Вилькоцкий В. Б. : другие произведения.

Становление личности молодого человека в годы перестройки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   "Становление личности молодого человека"
   (Р. А. Зобов, А. В. Лисовский, Лениздат, 1988 год)
  
  ВВЕДЕНИЕ
  
   В наши дни, когда в стране происходят поистине революционные преобразования во всех сферах жизни общества, проблема формирования личности молодого человека приобретает особую остроту и значимость. Молодой человек оказывается в исключительно сложной ситуации. К нему предъявляются новые, более высокие требования, возрастает его ответственность за совершаемые действия, приходится отказываться от старых, ставших привычными представлений и стереотипов в мышлении и поведении Но одновременно перед ним открываются заманчивые перспективы, у него появляются новые функции и новые возможности для реализации духовного и физического потенциалов. Чтобы разобраться в новой ситуации и найти свое место в жизни, молодой человек должен стать личностью, для чего необходимо усвоить основы культуры и сформировать научное марксистско-ленинское мировоззрение. Процесс становления личности, особенно личности молодого человека, - процесс противоречивый. Такая противоречивость часто приводит к тому, что некоторые юноши и девушки оказываются не в состоянии стать полноценными членами общества. Сталкиваясь с трудностями, они идут по линии наименьшего сопротивления, усваивают чуждые социалистическому обществу идеи и нормы поведения, попадают под влияние западной пропаганды. В результате появляются молодежные группировки, в том числе и такие, в которых проповедуют чуждый нам буржуазный образ жизни ( в том числе нацисты, панки и др.). Подобные явления требуют глубокого и серьезного анализа. В предлагаемой брошюре авторы размышляют об актуальных проблемах становления личности современного молодого человека, о факторах, влияющих на формирование жизненной позиции юношей и девушек.
  
  
  ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?
  
   Во всех словарях и энциклопедиях неизменно подчеркивается, что личность может означать либо индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, либо устойчивую систему социально значимых черт, которые характеризуют индивида как элемент какой-либо социальной общности или общества. Так, в "Кратком словаре по философии" можно прочесть: "Личность - в широком смысле конкретная, целостная человеческая индивидуальность в единстве ее природных и социальных качеств; в более узком, собственно философском смысле личность - индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества" . С точки зрения философии, специфика личности зависит от того места, которое человек занимает в мире в данный момент времени и какое он займет в нем в обозримом будущем. Желая подчеркнуть социальный аспект проблемы, К. Маркс определял человека как "совокупность всех общественных отношений" . При таком подходе личность всегда есть продукт развития общества и той культуры, в рамках котором она живет и действует. В истории философии проблема личности всегда была объектом острой идеологической борьбы. Философы-идеалисты обычно склонны недооценивать зависимость личности от социальных условий, а метафизические материалисты, наоборот, видят в личности относительно пассивный продукт внешних воздействий. Исторический материализм снимает абстрактное противопоставление материального и идеального, объективного и субъективного, социального и индивидуального. Как справедливо пишет К. К. Платонов, "проблема личности в настоящее время объективно стала не только ведущей наукой, но и острой политической проблемой. Это не могут не учитывать все науки, объектом изучения которых является личность. А она... объект изучения всех гуманитарных наук, ибо само название этих наук (от латинского hiimanus - человеческий) их к этому обязывает. Но более всего это положение относится к психологии" .
   В наши дни проблема формирования личности приобретает особую актуальность в связи с новыми требованиями, поставленными перед обществом XXVII съездом КПСС. На съезде особое внимание уделено роли человеческого фактора в реализации те* грандиозных преобразований, которые развернулись в нашей стране. "Социальная сфера охватывает интересы классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга" . Естественно, что особое внимание в связи с требованием ускорения развития общества уделяется социальной активности личности. Это, в свою очередь, предполагает значительную перестройку всей структуры личности. Активность личности детерминируется как внутренними, так и внешними факторами. Но внешние факторы обязательно должны преломляться через внутренние, то есть действие их всегда является опосредованным. У всякого нормально развивающегося человека всегда имеется внутренняя потребность в действии. Однако такая потребность может иметь различную направленность, в том числе и антиобщественную. По этому исключительно большое значение приобретает правильное осознание человеком задач, которые стоят в тот или иной момент перед обществом и которые общество соответственно ставит перед своими членами. Из соотнесения внутренней потребности к действию и степени осознанности социально значимых проблем возникают убеждения человека. Собственно, убеждение и есть осознанная готовность к действию. Существует большая литература по вопросам личности, как советская, так и зарубежная. В этой литературе затрагиваются разные проблемы, связанные с формированием личности, предлагаются различные подходы, даются рекомендации для совершенствования механизма этого процесса. Нас интересует одна, но очень важная проблема, а именно становление личности молодого человека. Поэтому мы будем личность рассматривать в развитии. В философии показано, что всякое явление представляет собой неразрывное единство моментов устойчивости и изменчивости. При этом изменчивость является ведущей, определяющей, а устойчивость неизменно носит подчиненный характер. В ходе развития постоянно воспроизводится некоторая основа в виде элементов, связей, отношений, структур, черт, характеристик и т. п.
   За последние десятилетия сильно усложнилась структура общества, в рамках которого складывается личность. И это усложнение значительно изменило и процесс формирования личности, прежде всего личности молодого человека. Ведь личность нельзя рассматривать вне общества. Как было отмечено, личность есть совокупность социально значимых черт, благодаря которым ее и можно рассматривать как элемент конкретной социальной общности или общества в целом. Сам акт включения человека в социальную структуру в качестве элемента уже предполагает у него наличие вполне определенных характеристик, свойств. Разумеется, в рамках иных структур эти свойства будут иными. Если мы говорим об определенном типе личности, характерном для данной социальной общности, то тем самым предполагаем определенную общность этих свойств, таких как совокупность ценностных ориентаций, общественно необходимые навыки трудовой деятельности, тип мировоззрения, элементы образа жизни, свойственные данной социальной общности. Но эти общие черты личности не существуют "в чистом виде"; они всегда преломлены через призму индивидуальной "неповторимости человека, и чем больше выражены эти индивидуальные особенности, тем четче выступают в личности и социально значимые черты. Все социально значимые черты личности молодого человека незавершенны, противоречивы, часто выступают как тенденции. Поэтому, видимо, правы те авторы, которые связывают личность с ее обращенностью в будущее, к тому, чем человек может реально стать. Дело в том, что биологические и психологические потребности личности обычно ситуативны, сиюминутны, тогда как социальные - всегда ориентированы на будущее ( это и используют Борис Ельцин и его соратники извращая сознание современной российской молодежи западной потребительской психологией, которая тормозит не только их социальное развитие, но и способствует у них развитию общей деградации личности). А. Грамши обратил внимание на эту сторону дела, когда писал, что главное заключается в том, чем человек может стать, сможет ли он стать господином своей судьбы, сформировать свой стиль жизни, создать свою личность или останется рабом обстоятельств (западного примитивного животного потребительского мира). Аналогичные взгляды встречаются и у советских авторов. Так, A. С. Макаренко подчеркивал, что особое значение имеют "проектирование личности" и "перспективные линии воспитания". С его точки зрения, "воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути" (его стремление в будущее, а значит многогранность развития личности, что так боятся российские олигархи увидеть у молодежи в России начала 21 века).
   Молодежь в обществе, как известно, выполняет три основные функции: учеба, работа и воспроизводство населения. Мужчины еще выполняют функцию защиты Отечества. И от того, насколько сформирована личность, от степени социальной зрелости молодежи зависят настоящее и будущее нашей страны. Академик Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что наличие больших социально значимых целей является важной характеристикой личности человека современной эпохи. Однако большие, социально значимые цели человек может ставить перед собой только в том случае, если имеет место гармония личного и общественного. Эта проблема разработана в трудах B. А. Сухомлинского, который считал главной целью школы, семьи и общества воспитание гражданина-коллективиста. По его мнению, гармонию личного и общественного формирует "забота человека о человеке. Ответственность человека за человека. Ответственность человека перед коллективом, перед обществом" . Важными чертами гармонически развитой личности является единство этических и эстетических идеалов, постоянное самовоспитание.
  
  ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
  
   В развитой и дифференцированной социальной общности человек становится объектом интереса для других людей именно как личность, то есть по мере того как он делается носителем социально значимой информации (знаний, трудовых навыков и т. д.). Человек с узким горизонтом умственного и нравственного развития не представляет интереса для окружающих, и сфера его общения с другими людьми резко суживается. Это создает значительные трудности для его самораскрытия, которое осуществляется только через системы связей и отношений с ему подобными. Социально значимая информация (знания, умения и пр.) удерживается в ходе исторического развития и передается от поколения к поколению. И тогда знание прошлого (как своего народа, так и всего человечества) является важным показателем духовной сформированное личности. Отношение к прошлому - существенный фактор, определяющий социальную ориентированность человека (именно по этой причине Борис Ельцин и его соратники украли у российской молодежи историческое прошлое России и насильно разорвали историческую и культурную связь молодых россиян с советскими поколениями русских людей). Во время встречи с М. Тэтчер М. С. Горбачев справедливо подчеркнул: "Нация, пренебрегающая своей историей, ставит под вопрос и свое будущее. Но правильно и другое - тот, кто не задумывается о будущем, обесценивает и лучшее в своем прошлом" . Старая восточная мудрость гласит: человек не знающий прошлого лишен и будущего (вот как коварно и подло поступил Борис Ельцин со своими соратниками по отношению к российской молодежи начала 21 века).
   Усвоение историко-культурной традиции особенно актуально для процесса формирования личности молодого человека в наше время. Культура создает многосторонний взгляд на мир и поэтому играет фундаментальную роль в становлении всесторонне развитой личности. Освоение культуры показывает человеку бесконечное многообразие мира, его диалектичность и противоречивость. В разное время люди по-разному, как бы с различных точек зрения, смотрели на мир. Они преобразовывали этот мир для удовлетворения своих духовных и физических потребностей и одновременно изменялись сами. Это позволяло людям видеть мир таким, каков он есть, без всяких иллюзий и добавлений. Усвоение разных точек зрения на мир (на природу, человека и общество) делает мышление человека гибким, диалектичным, способным понять необычные взгляды и вырабатывать собственные нетрадиционные подходы к решению тех или иных проблем. И в этом плане прав А. Гулыга, говоря, что "впитать родную культуру как частицу всемирной - только так можно стать личностью, то есть индивидом, осознавшим и реализовавшим не только свои потребности, но и свои способности, а главное, свою ответственность - за себя и за то, что вокруг". Исключительно большое значение в передаче молодому поколению важнейших культурных ценностей имеет семья. Именно в семье усваиваются наиболее важные социальные ценности (нравственные установки, мировоззрение, самосознание, способность к творчеству и пр.). Передача такой информации осуществляется не только по логическим схемам, но и по каналам подсознания {в виде усвоения навыков, умений, установок и пр.), что особенно интенсивно протекает в ранние годы жизни ребенка. Не случайно говорят, что те или иные привычки, стереотипы поведения, установки, правила поведения ребенок усваивает "с молоком матери". Из сказанного становится понятным, что если ребенок не получает нормального семейного воспитания, то возникшие пробелы зачастую не могут быть заполнены в дальнейшем, ибо школа и вуз в основном ориентируются на логические, рациональные методы воздействия на человека. Психология устанавливает, что дети, выросшие в неблагополучных семьях, значительно отстают в развитии от своих сверстников из нормальных семей.
   И выдающиеся писатели в своих произведениях показывали, как человеческие судьбы складывались в зависимости от условий их воспитания в детстве, от семейных традиций (вот почему Борис Ельцин и его соратники всеми возможными способами уничтожали институт семьи в России и натравливали женщин на мужчин, а детей на родителей и представителей старших поколений). Процесс деградации личности вследствие забвения лучших семейных традиций (уважение к труду, честность, следование определенным нравственным принципам) блестяще прослежен Д. Дидро в "Племяннике Рамо". Глубокий психологический анализ этого явления дают нам Ф. М. Достоевский в романе "Братья Карамазовы" и Томас Манн в "Будденброках". Эта проблема не потеряла своей актуальности и в наши дни, ибо семья продолжает оставаться важнейшим фактором становления личности молодого человека. Неблагополучная ситуация, сложившаяся в сфере брачно-семейных отношений в нашей стране за последние десятилетия, привела к тому, что семья часто оказывается не в состоянии сформировать у ребенка-подростка важнейшие социальные характеристики, что порождает такие негативные явления, как инфантильность, нравственная неустойчивость, несформированность научного мировоззрения и т. П (вот почему институт семьи в России в 80 и 90 - е годы 20 века стал главной целью уничтожения для Бориса Ельцина и его соратников, выполнявших приказ Запада). Поэтому не случайно семья является объектом пристального внимания нашей партии и правительства. Ставится задача восстановить преемственность поколений. "Партия рассчитывает, что молодежь, воспринимая лучшее от старших поколений, примет революционную эстафету, поднимет страну на новую высоту". Эта задача будет решена только в том случае, если не порвутся исторически сложившиеся связи молодого человека с обществом, реализующиеся прежде всего через механизм семьи. Семья является важным, но. конечно, не единственным каналом усвоения культурных и исторических традиций.
   Всякий разрыв культурной и исторической традиции, замыкание в границах национальной культуры резко сужают кругозор личности, делают ее мышление косным и односторонним. Когда человек усваивает односторонний взгляд на мир (как это происходит в ельцинской России начала 21 века), все новое, необычное и непонятное (в том числе история СССР и суть социалистического строя) воспринимается им как странное, враждебное, что следует либо игнорировать, либо уничтожить ( именно эта причина лежит в основе массовой ненависти современной российской молодежи к советскому прошлому и создана эта ненависть в сердцах молодых жителей ельцинской России начала 21 века искусственно теми предателями русского народа, которые помогали Западу уничтожать Советский Союз изнутри). Для такого индивида становится затруднительным общение с другими людьми, принадлежащими к иным историко-культурным регионам, которые видят мир с несколько иных позиций. Замкнутость, агрессивность и нетерпимость становятся нормой и представляют значительную опасность в наши дни, когда люди вынуждены жить в тесном соседстве друг с другом (именно так все происходит и в ельцинской России начала 21 века). Преодоление такой односторонности в развитии личности В. И. Ленин видел в знакомстве с культурным наследием всего человечества. Он говорил, что "коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество". Когда в силу каких-либо условий (исторических, экономических или каких-то иных) культурно-историческая традиция оказывается прерванной, односторонность внутри социальной общности приобретает характер стереотипа. Такая ситуация сложилась, например, в США, где традиция европейской культуры была прервана в ходе освоения Американского континента. Односторонний взгляд на мир в этой стране стал нормой, что находит свое выражение и в культуре, и в расовой нетерпимости, и особенно в стереотипах политического мышления. Исключительно опасна такая односторонность в современном мире, ибо она затрудняет общение и достижение договоренности, скажем, о мире, когда американская сторона упорно продолжает смотреть на сферу международных отношений через призму противоборства Востока и Запада и не желает взглянуть на те или иные проблемы с иных позиций. Об этом не раз говорил в своих выступлениях М. С. Горбачев. В этой связи несомненно позитивная роль как для СССР, так и для США "телемостов", "открывающих" американцам Советский Союз и советских людей.
   Отсутствие длительной культурно-исторической традиции в США ярко проявляется и в стандартах "американского образа жизни". К стереотипам такого образа жизни относятся: потребительство, претензии на исключительность, шовинизм и пр. И когда сегодня говорят об "американизации образа жизни" некоторой части нашей молодежи, который формируется под воздействием западной пропаганды, то это становится возможным только из-за плохого знания собственной культуры и истории, пренебрежительного отношения к культурным ценностям. Изучение молодежью культуры как своей страны, так и других народов является особенно важным в условиях перестройки, ибо позволяет разобраться в быстро изменяющихся явлениях общественной и политической жизни. Не удивительно, что средства массовой информации империалистических стран, рассчитанные прежде всего на молодежь, используются для того, чтобы сформировать у советских людей искаженные представления об истории нашей страны, противопоставить ее культурные ценности культурным ценностям других народов, а то и попросту перечеркнуть многовековую историческую традицию. "Капитализм несет народам и обеднение культуры, размывание создававшихся веками духовных ценностей. Ничто не возвышает человека больше, чем знания. Но, вероятно, ни в один другой период своего существования человечество не испытывало такого давления фальши и обмана, как сейчас. Буржуазная пропаганда обрушивает на людей во всем мире искусно подтасованную информацию, навязывает мысли и чувства, программирует выгодную для правящих сил гражданскую и социальную позицию... ...Сама жизнь ставит вопрос о сохранении культуры, о защите ее от буржуазного разложения, от вандализации" ( этот идеологический заказ Запада и выполняли в России Борис Ельцин и его соратники на протяжении последних 20 лет) . Понятно, что глубокое знание истории и культуры молодежью позволит ей противостоять влиянию "американского образа жизни".
   Уровень сформированности личности характеризуется прежде всего тем, как она относится к миру. На ранних стадиях исторического развития человек смотрел на мир глазами своего рода, и все, что к этому роду не относилось, либо исключалось из сферы внимания, либо воспринималось как нечто чуждое, непонятное и подлежащее устранению. Становление личности в этих условиях сводилось к усвоению норм, стереотипов, правил и традиций, совокупность которых обеспечивала привычное функционирование социальной общности. Всякие отклонения от выработанных и укоренившихся норм жестоко преследовались. Понятно, что ориентация человека в рамках родоплеменной организации формировала односторонний взгляд на мир. Изменение точки зрения на этот мир при контактах различных социальных общностей оказывалось практически невозможным. В этих условиях человек еще не мог противопоставить себя природе и другим людям. В классовых общественно-экономических формациях возникли специфические условия, когда в рамках одной социальной организации формировались и сосуществовали по крайней мере две возможные ориентации взглядов на мир, взаимно исключающие друг друга. Таким образом появилась возможность синтеза диаметрально противоположных взглядов на природу, общество и человека. Более того, господствующие классы навязывали угнетенным свои воззрения. Тем самым классовые формации способствовали формированию разностороннего взгляда на мир, делали возможным синтез существенно различных позиций. Он был необходим, ибо всякое общество для своего существования должно обеспечивать хотя бы минимум согласованности позиций составляющих его людей. Наиболее оптимальные варианты такого синтеза отразились в лучших достижениях культуры, выработанных данной социальной организацией. И, усваивая эту культуру, мы в настоящее время постоянно учимся многостороннему видению мира. Особенно ярко сосуществование различных взглядов на мир проявилось в античной Греции, в частности в сфере философского знания, где у наиболее прогрессивных мыслителей мы впервые встречаем четко выраженное многообразие взглядов на мир, природу и человека. Отмечая это обстоятельство, Ф. Энгельс писал, что "...в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений".
   Разумеется, в классово-антагонистических формациях многосторонние представления о мире не могли быть последовательно проведены во всех сферах жизни и деятельности людей. Социальные и экономические барьеры сильно затрудняли процесс синтеза различных представлений. В таких условиях формировалась "разрозненная" личность, которая в сфере духа сознавала и реализовала многосторонние подходы к миру, но в реальной жизни была жестко связана с одной социальной общностью и соответствующими ей представлениями (в силу экономической принадлежности к определенному классу или включенности в систему кровнородственных связей и т. ц.). В средние века процесс формирования многосторонней личности замедлился вследствие того, что усилились родовые связи. Вспомним, что в античном Риме человек осознавал себя уже не как единицу рода, а членом гигантской интернациональной Римской империи. И само понятие "гражданин Рима" поднимало его над уровнем национальной ограниченности. Господство религиозной идеологии в средневековом обществе из-за абсолютизации и обожествления родовых и сословных связей неизбежно приводило к усвоению односторонних ориентаций личности, к сужению ее умственного кругозора по сравнению с античностью.
  Капитализм разрушил кровнородственные связи, уничтожил жесткие сословные перегородки. Человек снова получил возможность сформировать разносторонний взгляд на мир. Античный идеал многосторонности, хотя и в абстрактной форме, начинает овладевать умами людей в эпоху Ренессанса. В капиталистических странах в наши дни продолжает воспроизводиться личность, способная сформировать многосторонний взгляд на мир, но постоянно ограничиваемая условиями жизни и средствами массовой информации. Ограниченность и предубеждение против иных точек зрения порождаются самой капиталистической социальной действительностью, и преодолеть их оказывается довольно трудно. Многоплановое отношение к миру легче формируется у пролетариата, лишенного собственности на средства производства, ибо "отсутствию собственности у рабочих могло соответствовать только отсутствие иллюзий в их головах" ( по этой причине Христос две тысячи лет назад обратился со своими проповедями не к богатым, а к бедным римлянам и рабам; вот почему раннее и истинное христианство стало религией бедных и рабов). Но реализация возможности многостороннего подхода к миру у пролетариата тормозится усиливающейся эксплуатацией, навязыванием определенных стереотипов (со стороны богатого правящего класса, представители которого в Риме убили и Христа за его многосторонний подход к миру) и пр.
   Формирование личности молодого человека происходит всегда под влиянием культуры. Но надо помнить, что эта личность представляет собой ярко выраженное целостное образование, систему социально значимых черт. Каждый тип общества или тип социальной группы создает специфические виды личности. Главным в такой личности является способ организации составляющих ее компонентов, каждый из которых в отдельности в равной мере присущ любому человеку. Все люди, независимо от их социальной принадлежности, обладают такими характеристиками, как психическая организация, интеллект, воля, система ценностных ориентации, совокупность навыков, знания, чувства, установки и т. д. Тот или иной тип личности будет определяться прежде всего тем, как все эти компоненты будут связаны друг с другом, как они будут относиться друг к другу. Характер связи компонентов определяется уровнем сформированного мировоззрения человека, составляющего устойчивое ядро личности. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений, что мировоззрение в большей мере определяется мерой усвоения индивидом культурно-исторической традиции ( вот почему Борис Ельцин и его соратники насильно заставляют русский народ жить и воспитывать своих детей в России начала 21 века по американской массовой культуре).
  
  МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
  
   Личность молодого человека всегда складывается в рамках той или иной социокультурной среды, которая определяет уровень сформированное личности, а также тип мировоззрения. И именно мировоззрение играет фундаментальную роль в процессе формирования личности (вот почему российские ельцинские СМИ насильно навязывают россиянам на все ту точку зрения, которая реально принадлежит развращенной, проворовавшейся, преступной правящей элите в России начала 21 века). В нашей стране господствующим является научное марксистско-ленинское мировоззрение. Однако нельзя не учитывать и наличия других типов мировоззрения, таких как религиозное, идеалистическое, естественнонаучное и пр., ибо они порождают противоречия и негативные тенденции в различных сферах жизнедеятельности человека. Не случайно в Программе КПСС формирование марксистско-ленинского мировоззрения выдвигается в качестве первоочередной задачи идейно-политического воспитания советских людей. И прежде всего это относится к молодежи. Надо сказать, что с формированием научного мировоззрения, особенно в молодежной среде, дело обстоит не так уж хорошо. 0б этом свидетельствуют многочисленные случаи проявления инфантилизма, политической незрелости, идеологических шатании и т. п., о чем постоянно сообщают средства массовой информации. Это подтверждается и данными социологических исследований. Совсем недавно были проведены опросы молодежи (школьников, студентов, учащихся ПТУ и техникумов, рабочих, служащих, курсантов - всего 1025 человек в возрасте от 16 до 25 лет). На вопрос: "Современную молодежь некоторые взрослые называют инфантильной, согласны ли вы с этим?" - 61 процент опрошенных ответили, что полностью или частично согласны с таким мнением. А на вопрос: "Считаете ли вы себя самостоятельной личностью?",- 43,1 процента ответили отрицательно. Ответы не нуждаются в комментарии. Многие думают, что становление научного мировоззрения начинается с изучения марксистско-ленинской философии. Нам же представляется, что формирование мировоззрения есть непрерывный процесс, захватывающий всю сознательную жизнь человека, хотя основы его, конечно, закладываются в семье и средней школе.
   Реформа общеобразовательной школы и перестройка системы высшего образования в нашей стране предполагают значительное улучшение мировоззренческой подготовки будущих тружеников. Эта подготовка необходима потому, что на производстве сейчас нужны такие специалисты, которые в состоянии решать принципиально новые задачи, поставленные перед ними обществом. При этом будет осуществляться ориентация не на существующие образцы, а на новые нестандартные решения, которые еще отсутствуют в мировой практике. Только такой подход позволит добиться того, чтобы в ведущих областях науки и техники ликвидировать наметившееся отставание и в кратчайшие сроки превзойти ведущие капиталистические государства. Для решения этой задачи в ряде крупнейших вузов страны вводится так называемая система опережения, которая легла в основу целенаправленной интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС). На ее реализацию выделяются значительные средства. В рамках ЦИПС всемерно стимулируется гармоническое развитие личности молодого человека, и особое внимание в этом процессе обращается на мировоззренческую подготовку.
   В настоящее время нет общепринятого определения понятия "мировоззрение". Мы предлагаем определить научное марксистско- ленинское мировоззрение как осмысленную, целостную и адекватную систему взглядов на мир, на место человека в нем, опосредованную нравственно-эстетическими чувствами, превратившимися в убеждения, и ориентированную на многостороннюю деятельность по преобразованию мира и самого себя. В этом определении учтены все основные моменты, которые различными авторами связываются с понятием "мировоззрение". Подчеркнем только два важных момента: связь мировоззрения с чувственностью и то, что марксистско-ленинское мировоззрение всегда предполагает формирование всесторонне развитого человека. Ф. Энгельс на протяжении всей своей философской эволюции в разных вариантах высказывал мысль, что "материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений" . Эта мысль приобрела особую актуальность в наши дни, когда очень многое зависит от того, насколько люди способны трезво оценивать сложившуюся социальную и политическую реальность. Неспособность или нежелание видеть мир таким, каков он есть, иллюзорное видение мира, попытки выдать желаемое за действительное приводят к провалам во внешней и внутренней политике, а в современных условиях могут и весь мир поставить на грань катастрофы. Способность человека видеть мир таким, каков он есть, является важнейшей чертой сформированное личности. Адекватное представление о мире позволяет человеку правильно определить свое отношение к нему и уяснить место в нем отдельных явлений. Иллюзорный же взгляд па мир создает искаженное представление человека о своем собственном положении в нем. У него часто складывается впечатление, что его место в этом мире определяется некоторым набором внешних характеристик (вещным окружением, совокупностью символов, модных идей и пр.). Отсюда возникают и иллюзорные цели, направленные на обладание соответствующими "ценностями". Из такой позиции неизбежно вырастают вещизм и престижное потребление (именно такое потребительское сознание у молодежи и формируют в России начала 21 века Борис Ельцин и его соратники в своих шкурных, корыстных интересах ради того, чтобы успешно продавать молодым россиянам откровенное дерьмо по ценам высококачественных товаров).
   Подобных ориентаций может быть много, и человек выбирает ту из них, которая, как ему кажется, наилучшим образом соответствует стандартам того социального статуса, который его по тем или иным соображениям привлекает в данный момент. Наоборот, правильное, адекватное представление о мире прежде всего требует наиболее глубоких знаний о нем, о его закономерностях. Но такие знания дает наука и особенно философия. Поэтому для формирования марксистского мировоззрения молодой человек должен обладать знаниями по крайней мере основных положений философии и наиболее фундаментальных положений специальных наук (эти знания и скрываются тщательно Борисом Ельциным и его соратниками от российской молодежи). Но знание окружающего мира нужно человеку не само по себе, а для того, чтобы приспособиться к нему. И человек, в отличие от животного, приспосабливается к миру путем активного воздействия на него, путем его преобразования с целью удовлетворения своих физических, а затем и духовных потребностей. Конечно, преобразование мира (как природы, так и социального окружения) требует знания хотя бы некоторых закономерностей той его части, которая подвергается преобразованию. На ранних стадиях развития общества такие знания ограничивались некоторыми эмпирическими закономерностями, которые передавались от старших новым поколениям в виде определенных навыков, ритуалов, стереотипов деятельности и пр. Понятно, что масштабы преобразований были не слишком большими, но в силу сравнительно мало изменяющихся условий такие стереотипы деятельности обеспечивали человеку или социальной группе относительно высокий уровень приспособляемости. На этой базе формировалось наивно- материалистическое мировоззрение, которое адекватно отражало мир только в узких рамках непосредственного воздействия на него. За пределами таких преобразований открывался широкий простор для всякого рода иллюзорных конструкций, касающихся тех областей действительности, на которые не простиралось воздействие человека. Но в мире все взаимосвязано, и по мере расширения масштабов преобразования постоянно возникали конфликты между совокупностью знаний, вовлекавшихся в преобразующую деятельность, и иллюзорными схемами, касающимися мира в целом. И на протяжении многих веков именно философская наука пыталась как-то разрешить это противоречие, что удалось, однако, сделать только марксистско-ленинской философии. С усложнением социальной организации человек вынужден был приспосабливаться как к природным факторам, так и к тем социальным общностям, к которым он принадлежал. Одновременно и сами социальные общности начинают преобразовывать мир с целью приспособления к нему. При этом масштабы воздействия на этот мир значительно возрастают, что требует больших объемов знаний. Задачи в этом плане общество решает, вовлекая своих членов в специфические коллективные процессы деятельности. В этом случае цели отдельного человека не всегда совпадают с целями и задачами коллектива, ибо человек часто просто не понимает этих задач. Не понимает он и того, что обычно его деятельность в интересах общества или социальной группы в конечном счете оказывается полезной и для него самого (именно по этому принципу и строилась жизнь в СССР). Начиная с этого момента, встает проблема согласования и гармонизации целей и стремлений общества и составляющих его индивидов. Решалась эта проблема по-разному в зависимости от конкретных условий и от развития общества и отдельных людей. Не потеряла она актуальности и для нас. Из сказанного следует, что важной чертой, показателем сформированности марксистско-ленинского мировоззрения является способность человека осознать задачи, поставленные перед ним обществом, и активно действовать для их скорейшего решения. Отсюда вытекает, что высокий уровень сформированное мировоззрения предполагает и способность человека подчинять свои личные интересы интересам всего общества.
   Можно сказать, что научное мировоззрение характеризует направленностью всех сущностных сил человека (по выражению Карла Маркса) на те или иные виды преобразовательной деятельности. Только в процессе деятельности человек впервые получает возможность постигнуть мир таким, каков он есть сам по себе. В ходе деятельности вырабатывается и многосторонний подход к миру (к природе, обществу и человеку), вскрывается его диалектический характер. При этом коренным образом изменяется и стиль мышления. Оно становится гибким, подвижным, диалектичным. Человек с таким стилем мышления приобретает способность быстро и безболезненно отказываться от привычных, но устаревших стереотипов, понимать и правильно оценивать чужие точки зрения, расходящиеся с его собственными, разбираться в парадоксальных ситуациях, встречающихся в реальной жизни. Диалектичный стиль мышления особенно необходим во время коренных перестроек. Именно такая ситуация сложилась в наши дни в стране социализма. Отсюда следует вывод, что для воспитания человека с хорошо сформированным научным марксистско-ленинским мировоззрением необходимо предоставить ему возможность действовать, причем действия его должны быть направлены на решение социально значимых задач в соответствии с уровнем его физического и умственного развития, с его запасом знаний. Такая деятельность должна осуществляться постоянно, с самого раннего возраста и никогда не прерываться. Эта мысль была четко сформулирована еще Ж -Ж. Руссо и затем получила дальнейшее развитие в педагогике и философии. Само по себе накопление знаний еще не гарантирует владение научным мировоззрением. Со времен Сократа хорошо известно, что "многознание не научает мудрости". Если масштабы деятельности, в которую включается человек, не соответствуют уровню его знаний, то возможны два варианта: если знаний недостаточно, то он эту деятельность не сможет осуществлять на должном уровне; если же для той или иной работы не требуется объема знаний, имеющегося у человека, то он, либо теряет к ней всякий интерес, либо переключается на другие виды деятельности, в которых, как ему кажется, он может реализовать свои знания. В жизни мы часто сталкиваемся с такими случаями несоответствия. Поэтому для ускорения развития общества и каждого человека следует включать в такие виды деятельности, которые соответствовали бы его знаниям в данный момент времени. Эту задачу решать сложно, но решать ее необходимо. Не надо также забывать, что как в процессах деятельности, так и в ходе приобретения знаний исключительно большое значение имеет личностный фактор. В конце концов человек всегда смотрит на мир с позиции собственного "я". "Всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице".
   Мы уже говорили, что человеческая личность представляет собой целостное образование и эта целостность обеспечивается прежде всего его мировоззрением, которое определяет направленность ее действий в тех или иных ситуациях. Такая направленность появляется и в системе ценностей. Действительно, не вызывает сомнений, что любой человек, если он не является психически больным, всегда принимает для себя такие ценности, как жизнь, здоровье, свобода, интересная и любимая работа, культура и пр. Подавляющее большинство людей, конечно, скажет, что они хотели бы обладать перечисленными ценностями. Но в действительности дело часто обстоит как раз наоборот. Высшие ценности, всеми признаваемые на словах, но в реальной жизни они часто приносятся в жертву мелким сиюминутным интересам и желаниям. В молодежной среде это встречается особенно часто. Почему же так происходит? Почему во все времена действия людей постоянно расходятся с их словами? Видимо, все зависит не только от совокупности ценностей, признаваемых за таковые в том или ином обществе. На первый план выдвигается вопрос о субординации ценностей, их соподчиненности, взаимодействии и взаимовлиянии. Человек обычно оказывается не перед дилеммой - принимать или не принимать те или иные ценности, а перед вопросом, каким ценностям отдать предпочтение в тех или иных обстоятельствах. Понятие ценности всегда так или иначе связано с постановкой определенных целей и с выбором путей их достижения. Дело в том, что ценности, как правило, приобретаются путем значительных усилий человека или коллектива, путем реализации конкретных действий. То, что дается без всяких усилий, вряд ли можно назвать ценностью. Те или иные факторы приобретают статус ценностей в тех случаях, когда необходимо прилагать усилия для их достижения, сохранения или защиты от разрушительных воздействий извне (жизнь, счастье, здоровье и пр.). Но так как всякая система ценностей возникает в рамках определенного мировоззрения, то это же мировоззрение формирует и цели и в известной мере указывает пути их достижения. Разумеется, высокие социально значимые и трудно достижимые цели, устремленные в будущее, дают четкую направленность и всем другим подчиненным им целям и одновременно устанавливают их соподчиненность. Если же начинают доминировать незначительные, мелкие цели и стремления, то деятельность приобретает случайный, неуправляемый характер. При этом происходит значительная затрата сил, результатом которой является удовлетворение личных сиюминутных потребностей человека. Быстрое и сравнительно легкое достижение незначительных результатов порождает огромное количество других потребностей, столь же мелких и столь же кратковременных, а они требуют еще больше усилий для удовлетворения. Человек вовлекается в бесцельную деятельность, не приносящую пользу обществу (именно эту ситуацию искусственно создают Борис Ельцин и его соратники в России на протяжении последних 20 лет по заданию Запада с одной единственной целью - через примитивную психологию потребительского общества загнать российскую молодежь в тупик личной тотальной деградации, чтобы навсегда лишить возможности новые поколения россиян возродить могущество России в будущем). Большие же, социально значимые цели выступают в качестве упорядочивающего фактора по отношению ко всем остальным; они могут либо подавлять их, либо, наоборот, стимулировать в зависимости от того, способствуют ли они или препятствуют достижению более отдаленных и социально значимых целей ( вот почему Борис Ельцин и его соратники нагло врут россиянам о том, что у них нет идеологии - она есть, но это тайная идеология уничтожения России и порабощения русского народа, которая, как мы видим наглядно на качестве жизни каждого из нас, на примере тотальной коррупции государственной власти, повсеместном грубом и наглом попрании чиновниками и богатыми собственниками прав рядовых россиян, реализуется в России на протяжении последних 20 лет). Хорошо известно, что люди могут придерживаться как действительных, так и мнимых ценностей, которые они принимают за подлинные. Только в практической деятельности оказывается возможным выяснить, какие же ценности являются настоящими, а какие мнимыми (мы все хорошо знаем, что ни одно обещание Бориса Ельцина и его соратников, раздаваемые ими налево и направо русскому народу последние 20 лет так и не было выполнено) . Для человека, не принимающего участия в деятельности, все ценности выступают как эквивалентные. Однако их разделение чрезвычайно важно, ибо ценности в конечном счете выступают регулятором поведения человека, а поведение даже отдельного человека в наши дни может отразиться на больших коллективах людей. Ориентация на ложные ценности обычно приводит к негативным действиям, зачастую ведущим к расшатыванию социальной структуры ( именно ложные ценности Перестройки Михаила Горбачева в 80 - е годы увели советское общество в тупиковое направление развития и подготовили благоприятную ситуацию для уничтожения СССР Борисом Ельциным в начале 90 - х годов 20 века). Реализация мнимых ценностей (религиозных, мифологических, псевдонаучных и пр.) создает у человека кажущуюся свободу выбора. Это обстоятельство широко используется западными средствами массовой информации, которые как раз и ставят своей целью формирование ложных ценностей, преимущественно у молодежи (поэтому не случайно при уничтожении Советского Союза Борис Ельцин и его соратники делали ставку на обман советской молодежи). Будучи усвоенными, такие ценности неизбежно вступают в конфликт с подлинными ценностями, признаваемыми подавляющим большинством людей нашего общества, что приводит к отрицательным социальным последствиям (вот почему Борису Ельцину и его соратникам так важно было натравить советскую молодежь на предыдущие (старшие) поколения граждан СССР и столкнуть их в схватке между собой, что и было сделано ельцинской командой врагов русского народа в 90 - е годы 20 века). Итак, мы приходим к выводу, что без хорошо сформированного научного марксистско-ленинского мировоззрения человеку очень трудно провести границу между истинными и мнимыми ценностями. Процесс усвоения ценностей сложен, особенно для молодежи, но мы должны руководить этим процессом, воздействовать на него с раннего детства.
  
  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
  
   На формирование личности решающее влияние оказывают следующие факторы: целенаправленное воздействие общества - воспитание и образование в широком смысле слова: социальная среда. в которой находится человек, реальные условия жизни, с которыми он сталкивается; культурные традиции, социально-психологическая среда, круг общения человека; наконец, его собственная активность, жизненные планы, цели и уже сформировавшиеся личностные черты. Становление личности представляет собой сложный и противоречивый процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. Лучше сказать, что на различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. По-видимому, в детские годы наиболее интенсивно происходит биологическое (физиологическое) и психологическое развитие человека, тогда как социальный и мировоззренческий компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальный и мировоззренческий компоненты, а физиологический отступает на задний план. Абсолютизация какого-либо одного из этих компонентов создает искаженное представление о формировании личности. Эту ошибку делают многие исследователи, пытающиеся проследить становление человеческой личности через призму какого-либо одного компонента. Так возникают односторонние представления о личности и создаются иллюзии, которые часто можно обнаружить в современной литературе. Поэтому когда говорят о гармоническом развитии личности, то речь должна идти о целостном рассмотрении всех указанных аспектов.
   Специфика взаимосвязи отдельных компонентов в ходе развития личности отражается и в характере деятельности. Скажем, игровая деятельность обычно не требует высокого уровня социализации и сформированных мировоззрений (хотя они и не исключаются полностью). Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предполагает наличие зрелого мировоззрения. Если в ходе развития личности отдельные фазы по каким-либо причинам выпадают, процесс оказывается необратимым. Такой индивид уже никогда не сможет сформироваться как полноценный человек (Борис Ельцин и его соратники не только искусственно выкинули из процесса формирования сознания у российской молодежи 90 - х годов отдельные фазы, но и целые исторические, культурные этапы, что ставит их в один ряд с фашистами, которые поступали точно также при формировании сознания у немецкой молодежи в гитлеровской Германии). Об этом свидетельствуют случаи, когда ребенок вырастал среди диких животных. Создается впечатление, что становление личности в рамках того или иного общества (социальной группы) задается некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. Схема эта оказывается довольно жесткой и специфичной, строго регламентированной во времени и пространстве и тем самым представляет собой как бы совокупность упорядоченных во времени и пространстве звеньев. Такая упорядоченность регулируется и обеспечивается на социальном уровне традициями, привычками, ритуалами, системами воспитания, обучения и прочее ( все это было нагло украдено у российской молодежи в ельцинской России на протяжении последних 20 лет Борисом Ельциным и его соратниками только с одной целью - вырастить поколения российской молодежи, которые будут не способны не только самостоятельно жить и развиваться в жизни, но даже и думать: вот почему сегодня в России такой огромный дефицит свежих мыслей, идей, и страшная нехватка не только талантливых, но и просто умных людей). Разумеется, эта схема развития допускает известные вариации, но последние не беспредельны.
   В современном обществе индивид постоянно обогащает свой взаимосвязи с природой и обществом. Для ребенка сначала определяющим фактором является контакт с матерью или отцом, затем эти контакты распространяются на нескольких человек в границах семьи; некоторое время спустя возникают группы сверстников; еще позже эти связи простираются на дошкольные учреждения, школу, вуз, производственные коллективы и т. п. Затем число контактов человека с другими людьми резко расширяется за счет овладения опосредованными связями через искусство, средства массовой информации и т. Причем роль опосредованных связей в формировании человека постоянно возрастает, и эти связи накладывают свой отпечаток и на характер личности, и на структуру ее мировоззрения. В каждый период своей жизни человек ориентирован на те .или иные виды деятельности. Вся его жизнь представляет собой поток сменяющихся во времени актов деятельности, познания, творчества, преобразования социальных отношений, общения. И ориентированность человека и его образ жизни будут в конечном счете определяться тем, на какую деятельность они будут направлены. В наши дни происходит перестройка общества во всех его звеньях. Перестройка требует существенного изменения характера мышления людей. Необходимо выработать такой стиль мышления, в рамках которого стало бы возможным максимально адекватное отражение происходящих в природе и обществе процессов и с помощью которого человек мог бы правильно оценить свое положение в социальной системе. Необходимо помнить и о том, что роль человеческого фактора резко возрастает в условиях перестройки. В. И. Ленин неоднократно указывал на то, что когда в обществе уже сформировались условия для его коренных преобразований, но эти преобразования не могут быть осуществлены из-за незрелости субъективного фактора, "...тогда общество гниет, и это гниение затягивается иногда на целые десятилетия" (именно этот процесс и происходит в ельцинской России начала 21 века) . Симптомы такого рода начали обнаруживаться в нашем обществе в последнее десятилетие, что выразилось в резком усилении таких негативных явлений, как пьянство, падение трудовой дисциплины на предприятиях, застойные явления в экономике. Сказалось это и на становлении молодежи. Для значительной части молодых людей стали характерными социальная пассивность, потребительство, неумение и нежелание трудиться, сдвиг ценностных ориентаций на досуг в ущерб учебе и труду, равнодушие к профессиональным успехам ( как видим Борис Ельцин и его соратники после Михаила Горбачева сознательно повели российскую молодежь в 90 -е годы 20 века в этот смертельно опасный тупик для России и русского народа и дальше, что говорит о том, что катастрофа в Российском государстве в начала 21 века не является случайной). Поэтому предпринимаемые сейчас партией и правительством меры по реализации назревших социальных и экономических преобразований являются крайне необходимыми и своевременными. И в этих условиях человек становится объектом пристального внимания, особенно молодой человек. Перестройка системы может быть осуществлена не сама по себе, не автоматически, а только при осознании ее необходимости, по крайней мере наиболее передовыми людьми.
   При рассмотрении становления личности молодого человека нельзя упускать из виду также и экологический фактор, который в наши дни в связи с глобальным воздействием людей на природную среду и интенсивной урбанизацией становится крайне важным. Академик В. П. Казначеев в своих работах показал, что современный человек испытывает воздействие таких факторов, по отношению к которым в ходе эволюции у него не выработалось механизмов защиты, ибо он с ними никогда раньше не сталкивался: например, синтетические материалы, техника, космические факторы, интенсивное радиоактивное облучение и т. п. Причем с развитием общества такие воздействия будут играть все большую роль. В условиях урбанизации человек постоянно оказывается в стрессовых ситуациях и начинает искать выход, обращаясь ко всякого рода компенсаторным факторам, и зачастую находит их в употреблении алкоголя, наркотиков, во всякого рода сектах, в попытках так или иначе уйти от действительности, которая его не устраивает. Социально-исторические условия, о которых мы говорили, играют главенствующую роль в формировании личности, но их влияние преломляется через непосредственное окружение личности, а также немаловажны и ее собственные устремления. Так обстоит дело с внешними факторами, воздействующими на личность. Далее же речь пойдет в основном о внутренних, психологических, а также о социально-психологических (связанных с различными видами и кругами общения) механизмах развития личности. Становление личности происходит в постоянном противоречии между потенциями (умениями, навыками, интеллектом) и тенденциями (целями, стремлениями, планами). Наиболее важный и критический этап развития личности - юность. В этот период человеку необходимо делать жизненный выбор, принимать решение о том, как строить свое будущее. Он сталкивается с двумя основными жизненными задачами. Первая - самоопределение в профессиональной сфере: выбор профессии, овладение его, вторая-создать свой круг общения, найти друзей, встретить любимого человека. Для того чтобы сделать правильный выбор, недостаточно знаний о внешнем мире: необходимо разобраться в себе, в своих личных особенностях, познать себя. Обычно принято считать, что никто не знает нас лучше, чем мы сами. Однако специальные исследования обнаруживают, что очень часто такое убеждение не более чем иллюзия, да и наши собственные наблюдения подтверждают, что разобраться в своих поступках - не простая задача. У личности есть три пути самопознания. Первый - оценки, мнения других людей. Действительно, в процессе общения, во время учебы, на работе нас постоянно оценивают и мы оцениваем других. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое-нибудь замечание собеседника) и сложными, например аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры. Второй путь -это социальное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а сравнивая, делать заключения о том, не отстал ли он от своих сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отстать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна. Третий возможный путь - самооценка. Человек как бы извне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отношениях с окружающими и личностных качествах. Действительно, поступок, то есть действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, выявляет, что в нем главное, устойчивое, а что - внешнее, ситуативное. Такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человеку иногда приходится конструировать специальную ситуацию, а затем проверять себя в ней. И если говорить о юных, этот тест оказывается далеко не всегда разумным и эффективным, порой он просто опасен. Например, для проверки собственной храбрости устраиваются "прогулки" по карнизам, а "независимость" проявляется в курении, вопреки строгим запретам родителей, а то и в попытках "попробовать" наркотики. Тем не менее самопознание личности и ее становление возможны только через поступки и... ошибки. Другого пути нет. К сожалению, это не всегда осознается родителями и педагогами. Сверхопека подростков и юношей (девушек), стремление все решать за них приводят их к незрелости, социальной инфантильности. Чрезмерная опека часто вызывает социально-психологический феномен "подрыва интереса" у молодого человека к тому, что ему навязывают. У него возникает стремление поступать вопреки навязываемому. Например, юноша (или девушка) решил сделать уборку квартиры и вдруг слышит от кого-либо из близких требование сделать это, причем высказанное сварливым тоном, с раздражением и недовольством. Энтузиазм мгновенно пропадает; более того, хочется ответить резким тоном. И напротив, лучший способ побудить человека к действию - это создать у него впечатление, что он сам придумал дело, хотя в действительности идея может быть ему кем-то подсказана.
   Самопознание происходит на основании осознанных и часто интуитивных представлений о структуре личности, о тех элементах, из которых она складывается. Эти представления у большинства людей формируются в процессе овладения языком и усвоения обыденных представлений о личности. Реже - в результате знакомства с основами психологической теории личности. Личность раскрывается прежде всего с социальной стороны как представитель определенной исторической эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики личности - социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли - то есть устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что индивид должен овладевать знаниями. Казалось бы, статус и роли характеризуют личность лишь с внешней стороны, могут быть восприняты как нечто навязанное ей извне. Так бывает в случае, когда человек по своим психологическим качествам не соответствует порученной ему обществом или избранной им самим роли. Широко распространенный пример такого рода - это неправильный выбор профессии. Десятиклассники Холмогорской средней школы пишут в сочинениях: "Это наверное, плохо, что в шестнадцать лег я еще не выбрал дорогу, но профессий столько много, что не знаешь, какую и выбрать: мечешься от одной к другой"; "Считаю, что в моем возрасте я не могу выбрать профессию по душе, которая будет нужна мне всю жизнь"; "Свою жизнь в будущем я представляю туманно" . Эти сомнения типичны для юноши. Действительно, у нас пока не сложилась эффективная система профориентации, и часто выпускники школ оказываются в совершенной растерянности. Некоторые из них не понимают, что профессиональное призвание не появляется по мановению волшебной палочки, оно требует труда и большого прилежания. Пример тому - их великий земляк! Недобрую услугу юношам, стоящим перед выбором профессии, оказывает применяемый в публицистике призыв: "найди себе дело по душе!" И не только подростки, но и взрослые часто понимают его буквально и... постоянно ищут. Как только возникают первые профессиональные трудности, говорят: "Это дело не по мне" - и сразу же начинают поиски нового занятия.. Еще тревожнее другое: некоторая часть молодых (и не малая) относится к любому труду как к наказанию. Ярким примером может служить старшеклассник одной из школ, который в сочинении на тему: "Кем бы ты хотел стать?" - написал: "Отдыхающим", Поэтому педагоги и родители должны, с одной стороны, бережно поддерживать зарождающиеся профессиональные интересы юношей и девушек (квалифицированную помощь в этом им могут оказать психологи), с другой - готовить детей к любому труду - и физическому, и умственному, - без которого немыслима никакая профессия. И еще одно качество, необходимое для успешного профессионального становления личности (да и в других сферах жизни без него не обойтись): умение преодолевать жизненные трудности.
   Однако вернемся к социальным ролям. В жизни приходится сталкиваться не только с внутриролевыми, но и с межролевыми конфликтами. Роли определяются не только социально заданными образцами поведения и деятельности, но и ролевыми ожиданиями других людей. Нередко эти ожидания противоречат друг другу. Скажем, педагоги требуют выполнения роли прилежного ученика, одноклассники же наоборот - роли весельчака, балагура, который мешает вести урок. В результате, если для школьника важны мнения учителя и одноклассников, возникает межролевой конфликт. Для разрешения ролевых конфликтов личности необходимо- иметь устойчивую систему ценностей, жизненную цель и уметь делать выбор, совершать поступки. Ролевая теория, конечно, не отрицает активности самого человека - исполнителя роли, его отношения к своей деятельности и влияния на нее. Она лишь подчеркивает тот факт, что в любой деятельности необходимо сочетаются элементы импровизации, творчества, с одной стороны, и регламентации, заданности -- с другой. Становление личности обязательно предполагает овладение широким спектром ролей в профессиональной сфере, в быту, в сфере досуга, в межличностных отношениях. Однако роли не раскрывают в полной мере внутреннюю, интимную психологическую структуру личности. В самом деле, роль - это обобщенный шаблон, который наполняет содержанием конкретный человек со своими мыслями, чувствами, планами. Один из основных вопросов - это соотношение в личности природного, прирожденного и социального, приобретенного. В значительной степени наследственно обусловлены свойства нервной системы и формирующийся на их основе темперамент. Темперамент определяет диапазон динамико-энергетической напряженности деятельности, общую активность человека. Психолог B.M. Pvсалов пишет, что "характеристики темперамента не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого расхода энергии" . Темперамент, формирующийся на основе свойств нервной системы и общей конституции человека, может оказывать влияние и на результативные характеристики и эффективность деятельности, но никак не влияет на содержательные отношения личности: убеждения, ценностные ориентации. Вообще соотношение различных свойств нервной системы (то же относится и к темпераменту) носит компенсаторный характер. Например, люди с сильной и выносливой нервной системой медленнее утомляются, но в условиях однообразной работы у них быстрее, чем у лиц со слабой нервной системой, развивается состояние монотонии, снижающее эффективность деятельности. То есть лица с сильным типом нервной системы эффективнее работают в напряженных условиях, а со слабым - в монотонных. Э. А. Голубева исследовала влияние свойств нервной системы на особенности памяти . Зависимость опять-таки носила компенсаторный характер: "сильные" лучше запоминали большие объемы информации, трудные для систематической обработки, "слабые" - словесного материала, требующего осмысления. "Возбудимые" школьники лучше запоминали словесный материал, "тормозные" же - образный. Вообще говоря, мозг и нервная система здорового человека обладают широчайшими возможностями самоорганизации и компенсации, большими резервами. Нейропсихологам удается вернуть к нормальной жизни пациентов после тяжелейших травм, в результате которых погибает значительная часть клеток головного мозга. Слепоглухонемые дети, для которых единственным каналом связи с внешним миром остается осязание, оказываются способными не только овладеть школьной программой, но даже получить высшее образование. Человек может многое, важно помочь ему развить свои способности. Поэтому мы не согласны с бытующим обыденным представлением, будто "каждый человек кем-нибудь рождается". На самом деле каждый здоровый человек рождается с широчайшим спектром задатков и практически не ограничен в выборе жизненного пути. Но по мере становления личности у нее формируются конкретные способности к определенной деятельности. Просто одни задатки реализуются, другие нет. Это зависит не столько от природной предрасположенности, сколько от интересов и настойчивости в их реализации. Если эти интересы находят поддержку у окружающих людей и к тому же подкреплены упорством и работоспособностью, мы сталкиваемся с феноменом ранней одаренности. Здесь у нас разговор пошел уже не о темпераменте, а о другой подструктуре личности - способностях, интеллекте, знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих успех в том или ином виде деятельности. Когда о них заходит речь, также нередко приходится сталкиваться с парадоксами обыденной психологии. Вроде бы очевидно (и это подтверждается высказываниями ряда выдающихся людей), что за успехом в различных сферах социальной жизни (открытиями, изобретениями, созданиями произведений искусства) стоит упорный труд их творцов. И все же многие люди в глубине души продолжают считать: "Способности, мол, от бога". Разумеется, нельзя отрицать роль природных задатков в развитии личности, в том числе и врожденных. Однако многочисленные исследования последних лет показали, что они влияют прежде всего на формально-динамические параметры психической деятельности: темп, ритм, скорость деятельности, выносливость и утомляемость, особенности эмоциональных реакций. В то же время содержание деятельности задается не природными, биологическими, а социальными факторами. Никакой врожденной предрасположенности к той или иной профессии не существует, но игнорировать природные особенности психики, конечно, не следует. Напротив, необходимо, зная их, формировать свой индивидуальный стиль деятельности, который поможет достигнуть желаемых результатов с меньшей затратой сил и энергии.
   Важную роль в развитии личности играет ее интеллектуальный уровень: мышление, восприятие, внимание, память, воображение. Для измерения интеллекта в психологии применяются специальные тестовые методики. И хотя об их надежности и обоснованности ведутся споры, все же эти методики позволяют получить определенную оценку развития интеллекта. Большинство специалистов считают, что тесты оценивают не творческие способности, а лишь уровень знаний и навыков и обучаемость - скорость овладения новыми знаниями. Тесты выявляют прежде всего скорость познавательных процессов, а не их глубину или творческий характер, то есть свидетельствуют об умении оперировать готовыми знаниями. Хотя тесты и не раскрывают в полной мере познавательные способности человека, но дают значимую информацию, позволяют, например, прогнозировать успешность обучения в вузе. Исследования также показали, что уровень развития интеллекта изменяется в процессе обучения: он может как повышаться, так и понижаться. Способность интеллекта к развитию доказывается опытом работы выдающихся педагогов, таких, например, как В. Ф. Шаталов, у которого целые школьные классы (иногда, по мнению учителей, состоящие из "неспособных" ребят) благодаря продуманной методике и творческому стилю работы этого педагога начинают хорошо учиться.
   Огромную роль в развитии познавательных способностей, интеллекта играет мотивация (то есть субъективные отношения человека к окружающему миру, к другим людям и самому себе). Она ярко проявляется, например, в опытах московского психиатра С. В. Райкова, который под гипнозом внушает испытуемым, что они стали выдающимися людьми (художниками или шахматистами), а затем действительно предлагает рисовать или играть в шахматы. И эксперты-профессионалы констатируют, что уровень достижений этих людей существенно повышается. Что же происходит? Проявляются какие-то скрытые "гиперспособности"? Райков просто и убедительно поясняет результаты своего эксперимента, считая, что основная причина роста достижений испытуемых - перестройка в состоянии гипноза их самооценки, отношения к своим способностям. "Внушенная гениальность" снимает у них всяческие "комплексы", неуверенность в себе, повышает концентрацию внимания. Если в обычном состоянии доминирует боязнь потерпеть неудачу, то в состоянии гипноза ведущей оказывается мотивация достижений, человек стремится раскрыть себя, не опасаясь оказаться несостоятельным и смешным. В обычных условиях нет возможности гипнотизировать неудачников или прибегать к каким-либо иным аналогичным средствам, да в этом и нет необходимости. Суть эксперимента заключается в том, что и в необычных и в самых обыденных ситуациях уровень достижений человека объясняется не только его знаниями и способностями, но, во-первых, самооценкой, самоуважением и, во-вторых, отношением к нему других людей. Последнее очень важно. Неверие в человека окружающих нередко снижает его самоуважение и ведет к кризису в развитии личности. Например, нередко случается, что педагоги уже в начальных классах ставят на ученике штамп неспособного, хотя чаще всего его учебные неудачи объясняются не дефектами психики, а недостатком внимания к нему родителей и учителей. Конечно, для развития способностей и интеллекта необходимо их постоянно совершенствовать, решать творческие задачи, но не меньшую роль играет и формирование правильной самооценки. Человек (особенно это относится к молодым), недооценивающий себя, испытывает болезненную неуверенность в собственных силах, а переоценивающий - напротив, самодовольство и благодушие. Соотношение интеллекта и потребностей, мотивов, нравственных установок личности всегда было одной из важнейших проблем становления личности. Юношескому возрасту присущи такие черты, как стремление к идеалу, поиск романтики, обостренное чувство справедливости, максимализм. А отсюда категоричность и безоговорочность суждений о других людях, нередко сочетающихся с нежеланием и неумением замечать свои собственные недостатки. Такой юношеский эгоцентризм ярко проявляется во многих ситуациях повседневной жизни. Еще одна характерная для юношества черта - тяга к самоутверждению, стремление быть оригинальным, ни на кого не похожим. Но нередко для достижения этой цели выбираются самые доступные и небесспорные средства. Например, чрезмерное внимание уделяется внешности.
   Образу жизни молодежи свойственны динамизм, проявляющийся в быстрой смене вкусов, интересов, установок, ценностей; стремление к самостоятельности и независимости, которое сочетается с подверженностью групповому влиянию и зависимостью от мнения сверстников. В этом заключается одна из причин возникновения молодежных группировок, которые по своей направленности можно разделить на три группы: просоциальные, асоциальные и антисоциальные. Вряд ли есть смысл подробно описывать их, ибо в последнее время газетные публикации и телепередачи познакомили с ними большую часть населения страны. Среди членов группировок немало честных, социально активных молодых людей, нетерпимо относящихся к нарушениям принципа социальной справедливости и норм коммунистической морали. И очень важно направить их энергию в созидательное русло. В последние годы резко возрос интерес молодежи к историческому прошлому нашей страны. Повсеместно образуются группы, например "Мир", "Спасение" и др., члены которых отдают свое свободное время охране исторических памятников, реставрационным работам, активно выступают против всякого рода мероприятий, приводящих к разрушению архитектурных ансамблей, и т. п. Все это можно только приветствовать. Но надо иметь в виду, что правильное отношение к культуре, адекватные оценки событий прошлого возможны только у личности, обладающей научным мировоззрением. Такое мировоззрение позволяет дать правильную оценку культуре прошлого и заимствовать из нее позитивные моменты, то есть такие, которые способствуют духовному обогащению человека и в конечном счете прогрессу всего общества. В противном случае мы сталкиваемся с негативными явлениями, которые за последние месяцы имели место в различных регионах нашей страны. Опрос общественного мнения, проведенный нами в марте 1987 года в областном украинском городе, где выборку составили 100 человек разного возраста, социального положения и профессий, показал, что отношение к таким группировкам различно от крайне отрицательного до одобрительного. Самым распространенным ответом оказался такой: "большинство из них - обычные ребята, странная манера и одежда - это возрастное, пройдет". Представители старшего поколения чаще склонны к негативным оценкам. Тот факт, что большинство опрошенных не связывают- необычную внешность и манеры "неформальных" с антисоциальными проявлениями, - свидетельство положительного сдвига в общественном сознании. Действительно, раньше мы нередко забывали, что о личности нужно судить прежде всего по делам и по поступкам, а не по внешности и манере одеваться. "У запретительной" позиции еще немало сторонников. Однако большая часть - опрошенных предлагает создать "неформальным" группировкам условия для их включения в общественную жизнь, например через "клубы по интересам". Мы считаем такую позицию наиболее правильной.
   Для части подростков главной ценностью является умение постоять за себя, культ силы, а все остальное не заслуживает внимания. Так формируется "мораль навыворотку", когда нравственные ценности откровенно презираются, а бездуховность становится нормой жизни. Одна из причин этого заключается в том" что мы, к сожалению, плохо воспитываем уважение к личности человека, многие родители постоянно кричат на детей, быот их, пользуясь правом сильного. У детей постепенно копится жажда мщения, которую они вымещают на тех, кто не может дать отпор. Ребенок, которого с детских лет бьют и унижают, постепенно привыкает к мысли, что подчинение силе и боль - естественные отношения с миром. И он тоже начинает обижать, а порой и издеваться над теми, кто слабее его. Чаще других дерутся нервные, возбудимые дети и подростки, а также не признанные сверстниками, плохо успевающие, отстающие в интеллектуальном и культурном развитии. Особенно тревожит то, что суды вынуждены рассматривать уголовные дела о жестоких драках на дискотеках и в других местах отдыха между представительницами "слабого пола". Да, молодежь нашей страны в целом выполняет свой долг перед Родиной. Однако это отнюдь не означает, что нет проблем в деле воспитания подрастающего поколения. Общественность обеспокоена запоздалым формированием чувства гражданского долга у части юношей и девушек, иждивенческими настроениями, нежеланием трудиться там, где это больше всего требуется обществу сегодня, политической наивностью. На формирование этих негативных черт не могли не повлиять застойные явления в жизни нашего общества, в экономике, в социально-культурной сфере. Неизбежными следствиями этого, как было отмечено на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, стало "падение интереса к общественным делам, проявление бездуховности и скептицизма, снижение моральных стимулов труда. Возросла прослойка людей, в том- числе среди молодежи, для которых цель жизни свелась к материальному благополучию, к наживе любыми способами" (это были уже итоги действий развращенной и коррумпированной элиты в СССР в первой половине 80 - х годов 20 по насильственному привитию советской молодежи потребительской психологии западного образа жизни, когда импортные американские и европейские товары в первой в мире стране социализма возводились в ранг божества и им многие безумцы тогда поклонялись как высшим богам, особенно развращенные и деградировавшие дети руководителей Советского Союза; затем во второй половине 80 - х годов 20 века это товарно - тряпочное импортное безумие охватило почти все советское общество и лишь немногие в СССР смогли сохранить среди этого массового психоза, созданного искусственно, способность разумно мыслить). Видя терпимое отношение к негативным явлениям в различных областях общественной жизни, молодые люди начинают недоверчиво относиться к "правильным речам", утверждая, что "правды нет", "все вокруг обман и ложь". Так формируется скептически нигилистическое отношение к жизни, неверие в нравственные идеалы.
   В телепередаче "До шестнадцати и старше" в начале 1987 года давали интервью девушки из Московского торгового техникума. Без тени смущения они заявили на всю страну, что не упрекнут ни в чем подругу - спекулянтку. Напротив, они благодарны ей за дефицит, а если представится возможность, то охотно поменяются с ней местами. А если будущий супруг станет мошенничать, они просто закроют глаза на источники его доходов. Что это? Желание порисоваться? Смелость и раскованность? В какой-то мере - да. Однако это не сиюминутные заявления, а жизненная позиция юного "лавочника", убежденного в незыблемости принципа "ты - мне, я - тебе". Одна из девушек рассказала, что жульничать и обвешивать покупателей в магазине ее обучала пожилая женщина, директор магазина. Она говорила: "Ты что фасуешь на правильных весах! Надо не довешивать по четыре грамма!". Да, юной практикантке был дан наглядный урок бесчестности. Но как же она поступила? Возмутилась? Нет, она с готовностью приняла правила игры. Зрелая личность отличается умением оставаться собой даже в сложных жизненных обстоятельствах, не поддаваться никакому давлению. Здесь же о зрелости говорить не приходится: налицо как раз обратное - конформизм, приспособленчество и двойная мораль. Убеждения, мол, это одно, а реальная жизнь - совсем другое. Какие еще проблемы характерны для молодого человека сегодня? С какими трудностями сталкиваются юноши и девушки в процессе становления личности? Мы решили спросить об этом самих молодых людей. В ходе названного выше анкетного опроса, проведенного в Ленинграде, 1025 молодым людям и девушкам был задан вопрос: "Что в поведении современной молодежи вас больше всего беспокоит?" Ответы распределились по их значимости в следующем порядке: бездумное подражание Западу, наркомания, равнодушие, безответственность, нежелание трудиться, вещизм, цинизм, эгоизм, инфантилизм, разболтанность ( в России Бориса Ельцина и его соратников в 90 - е годы 20 века это все уже стало нормой жизни для миллионов, а потребительская идеология приобрела статус государственной). Представляют интерес и ответы на вопрос: "Что бы вы лично предложили изменить в воспитании современной молодежи?" Были высказаны следующие суждения: 1) больше доверия и самостоятельности; 2) активнее бороться с пьянством и алкоголизмом; 3) воспитывать патриотизм; 4) дать возможность несовершеннолетним своим трудом зарабатывать деньги; 5) открыть двери клубов, домов культуры и стадионов; 6) прекратить набившее оскомину "морализирование"; 7) учить культуре отношений между полами; 8) строже наказывать хамов и хулиганов; 9) воспитывать воспитателей; 10) серьезно готовить к выполнению родительского долга. Эти ответы показывают, что многие молодые люди сами пытаются серьезно разобраться в общественных проблемах, верно указывают и недостатки в работе с молодежью. Важно, однако, чтобы они поняли: решение многих проблем зависит не только от совершенствования условий жизни, не только от отношения старшего поколения к молодежи, но прежде всего от активности, жизненной позиции самих молодых людей. Таковы некоторые проблемы, связанные с формированием личности молодого человека в годы Перестройки. Проблемы острые, и решать их нужно как можно быстрее.
  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
   Наша страна переживает период глубоких и серьезных перемен. В решении грандиозных задач, поставленных партией перед, страной, огромная роль отводится молодежи, ее энергии, гражданской неуспокоенности, активной жизненной позиции. Молодость - это время для физического, социального и духовного развития личности. Многообразна жизнь современной советской молодежи, широк круг ее обязанностей, велик вклад в дело перестройки. Но есть главный стержень, определяющий ценность и цельность личности. Это гражданская зрелость, социальная ответственность и непримиримое отношение к антиподам коммунистической морали. От этих качеств зависят и все остальные: отношение к труду и общественной деятельности, к товарищам и окружающим, к родителям и детям, к любви и дружбе. Для воспитания такой личности, как сказал М. С. Горбачев на XX съезде ВЛКСМ, необходимо массовое участие молодых людей в обновлении и демократизации общества, надо лучше понять проблемы социального развития молодежи, повысить интеллектуальный потенциал всего нашего общества. "Чтобы поднять молодежь на выполнение сложнейших задач, как мы понимаем, мало призывов и лозунгов. Энтузиазм юности необходимо подкреплять деятельной заботой о судьбах молодых людей". XX съезд ВЛКСМ убедительно показал, что всю идейно-воспитательную работу с молодежью надо вести, преодолевая абстрактно - просветительский подход, однообразие и закостенелость форм и методов. Опыт идеологической работы с молодежью убеждает, что сегодня нужен честный и прямой диалог, уважительный диалог, умение убеждать и влиять на формирование личности. Гражданственность - одно из важнейших моральных качеств- личности, представляющих собой сплав таких мировоззренческих и нравственных черт, как коммунистическая идейная убежденность, социалистический патриотизм и интернационализм, высокая сознательность и ответственность, трудолюбие, творческая активность, честность и порядочность, непримиримость к антиподам коммунистической морали и идеологии. Именно коммунистическая гражданственность помогает формированию активной жизненной позиции, беззаветной преданности делу коммунизма, определяет способность действовать в интересах коммунистического строительства. Перестройке нужны люди с твердыми гражданскими установками, социалистической идейной убежденностью, способные быть на высоте своего нравственного долга, твердо стоять за истину, не подверженные угодничеству и лицемерию, самостоятельные, не ждущие указаний на каждую мелочь, а готовые брать ответственность на себя и доводить дело до конца. Но гражданская зрелость не приходит к человеку сама собой. Она вырабатывается им в процессе практической деятельности и в ходе преодоления трудностей. Это и есть наилучшие условия "для становления личности.
  
  
  ЛИТЕРАТУРА
  
  К. Маркс и Ф. Энгельс о молодежи. М., 1972.
  В. И. Ленин о молодежи. М., 1975.
  М. И. Калинин о молодежи. М., 1969.
  Блинов Н. М. Контрпропаганда и молодежь. Л., 1986.
  Емельянов Ю. В. Обострение социальных противоречий и молодежь. •М" 1986.
  Козлов А. А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа ■жизни. М., 1985.
  Кон И. С. Открытие "я". М., 1978.
  Кон И. С. В поисках себя. М" 1983.
  Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  Лисовский В. Т. Что значит быть современным. 3-е изя. М., 1983.
  М у з д ы б а е в К. А. Психология ответственности. Л., 1983.
  Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  Психология личности и образ жизни. М., 1987.
  С чего начинается личность. М., 1984.
  Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. • Л., 1979.
  Социалистический образ жизни и молодежь. Л., 1983.
  Станкевич Л. П. Проблема целостности личности (Гносеологический -.аспект). М" 1987.
  Ш у б к и н В. С. Начало пути. Проблемы молодежи в зеркале социологии. ОЛ" 1978.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"