Вигушин Арон Симонович : другие произведения.

Генерал Победы Яков Исаакович Гинзбург

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Среди нехоженых дорог одна дорога была его-обеспечить древесиной Победу над врагом.
  
  Я много лет занимаюсь историей семьи. Сейчас усиленно разыскиваю по крупицам сведения о семье, особенно о тех, кто не с нами. Позвольте вам представить дядю Яшу. Дядя Яша, он же -Яков Исаакович Гинзбург - родной дядя моей жены, брат ее матери.
  
  Во время Великой Отечественной войны он совершил такое, за что, на мой взгляд, страна, народ и просто оставшиеся в живых немногочисленные родственники должны быть ему премного благодарны. А на самом деле он не только забыт, но, как я понял, некоторые члены семьи до сих пор имеют претензии к нему, хотя прошли десятилетия с тех пор.
  
  Гинзбург - изобретатель
  
  В 1935 году, недавно закончив Лесотехнический институт, изобрел однополосные сани. В монографии И.П.Шегельмана "Лесные трансформации", изданной в 2008 году. это изобретение описано у него под названием ."Однополосные тракторные сани инженера Я.И.Гинзбурга". Привожу выдержку из этой монографии.
  "...Увеличению об'емов тракторной вывозки способствовало внедрение в 1935 году одноколейных ледяных дорог. По их ледяной колее перемещался центральный полоз, предложенный Я.И.Гинзбургом однополосных саней, воспринимая 90-95% рейсовой нагрузки. Это снизило удельное сопротивление движению по сравнению с двухполосными санями и значительно, в разы, увеличило полезную нагрузку тракторных поездов. Об'емы вывозки древесины значительно выросли по сравнению с практиковавшимся ранее конными двухполосными санями."
  
  В книге "История лесной промышленности России", В.М.Кузовкова, мы читаем: "Интересное открытие сделал инженер с Урала Я.И.Гинзбург. Он изобрел однополосные транспортные сани, применение которых вызвало глубокие изменения в теории движения транспортного санного поезда при повышенном давлении полоза на ледяную колею. Однополосная конструкция саней значительно улучшила сцепку поезда, упростила строительство дороги, обеспечила лучшие условия ее эксплуатации, сохранности ледяной колеи."
  
  Внедрение изобретения.
  Дяде Яше было 25 лет, когда его, молодого инициативного инженера назначили начальником леспромхоза, где он энергично взялся за внедрение своих саней. К 1940 году леспромхоз имел 46 тракторов ЧТЗ-60, работающих на гидролизном лигнине. Однополосные сани Гинзбурга использовались для вывоза леса. по тракторно-ледяным дорогам вместо конных двухполосных саней. Значительный успех привел изобретателя Я.И. Гинзбурга к назначению чрезвычайным уполномоченным Наркомлеса СССР по внедрению изобретения во всей отрасли.
  
  С приходом нового метода транспортировки, лесозаготовки стали удалятся вглубь тайги. Грузопод'емность 18-20 кубометров леса, погруженные на однополосные сани, было неслыханным в то время.
  
  Однополосные сани
  
  По глубокому снегу однополосные сани намного практичнее, нежели сани с узкими полозьями. Вот как они использовались" "Зимой вывозили на ледянке". Это дорога, которую поливали водой. Посередине делалось углубление шириной 30-40 см. и глубиной до 20 см. Однополосные сани Гинзбурга имели слева и справа "стабилизаторы" из бревен, типа поплавков у тримарана. Такие сани соединялись по двое. Таким образом устойчивость саней была решена, особенно, при глубоком снеге. До внедрения однополосных тракторных саней Гинзбурга, лес вывозили с места заготовки на конных двухполосных санях, которые могли использоваться на расстоянии не более 7 верст, тогда как новый метод увеличил расстояние до 15-17 верст.
  
  Война
  
  Роль леса, и его незаменимость ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. Древесина во всех ее разновидностях (круглая, пиленая, привозная или заготовленная на месте), была основным материалом при строительстве оборонительных сооружений, переправ, блиндажей, землянок и в качестве топлива. Как оказалось, в годы войны многие металлургические заводы перешли на использование древесины вместо кокса. Железные дороги стали применять древесину
  вместо угля. а автомобили перешли на древесное газогенераторное топливо. Большое количество древесины использовалось для сооружения землянок, дотов, понтонных переправ, теплушек, древесина также шла на изготовление кузовов и автомобильных прицепов, лыж для перемещения и перевозки боевых орудий, восстановление разрушенных зданий, предприятий, тару для боеприпасов, противогазов, и пищевых продуктов, производство авиационной фанеры в самолетостроении, водостойкой фанеры и древесных пластиков для судостроения, аккумуляторного шпона и прочее.
  Для нужд обороны и народного хозяйства требовалось очень много пиломатериалов, шпал и различных спецсортиментов. Восстановление разрушенных шахт Донбасса и Подмосковного бассейна требовало много рудстойки.
  
  Сталинская премия
  
  Описывая перечень областей военного применения древесины, проф М.Е.Ткаченко писал: "Без металла современная война невозможна, но в настоящее время металл для обороны получают на Урале с помощью древесины. Чтобы выработать одну тонну чугуна, надо затратить 5 кубометров березовых дров. Для нужд фронта из дерева изготавливались также наиболее сложные изделия-аэросани, глиссеры, полу глиссеры, футляры для аккумуляторных батарей и др. За годы войны было изготовлено более 3000 аэросаней и более 1000 глиссеров и полу глиссеров. Были поставлены задачи наладить производство авиационной фанеры, древесно-слоистых пластиков, в том числе дельта-древесины для лонжеронов самолетов, шпона для аккумуляторных батарей танков, самолетов, подлодок, бакелизированной фанеры для изготовления понтонов и судов, корпусов мин и другой техники и вооружения.
  
  При разгроме немецко-фашистских войск под Москвой лыжные отряды сыграли весьма заметную роль, а лыжи для нашей Красной армии изготовляются из уральской березы. Из еловой древесины получают целлюлозу. Целлюлоза же является одним из видов сырья для изготовления взрывчатых веществ. Из той же еловой древесины вырабатывают нитроглицерин, а из нитроглицерина - динамит. Парашюты выделываются не только из настоящего шелка, но и из шелка, изготовленного из еловой древесины. Из материалов целлюлозно-бумажных фабрик вырабатывают гильзы для патронов и вату...
  Этим всю войну в отрасли и занимался Яков Исаакович Гинзбург, за что и был награжден Сталинской премией 1-ой степени.
  
  По тем временам 100 тысяч рублей премии были огромной суммой. Как мне стало известно, вместе с гордостью за столь высокую оценку дяди Яши, у него, а, особенно, у его жены, испортились отношения с некоторыми родственниками, которые ожидали, видимо, что дядя поможет в то трудное время, выделив из премии какую-то часть денег. Но этого не произошло. Вот как они об этом говорили:
  - Вновь родившиеся племянники не имели пеленок, а жена дяди Яши "зажала" все деньги и никому не помогала.
  Что же было на самом деле?
  
  Родственники, наверняка, не знали или не могли понять советскую систему, когда денег, об'явленных при присуждении премии дядя Яша сам не видел. Для "реабилитации" дяди Яши в глазах несправедливо обиженных на него родственников, хочу описать тот механизм, который был создан в те годы для изымания денег и вещей у населения.
  
  Чтобы было вам понятно, 29 июля 1941 года в газете "Правда" был опубликован обзор писем под заголовком "Трудящиеся предлагают создать фонд обороны". Спустя 3 дня Фонд обороны возник стихийно. Этот Фонд, или он еще назывался "Фонд Красной Армии" - это фонд, куда добровольно граждане жертвовали денежные средства и материальные ценности на нужды фронта. Это считалось проявлением патриотизма.
  
  Гинзбург - патриот
  Сейчас мне хотелось бы представить дядю Яшу не только как человека, внесшего существенный вклад в Победу над фашистами, но и как патриота своей Родины, пожертвовавшего всю свою денежную премию в фонд Красной Армии. Дядя Яша, наверняка, получил телеграмму от Сталина, как обычно происходило в подобных случаях. Текст телеграммы был, примерно, такой: "Примите, дорогой тов. Я.И.Гинзбург, внесшего 100000 рублей на строительство вооружения для Красной Армии, мой братский привет и благодарность от Красной Армии. Подпись: И Сталин"
  
  Пропаганда
  
  Родственники должны были лучше понимать ситуацию, так как, наверняка, они читали в прессе тех лет заказной пропагандный материал следующего содержания:
  " Рабочие лесопильного цеха за два дня внесли 20 штук шкурок, 12 пар варежек, 4 пары носков и др. вещи. Дежурный слесарь Гусев внес ватную фуфайку, механик Кучеров-шерстяной свитер, работница ДОЗ Файзулина-4 метра мануфактуры. Работники биржи пиломатериалов П.А.Губинский сдал шубу и шерстяные носки, Староверов - ватное пальто, Макасин - шапку, варежки, Осянин-три шкурки, тов. Мартысюк-облигации займов на 950 рублей и 70 рублей деньгами. Корчемкина, сдавая овчину сказала: "Я сдаю для фронта", а тов. Козлова, передавая теплые носки, сказала: "Для бойца, чтобы ноги не мерзли, сама связала." Тоже самое было с премиями, которые присуждались работникам интеллектуального труда, ученым, писателям, композиторам, руководителям отраслей, заводов, изобретателям...
  
  Миллионы людей, подвергнутые воздействию такой пропаганды, не зная правды о неподготовленности к войне, в свою угоду уничтожении режимом Сталина талантливых руководителей промышленности и военачальников, отдавали тому же режиму последнее, что и сделал дядя Яша. Для убедительности, раскройте т.н. "Сталинские расстрельные списки", доступные на Интернете.
  
  Уже много лет прошло с тех пор, но некоторые недалекие писатели, журналисты и историки присваивают победу тому же Генералиссимусу Сталину, забывая о таких настоящих Генералах Победы, каким был Яков Исаакович Гинзбург - человек, который внес неоспоримый, огромный вклад в Победу!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"