Галя была довольна и горда тем, что сидит за Юркиной партой. И даже то, что ее соседом был мальчик, Игорь Якунин, не портило ей настроения. Первых два дня. Потом она заметила, что Игорь своим локтем так и норовит залезть на ее половину. Она пару раз попыталась вытолкать его со своей территории, но он все равно нарушал ее законное учебное пространство. Борьбу с захватнической деятельностью соседа пресекла Роза Сергеевна, сделав ей замечание. Галя надула губы и, видя довольную физиономию Игоря, толкнула его под партой ногой. От неожиданности Игорь вскрикнул, Роза Сергеевна нахмурилась, а Галя сжалась в комок. Но Игорь сказал, что поцарапался о гвоздик, который торчал внизу их парты. Поверила ли Роза Сергеевна Игорю, Галя не знала, но глаза у нее были недовольные.
- Давай разделим парту, - сказал на перемене Игорь.
- Как же ты ее разделишь? - удивилась Галя.
- Просто, по линейке проведем черту, и заключим соглашение, что не будем залезать на чужую территорию.
- Хорошо! А если кто-то из нас нарушит соглашение - тому щелбан! - чуть ли не захлопала в ладоши Галя.
- Тебе своего лба не жалко? - ехидно спросил Игорь.
- Ты лучше о своем лбе подумай, - ответила Галка. - Хватит разговоры разговаривать, давай парту делить.
Парту поделили мирно, границу провели простым карандашом. Следующим уроком было письмо. Дети писали палочки, уже заканчивали вторую строчку, а Галя все никак не могла дописать первую. Причем ее палочки почему-то никак не хотели выстраиваться в ряд, и были похожи на повалившийся забор. А все потому, что она следила, чтобы Игорь не залез на ее половину парты. Он залезал, и при этом еще умудрялся толкать ее в бок. А еще он смотрел Галке в тетрадь и улыбался. Галя решила, что на перемене даст ему десять щелбанов, демонстративно повернулась к нему спиной и прикрыла свои палочки ладошкой. И сейчас же к ней подошла Роза Сергеевна. И заметила черту на парте.
- Что это такое? - строго спросила она.
- Это граница! - ответила Галя.
Роза Сергеевна только показала головой.
- Галя, сядь прямо! Что ты прячешь? - она взяла в руки Галину тетрадь и нахмурилась, увидя ее палочки.
- Я ничего не прячу, просто Игорь списывает. А списывать нехорошо! Вот! - выпалила Галя.
- И что же он у тебя списывает? - удивилась учительница.
- Палочки! Он уже на две строчки насписывал! - возмутилась девочка.
Роза Сергеевна вздохнула как-то подозрительно и быстро от них отошла. Она подошла к доске и стала стирать ее, хотя доска и так была чистая. А плечи ее тихо тряслись, как будто она плакала. Гале стало жалко учительницу.
- Роза Сергеевна, вам не понравились мои палочки, или что Игорь списывал? - спросила она. - Галине Романовне тоже не нравилось, когда Юрка у Алки задачки списывал, но она не плакала, а просто ставила ему двойку. Вы не плачьте, лучше Игорю двойку поставьте.
- Я не списывал! - возмутился Игорь. - Это Роза Сергеевна плачет, потому что у тебя палочки кривые и не ровные. Пусть Роза Сергеевна тебе двойку поставит!
- Мне нельзя, - сообщила Галя.
- Почему тебе нельзя поставить двойку? - Роза Сергеевна повернулась к классу. Галя увидела, что Роза Сергеевна не плакала, а смеялась, и улыбнулась.
- Потому что у меня хоть и неровные палочки, зато веселые. И потом, палочки писать скучно, я уж лучше сразу буквы буду писать. Где вы видели, чтобы письма палочками и крючочками писали? Все буквами пишут!
- Буквы, Галя, состоят из палочек и крючочков, и если ты не научишься их писать, то и буквы у тебя будут кривые и некрасивые. Знаешь поговорку: без труда не вытащишь и рыбку из пруда? Чтобы научиться красиво писать, надо потрудиться.
Прозвенел звонок. Роза Сергеевна отпустила детей домой, а Галю и Игоря попросила остаться.
- Раз вы не можете поделить парту, придется вас рассадить, - сказала учительница.
- Правильно, пусть Игорь сидит на первой парте, там как раз есть свободное место! - воскликнула Галя.
- Но ты же жалуешься, что Игорь залезает на твою половину парты, значит ему надо больше места, поэтому он останется на последней парте один, а ты пересядешь на первую парту.
Такого поворота Галя не ожидала. Она собиралась учиться за партой брата четыре года, и покинуть ее только в пятом классе. Ее лоб сам собой нахмурился, а из глаз вот-вот готовы были брызнуть слезы.
- Роза Сергеевна, мы больше не будем ругаться и толкаться на уроках. Не пересаживайте нас, пожалуйста, - попросил Игорь.
- Да, - поддержала его Галя. - И палочки я буду ровно писать, только они у меня не получаются, но я буду стараться. И пусть Игорь списывает, сколько хочет, мне не жалко. Я у него, может, тоже когда-нибудь спишу. А черту на своей парте мы сотрем.
- Хорошо, но учтите, вместе сидите до первого замечания. А списывать не надо, надо самим думать, - Роза Сергеевна улыбнулась. - А теперь бегите домой.
Галя и Игорь быстро схватили свои портфели и выбежали из класса. Роза Сергеевна подошла к окну. Дети стояли на тропинке и о чем-то спорили. Потом Игорь наклонил голову, а Галя отвесила ему щелбан. Затем Галя подставила свою голову, и Игорь легонько щелкнул ее по лбу. Дети засмеялись и выбежали за калитку.
Грибы
Грибов было много. Они белели в начинающей буреть траве, и, казалось, играли с девочками в прятки. Прятались под опавшими листьями березы, прикрывались травой. Но березовая роща была небольшая, поэтому белые волнушки сидели под травой рядом друг с другом. Девочки быстро набрали целый пакет и стали думать, что с ними делать.
- Твоя бабушка их солила, я видела в прошлом году, - сказала Василиса.
- Но перед засолкой их надо вымачивать долго, и воду несколько раз менять, - засомневалась Галка.
- А мы не торопимся, - заметила Василиса. - Сейчас замочим, на перемене сменим воду, на большой перемене еще раз сменим, потом посолим.
- Ага, - радостно поддакнула Галка. - А потом напечем картошки в костре и устроим пир! Ты мой грибы в озере, а я сбегаю домой за кастрюлей.
- И соль не забудь! - крикнула вдогонку подруге Василиса.
Однако Василиса не пошла на озеро, а спрятав пакет с грибами в траву под большой березой, побежала в школьный сад за яблоками. Когда Галя принесла кастрюлю, Василиса протянула ей большое яблоко антоновки.
Девочки вымыли и замочили грибы в озерной воде, и задумались: куда поставить кастрюлю? Решили спрятать в школьном саду - и озеро рядом и школа. Сделав дело, они пошли в школу. В класс подруги вбежали прямо перед Розой Сергеевной, чем вызвали ее неудовольствие. Однако учительница ничего не сказала им, но после урока попросила подойти к ней. И почти всю перемену рассказывала, что ученики должны прийти в школу до звонка, спокойно подготовиться к уроку, а не бегать по школе и не сбивать учителя с ног. Как будто они этого не знали! Просто им некогда было! Когда Роза Сергеевна отпустила девочек, бежать менять воду в грибах они уже не успевали. Поменяли воду только на большой перемене. На следующей перемене грибы посолили. После уроков Василиса накопала картошки, а Галя на берегу озера разожгла костер.
- Мне бабушка не разрешает спички брать, - сообщила Галка. - Она меня все еще маленькой считает, боится, что я пожар устрою. А дядя Володя научил нас с Юркой разжигать костер, быстро и в любую погоду. А папа научил меня рыбу ловить, чистить ее и варить уху. Сегодня грибов поедим, а завтра или послезавтра наловим рыбы и сварим уху. Смотри, какие тучи ходят! Того и гляди дождь пойдет.
- Дождь нам не нужен, вымокнем, и никакой костер не поможет, - Василиса посмотрела на небо, нахмурилась и поежилась. Прохладно.
- Вот не послушалась меня, надо было около нашей бани устроиться, было бы где от дождя спрятаться, - проворчала Галка.
- Нет, возле бани нас сразу заметят, и не разрешат костер жечь. Сама же говорила, что тебя еще маленькой считают. А если бы и разрешили, то точно кто-нибудь к нам присоединился бы. Пришлось бы делиться грибами, а их и так не очень много, всего пол кастрюльки. А так все нам достанется. Если хочешь знать, я соленых грибов могу много-много съесть! Да ты не бойся, дождя не будет, а если и пойдет, мы под кустом спрячемся, - рассуждала Василиса.
- Ага, как зайцы, - вставила Галка.
- Вот уху будем на вашем берегу варить, я рыбу не очень люблю, - снисходительно пообещала Василиса.
- Как думаешь, грибы надо промывать перед едой?
- А чего их промывать? Они и так свежие! Картошка, наверное, уже спеклась, - Василиса прутиком выкатила из костра картофелину и, не поднимая ее с земли, подула. - Горячая.
- Ее надо с ладошки на ладошку перебрасывать, так все делают. Мы с тобой вилки забыли, как будем есть грибы? Руками?
- Галка, не усложняй! Где ты видела, чтобы в поход брали вилки? Ложки берут, но нам зачем ложки? Мы же с тобой не собираемся суп варить. Чего сидишь? Доставай картошку! - приказала Василиса. Она разломила клубень на две половинки и лизнула языком.
Галя вытащила себе картофелину, открыла кастрюлю и посмотрела на грибы. Они мало изменились, такие же белые, и как будто обтянуты тонким слоем ваты. Она осторожно взяла один грибок и немного откусила от него. Гриб был горький и соленый. Галя поморщилась.
- Ты не ешь одни грибы, а ешь с картошкой, тогда вкусно будет. Вот странная какая! Ты что, никогда не видела, как взрослые водку пьют? - ехидно спросила Василиса.
- Видела. И что? - удивилась Галка.
- А то! Водка горькая, и поэтому они ее закусывают чем-нибудь вкусным. Огурцами, колбасой, хлебом или солеными грибами. Вот всему тебя учить надо! Смотри, - Василиса выбрала самый большой гриб, засунула его в рот и туда же отправила картошку. Сморщилась, с трудом прожевала, проглотила и посмотрела на подругу.
- Вкуснота!
Галка проделала ту же операцию. Тоже поморщилась и тоже произнесла:
- Объеденье!
Дальше девочки ели молча, морщась и нахваливая свои яства.
- Знаешь, мне кажется, надо запить, а то у меня язык сейчас распухнет, - Галка отодвинула кастрюлю.
- Тут всего два грибка осталось, как раз по одному, - сообщила Василиса, заглядывая в кастрюлю.
Галка вздохнула, взяла свой гриб и пошла к озеру. Проходя мимо куста ольхи, она незаметно выбросила его. Если бы Галя оглянулась, то заметила, как то же самое сделала и Василиса. Девочки напились прямо из озера, сполоснули кастрюлю и пошли по домам.
Вечером Гале стало плохо. Ее тошнило, кружилась голова, и сильно болел живот. Она сразу поняла, что отравилась грибами и испугалась, что папа и бабушка будут ее ругать, поэтому решила им ничего не говорить, а терпеть. Но потом стало так плохо, что терпеть не было сил. Баба Люба не знала, почему у внучки болит живот, поэтому заставляла пить ее какое-то невкусное питье, а Дмитрий Юрьевич бегал по комнате и время от времени хватался за телефон, чтобы вызвать скорую помощь. Но как назло, телефон именно сегодня не работал. Где-то на линии был обрыв.
- Митя, ты сходи к соседке, у них свет еще горит, не легли спать, - попросила его баба Люба.
Дмитрий Юрьевич обрадовался и быстро выскочил из дома. Однако вернулся один, очень бледный.
- Бабушка, собирай ее в больницу, они с Василисой грибами отправились, - сообщил он. - Сейчас машина подойдет.
Галя хотела возразить папе, что не могли они отравиться грибами, потому что собирали только белые волнушки. Их бабушка почти каждый год солит, и никто не отправился. Но сил на возражения не было.
В городе поднялся переполох - дети отравились грибами! И никто не был уверен, что вместе с белыми волнушками в их кастрюлю не попала бледная поганка. К сожалению, они росли в их краях. В школе в каждом классе читали лекции о грибах, школьникам младших классов совсем запретили их собирать.
Через три дня девочки пошли на поправку, и все вздохнули облечено. Когда Галя и Василиса пришли в школу, Роза Сергеевна еще раз провела урок, посвященный грибам. Она рассказала о съедобных и несъедобных грибах, о первых признаках отравления, о мерах предосторожности.
- Как вы думаете, почему девочки отравились? - спросила она.
Отличница Люда Былина подняла руку.
- Потому что Фролова и Гришакова не знают, какие грибы можно есть, а какие нет, - ответила она на вопрос учительницы.
- Девочки, а что вы сами думаете? - спросила Роза Сергеевна притихших подруг.
- Я знаю грибы, а если мне попадается незнакомый гриб, то его просто не беру, - ответила Галя. - Мы собирали только съедобные грибы. Мы с Василисой неправильно их приготовили...
- Да! Потому что вы нас задержали на первой перемене, и мы не успели воду поменять! - перебила подругу Василиса.
- А еще, потому что они жадные! Все сами съели, ни с кем не поделились. Да они просто объелись! - выкрикнул с места Сашка Козлов.
Василиса повернулась и показала ему кулак. Роза Сергеевна только вздохнула и про себя подумала, что если бы девочки поделились с друзьями, то на больничной койке мог бы оказаться почти весь класс.
- Галя, ты тоже так считаешь? - спросила она.
Галя отрицательно покачала головой.
- Мы все сделали неправильно, и приготовили неправильно, и ни с кем не поделились, - тихо ответила она. - А еще мы пили воду из озера, а там много разных микробов. Воду надо кипятить, а мы так пили.
Галя запомнила этот урок на всю жизнь. И даже когда выросла, внимательно относилась не только к грибам, но и к ягодам, и к растениям. Она взяла в библиотеке энциклопедию грибов и растений и изучала ее. А когда у нее подросли свои дети, она рассказала им эту историю своего детства, чтобы ничего подобного с ними не приключалось.
Подарок учительнице
После уроков Галка радостно сообщила Игорю и Василисе, что знает, какой подарок преподнести Розе Сергеевне. Ее глаза сияли, щеки алели, а сама она радостно прыгала вокруг друзей на одной ноге. Светило солнце, таял снег, текли ручьи, и настроение у Галки было преотличное.
- Хватить прыгать, ты меня всего обрызгала! - рассердился Игорь. - Говори, что ты придумала?
- Мы подарим Розе Сергеевне пятерки по диктанту! - радостно сообщила Галя. - Правда, здорово я придумала?
- И как мы это сделаем? - спросила Василиса.
- Очень просто: возьмем журнал и поставим всем пятерки. Вот Роза Сергеевна обрадуется, когда их увидит! Ей не надо будет самой оценки ставить и даже проверять наши диктанты не надо будет, ведь оценки уже стоят! - пояснила Галя подруге, злясь в душе на ее непонятливость.
- Знаешь, Галка, мне твоя затея не нравится, - не согласился с ней Игорь. - Роза Сергеевна ведь хотела, чтобы мы сами написали диктант на пятерки, а так получится, что мы получим пятерки просто так, ни за что.
- Нет, она же так прямо нам и сказала - хочу, чтобы у всех по диктанту были пятерки! - попыталась "изобразить" учительницу Галя.
- Она не так сказала, - тихо возразила Василиса. - Она сказала, что пятерки по диктанту будут лучшим для нее подарком.
- Но это невозможно, чтобы все написали диктант на пятерки! Я, например, не могу написать на пятерку, и Сашка Артамонов не может. Так что теперь, оставить Розу Сергеевну без подарка? - возмутилась Галя.
- Мы ей открытку нарисуем - большую, на целый альбомный лист, и цветы подарим, - ответил Игорь. - А ставить самим себе пятерки не честно!
- Причем здесь честно или нечестно? Мы же не только себе пятерки поставим, а всем! А раз всем - то честно! Вот если бы мы только себе бы пятерки поставили, то было бы не честно! И где ты собираешься брать цветы?
- Купим, я видел, около вокзала мимозу продают, - Игорь не хотел поддерживать подругу и упорно гнул свою линию.
- А зачем нам вообще ее поздравлять? Ведь наши родители уже купили ей подарок и подарят от себя и от нас, - пожала плечами Василиса.
- Ага, пятерки - это нечестно, а родители - честно? Они разве нас спрашивали, что мы хотим подарить Розе Сергеевне? Нет, не спрашивали! Сами купили духи какие-то, а может Роза Сергеевна не любит духи?
- Ничего подобного, все тети любят душиться и девчонки тоже! -ухмыльнулся Игорь.
- Не все! Я не люблю. Ну, не что чтобы совсем не люблю, просто пользуюсь редко, потому что папа мне духи не покупает. Вот если бы мама была жива, тогда я бы ее духами душилась...
- Вот, я и говорю - все женщины любят духи! - перебил Галю Игорь.
- Да много ты понимаешь! Я же живу без духов и ничего, хорошо себя чувствую! А чем Роза Сергеевна хуже? А вдруг у нее на духи аллергия? Нет, духи - это плохой подарок. То ли дело пятерки по диктанту! Это каждому учителю приятно. Значит, вы не хотите мне помогать? Но и идите тогда домой, я думала, вы мне друзья, а вы... - Галя недовольно поджала губы, не зная, кто же ей Василиса и Игорь, если не друзья. - Нет, подождите! Раз не хотите мне помогать, то тогда хоть посторожите, чтобы меня с журналом не поймали, а то сюрприза не получится.
***
- Здравствуйте, дети! Садитесь! - Роза Сергеевна подождала, пока дети сели. - Дежурный, кто отсутствует?
- Сегодня отсутствующих нет! - громко и бойко доложил Вася Леонтьев.
Роза Сергеевна окинула взглядом притихших детей. Двадцать пять пар глаз вопросительно смотрели на нее, ожидая результаты вчерашнего диктанта.
- Я проверила ваши работы и хочу сказать, что вы меня порадовали - двоек нет.
Класс оживился. Глаза детей весело заблестели. Роза Сергеевна внимательно посмотрела на Галю Гришакову. Девочка довольно улыбалась и смотрела на учительницу хитрыми заговорщицкими глазами.
Васька Леонтьев бодро вскочил и принялся за порученное ему дело с таким рвением, как будто от того, как быстро он раздаст тетради, зависела его оценка за диктант.
- Сейчас вы мне скажите свои оценки, и я проставлю их в журнал, - учительница еще раз взглянула на Галю.
Девочка забеспокоилась.
- Андреев? - спросила Роза Сергеевна.
- Четыре.
- Артамонов.
- Три.
- Былина.
- Пять.
- Гришакова, - Роза Сергеевна посмотрела на девочку.
Она сидела растерянная, красная и молчала. Дети обернулись к ней. Галя встала:
- Роза Сергеевна, я уже всем поставила пятерки! - тихо сказала она.
Учительница растерялась.
- Как поставила?
Галя молчала. Она уже сама поняла, что сделала что-то не правильно.
- Я слушаю тебя, - Роза Сергеевна подошла к девочке.
- Я хотела сделать вам подарок к Восьмому Марта, - тихо, почти шепотом, сказала Галя.
- Ничего не понимаю! Поясни, пожалуйста.
- Вы сказали, что лучшим подарком для вас будут пятерки за диктант. Вот я поставила всем пятерки.
- Понятно. Галя, но оценки в журнал может только учитель ставить. Я хотела, чтобы вы написали диктант на пять. Ты понимаешь?
- Понимаю, мне Василиса и Игорь тоже это говорили, но только это нереально, чтобы весь класс мог написать диктант на пятерки. Я, например, не могу, хотя и стараюсь. Я думала, вам приятно будет, когда вы у всех пятерки в журнале увидите. Роза Сергеевна, простите меня, пожалуйста! - голос у Гали задрожал.
Роза Сергеевна обняла ее за плечи.
- Только не надо плакать, ты поняла свою ошибку и больше ее не повторишь, - она погладила девочку по голове и улыбнулась. - Написав диктант на "4" ты меня и так порадовала.
***
Роза Сергеевна нетерпеливо посматривала на часы.
- Роза, куда ты все торопишься? Сегодня же ваш праздник! - улыбнулся Дмитрий Юрьевич Гришаков, учитель математики.
- Так ведь у меня автобус скоро, если не успею, то придется ждать до шести часов, а сегодня короткий день и мне надо Сережку из садика забрать пораньше. Муж и так недоволен, что я работаю далеко от дома, обещает подыскать что-нибудь поближе, но сам знаешь, в военных городках сложно с работой для женщин. Да и прикипела я уже к детям, одна твоя Галка чего стоит.
Дверь приоткрылась и в образовавшуюся щель просунулась курносая мордашка Гали. Увидев Розу Сергеевну, она улыбнулась и вошла в учительскую.
- Роза Сергеевна, вот! С праздником! А диктант я напишу на пятерку, пусть не в этом году, но когда-нибудь точно напишу! - Галя протянула учительнице несколько веточек мимозы и вышла из учительской.
Роза Сергеевна посмотрела на Дмитрия Юрьевича.
- Если Галка пообещала, то обязательно сделает! - уверенно сказал тот. - Уж я свою дочь знаю!