- - - Наш паровоз, вперед лети ... иного нет у нас пути (из песни) - - -
Жил-был паровозик, и была у него своя колея, по которой он ездил днем, никуда не сворачивая, никогда не откликаясь на предложения других паровозиков съездить к узловой станции, пробраться на другие колеи, чтобы посмотреть, что там. Он и по своей-то колее не ездил бы, но вынужден был подчиняться требованию его персонального Конструктора.
- Да что я там не видел, да зачем мне это надо, меня это не касается, мне по барабану, - отвечал всегда паровозик на попытки других паровозиков, паровозов и конструкторов чем-либо его заинтересовать. У него и песня любимая была: "Бьют барабаны, идут бараны, а кожу для барабанов делают из баранов". Паровозик выстукивал на рельсах ритм этой песни, снисходительно поглядывая своими окошками на снующих вокруг его пути людей, лошадей, коз, коров, овец... и прочих баранов.
Надо сказать, что наш паровозик, в отличие от других, никогда не дымил, чем очень гордился. Он знал, что не бывает дыма без огня и научился поддерживать в своей топке минимально необходимый для неспешного передвижения по колее огонь. Если его просили перевезти какой-либо груз, он всегда отказывался:
- Мне ж тогда придется развести огонь, будет дым, и я нанесу ущерб окружающей среде, - мотивировал он свой отказ. Его так и прозвали: Паровозик без дыма. А иногда просто называли Дымок, и все понимали, о ком идет речь. И мы тоже для краткости будем звать его так.
Вообще то Дымок подымить любил, но не тогда, когда надо было напрягаясь что-то везти, а вечером, укрывшись в своем депо, для кайфа. В одиночку, иногда в компании таких же паровозиков-шалопаев.
Так и проходили беззаботно дни Дымка, пока однажды он не узнал, что к его колее приближается война. Паровозик заволновался. Он сам себе удивился, что его может что-то взволновать и даже написал углем у себя в тамбуре: "Меня ничего не волнует, кроме моего повреждения".
Вечером к паровозику пришел конструктор и объявил, что Дымка переводят на другую, безопасную колею.
- Еще я хочу открыть тебе важный секрет, - обратился Конструктор к паровозику. - У всех паровозов, у тебя в том числе, кроме исполнительных механизмов - колес, топки, корпуса и устройства управления (УУ) - компьютера, навигации есть еще Универсальная конструктивная идея (УКИ). УКИ конкретно воплощается в том или ином транспорте, механизме, устройстве. УКИ не материальна и невидима, но всякий механизм, в том числе ты, паровозик, должен суметь ее постичь. Постигший становится подобен трансформеру и может принимать любую форму, в зависимости от требуемой ситуации. Тот, кто не сможет вовремя познать УКИ идет на слом, на металлолом, прекращает существование.
Дымок слушал Конструктора в пол трубы, ему уже не терпелось скорее перебраться на новую колею, подальше от угрожающих разрывов снарядов. Конструктор заметил это и, зная любимую Дымкину песню, пропел ему, пытаясь привлечь внимание:
- Бегут составы по рельсам из сплавов, а сплавы для рельсов делают из составов.
Но, увидев, что и это не помогло, вздохнул и отправил паровозика на новую колею, к новой жизни.
Из всего сказанного конструктором паровозику запомнилось только сокращенное название Устройства Управления - УУ. И теперь, стуча колесами по своей новой колее, он иногда гудел в свою трубу: Ууу, Ууу. Впрочем, на новом месте Дымку показали, как пользоваться компьютером Устройства Управления и Навигатором для развлечений и по вечерам он смотрел киношки про паровозы, пароходы и другие разные дела.
Днем паровозику теперь приходилось работать. По иронии судьбы его обязанностью было развозить воду. Вода ведь как раз является антагонистом огня, которого так избегал Дымок: вода гасит огонь, огонь испаряет воду. Работу Дымок не то что любил, но исполнял добросовестно: он вообще-то не был лентяем. Паровозик даже заметил, что жизнь его стала немного интересней и разнообразней, в его репертуаре даже появилась новая старая песня: Удивительный вопрос, почему я водовоз? Потому что без воды и не туды, и не сюды.
Впрочем, другие вопросы, кроме его новой работы, Дымка по-прежнему не интересовали, про свою первую колею он понемногу забывал.
Однажды ему поручили везти воду в метало-разделочный цех. Прибыв туда, Дымок второй раз в жизни испытал волнение, можно даже сказать, ужас. Он увидел, как вполне исправных паровозов, автомобилей и множество других механизмов разделывают под металл.
- Почему?- спросил он ожидающего очередь паровоза. - Вы ведь еще можете функционировать, двигаться, перевозить грузы?
- Не успели к сроку познать УКИ, - грустно ответил тот. - Слишком беззаботно стучали по своим рельсам.
От волнения Дымок даже впервые в жизни поднял свои фары от колеи вверх. И, о чудо, ему показалось, что он увидел мелькнувший среди облаков паровоз, на его глазах превратившийся в самолет.
- Значит, УКИ действительно существует и ее можно познать, а значит, сохранить свою жизнь, - потрясенно подумал Дымок, паровозик без дыма.
И с этого момента жизнь его резко изменилась, еще не сохраненная, но ставшая уже совсем другой. Поскольку информация, сведения, знания, глубоко усвоенные будь хоть человеком, будь хоть механизмом, становятся движущей силой жизни.