Несмотря на большое количество источников по проблеме антисемитизма, его причины остаются плохо охарактеризованными, а потому анализ явления затруднён, и его обсуждение зачастую табуировано.
Этим нередко пользуются антисемиты, которые выдвигают свои наукообразные версии объяснения этого, к сожалению, реально существующего явления.
Одним из методов лженаучного объяснения антисемитизма в обществе, который используют антисемиты,- публикации списков всемирно признанных индивидуумов и их, попросту говоря, антисемитские высказывания о евреях. Их цель-развеять, как они говорят, "еврейские и купленные евреями средства массовой дезинформации, которые постоянно пропагандируют мысль о том, что антисемитизм - показатель необразованности".
В качестве примера они приводят высказывания о евреях всемирно известных людей-антисемитов, по их определению, доказывая, что антисемитизм - показатель высокого интеллекта. В статьях "научных антисемитов" фигурируют имена, известные в мире своими различными достижениями: Джордано Бруно; Вольтер; Кант; Гёте; Шиллер; Генри Форд; историк Страбон; Цицерон; Сенека; Тацит; Наполеон; Шопенгауэр; Джордж Вашингтон; Бисмарк; Дуглас Рид; Герберт Уэллс; Черчилль; ведущие историки Египта, Рима, Греции, Александрии; русские - Достоевский; Пушкин; Даль; Чехов; Гоголь; Салтыков-Щедрин; Менделеев; Блок; Розанов; князь Святослав; князь Владимир II; Петр I; князь Горчаков; Екатерина I; Императрица Елизавета Петровна; Николай I.
Их цель-доказать, что, мол, коль такие не просто образованные, а гениальные и выдающиеся люди не любят евреев, то и нам, простым смертным, следует их ненавидеть. Встретив подобный список на Интернете в сотнях тысячах копиях, представители простых смертных легко принимают этот список за истину. Мало кто задумывается в самом ли деле названные в списке лица говорили то, что им приписывают, или "научные антисемиты" сфабриковали эти списки. Я сделал серьёзную попытку добраться до оригиналов некоторых книг/статей, на которые ссылаются авторы этих списков. Пользуясь Гуглом я нашёл 406000 ссылок. Все сайты, предложенные Гуглом были ссылками на ссылки, а не оригиналы, которых мне найти не удалось. Дешёвый приём - фальсификация.Понимая, что вряд ли кто-то будет сверять их выдумки с оригиналами, кстати, написанными на десятках различных языков, антисемиты заполняют Интернет подобным хламом, создавая видимость массовости их идей.
Это мой первый довод против фигурирующих на Интернете сфабрикованных антисемитами лженаучных антисемитских списков.
Допустим даже, что некоторые "великие" и могли когда-то высказать антисемитские высказывания также как и любой простой смертный, заражённый бациллами бытового, религиозного или государственного антисемитизма, но это ничего общего с интеллектом и достижениями "великого" не имеет.
Постараюсь объяснить эту мысль более подробно.
Анекдоты о евреях, раскрывающие их негативные свойства, цитаты из литературных источников известного, а чаще неизвестного происхождения, мифы о евреях, имеющие хождение на протяжении веков, пословицы, поговорки, афоризмы, в которых евреи фигурируют негативными образами и, наконец, устное творчество, где отдельные негативные черты евреев соотносятся со всем еврейским народом - вот лишь некоторые способы поддержания антисемитской атмосферы в народе.
Этот антисемитский навоз является удобрением, на котором антисемиты, имеющие свои цели, выращивают новые варианты антисемитизма, приспособленные к постоянно изменяемому миру.
Одна из главных постоянных целей антисемитов является "разделяй и властвуй". Народ, мол, хорош сам по себе, а вот в том, что с ним происходит плохого, виноваты евреи. Эта формула - открытая часть причин объяснения неудач и недостатков властвования над народом. Закрытая часть, о которой "хорошему народу" не рассказывают-это коррупция, обман, воровство, эксплуатация, плохое управление и другие негативные явления, приводящие к "временным" трудностям, в которых нередко винят евреев, скрывая свои пороки и неумение руководить.
Давайте посмотрим, правомочно ли на основе списка некоторых людей выдающихся способностей и достижений с антисемитскими высказываниями, делать вывод о антисемитизме как показателе высокого интеллекта. Это негодный метод, ставящий заранее установленные антисемитские задачи, а затем под эти задачи формирущий факты в виде списков великих людей. Телега подтасованных фактов едет впереди лошади - нужной антисемитам идеи-показать антисемитизм как производное высокого интеллекта.
Связи между различными категориями, такими как интеллект, социальный статус и степень антисемитизма, характеризующих индивидуумов, нет.
Достижения великих-это во многом совокупность наследственных, личных и судьбоносных составляющих человека. Его же высказывания, в частности, антисемитские, не более как поведенческий стереотип, функция его привычек, установок, индивидуального склада личности человека, проявляющегося в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности, который базируется на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания. Степень интеллектуальности не имеет никакой корреляции с этим.
Условия, при которых великие позволили себе антисемитское высказывание, могут ничем не отличаться от условий, в которых находятся обыкновенные смертные. По аналогии можно сказать, что как великие, так и обыкновенные люди могут заболеть теми или иными болезнями вне зависимости от их интеллекта или достижений. Насколько мне известно нет корреляции между какими либо болезнями и людьми с определённым интеллектом. Так что и антисемитизм можно отнести к разряду бесплодных коммуникабельных болезней человеческого бытия, основанных на таких составляющих характера как агрессивность и искаженность восприятия реальности, но ни в коей мере на показателях интеллекта.
Одной из основных функций происхождения антисемитизма, на мой взгляд, является компенсация неудовлетворённости реальным положением вещей, которая открывает путь в мир фантазий неудовлетворённых людей, кем бы они ни были великими или нет. Эта идея, конечно ждёт своих исследователей, которые на примерах реальных фактов из жизни великих покажут зависимости их неудовлетворённости и поиска виновных в этом, в частности, евреев.
Мы знаем немало фактов о неустроенности, неудачах, которые нередко сопровождают великих. Поиск защиты от неудач и приводило некоторых к находке виновных. Кто виноват?-извечный вопрос неудачников, особенно, великих. Конечно, виновных находят вне себя-это оказывается самым близким местом жительства виновных. Евреи, как одна из наиболее активных, заметных частей общества,но по некоторым признакам различных от его большинства, чаще попадают на глаза ищущих виновных в своих бедах и неудачах.
Неоднократно перечитывая книги и статьи об антисемитизме, я вижу, что попытки анализа особенностей и причин антисемитизма ни к чему не приводят. Даже подчёркнутая наукообразность не убеждает меня в том, что существующие методы изучения антисемитизма когда-либо приведут к установлению его происхождения и методов лечения. Также как всем известный медицинский рак, антисемитизм - это социальный рак общества, который требует поиска методов распознавания, предохранения и избавления от него.
По своему характеру антисемитизм похож на проблему с ведьмами, описание опасности от которых оправдывает якобы необходимость охоты на них. Козлы отпущения также одни из мифических образов, обслуживающих определённые тёмные нужды людей в некотором роде каким является и антисемитизм.
Из всех так называемых научных попыток объяснить антисемитизм не найдено никаких реальных опасений, связанных с евреями. Если нет реальных поводов опасения, не должно быть реального страха перед ними.
Реального то страха нет, но есть иррациональный страх, вызываемый какими-то иррациональными причинами, пока не установленными.
Поиски природы иррационального страха, а затем и методов избавления от него,-продуктивный путь излечения от антисемитизма.
Ряд известных философов полагали, что в основе антисемитизма лежат психологические комплексы. Так Жан-Поль Сартр в "Размышлениях о еврейском вопросе" писал:
"Антисемит - это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, - боится самого себя, боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, - он боится всего, и не боится только евреев."
Н.А. Бердяев, в "Христианство и антисемитизм" отметил
"В основе антисемитизма лежит бездарность. Когда изъявляют претензии на то, что Фрейд еврей, что еврей Бергсон, то это есть претензии бездарности. В этом есть что-то жалкое. Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют ведущую роль в науке, философии и т. д.: делайте сами великие открытия, будьте великими учёными. Бороться с преобладанием евреев в науке можно только одним способом - собственным творчеством. Свобода есть испытание силы. Унизительно думать, что свобода всегда оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для неевреев".
Фрейд делал попытку разработки с помощью психоанализа проблему психологии народов, которая вела непосредственно к происхождению культурных установлений, государственных порядков, нравственности...
Мне представляется, что эта идея ждёт своих исследователей для изучения антисемитизма.
Фрейд писал: "Мне удалось выяснить по опыту, что психоанализ обнаруживает в каждом человеке всё то худшее, что в нём есть".
Так не имел ли Фрейд в виду тех великих мира сего, которые, якобы по мнению современных антисемитов от науки, используют свой высокий интеллект для оправдания антисемитизма?.