда немецкий посол Пуркалес вручал министру иностранных дел России Сазонову ноту об объявлении войны, российская столица была практически недосягаема для германских корабельных орудий. В тот же день адмирал Н.О.Эссен поздравил моряков с днём, к которому они готовились всей жизнью и службой.
  
   Германский флот, имея значительное превосходство в боевых кораблях, стремился завевать господство в море, обстреляв Либаву, оставленную русскими и выставив минное заграждение у Наргена.
  
   Первоначально русский флот действовал оборонительно. Но затем перехватил инициативу. Первой неудачей немцев явилась гибель 26 августа немецкого крейсера "Магдебург", налетевшего на камни у Оденсхольма. Немецкий флот временно прекратил активные боевые действия на Балтике. В тоже время русские корабли интенсивно продолжали выставлять минные заграждения.
   В начале сентября адмирал Н.О.Эссен, готовясь к генеральному сражению с немецкими кораблями, осуществлял самостоятельные выходы до Готланда в составе отряда крейсеров и эсминцев, хотя и не имел официального разрешения выходить за пределы установленной позиции.
  В ходе дальнейших боевых действий, развернувшихся на всём Балтийском море, германский флот на минных заграждениях потерял броненосный крейсер "Фридрих-Карл", четыре тральщика, два сторожевых корабля и 14 пароходов. Кроме того, в результате взрыва получили повреждения крейсера "Аугсбург" и "Газелле", а также другие корабли. Были потери и в составе русского флота, среди них легкий крейсер "Паллада", два миноносца и три тральщика.
   В начале 1915 года Балтийский флот значительно усилился, в состав которого вошли четыре новых линейных корабля ("Севастополь", "Гангут", "Полтава", "Петропавловск"), два эскадренных миноносца и пять подводных лодок. Срочно были проведены соответствующие организационные мероприятия, в ходе которых переформированы оперативные объединения: эскадра и Минная оборона. В эскадру вошли две бригады линейных кораблей и две бригады крейсеров; а в Минную оборону - минная дивизия Балтийского моря. В результате решительных действий, как боевых, так и организационных, проведённых командующим Балтийским флотом адмиралом Н.О.Эссеном, силы германского флота были значительно скованы. Этому обстоятельству способствовало то, что Н.О.Эссену удалось переломить оборонительную психологию русского морского ведомства. Минные постановки велись непосредственно вблизи немецких портов и мест базирования, а также на основных маршрутах движения морских судов, практически выход из Данцигской бухты был заблокирован. Долгое время германское командование не знало о русских минных постановках. Обнаружив истину, германское командование стало наращивать тральные силы.
  
   Боевой успех Балтийского флота был особенно заметен на фоне пассивных действий русской армии на сухопутных фронтах.
   В конце декабря 1914 года адмирал Н.О. Эссен удостоился награждения орденом Белого Орла с мечами, его ближайшие помощники Л.Б. Кербер, В.А Канин, Л.С. Максимов были произведены в вице-адмиралы, а капитан 1 ранга А.В. Колчак получил британский Орден Бани и подарок из кабинета императора. Многочисленные награждения и повышение в чинах "за отличие" увеличивали решимость балтийцев удержать инициативу в ходе новой кампании.
   Минные постановки русских кораблей успешно продолжались. Так в ночь на 19 ноября минный заградитель "Амур", замаскированный под крейсер, при поддержке эскадры выставил 240 мин восточнее Готланда, на пути между Данцигом и Килем. 14 и 15 декабря крейсера и заградитель "Енисей" поставили 420 мин западнее Данцига.
  
   В начале 1915 года Ставка предписала нанести максимальный вред перевозкам грузов из Швеции в германские порты. Н.О.Эссен подписал приказ ставить минные заграждения на основных коммуникациях противника. 14 января крейсера выставили эти заграждения незаметно для противника.
  
   Несмотря на суровую зиму, сковавшую русские порты льдом, в море продолжали действовать подводные лодки. Германский флот терял корабли, подрывавшиеся на минах, ко дну шли транспортные суда. Теперь за счет подрыва на минах относили даже гибель судов от атак подводных лодок. Теряя тральщики, германский флот был вынужден очищать от мин море у собственных берегов, но подрывы на минах продолжались.
  Непрекращающиеся подрывы на русских минах немецких боевых кораблей и транспортов совершенно дезорганизовали судоходство между Швецией и Германией. Была закрыта паромная переправа Зассниц - Треллеборг. После потери 15 пароходов германский союз судовладельцев даже потребовал снятия одного из кайзеровских флотоводцев - адмирала Беринга - с должности командующего отрядом. Вместо Беринга флагманом особого назначения был назначен контр-адмирал Гопман - тот самый, что был немецким военно-морским атташе в Порт-Артуре. Но смена командира не принесла кайзеровскому флоту ощутимых успехов.
  
   За успешную зимнюю кампанию Н.О.Эссена наградили орденом Святого Владимира 2-й степени. Однако весенняя кампания усложнилась. Германское командование сменило коды. Теперь при перехвате радиодонесений нельзя было определить так легко, как прежде, истинные действия противника. Однако вскоре удалось немецкий код расшифровать, что способствовало слежению за намерениями противника и правильной оценке обстановке. Предвидя попытки неприятеля прорваться через Ирбенский пролив, адмирал Н.О.Эссен намеревался вывести линейные корабли из Финского залива за минно-артиллерийскую позицию, но не получил на это разрешение. Тем не менее, он совершил несколько выходов к Ирбенам, преграждая возможное появление в этом районе кораблей противника.
  
   Несмотря на ухудшение своего самочувствия, Николай Оттович, мало заботясь о своем здоровье, по-прежнему старался действовать энергично. 1 мая он ушел на миноносце в Ревель и, серьезно простудившись на холодном балтийском ветру, окончательно слег с крупозным воспалением легких. На третий день врачи в Ревеле признали положение опасным, а 7 (20) мая 1915 года Н.О. Эссен умер. Смерть адмирала оказалась тяжелым ударом для всего российского флота.
  
   9 (22) мая 1915 года гроб с телом командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича Эссена миноносец "Пограничник" доставил в Петроград, к Английской набережной. При громадном стечении народа и войск гроб погрузили на орудийный лафет, и шестерка лошадей, за которой выстроилась огромная похоронная процессия, доставила тело адмирала к храму Спаса на Водах, а затем на Новодевичье кладбище.
  
   Император Николай II прислал телеграмму, исполненную горестных нот, императрица Александра Федоровна отправила огромный венок в форме креста из живых белых цветов, Государственная дума почтила память Николая Оттовича траурной лентой с надписью "Славному защитнику Андреевского флага, гордости русского флота". Гроб опускали в могилу под залпы орудийного салюта.
  
   Морской министр адмирал И.Григорович тогда поклялся назвать именем Эссена лучший из новых кораблей. Но клятву свою он, увы, не сдержал. Вскоре в революционных бурях Балтийский флот был практически уничтожен, погибли или разлетелись по миру выросшие под началом Эссена флотоводцы и офицеры, а имя героического адмирала многие десятилетия было скрыто от потомков...
  
   Первоначальный памятник на могиле адмирала Эссена на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга не сохранился. Надгробие из красного гранита с фотопортретом из эмали было возобновлено Военно-морской академией в 1960 году к столетию со дня рождения флотоводца.
  
   Адмирал Николай Оттович Эссен всегда выделялся исключительной личной храбростью, придерживался наиболее смелых тактических решений, показал себя бесстрашным и умелым флотоводцем. Он неоднократно брал на себя ответственность за важнейшие решения и всегда стоял за активное использование флота и его оружия, в частности минного, был противником пассивных форм ведения войны. Он был убежден, что "флот существует только для войны, и потому все, что не имеет отношения к боевой подготовке, должно быть отброшено, как не только ненужное, но и вредное".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"