Вильмс : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-24

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   __
  
  Если у меня будет ценность, до которой им не достать и с помощью которой можно всё измерить, т.е. ценность эта будет выше всего того, что имеют они, то тогда чужих и работу можно стерпеть - всё будет, как с гуся вода.
  Но нужно видимое выражение этой ценности, ведь так слаб, что могу усомниться, отчаяться; и упорядочить ценности надо, а то у меня такой хаос...
  Не чувствую себя твердым - вот беда; не удается мне быть твердым праведником в летучих эпизодах - и эпизодах с сонной тишиной, и эпизодах с назойливым вниманием.
  Либо я буду держаться собственных правил игры и жить без накатанного, без пошлости, без обязательных фраз и улыбок, либо буду ничем, как сейчас.
  Отказ этот можно компенсировать внимательностью.
  Земные дороги - дороги в никуда, из пункта А. в пункт Б.
  
   __
  
  Раз не кончаешь самоубийством, значит, тебе есть ради чего жить, что бы ни говорил. Великий человек всегда близок к самоубийству, потому как имеет дар, который неизбежно отъединяет от людей и всего наносного, что они создали и во что они верят... - близок, но нашел в себе мужество вытерпеть свое одиночество и построить свой храм на обломках. Ибо ничто не дается даром...
  А ты хнычешь так, как будто хныканьем можно остановить поезд...
  
   __
  
  У всех дело заслоняет все, остальное кастрируется. Добро и зло дела.... Только для того, чтобы прожить, надо лить пот и мучиться выбором, а чтобы благоденствовать, надо, наверное, продать душу и всем предоставлена такая возможность.
  Напряженный, судорожный мир - и либо ты научишься не требовать для себя ничего от него и терпеть все, либо научишься цеплять мертвой хваткой свой кусок, норовя перехватить его поглубже.
  Каждый раз меня засасывает в мир и все захлебывается, а ведь были лишь цветочки.
  Мир жесток, а ты задумал выдать себя и включить свет, как тогда на веранде; ведь и одного слова довольно для того, чтобы выдать себя и "сделать другим неприятно", а тут целые монологи.
  Это тупик, все для меня - табу, как для прокаженного, мир чужой и нацелен на то, чтобы убивать таких, как я, загнав их в темный тупик, подальше от "излишне впечатлительных" глаз.
  
   __
  
  
  Искусство для меня - это попытка обратить все в шутку и через это совладать?!
  Но ту литературу, на которую можно опереться, терпят лишь со ссылками на чужаков или прошлое. Им не нужна правда - а они ее, видимо, знают, раз так стараются забыть, подавить и заменить - в том числе, и с помощью искусства.
  Впрочем, не стоит так зацикливаться на черном - суть в том, чтобы искать свет; верь, что он есть, потому что иначе не было бы и тьмы.
  
   __
  
  Глазами осторожно потрогал его глаза.
  Глазами резко ширкнул по его глазам.
  
   __
  
  Стоят прекрасные, беззаботные летние дни и прохладные утра - всегда синее небо, божественный радостный свет; сейчас множество народу счастливо проводит время, шагая в приключения и удовольствия среди других людей.
  
   __
  
  Конечно, я пока почти ничего не сделал такого, что мог бы поставить себе в заслугу, но смог, по крайней мере, остеречься и не наделать непоправимых глупостей...
  Ведь обычный человек - это марионетка, связанная многими невидимыми нитями с каждым из своих близких и потому у него нет выбора; а добро - это просто услуга, которая всегда в известной мере вынуждена. В конечном счете, у них действительно всё упирается в то, что надо есть, иметь кров и одежду.
  И то, что это люди, научившиеся плодить целые книги мыслей-извивов, ничего не меняет.
  Система такой жизни реагирует только на отклонение, поэтому на одной доске стоят и революционеры, и праведники - каждый, кто не мещанин. Методы уничтожения также разнообразны - и кнутом, и пряником...
  
   __
  
  Это можно сделать принципом: "при проникновении в суть избегай иностранных слов" - и вместо "психологии", например, говори "душа". Эти слова - препараты, а я хочу, чтобы в моем интересе к искусству не было ничего, что роднило бы его с интересом коллекционера марок и бабочек.
  Правда, некто говорит очевидно правильное, и без иностранных слов, но в жизни у него, возможно, все наоборот. Очевидные слова - рудименты.
  Как бы не были мы умны на словах, разве в силах кто-нибудь из нас думать о смерти и понять ее неотвратимость?
  
   __
  
  
  Общество ночи также мрачно и странно, как и одиночество.
  Пусть не дневные радость, бодрость и уверенность, но тихий свет и утешение необходимо найти для начала...
  Есть же такие категории, как "приятное" и "удовольствие" - а я этого лишен начисто. Меня сопровождает безнадежное уныние и прозябание...
  Тени на потолке нарисовали огромную руку и огромный череп...
  Только теперь осознал, что житейские маленькие удовольствия неисчислимы и часто забавны; они все же настраивают на благодушный лад и скрашивают жизнь. Этот поток с легкостью смывает даже и сильные огорчения...
  Но нет, все это померкло для меня, если и воскреснет, то не в благодушном виде.
  Разумны же обычно оправданья.
  Но все же нет никакой гарантии, что я не наделаю опрометчивых глупостей уже сейчас - допустим, встретив девушку - любой ничего не стоит окрутить меня; или что я не сорвусь на грубость и не буду малодушным. Напротив, я почти уверен, что так оно и будет - нет во мне силы.
  Самое страшное, что я теперь всюду буду одинок - и на людях это одиночество будет еще мучительней бросаться мне в глаза. Впрочем, только на людях есть надежда найти единственного друга.
  Не нужны словесные доводы при всех этих выборах - в большинстве случаев достаточно проверить, на чьей стороне малодушие. Спешка, болтливость, робость, сластолюбие и прочее - все это малодушие. Главное, оно хорошо распознается мной - это ориентир.
  
   __
  
  Все это прекрасно, но, тем не менее, замечаю за собой, что подсознательно я как-то уклоняюсь от евангельских рецептов - и дело тут не только в современном и вдобавок единственно мне предназначенном воплощении божественного предназначения человека - именно дух некоторых положений чужд, некоторых - непонятен, некоторых - слишком завышен для меня. Я слишком суетен и, понимая это, все же тянусь к внешнему блеску. Как человек с благими намерениями, я пытаюсь всё сопрячь, с одной стороны, осовременивая Евангелие, а с другой, делая Его наглядным и житейским, т.е. не только жизнь свою подтягиваю до идеала, но и наоборот - приспосабливаю, толкую заповеданное. Почему так? Потому как есть чувство, что ты так увяз, что иначе не стронешься.
  Если даже взять маму с папой, то и они о делах практических говорят несравненно более горячо и заинтересованно, постоянно спорят, рассуждают - да это и по времени несоизмеримо. А если и сделают "добро", то не умолчат о нем, похвалы потребуют - причем собственно человеческое внимание и сочувствие им почти недоступно, любят только укорять. Дух у них мещанский, дух - это же чувствуется, он как запах. А Библию читают, словно вспомнив, что они верующие, и читают ее не так, как читают Откровения, а как всезнайки, непрестанно похваляясь своим знанием и уверяя, что другим оно недоступно, потому что они не меченые. Также читают ее целыми главами, не спотыкаясь душой на каждой строчке, т. е. без личной жажды, а лишь другим в назиданье. Они не видят своих пороков, считают их лишь недостатками. Конечно, читают и в уединенье, для себя, но ведь нигде формализм допускать нельзя.... /Кажется, я сбился с темы - начинал писать не с критикой других!/
  
   __
  
  Буду понимать искусство просто как действенное и искусное слово.
  И не буду давать им оружие против себя. Если и сделают больно, буду терпеть и не выдам, что это мое слабое место...
  
   __
  
  Наивные верующие берут слова отдельно от жизни, вовсе не замечая, что они отвлеченно абсолютны. Они превратили Бога в убежище. Оттого - приторный и неестественный дух, нарочитость в сочетании с убогой зачумленностью. Взгляды же на саму жизнь у них обычные, газетные, даже сдвинутые в сторону таких понятий, как "наши - чужие". Т. е. Евангелие для них не взгляд на жизнь, а отвлеченность, не пропущенная через душу.
  
   __
  
  Главное, верить в свою, не побоюсь этого слова, исключительность, т.е. что я не зря родился на свет - как и любой - и что я не песчинка на ветру. Нигде же в Библии нет: "будь одним из всех", "будь как все", напротив: "спешите в число избранных". Но исключительность эта не внешняя, о ней знаю лишь я. В конечном счете, это просто вера, что ты действительно имеешь дело с Богом и она сопровождается неизбывным ощущением своей слабости, бедности и нужды в опоре.
  Если не будешь верить в Божью опору, значит, будешь верить в мирскую и не будешь иметь права быть другим, чем они.
  Конечно, Божья помощь проявляется опосредованно, чудес мало и они для людей маловерных, над которыми сжалился Бог...но главное, само ощущение: на кого надеюсь? Верю ли, что все к лучшему, что все предусмотрено Заботящимся о нас?
  
   __
  
  В сознании тоже одно льется, а другое еще скапливается, одно созрело, а другое еще безвкусная зелень, одно уже уходит, а другое еще в пути...
  
   __
  
  То во мне, что отвергает столь многое, должно столько же и предложить взамен, надо только искать. Это и есть "разум" - не стоит пытаться воскресить сожженное, лучше и дальше искать "землю обетованную".
  
   __
  
  У них процветают, с одной стороны, мертвое, унылое умничанье с "остроумными", "меткими" замечаниями, а с другой, упрощенные до той или иной степени вульгарности, чувственные истории, с понятиями на уровне "любовь полов", "мужество", "смелость" и "подлость". Для них это вопрос о ценности полутонов...
  
   __
  
  Нет мужества ничего не делать?! Продолжай, продолжай деловито поучать себя и ныть...
  
   __
  
  Опять "размен на мелочи"; это из-за малодушия все превращаешь в пыль и суету; можно договориться до того, что, смотря ТВ, тоже идешь по пути! Размен - потому что делаешь "тоже нужное", но не самое ценное и нужное, из того, что мог бы. В моем деле это особенно опасно, потому как по природе своей оно все же расплывчато и широк выбор "тоже нужного"...
  Суть в том, что истинный путь - он единственный, а кругом ни кусочка свободного места не оставляют пути ложные - им просто нет числа.
  ...Что ж, не буду легким и приятным, и не буду отвечать что требуется, а вот смотреть стану пристально - "пожалуй, чересчур" - т. е. буду угрюм и неприятен; "да, не ждите; не нравлюсь, ну, так тому и быть". Такая позиция будет щитом...
  И все залью молчанием - когда тебя не понимают, остается только это.
  Но как легко уклониться в сторону обвинений и нападок - а нападать нельзя, заруби себе это хотя бы и на носу.
  
   __
  
  Глупо говорить прямо, умные должны говорить на условном языке, чувство сыро и вульгарно, а тут - корректность и почти наука. Всем известно, что наука вызывает уважение своими несомненными заслугами. Если бы кто-то вздумал быть прямым, ему бы не позволили....Так что, выбирай, дружок, один из эзоповых языков.
  Есть язык политики, есть - экономики, социологии и т. д. - есть и язык искусства; поистине жаловаться не на что - выборам нет числа, как и дорогам.
  Все равно же впрямую нельзя передать понимание, это же ощущение и оно созревало годами поиска; понимание есть откровение и награда избранному.
  
   __
  
  Что такое веселость и смех? Почему в Библии об этом говорится угрюмо, с презрением или угрозой? Конечно, тут легкомыслие, но разве не безобидное?
  Будь Библия полегче и повеселей, все были бы за. Веселое нравится всем - и папе тоже. Буквально неотразимо нравится, так что даже пошлость шутки осознаешь потом, уже улыбнувшись.
  
   __
  
  Сколько "это" у меня. Если дело до памятника дойдет, буду представлен с указующей рукой.
  Убавь хотя бы слово и ползвука, или переставь только два слова из многих и уже изменится окраска смысла.
  
   __
  
  Никогда так не понимал, что кругом грязь - просто захлебываешься в грязи всех ее видов...
   Цель жизни - устоять во что бы то ни стало. Надо следить за собой, быть фениксом и не отчаиваться в скорби. Хорошо, что я умею ненавидеть благополучных и сытых - это главное болото.
  Проклятье рассуждающим за чаем. Они думают о себе слишком "неплохо".
  За ними сила князя мира и потому они не стесняются - а вот я стесняюсь, малодушен и это погубить может. Конечно, не спорить с ними надо и не драться, но и не поддакивать же из боязни, как бы не подумали чего.
  Христос начал служение зрелым.
  Я и люди.
  Я и заработок.
  Я и искусство.
  
   __
  
  Тебе просто скажут: устарел. Удивятся: откуда такое ископаемое?
  И никакие композиционные или жанровые уловки не помогут - сразу увидят, где ты проповедуешь.
  Мне кажется, что большинство не ведает ощущения этого счастья - счастья откровения; "я познал, понял!" - этот крик, как солнце. Не знают, потому и не ценят...
  Итак, наша доминанта, главный термин и понятие - "ощущение", "чувство"?
  
   __
  
  Если только оседл душой, обзаводишься имуществом не разбирая - "знания" набираешь и проч., а если душа в пути, то в котомке держишь только то, что нужно на пути - без коллекций вещей, денег, друзей, знаний, книг и прочих бабочек.
  
   __
  
  Как жалко тех, кто вырос и не понял, как сурова жизнь /о, Боже, как она сурова, сколько в ней дерьма! О, душа моя!/. Чистый сердцем даже и в теплице обречен, как мотылек.
  То, что пишу, обнадеживает меня только тогда, когда пишу - это не опора ни в соблазнах, ни в болезнях; одно умничанье не поможет хотя бы потому, что не придаст мужества.
  
   __
  
  
  Что это на меня навалилось: что ни прочитаю, что ни посмотрю, кругом две вещи - убийства и изнасилования в море грязи. Героев или нет или это уроды. Разумеется, всё под видом "старого мира" или того, что "это у них".
  И еще: сверхчеловеческие рассуждения со сверхчеловеческим спокойствием...
  
   __
  
  Что-то зародилось, какое-то ощущение и ты ищешь слова, словно клавиши подбираешь, стараясь не замордовать тему, но вскоре линяет ощущение от перевода на слова.
  Вообще, когда что-нибудь хорошее подумаю - как никогда не думал - то хочется думать так всегда и кажется, что кругом целый мир такой. О, как заметна для меня разница между ничего не говорящей уже рутиной взглядов и оборотов и этим новым миром...
  
   __
  
  Одну и ту же мысль раскрасить разным цветом, от черного до белого - удивительный аттракцион, большое удовольствие.
  А мужественность, конечно, хороша, но это слишком ходовой товар, доступный даже индейцам.
  
   __
  
  Дела, дела, сплошь дела - чтобы устроиться лучше, еще лучше - это примета именно нашего времени, сейчас простор делам дан. Как пустота усилится, так сразу начинается говорильня о делах - минувших, текущих и будущих.
  Как материал и дела можно оценивать с разных сторон, так и мысль с ощущением - а в итоге и всего человека.
  
   __
  
  Перед другими я нищий, ведь у меня нет ничего из их ценностей. А они ждут, тем более, что и вид мой нечто обещает, кажется. Нищета вызывает такие презрение и смех, как если бы ты ходил в дедушкином салопе.
  А взгляды наши различны настолько существенно, что получается как бы два языка, причем я-то знаю оба, а они один и потому мне приходится говорить на их языке.
  Я как ребенок, который уже спрятался от чудовища и обнаружил его маску, но еще не вырос настолько, чтобы быть неуязвимым пред ним.
  Работа на уборке в колхозе - вспомни то животное восприятие жизни, какое оно было темное и влекущее, как рассуждало грубо - это оно, это чудовище...
  ...Как первобытно жестока боль! Как первобытна сама наша жизнь, сколько в ней животного и как противостоять этому началу. Мне страшно. А люди ничего не замечают - их "взгляды" все "объясняют" так успокоительно. Они не могут или не хотят взглянуть прямо в глаза правде. Они называют это "удовлетворением естественных потребностей".
  Прямо тренировать себя надо в разговорах, чтобы пропало чувство, что срываюсь в аффект. Приучить себя делать паузу перед тем, как ответить и не придумывать ничего в эту паузу, а просто посмотреть на то, что у тебя внутри творится...
  /Не знаю, много ли удастся реально изменить./
  Проверяй, что кроется за твоим "хочу" или "не хочу", чтобы узнать, где малодушие. И вообще, проверяй, какие чувства стоят за тем или иным выбором.
  
   __
  
  Я слишком во многое не верю, слишком многое в человеческих отношениях мне кажется просто пылью и рутиной; оттого и отделываюсь.
  ...Столь сильны мои чувства при любом человеческом акте, что теряешь всякую веру в "правильные" рассуждения о том, как надо жить, а как - нет; чувство, которое вызывает сама жизнь и любой ее пустяк сильнее чувства, вдохновленного правильностью.
  Поэтому обыкновенно я просто покорно улавливаю то, что от меня требуется, и если требуется, например, восхищаться, то восхищаюсь - а сам страстно желаю от этой натуги отделаться, испытывая такое отвращение и даже непонимание, как будто при мне целуют курицу.
  
   __
  
  Опять о сути: ясно знаю, что ценно и есть жажда не упустить ничего из этого ценного. Не идти по этой дороге, значит, потерять; остальные дороги - тупики, только тут испытываешь чувство, что рядом с тобою сокровище - понимание, образ...
  Вот это-то чувство - сильнейшее из всех чувств - и есть, наверное, дар. Чувство до восторга и исступления. Конечно, обычно оно только дремлет и словно издали смотрит, но сколько раз эта передышка взрывалось - и с легкостью. Но иногда я боюсь его непрактичности, да и все прочее оно отвергает безапелляционно.
  Получается, что лишь поверив в свою особенность и независимость от всех, я смогу быть самим собой.
  Такой уверенности в себе пока нет - не поступлю так, как хочу в лучшую минуту. А это значит, что нет веры. Хорошо, если хотя бы чуть меньше гнилого во мне осталось, чем было раньше. Я ведь трус и от ответственности всегда уходил, шел за другими. Инстинкт самосохранения: лучше быть фоном...
  Мужественности нет, неуловим, как собственная тень.
  Все, конечно, сложно - их мужественности мне ни капли не надо. Что не предприимчив и не удачлив, не терзаюсь особенно, но вот есть, есть еще и что-то подлое...
  
   __
  
  "Как будто это тот год, в который открываешь суть жизни..." - читаешь такое про бывших, не зная, умерли они уже или нет, и думаешь - ну, как, дошли тогда или потом до этой сути? Может, кому-то надо было дожить до 90 лет, чтобы, наконец, случился такой год...
  
   __
  
  Какие варианты ни посмотри из тех, что ждут меня - любой сметет, угнетет и не будет сил...
  Разве можем мы, шестеренки в часах, что-то думать, что-то выбирать, в чем-то быть особенными - разве такое может случиться с одной из шестеренок?
  "Воля" и другие духовные категории употребляются без раздумий, при этом мы уже ничего не чувствуем и не думаем о том, что творится внутри нас, как о невидимой и неуловимой ни одним из пяти чувств тайне...
  Когда вокруг тебя люди и ты с ними постоянно в контакте, захвачен этими контактами и делами, то, конечно, невозможно остановиться и оглядеться и в результате остаются лишь внешнее движение и внешние мысли, не заглядывающие к духовным истокам и причинам.
  А соблазн цинизма в том, что он притворяется умным всезнайкой - мол, вот она, истинная суть вещей, скрытая за внешним. В нем есть глубина, но это глубина дна, на которое опустился циник. Глубина умнее мелководья и это истинное знание, но знание зла.
  Подавить плоть - которой спекулируют циники - нельзя, да и вовсе не важно, т.е. это не самоцель, а лишь средство сохранения духовной чистоты, чистоты огня. Духовный огонь - вот что для меня единственно важно. Ведь умертвлять плоть, значит, уделять ей все свое внимание. Не только духовные, но и плотские потребности человека предопределены Богом. Тут вопрос лишь в том, рабом чего ты являешься, духа или плоти?
  
   __
  
  Чтобы естественней и хладнокровней вести себя с девушкой, которая тебе нравится, внуши себе, что безвозвратно влюблен в одну из своих прежних незнакомок, которую и видел-то, может, лишь миг, но которая именно поэтому является достаточной для таких фантазий загадкой.
  
   __
  
  Многое из понятого мной нельзя говорить прямо, потому что это, собственно, только скелет, который должен остаться на глубине в качестве связующего и единящего начала. Нельзя говорить такие вещи сухо и научно, отделенно от живой ткани.
  Разве только как литературный прием, открещиваясь иронией и объективностью от таких занятий некоего персонажа?!
  
   __
  
  Прикованность к дому, где кусок хлеба и люди, которые тебя знают, к теплому островку посреди огромного замороженного мира - уж конечно, это не свобода и предел мечтаний, а вещь вынужденная.
  
   __
  
  Ощущение погруженности в атмосферу места и ситуации, описание ее изнутри и через себя - вот закон литературного творчества для меня. Автора и авторских суждений нет - по крайней мере, суждений холодновато объективных и ироничных, т. е. со взглядом сверху вниз - и в то же время в каждой фразе - автор.
  Невозможно убедить в истине, но можно убедить, что смысл жизни только в ее поиске, иначе жизнь теряет этот самый смысл.
  
   __
  
  Хорошо то, что живу без плана, без обязанностей перед кем бы то ни было, кроме самого себя; никто не знает, не любопытствует, не оценивает - и такая ситуация имеет все шансы сохраниться и в дальнейшем.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"