Аннотация: Дневник-исследование одного из направлений такой религиозной конфессии, как индуизм (о кришнаитах)
ТАНЦЫ С ВАЙШНАВАМИ
"Молитва должна читаться неспешно, вдумчиво, внимательно, с чувством смирения, покаяния, понимания своей греховности и сострадания к другим людям" (профессор Московской Духовной Академии Осипов А. И.)
Глава 1. Апрель.
Купил ежедневник. Наконец-то. А то только подумывал. И начал делать записи. Прежде всего, решил для себя: буду писать всё по принципу "как есть". Если мысли, то искренние, если впечатления, то какие действительно были. Даже если это не понравится какому-то будущему гуру или другому энтузиасту-кришнаиту. Пусть узнают, что о них думают простые люди, приходящие познакомиться с этой верой. С их естественно возникающими вопросами. Не ограниченные религиозными правилами и догмами. И не боящиеся быть самими собой.
1 апреля.
Приобрёл мандарины и яблоки, чтобы отнести их на занятие, которое проводят кришнаиты в центре "Дуновение", где в разные часы собираются йоги, эзотерики и другие сторонники самосовершенствования. Они нужны для совместного вкушения, называемого на древнем языке индуистских богослужений санскрите, просад. Проще говоря, это завтрак, обед или ужин, проводимый после каждой лекции, службы или собрания.
От группы, ходившей на предыдущий двухмесячный курс "Бесконечные вопросы" мало что осталось. Кроме меня, весьма активной слушательницы Арины, есть ещё два-три человека, да и те пришли на тот курс не сначала. Это Даниил, задумчивый подтянутый рабочий, лет сорока пяти и богатая предпринимательница Лариса, взявшая большой кредит в одном известном банке и очень беспокойная по этому поводу.
2 апреля.
Занятия, второй урок, проходили в том же центре. Возникли разночтения в понимании, что такое Брахман. В учебнике говорится одно, лектор Михаил говорит другое. И эти разночтения кажутся важными.
Тут стоило бы пояснить кое-что о божественном пантеоне этой религии. У них есть Троица ("тримурти" на санскрите - три божества)- это Брахман, представляющий собой мировую энергию и сияющий. Бог Кришна, являющийся личностью и находящийся на планете Голока, со всеми свойственными персоне проявлениями. И, в третьих, Параматма (Сверхдуша), имеющая невидимым образом соединение с душой каждого человека, находящейся в его сердце.
Параматма отмечает и помнит все грехи конкретного человека. И по этой информации воздаётся ему и "карма" (необходимость действовать и отрабатывать её), и последующие воплощения.
Михаил, улыбающийся мужчина лет сорока, лысоватый, слегка небритый, сказал, что разберётся, поспрашивает у более опытных товарищей.
Некоторые слушатели хвалили меня за вопросы. И даже похлопывали по плечу. Но мне эта популярность ни к чему. Даже странно. Я же не ради популярности чем-то интересуюсь. У меня сложилось впечатление, что большинству участников эти разночтения в основных понятиях не очень-то и важны. А что тогда важно?
3 апреля.
С утра был в ашраме. Слушал лекцию о служении Господу. Мантру следует произносить в определённом благостном состоянии. Иначе это бесполезно. Или является оскорблением Бога.
4 апреля.
Интересную вещь сказал вчера на занятии лектор с экзотическим именем Норманн. "Люди иногда бывают великодушнее Господа. И более склонны прощать". Здесь я поневоле задумался: "А в чём ещё люди могут превосходить Кришну? Быть добрее, щедрее, радостнее?"
Странно, что из свойств Кришны в первую очередь упоминаются столь земные: самый богатый, самый сильный, самый прославленный, самый знающий, самый красивый, самый отречённый. И из этих шести главных его свойств чисто духовных не так уж и много.
5 апреля.
Был на праздновании дня рождения гуру-дэва. Гуру-дэв - это самый главный гуру всего Общества сознания Кришны. Сам он в это время находился в Индии, где его возят в колясочке самые близкие последователи, а ученики в это время в разных концах мира проводят различные подношения перед его фотопортретом. Сначала это обычно подношения в виде молитв, славословий, обещаний и обетов, поэтических произведений, рассказов о духовном опыте, слов благодарности и т. д. Каждый, что может и как может. Затем делаются коллективные подношения блюд и напитков. Ученики бросают перед изображением лепестки цветов, опрыскивают друг друга священными благовониями. Перед портретом выставляются на столе, занавешенном временной портьерой, самые разнообразные вегетарианские яства и сладости. Они освящаются молитвами. Потом эти кушанья раздаются слугами Господа, и съедаются сидящими в зале. Многие унесли коробочки с собой. Желудки уже не вмещали всего, что было.
Из Индии, Бенгалии на жертвоприношения прибыл старший ученик гуру. Полный спокойный человек в белом одеянии, с золотыми перстнями, браслетами и часами на руках. Его посадили на отдельный стул. Он прочитал по-английски лекцию, которую переводил кто-то из учеников.
8 апреля.
Лектор Михаил на занятия не пришёл, сказался больным. Вопрос о Брахмане завис окончательно. Некоторые учащиеся выступили против задавания вопросов и обсуждений. Например, Полина, женщина лет сорока, с несколько выпуклыми глазами и скромно и консервативно одетая. Она предложила читать всё, что непонятно, самим в ведах. Но откуда у людей весь комплект "Шримад-Бхагаватам", состоящий из двадцати шести томов?
При этом сама Полина любит задавать вопросы и порассуждать, но хотела бы ограничить в этом весьма активную слушательницу Арину.
В-общем, есть опасения, что "шудр" и сереньких мышек окажется больше, чем остальных. Стремящихся к истинному знанию, живому пониманию и т. д. Хотя, может быть, гуру в качестве слуг требуются именно ничего не спрашивающие, исполнительные "серые мышки"?
Лектор Норманн много рассказывал о ближайших конкурентах данного течения, мистических йогах (имперсоналистах, майавади), поклоняющихся Брахману. Имперсоналисты - это те, кто не верят в то, что Бог есть персона, личность. Те, кто предпочитают безличностное сияние Брахмана.
Студенты слушали его, так и не поняв, что же такое есть Брахман.
Полагаю, что все эти рассказы о спорах кришнаитов и имперсоналистах, происходивших когда-то в индийском городе Бенаресе (современном Варанаси), так и остались для учеников чем-то очень далёким. Никто не проявил ни особого интереса, ни желания что-то понять и разобраться (может быть, кроме Арины). Зачем эти люди учатся? Что их привлекает в кришнаитской вере? Какие-то экзотические проявления (тоги, туники, сари, пиры, восточные танцы)?
9 апреля.
Открыл велосезон. Ездил на велосипеде до ашрама. Видел там своего доброго знакомого Василия Георгиевича. Он по-прежнему работает (служит) на кухне, за еду. Поёт и танцует во время служб, несмотря на свой преклонный возраст. Себя он называет просто - Вася.
Вася неплохой йог. Легко может стоять на голове, ходить на руках. На морозе ходит в лёгкой курточке.
Василий Георгиевич после обеда, когда танцевал, крикнул мне: "Работай!", побуждая к активным танцам. А я-то думал, что он Богу служит на кухне. И стремится к святости. А он всего лишь карму отрабатывает. Видимо, ему это слово: "Работай!" говорят там более молодые и напористые сослуживцы.
14 апреля.
Ряды студентов таят. От первоначальных двадцати двух человек осталось всего четырнадцать. Впрочем, не обо всех "слившихся" есть смысл сожалеть. Были лица случайные или "серые".
22 апреля.
Странное впечатление производит лектор Михаил рассказами о своей работе, начальстве, договорах, машине, процветающей семье и детях. Слишком не похож он на типичного кришнаита, ни тем более на отрешённого, святого или гуру. "Не можете служить Богу и мамоне" (богатству) - сказал когда-то Иисус Христос. И это, видимо, про таких, как Михаил.
На этот раз он поведал, как брал интервью у одной женщины, учёной, профессора в области психологии, Татьяны Васильевны Ч. Привёл её в качестве примера человека, действующего в состоянии благости. Но при этом отметил и её недостатки - самодовольство, самомнение и т. п. Сказал, что иногда она находится в состоянии страсти и невежества. В конце этих хвастливых разговоров (ведь он вращается в кругу учёных!) Михаил опомнился и бросился в другую крайность - стал нахваливать Ч., подчёркивая, что так он искупает предыдущую карму своих негативных высказываний. Я ему намекнул, что можно было бы не назвать имён. Предложил стереть эту часть лекции, которые кришнаиты всегда записывают на чей-то мобильный телефон, а потом выкладывают в социальную сеть. Михаил смутился и окончательно запутался. Ничего он, конечно, этими похвалами в адрес женщины-учёной не "искупил". Только понапрасну выставил себя человеком тщеславным и честолюбивым.
Из этого случая я понял, почему многих таких ведущих, как Михаил, кришнаиты называют лекторами, а не учителями. Потому что до Учителей не доросли. А когда дорастут - неизвестно. У таких можно учиться, слушать их лекции, но полагать, что действительно чему-то научишься - торопиться не стоит. Люди сильно материально обусловленные (деньги, машина, работа, семья), то есть не монахи - настоящими учителями могут и не стать. Поскольку в религиозном плане находятся на начальном уровне.
Удивительно, что, с одной стороны лекторы часто напоминают, чтобы ученики не выносили "сор из избы" и не рассказывали где-то на стороне о том, что происходит на занятиях, а с другой - записывают на мобильные телефоны и выкладывают в социальную сеть треки всего и вся. При том, что соцсети давно уже контролируются специальными службами.
В конце урока речь зашла о пользе и вреде тех или иных продуктов питания. Я спросил про кетчуп. После моего вопроса Михаил прямо расцвёл. Что я допускаю такую ошибку и покупаю консервированный продукт. То есть продукт, способствующий, по их мнению, невежеству. Довольная улыбка ещё долго витала на его губах. Он явно отыгрался и воспрял духом.
Вообще, у кришнаитов существует градация продуктов питания по определённым группам. Самые лучшие: те, что растут НАД землёй - фрукты, садовые ягоды, овощи, растущие на ветках. Другая категория, похуже - те, что растут НА земле. Такие как капуста, огурцы, вершки овощей и т. д. Ну, и самая низкая категория: то, что растёт ПОД землёй, корнеплоды. Вроде свеклы, редьки, репы, редиски и т. п. Тыква и картошка считаются овощами особыми, положительными и рекомендуемыми к употреблению.
29 апреля.
На этот раз лектору "не по зубам" оказался вопрос о развязывании кармических узлов. Кармические узлы - это неблагоприятные связи и "задолжности" между людьми. Своеобразные "счета". Кто кого оскорбил. Кто кому не вернул денежный долг. "Долги" детей перед родителями и предками. Непрощёные обиды. И разные другие грехи.
А между тем в христианстве этот момент решается всегда и повсеместно. Этому служит исповедь, покаяние, причастие. Взять хотя бы практику просить прощения друг у друга в последнее воскресенье перед Великим постом, Прощёное Воскресенье. Если люди извиняются искренне и не собираются впредь повторять таких же ошибок, то взаимная карма должна в таких случаях исчезать.
30 апреля.
Ездил на велосипеде в ашрам. Пожилой кришнаит Вася (Василий Георгиевич) говорил, что накануне здесь был обряд свадьбы. Новобрачные преподнесли к алтарю 108 килограммов фруктов. И все это потом куда-то исчезло. Вася говорит, что разошлось по своим, то есть досталось различным гуру. На моё предположение, что фрукты раздадут сегодня во время обеда, он громко рассмеялся. Сказал, что думать так - наивно. И действительно, фруктов во время обеда не было.
В. Г. отметил в этом сходство с православными. Там "попам - сёмгу, а прихожанам - кильку в томате", - сказал он. И был недоволен. Работает постоянно на кухне, как мать Тереза. Руки в мозолях, недоедает. Считает, что у кришнаитов по деньгам всё продумано. И, правда, обед был более чем скромный. Рис, полчашки горохового супа, салат из капусты, несладкий напиток.
Ещё Василий рассказывал, как некоторые гуру, повстречав в этой среде подходящую женщину, влюбившись, женились, и выходили из числа учителей и из движения.
Сам я постепенно прихожу к выводу, что кришнаитскую иерархию вполне можно было бы охарактеризовать как мягкий вариант той же советской системы из недавнего прошлого, но с уклоном в аристократические идеи. Структурированную систему с подчинённостью младших старшим, почитанием гуру, разделением на касты (варны). С бюджетом, целями и задачами.
Кому-то по-райски жить, подобно брахманам, священнослужителям. Кому-то охранять порядок на входе в ашрам, как индийским кшатриям, воинам. Кому-то стоять у лотка или за прилавком магазина, как вайшьям, торговцам. А кому-то и котелки драить в посудомоечной, или овощи на кухне чистить, подобно рабочим "шудрам". Каждому своё. "Кому вершки, а кому и корешки".
Глава 2. Май.
2 мая.
Вот какое впечатление у меня складывается от посещения занятий кришнаитского курса. Обучение проходит следующим образом: учащиеся читают один за другим фразы из учебника, где каждый абзац является либо цитатой из Бхагават-гиты или других священных книг, либо часть письма известного гуру, либо рассуждения из лекций известных старших кришнаитов. Ведущие занятия преподаватели чего-либо своего привносят мало. Это особенно касается нового преподавателя Тимофея, пришедшего на смену сверхзанятому Михаилу. А если ты сам не горишь, то, как ты сможешь зажечь других?
Много разговоров ведётся об обязательном выполнении домашних заданий, написании контрольных и будущем экзамене. И это когда учащиеся ходят: кто-то - через раз, кто-то - через два, а кто - и через три занятия, помногу пропуская. Численность пришедших на урок может отличаться раза в полтора от случая к случаю, и как правило, в меньшую сторону. И лекторы всё время говорят о необходимости как можно больше служить гуру. А гуру не вступают непосредственный контакт с новыми учащимися, боясь так называемого "осквернения". Они даже пищу после лекций в ашраме, если когда и принимают, то в отдельной комнате, или за отдельным столом.
10 мая.
Общая мысль про карьеру у кришнаитов: кто раньше пришёл, кто быстро усваивает основы веры, не творит "косяков", умнее, дальновиднее - тот и гуру. Тот, кто приносит доход обществу сознания Кришны своей деятельностью, преподавательской, проповеднической, миссионерской, тот и выплывает "наверх". Тот, кто устанавливает связи с окружением. Тот, кто оказывается незаменимым для старших гуру и движения. Определённый случай и везение, наверное, тоже играют какую-то роль. Умение угодить свами (хозяевам), божествам, храмовым службам. Умение помалкивать и не высовываться. Умение не критиковать и быть хорошим послушником, умение быть осторожным и не подставиться и т. п. и т. д. В-общем, весь тот набор, который может пригодиться и партийному функционеру, и менеджеру, и офисному служащему. Ну и, конечно, фанатичная любовь к Богу Кришне, про которого они почему-то очень мало рассказывают. Кроме его милых детских игр.
13 мая.
На занятии зашёл разговор о чтении священных писаний, и я предложил издать обществу сознания Кришны некоторые книги без комментариев. Так, к примеру "Шримад-Багаватам" заняла бы по объёму всего два-три тома вместо двадцати шести, как сейчас. Это было бы чтение значительно более короткое, доступное и дешёвое. Для рядовых кришнаитов это было бы весьма полезным знакомством с древним памятником культуры.
Норманн принялся мне энергично возражать. Главный его довод - книгу могут прочесть "демоны". Люди с демоническими наклонностями. На что я ответил, что у демонов обычно денег больше, чем у честных людей. А значит, они и двадцать шесть томов купят и прочтут, с комментариями или без. А вот для остальных это может быть проблемой. Да и издали же "Бхагават-гиту" (Божественную песнь) без комментариев, под названием "Гита-Амрита" (Песнь бессмертная). Но все мои доводы так и не смогли пробиться через стену его каких-то ранее возникших представлений.
Получается, что издавать основные книги с комментариями - выгодно. Во-первых, с подробными комментариями книга направляет читателя туда, куда надо - к служению гуру (Богу на Земле). Для того, чтобы разобраться в большом объёме информации гуру просто необходим несмышлёному новичку или "стри" (женщине) для разъяснения и толкования.
Именно комментарии учат многочасовому чтению маха-мантры. Ведь сами Веды были написаны задолго до начала такой практики и о ней в них ничего не сказано. В третьих, когда книга сильно расширена в объёме, большинство текста принадлежит комментатору, и за него можно получить авторские отчисления. Что, естественно, хорошо для комментатора и его сторонников. Книга из двух-трёх томов, когда к ней написаны обильные комментарии, превращается в издание из 26 томов. И это просто здорово. Ведь за них можно получить большие пожертвования.
14 мая.
Читал книгу "Кришна: Верховная личность Бога" ("Источник вечного наслаждения"). Многое, что в ней пишется, производит впечатления чего-то очень отдалённого. Описываются чудесные события, но в жизни мы таковых никогда не видели.
Задал по этому поводу несколько вопросов Норманну. Например, почему ведьмы и демоны, после того, как их убил Кришна, приобретали такие огромные размеры? То двадцать, то двенадцать километров в современном исчислении. Норманн объясняет такие несоответствия совсем другой эпохой, а также использованием метафор. Говорит, что огромное туловище ведьмы после её гибели - это метафора, обозначающая её непомерно раздутую гордыню.
Не исключено, что при перезаписи вед, кто-то из переписчиков мог преувеличить размеры и цифры. Взять хотя бы численность ратников на поле битвы в Курукшетре. Было бы неплохо произвести там археологические раскопки. А прикинуть, могли ли шесть миллионов восемьсот тысяч воинов с вооружением, амуницией, лошадьми, слонами, шатрами и т. д. разместиться на этом поле?
16 мая.
Недоумение вызвало высказывание Норманна, что "время, проведённое в ашраме без служения - потерянное время". А как же прослушивание лекций? Ведь это считается одним из видов пожертвования. А вкушение освящённой пищи, просада? Считается, что эта пища, приготовленная с любовью и преклонением перед Господом, очищает и одухотворяет человека. Наверное, Норманн не прав. И чересчур максималистичен. И всё время твердит про необходимость жертвования и служения, гуру (учителям) и храму.
Кроме того, прояснилось, ради чего ему нужны лекции. Он этим занимался не только потому, что гуру ему сказал: "Ты должен проповедовать!", но и ради сбора средств с учеников на свою поездку в Индию, на полтора месяца. Предстоит собрать около девяносто тысяч рублей, внося по несколько тысяч с каждого учащегося в месяц, на протяжении полугода. Неплохо для монаха, в обычное время не имеющего ни копейки.
Относительно питания кришнаитов. Диета их непростая. Мясо, рыбу, яйца и все производные продукты есть нельзя. А также чеснок, лук, шоколад, кофе и чай. Еда состоит в основном из каш, салата или тушёных овощей, горохового супа, напитка, фруктов, сладостей. Иногда употребляются молочные продукты: сыр, йогурт. Основные блюда всегда приправляются специями, что может быть небезопасно для людей, склонных к аллергии или диабету.
К тому же, как известно, сыры в нашей стране делать не умеют, замешивая их на термофильных стрептококках, микробной закваске и ферментах, добытых из желудков крупных сельскохозяйственных животных. Что делает их небезопасными для здоровья. Они загрязняют микрофлору кишечника, кровь и лимфу, что приводит к ослаблению иммунитета человека. Получается, что новоявленный кришнаит поставлен в очень жёсткие пищевые условия.
Условия по режиму дня также не легче. Ложиться спать следует в восемь-девять часов вечера, для того, чтобы проснуться в два-три-четыре часа утра и начать молиться, или поехать в ашрам, чтобы участвовать в общей совместной службе. И всё это в условиях, когда беспокойный шумный город затихает очень поздно.
Ежедневное многочасовое чтение маха-мантры - это способ (метод) с помощью которого кришнаиту не дают забыть про веру, отстать от Господа. Ведь, зачастую, достаточно нескольких дней, чтобы человек рассеялся, отвлёкся от религиозного пыла и впал во тьму (тамас). Одного только слушания лекций недостаточно для религиозного рвения. Многие слушают невнимательно, в соответствии с поговоркой "в одно ухо влетело, в другое вылетело". А ежедневное чтение маха-мантры (джапы) удерживает людей в необходимом тонусе, вводит их в транс, придаёт состояние сладости и удовлетворения. Что и требуется для послушников Международного Общества Сознания Кришны (МОСК).
Другой способ привлечения учеников - завет, идущий от гуру: читать каждый день книги Шрилы Прабхупады, бенгальского проповедника из Индии, основавшего Общество Сознания Кришны в Соединённых Штатах Америки.
22 мая.
У кришнаитов есть главный гуру - гуру-дэв. Он базируется где-то в городке Маяпуре, в Индии. Недалеко от пока недостроенного Большого Храма-планетария общества ИСКОН. Ездит по всему миру. Вернее, его слуги возят в колясочке. Что-то проповедует. Хотя и говорит с большим трудом, после инсульта и инфаркта. У этого гуру-дэва учителем был сам Шрила Прабхупада (в миру - Абхай Чаран Де), основатель общества на Западе. Ш. Прабхупада дал ему наказ, обязательный к исполнению, чтобы он набрал пятьдесят тысяч учеников по всему миру. Было это уже достаточно давно, но такое количество учеников до сих пор не набрано. Да и как он их всех будет обучать при его весьма сложном состоянии здоровья?
От гуру каждый год исходят определённые плановые задания по распространению за пожертвования религиозных книг или привлечению новых людей. Например, продать десять тысяч книг во время очередного предновогоднего марафона или привлечь сколько-то тысяч новых учеников. Эти задания не всегда исполняются в силу того, что планка с самого начала ставится очень высокой, но, тем не менее, в основном полученные результаты бывают близки к задуманному.
25 мая.
Интересную фразу проронил на уроке лектор Норманн (монах) про нового лектора Тимофея: "У него работа, семья, двое детей, машина. Ему вообще это не нужно, читать лекции. Но вот гуру сказал проповедовать, и он проповедует. У нас едва хватает аренду оплатить, центру "Дуновение"". Сказано это было с намёком, чтобы ученики увеличили приход пожертвований в волшебную коробочку, с прорезью как у копилки. И они, после такого призыва, естественно, увеличились.
И ещё одно высказывание, про тех, кто любит задавать вопросы (видимо, Арину и меня): "Приходят, потому что дома скучно, делать больше нечего".
Как всё просто объясняет. Но не о том.
26 мая.
Читал книгу о Шриле Прабхупаде, которую мне подарила предпринимательница Лариса. В ней рассматривались его хорошие качества. Да, они были. Но вот что я понял. Что понятие святости у кришнаитов и христиан разное. Кришнаиты считают человека святым за его хорошие качества (смирение, терпение, милосердие и др.), а у христиан святого признают таковым исключительно по канонам (правилам). По этим правилам он должен ещё при жизни показать чудеса исцеления страждущих (болящих), прозорливости, пророчеств. А если не показывал - значит не святой.
Выходит, что христиане Прабхупаду святым не признали бы. А статуя его, стоящая в кришнаитском ашраме, повергла бы их в изумление.
27 мая.
Половину занятия потратили на разговоры о сборе денег на поездку в Индию преподавателя Норманна. Поскольку он монах, брахмачарья при ашраме, и других доходов у него нет. Сама поездка запланирована в октябре-ноябре. Обходится она в девяносто тысяч рублей плюс пятьсот долларов на карманные расходы. Деньги решили собирать по три-шесть тысяч в месяц с человека. И ещё по пятьсот рублей ему на подарок на день рождения. Всё это сверх пожертвований за текущие занятия и оплату аренды помещения. Некоторые ученики предлагали платить и больше. Откуда такой раж?
Поскольку у меня нет возможности всё это оплачивать, то придётся пропустить несколько занятий, самый разгар денежных сборов.
А я-то думал, что ашрам оплачивает поездки своим постоянным служителям! Как же я заблуждался!
29 мая.
Заметил одну особенность кришнаитской идеологии. Они стараются открыть глаза новичку на его человеческое окружение. Какие это, как правило, невежественные и малокультурные люди. При этом настраивают человека так, чтобы от прежнего окружения отказаться. С теми уже не надо больше душевно общаться. Годятся только формальные отношения. Родителей, с их заблуждениями, слушать не надо. Внешне оказывать уважение, и всё. Всё настоящее, искреннее общение у новенького должно проходить в кругу таких же, как он, слуг Господа Кришны и его гуру. При этом и привязываться ни к кому не надо. Любить следует только Бога. Общение между мужским и женским полом должно быть сведено к минимуму. Оправдано только, если, например, ученица обращается с насущными вопросами к учителю.
Таким образом, новый адепт отрывается от своего старого окружения. А вот к новому может и не пристать. Да и текучка кадров у кришнаитов в большом городе немаленькая, постоянные перемены. Привязаться к кому-то человек не успевает. Открываются новые курсы, закрываются и открываются ашрамы, на место одних мероприятий приходят другие. И ты зачастую не знаешь, куда делся тот или иной человек, с которым успел пообщаться или слегка подружиться. К тому же люди то приезжают из провинции, то уезжают. Иногда навсегда. Равнозначной замены старых друзей на новых не происходит. А может быть, это и нужно? Ведь слуги не должны быть чересчур уверенными и сплочёнными. А то ведь сплотятся против своих хозяев (свами) и захотят чего-то большего.
31 мая.
Обратил внимание на некоторую согласованность между тем, что говорил один начинающий лектор на большом собрании (ретрите) и сбором денег на поездку Норманну в Индию.
Лектор говорил, как хорошо поехать в Индию в месяц картику (октябрь-ноябрь). Как там надо себя вести, какие обряды совершать, как окунаться в священной реке Ямуне, какие храмы посетить во Вриндаване. Какой символ три раза вокруг обойти и т. д. После таких разъяснений многим, конечно, захотелось туда поехать. А как поехать без более опытного старшего товарища, гида, ничего не понимая и не зная? Естественно, нужен в такой поездке экскурсовод, который подскажет, как не оскорбить божество, не осквернить храм, как максимально благоприятно провести те или иные пожертвования и поклонения. Преподаватель в поездке просто необходим. А, следовательно, и очень благоприятны для слушателей пожертвования на его паломничество к святым местам.
Вот такая убедительная лекция. И как всё продумано! Не лохи систему культивировали.
Глава 3. Июнь.
8 июня.
Всё-таки система, где обучение ведут не опытные гуру (как это когда-то и было задумано), а рядовые кришнаиты, ещё недавние новички, несовершенна и имеет серьёзные изъяны.
Гуру от всех обычных занятий держатся стороной, дабы не оскверниться, а женатые кришнаиты и неопытные монахи люди ещё достаточно приземлённые (чего бы они о себе не воображали) и во многих вопросах несведущие.
В результате - незрелый продукт на выходе. Ученик, не знающий ничего, кроме нескольких практик (чтение маха-мантры, пожертвования, поклонение божествам, беззаветное служение гуру).
Правда, к результатам призывают не привязываться. Но относится такая позиция только к личным результатам, а не к большим планам по привлечению учеников и распространению книг. Ученики должны и дальше активно привлекаться, а прибыли от продажи книг - поступать в бюджет организации.
12 июня.
Учителя часто говорят, что ученик должен пройти через горнило самовоспитания и переделки себя. Через отказ от гордыни, эгоизма и наслаждений к смирению, почитанию гуру, божеств, служению другим.
Сами учителя постепенно ставят себя выше учеников. Мнение у них о правильности своей веры огромное. Первое время скрытно, а затем и более открыто. Сначала они бывают гостеприимны и любезны. Потом ждут от вас исключительно служения. И на высоких стадиях развития - самопожертвования.
Не гнушаются и узнать, кто есть кто среди вновь пришедших. Этой цели служат различные анкеты, эссе, обсуждения, написание автобиографии.
Используют учителя-кришнаиты и такой приём. Не зная ответ на какой-то вопрос, они на одном из занятий предлагают всему коллективу ответить на него. На доске записывают различные версии ответов, по ходу отметая неподходящие. Неискушённые ученики стараются максимально показать свои знания. И вот ответ готов. Учителям не пришлось сильно напрягаться. Всю работу за них выполнили сами студенты. Для лекторов так значительно удобнее. Вот только выглядит это иной раз не в их пользу.
У кришнаитов Бог - это персона. Личность, которая может оскорбиться на последователя по очень многим поводам. Вот, читает адепт, например, подолгу маха-мантру (джапу). Множество кругов. По сто восемь раз каждый. И вдруг у него зачесался нос. Если кришнаит почешет нос во время чтения джапы, то возможные благоприятные плоды этого длительного чтения моментально пропадают.
У христиан, для сравнения "Бог поругаем быть не может". Другой подход.
Интересен сам принцип прочтения определённого количества кругов маха-мантры для чего-либо или в обмен на что-то. Будет хорошее настроение, удача в делах, благополучие в семье, очищение, оздоровление и т. д. При соблюдении множества правил чтения, нарушать которые нельзя.
При том, что Бог - личность, и подробности о том, какой он был, проживший сто двадцать пять лет - известны, сами кришнаиты должны продвигаться к тому, чтобы каких-то проявлений личности (эго) у них не было. Не должны ничего желать, кроме любви к Богу, кроме стремления к Господу, кроме близости к Всевышнему. К чему бы то ни было стремиться. Следует как можно быстрее избавляться от эгоизма, чтобы в будущем выйти из бесконечного круга рождений и смертей, бесконечного страдания, круга Сансары.
Кришнаит (или по другому, вайшнав) должен забыть всё мирское. Любовь к противоположному полу (кроме своей жены, если женат), пристрастие к еде, родственникам, красивой одежде, всевозможным вещам. Отвергаться должны любые помыслы и мечты, касающиеся чего-либо материального. То есть ничего и никого больше не любить, кроме Бога. Правда, под Господом также понимаются гуру и окружающая религиозная община.
При этом жертвовать деньги в храм следует продолжать. Особенно для семейных людей. И до половины своего дохода. Но дохода, оставшегося после уплаты всех необходимых текущих расходов, реальных жизненных затрат (половину свободных денег).
Вообще, вся материальная жизнь не важна. Только с таким настроем может появиться у верующего возможность когда-либо попасть в духовный мир (царство Божие). Ради приближения к Богу должно быть отринуто всё, особенно для монахов. Идеальная ситуация - когда рядом с гуру (представителем Бога на Земле, и самим уже отчасти Богом) находится смиренный, безропотный, жертвенный слуга.
19 июня.
Остаётся неясным, как возможно понять или осознать Бога через нерациональные способы: пение, танцы, служения, пожертвования, повторения маха-мантры на чётках? Повторения маха-мантры происходит под обещания, что Бог, может быть, сам откроется человеку, откроет про себя какие-то истины. И когда-то явится. А может быть, и нет. В трансе, во сне, воображении, в болезни или в бреду. Бог или какое-то другое существо в обличье Бога, не обязательно с благими целями. Заранее неизвестно.
И если Бог являлся многим кришнаитам, то, что они тогда познали и осознали? За несколько веков повторения маха-мантры такие знания могли быть осознаны. Но нет, на эту тему ничего не сообщается, под соусом, что это личные, интимные отношения человека с Богом, и говорить об этом нельзя.
Хорошо, не говорите об интимном, скажите о неинтимном. Хотя бы о тех этапах большого пути, которые ждут новичка в дальнейшем, при чтении джапы. Какие могут быть проявления Бога в данной практике. Чтобы люди хоть что-то знали и не пугались. И вели себя правильно. Но и об этом - молчание и какое-то удивление, что об этом спрашивают. Как будто за последние триста-четыреста лет никто и никогда не задавал подобные вопросы. Ведь человек, читающий джапу, может так и не понять, приблизился он к Богу или нет, познал или осознал он что-то о Боге, или нет, а вот служить гуру, как представителю Бога на Земле (и самому являющемуся Богом (или его частью)) надобно уже сейчас. Вам обещано в неопределённом будущем свидание с Богом, но будьте так добры уже сегодня действовать, стараться и чем-то жертвовать. И во всей своей жизни, во всех её сторонах, во всём, где только возможно, помнить о Боге, служить Богу, делать что-то ради Бога.
А ведь верующему важно знать, где ему явился истинный Бог, а где бес под видом Бога, притворился. Знать, чтобы не попасть в водоворот, воронку бесовских ухищрений.
У вайшнавов мало используется понятие греха. Исповедь и раскаяние в своих грехах перед Господом не нужны, поскольку джапа сама собой снимает их за недолгое время. Читай джапу (маха-мантру), очищайся, и всё произойдёт само собой нужным путём.
А подтверждать, что гуру есть Бог, вовсе не требуется. Многочисленные правила устроены так, что если Вы сомневаетесь, что гуру - это Бог, то вы, либо как-то наказываетесь за это нарушение, либо изгоняетесь из рядов верующих. Еретики и богохульники здесь не нужны.
21 июня.
Кришнаиты - многоступенчатая иерархическая система, структура, в которой люди до исступления, до транса, до сладостного состояния читают маха-мантру и служат во всём гуру и божествам, стоящим в храме. При этом редко лично общаются с этими гуру и мало что про них знают, кроме их религиозного имени. И постоянных похвальных отзывов из их окружения.
В главных вопросах всё решает Совет МОСК (Международного Общества Сознания Кришны) или, сокращенно по-английски, ИСККОН. И прежде всего, в вопросах финансовых.
Денежные потоки, как правило, движутся снизу вверх. Средства от распространения литературы и индуистских принадлежностей, вегетарианской еды в сети специализированных магазинов, от пожертвований и т. п. идут на строительство храмов, закупку еды для пиров, поездки гуру с проповедями по России и миру, приобретение домов, служащих пристанищем для святых учителей.
В Индии, в городке Маяпур, построен большой ашрам-планетарий, в котором рабочие уже развешивают огромные люстры. К ашраму планируется дорога из аэропорта. Для паломников из Калькутты создаётся водное сообщение на катерах по реке Ганге. Планы грандиозны и их осуществление рассчитано на длительный срок.
Мой знакомый Василий Георгиевич почему-то во всё это строительство в Индии не верит. "Мало ли что сейчас можно показать на фотографиях? - говорит он. - В нашем ашраме рис только по воскресеньям бывает с маслом, а в другие дни нет ни масла, ни салата. Напиток несладкий. Картошку покупают для ужина самую дешёвую, с плохой кожурой. Всё ужимают, экономят. А у самих гуру - животы большие. И в кафе, по талонам, целая очередь из своих выстраивается. То ли ещё будет! И разве кто-то что-то просто так будет делать? Всё делается ради пожертвований!" Такая вот точка зрения бывалого кришнаита. Разубеждать его в чём-либо я не стал.
22 июня.
По ТВ, в передаче одного международного телеканала из кабельного пакета, которая называется "В поисках Бога" (её ведёт американец африканского происхождения, известный киноартист) рассказали любопытные вещи про Древний Египет.
У них было понимание о невидимой энергии Ка. Когда фараона мумифицировали, то рядом со склепом делались различные рисунки и надписи, рассказывающие о его жизни и деятельности, с большим количеством упоминаний его имени. Делалось это для того, чтобы все, кто пришёл к гробнице, узнал его историю и, что очень важно, при прочтении, как можно больше и чаще, вслух или молча, про себя, так или иначе назвал его имя. Считалось, что с каждым упоминанием душа (или дух) фараона получает частицу энергии Ка. А с этой энергией и возможность дальнейшего существования на нашей планете. То есть, пока фараона продолжают помнить, его дух находится где-то вокруг и помогает паломникам и стране. И ведь точно так же происходит упоминание имён святых, пророков и Бога в других странах и религиях!
Своего покойного лидера, Шрилу Прабхупаду, кришнаиты упоминают всегда и всюду. Про него они говорят, что он попал в духовный мир, на особую планету под названием Голока. А его тело, подобно мощам западных святых, хранится в мавзолее в Индии. Там же находится его скульптура (мурти), сидящего в позе лотоса, в натуральную величину.
Голока в переводе с санскрита означает "планета коров". Они утверждают, что на этой планете есть и коровы, но они находятся в духовном теле. Хотя, по той же философии, корова, прежде чем попасть в духовный мир, сначала должна родиться в качестве человека. И только потом человек, по совершённым им заслугам перед Господом, попадает в духовный (нематериальный мир), где у него нет физического тела, а только духовное. По-видимому, это особые коровы, удостоившиеся какой-то немыслимой для других коров судьбы.
В целом у вайшнавов корова - это священное животное, находящееся в состоянии благости, дающая верующим жизнь - молоко и молочные продукты. Лошадь (или лев) - находятся в состоянии страсти. Обезьяна - в состоянии невежества. Именно эти три типа животных имеют возможность родиться в следующей жизни в человеческом теле. Собаки и кошки в следующей жизни, как правило, людьми не рождаются, а если такое и случается, то только через большую любовь хозяев к своим питомцам. При этом считается, что хозяева могут загрязниться животной энергией свих любимцев и тем самым навредить себе. Человек же, неправильно (греховно) проживший свою жизнь в следующей жизни может родиться собакой или кошкой или любым другим животным, насекомым, деревом или растением. Те, например, кто слишком любил плавать и нырять, в следующей жизни могут родиться рыбой или каким-то другим морским существом. Те, кто любил есть мясо, могут родиться тем животным, чьё мясо они предпочитали есть.
Все, кто попадают на Голоку, находятся в особых отношениях с Господом Кришной и ведут с ним любовные игры (на санскрите - лилы). Отношения с Господом могут быть нейтральные, родительские (как к ребёнку), дружеские, супружеские и т. д. Но все эти отношения - духовные, платонические.
24 июня.
Во время занятия произошла дискуссия о роли той или иной личности в разных религиях. Норманн попытался её прекратить, сказав: "Давайте забудем о христианстве". Речь шла о личном примере, исходящем от Бога. В христианстве - это самопожертвование Иисуса Христа и принятие им на себя грехов своих последователей. У кришнаитов - это наслаждение Кришны и запреты на наслаждение для адептов этой веры. Иисуса Христа кришнаиты считают пророком. А ещё называют проявлением (автарой) Господа.
Желая подчеркнуть роль святых учителей вайшнавизма, Норманн отметил: "Многие гуру пожертвовали собой. Принимали на себя грехи своих учеников".
Кто-то пошутил: "Не спешите брать на себя наши грехи".
Одна мата-джи заявила: "Шрила Прабхупада - Бог. Он создал новую религию!". Я спросил у неё: "А что, он также как Иисус Христос исцелял страждущих, творил чудеса, воскресил Лазаря, умершего четыре дня как, и покрытого трупными пятнами, дал сбывшиеся пророчества? А потом сам воскрес, и вознёсся на небо на глазах у своих сторонников?". Она не нашлась, что ответить и, похоже, обиделась.
А Лазарь тот, кстати, поехал проповедовать на остров Кипр, прожил долгую жизнь. На острове имеется собор его имени, в котором находятся его мощи и саркофаг.
Глава 4. Июль.
1 июля.
Был на занятии. Понял, что для кришнаитов длительное, многочасовое чтение маха-мантры (джапы) это прежде всегопопытка дисциплинировать ум. А ещё - транс и наслаждение. Особенно для женщин и шудр (рабочих), непросвещённой части рабочего класса, ум которых мечется от противоречивых импульсов в поисках наживы и удовольствий.
Такая самодисциплина оказывается очень кстати для особ нервных и истеричных. Для людей, склонных к употреблению различных допингов: алкоголя, сигарет, наркотиков. Джапа постепенно вытесняет все эти зависимости из жизни человека и сама становится чем-то очень важным, выходя на первое место.
Кришнаитка Полина так сказала: "А Вы знаете, какой женский ум беспокойный? А чтение джапы его дисциплинирует и успокаивает!" Простите, но при таком подходе, где здесь вера в Бога? Просто прагматизм какой-то. Так же как и желание быть среди приятных людей.
Любопытно, что в индийском Вриндаване на улицах сидит множество святых (саньяси) и разного рода попрошаек, притворяющихся святыми, которые маха-мантру читают автоматически, круглые сутки напролёт. Язык их повторяет слова быстро и сам собой. Есть и много таких, кто не читает её, поскольку, как они утверждают, священная атмосфера в городе и так делает жизнь и окружение сладостным и благостным.
Ведущий занятие преподаватель Тимофей много распространялся про необходимость борьбы со своими страстями. Я спросил его: "Почему со страстями необходимо именно бороться? А не изживать их, например, последовательно? Ведь борьба относится к состоянию страсти. И изживая одну страсть, мы впадаем в другую, что было бы способом нежелательным".
Тимофей, долго думая, ответил, что призыв к борьбе со страстями исходил от самого основателя движения Шрилы Прабхупады и он, Тимофей, не склонен критиковать слова великого гуру. Ответ типичный, который он, судя по всему, у кого-то позаимствовал. Я добавил: "А вот изживать страсти путём благости, спокойного самосовершенствования можно и нужно. И потом, Шрила Прабхупада - это один из учителей по парампаре (цепочке "учитель-ученик", идущей от Кришны). Были гуру до него, будут и после него. Действительно, его роль в Америке оказалась особой. А в Индии он такой же, как и другие санъяси. Более того, Шрила Прабхупада разрешил бывшим американским хиппи и наркоманам читать всего шестнадцать кругов джапы, а не тридцать два и шестьдесят четыре, как их до сих пор читают в Индии. Из-за чего коренные индийские кришнаиты (вайшнавы) не очень-то и признают Общество Сознания Кришны, возникшее в Америке.