Кузьминова Екатерина Евгеньевна: другие произведения.

Защита диплома

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Актуальное выступление на защите диплома 22.06.2012.



  
   Уважаемые председатели, члены государственной аттестационной комиссии, коллеги, вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: ОБРАЗ ШЕРЛОКА ХОЛМСА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СЭРА АРТУРА КОНАН ДОЙЛА.
   Конан Дойл писал произведения о Шерлоке Холмсе на рубеже XIX и XX веков, в период одновременного сосуществования и смешивания разных литературных течений, время, когда сталкиваются "конец" и "начало" разных эпох.
   Ранние произведения о Шерлоке Холмсе пропитаны ощущением угасания, конца эпохи, несут в себе декадентские настроения эпохи fin de siХcle. Позже Конан Дойл переходит к более оптимистичным художественным взглядам, признает "начало" следующей эпохи, в его творчестве начинают прослеживаться неоромантические мотивы. При этом мироощущение и fin de siХcle, и неоромантизма было подчеркнуто "инаким", особенным, что не устраивало консервативное викторианское общество - и образ Шерлока Холмса начал меняться под воздействием такого экстралитературного фактора как цензура: образ редактировался и упрощался, чтобы умещаться в строгие рамки жанра "семейного чтения".
  
   Цель данной работы - проанализировать образ Шерлока Холмса как образ сложный, синтетический, созданный под влиянием нескольких литературных эпох, но тем не менее обладающий неповторимой художественной целостностью.
  


  
   Для достижения этой цели был поставлен ряд задач, вынесенных на экран.
  


  
   Научная новизна работы заключается в том, что образ Шерлока Холмса еще не рассматривался в мировом литературоведении с точки зрения принадлежности к нескольким литературным эпохам. Большая часть литературоведческих работ по Шерлоку Холмсу рассматривала феномен его популярности, неугасающего интереса к фигуре гениального детектива. В настоящее время заметен очередной всплеск интереса к Шерлоку Холмсу, связанный с рядом современных экранизаций, в частности с двумя фильмами Гая Ричи и мини-сериалом BBC, в котором действие перенесено в настоящие дни. Такой всплеск популярности персонажа происходит во многом потому, что в культурном мире вновь возникло явление "рубежа веков".
  
   Структура работы обусловлена задачами. Во введении обосновывается порядок исследования влияния различных литературных эпох на образ Шерлока Холмса. Рассмотрение образа Шерлока Холмса обосновано хронологически: в первой главе, "Шерлок Холмс как явление fin de siХcle", рассматривается эпоха fin de siХcle, дефиниция термина, характерные признаки литературного творчества и их отражение в произведениях о Шерлоке Холмсе; во второй главе, "Шерлок Холмс как герой неоромантизма", вслед за "концом" рассматривается "начало" - эпоха неоромантизма, ее интерес к авантюрным сюжетам, на фоне которых раскрывалась сильная личность; в третьей главе, "Шерлок Холмс как представитель викторианской эпохи", рассматривается викторианская эпоха как влияющая на образ извне и меняющая его. В заключении речь идет об образе Шерлока Холмса как об образе художественно цельном. В приложения вынесены система сокращений, принятая в мировом холмсоведении для обозначения текстов о приключениях Шерлока Холмса, а также хронологии произведений по году написания и году действия.
  


  

Шерлок Холмс как явление fin de siХcle

  


  
   За эталон героя fin de siХcle в исследовании принимался героя романа "Наоборот", созданного Гюисмансом. Общих черт у дез Эссента и Шерлока Холмса больше, чем может показаться на первый взгляд.
   Дез Эссент - изысканный, утонченный, образованный. Это Эстет, человек одинокий, уставший от суеты, искатель жизненной правды, всё испытавший и всем пресытившийся, но так и не нашедший ни покоя, ни кого-то, близкого ему по духу и интеллекту.
   Шерлок Холмс - также человек образованный, воспитанный. Он любит умственные упражнения, однако внешний мир воздействует на него пагубно, заставляя болеть и прибегать к различным способам бегства.
   Постоянное стремление развеять скуку - вот основная мотивация Шерлока Холмса; дез Эссент для этого искал неиспробованных ощущений, Шерлок Холмс же предпочел разгадывание преступлений.
   Как и у дез Эссента, при высоких умственных способностях образование Холмса не отличается упорядоченностью: Ватсон даже составляет список его знаний, в котором заметны пробелы во многих областях. Холмс знает несколько языков - в частности латынь, французский, немецкий, читает произведения на в оригинале, несмотря на то, что они давно переведены на английский; но при этом он не знает, кто такой Коперник. Такие "провалы" в знаниях объясняются потребностями создания яркого образа - до Шерлока Холмса детективы в книгах знали ответы на все вопросы, отсутствие же некоторых знаний делает образ Шерлока Холмса более объемным, приближает героя к читателю.
   Химия - еще одна общая черта у дез Эссента и Шерлока Холмса. Дез Эссент "приготовлял" ароматы и коктейли, Холмс экспериментирует с ядами, но сама суть синтеза неизменна. В эпоху fin de siХcle идеи синтеза были одними из основных в творческом мировоззрении - рушились границы не только века, но и искусств.
   Не случайно Шерлок Холмс играет на скрипке - это "прорыв" музыкального искусства в искусство словесное, умственное. Шерлок Холмс не только играет сам, он ходит на концерты - в частности, на концерт Вагнера [REDC], который в своих работах ("Искусство и революция", "О сочинении стихов и музыки") теоретизировал создание единого вида искусства, синтетического единства музыки, слова, действия, архитектуры...
   Еще одна черта эпохи, проявляющаяся в образе Холмса, - это наркотики.
   Наркотики для Холмса - средство яснее видеть детали, избегать скуки, которая вызвана отсутствием детективных дел, искусственный стимулятор его неординарного ума.
  
   Дез Эссент - последний из аристократического рода, fin de famille, у Шерлока Холмса же есть семья. Однако Холмс говорит о семье неохотно, упоминая ее лишь в двух рассказах - "Глория Скотт" и "Случай с переводчиком". Суммарно его семья упоминается в 5 рассказах из 56 и ни разу - в повестях. Холмс сознательно отделяется от своей семьи, он фактически рвет с ними все связи, общаясь лишь с Майкрофтом, и это - мотив декадентского одиночества.
   Интересно, что в отличие от других декадентских героев он все же ищет общества - но лишь одного конкретного человека, а именно - доктора Ватсона, своего верного компаньона.
   Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на очевидные связи образа Шерлока Холмса с литературной эпохой fin de siХcle, этот образ шире и многограннее.
  

Шерлок Холмс как герой неоромантизма

  


  
   Презирая прозаическое существование обывателя, неоромантики подобно романтикам начала XIX века воспевали мужество, подвиг и героику приключений в необычайной, часто экзотической обстановке. Типичный неоромантический герой -- мужественный или необыкновенный человек, подчас отчужденный от народа; его жизнь полна романтики, сопряжена с риском и приключениями. Для неоромантического произведения характерен острый, напряженный сюжет, существенным элементом которого является борьба, опасности, нередко таинственные или сверхъестественные события.
   В основе творчества неоромантиков лежал романтический разлад между действительностью и мечтой. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное - Шерлок Холмс благодаря своему вниманию к деталям способен увидеть больше, чем окружающие его люди.
   Герой неоромантизма самодостаточен, самодеятелен, независим в суждениях и поступках - и Шерлок Холмс подходит под такое описание идеально. К примеру, он отпускает преступника, если считает его действия оправданными [ABBE, DEVI] 14/60.
   Неоромантический герой защищает себя и своих близких в одиночных акциях борьбы с единичными представителями зла, часто побеждает - но ни победа, ни поражение не означают для него конца деятельности. Так и Шерлок Холмс - он сражается с отдельными преступниками, пусть и такими могущественными, как профессор Мориарти, и после разрешения одной загадки ищет следующую, так как прекращение деятельности для него неприемлемо [SIGN, FINA, EMPT, LAST].
   ""My mind," he said, "rebels at stagnation. Give me problems, give me work, give me the most abstruse cryptogram, or the most intricate analysis, and I am in my own proper atmosphere. I can dispense then with artificial stimulants. But I abhor the dull routine of existence. I crave for mental exaltation. That is why I have chosen my own particular profession, or rather created it, for I am the only one in the world"" [SIGN].
  
   Так же неотъемлемой чертой неоромантизма является авантюрный сюжет. Цель такого сюжета - ставить человека в различные положения, раскрывающие и провоцирующие его, сводить и сталкивать людей между собою. Наиболее ярко авантюрность сюжета проявлялась в таких произведениях, как "Собака Баскервилей", "Долина страха", сборнике "Его прощальный поклон".
   Задача сюжета в детективных историях Конан Дойла - развлечь читателя и самого Шерлока Холмса, который отчаянно скучает, когда у него нет дела для разгадывания [SIGN], но помимо того авантюрный сюжет является наиболее выигрышным фоном для человека такого склада ума, как Шерлок Холмс - человека деятельного, но не пытающегося изменить мир, необычайного, и в то же время совершенно обычного, выдающегося, но связанного с народом через привязанности к другу и семье.
   Таким образом, неоромантизм образа Шерлока Холмса проявляется в его деятельности. В отличие от замкнутых на себя героев fin de siХcle, неоромантический герой открыт для взаимодействия с миром, в котором он видит больше, чем обыватели. Он борется со злом, разгадывает загадки, которыми его обеспечивает авантюрность сюжета. Однако у этого образа есть и другие корни - морально-исторические, исходящие из исторической обстановки в Англии XIX века.
  

Шерлок Холмс как представитель викторианской эпохи

  


  
   Традиционно под понятием "викторианская эпоха" понимают период правления королевы Виктории (1837-1901 гг.), в который Англия вела мирную политику, ориентированную на стабильность внутри державы, благодаря чему достигла своего расцвета. Среди множества изменений, произошедших в те годы, можно отметить одно, наиболее существенное, - это отток населения из сельской местности в города. Из-за большой скученности в городах царили грязь и нищета, а также преступность, что и является причиной популярности истории про детективов. На них был спрос.
   Эпоха викторианства -- это доминирование городского образа жизни. В эту эпоху образ джентльмена подвергается существенной трансформации -- он перестает отождествляться с земельным дворянством (landed gentry), представляя отныне горожанина среднего класса. Если в сельской культуре человек наследовал образ жизни, стереотипы поведения, то в городе ему приходится заново изучать и создавать новую манеру поведения, чтобы добиться успеха - self made man.
   В викторианстве важную роль играла цензура: в литературе и театре на первом плане стояли вопросы нравственности, процветало морализаторство. Даже Шекспир подвергается редактированию. Истории о Шерлоке Холмсе под влиянием цензуры изменялись, теряя черты, которые считались недопустимыми в "домашнем чтении" - к примеру, употребление наркотиков.
  
   Шерлок Холмс в ранних рассказах предстает пред читателями эксцентричным джентльменом: он достаточно обеспечен, чтобы жить, не работая; он детектив-любитель, расследующий преступления, чтобы избежать скуки, причем делает это в большинстве случаев не ради оплаты, отказывая выгодным клиентам в пользу интересного случая какого-нибудь бедняка [BLAC].
   И тем не менее, хотя Холмс не является джентльменом в более привычном сейчас смысле слова, он является истинным викторианским джентльменом в исторически-социальном смысле: как и его предки, сельские сквайры, он является судьей и ориентиром для людей, благодетелем, воплощением закона.
  
   Отнести какие-то определенные произведения о Шерлоке Холмсе к конкретным литературным эпохам практически невозможно. Наиболее ярко черты литературных эпох выделяются в повестях о Шерлоке Холмсе - "Этюд в багровых тонах" и "Знак четырех" несут в себе декадентские настроения, а "Собака Баскервилей" и "Долина страха" - напротив, неоромантические. Викторианство же в основном оказывало свое влияние на рассказы, публикующиеся в журнале ежемесячно - и ежемесячно же подвергающиеся цензуре, чтобы соответствовать требованиям "семейного чтения". По рассказам о Шерлоке Холмсе можно проследить, как на границе веков ужесточались рамки, в которых должна была существовать литература, как усилилось морализаторство.
   Черты разных литературных эпох смешивались в произведениях Конан Дойла, сливались в единое органичное полотно, создавая образ Шерлока Холмса - образ, интерес к которому не ослабевает спустя век после его создания, любовь к которому не имеет географических и возрастных границ.
   Шерлок Холмс - декадентский герой-одиночка, герой-эстет, любящий скрипичную музыку и синтез чего-то нового из неожиданных компонентов. Он же - неоромантическая выдающаяся личность, постоянно находящаяся в движении по воле авантюрного сюжета. И в то же время он - викторианский джентльмен, человек, сам создавший себе имя, имеющий право вершить суд. Невозможно отнести образ Шерлока Холмса только к одной из литературных эпох, он создание рубежа веков, граничной зоны - и он сам находится на границе эпох, является продуктом умелого синтеза, проведенного Конан Дойлом.
  



 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Старский "S-T-I-K-S Змей"(Боевая фантастика) Е.Шторм "Чужой отбор, или Охота на Мечту"(Любовное фэнтези) О.Герр "Заклинатель "(Любовное фэнтези) К.Кострова "Дюжина невест для Владыки"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) L.Wonder "Ветер свободы"(Антиутопия) О.Гринберга "Драконий выбор"(Любовное фэнтези) A.Opsokopolos "В ярости (в шоке-2)"(ЛитРПГ) Н.Жарова "Выжить в Антарктиде"(Научная фантастика) А.Минаева "Академия запретной магии-2. Пробуждение хранителя"(Любовное фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru Проклятье княжества Райохан, или Чужая невеста. ИрунаЗолушка для миллиардера. Вероника ДесмондМалышка. Варвара Федченко��ЛЮБОВЬ ПО ОШИБКЕ ()(завершено). Любовь ВакинаВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиНевеста двух господ. Дарья ВеснаПеснь Кобальта. Маргарита ДюжеваОсвободительный поход. Александр МихайловскийСлепой Страж (книга 3). Нидейла НэльтеПоймать ведьму. Каплуненко Наталия
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"