Вильмс : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-17

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Ребенок спит в коляске на верхнем балконе - личико чуть виднеется. Мать, молодая женщина сначала поправила что-то, потом долго передвигала коляску к солнцу и глядела на него. Мы - в здании напротив и выше. Коляска на верхнем балконе и никого нет ни на балконах, ни во дворе, тишина и много лет в таком сне и неподвижности младенец пролежит на этом балконе и сколько света впитает....
  Мир младенчества, мир ребячества, мир отрочества, мир юношества, мир зрелости. Как легко, не задумываясь, говорим, а ведь это действительно особый мир, отличный.
  
   __
  
  Чужие лица кажутся неизменными, а свое - каждый раз неуловимо разное. Вроде бы одно и то же, но иногда кажется чисто сухим и немецким, а иногда странновато одухотворенным.
  
   __
  
  Заповедь "седьмого дня" как проверка, пробный камень: способны ли мы целый день быть без дела практического и именно посвятить его?
  
   __
  
  Всегда надо пытаться рассмотреть предмет и с других сторон, но тут метод нужен, точки опоры в этих разных сторонах.
  Сам факт появления какой-либо теории или трансформации ее о многом говорит...
  А после теорий приятно простой услышать разговор!
  Все же, мир, на ходу рассматриваемый и мир из угла и одного места - разный. С одной стороны, поток, калейдоскоп, который оглушает, стирает одно другим, а с другой - странная задумчивость, значительность и даже картинность. Почти грезишь, когда так созерцаешь.... Тоже полюса.
  
   __
  
  День: заботишься, наедаешься, несешь бремя, занимаешься физкультурой, помогаешь. Из главного - впитываешь; осмыслилось - черкнул. Иногда можно себе позволить гулять и заглядывать в места непривычные. Также подбери себе интересную книгу на вечер...
  
   __
  
  Есть сейчас для меня нечто совершенно бесценное, отсутствие которого любое рассуждение, описание и даже практическое дело делает недейственным, если не ложным. То, да не то. Не интересно и точка.
  И не хочу терять чувства благоговения и чистоты, пронизанного страстным стремлением увидеть это нечто до конца, увидеть чувством.
  
   __
  
  Дети в легких сумерках кажутся особенно возбужденными; громкие звуки, поглощенность происходящим...
  А дома обеденный стол: грязь, распутица, вздыбившиеся чашки, банки, ложки; даже бидон тут. Что за стихийное сборище, базар, революция.
  
   __
  
  Суть материализма не в отрицании духовного, а в признании подчиненности духа материи и делу.
  У меня пока обратная картина - внешний мир лишь пища для духа. Дух управляет и прочее.
  
   __
  
  Молодые стремительно только портятся, довольные варевом, но в глубине они, видимо, вполне чувствуют это и потому как чутко подчас прислушиваются к иному звуку и как яростно и неравнодушно стремятся опровергнуть этот звук. Хорошо, что хотя бы знают, о чем речь!
  
   __
  
  Ел, слушал всякое, что взахлеб говорила мама... - и становилось все тошнотворнее. Не имею права я. Жертва - гречневая каша!
  Сколь многое у нас в представлении о себе и людях не сходится с тем, что существует на деле. Жизнь - это всегда иное.... А внутренний мир - это третье и все три мира связаны, хотя и различны.
  "Ну, и каков же практический вывод?" - тут ошибка, в этом вопросе, ошибка не верующего, что понимание и осознание само собой, естественно отразится в действиях наших. Я тоже в этом грешен. Всегда же все практически рассчитанное и вымышленное оказывалось наивностью, замком на песке.
  
   __
  
  И все же мне кажется, и я надеюсь, что сам ход и тематика моих мыслей - художественны.
  И что "человек свободен" - т.е. у него все равно есть выбор духовный.
  /Вот только губу тереблю иногда как Женя!/
  
   __
  
  Чуть ли не у каждого слова две стороны, свет истинный и ложный.
  Изъян последнего не частичный, но изъян мертвенности. Словно пыль какая-то на всем и запах неважный...
  Люди заражаются ложным друг от друга. Они разные, но эта ложь становится общей основой, нужной для сближения.
  Ей Богу, мое осознание мира и всего, что в мире похоже на чудо - так это художественно, такое в этом видение. Но как бы кусками оно происходит и не постоянно ощущение чуда - рутина и ложь практицизма слишком сильны, они его убивают.
  
   __
  
  Мне почему-то кажется, что правый глаз у меня верховодит, а левый смазан, не остр. В зеркале же этого вроде не видно. Только и жди, что и внутри, и снаружи перекосит, как урода!
  
   __
  
   Поэтики в своем уходе и своих поисках все же не чувствую, приличной биографии с меня не напишешь, красивое кино не поставишь. Потому как вовсе я не оторван и не сверхчеловек. Все там же находимся. Много только мучительной немоты одиночества и тоски по пониманию и общению.
  И самому восприятию мешает нечистота состояния, ненастроенность и суетливость. И бесполезно тужиться, без чистоты пытаясь что-то осмыслить, это удастся позднее, может, через час, может, поздно ночью - вот когда хорошо чистоту призывать - а может, и вовсе через реку времени...
  Или: первую часть дня все же бороться с собой и заставлять себя, а затем отпускать вожжи и становиться собой. Ведь на деле часто так оно и получается. И это красиво, господа биографы!
  
   __
  
  Дремлющий зверь Джигарханян.
  Вообще, это тема. "Человек и животное".
  Почему, кстати, злодеи удаются лучше?
   Для "простых" мир "в общем-то, хорош" и существуют голубые добродетели, а для тех, кто выше - они и творят - мир от проблем темнеет...
   __
  
  Продолжается переосмысление старого и надо начинать новое.
   Но старое слишком сильно разогналось и резервов для чего-то еще у меня не осталось. Чтобы подбодрить себя, я систематически приукрашиваю картину.
  
   __
  
  Они кажутся мне почти двойниками, но, наверное, они видят свое отличие. Все же, до конца мне их не понять.
  Каждого на пол сбросить с мягкой постели! "Ишь прильнул. Работать пора!" Все прохожие пребывают во сне и потому одинаковы.
  
   __
  
  Что в тебе вдруг сочинило, выдало, просто заговорило? Не чудо ли? Взял и сказал комбинацию.
  Так что, нет, духовность мира - это настоящее чудо.
  Взять, например, эти нюансы в мгновенье - сколько в них жизни. Да, в них жизнь. И проблема лишь с передачей ее без бугров и напыщенности.
  
   __
  
  На жертву тоже нужна воля. Воля нужна, чтобы создать и воля нужна, чтобы пожертвовать созданным. А если не можешь отдать даже то, что не дорого, то никогда ничего не создашь.
  
   __
  
  Как стирается то, что было вчера.... Словно не было ничего, никаких не осталось последствий. Еще одна репетиция бессмысленной пьесы.
  Мертвы их доводы и призывы продолжать ее репетировать - это доводы для других. А что для себя? Самостоятельность себе невозможно позволить?
  Рисованные рожицы.... И каждая, как живая, тоже по-своему глядит.... Но уже безобразничать советует!
  "Все померкло" - потому что суть назначения человеческого - творить жизнь. Творить, творить ее. Жизнь, жизнь. Уж извините, если для меня нет жизни в этой пьесе.
  Пребывая в ней, я чувствую враждебность предметов и ощущение безвыходности. Люди отдалились, идут мимо, выглядят непонятно; работа только темная, принуждающая сила - и падают ложки со стола, во дворе, гремя, отваливается забор, под ногами по дороге плещется болотная вода...
  Меньше соединительных связей. Вовсе без заботы об этом, потому что в связях у меня самые штампы. Ведь в этой пьесе мне еще не скоро издаваться!
  И солнце так улыбается свету, словно он уже и не его - настолько в роли, на задании.
  А люди все же ждут пророка, им нужно новое слово и новая пьеса. Да, несмотря на цинизм, опустошенность и оглушающий хохот.
  Надо дать больше света, больше сна. Сон-мечта - это слитно.
  Чувство света книги.... Просто автор что-то видит и напоен чувством.
  Стихи, музыка, книги - и лирики, романтики, реалисты. Это ведь мы, может, в каждом есть лирик, романтик и реалист и каждый из них желает сыграть совсем другую пьесу.
  Лицо или земля без света - это, логично рассуждая, тот же мир, но это не тот мир. И это даже не ночь, потому что ночь служит свету и говорит, что он к нам вернется...
  Странно, но когда днем смотрел в окно и видел крыши, и видел солнце, остался вял и смутно спросилось только "почему они там, а я здесь". А вот теперь ночь и тот свет сияет - и тот ветер с крыш сияет, и купола, что всех дальше виднелись тогда, причем один - свечечкой...
  
   __
  
  Надо вживаться в совершенно конкретных людей - думать о них, всматриваться в них, фантазировать и дорисовывать их.
  
   __
  
  Душа жива и, если уму надо проблемы решать, то в ней беспокойство, страхи и чуждость, но, когда, не думая, делаешь, то душа вообще атрофируется. Она потому и беспокойна при деле, что еще, как дитё непривычна.
  
   __
  
  Признак животного - хвост. Ох, хвосты задних мыслей у многих виднеются. Тот еще пистолет.
  А я человек приличный, но еще слишком призрачный.
  Кстати, оказывается, у меня немало сходных мотивов с экзистенциалистами - например, те, что роднят их с Достоевским - с Раскольниковым, который тоже в прострации полной слонялся.
  ...Отмирает что-то, но что-то живо, живо.
  А раньше вообще был серый фон и вроде бы все не по своему выбору делаешь. Вот это была экзистенция!
  Идеальный человек несет в себе идеал, есть у него он, причем незыблем и чуть ли не единственно жив, и такой в нем свет, что ты не можешь не испытать благоговения, но внешне, право, можно ничего и не заметить, или же заметить как странность и даже недостаток...
  
   __
  
  Что заучено по принуждению, то испорчено, причем, возможно, навсегда. Так у многих с литературой...
  
   __
  
  Непрерывность очень важна. Мучительно постоянно переключаться. Ведь мне немного нужно: карандаш, книги, время, голова и прожиточный минимум.
  
   __
  
  Влажная ночь оставила на крышах следы и они тоже никому не нужны...
  
   __
  
  Обыденное мнение о жизни низводит ее в ничто. Все эти канонические понятия не стоят ломаного гроша. Но у них есть другая сторона и вот там - истинный смысл; сколько углов, странных комнат, людей и ситуаций; один другому всегда чуть странный, но это чувство чудесно усилится, если отойти от канона. Вот полностью общепринятые люди, делающие все как полагается, по мнениям, но и у них углы, уверен, есть...
  Зачем у меня такие мысли. Не практические соображения и не пустота; только записать могу и в искусстве применить, не иначе.
  Ведь каждая мысль для чего-то предназначена и не случайна.
  А мир действительно странный.
  Ходишь, смотришь на то, какие всюду повторы и возникает ощущение, смывающее всякую мысль, ослепляющее меня, как наркотик. Все то же, вечная немая картина, нерасчленимое, аморфное движение людей, машин и трамваев. Куда ни посмотри, всюду люди идут в разные стороны, видя спины попутчиков и пятна лиц идущих навстречу; головы - это только шляпы в набитом трамвае.... Нет, странный мир, странно снуют люди, не обращая внимания на смену света.
  Еще через окно увидел мельком: черные волосы, черные пиджаки, пермячные лица за столами. Столовая - но еды не заметил.
  
   __
  
  Настолько откололся, что и совместная учеба уже не единит, как собратьев по несчастью. Да учеба и не дело, она губит лишь - голова от нее болит и тупеешь.
  Плохое настроение - и люди, и учеба плохи, хорошее - и они сразу хороши? Нормальное - нормальны!? Да, условность самого понятия "хорошее /плохое/ настроение" очевидна...
  Нет, не в силах, как-то не тянет искать ходы, чтобы выразить все нюансы и всю полифонию этой мысли...
  Уже то, что человек одет современно, отпугивает меня. Современные все сделаны по одному шаблону и причесаны под одну гребенку.
   Но ведь и я одет в польское?! Ну, нет, все равно я одет без претензий и мягко, а они жестко и вычурно.
  
   __
  
  ...Буду глядеть пристально, всё время возвращаясь и до тех пор, пока не скажет. Всё мне хочет что-то сказать и когда-нибудь обязательно скажет...
  Вдруг я обнаружил, что одна моя половина говорит что-то в словах и образах, причем говорит возбужденно, со сменой интонаций, до взвизга акцентируя чуть ли не каждое слово, но другое "я" не в силах преодолеть навалившуюся тяжелую сонливость, хотя и силится понять, и, кажется, даже что-то выговаривает. Словно пробудился в сплошной тьме и с удивлением заметил в соседней комнате лихорадочную деятельность - ватно-гулкие голоса и резкий желтый свет в щелке под дверью - но тут же опять заволокнулся, натянул на себя одеяло сна.
  
   __
  
  Лето. Виден свет. А даль - ослепление, битва света.
  Пыльное окно трамвая. Пыль и свет.
  Стираются детали. Лица плоски, как мишени, но как у стрелков у всех от света сощурены глаза...
  
   __
  
  Героем глядел на политэкономике. Показал независимость, знания и внимательность. Но - лишь внутри себя! Поглядывал лишь да острил. И даже не согласился бы выделиться! Стеснителен. Отвечал бы, впрочем, довольно свободно, кокетливо обыгрывая свои запинания.
  Ладно, к черту, опять бегу домой с заботой о сокращении времени бремени. С заботой и спешкой...
  В течение суток то свет, то тьма. И сумерки, и серые дни. Так и в душе за день то же. И годовая цикличность во мне есть. Полная связь мира естественного и мира духовного.
  
   __
  
  Каждому отпущен свой уровень познания, при достижении которого кажется, что постигаешь Бога.
  ...Поднявшиеся мы и спустившиеся звезды - блестящие, непостижимо повисшие на черноте капли.
  
   __
  
  Отрицаю, как недостаточные всякие описания рисующего наблюдателя и авторский комментарий.
  Нужно нечто иное, не знаю в точности... - чудится какое-то слияние сфер-полюсов, в котором нет никаких уступок общепринятому и житейскому, с одной стороны, рационалистическому и объясняющему, с другой...
  Все же, без конца что-то выдумываю и планирую "правильное" - вопреки уговорам самого себя. Порочная и рутинная сторона моя все жива. Это от тех времен, когда вслепую старался "быть лучше" - эпоха сплошных планов до абсурда.
  Быть бы просто чистым, смиренным и страстным. И всегда бы за собою следить - таков ли? Ведь сам процесс искания этих качеств и есть цель, и есть жизнь.
  Но сколько в нас от мягонькой постельки, которую мы все любим. Господа постельные мечты и госпожа безвольное одеяло...
  Люди часто не видят друг друга, но ведь это не значит, что они не существуют - так и в духовном: не вижу я чистоты, простоты, но где-то их дух существует, конечно.
  А сподличать можно и на заварке чая. Я, как упаду, удержу не знаю. Дерьмо.
  Безобидные вроде грешки. Безобидно и сюсюканье ТВ, которое смотришь, но все же есть над каждым и над всем миром черная тень смерти и потому вовсе нет ничего безобидного.
  Что-то безобидное творят словами, но потом кругом начинается пустота "зачем" и "почему", которая поглощает слабые слова...
  Удастся ли разорвать безмолвие?
  В такой ситуации не стоит бояться писать спорное, манерное или надуманное!
  Очень может быть, что и мои усилия - впустую, и всё - лишь тот же мираж гордыни. Но выбора нет. Нет другого способа быть настоящим.
  Предвкушая хоккей, строил благородные планы.... На завтра.
  Чуть определишь цель повыше себя, как она сразу превращается в мишень для искушения, ведь натура застойная. Но и без определения цели нельзя, человек должен знать, куда он идет. Очень надежную, вызревшую цель надо выбрать. Например: бить малодушие и не спешить в определении цели!
  
   __
  
  ТВ-хоккей без звука, классическая музыка по радио и книга.
  И уютная кровать. И нога на ногу.
  
   __
  
  Серый день.... И скука интересна, если художественно выражена? Надо увидеть!
  
   __
  
  Упреки мамы: "занимаешься только собой" - приставал к ним, чтоб вышли, комнату надо проветрить. Отвечал возбужденно, резко, нападал. А ведь она права.
  
   __
  
  Сейчас людей много, раньше их было меньше, а когда-то вообще один, двое... - из тех двоих образовались народы, и двое из разных народов разные, потому что были разными двое.... Не чудо ли? Или народ формируют только природные особенности?
  
   __
  
  Если бы что-то было нельзя объяснить, то все устрашились бы. А ведь любое объяснение - это еще не постижение истинной сути явления.... Пора заново всем испугаться!
  Обманывают свою совесть и объясняют, что добро в подчинении системе, в служении ей и выполнении всех ее требований, а зло в действиях против системы. Мир сужен, зато практичен и якобы дееспособен...
  Во мне два полюса и пропасть между ними. Так у всех, всегда? "Поле битвы - души людей". Рождаемся в качестве поля для битвы.
  
   __
  
  Странно видеть освещенную чужую комнату через окно... Голова лысого Тараса Бульбы в очках, второй этаж и какой-то бледный свет, обтерханный кусок с потолком комнаты. Что-то талдычит Бульба, но кому, не видно...
  Да и темную, безлюдную комнату странно видеть - тут есть какое-то воспоминанье детства.... Да и просто горшок с фикусом или книгу с края занавески...
  Да, книги, всюду книги. Читающий человек - это же тоже очень странно. Там же другая жизнь и вроде мостика сюда нет...
  
   __
  
  Возможно ли соучастие? Вовлечь людей надо, но как, затронуть, но что? Общаться только с родственниками по духу?
  Иначе слова на ветер. Глохнут без опровержения - или все-таки тебе достаются ругань и тактичный укольчик.
  
   __
  
  При такой жизни небо и асфальт можно поменять местами: словно на небе есть отсвет асфальта, его тень, а небеса прыгают в каждую лужу. Но сегодня все же сильнее запыленность неба...
  
   __
  
  Недовольство и соперничество при совместном с Вовкой делании - что за ревность тут? Словно только в одиночку прожить и способен.
  
   __
  
  До многого дошел - и в том, что меня лично касается - но, однако, все остается по-прежнему. На входе берешь руководства к действию, а на выходе получаешь выхолощенные прожекты. Чего-то в крови нет, и никакая инъекция не помогает. И дальше буду так методично упираться и внедряться?
  
   __
  
  Папа читает и пересказывает вновь. Эхо как от мертвого. Эхо неразборчиво, а понимание индивидуально...
  Может, и меня книги сбили с толку? Ищу мыслей книжных, вот жизнь и остается в стороне...
  
   __
  
  Смысловая квалификация предложений. Без смысла как без веса. Часто, кстати, как легковес без толку махаю руками.
  У иностранных слов и иностранный смысл. Воинствую и против иностранцев!
  Я знаю, они хотят, чтоб я, как все жил и был при этом бодр и весел.
  Значит, таким я и не должен быть, раз мы идем навстречу!
  
   __
  
  Все же, надо признаться, всего более захватывает физический труд - мой ум пока склонен к разброду, а настроение и вовсе хамелеон.
  
   __
  
  Тот уровень познания, что мне предназначен, кажется, исключителен. Ведь исключением является и уровень познания Дост., который пробудил меня. От других тут отличие качественное.... Как было? - я словно спал до весны 21 года, то, чем жизнь их движется, как-то не затрагивало меня до Достоевского. Только на этом уровне возможно стремление к высшему такой силы, такая жажда "забить гол", причем всё, что ниже кажется мне нездоровым и несуществующим.
  Вот только есть трение - "одно из загадочных явлений природы". Знать бы, что и когда мучаешься с чуждым, то не тратишь даром силы и время, не убиваешь себя, но в страдании закипает душа и научается не дрожать, терпеть и сносить.
  Но важно, конечно, ставить и промежуточные цели по силам, а не пытаться махом решить все проблемы, в которых трения много.
  Ведь многие вовсе не имеют способности выжать до конца то, что заложено в произведении искусства, например; всё так закупорено чугунными "взглядами" словно они ездят на танке и плевать им на трение.
   Да, пусть я беднее возьму, но связанное идеей и очищенное от всякого трения. Так всегда в искусстве: оно живет деталью, но деталью живой и осмысленной. И не так важно то, что в жизни всё иначе было. Пусть и гипербола будет, все годится для понимания. В чем есть смысл, в том есть и жизнь.
  
   __
  
  Истинный, свободный мой взгляд серьезен, темен и налит. Но его можно увидеть, лишь когда я ни на кого не смотрю. На людях же у меня чуть намеренное, вынужденное выражение лица и внешний взгляд. Часто вообще не могу смотреть на людей незнакомых - кину взгляд украдкой и мельком и - в сторону; знакомые же чувств не вызывают, поэтому на них смотрю почти как на пустое место.
  
   __
  
  В чем еще трудность моя - сколько жизней вокруг, примеров - и ни один не для меня. И сколько целей есть кричащих и канонически солидных, к которым у меня то же самое отсутствие приязни.
  Поэтому, хотя вроде бы многое понял, но без прецедентов и аналогий не хватает уверенности, дающей всем крепость.
  Да что там, и хуже бывает, потому что, например, сладострастненько смакуешь чувство несчастности, с церемониями зачисляешь его в родные себе. Да и то: всякое чувство лучше пустоты!
  
   __
  
  Музыка; вариации; рондо; тональность; консонанс - диссонанс; гармония - полифония; тоника /опорные звуки/; мелодия.... Сами слова эти - музыка!
  Всюду, например, не повторы, а вариации - вариации дней, людей, чувств, поступков. Вариации записей.
  
   __
  
  Верю страдающему. Всегда врет страдать не желающий. Все врут и я только стараюсь поспокойней страдать и никому не верить.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"