Вихоцкая Анастасия: другие произведения.

Смешарики эпохи постмодерна

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для знатоков отечественной мультипликации! Владимиру СУтееву посвящается...


СМЕШАРИКИ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА

   Если у вас в семье есть дети дошкольного или младшего школьного возраста, то вы должны знать, кто такие Смешарики.
   Я тоже заинтересовалась, чем так увлечён мой ребёнок, над чем он так искренно хохочет и кого порой весьма уместно цитирует.
   Оказалось очень интересное явление. Именно явление. Я на этом настаиваю.
  
   Как сообщила мне Википедия (что очень любезно с её стороны), мультипликационный сериал "Смешарики" создан в рамках культурно-образовательного проекта "Мир без насилия", входящего в федеральную целевую программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе". Производится при поддержке Министерства культуры Российской федерации и при участии компании "Мастер-Фильм" на студии компьютерной анимации "Петербург", созданной в марте 2003 года специально для "Смешариков".
  
   По-моему, упор в нём сделан именно на толерантности. Оказывается, неважно, толстый ты или худой, какой ты национальности, очкарик ты или спортсмен, физик ты или лирик - важен ты сам и какой ты по отношению к друзьям.
  
   Впрочем, существуют и иные версии. В частности, не лишена своеобразного шарма статья "Смешарики, как модель постапокалиптического мира". Хотя, признаюсь, чтение этого текста на ночь испортило мне настроение и повлияло на спокойный сон. Сама идея замкнутости мира Смешариков претит мне изначально. Хотя кибуц - вполне допустимая аналогия.
   Лично мне мироустройство этих Шарикоподшипников... Ой, простите, Смешариков, конечно. Итак, организация быта и окружающая среда их мира напомнила мне эксперимент 90-х - Биосферу-2. Напомню.
  
   В 1986 году среди обширных прерий Аризоны (США) у подножья крутых холмов в предгорье Санта-Каталина, в 60-ти километрах к северу от города Тусона было начато строительство необычного сооружения -- комплекса "Биосфера-2", возможного прообраза будущих поселений человека на планетах Солнечной системы.
   26 сентября 1991 года в герметически закрытый мир "Биосферы-2" ("Биосфера-1" -- это наша планета), куда извне через прозрачное покрытие получают доступ лишь солнечные лучи, вошли восемь добровольцев (четыре мужчины и четыре женщины). Двери за "биосферянами" -- официально их называли "эконавтами" -- закрылись, были тщательно задраены люки, все щели, все пазы, обрублены все нити, соединяющие испытателей с Землей.
   На площади в 9 тысяч квадратных метров (около гектара) под стеклянными колпаками (а "дно" было изолировано от земли герметично сваренными стальными листами) была возведена уменьшенная копия Земли. В 5-6-этажных "домах" из стекла и стали разместились семь экологических систем в миниатюре: влажный тропический лес, саванна, болото, соленое море, пустыня. Кроме того, там были бассейны для рыб, инсектариум с 250 видами насекомых, сельскохозяйственная ферма (тут должны были обитать примерно 4 тысячи видов растений и животных) и жилая часть - комнаты для сотрудников, мастерские, информационно-вычислительный центр для контроля за всеми процессами. Каждая сфера, каждая из этих экологических ниш была отделена от других и имела свой особый климат. К примеру, испарение воды из "моря" осуществлялось с помощью вентиляторов. Образующийся пар поступал в "джунгли", где поддерживалась определенная влажность, имитировались "облака" и "туман". Управляемые компьютерами защитные экраны позволяли иметь в каждом отсеке соответствующие температурные и световые условия.
   В этом искусственном мире продукты питания, кислород и вода непрерывно регенерировались, все процессы носили циклический характер. Углекислый газ, выдыхаемый людьми, поглощался растениями. А выделяемый ими кислород использовался для дыхания человека. Отходы жизнедеятельности обеспечивали плодородие почвы и служили кормом для водорослей, бактерий и водных растений, которыми, в свою очередь, питались рыбы.
   Хотя людям, находящимся в этой огромной воздухонепроницаемой конструкции, и был создан максимальный психологический и биологический комфорт, спрос с них был очень жестким. В частности, экологический тип мышления должен был стать для них непременным законом. "Если кто-нибудь бросит что-либо вредное для здоровья человека в водосток системы, он найдет это через пару недель у себя в чашке с кофе".
  
   Да! Серии "Лили" и "Маленькое большое море" несомненно имеют чётко выраженную экологическую направленность.
   Ну а смешение климатических поясов и природных зон видно невооружённым взглядом.
   Впрочем, сравнение с проектом "Биосфера-2" - это лишь простейшая аналогия, при ближайшем рассмотрении теряющая всю свою привлекательность.
  
   Другие параллели - с Райским Садом, с Ноевым ковчегом - тоже интересны лишь на первый взгляд. Да, характерные черты присутствуют, но общая картинка уводит далеко в сторону... Да и сериал-то детский. А смысл ищется взрослый. Почему? Зайдём с другой стороны.
   Что в этих мультиках привлекает детей. Яркая картинка, общая доброжелательность и... совершенно взрослые проблемы? А ведь дети очень любят прикосновения к миру Взрослых. Тем более, что "Смешарики" - это типичная комедия положений. То есть кто-то неудачно упал, тормозил клювом или пятачком, но в итоге всё кончилось хорошо - откачали, вылечили, мораль прочитали, выводы сделали. Посмеялись без злорадства.
   Но самое смешное в том, что если ребёнок смотрит мультик вместе с родителем, то дитятко смеётся над одним, а взрослый над совершенно другим. Хотя и общий хохот закономерен. Адресация сериала - вне возраста. Она общесемейна. Что не может не радовать.
  
   Внешняя простота реализации. Поясню. Максимальная условность визуализации героев - их шароподобность, и тем не менее легкая узнаваемость.
   Быстротечность. Шесть минут (как насчёт шести дней творения божьего?) - и... Мораль сей басни такова!
   Изначальный настрой на условность. Вспомним заставку. Раскатывается газон как ковёр, рассыпается декор из ромашек, рисуется небо, к которому приколачиваются облака, втыкается пальма, которую быстренько заменяют яблоней (полагаю, из патриотических соображений), всё это пересекается ручейком, а как заключительный аккорд - возникает радуга. Жизнерадостно и символично. Сами мир построили - сами в нём живём. Всё радуются и эмоции бьют ключом из бабочек.
  
   Посёлок Смешариков живописен и продуман. Отдельным жильём обеспечены все поголовно. У каждой избёнки свой неповторимый дизайн. Обязательно присутствует символика хозяина, висящая у входа - морковка у Кроша, очки у Ёжика, книга у Лосяша, гаечный ключ у Пина, тыква у Копатыча, баскетбольная корзина у Совуньи, щербатое сердечко у Бараша, театральный фонарь у Карыча и ромашка у Нюши. Об этой ромашке разговор особый. Ромашка эта - негласный символ всего сериала. Или гласный? Я ведь могу чего-то и не знать.
   Ромашка как эмблема очень навязчива и присутствует буквально везде - в качестве хвостиков у Кроша, Копатыча, Карыча, на спинке кровати у Нюши, на всевозможной посуде, на компасе - словом, везде, куда её можно логично прицепить. Даже в туалете Копатыча глазок выполнен в виде этого цветка.
   Давайте предположим, что эта 5-лепестковая ромашка - скрытая пентаграмма, звезда пятиконечная. Тут уже и символ совершенства, и золотое сечение в наличии, а там и до мировой гармонии недалеко!
  
   Мир Смешариков визуально стилизован под примитив. Сами персонажи - смешные шарики, они же Смешарики, все одинаково шарообразны и идентичны по размерам (что лось, что ёжик - один в один). Но далее следует ряд признаков, по которым удаётся их различать.
   Девять основных персонажей (девятка, правящая миром! Это к Стругацким), с умильными мордочками зверюшек.
   Далее - только для посвящённых!.. Характеристики.
  
   КРОШ - кролик голубоватого оттенка, сангвиник по темпераменту. "Вьюноша", который просто фонтанирует идеями, но теоретиком его назвать никак нельзя - все свои идеи он немедленно стремится претворить в жизнь!
   Тороплив, не всегда последователен, верен в дружбе и очень оптимистично смотрит даже на серые будни.
  
   ЁЖИК - ближайший друг Кроша. Флегматичен по природе. Рассудителен и порой откровенно лиричен. Часто идёт на поводу у Кроша, о чём не раз сожалел. Но на их дружбу все перипетии влияния не оказывают (что свидетельствует об искренности и бескорыстии их отношений). Внешне - типичный очкастый "ботаник". Отлично дополняет хулиганистого Кроша.
  
   НЮША - единственная "дэвушка" в этом коллективе мульти-героев. Хрюша по определению. В смысле свинья - биологически (?). Сие гендерное неравенство очень ей на руку, то есть на копытце. Поскольку Совунья, мягко говоря - пенсионного возраста, ей явно не конкурентка в плане романтических отношений.
   Кажется, что она прямо вся соткана из недостатков (за подробностями - прошу непосредственно к мультику!), но при этом обаятельна и вполне привлекательна.
   Отличная цитата из уст Нюши прозвучала в серии "Дар": - Вот так всегда! Когда ты готов спасти мир - на него никто не покушается.
  
   БАРАШ - ягнёнок нежно-сиреневого цвета, хронический романтик. Явный меланхолик, что даёт толчок развитию сюжетов целому ряду серий ("Комментатор", "Биография зонтика", "Без никого" и так далее).
   100-процентный гуманитарий, стихотворец и нытик. Безнадёжно влюблён в Нюшу. Впрочем, ему эта влюблённость нужна скорее не ради самой Нюши, а скорее ради творческого вдохновения.
   Кстати, интересный момент! Замечено, что Бараш поочерёдно пишет то левой, то правой рукой (читаем - копытцем), то есть является амбидекстером. Забавно, не правда ли?
  
  
  
  
  
   ..............Продолжение следует!................
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"