Вихоцкая Анастасия : другие произведения.

Смешарики эпохи постмодерна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для знатоков отечественной мультипликации! Владимиру СУтееву посвящается...


СМЕШАРИКИ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА

   Если у вас в семье есть дети дошкольного или младшего школьного возраста, то вы должны знать, кто такие Смешарики.
   Я тоже заинтересовалась, чем так увлечён мой ребёнок, над чем он так искренно хохочет и кого порой весьма уместно цитирует.
   Оказалось очень интересное явление. Именно явление. Я на этом настаиваю.
  
   Как сообщила мне Википедия (что очень любезно с её стороны), мультипликационный сериал "Смешарики" создан в рамках культурно-образовательного проекта "Мир без насилия", входящего в федеральную целевую программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе". Производится при поддержке Министерства культуры Российской федерации и при участии компании "Мастер-Фильм" на студии компьютерной анимации "Петербург", созданной в марте 2003 года специально для "Смешариков".
  
   По-моему, упор в нём сделан именно на толерантности. Оказывается, неважно, толстый ты или худой, какой ты национальности, очкарик ты или спортсмен, физик ты или лирик - важен ты сам и какой ты по отношению к друзьям.
  
   Впрочем, существуют и иные версии. В частности, не лишена своеобразного шарма статья "Смешарики, как модель постапокалиптического мира". Хотя, признаюсь, чтение этого текста на ночь испортило мне настроение и повлияло на спокойный сон. Сама идея замкнутости мира Смешариков претит мне изначально. Хотя кибуц - вполне допустимая аналогия.
   Лично мне мироустройство этих Шарикоподшипников... Ой, простите, Смешариков, конечно. Итак, организация быта и окружающая среда их мира напомнила мне эксперимент 90-х - Биосферу-2. Напомню.
  
   В 1986 году среди обширных прерий Аризоны (США) у подножья крутых холмов в предгорье Санта-Каталина, в 60-ти километрах к северу от города Тусона было начато строительство необычного сооружения -- комплекса "Биосфера-2", возможного прообраза будущих поселений человека на планетах Солнечной системы.
   26 сентября 1991 года в герметически закрытый мир "Биосферы-2" ("Биосфера-1" -- это наша планета), куда извне через прозрачное покрытие получают доступ лишь солнечные лучи, вошли восемь добровольцев (четыре мужчины и четыре женщины). Двери за "биосферянами" -- официально их называли "эконавтами" -- закрылись, были тщательно задраены люки, все щели, все пазы, обрублены все нити, соединяющие испытателей с Землей.
   На площади в 9 тысяч квадратных метров (около гектара) под стеклянными колпаками (а "дно" было изолировано от земли герметично сваренными стальными листами) была возведена уменьшенная копия Земли. В 5-6-этажных "домах" из стекла и стали разместились семь экологических систем в миниатюре: влажный тропический лес, саванна, болото, соленое море, пустыня. Кроме того, там были бассейны для рыб, инсектариум с 250 видами насекомых, сельскохозяйственная ферма (тут должны были обитать примерно 4 тысячи видов растений и животных) и жилая часть - комнаты для сотрудников, мастерские, информационно-вычислительный центр для контроля за всеми процессами. Каждая сфера, каждая из этих экологических ниш была отделена от других и имела свой особый климат. К примеру, испарение воды из "моря" осуществлялось с помощью вентиляторов. Образующийся пар поступал в "джунгли", где поддерживалась определенная влажность, имитировались "облака" и "туман". Управляемые компьютерами защитные экраны позволяли иметь в каждом отсеке соответствующие температурные и световые условия.
   В этом искусственном мире продукты питания, кислород и вода непрерывно регенерировались, все процессы носили циклический характер. Углекислый газ, выдыхаемый людьми, поглощался растениями. А выделяемый ими кислород использовался для дыхания человека. Отходы жизнедеятельности обеспечивали плодородие почвы и служили кормом для водорослей, бактерий и водных растений, которыми, в свою очередь, питались рыбы.
   Хотя людям, находящимся в этой огромной воздухонепроницаемой конструкции, и был создан максимальный психологический и биологический комфорт, спрос с них был очень жестким. В частности, экологический тип мышления должен был стать для них непременным законом. "Если кто-нибудь бросит что-либо вредное для здоровья человека в водосток системы, он найдет это через пару недель у себя в чашке с кофе".
  
   Да! Серии "Лили" и "Маленькое большое море" несомненно имеют чётко выраженную экологическую направленность.
   Ну а смешение климатических поясов и природных зон видно невооружённым взглядом.
   Впрочем, сравнение с проектом "Биосфера-2" - это лишь простейшая аналогия, при ближайшем рассмотрении теряющая всю свою привлекательность.
  
   Другие параллели - с Райским Садом, с Ноевым ковчегом - тоже интересны лишь на первый взгляд. Да, характерные черты присутствуют, но общая картинка уводит далеко в сторону... Да и сериал-то детский. А смысл ищется взрослый. Почему? Зайдём с другой стороны.
   Что в этих мультиках привлекает детей. Яркая картинка, общая доброжелательность и... совершенно взрослые проблемы? А ведь дети очень любят прикосновения к миру Взрослых. Тем более, что "Смешарики" - это типичная комедия положений. То есть кто-то неудачно упал, тормозил клювом или пятачком, но в итоге всё кончилось хорошо - откачали, вылечили, мораль прочитали, выводы сделали. Посмеялись без злорадства.
   Но самое смешное в том, что если ребёнок смотрит мультик вместе с родителем, то дитятко смеётся над одним, а взрослый над совершенно другим. Хотя и общий хохот закономерен. Адресация сериала - вне возраста. Она общесемейна. Что не может не радовать.
  
   Внешняя простота реализации. Поясню. Максимальная условность визуализации героев - их шароподобность, и тем не менее легкая узнаваемость.
   Быстротечность. Шесть минут (как насчёт шести дней творения божьего?) - и... Мораль сей басни такова!
   Изначальный настрой на условность. Вспомним заставку. Раскатывается газон как ковёр, рассыпается декор из ромашек, рисуется небо, к которому приколачиваются облака, втыкается пальма, которую быстренько заменяют яблоней (полагаю, из патриотических соображений), всё это пересекается ручейком, а как заключительный аккорд - возникает радуга. Жизнерадостно и символично. Сами мир построили - сами в нём живём. Всё радуются и эмоции бьют ключом из бабочек.
  
   Посёлок Смешариков живописен и продуман. Отдельным жильём обеспечены все поголовно. У каждой избёнки свой неповторимый дизайн. Обязательно присутствует символика хозяина, висящая у входа - морковка у Кроша, очки у Ёжика, книга у Лосяша, гаечный ключ у Пина, тыква у Копатыча, баскетбольная корзина у Совуньи, щербатое сердечко у Бараша, театральный фонарь у Карыча и ромашка у Нюши. Об этой ромашке разговор особый. Ромашка эта - негласный символ всего сериала. Или гласный? Я ведь могу чего-то и не знать.
   Ромашка как эмблема очень навязчива и присутствует буквально везде - в качестве хвостиков у Кроша, Копатыча, Карыча, на спинке кровати у Нюши, на всевозможной посуде, на компасе - словом, везде, куда её можно логично прицепить. Даже в туалете Копатыча глазок выполнен в виде этого цветка.
   Давайте предположим, что эта 5-лепестковая ромашка - скрытая пентаграмма, звезда пятиконечная. Тут уже и символ совершенства, и золотое сечение в наличии, а там и до мировой гармонии недалеко!
  
   Мир Смешариков визуально стилизован под примитив. Сами персонажи - смешные шарики, они же Смешарики, все одинаково шарообразны и идентичны по размерам (что лось, что ёжик - один в один). Но далее следует ряд признаков, по которым удаётся их различать.
   Девять основных персонажей (девятка, правящая миром! Это к Стругацким), с умильными мордочками зверюшек.
   Далее - только для посвящённых!.. Характеристики.
  
   КРОШ - кролик голубоватого оттенка, сангвиник по темпераменту. "Вьюноша", который просто фонтанирует идеями, но теоретиком его назвать никак нельзя - все свои идеи он немедленно стремится претворить в жизнь!
   Тороплив, не всегда последователен, верен в дружбе и очень оптимистично смотрит даже на серые будни.
  
   ЁЖИК - ближайший друг Кроша. Флегматичен по природе. Рассудителен и порой откровенно лиричен. Часто идёт на поводу у Кроша, о чём не раз сожалел. Но на их дружбу все перипетии влияния не оказывают (что свидетельствует об искренности и бескорыстии их отношений). Внешне - типичный очкастый "ботаник". Отлично дополняет хулиганистого Кроша.
  
   НЮША - единственная "дэвушка" в этом коллективе мульти-героев. Хрюша по определению. В смысле свинья - биологически (?). Сие гендерное неравенство очень ей на руку, то есть на копытце. Поскольку Совунья, мягко говоря - пенсионного возраста, ей явно не конкурентка в плане романтических отношений.
   Кажется, что она прямо вся соткана из недостатков (за подробностями - прошу непосредственно к мультику!), но при этом обаятельна и вполне привлекательна.
   Отличная цитата из уст Нюши прозвучала в серии "Дар": - Вот так всегда! Когда ты готов спасти мир - на него никто не покушается.
  
   БАРАШ - ягнёнок нежно-сиреневого цвета, хронический романтик. Явный меланхолик, что даёт толчок развитию сюжетов целому ряду серий ("Комментатор", "Биография зонтика", "Без никого" и так далее).
   100-процентный гуманитарий, стихотворец и нытик. Безнадёжно влюблён в Нюшу. Впрочем, ему эта влюблённость нужна скорее не ради самой Нюши, а скорее ради творческого вдохновения.
   Кстати, интересный момент! Замечено, что Бараш поочерёдно пишет то левой, то правой рукой (читаем - копытцем), то есть является амбидекстером. Забавно, не правда ли?
  
  
  
  
  
   ..............Продолжение следует!................
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"