Аннотация: Пособие для попаданцев в 1911 год :) Это не книга и даже не рукопись - это просто серия постов, которые по просьбе некоторых читателей журнала я попробую выложить в одном месте.
Темная южная ночь за окном гостиничного номера стремительно превращалась в день. Солнце быстро вынырнуло из морской глади, как это бывает только в южных краях, когда ночь стремительно сменяется солнечным светом. Для нас, обитателей северных широт, это всегда удивительно. Первые лучи солнца вливались в открытое окно номера и освещали сидящего за столом немолодого мужчину, одетого в светлые брюки и белую рубашку. Было видно, что мужчина не спал всю ночь. На столе стоял недопитый сок и ноутбук с открытым окном текстового редактора. Мужчина задумчиво посмотрел на первые лучи восходящего южного солнца и начал писать:
"Я долго сомневался, стоит ли рассказывать эту необыкновенную историю, ведь все равно она столь невероятна, что никто никогда в нее не поверит. Все свидетели этой истории давно мертвы. Даже их имена давно стерлись из памяти людей. Но они все еще живы в моей памяти. Друзья, враги, прекрасные дамы - все они приходят ко мне в сновидениях... И сама эта история, по прошествии стольких лет, мне самому начинает казаться лишь странным сном. Мои сомнения были велики, но меня не покидает надежда, что, рассказав эту историю, я избавлюсь от призраков прошлого, которые мучают меня бессонными ночами. К сожалению, по прошествии стольких лет некоторые воспоминания начали блекнуть, а многие детали утратили былую яркость. Так что, боюсь, мой рассказ может получиться несколько сумбурным и рваным.
Мое имя Виктор Балевич. Я родился 10 февраля 1975 года. Детство мое и юность ничем особо выдающимся не отличались и были похожи на сотни других судеб. Есть только одна разница - я всегда чувствовал повышенную благосклонность госпожи Фортуны к моей скромной особе; говоря проще - мне всегда везло. И по прошествии стольких лет я могу сделать вывод, что сия благосклонность не покидала меня до сегодняшнего дня. Ведь воспоминания о том, что выпало мне пережить, являются лучшим тому доказательством. Обычно люди пишут свои воспоминания, когда большинство их знакомых из юности и детства уже покинуло этот мир, а сами они хотят перенести на бумагу смутные образы, живущие только в их памяти, и таким образом сохранить. В моем случае все намного сложнее. Многие люди, которые знали меня в молодости, все еще живы. Если я сегодня сяду на самолет и полечу на север - я уже завтра смогу увидеть друзей своей молодости, причем увидеть такими, какими я их запомнил еще десятки лет назад. Они молоды и помнят меня такого, каким я был очень давно. Сегодня на дворе 2011 год, и мне должно было бы быть 36 лет - а мне 67... Поэтому я больше никогда их не увижу. Я ведь говорил, что вы мне не поверите, правда?
Пролог
Комната была погружена в полумрак, разгоняемый лишь робким пламенем свечи. Нервный огонек освещал только стол, с трудом раздвигая мрак. За столом сидел пожилой мужчина, нервно перелистывавший страницы пожелтевших газет.
- Все-таки ты, Катрин..., боже как глупо... - тихо шептал он, схватив голову руками и раскачиваясь.
Резко хлопнул ящик стола, пламя свечи испуганно мигнуло, в руках сидящего мужчины оказался старый снимок. Старческие губы бормотали проклятия, пальцы державшие фотографию мелко дрожали. - Будь ты проклят, - прошептал старик с ненавистью бросая снимок на стол, - Это не конец, о нет, это не конец...
Нервный шепот тонул во мраке ночи...
Старик нервно схватил карандаш и что-то резко обвел в газете
-Настиг... Скончалась , - нервно шептал старик закрыв лицо руками, - Будь ты проклят,... проклят...
Он резко вскочил и принялся нервно ходить по комнате.
- Четыре месяца, четыре месяца - судорожно шептал старик, - можно успеть, определённо ещё можно успеть...
Ночную тишину разорвал громкий звук упавшей книги, старик открыл бархатную коробочку, вынутую из незамысловатого тайника за книгой. Старые пальцы нервно стиснули блеснувшую в пламени свечи брошь. Взгляд старика внезапно стал холодным и колючим, если бы кто-то мог его теперь увидеть, он ни за что не поверил бы, что еще секунду назад этот человек был на грани истерики. Взгляд пожилого мужчины, а сейчас в комнате стоял уже определенно не старик, внимательно рассматривал брошь.
- "Złoto krwi i jad rozpaczy - kluczem twym..." (золото крови и отчаянья отрава - ключом твоим), - раздались в ночи странные слова, написанные кем-то на неприметной двери.
- Игра продолжается - сказал антиквар твердым голосом, и странное дело эти казалось безобидные и простые слова прозвучали пугающе зловеще - Игра продолжается...
Действие первое (Анна)
"Посетительница не сводила взгляда с хозяина антикварной лавки.
Тот несколько мгновений сидел неподвижно, затем, вытерев платком лысину, медленно и на этот раз тихо заговорил:
- Хорошо, барышня, я вам помогу, но вы не должны забывать о том, что данная дверь открывается не для каждого и не всегда. Мы имеем дело с уникальным явлением. Но раз уж вы узнали о существовании этой двери, что же - я вам помогу её открыть.
- То есть вы признаете, - победно сказала девушка, - что дверь в начало двадцатого века существует?
- Ваши доказательства, милая барышня, очень убедительны, - неожиданно легко согласился антиквар. - И потом, знаете, "бережёного Бог бережёт". Лучше я открою проход для вас, чем для людей, которым вы можете продать эту информацию... Давайте мыслить прагматично. Побывав там, вы сами не захотите делится тайной с кем-либо ещё...
- Так открывайте скорее, - нетерпеливо вскрикнула девушка.
- Ну, если хотите закончить свои дни в психиатрической лечебнице... - снисходительно хмыкнул антиквар.
- Лечебнице? - обиженно вскрикнула девушка, ещё разгорячённая бурным спором с антикваром. - Я похожа на сумасшедшую?
- Вы похожи на очаровательную девушку двадцать первого века, - антиквар прищурился и испытующе взглянул на девушку.. - Я мог бы открыть вам дверь сейчас и избавиться от вас таким образом навсегда. Такая мысль у меня была. Каюсь. Но вы мне нравитесь. Я сам когда-то был таким мечтателем. К тому же вам придётся выполнить одну мою маленькую просьбу....
- Но я не понимаю, почему лечебница...
- Например, в чем вы туда пойдёте? - перебил ошарашенную посетительницу антиквар. - Вы знаете, как одевались молодые дамы в 1911 году? Покажись вы там в нынешней одежде, вас примут за сумасшедшую. И что вы таки скажете сказать в своё оправдание?
- В 1911?
-Да, дверь открывается на 99 лет назад, - антиквар поспешно встал из-за стола. - Потом я поделюсь с вами своей теорией, почему именно 99 лет. А пока позвольте вернуться к вопросу вашей одежды.
Антиквар достал с полки ворох старых пожелтевших журналов и положил перед удивлённой посетительницей.
- Выбирайте - указал антиквар на журналы. - Мода 1909 года, не самая новая на тот момент, но и не старая. Как раз чтобы выглядеть незаметно в нашем провинциальном городке. А пока вы выбираете, позвольте вам немного рассказать о дамской одежде того времени:
-Вас, вероятно, образ батрачки или работницы фабрики не устроит? - усмехнулся антиквар. - Как, впрочем, и купеческой дочки. Они хоть и одевались у лучших портных, и покупали модные украшения, и самые новые аксессуары одежды, однако взгляд современника быстро отличал элегантную аристократку от стремившейся быть похожей на неё представительницы 'третьего сословия'.
Надо одеть вас скромно, но со вкусом, - вздохнул антиквар, перелистывая журналы, стиль 'модерн' тоже не годится, слишком бросается в глаза. Ведь особенным успехом стиль модерн пользовался у людей богемы, мира искусства, где среди актрис, поэтесс и художниц было немало поклонниц 'изящной немощи'.
Дамы и барышни, следуя новой моде, заказывали платья с высоким глухим воротником-стойкой или же, наоборот, декольтированные, открывавшие ставшие модными худые ключицы. Чаще других материалов использовались атлас и матовый, шуршащий шёлк-муар, воспетый Игорем Северянином. Платья из муара глухо и плавно колебались, подобно волнам. Типичными цветами стиля модерн считались водянисто-зелёный, серо-зелёный, пепельно-серый, чёрный в сочетании с лиловым или лиловато-сиреневым, а также, по контрасту, с огненно-рыжим. Модным дополнением причёски почитались страусовые перья. Струящиеся платья и костюмы для визитов дополнялись своеобразными шляпами с огромными полями шире плеч или, наоборот, маленькими восточными тюрбанами с прикреплённой надо лбом отделкой, поставленной вертикально. Скользящая походка, бледное лицо с подведёнными глазами и томный голос считались хорошим тоном. Впрочем, российское общество начала двадцатого века состояло не из одних только 'декаденток'. Большинство женщин вовсе не стремилось следовать последней моде. Они носили вещи, отстававшие от моды, поневоле избегая всяких экстравагантностей. Покрой, расцветка, отделка отвечали общему направлению и стилю, но были строже, корректнее, нежели модели в журналах. Этот простой фасон подошёл бы идеально, но, к сожалению, выдать вас, милая барышня, за местную не получится, - вдохнул антиквар, - обязательно выдадут детали.
- Даже я там испанский подданный, - усмехнулся антиквар, - мелкие погрешности в поведении объясняет...
- Точнее, дочкой русских эмигрантов, - добавил антиквар, похоже, довольный своей идеей, - осталось продумать детали.
- Смотрим американские журналы - на стол упала ещё одна стопка пожелтевших журналов. - За 1909 год, ведь уже в 1910 году высокая мода кардинально изменилась. А виной тому был, как ни странно, русский балет: в конце первого десятилетия ХХ века в Париже начались гастроли труппы Сергея Дягилева. Знаменитые 'Русские сезоны'. Пресса писала о них как о 'революции' и начале новой эры в балете, премьеры пользовались фееричным успехом. Русские сезоны в Париже ввели в мировую моду экзотику и ориентализм - уважающая себя модница в это время должна была выглядеть как рабыня в гареме. Прозрачные муслиновые туники, драпированные или с декоративной отделкой, напоминали древнюю Грецию; тюрбаны, широкие панталоны с вышивкой и набивным рисунком - Восток; рукава кимоно и асимметричные застежки - Азию. Египет, Индия - в модном калейдоскопе смешались все экзотические страны и вся палитра красок Хорошо что эта мода не успела завоевать наш город до Первой Мировой, - антиквар протер очки и с усмешкой продолжил, - уж простите старика, мне дамы в корсетах больше нравятся.
- Вот посмотрите, - антиквар показал карикатуру в американском журнале за 1911 год, - это новейшая мода. Трудно кавалеру держать даму за 'Новую линию талии'.
- Мы же должны получить что-то такое, - продолжал он, показывая с силуэт дамы из модного журнала. - Посмотрите 1909 год, как раз то, что нужно. В 1911 году это будет смотреться обыденно на молодой американке.
- А сейчас давайте я вам расскажу подробней о деталях. Посмотрите, корсеты были тогда уже облегчённые - в моду вошёл почти прямой силуэт. Вам повезло, что ушёл в прошлое модный в самом начале века силуэт с 'голубиной грудкой', требовавший жёсткого корсета, неестественно изгибавшего фигуру.
Новые корсеты - прямые, начинающиеся над талией, плотно прилегающие по бёдрам; сокращается количество косточек, а для облегчения движения внизу делаются эластичные вставки. Правда, они все равно оставались непрактичными, и даже в 1912 году в них было довольно неудобно сидеть. Так что придётся потренироваться и привыкнуть, - усмехнулся антиквар.
- Прочее нижнее белье также подчинялось требованиям нового прямого силуэта: от множества слоев и предметов остался грудной лиф, нижняя юбка (одна, а т.к. некоторые юбки имели подкладку - то и она не является необходимой), короткие панталоны. Некоторые женщины, особенно пожилые, и дети продолжали носить тонкие шерстяные жилеты, панталоны, комбинезоны, но это редкость,- продолжал свой рассказ антиквар.
Юбки носили такие, - антиквар полистал журналы и показал удивлённо слушавшей его посетительнице несколько иллюстраций
- Выбирайте, - антиквар подвинул журнал девушке, а сам взял новую стопку. - Нам сегодня ещё долго сидеть, надо выбрать блузку, пальто, причёску, и, конечно, шляпку - перечислил антиквар. Было видно что в данном вопросе он разбирается неплохо, и, как всякий увлечённый человек, рад заинтересованному слушателю...
Действие второе (Виктор)
- Добро пожаловать господа! Чем могу вам помочь? - человек, стоящий за прилавком, радушно улыбнулся посетителям.
Приказчик мало походил на привычных приказчиков-пройдох из мелких лавочек. Он не суетился, держал себя спокойно и уверенно.
Опрятно и дорого одетый, он скорее походил на чиновника средней руки, чем на ушлых молодцов которые возникают перед взором обывателя при звуке слова 'приказчик'. Но и торговля шла не булавками - хозяин этого магазина специально отобрал такого работника...
Приказчик почему-то совершенно уверенно решил, что посетители не ищут охотничье ружье, или богатый кинжал нужному человеку в подарок... Хотя точно определить кто перед ним приказчик почему-то не сумел. Это немного сбило его с толку - очень уж он гордился своим умением с первого взгляда определять покупателя. Он всегда точно знал, хвалить ли покупателю роскошную отделку дорогого, но устаревшего технически, ружья, или рассказывать о остроумных технических решениях заграничной новинки.
- Нас интересуют пистолеты, новые модели есть? - коротко спросил один из посетителей.
- О, не извольте беспокоиться господа, новейшие модели! Извольте посмотреть - новый московский каталог, получили совсем недавно - а у нас уже есть все представленные в нем новинки! - гордо произнёс приказчик.
Смотря на листающих каталог покупателей, приказчик все ещё пытался определить - кто же перед ним. Пытался - и не мог, и поэтому странно нервничал и суетился. Покупатели были одеты по последней моде, чисто и дорого. Но что-то в них было неправильно...
- Какая модель вас интересует господа? Сию же минуту покажу в лучшем виде...
- А знаешь что голубчик? Покажи нам все, - перелистнув каталог, попросил все тот же покупатель - дело то серьёзное. Чай не иголки покупаем.
- Все? - удивлённо переспросил продавец.
Весёлый кивок покупателя заставил его ещё сильней занервничать.
'Кто же они такие, неужто нигилисты? Да нет, вроде не похожи..." - лихорадочные мысли вихрем пронеслись в голове растерянного продавца.
- Извините господа, осмелюсь спросить - у вас в именном разрешении на приобретение, автоматические пистолеты, конечно же указаны?, - ухватился за последнюю соломинку продавец. Продавать этим странным господам оружие ему почему-то совершенно не хотелось.
Продавец жестом указал на объявление на стене.
Казённым шрифтом там было написано новое постановление г-на Градоначальника.
'Прошу обратить внимание!!
Лица, желающие приобрести автоматические пистолеты системы "Браунинга", работы Национальной фабрики военного оружия в Герсталь-Льеже, Веблея и Скотта, Кольта, Пипера, Маузера, или "Парабеллум", непременно должны представить разрешение на приобретение, в котором желаемая система из числа вышеуказанных, обязательно должна быть упомянута. Продажа охотничьих ружей (гладкоствольных), патронов к ним, пороха, и всевозможных припасов, производится без представления разрешения".'
'Наверняка не имеют' - подумал продавец, глядя как покупатели внимательно читают постановление.
-Обижаешь братец, все бумаги в порядке, - улыбаясь, протянул документ все тот же господин, - может тебе и деньги показать, раз ты такой подозрительный?.
На этот раз от улыбки покупателя приказчика начала бить мелкая дрожь. 'Кто же они такие. И второй все время молчит... Может и вправду бомбисты какие?' - лихорадочно соображал приказчик.
- Нет, нет, господа - как можно? - суетливо оправдывался приказчик - я не в коей мере не хотел господ обидеть. Просто многие покупатели не знают, что после бунта пятого года нужно особое разрешение. Ведь раньше то, оружие продавалось совершенно свободно. А потом после бунта оружие же изымать и конфисковывать стали. Ой, у многих господ в городе тогда оружие забрали, то. Вот тут именные разрешения и требоваться при покупке стали.
А многие господа и не знают то этого - вот мы и предупреждаем заранее, то.
А то выберет важный господин понравившийся пистолет, а про разрешение не знают совсем. Сердятся потом, кричат... Вот мы во избежание подобных конфузиеф и спрашиваемся завсегда, сразу то - приказчик окончательно сбился с толку, и за многословием попытался скрыть волнение. - Прошу простить если вас обидел господа.
- Может тогда, начнём наконец смотреть оружие? - покупатель открыл каталог и начал рассматривать модели. - Так, дуэльные пистолеты нам не к чему... - рассуждал покупатель, рассматривая первую страницу. - А вот, что за модель 'Савач' ?
Продавец поспешно достал коробку с пистолетом.
- Последняя американская модель, извольте видеть..
- Модель 1907 года, новинка! Одиннадцать патронов! Всего 34 рублика модель "Люкс", а такой же пистолет обыкновенной работы всего 28 рублей!
- Патроны браунинга - тридцать второго калибра, бездымные - прямой выстрел 150 шагов, - привычно принялся расхваливать свой товар приказчик .
- Прекрасный карманный пистолет для самообороны! Американцы его очень любят.
- 7,65? - уточнил покупатель...
- Совершенно верно! Отличный пистолет, разборка замечательно легкая, небольшие размеры - замечательнейший пистолет-автомат...
- Пистолет-автомат.. - улыбнулся, и впервые заговорил второй покупатель, многозначительно посмотрел на своего товарища.
- Да, да действующая отдачею автоматическая система, - не поняв реплики покупателя, поспешно подтвердил продавец, - новейшая модель.
- Хм, не видел такого раньше - повертев в руках 'новинку' покупатель отложил пистолет в коробку, - Патрон, правда, слабоват... Но оставьте пока, мы подумаем - больно красив.
- Что у нас дальше - 'маузер'? Хороший аппарат, неси - будем смотреть!
Действие третье (Анна)
В четверг, в четвёртом часу пополудни, в день по-весеннему свежий и по-летнему тёплый, маленькая антикварная лавка в Старом городе была почему-то закрыта. Впрочем, в этом не было ничего необычного. Старый антиквар хоть и был пунктуален, и даже несколько скуп, все же часто закрывал свой магазинчик на несколько дней, и отлучался куда-то по делам. Он не держал работников, жил один при своём магазинчике, в маленькой квартирке над ним. Был он одинок, никто никогда не видел гостей или иных посетителей в его маленькой квартирке. Когда-то подобный образ жизни, несомненно, вызвал бы пересуды в городе, но наш новый двадцать первый век чрезвычайно способствует уединённости, конечно, если ты в состоянии её себе обеспечить...
Случайный клиент, не попавший в магазинчик в тот день, был бы чрезвычайно удивлён, узнай он, что антиквар не отбыл в тот день по своим делам, и не занемог, хотя в его возрасте это было бы простительно, а пребывает в обществе красивой молодой особы. Впрочем, эта странная пара не занималась ничем на первый взгляд предосудительным. Молодая особа, сидя рассматривала старые пожелтевшие журналы, а старый антиквар, шаря по полкам, снимал с них все новые номера...
- Так-с, - зашелестел пожелтевшей журнальной страницей антиквар, - посмотрим, что у нас с блузками...
- Посмотрите, тогда носили чаще всего белые блузки, но встречались варианты в цвет юбки. Носили блузки как с жакетом, так и без него, а шили из муслина, вуали или кружева (при этом необходима была нижняя кофточка из непрозрачной ткани). Блузки украшали мережками, аппликацией, вставками, складочками, цветной шёлковой вышивкой, - подробно объяснял антиквар, показывая иллюстрации из журналов.
- Я бы хотела белую блузку из муслина с цветной шелковой вышивкой, - сказала девушка после некоторого раздумья.
- Хорошо, я запишу, - улыбнулся антиквар, - а то перепутаю что-нибудь, не дай Бог.
- Иногда блузку дополнял кружевной воротничок...
- Я закажу выбранную вами одежду по почте прямо из САСШ, благо, как вы понимаете, там я в финансах не ограничен. Хуже с причёской, тут я вам помочь не могу. Слава Богу, у вас длинные волосы; носи вы короткую стрижку, в вас заподозрили бы тифозную больную.
- Тифозную больную? - ахнула девушка.
- А как же иначе-с? - сожалеюще взглянул на бестолковую собеседницу антиквар. - Короткая стрижка в те времена была знаком перенесённого тифа. Посмотрите-ка на модные стрижки 1910 года - все они требуют длинных волос. Выбирайте, а уж как вы объясните парикмахеру необходимость такой прически в наше время, это ваша проблема, - усмехнулся антиквар, подсовывая девушке открытый на нужной странице журнал. - Рекомендую рассказать о свадебной причёске...
- Сегодня причёски выглядят довольно необычно, не правда ли? - усмехнулся антиквар, довольный ошарашенным видом девушки, на которую свалилось так много неожиданной информации. Бедняжка, подумал антиквар про девушку, знала бы ты, как вовремя ты появилась, и что тебя ждёт...
- Правда, - согласилась девушка. - Но мне нравится, хоть и выглядит очень непривычно.
- Зато такая причёска отлично смотрится со шляпкой. Надеюсь, дорогая барышня, вы знаете, что в 1911 году барышне появиться без шляпки на улице было немыслимым делом? - антиквар поспешно продолжил рассказ, опасаясь, что мысли отразятся у него на лице. Девушка хоть и выглядела ошарашенной как лёгкой победой, так и всеми сложностями, связанными с предстоящим путешествием, но недооценивать её явно не следовало. Ведь сопоставить факты и узнать о двери не каждый бы смог. Проклятая брошь, чертыхнулся про себя антиквар, и зачем я её пронёс? Но тут же взял себя в руки и поспешно продолжил:
- Запомните барышня, дама без шляпки и без перчаток не может появиться на улице - это очень неприлично. Это считалось дурным тоном - все равно, что выйти из дома без одежды. Так что выбирайте шляпку. Как раз к 1910-1912 годам размеры шляпок уменьшаются, появляются токи, разнообразные береты (касторовые, плюшевые, бархатные, шотландские клетчатые, вязаные), небольшие шляпки без полей или с узкими полями. С вечерними платьями очень популярны тюрбаны, головные повязки, перья. Более крупные, богато украшенные шляпы понемногу исчезают из обихода. Но это все ещё смотрелось экстравагантно, нам же нужна скромная и простая шляпка.
- Теперь перейдём к обуви. Тут все просто: шпилек тогда ещё не было, каблуки на дамских ботинках и туфлях были высотой 5-6 см, сужались в середине. Выходные туфли застёгивались на пряжку или пуговицы; носили 'оксфордские' туфли на шнуровке, ботинки для сельской местности с круглыми носами. Самые распространённые цвета - чёрный, реже бежевый или серый верх; летом носили белые туфли к светлым платьям.
- Пусть будут высокие изящные ботиночки на шнуровке и с устойчивым каблуком. И чтобы подходили по цвету к сумочке!
- Хорошо, записал. - Идем дальше. В это время носили тонкие фильдекосовые, шёлковые и шерстяные чулки, в 1912 году появились вискозные. Самые распространённые цвета в 1900-1910 годы - чёрный и белый, позже встречаются цветные - гармонирующие с платьем или туфлями, со стрелками, кружевными вставками.
- Шелковые чулки, лучше всего телесного цвета, если тогда такие были, - улыбнулась девушка. - Но вряд ли их кто-то заметит.
- Ну знаете ли... Лучше перестраховаться. А вдруг вам придется переходить лужу? Или садиться в пролетку?
- И, наконец, выбирайте пальто, - с облегчением сказал немного уставший от монолога антиквар.
- А теперь перейдём к бытовым деталям....
Антиквар коротко вздохнул, сунул руку в жилетный карман и двумя пальцами достал часы:
- Вы, верно, устали уже от моих рассказов?
- Немного. И знаете что? - с вызовом сказала девушка, - мне начинает казаться, что вы нарочно тянете время...
- Поверьте мне, милая барышня, я прекрасно знаю, как неприятны молодым всякие советы. Мы все в молодости горды, и непременно полагаем, что знаем все лучше всех...
- И вы наверняка можете рассказать мне поучительную историю о том, что все молодые заблуждаются? - усмехнулась девушка.
- Вы невероятно проницательны, мадемуазель, - в свою очередь усмехнулся антиквар, - что-то подобное я вам и хотел рассказать...
- Хотите - верьте, хотите - не верьте, но история подлинная. Жил в Вильне один господин, успешный и богатый еврей Якуб. Однако в жизни бывает всякое, дела пошли плохо, и он полностью разорился. Первое время Якуб украдкой продавал все ценное, что мог продать. Но, как известно, ничто так быстро не кончается, как деньги. Он очень стыдился этого и никому не рассказывал о том, как бедно живёт. В конце концов Якуб перестал выходить из дома и умер от голода. Горожане были потрясены тем, что никто не протянул ему руку помощи. Но Рабби Исраэль Салантер сказал: 'Этот человек умер не от истощения, а от своей гордыни. Если бы он признал, что попал в затруднительное положение и попросил о помощи, то не умер бы от голода' Антиквар прищурился и взглянул на девушку лукавым взглядом. - Ваша гордыня позволит вам дальше слушать о моде 1911 года?
Действие четвёртое (Виктор)
Оружейная лавка в тихом провинциальном городе...
Видно, что хозяин всеми силами пытался придать своей торговле этакий столичный шик - вся мебель красного дерева, старательно начищенные латунные окантовки витрин блестят золотом. На стенах, в стойках из того же красного дерева поблескивают золотом роскошных гравировок богато украшенные ружья. В витринах радуют глаз изящные кинжалы и сабли. На посетителей смотрят со стен охотничьи трофеи, старинные гравюры с видами охот и даже огромный охотничий рог.
Пусть всякий сюда входящий видит, что торговля Шаца рассчитана на людей богатых и респектабельных, ценящих красоту и роскошь. Даже наемный продавец, важный и преисполненный собственного достоинства, был под стать богатому убранству магазина. Вот только посетителей, к сожалению, здесь мало - охотников в городе было совсем немного, да и еще был памятен 1905 год, когда на главном проспекте города звучали ружейные выстрелы. Что тут сказать: вот, казалось бы, только-только оправился город от бушевавших здесь польских восстаний, так нет - снова беспорядки и ужесточение правил торговли огнестрельным оружием. А богатая публика, она известно какая - капризная и нетерпеливая; ей сразу подавай понравившийся товар. Все эти разрешения и бумажная волокита богатым покупателям ой как не по душе! Господин Шац даже подумывал закрыть магазин, но пока, слава Богу, охотничьи ружья и холодное оружие не требовало разрешения, да и офицеры изредка заходили купить рекомендованные пистолеты. Так и работала торговля Шаца - особых барышей не приносила, но кое-какую копейку зарабатывала.
Сегодня посетителей было совсем мало - сам господин Шац уехал по своим торговым делам, а вот у стоящего у прилавка Ивана, похоже, были серьезные клиенты.
- Неси, неси, братец, будем смотреть этот 'Автоматический 10-ти зарядный пистолет карабин работы Маузера', - посетитель смотрел весело и как-то даже задорно, но приказчику почему-то слышалась его голосе какая-то непонятная издевка.
Иван еще раз посмотрел на странных посетителей и полез доставать следующий пистолет. Надо сказать, сам Иван Григорьевич (именно так он любил представляться новым знакомым) оружия не любил и считал его опасной блажью и игрушкой для богатых бездельников. Начинал Ванюк, как его на местный манер называли знакомые, свое служение коммерции в суконной лавке. И именно там осваивал он все торговые премудрости... Ведь это только люди глупые и наивные считают торговое ремесло простым и незатейливым. Мол, стой себе как истукан да деньги исправно считай. Как бы не так! С малых лет, считай как мамка с тятькой переехали на этот край Империи, обучался Иван бесчисленным торговым наукам.
- Извольте видеть, господа - новейшая техническая система, - торжественно объяснил Иван. - Непревзойдённое немецкое качество. Расстояние поражающего боя более версты господа! Цена всего лишь 48 рублей.
Веселый покупатель внимательно поглядел на довольного своим товаром Ивана. Нахмурился: