Ви Гарри : другие произведения.

Одинокая, но звезда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вспоминая Кусково


ОДИНОКАЯ, НО ЗВЕЗДА

ДЕТЕКТИВ

  
   Она согласилась мгновенно, хотя зарплату предложили мизерную. Это же был Шереметьевский Дворец в Кусковском парке. Для искусствоведа истинного, каким Ксения себя и считала, работа здесь будет удовольствием. Разглядев ее возбужденную улыбку, начальство снизошло добавить:
  -- Там и служебное жилье есть.
   Своя комната? Прожив на свете тридцать лет, о таком богатстве она могла лишь мечтать.
   Осенним утром 1954 года новая служащая стояла у двери конторы музея. Пока закрыто. Ближе к полудню подошла немолодая немногословная женщина, назвалась Марией Ивановной, провела ее в глубину парка, где и стоял входящий в состав музейного ансамбля Швейцарский Домик. С волнением она осматривала этот чудесный кусочек деревянного европейского зодчества построенный двести лет назад. Стены ее комнаты, собранные из дорогих пород древесины, окна резные, пол паркетный напоминали, что будет жить она во дворце. Мария Ивановна была единственной соседкой.
   В те годы у людей были более серьезные занятия, чем ездить на художественные выставки. Посетители были в основном в летнее воскресенье, а в осенние будни музей лениво открывался на четыре часа, частенько оставаясь пустым.
   Зайдя в милицию оформить прописку, Ксения перехватила вопрошающий взляд начальника паспортного стола.
   - В Швецарском домике? В комнате Завьялова? Дайте знать, если что-то разглядите пропавшее, подозрительное...
   Из короткой беседы она узнала, что до нее там жил искусствовед, который исчез. В те годы, когда враги народа испарялись, милиция их не разыскивала. А здесь интересовались, дело завели...Не хотелось думать, что в ее комнате жил погибший, уехал куда-то человек.

xxx

   Из комнаты Ксении шла узенькая лестница на чердак. Там оказалась старая мансарда, забитая теперь досками, но широкие щели открывали заманчивый вид на близлежащий заросший прудик. Сверху он выглядел объемным и мистическим. С другой стороны водоема немым очарованием застыл музейный Голландский Домик. Тропинка вокруг пруда невезучая была для Ксении, пугать ее кто-то взялся на прогулках. То вопль леденящий из воды, то птица черная из под ног. С темнотой не тянуло ее к водяному и местным ведьмам. В противоположной стороне парка у Итальянского Домика и Грота жил смешливый леший. Накидает веток да опавших листьев на пустынные аллеи, прикорючит колючки к шевелящимся кустам. Знала Ксения, что в Париже есть похожий Люксембургский Сад, но Кусковский парк зачарованной сказкой своей - красивее.

Xxx

   Куда же приспособить икону? Изображение такое ставить нужно надежно, не дай Бог - упадет. Нашлось углубление в стене, но было оно узковатым. Где-то надо подрезать? Тщательно осмотрев выемку, Ксения разглядела по углам четыре дырочки будто дощечка была прикручена шурупами, которых не знали в те времена. Только иголка и входила в отверстия. Покачивая иглу, она открыла потайное отверстие. Тайник что ли?
   Внутри, скрученный, лежал кусочек домотканного холста, на котором рисуют масляными красками. Тоненькой кисточкой написан текст. Внизу стояла дата - май 1791 года. Кого-то собирались надуть, но художественный эксперт Ксения для данной цели не подходила. Она в первую секунду разобралась, что материал ткани современный, к концу восемнадцатого века отношения не имеет. Такое же полное недоверие вызывали и несколько в столбик написанных слов. Нацарапано это было недавно.

Петрушка

Имприматура

С 1473 года

С веретеном

Незванова

   Прятать такой чудной ребус в тайник? Живший тут, испарившийся, экскурсовод Завьялов что ли? Кто здесь существовал до него? Ну, что же, вполне филологический конкурс, предназначенный для ее развлечения. Где награда за разгадку? Сколько минут дает жюри на правильный ответ?
   Единственное слово, которое она понимала детально и сразу, - " Имприматура " было введено в мировой художественный лексикон старыми итальянскими мастерами и означало первый слой краски, которым покрывали холст или древесину, на которых намеревались рисовать маслом. Она могла бы прочесть двухчасовую лекцию по данному вопросу, но здесь это, слава Богу, не требовалось.
   Петрушка? Если это та приятно пахнущая травка, что растет в саду бабки Матрены, то увольте. Может быть, все таки имя? Она вспомнила грибоедовское " Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем, достань-ка календарь. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой."
   Кажется, так русские дворяне звали крепостных слуг своих. Крепостной художник? Во всяком случае, пока другой идеи нет.
   Недавно Ксения прочла фантастический рассказ, описывающий тридцатый век. Там на устройстве Гугл набираешь любое слово и ответ выходит в тот же день. Без такой штуки с пониманием оставшихся слов придется подождать.
  

xxx

   С детства, приходя в любимую Третьяковку, не шествовала Ксения по залам, а на часок садилась у одной не заранее выбранной картины, впитывая ее индивидуальный аромат, стараясь влезть воображением своим в витиеватые задумки талантливого автора. Картины Кусковского музея были попроще. Их рисовали в основном крепостные самоучки, изображая владельцев усадьбы. Называя эту живопись портретами, Ксения в душе улыбалась. Рисовались одежды, ордена, драгоценности, приукрашенные, полностью пустые, лишенные индивидуальности, лица. Обвинять в этом ущемленных судьбой рабов Шереметьева не хотелось, они изображали то, что им велели. Выделялась одна лишь миниатюра, небольшого размера называвшаяся "Княжна Татаринова." Не то, чтобы слишком уж она отличалась. На просто очерченном лице нашлось несколько разновеликих точечек, которые непонятным путем создавали впечатление характера. Ей вдруг вспомнился Модельяни, точки рисующий импрессионист. Родился только он в следующем веке. Посиживала Ксения у картины, рассматривала неординарное лицо, мысленно сочиняя ее возвышенный роман с местным графом. Ей казалось, что портрет привыкает к ней. Мягкость, успокоение появились в напряженном взоре изображенной. Отходя от картины, вздрогнула. Почудилось, что дама на портрете смотрит ей вслед. Валерианки бы надо попить. Сколько мистики всякой в этом таинственном нелюдимом парке, торжественном дворце? Проходя тем же залом на следующий день, Ксения резко обернулась. Скосив глаза, изображенная княжна скрестила с ней взгляд.
  

xxx

   Приехал к Марии Ивановне родственник. Что-то у нее чинил, шумел за стенкой. Видела его Ксения мельком. Она уже засыпала, когда незамысловатый замок ее двери приоткрылся, мужик влез в комнату полураздетый, сразу собрался улечься на нее. Не испугавшись, Ксения завизжала так, что все сороки с крыши слетели. Оторопелому влюбленному въехала она коленкой в живот.
  -- Чего ты бузишь, сучка? Не хочется?
  -- Желается, но не так.
  -- Можно и по другому. - вымолвил Ромео, но, разглядев Ксению со шваброй в руках, оказался за дверью, не успев штаны застегнуть.
  

xxx

   Своя комната навевала ей разные мысли, особенно по ночам. Можно ли на самом деле так немыслимо разбогатеть? Она вспоминала всю свою в общежитиях жизнь, где на одной кровати спали в три смены. А шустрые подруги успевали еще и любовью заниматься. Многие представители мужского пола в разные времена намекали ей, что какая-то у нее линия через все тело на бедра спускается, но жилищный вопрос развивать данную тему не позволял Уже не в первый раз стоял перед ее глазами студент Бубликов, слушавший ее лекции в здании филфака на Манежной площади. У нее было такое впечатление, что во время лекции слушатель Бубликов на ту ее сексуальную линию только и смотрел. Он был ровнехонько на десять лет моложе. Не изменилась ли эта обязательная разница? Интересно, где он сейчас? На третьем курсе? С утра, наверняка, сидит у Мамонтова на лекции. По делам приехав в университет, она неторопливо шла по коридору. Совершенно случайно встретившийся ей Бубликов произнес:
  -- Здравствуйте, Ксения Сергеевна...
  -- Бубликов, не согласитесь ли вы помочь мне донести подобранные книги домой. У меня теперь, знаете ли, своя комната...
   Студент оказался нежным, сильным. Они не дожидались темноты, но очнулись лишь утром следующего дня. Ксения первая прервала немой восторг:
  -- Бубликов, у вас никаких ассоциаций не вызывает 1473-ий год?
  -- Нашей эры?
  -- Возможно.
  -- Как раз на той неделе Мамонтов всю аудиторию на голову поставил серией увлекательнейших лекций о кражах произведений искусства. Я собираюсь специализироваться по этой линии по окончании университета.
  -- Вы будете, Бубликов, изучать историю краж?
  -- Нет, практически развивать. Создавать новейшую историю.
  -- А причем здесь тот конкретный год?
  -- В 1473 году был документально описан первый такой случай. С тех пор этот промысел приобрел неслыханный престиж во всем мире. Похититель музейных ценностей - удивительно уважаемая профессия. Многие сокровища до сих пор не найдены.
  -- Бубликов, а что вы будете делать с такими штуками в нашем пятьдесят четвертом году?
  -- Прятать и хранить. Будет еще и семьдесят четвертый, девяносто четвертый... Мы увидим и Булгакова, и апельсины, и восход солнца над океаном..
  

xxx

   Инвентаризация - слово противное, иностранное, как интервенция. От неприятных дел Ксения старалась избавиться побыстрее, потому занялась ей в первую очередь. Куча бумаг, картины, которые не висели в залах, фарфоровые коллекции были неаккуратно сложены в домике архитектурного ансамбля под названием Кухонный Флигель. Тоскливая работа не оказалась слишкой скучной, потому что вскоре обнаружила Ксения пропажу вазы из саксонского фарфора семнадцатого века, найдя лишь ее подробное описание с умелым рисунком. Ишь какая, под голову барана разрисованная! Она составила докладную директору музея, не поленившись, зашла в милицию, сообщила.
   Там же, потихоньку документы обветшалые разбирая, разыскала Ксения упоминание о крепостном юноше Огольеве Петре, которого послали в 1803 году в Италию живопись изучать. Петрушка?
  

xxx

   Мария Ивановна, соседка, служила в музее кассиром, смотрителем, выдавала посетителям тапочки для передвижения по паркетным полам, убирала. Проработав здесь много лет, держалась с достоинством. Общаться с Ксенией не рвалась, но как-то задала вопрос:
  -- Что такое имприматура?
  -- Может быть, арматура? - переспросила знаток искусства.
   Ответ Марии Ивановне не понравился:
  -- Не хочешь - не отвечай, но дуру из меня не строй!
  

xxx

   Этот англичанин временами посещал музей, Ксения видела его во второй раз, а Мария Ивановна улыбалась ему будто старому знакомому. Был он разговорчив, прекрасно разбирался в красотах старины. Ксения отвечала иногда впопад, но до конца понять его немыслимое произношение ей не удавалось. Задал он тот вопрос, написав его на бумажке:
  -- Кто такая графиня Незванова?
   Образованный экскурсовод нашлась сразу:
   - Неточка Незванова? Героиня Достоевского? Мне кажется, она не была графиней...
   Ей показалось, что улыбающийся англичанин был разочарован.
  

xxx

   Бубликов сладко посапывал на ее локте. Ксения вспоминала свою вчерашнюю поездку в библиотеку университета, завершившую разгадку курьезного ребуса, найденного в стене. Там ведь была никчемная дешевая подделка, но почему шуток не понимающая Мария Ивановна интересуется? Англичанин? Наверно, существует настоящий холст, на котором то же самое написано? Итак, еще раз попробуем проанализировать загадку на утреннюю невозбужденную голову.
   Крепостной художник Петр Огольев ( Петрушка) был послан в Италию изучать живопись. Там в руки его попало старинное сокровище, которое было украдено. Это чудо находится под имприматурой другой картины, которая изображает некую Незванову. Только так. Это самый известный и проверенный с древних времен способ прятать картины, иконы и прочее. И хранилось так лучше всего. Кто такая эта Незванова? Что за княжна Татаринова? Ни один документ не содержал этих имен. Ксения предположила, что русская пословица " Незваный гость - хуже татарина " и объединяет двух женщин. Что означает мистический поворот головы княжны Татариновой? Ксения поняла причину, но было трепетно произносить догадку вслух. Это полубожественное чудо было осуществлено впервые в картине " Мона Лиза " самим Леонардо де Винчи. С тех пор некоторые тоже знаменитые художники научились создавать виртуозный эффект поворачивающихся глаз. Намек Огольева? Что же находится под портретом Татариновой-Незвановой?
   Целый день копошилась Ксения в библиотеке университета, пытаясь выяснить понятное, но невообразимое серьезностью своей сочетание " с веретеном ".
   Картина Леонардо де Винчи " Мадонна с веретеном " была в числе наиболее известных пропаж в веках. Существуют несколько копий, сделанных учениками художника, но где же оригинал? Пока она поинтересовалась размерами картины, убедившись в их идентичности с портретом княжны Татариновой.
   Размечталась ты, Ксюша. Она вспомнила любимую поговорку " Дурень думкой богатеет ". Сладка ты, сказка. Милее, приятнее любых жизненных подарков.
  

xxx

  
   С утра пошел дождик, который к вечеру обещал быть сильным, потому посетителей не было и не ожидалось. Ксения знала, что днем, когда она с Марией Ивановной находилась в музее, охранная сигнализация у дверей отключалась, а на отдельные экспонаты не существовала вообще. Она решила вскрыть портрет Татариновой именно сегодня, считая, что непогода уменьшит вероятность появления нежелательных свидетелей. Долго готовилась, обдумывала свою криминальную операцию, стараясь точно предугадать детали.
   Самый сложный и ответственный момент - куда перепрятать. Идеальным было бы не трогать вообще, но ведь найдут эти вшивые конкуренты, поумнеют когда-нибудь. На другой стороне парка стоял обожаемый ею Итальянский Домик, тоже в ансамбле музея. Там нашла она под лестницей вынимавшуюся доску, а под ней удобное потайное место, очень сухое. На первый год сойдет. У нее был длинный чертежный тубус, свернет полотно туда и спрячет.
   После полудня от пелены дождя было черно, как вечером в Диканьке. Самая подходящая для темных делишек декорация. Ножик Ксения раздобыла длинный, узкий. Действовала четко, решительно. Сняла картину, положила ее на пол. Уверенным движением сделала тонкий надрез снизу. Думала, что разволнуется, когда стала пальчиками своими экспертными холсты щупать. Два холста, два! Один старый, другой очень старый.
   Снова по периметру узкий разрез. Теперь финальная ария трагической оперы - получится ли разъединить полотна легко, не повредив. Заготовила для этой цели она узенькую медную трубочку с пропущенной через нее леской. Натягивая леску, старалась протянуть трубку между холстами. Не удается. Жалко, очень обидно. Вы, уважаемый художественно-прикладной специалист, слабоваты в практических приложениях. Вам только диссертации писать. Плотно пролежав вместе сто пятьдесят лет, мудреные изображения не желали расставаться.
   Ну, что же? Аккуратно свернув полотна в тубус, Ксения накинула подготовленную портьеру на пустую теперь раму картины, завязала ее. К пустующей стенке приставила табличку " Картина на реставрации ." Взглянула на часы - меньше минуты ушло. Для начинающего домушника непрохо. Теперь нужно добежать длиннющие двести метров до Итальянского Домика. Две дороги на выбор - через залнюю дверь или сквозь заранее приоткрытое удобное окно. Взглянула в створ окна, вздрогнула, чуть сознание не потеряв. Мрачный мужской силует мелькнул в проеме.
  

Xxx

   Теперь надо быстренько, по ходу всю подготовленную тактику менять. Выследели ее кривоносые вурдалаки местные. Ведь собиралась, продумывала как Бубликова в помощники вовлечь. То, что сумел бы он войти в дело, сомнений не вызывало. Как выйдет только? Ладно, Ксения Сергеевна, не сопливая ты. С картиной и тубусом неторопливой походкой пришла она к центральному входу, где огорченная непогодой сидела Мария Ивановна.
  -- Как до дому дойдем под поливалкой такой? Ко мне племянник приехал, кормить его пора, а дождюга эта кончаться не собирается. - жаловалась сторожиха.
  -- Не печальтесь, голубушка. - участливо вымолвила Ксюшка-налетчица. - Смотрите какой брезентовый плащ я сегодня по непогоде принесла.
   Одежка была плотная, длинная с капюшоном и сапогами.
  -- Пожарные только такую и носят. - обрадовалась Мария Ивановна.
   Натягивая доспехи на соседку, приговаривала Ксения:
  -- Ну, в самый раз, до чего же мы с вами, милая, телосложением, ростом, походкой даже похожи. Не отличишь. Одно прошу, голубушка, картину эту, в портьеру завернутую, в мою комнату поставьте. Завтра с утречка должна я ее на реставрацию отвезти.
  

xxx

  
   Нужно теперь живой, неограбленной до Итальянского Домика добежать. Приоткрыв заднюю дверь, вглядывалась она в мокрую черноту.
  -- Леший! Лешенька! Лешачушка мой добрый! Не споткни, не заблуди меня..
   Рванула, побежала, но не по аллее, а сквозь газон от дерева к дереву, иногда замирая и оглядываясь. Вот она, резная, инкрустированная дверь. Внутри темно, но подготовлена была Ксения. Закрыла дверь на задвижку. Четыре размеренных шага вперед, теперь вниз по лестнице. Там ждал ее фонарик. Оттянула доску, засунула туда драгоценный тубус, закрутила шурупами.
   Ни секунды не ждать! Выбравшись через окно, опять огородами, один к одному на черную ведьму похожая, помчалась она к своему дому, к Швейцарскому Домику.
   К началу четвертого действия оперы "Риголетто" Ксения успела. Она стояла под увитой плющом крышей маленькой беседки, как в уютной ложе Бенуара, вся сцена была в двух шагах. Дождь хлестал, ветер подкручивал водяные потоки. Ночные демоны мелькали будто летучие мыши.
   Мария Ивановна, плотно закрытая брезентовым комбинезоном, уже подходила к дому. Раму картины, завернутую в портьеру, было неудобно нести и женщина перекладывала ее из одной руки в другую. У самых дверей подошел к ней ее племянник, но почему-то сзади. Уверенным мощным движением он зачем-то ударил свою тетку топором по голове, с редкой быстротой раскрыл огромный мещок, засунул туда мертвое тело и сбросил все это, теперь ненужное, в пруд.
   Ксения поняла, что у нее могут возникнуть некоторые трудности с ночевкой дома, она затаила дыхание. Племянничек, однако, уходить не торопился, поставил раму под навес, закурил.
   И прекратился дождь, и не кричали птицы. На сцене появилась совсем уж фантастическая невидаль - иностранный автомобиль. Англичанин и его решительный подельник разговаривали на языке жестов. Один показал завернутую картину, другой - объемистый портфель. Теперь опера больше походила на балет, потому, что арии прекратились и начались танцы. Англичанин схватил картину, племянничек - саквояж. Первый хотел посмотреть что под портьерой и опустил глаза, второй размашисто въехал ему топором по голове. Быстро, профессионально засунул англичанина в мешок и сбросил в пруд. Неторопливо, обстоятельно сел в автомобиль и уехал.
   Занавес опустился.
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"