Смирнова Виктория : другие произведения.

Санкт-Петербург. Ужасы города контрастов

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Материал опубликован на сайте Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ: http://www.cprfspb.ru/3918.html


"Да, были дни, - но беззаконно
сменила буря тишину.
Я помню, город погребенный,
твою последнюю весну,
когда на площади дворцовой,
махая тряпкою пунцовой,
вприсядку лихо смерть пошла!..."


Набоков В.

"Петербург"

["Так вот он, прежний чародей..."], 1921

Cанкт-Петербург. Ужасы города контрастов.

   Возведение Пётром I города Санкт-Питер-Бурха2 на топких болотистых почвах было делом недюжинно трудным: для сооружения всякого здания использовалось несметное количество дубовых свай; проводились большие осушительные работы; преобладание пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней требовали тщательного продумывания расцветки жилых и общественных зданий для наилучшего раскрытия их форм, деталей и оживления облика. В 1832 г. был создан "Устав строительный", регулировавший строительный процесс. В 1857 году в устав вводятся дополнения и уточнения. В том числе, впервые прописывается ограничение высоты зданий - 11 саженей, 23,47 метра - не выше последнего карниза Зимнего дворца (над контуром было дозволено возвышаться только куполам и шпилям соборов, церквей и проч.). Устанавливается минимальная высота каждого жилого этажа - 3,5 аршина, 2,133 метра. Согласно проекту главного зодчего города Д.А. Трезини, планировка, этажность, богатство архитектурного оформления фасадов жилых домов, отображали классовую структуру феодального общества: например, существовали красные улицы - основные, где находилось жилье состоятельных людей, и существовал приоритет высоты застройки. Санкт-Петербург - обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, слитных улиц, строго выверенных фасадов домов, набережных, парков, спаянных в гармоничное целое с набережными и панорамами.
   За всю историю России, даже гитлеровская Германия за время ВОВ не нанесла столь значительного урона историческому облику Санкт-Петербурга, как В.И. Матвиенко: ориентировочно нет уже 127 зданий, представляющих историческую ценность; 161 городской сквер подлежат уничтожению3 (за период 2003--2006 гг. общая площадь зелёных насаждений города сократилась с 11970 до 10535 га), нескончаемые уплотнительные застройки, проводится рекогносцировка земли под 396-ти метровый небоскреб "Охта-центр". Даже фашисты, желая "уничтожить жизненную силу России, расчленить советскую территорию и образовать на ряд германских колониальных владений"4, не ставили перед собой цель превратить в развалины культурно-исторический центр Ленинграда. Не вспоминают госпожа Матвиенко, сравнивая с землёй исторические шедевры, тех необыкновенных подвигов советских людей - бойцов аварийно-восстановительного батальона, организованного в июле 1941 года Инспекцией по охране памятников, спасших немалое количество прославленных монументов. В частности, "специальное подразделение этого батальона под руководством архитектора С.Н.Давыдова, инженера Л.А.Жуковского и военного инженера И.П.Соколова произвело опасную и трудоемкую работу по маскировочной окраске пяти куполов Исаакиевского собора, шпиля и купола Петропавловского собора, а также великокняжеской усыпальницы. Огромными маскировочными чехлами были затянуты шпиль Инженерного замка, купола Никольского собора, Адмиралтейская игла"5.
   В Советское время исторический центр Ленинграда охранялся и с каждой реставрацией воссоздавался: уже по окончании войны велись колоссальные по объёму работы в восстановлении города, а также забота об архитектурных изысках прописали в ряде ведомственных правовых актах. Пункт 1. Постановления Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 года N 389 "об охране памятников культуры" (с изм. и доп., внесенными распоряжениями Совета Министров РСФСР от 27.07.1951 N 3839-р; от 01.03.1954 N 628-р) гласил: "Считать неприкосновенным историко-художественным наследием национальной культуры и достоянием республики, подлежащим государственной охране, произведения древнерусского зодчества: кремли, крепости, древние сооружения, монастыри, дворцы, архитектурные ансамбли усадеб, садово-парковые насаждения и отдельные здания гражданского и культового значения, а также связанные с ними декоративные убранства (монументальная живопись, скульптура, мебель)". В 1988 года территория была объявлена Объединенной охранной зоной, где запрещалось современное строительство. Надо сказать, что "во многих странах Западной Европы... государственная охрана памятников началась позже, чем в СССР"6. На протяжении нескольких веков Петербург оставался сакральным шедевром и феноменом культуры вплоть до новейших времен, когда на его безмятежную жизнь посягнула разрушительная длань псевдокапитализма.
   Те, бесценные памятники русского зодчества, так бесстрашно защищаемые жителями Ленинграда, превращаются ныне из "музеев под открытым небом, ... непреходящих ценностей, ...неисчерпаемого источника духовного, эстетического... развития личности"7 в уродливые, совершенно нелепые зрелища.
   Ужасающее по своей дикости и безнаказанности кощунство, вершащееся в Санкт-Петербурге вурдалаку в образе женщины, гражданке Тютиной8, - прообраз того, что произойдёт со всей Россией, если у власти будет сегодняшняя правящая верхушка. Поражает воображение с какой лёгкостью бывший первый секретарь Петроградского и Красногвардейского райкомов, Ленинградского обкома, заместитель председателя исполкома Ленинградского городского Совета народных депутатов по вопросам культуры и образования решает судьбу и ломает то, что веками и с таким трудом созидалось. "При нынешнем губернаторе охранная зона Петербурга уменьшилась почти вчетверо. Раньше в охранную зону входила большая часть Петроградской стороны, теперь -- только территория вокруг Петропавловской крепости. Раньше -- половина Васильевского острова, теперь -- только Стрелка и часть набережной. Раньше -- весь Невский, теперь -- только до Литейного. Из списка памятников выпала Дворцовая площадь!"9
   А как вам хронические посулы и обманы Валентины Ивановны, касательно того, что снесенные здания будут воссозданы в точной копии с имевшимися фасадами? Но обещания ни только не сдерживаются, а, более того, жуткие "стеклянно-бетонные монстры" водружаются в противоречие с утверждённым высотным регламентом - документом, определяющим предельно допустимые высоты для зданий и сооружений, который официально одобряют, всего-навсего, "путём опроса членов правительства"10, т.е. общественность информируют постфактум.
   Отчего игнорируются мольбы горожан и требования об отставке губернатора депутатами муниципальных советов Петербурга? Почему остаются без вразумительного ответа многочисленные вопросы обывателей о причинах градостроительных диверсий? В ответ всегда слышится что-то невнятное об утраченных ландшафтах, о не представляющих никакого интереса лесных массивах, о руинах и неблагоприятных визуальных характеристиках, искажающих облик Петербурга (причем, присвоению такого статуса зданиям сознательно поспособствовали), об объектах, исключенных из списка культурного наследия, о финансовом благополучии города и пр.  Матвиенко, председатель КГИОП Дементьева, предводитель архитектурной мастерской Славина распродают "родную" территорию чужестранным инвесторам, а, стало быть, и самость свою, как дамочки лёгкого поведения. Хотя знают, наверное, что "в Риме, к примеру, сохраняется первый построенный там жилой дом, и его состояние намного лучше многих недавних построек!".11
   Ни для кого не секрет академик Татьяна Славина "одобрила огромный список катастрофических объектов, раз за разом вынося смертные приговоры памятникам архитектуры, позволяя вторгаться в охранные зоны. Новодевичий монастырь обезобразили жилым комплексом "Империал" (разрешенная норма -- 35 метров, фактическая высота -- 73). Компания ЛЭК спокойно вела работы в зоне памятника без разрешения на строительство. Сильно пострадало и единственное оставшееся в Петербурге гражданское сооружение Монферрана -- дом Лобановых-Ростовских, памятник федерального значения, прославленный "Дом со львами", воспетый Пушкиным в "Медном всаднике". Уничтожены все его исторические интерьеры, снесен флигель внутри двора, дом облеплен уродливыми мансардами, наращена крыша для котельной...Погиб знаменитый Дом искусств, (Дом Чичерина) -- старейшее здание, помнившее Ахматову, Блока, Горького; здесь Грин написал "Алые паруса", здесь был арестован Гумилев."12.
   Конечно, зачем же нужны дом причта Исаакиевского собора13; Дом Крылова14; Дом Дельвига; Дом Ф.Г.Громова (А.Н.Тряничева)15; Дом Комиссии духовных училищ (дом Ю.А.Воейковой)16; "санаторий военно-воздушных сил на Каменном острове"17; Дом Гвардейской артиллерийской бригады18, если губернатору, как воздух, необходимы "32 млн. рублей на переоборудование четырех кабинетов, 10 260 руб. на сиденье для унитаза, дозатор для жидкого мыла - за 13 618 рублей и ершик - за 12 794 рубля"19. Вы только представьте себе, как же можно обойтись без кольца для полотенца за 6 749? А как же оставить без финансирования свою газетку "Дневник Петербурга"? Где ещё кроме этого издания будут изложены в таком количестве хвалебные оды любимому градоначальнику? Грех, опять-таки, не устроить вечеринку и не наплясаться вдоволь на борту крейсера Авроры...20
   Благодаря губернаторскому волюнтаризму город быстро утрачивает те картинность, благолепие, и изящество, которые до сих пор прельщали иностранных гостей. "До сих вопрос о месте и статусе одного из красивейших городов мира в охранном списке ЮНЕСКО остается открытым. Слишком многое в его облике изменилось за годы, что в кресле губернатора сидит Валентина Матвиенко. В ВООПиК же говорят, что после того как Смольный согласовал 400-метровую башню "Охта Центра", над границами можно не мучиться: Петербург исключат из списков ЮНЕСКО целиком"21.
   Как же спасать город, если у горожан отняли возможность избирать главу администрации и, как результат, в октябре 2007 благодаря президенту РФ В.В.Путину Матвиенко была назначена губернатором на 2 срок? Пожалуй, не удивительным будет, если внесут поправки в пункт 5 статьи 40 устава СПб и г-жу Валентину Ивановну определят градоначальником в третий раз, чтобы могла она наконец бесповоротно осовременить архитектурный стиль и северная столица повторила бы судьбу мёртвых городов.
  
   Литература:
  
      -- Вайль П., Генис А. 60-е: мир советского человека. Анн Арбор: Ардис, 1988.- 270 с.;
      -- Варсонофьев С. Разрушение Петербурга. // Журнал Самоиздат: http://zhurnal.lib.ru/w/warsonofxew_s/razrpeterburga.shtml ;
      -- Великая Отечественная война: Вопросы и ответы Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. -- М.: Политиздат, 1984. -- С.101;
      -- Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. // под ред. А.А.Кедринский, М.Г.Колотов, Б.Н.Ометов, А.Г.Раскин. Л.: Стройиздат, Ленинградское отд., 1983. -С.87;
      -- Катриона Келли. Исправлять" ли историю? Споры об охране памятников в Ленинграде 1960-1970-х годов // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. - 2009. - N2(64). - С.17-20;
      -- Краснова А.Н. Традиции всегда современны // Ленинградская панорама.1984.- N 3.-С. 20;
      -- Лиханова Т. На руинах памятников вырастут многоэтажки. // ЗАКС.ру. Политическая жизнь Северо-Запада.: http://www.zaks.ru/new/archive/view/62577 (2009. 06 нояб.);
      -- Нестеренко И. Кризис меняет декорации. // Новая газета. - 2008. - N 95;
      -- Тихонова Н. У губернатора будет свой дворец. // Мой район. -2008. - N 4 (253). - С.7;
      -- Тищенко И. Город строят - щепки летят // Невское время. - 2007.- N 11.- С.13.;
      -- Токарева М. Петербург не хочет умирать // Новая газета. - 2009.- N55. - С. 11-13;
      -- Участники ПЭФа устроили вечеринку на борту крейсера "Аврора". // Газета.СПб. http://www.gazeta.spb.ru/162063-0/ (2009. 08 июн.)/
  
  
  
   Набоков В. Стихотворения и поэмы. Из поэтического наследия XX века. Москва: Современник, 1991.- С.123.
   2 Это первоначальное название новой столицы, которое означало "крепость Святого Петра" (апостол Пётр был небесным покровителем монарха).16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города -- крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла.
  
   3 Тищенко И. Город строят - щепки летят // Невское время. - 2007.- N 11.- С.13.
   4 Великая Отечественная война: Вопросы и ответы Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. -- М.: Политиздат, 1984. -- С.101.
   5 Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. // под ред. А.А.Кедринский, М.Г.Колотов, Б.Н.Ометов, А.Г.Раскин. Л.: Стройиздат, Ленинградское отд., 1983. -С.87.
   6 Катриона Келли. Исправлять" ли историю? Споры об охране памятников в Ленинграде 1960-1970-х годов // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. - 2009. - N2(64). - С.17-20.
   7 Краснова А.Н. Традиции всегда современны // Ленинградская панорама.1984.- N 3.-С. 20.
   8 Девичья фамилия В.И. Матвиенко
   9 Токарева М. Петербург не хочет умирать // Новая газета. - 2009.- N55. - С. 11-13.
   10 Варсонофьев С. Разрушение Петербурга. // Журнал Самоиздат: http://zhurnal.lib.ru/w/warsonofxew_s/razrpeterburga.shtml
   11 Лиханова Т. На руинах памятников вырастут многоэтажки. // ЗАКС.ру. Политическая жизнь Северо-Запада.: http://www.zaks.ru/new/archive/view/62577 (2009. 06 нояб.)
   12 Токарева М. Петербург не хочет умирать // Новая газета. - 2009.- N55. - С. 11-13.
   13 Дом причта Исаакиевского собора (Конногвардейскому бульвару,6), 1798 года постройки. Трехэтажный флигель, дом N5 по Конногвардейскому бульвару перестроен (с включением существовавшего дома) в 1870 году по проекту архитектора М.А. Макарова. КГИОП не счел нужным присвоить зданиям XVII - XIX веков статус памятников. По итогам историко-культурная экспертиза проводилась архитектурной мастерской Татьяны Славиной - здание не представляет исторической ценности. Снесено.
   14 Трехэтажный доходный дом (Дом Крылова) построен в начале XIX века. Автор не установлен. Стиль -- классицизм. В ноябре 2004 года здание продано на торгах частному лицу за 21,1 млн. рублей. Снесено в 2006 году, в соответствии с проведённой накануне экспертизой Архитектурного бюро Татьяны Славиной.
   15 Дом 55 построен в начале XIX в., перестройки - 1835 г. (арх.К.И.Реймерс), 1892 г. (арх.А.В.Иванов). В 1872-1893 гг. здесь находилась одна из первых музыкальных школ Санкт-Петербурга. Известен также как адрес Петербургского шахматного собрания - здесь прошло много важных соревнований.Снесено. Построят 8-этажный коммерческий центр "Невский Плаза"
   16 Дом 59, построен в 1851 г. по проекту арх.А,С.Кудинова, перестроен в 1873-1874 гг. (арх.К.И.Реймерс); это первый петербургский адрес драматурга Евгения Шварца,  жил здесь и  Максимилиан Волошин (весной 1924 года - в кв.1 у К.И.Бернгардта, бывшего владельца "депо роялей"). Оба снесенных здания имели тройной статус защиты - они были включены в списки выявленных объектов культурного наследия, располагались в пределах объединенной охранной зоны и особо охраняемой зоны Невского проспекта.
   17 Наталья Тихонова. У губернатора будет свой дворец. // Мой район. -2008. - N 4 (253). - С.7
   18 19 век, стиль -- классицизм, создан при участии архитектора Федора Демерцова.
Объединенная охранная зона. В советское время в здании находилось общежитие Ленинградского военного округа. Ликвидировано для строительства многофункционального торгово-офисный центр.
   19 Нестеренко И. Кризис меняет декорации. // Новая газета. - 2008. - N 95.
   20 Участники ПЭФа устроили вечеринку на борту крейсера "Аврора". // Газета.СПб. http://www.gazeta.spb.ru/162063-0/ (2009. 08 июн.)
   21 Токарева М. Петербург не хочет умирать // Новая газета. - 2009.- N55. - С. 11-13.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"